в чем спали мужчины в 19 веке
Глава 11. ОДЕЖДА ДЛЯ СНА
Глава 11. ОДЕЖДА ДЛЯ СНА
Что я надеваю на ночь?
«Шанель» номер пять, разумеется.
На протяжении столетий спальня служила местом ночлега для большого количества людей, привыкших видеть друг друга в ночном белье. В Средние века существовали специальные руководства, предписывавшие слугам, как те должны раздевать и готовить ко сну своих хозяев. (Забавно, что согласно этим предписаниям с хозяином, королем, герцогом следовало обращаться как с куклой.) «Если твой повелитель захочет лечь спать, — учили мальчика-слугу, — ты должен постелить ему под ноги простыню и снять с него платье. Потом накинуть ему на плечи халат, снять с него туфли, носки и чулки». (Чулки тогда состояли из двух частей: верхней — коротких штанов и нижней — собственно чулок.) «Чулки следует бросить через плечо, затем причесать господина, накрыть его голову платком и надеть на него ночную рубаху».
Платок, обвязанный вокруг головы, со временем превратился в ночной колпак. В ту пору никто даже мысли не допускал о том, чтобы спать с непокрытой головой, потому что считалось, что болезни передаются по воздуху в облаке вредоносных миазмов. Люди искренне верили, что могут умереть от того, что сидят или спят на сквозняке, и с маниакальным упорством стремились держать голову в тепле (но старались ее не перегревать: некоторые ночные колпаки имели отверстия на макушке «для выхода испарений»). Даже моя мама помнила, как в 1950-е ее мать (моя бабушка) не разрешала ей выходить из дома с мокрыми волосами.
Кардинал Уолси, советник при дворе Генриха VIII, был сыном простого трактирщика из Ипсвича, но достиг высокого положения, посвятив себя служению церкви, — одна из немногих возможностей для молодого человека из небогатой семьи добиться чего-то в жизни. Уолси обожал свою роскошную красную кардинальскую мантию, но когда погружался в работу, что случалось довольно часто, мог целый день проходить в ночном одеянии. Он имел репутацию талантливого государственного деятеля и отличался невероятной работоспособностью: во время переговоров с Францией в 1527 году Уолси работал по 12 часов кряду с четырех часов утра и при этом «ни разу не вставал из-за стола, чтобы помочиться или поесть, и беспрерывно писал письма; все это время голову его покрывали ночной колпак и платок».
Многие спали в длинных рубахах (мужчины) и длинных сорочках (женщины), похожих на те, что в дневное время носили как нижнее белье. Некоторые спали в том же нижнем белье, которое носили днем. В 1633 году в доме на старом Лондонском мосту случился пожар, и семья выскочила на улицу «в одних лишь рубахах и сорочках». Богатые покупали себе специальные ночные сорочки с чуть более широкими рукавами и более глубоким вырезом, чем у тех, что надевали днем.
Одежда для сна привела к появлению удивительно большого количества дневных нарядов. Генрих VIII покупал Анне Болейн пеньюары. Он подарил ей отороченный черным бархатом черный атласный пеньюар с поясом из черной тафты. Как и современные халаты, подобные «ночные пеньюары» были свободного покроя, теплые, часто с капюшоном. Их накидывали поверх другой одежды и снимали, когда ложились в постель. Удобная и практичная одежда для сна из спальных покоев «вышла в люди» (как домашние халаты в XX веке). Граф Эгмонт на собственную казнь в 1568 году вышел в халате из «красного дамаста», а леди Энн Клиффорд даже в церковь ходила в своем «роскошном пеньюаре». Со временем ночная сорочка преобразилась в самый изысканный парадный женский костюм, какой только можно себе представить; в мантуа XVIII века, платье с необычайно широкой юбкой с фижмами. В первоначальном виде оно предназначалось для ношения в спальном покое, но постепенно превратилось в роскошный и невероятно громоздкий туалет для особо торжественных случаев. Наиболее консервативные придворные надевали его еще в 1760-е, но уже тогда мантуа смотрелось как гротескная пародия на домашний наряд столетней давности.
В XIX веке стало принято надевать перед сном специальный наряд, который обычно шили из плотной белой хлопчатобумажной материи. Ее производили на британских прядильно-ткацких фабриках, чья продукция тогда господствовала в мире.
Первые женские пижамы появились после Первой мировой войны. В 1920-е годы под влиянием голливудских фильмов произошел революционный переворот в моде на одежду для сна. В сценах, происходивших в спальне, кинозвезды появлялись на экране в атласе, при студийном освещении мерцавшем и переливавшемся. Примерно в это время мадам Вионне изобрела диагональный крой, что позволило шить одежду, повторяющую очертания фигуры, — так наступила эра облегающих ночных сорочек и пижам из блестящих тканей персикового и телесного цветов. Для тех, кто не мог позволить себе натуральный шелк, их шили из нового синтетического материала — вискозы. Однако как бы ни был роскошен будуар, как бы ни были нежны оттенки интерьера, стилизованного под голливудскую спальню, если он находился в британском доме 1930-х, то центральное отопление в нем скорее всего отсутствовало. Поэтому скроенные по диагонали шелковые ночные сорочки вскоре скрывались под толстыми стегаными атласными халатами.
Гардероб голливудских кинозвезд пополнили также и пижамы, только, конечно, шили их, вдохновляясь не традиционными мужскими пижамами из полосатой хлопчатобумажной ткани, а китайскими нарядами — экстравагантными, отвечающими стилю декаданс. Шанхай и Гонконг были популярными туристическими направлениями, туда ходили круизные лайнеры, и модники и модницы разгуливали по палубе в пижамах, считавшихся идеальной одеждой для отдыха.
Начиная с 1920-х годов фасоны пижам и ночных сорочек, равно как и ткани, используемые для их пошива, постоянно менялись в соответствии с последними модными веяниями. Правда, в последние десятилетия этот процесс затормозился и никаких существенных метаморфоз в одежде для сна не произошло.
Первое поколение пижам для женщин (из журнала женской моды 1920-х).
Не исключено, что с появлением центрального отопления и тонких пуховых одеял надобность в пижамах просто-напросто отпала. Халаты носят до сих пор, но эта привычка уже отдает стариной: такая одежда более уместна для помещений, где есть места общего пользования, — гостиниц или домов, находящихся в совместном владении нескольких семей, но не для интимной обстановки спальни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Одежда
Одежда Шерлок Холмс был довольно «старомоден» и «неизменен в своих привычках», поэтому на ночь он надевал льняную ночную сорочку. Такие сорочки бывали двух фасонов: чуть ниже колена или до пола — и застегивались у ворота на одну пуговицу. Льняные сорочки стоили от 9 шилл.
Одежда
Одежда Любопытный факт: при раскопках были найдены иглы, но не обнаружено ни одного изображения сцены пошива одежды. Но, конечно, женщины шили платья. Повседневным женским нарядом было льняное прямое платье, доходящее до щиколоток, на бретельках, так называемый каласирис.
Одежда
Одежда Прежде чем приступить к рассмотрению правил, касающихся манеры одеваться в Англии, нам необходимо внести уточнения относительно нескольких кросс-культурных универсалий. Помимо своего прямого назначения — согревать в условиях холодного климата и защищать от
ОДЕЖДА
ОДЕЖДА Для этнографов одежда — предмет специального научного исследования, связанного с этнической, родовой, социальной, возрастной принадлежностью. В ней они черпают сведения о культуре, материале (шерсть, лен и т. д.), способах ткачества, красителях, технике вышивки,
Одежда
Одежда Дорогие одежды отличали первых государственных сановников. Другие не могли равняться с ними богатством в одежде. К такой праздничной одежде относились бережно, и она передавалась по наследству сыну.Боярское, дворянское или купеческое платье покроем не
Некоторые литературные источники говорят, что XVI век подарил миру ночную рубашку. До этого ложились спать нагишом. Правда, в «Grand Larousse Enc» 1960 года утверждается, что ночные рубашки известны в Европе уже с XIV века, но были в то время суконными. Родиной ее считают Германию периода Реформации. «Новинка», однако, еще мало отличалась от рубахи, что носили днем, была только шире и длиннее. Кстати, тогда же в дворянский и бюргерский быт вошел ночной колпак.
На протяжении многих веков спальный наряд довершал чепец или ночной колпак, сохранявший прическу и согревавший голову, ведь спальни в те незапамятные времена едва отапливались. Этот головной убор позволял также скрыть лысину, днем прикрываемую париком. Мужчины обычно носили колпак с помпоном, женщины – сосборенный чепчик.
Обломов на диване.
Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.
Музей душ усопших. Рим. Италия
Есть, к примеру, ночной колпак с отпечатками закопченных пальцев. Это следы прикосновения призрака Луизы ле Сенешель. 7 мая 1873 года покойница явилась под покровом ночи к своему мирно спавшему супругу, несколько раз пребольно ущипнула за нос и мстительно сдернула с него ночной колпак. Так, по мнению вдовца, иногда позволявшего себе вольности, она напомнила о том, что надо соблюдать траур…
Зачем раньше мужчины и женщины перед сном надевали колпаки или чепчики
Почему раньше спали в колпаках и чепчиках, интересует многих людей. Примечательно, что ночные колпаки для сна носили исключительно мужчины, а чепчики – дамы. Чаще всего колпаки напоминали шарф, который поможет согреть шею. Традиционно колпак, украшенный кисточкой, использовали для сна по нескольким причинам.
Особенности головного убора для сна
В XVII столетии ночной колпак был необходимым атрибутом туалета. Этот неофициальный головной убор надевали для сна зажиточные люди в северной части Европы. Несмотря на то, что они были предназначены для дома, материал колпаков был оформлен очень роскошно. Это могли быть:
В большинстве случаев, тематикой этих украшений для колпака выступала растительность. К самым популярным из них можно отнести: землянику, листочки, цветы, которые можно найти в иллюстрированных книгах.
Почему надевают на ночь ночной колпак
Существует несколько причин, почему долгое время раньше носили колпаки
Правда, в некоторых случаях, чтобы сохранить чрезмерно пышную красоту, приходилось засыпать практически сидя.
Надевают ли ночной колпак в наши дни
Благодаря развитию прогресса, во всех жилых домах функционирует центральное отопление. Владельцы домов и квартир также устанавливают пластиковые окна, которые помогают сохранить тепло в помещении и снизить уровень шума с улицы. Прическу сохранить помогают различные средства для фиксации.
Поэтому в современном мире колпаки и чепчики практически не используют. Однако, несмотря на это, они все равно актуальны: ведь в старых поездах со щелями в окнах, пассажира может продуть. Поэтому в ином месте, где присутствуют сквозняки, и необходимо будет переночевать, без ночных чепчиков и колпаков не обойтись.
Когда появились первые кровати, почему наши предки спали дважды за ночь, а Петр I – сидя в шкафу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые кровати человечества
Первые примитивные кровати из пальмовых жердей или прутьев, скреплённых верёвками, появились в Древнем Египте около трех тысячелетий до нашей эры тому назад. И лишь спустя века, во дворцах фараонов начали появляться прототипы кушеток с подставками для головы и упором для ног. Постепенно традиция спать на таких приспособлениях распространилась и среди знати древнеегипетской цивилизации. Пройдут века, прежде чем мода на такие кушетки не перейдет к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.
Атрибуты для сна в Средневековье
К примеру, вот как располагалась на ночь большая ирландская семья: «подальше от двери, у самой стены, – старшая дочь, за ней остальные девочки, посередине постели – мать с отцом, дальше сыновья, а уж с самого краю – гости дома».
Также был распространен послеобеденный сон. В произведениях искусства мы часто видим изображение крестьян, спящих днем в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.
И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха.
К концу Средневековья в Северной Европе широкое распространение получили такие шкафы, где спали уже не только знатные господа, а и их приближенные. А спали сидя, потому как считалось, что в горизонтальном положении могут находиться только покойники.
Позже хотя и начали сооружать ложа, но по-прежнему спали сидя, подложив под спину подушки. Поэтому и кровати в то время были хоть и широкие, но короткие. Но простой люд по- прежнему спал на земляном или каменном полу, устраиваясь кто как мог. Обычным делом было спать «по месту работы»: прачка – у корыта, истопник – у печи.
Как спали наши предки на Руси.
На Руси в отличие от стран Европы дело обстояло иначе. Наши пра-прадеды в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Еще с начала нашей эры восточные славяне строили добротные избы с полатями, большими печами. Правда на печах спать начали с 13-14 века, когда появились дымоходы. А до того печи топились по черному и спать на них было невозможно.
Что касаемо остальных атрибутов бедные люди спали на тюфяках из мешковины, набитых, чем придется. В ходу были соломенники – матрасы, набитые соломой, и сенники с сеном и мхом, сшитые из холщовой ткани. Некоторые матрасы набивали конскими волосами, водорослями, корой ивы или липы. А зажиточные господа могли позволить себе перину – матрас, набитый перьями и пухом.
Еще частенько приходилось хозяевам спать на сундуках, которые специально изготавливали с плоской крышкой.
Какое новшество для сна Петр I хотел внедрить в России
Удивительный факт из истории жизни Петра I, не особо любившего роскошь. Как-то, побывав в Голландии, он привез оттуда привычку спать в кровати-шкафу. Подобные сооружения, похожие на комод с двумя дверцами, были популярны в холодных регионах Европы. Их преимуществом было в то, что здесь никогда не дуло. Петр Алексеевич пытался внедрить такое спальное место среди своих подданных и в России, однако это новшество, к счастью, не прижилось.
На Руси в богатых домах кровати начали появляться во времена Петра – в 17 веке, а в крестьянских избах – только к концу 19 столетия. И лишь век 20 принес с собой традиционные спальные комнаты, и кровати, и подушки, и ночную одежду. К слову, ещё в середине XX века в Германии, например, отдельная спальня была редкостью.
Сон в живописи
Курительные куртки, капоты, шаровары: Что носили дома в XIX веке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему дома вообще надо было весь день переодеваться?
Во-первых, за отсутствием душа и дезодоранта, с запахом боролись в том числе тем, что постоянно меняли нижнее бельё — льняное бельё отлично впитывало пот, оставалось просто скинуть использованное и надеть чистое. А раз уж всё равно менять бельё, то нетрудно заодно и одежду сменить. Во-вторых, постоянная смена одежды позволяла носить её дольше, соблюдая притом весь бытовой “церемониал”, утверждающий и подтверждающий социальный статус человека.
То есть, надо было подчеркнуть, что человек имеет возможность менять одежду по обстоятельствам, но при этом на деле беречь эту одежду. Только императрица Мария Фёдоровна могла позволить себе с утра облачиться в парадное платье и в нём и пить, и есть, и стоять у токарного станка. Остальным приходилось с одеждой обращаться бережно. Часть требований этикета, на самом деле, традиционно направлены на то, чтобы сберечь костюм от пятен и истирания.
Утро — время для своих
Только у единиц в былые времена вообще бывало время “на себя”. Люди жили большими семьями, со слугами, чаще, чем мы сейчас, заглядывали друг к другу ради поддержания социальных связей — ведь телефона и интернета для этого не было. О том, чтобы ходить дома в костюме Адама и Евы, и речи быть не могло — как и о том, чтобы просто донашивать изношенную одежду для публичных появлений. Для утра были свои особенные виды одежды. В ней должно было быть можно показываться людям, но — не всем. Утренние визиты были для близкого круга друзей и родни.
Женщинам рекомендовалось простое, скромное, не слишком стесняющее движения платье. Считалось, что с утра даже богатая дама так или иначе занимается своим хозяйством или детьми. Если женщина сама с утра наносила визит, то не изменяла правилу о скромности и простоте: невежливо, приходя в гости, выглядеть наряднее хозяйки.
Утро для большинства дам “праздного сословия” начиналось притом поздно. Завтрак мог приходиться на двенадцать (и являться на него посторонним считалось неприлично), так что утренний визит мог прийтись на час, а чаще — на три часа дня, ведь после завтрака у всех есть дела и необходимость привести себя в порядок.
У мужчин в качестве одежды для утренних визитов очень быстро стала популярна визитка (отсюда и название). По сути, поначалу это был просто костюм для утреннего моциона — длинный пиджак, который, однако, не стеснял движения и возможности ездить верхом благода вырезу снизу спереди и довольно свободному покрою. Мужчинам сначала просто удобно было сделать вид, что зашли они между делом, после прогулки верхом, а потом этот “спортивный стиль” просто прижился, и наездника человек в визитке уже больше не изображал.
Дома у обоих полов в какой-то момент стал очень популярен широкий, длинный халат, которым можно было равно надёжно прикрыть нижнее бельё и защитить от возможных пятен одежду, надетую на случай, если кто-то зайдёт — чтобы не переодеваться. Мужчины носили шлафрок, женщины — капот. В какой-то момент при визите знакомых и шлафрок перестали снимать с домашней одежды. Мужчины часто носили халат весь день — да, в девятнадцатом веке шуток про домохозяек в халатах бы не поняли, это было мужской особенностью.
Надо понимать, что халаты эти обычно выглядели если не роскошно, то довольно нарядно, и к тому же по зимней погоде отлично заменяли пальто, которое внутри дома порой носить очень хотелось, но вроде было неуместно — для этого халату делали тёплую подкладку.
Домашней одеждой для мужчин считались также короткие курточки до талии — долгое время обтянутый брюками мужской зад считался зрелищем не очень пристойным, и его старались прикрыть длинными полами сюртуков, мундиров и фраков. Понятное дело, что дома можно было дать себе послабление и показывать брючный зад всем домашним. Многим в России и Восточной Европе, впрочем, нравилось больше сочетать курточку с шароварами — и некоторая оригинальность образа есть, и ягодицы не обтянуты.
Вечер
Поскольку обедали довольно поздно, то сразу за “утром”, с промежутком на приём пищи и короткий отдых после, шёл “вечер”. Вечером даже дома предполагалось одеваться строже: не обо всех визитах заранее предупреждали, и хозяева всегда должны были быть готовы к явлению гостей. Наносить визиты в “спортивной” визитке уже тоже было нельзя. Дамы одевались ярче и светлее, мужчины надевали фраки или сюртуки. Под сюртук был надет жилет, добавляющий мужскому торсу строгости и элегантности. Шейный платок даже дома был обязателен — волосатая мужская шея считалась зрелищем порнографическим.
Несмотря на то, что вечером мужчина часто менял халат на фрак, он часто оставался в чисто домашнем головном уборе — курительной шапочке. Расшитая шапочка была популярным подарком от жены мужу и от дочери — отцу. Она должна была спасти волосы от того, чтобы они впитывали запах сигаретного дыма, а зимой ещё и грела, если своих волос было недостаточно. Женщины с той же целью (защитить волосы от запахов и не мёрзнуть) повязывали дома чепцы. Вечером чепец на волосах могла оставить только пожилая женщина. Зато, если даме хотелось вечером утеплиться, она могла накинуть на плечи шаль — домашних курточек, как для мужчин, увы, не предусматривалось большую часть девятнадцатого века.
Кстати, хорошим тоном считалось для мужчины перед курением сменить домашний фрак на курительную куртку и удалиться в специальное помещение. Некоторым было лень потом переодеваться обратно, и они ходили по дому в курительной куртке. Она отличался простотой кроя — без фалд и вырезов, довольно свободная — но её часто замысловато расшивали. На рукава и лацканы нашивался скользкий атлас, чтобы пепел не прилипал. Впрочем, ходить в такой куртке считалось не очень-то опрятно, ведь она передавала запах обивке мебели. Если шлафроки расшивали “под восток”, то курительные курточки часто оформляли “в венгерском духе” — с нашитым лапками шнуром.
Никому бы в девятнадцатом веке, кроме совсем уж оригиналов, не пришло бы в голову спать нагишом. Дело не только в стыдливости — как раз многие полагали, что для полового акта стоит раздеться полностью — дело в постоянной опасности пожара в домах девятнадцатого века. В любой момент могло понадобиться выскочить на улицу. Хорошо бы, чтобы в этот момент на тебе была хотя бы ночная рубашка. Ради тепла некоторые одевали поверх ещё один вид халата, попроще шлафрока, например, архалук, и так спали. Дамы часто держали возле кровати большую шаль — чтобы, если придётся выбегать, закутаться — и для скромности, и для здоровья. Голову и мужчины, и женщины могли прикрывать специальными головными уборами, чтобы “сохранять” волосы.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: