в чем совпадают задачи гражданской обороны и рсчс
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГО и РСЧС
Предназначение РСЧС:для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.
Основные задачи РСЧС:
— разработка и реализация правовых и экологических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и устойчивость функционирования предприятий, учреждений и организаций, а также подведомственных им объектов в ЧС;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий в ЧС;
— подготовка населения к действиям в ЧС;
— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего в ЧС, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты в ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий в ЧС.
МЧС России вырабатывает механизмы создания единой системы защиты населения путем интеграции РСЧС и ГО
Интеграция единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО) в единую систему защиты населения стала темой научно-практической конференция, состоявшейся 30 января на базе ВНИИ ГОЧС.
В мероприятии приняли участие руководители МЧС России, представители федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, научных и образовательных организаций министерства, РАН и других заинтересованные организаций.
Совместные обсуждения направлены на выработку актуальных комплексных подходов и единых направлений на пути интеграции.
Открывая конференцию, заместитель главы МЧС России Павел Барышев сказал: «Сегодня мы обсуждаем инициативу о возможной интеграции РСЧС и ГО. На сегодняшний день все законодательные вопросы проработаны и нуждаются в общественном обсуждении. Объединение двух систем позволит оптимизировать работу и снизить административные барьеры, повысить роль и эффективность гражданской обороны».
В рамках обсуждения актуальных вопросов внимание уделено, в частности, концептуальным подходам к созданию правовых и организационных основ формирования единой системы защиты населения. Ее фундамент должны составить единая законодательная база и единые органы управления, а также группировка сил и средств, направленные на защиту населения и территорий от угроз мирного и военного характера.
Как отметил директор Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России Олег Мануйло, сегодня РСЧС и ГО имеют практически идентичные органы управления, силы и средства, перед обеими системами ставятся схожие цели и задачи.
Зачастую это приводит к дублированию нормативных правовых и планирующих документов, и как следствие, затрудняет выполнение функций и усложняет работу.
Участники конференции отметили, что интеграция позволит оптимизировать состав органов управления, сил и средств структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения, приведет в систему нормативную правовую базу, а также исключит дублирование функций и полномочий. Это обеспечит определенную экономию доли средств на содержание и функционирование единой системы защиты без потери ее эффективности. Кроме того, предлагаемые меры значительно повысят уровень защиты населения, материальных и культурных ценностей как в мирное, так и в военное время.
Напомним, ранее подготовленные предложения по интеграции РСЧС и ГО одобрены в декабре 2019 года на расширенном совещании МЧС России под руководством Министра Евгения Зиничева.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГО и РСЧС
Предназначение РСЧС:для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.
Основные задачи РСЧС:
— разработка и реализация правовых и экологических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и устойчивость функционирования предприятий, учреждений и организаций, а также подведомственных им объектов в ЧС;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий в ЧС;
— подготовка населения к действиям в ЧС;
— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего в ЧС, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты в ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий в ЧС.
Предназначение ГО
Гражданская оборона – система оборонных, инженерно-технических и организационных мероприятий РСЧС, осуществляемых в целях защиты гражданского населения и объектов народного хозяйства от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.
Основные задачи ГО:
— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
— борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— обнаружение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому или иному заражению;
— санитарная обработка населения, обеззараживание (дезактивация) техники, зданий, территории и проведение других необходимых мероприятий;
— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
— оценка восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
СТРУКТУРА РСЧС
Организационная структура РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти (от федеральных до местного самоуправления) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения в ЧС в мирное и военное время. Она состоит из территориальных (в пределах территорий субъектов РФ) и функциональных (отраслевых, ведомственных) систем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, а также соответствующие силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов и системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующими органамиявляются:
— на федеральном уровне Межведомственная и ведомственная комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС;
— на региональном уровне региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— на территориальном, местном и объектовом уровне — комиссии по ЧС (КЧС).
Координирующие органы организуют, контролируют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреждению и ликвидации ЧС на подведомственных им территориях и объектах.
Органами постоянного управления по делам гражданской обороны и ЧС (ОУГОЧС) являются:
— на федеральном уровне — Министерство по делам ГОЧС;
— на региональном уровне — региональные центры (РЦ);
— на территориальном и местном уровнях — комитеты, главные управления, управления, отделы, создаваемые при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, Органы управления по делам ГОЧС;
— на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.
Органами повседневного управленияявляются:
— центры управления в кризисных ситуациях;
— оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС;
— дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти (ДДС).
В системе управления РСЧС предусмотрено создание стационарных (в мирное время – повседневных; в военное время – запасных) и подвижных пунктов управления (воздушных и мобильных).
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧСотносятся:
службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах;
— формирования Госсанэпиднадзора России;
— ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
— геофизическая служба РАН;
— оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России;
— учреждения и агентства по мониторингу ЧС;
— учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ЧС.
Основу группировки сил ликвидации ЧСразличного назначения составляют части и подразделения постоянной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:
1) части и подразделения МЧС:
— поисково-спасательная служба (ПСС), включающая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территориальные спасательные службы;
— противопожарные части и подразделения;
— войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;
2) специально подготовленные инженерные и химические части и подразделения Минобороны (МО) России;
3) сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;
4) бригады экстренного реагирования и специализированной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;
5) профессиональные спасательные отряды и различные формирования Минатома и других профильных министерств и ведомств.
Кроме сил постоянной готовности различной степени к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварийно-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организаций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.
Формирования общего назначения подразделяются на:
Формирования служб (группы, звенья) могут создаваться для наблюдения за экологической обстановкой, а также проведения противопожарных, медицинских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.
Информационное обеспечение функционирования РСЧСосуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:
— центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
— информационные центры федеральных органов исполнительной власти; ин
— формационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации;
— абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС;
— информационные центры организаций; средства связи и передачи данных.
Система РСЧС и гражданской обороны
Для организации спасения людей, сохранения их здоровья, снижения ущерба окружающей среде и локализации зон ЧС природного и техногенного характера в период с 1992 г. по 1994 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) В 1992 году принято постановление Правительства РФ № 261 «О создании РСЧС», 30.12.03 г. постановлением Правительства РФ № 794 утверждено «Положение о РСЧС»
РСЧС объединяет усилия органов управления, силы и средства государственного управления всех уровней (федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций) для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Рис.8.2. Структура РСЧС
РСЧСсостоит (рис. 8.2.) из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (межрегиональный), территориальный (региональный), местный (муниципальный)и объектовый.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученным им отраслях экономики
Территориальныеподсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне РСЧС создаются:
постоянно действующие органы управления;
органы повседневного управления;
резервы финансовых и материальных ресурсов;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационный орган ‑ это комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Основные задачи комиссии:
разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и пожарной безопасности;
координация деятельности органов управления и сил единой системы;
обеспечение согласованных действий при ликвидации последствий ЧС.
Постоянно действующие органы управления:
на федеральном уровне – МЧС России;
на региональном (межрегиональном) уровне – региональные центры МЧС России;
на территориальном (региональном) уровне – главные управления МЧС России;
на местном (муниципальном) уровне – специальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
Органы повседневного управления:
— центры управления в кризисных ситуациях;
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят:
силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. (Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.);
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
войска гражданской обороны;
поисково-спасательную службу МЧС России;
Государственную противопожарную службу МЧС России;
соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;
учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.
В зависимости от обстановки РСЧС может функционировать в одном из следующих режимов:
Основными задачами РСЧС являются:
разработка и реализация законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения территорий от ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
В Федеральном законе РФ «О гражданской обороне», 1998 г. гражданская оборона (ГО) рассматривается как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Кроме того, планируемые мероприятия ГО в социогенных ЧС должны защищать от поражающих факторов, инициируемых террористическими и диверсионными группами, незаконными вооруженными формированиями и другим противником.
Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу. В зависимости от обстановки система гражданской обороны может функционировать в одном из следующих режимов:
В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.
Гражданские организации ГО создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым и включает в себя инструктажи, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т. д.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях является одним из важнейших направлений государственной политики национальной безопасности Российской Федерации, потому что последствия чрезвычайных ситуаций мирного и особенно военного характера часто имеют трансграничный характер и затрагивают судьбы миллионов людей, а также имеют для государства социальные, правовые и экономические последствия, ставят вопрос о надежности и компетентности государственной власти и ее способности выполнять свои обязанности.
СПИСОК ЛИРЕРАТУРЫ
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
3. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
4. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. — М.: Высшая школа, 2007. — 328 с: ил.
6. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2007. — 360 с: ил
9. Кукин П.П. и др. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.
12. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008.—317 с.: ил.
Приложение 1
ВЫПИСКА
из Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Руководство P 2.2.2006 – 05)
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Предназначение, задачи и структура РСЧС и ГО
Предназначение РСЧС
РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий (при определенных структурных изменениях) и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.
Основные задачи РСЧС:
· разработка и реализация правовых и экологических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и устойчивость функционирования предприятий, учреждений и организаций, а также подведомственных им объектов в ЧС;
· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий в ЧС;
· подготовка населения к действиям в ЧС;
· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;
· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего в ЧС; проведение гуманитарных акций;
· реализация прав и обязанностей населения в области защиты в ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации;
· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий в ЧС.
Предназначение ГО
Гражданская оборона — система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.
Основные задачи ГО:
· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья
и принятие других необходимых мер;
· борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· обнаружение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому или иному заражению;
· санитарная обработка населения, обеззараживание (дезактивация) техники, зданий, территории и проведение других необходимых мероприятий;
· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
· оценка восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Структура РСЧС
Организационная структура РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти (от федеральных до местного самоуправления) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения в ЧС в мирное и военное время. Она состоит из территориальных и функциональных систем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно-территориальному делению.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами власти и включают органы управления, силы и средства министерств и ведомств, организующих работы по защите населения от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, а также соответствующие силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов и системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующими органами на федеральном и региональном уровнях являются, соответственно, Межведомственная и ведомственная комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; на территориальном, местном и объектовом уровне — комиссии по ЧС (КЧС).
Координирующие органы организуют, контролируют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреждению и ликвидации ЧС на подведомственных им территориях и объектах.
Органами постоянного управления по делам гражданской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на федеральном уровне — Министерство по делам ГОЧС, на региональном уровне — региональные центры (РЦ), на территориальном и местном уровнях — комитеты, главные управления, управления, отделы, создаваемые при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, органы управления по делам ГОЧС и на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.
Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях. Единые дежурно-диспечерские службы (ЕДДС), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти (ДДС).
Общее руководство гражданской обороны и защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС (РГО и ЗНиТ)
В системе управления РСЧС предусмотрено создание стационарных и подвижных пунктов управления (ПУ). Стационарные ПУ могут быть повседневными (мирное время) и запасными (военное время).
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах; формирования Госсанэпиднадзора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; геофизическая служба РАН; оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России; учреждения и агентства по мониторингу ЧС; учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ЧС.
Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения постоянной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:
· части и подразделения МЧС:
ü поисково-спасательная служба (ПСС), включающая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территориальные спасательные службы;
ü противопожарные части и подразделения;
ü войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;
· специально подготовленные инженерные и химические части и подразделения Минобороны (МО) России;
· сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;
· бригады экстренного реагирования и специализированной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;
· профессиональные спасательные отряды и различные формирования Минатома и других профильных министерств и ведомств.
Кроме сил постоянной готовности различной степени к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварийно-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организаций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.
Формирования общего назначения подразделяются на сводные отряды (команды, группы), предназначенные для проведения как аварийных, так и спасательных работ, и спасательные формирования, выполняющие в основном спасательные работы.
Формирования служб (группы, звенья) могут создаваться для наблюдения за экологической обстановкой, а также проведения противопожарных, медицинских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает: центр управления в кризисных ситуациях МЧС; информационные центры федеральных органов исполнительной власти; информационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации; абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС; информационные центры организаций; средства связи и передачи данных (рис. 7.1).
Структура ГО РФ
Организационная структура ГО базируется на основе структуры РСЧС с учетом определенных и заранее спланированных изменений в ее элементах на основе требований Федерального закона «О гражданской обороне», и полностью развертывается при переводе страны (отдельных регионов) на военное положение или при возникновении военных действий (рис. 7.2).
Руководство гражданской обороной Российской федерации осуществляется правительством РФ во главе с премьер-министром — начальником ГО страны.
Руководство гражданской обороной в Федеральных органах исполнительной власти и в организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, территориальных образований, в отдельных организациях и на объектах осуществляют соответственно главы исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления, руководители отдельных организаций и объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий ГО в Федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, а также в организациях (на объектах).
Координирующие органы управления, в силу необходимости соблюдения принципа единоначалия в условиях военного времени, могут быть преобразованы в консультативные органы сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с переходом их функций к постоянным органам управления.
Функции постоянных органов управления, уполномоченных на решение задач в области ГО, будут выполняться в основном имеющимися органами управления РСЧС (МЧС, РЦ, органы управления ГОЧС территориальных уровней) с определенными изменениями: на федеральном уровне МЧС будет взаимодействовать в решении задач с Генеральным штабом МО, на региональном уровне — Региональный центр — со штабом данного военного
округа, на остальных уровнях в органах управления ГОЧС возможно увеличение количественного состава групп ГО в составе этих органов управления.
Службы различных назначений, имеющиеся в РСЧС в мирное время, продолжают выполнять свои задачи и в военных условиях с приоритетом задач ГО. Могут создаваться также и новые службы — маскировки, радиоперехвата, борьбы с диверсантами и т. п.
Повседневное управление гражданской обороной будет осуществляться теми же органами РСЧС, что и в мирное время (Центры по управлению в кризисных ситуациях, оперативно-диспетчерские службы, дежурно-диспетчерские службы), но с обязательным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления (ЗПУ).
Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на них задач, являются соединения, воинские части и другие формирования войск гражданской обороны а также нештатные формирования гражданской обороны.
Нештатные формирования гражданской обороны являются формированиями, создаваемыми на потенциально опасных объектах и на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение по территориально-производственному принципу, владеющими специальной техникой и подготовленными для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Они составляют наибольшие по численности формирования ГО и предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий ГО.
Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, торговли и другие виды формирований. В состав этих формирований могут входить: сводные и спасательные команды и группы; сводные команды механизации работ; команды, группы, звенья разведки и связи; медицинские отряды, бригады, группы, звенья; подвижные госпитали; санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и т. д.
Для выполнения задач в области ГО в зависимости от обстановки могут привлекаться также профессиональные аварийно-спасательные службы различных уровней, аварийно-спасательные формирования, мобильные группировки ГО и МО, воинские части и подразделения МО, другие части и подразделения постоянной готовности РСЧС.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 8421 ; Мы поможем в написании вашей работы!