что будет в жуковском в июле 2021
Авиация России
Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
МАКС-2021 — что ждёт нас в Жуковском с 20 по 25 июля 2021 года
Международный аэрокосмический салон МАКС-2021 станет уникальным событием для мировой авиационной отрасли на фоне не состоявшихся аналогичных мероприятий по всему миру.
Авиашоу в Форнборо, которое должно было пройти в июле 2020 года было отменено. Из-за пандемии коронавируса не состоялся авиационно-космический салон Airshow China 2020 в Чжухае. Авиасалон в Ле-Бурже, традиционно проходящий также, как и МАКС по нечётным годам, отменён. Под вопросом проведение 17-й международной аэрокосмической выставки Dubai Airshow 2021. Её судьба зависит от ситуации с пандемией коронавируса, которая сложится к ноябрю этого года.
Но МАКС-2021 состоится, как заявил министр торговли и промышленности РФ Денис Мантуров, этот вопрос решён. Чтобы оперативно узнавать о новинках и новостях авиасалона, на сайте «Авиация России» создан специальный раздел МАКС-2021. Заходите!
Что же ждёт нас в Раменском на аэродроме Лётно-исследовательского института им. Михаила Громова с 20 по 25 июля 2021 года?
Состоится первый показ лайнера МС-21-310. В декабре 2020 года самолёт подняли в воздух двигатели российского производства ПД-14. Также организаторы анонсировали премьеры лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В, регионального турбовинтового пассажирского самолёта Ил-114-300. Оба эти воздушных судна оснащены двигателями ТВ7-117СТ/СТ-01, о котором сайт «Авиация России» уже подробно рассказывал.
В феврале 2021 года на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина начался этап наземных отработок летающей лаборатории на базе самолёта Як-40 с демонстратором гибридной силовой установки, оснащённой электродвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП). Организаторы обещают показать этот самолёт в экспозиции МАКС-2021.
В составе статической экспозиции Фонд перспективных исследований покажет проект самолёта укороченного взлёта-посадки «Партизан». Название «Партизан» родилось из возможностей этого летательного аппарата доставлять грузы на небольшую слабо оборудованную площадку. Это будет турбовинтовая машина, в которой за счет дополнительных винтов обеспечивается обдув крыла, что повышает подъёмную силу. Такой самолёт сможет взлететь практически с места. Дальность полёта «Партизана» составит 1000 километров при скорости 250 километров в час, максимальная скорость — 315 километров в час, вес полезной нагрузки — до 500 килограммов. Первый полет демонстратора самолёта намечен на 2022 год.
Наработки по сверхзвуковому гражданскому самолёту «Стриж» представит Научный центр мирового уровня «Сверхзвук».
Пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» уже начали подготовку к авиасалону. Их тренировки показал телеканал «Звезда», они – неизменные участники и главное украшение лётной программы МАКС и многих зарубежных авиасалонов. «Русские Витязи» выполняют групповой пилотаж на истребителях Су-35С и Су-30СМ, «Стрижи» – на истребителях МиГ-29. Вместе обе группы исполняют фигуру «Кубинский бриллиант», или «Большой ромб», когда в смешанном строю идут пять истребителей «Су» и четыре «МиГа», синхронно выполняя фигуры высшего пилотажа.
Также традиционно своё мастерство продемонстрируют авиационные группы высшего пилотажа «Соколы России» на тяжёлых истребителях Су-30СМ и «Беркуты» на ударных вертолётах Ми-28Н и разведывательно-ударном Ка-52.
Впервые к участию в лётной программе приглашена южнокорейская пилотажная группа Black Eagles. Полная программа демонстрационных полётов будет известна ближе к открытию МАКСа.
На сайте «Авиация России» ежедневно публикуется программа полётов:
В одной этой статье невозможно охватить весь спектр статической и лётной экспозиции. Чтобы оперативно узнавать о новинках и новостях авиасалона, на сайте создан специальный раздел МАКС-2021. Заходите!
Авиация России
Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
МАКС-2021. Итоги
XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 проходил в условиях, когда пандемия COVID-19 существенно сократила возможности для международного присутствия. Авиасалон стал уникальным событием для мировой авиационной отрасли на фоне не состоявшихся аналогичных мероприятий по всему миру. Авиашоу в Фарнборо, которое должно было пройти в июле 2020 года было отменено. Не состоялся авиационно-космический салон Airshow China 2020 в Чжухае. Авиасалон в Ле-Бурже, традиционно проходящий также, как и МАКС по нечётным годам, отменён. Под вопросом проведение 17-й международной аэрокосмической выставки Dubai Airshow 2021. Её судьба зависит от ситуации с пандемией коронавируса, которая сложится к ноябрю этого года.
Несмотря на все негативные факторы, МАКС-2021 сохранил масштабное представительство как российских, так и зарубежных компаний. Свои экспозиции разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из 20 стран. Подлинным прорывом для МАКС стало использование гибридного формата, который позволил привлечь 202 зарубежных компании из 53 стран. Таким образом, в выставке приняли участие 831 экспонент из 56 стран мира.
Лидеры российской авиационной и космической отраслей, крупнейшие мировые производители представили свою продукцию на площади 105 тыс. кв.м. в павильонах, на открытых площадках и статических стоянках. В частности, в павильоне страны-партнёра Республики Казахстан на площади 750 кв. метров разместились стенды 11 компаний и организаций. Также на площади более 1000 кв. метров были представлены национальные экспозиции Бельгии, Германии, Ирана, Канады, Республики Беларусь, Франции и Чехии.
МАКС-2021 стал местом проведения премьерных показов мирового масштаба. Ажиотажный интерес вызвала презентация лёгкого тактического самолёта Checkmate (Су-75). Впервые широкой общественности был представлен среднемагистральный лайнер МС-21-310, оснащённый двигателями ПД-14. Премьерой МАКС стал региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300. Ещё одна новинка – лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал». Холдинг «Вертолёты России» представил модернизированные вертолёты Ми-171А3 для работы на оффшорных нефтяных платформах, Ка-32А11М с обновлённой силовой установкой, новым бортовым радиоэлектронным оборудованием и системой пожаротушения СП-32, а также «Ансат-М» с увеличенной дальностью полёта. Объединённая двигателестроительная корпорация представила проекты турбовальных двигателей ВК-650В и ВК-1600В, а также демонстратор газогенератора двигателя ПД-8, создаваемого для использования в составе силовой установки самолёта SSJ-New.
Демонстратор газогенератора ПД-8
Иностранные авиапроизводители представили продукцию, в том числе ранее не демонстрировавшуюся в России. Среди премьер авиасалона – широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт Airbus A350-1000, среднемагистральный Airbus A220-300, турбовинтовой Pilatus PC-12NGX. Впервые на МАКС приехала американская компания Cirrus, представившая два самолёта.
Сформированные специальные экспозиции были посвящены темам деловой авиации (количество участников в 2021 году удвоилось по сравнению с 2019 годом) и так называемой малой авиации (участвовало 65 воздушных судов против 46 двумя годами ранее).
Деловая программа МАКС-2021 нарастила свой масштаб в сравнении с предыдущими авиасалонами. В дни работы выставки проведено свыше 100 конференций, семинаров, круглых столов, стратегических сессий. Прозвучало более 350 докладов. Свыше 3000 специалистов посетили мероприятия в Конгресс-центре МАКС и ещё около 2000 человек присоединились к дискуссиям в Конгресс-зале раздела Future Hub. Новацией 2021 года стало проведение онлайн-трансляций мероприятий. За ходом выступлений с помощью прямых трансляций на официальном сайте авиасалона следило около 33 тысяч человек.
Подтверждением статуса МАКС как масштабной торговой выставки служит сумма подписанных контрактов и соглашений на поставку авиационной техники: в 2021 году она оценивается в 265 млрд рублей. Крупные соглашения касаются поставки самолётов Sukhoi Superjet 100, Ил-114-300, вертолётов Ми-8АМТ, Ми-38ПС, Ми-171А3. Компания «Казахстанская авиационная индустрия» приобрела 20% компании «Байкал-Инжиниринг» – разработчика лёгкого многоцелевого самолёта. Соглашения о сотрудничестве с крупнейшими российскими авиапроизводителями подписал «Новикомбанк» – генеральный финансовый партнёр салона.
Основными конструктивными отличиями бизнес-версии самолёта являются использование саблевидных законцовок крыла, увеличивающих топливную эффективность на 3-4%, а также положительно влияющих на взлётные характеристики, а также установка опционального дополнительного топливного бака, позволяющего увеличить дальность полёта с 4700 до 7200 километров. Салон бизнес-джета, разделённый на три отсека, обеспечивает пассажирам максимальный уровень комфорта, предоставляя все возможности для продуктивной работы и отдыха.
Компания Zala Aero представила на МАКС-2021 беспилотный комплекс вертикального взлёта и посадки ZALA VTOL. Аппарат совмещает качества беспилотника самолётного типа и конвертоплана. Электрическая силовая установка позволяет ему находиться в воздухе до четырёх часов, обеспечивая дальность полёта до 200 км в самолётной конфигурации.
Беспилотный комплекс вертикального взлёта и посадки ZALA VTOL
Встроенный бортовой компьютер ZX1 на основе искусственного интеллекта даёт возможность обрабатывать данные в формате Full HD, а также передавать видео и фото в HD-качестве по зашифрованным каналам связи на наземную станцию управления.
Московский инновационный кластер, подведомственный столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития, совместно с Минпромторгом России представил гибридный герметичный морозоустойчивый комплекс на базе БЛА Seadrone MG разработки компании «Дрон Солюшнс», беспилотная универсальная платформа для сбора данных дистанционного зондирования А10 – LiDAR от «Аэроглоуб», электродвигатели для беспилотников от резидента Сколково компании «ЕМЕ-Аэро» и другие решения.
Seadrone MG
ГНЦ «Центр Келдыша» представил в рамках общей экспозиции Роскосмоса на МАКС-2021 ионный двигатель ИД-200КР, предназначенный для коррекции орбиты геостационарных спутниковых платформ. Мощность двигателя 3 кВт, проектный ресурс более 10 000 часов, удельный импульс 4 500 с.
Кроме того, на выставке представлены разработанные в Центре плазмотрон «Звезда» и плазмотрон РГ-100, которые используются в ракетной технике, в научных исследованиях, в технологических процессах получения новых материалов, нанесения покрытий и других целях. В экспозиции также показан прототип самоконтролирующегося композиционного материала для надувных конструкций, который при порезе или проколе достаточно быстро восстанавливает свою структуру. Подобные слоистые материалы могут быть использованы не только для ракетно-космической техники, но и в других высокотехнологических отраслях.
Самолёт сверхкороткого взлёта и посадки, способный взлететь с вертолётной площадки, впервые принял участие в лётной программе авиасалона МАКС. Самолёт создаётся ФПИ и СибНИИА в рамках проекта «Партизан». На МАКС-2021 уникальная технология была продемонстрирована на летающей лаборатории на базе самолёта ТВС-2МС.
Основная идея обеспечения сверхкороткого взлёта и посадки заключается в применении активного обдува крыла распределённой винтомоторной группой, которая представляет собой ряд электрических двигателей, обеспечивающих необходимую для взлёта подъёмную силу. Согласно ТЗ, демонстратор самолёта должен взлетать с площадки размером 50 м х 30 м. Лётные испытания демонстратора планируется провести в конце 2022 года.
ЦИАМ представил перспективные разработки авиационного двигателестроения. Среди них – три опытных самолёта с демонстраторами технологий силовых установок. Экспериментальный Як-40ЛЛ (б/н 87251) с гибридной силовой установкой на высокотемпературных сверхпроводниках (ГСУ ВТСП).
21 июля, во второй день работы авиасалона МАКС-2021, экспериментальный самолёт Як-40ЛЛ выполнил первый полёт.
Первый полёт летающей лаборатории прошёл в штатном режиме, отмечена чёткая слаженность совместной работы систем самолёта, ГСУ и электродвигателя.
Сверхлёгкий пилотируемый самолёт «Сигма-4» с полностью электрической силовой установкой. Самолёт Як-18Т с демонстратором авиационного поршневого двигателя АПД-500 мощностью 500 л.с., созданного ЦИАМ на основе серийного автомотора линейки двигателей Единой модульной платформы «НАМИ».
Компания «Аэромакс», «Почта России» и правительством Ямало-Ненецкого автономного округа подписали соглашение о развитии почтово-логистических услуг и запуске беспилотной аэродоставки грузов. До конца 2021 года компании планируют провести в ЯНАО первые экспериментальные полёты беспилотных летательных аппаратов для доставки почты. Для проведения испытаний «Аэромакс» будет использовать беспилотную авиационную систему на базе аппарата вертолётного типа БВС-ВТ, способного доставлять грузы весом до 100 кг.
Ранее компания «Аэромакс» провела в 2020 году в Томской области успешные испытания по доставке медицинского груза в труднодоступные районы, переправив с помощью беспилотника семикилограммовый термоконтейнер с медицинскими препаратами из Колпашево в Чажемто, обеспечив сохранность груза.
Холдинг «Вертолеты России» в рамках МАКС-2021 подписал с «Почтой России» соглашение об использовании беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в Чукотском АО. До конца 2021 года компании проведут первые тестовые полёты по маршруту Анадырь – Угольные Копи, по итогам которых стороны планируют запустить БЛА на 20 маршрутах и доставлять с их помощью до 245 т почты в год. Для доставки будут использовать два беспилотных аппарата «Вертолетов России» – БАС-200 (разработка Белоруссии) и VRT300.
БАС-200 с максимальной взлётной массой 200 кг имеет максимальную скорость 160 км/ч, вес коммерческой нагрузки 50 кг, практический потолок 3900 м, продолжительность полёта до 4 ч, дальность до 100 км. Беспилотник типа VRT300 с максимальной взлётной массой до 380 кг способен нести полезную нагрузку в 70 кг и развивать скорость до 130 км/ч, выполняя полёты на расстояние до 325 км.
Холдинг «Вертолеты России» впервые представил образец модификации лёгкого вертолёта Ка-226Т. На авиасалоне представлен опытный образец вертолёта, который уже осенью начнёт серию испытательных полётов. Серийное производство Ка-226Т Climber планируется начать в 2022 году на УУАЗ в кооперации с КумАПП.
По сравнению с предыдущими моделями, обновлённый Ка-226Т будет иметь улучшенные лётно-технические характеристики. В частности, будет увеличена скорость полёта, снижен вес пустого вертолёта, повышена дальность применения, машина сможет применяться на высотах до 6500 метров. Вертолёт опционально может быть оснащен кислородным оборудованием, баллонетами, системой кондиционирования и обогрева воздуха. Планируется его сертификация для перевозки пассажиров.
Уральский завод гражданской авиации продал 20% в своей дочерней компании «Байкал-Инжиниринг» партнёру из Республики Казахстан – компании «Казахстанская авиационная индустрия». Стоимость сделки составляет 1 млрд рублей. В рамках сделки казахстанская сторона получит доступ к конструкторской документации на перспективный самолёт ЛМС-901 «Байкал», а также войдёт в кооперационную цепочку производства самолёта в качестве поставщика ряда агрегатов и предприятия, специализирующегося на сборке воздушных судов для клиентов из Казахстана и третьих стран.
ЛМС-901 – девятиместный самолёт местных воздушных линий, созданный на замену Ан-2. От предшественника отличается увеличенной до 300 км/час крейсерской скоростью, увеличенной дальностью полёта и грузоподъёмностью. При этом новинка сохраняет выдающиеся взлётно-посадочные характеристики, не уступающие Ан-2.
Корпорация «Иркут» объявила о подписании в первый день МАКС-2021 контракта и соглашений с рядом авиационных и лизинговых компаний о поставках 58 самолётов SSJ100. Группа компаний «ПСБ Лизинг» приобретёт у Корпорации 15 самолётов для передачи в аренду авиакомпании «Россия» в 2021 году. Подписанные соглашения о намерениях предполагают поставку 25 самолётов SSJ100 для авиакомпании Red Wings (в период 2021-2022 годов), 10 самолётов для авиакомпании «Азимут» (в период до 2026 года) и 8 самолётов для авиакомпании «Аврора» (в период с 2022 по 2024 год).
Авиакомпания «Россия» и корпорация «Иркут» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам ввода в эксплуатацию самолётов МС-21 в авиакомпании «Россия». Стороны согласовали план, включающий перечень мероприятий для обеспечения эффективной эксплуатации самолётов МС-21 в начальный период и поэтапного доведения эксплуатационных характеристик самолёта до проектных значений.
В настоящее время совместно разрабатывается модель осуществления оперативного технического обслуживания самолётов, ведутся переговоры с провайдерами услуг для выстраивания системы поддержания лётной годности МС-21. В авиакомпании начата работа по формированию единого плана обучения и ввода в строй персонала для обеспечения эксплуатации МС-21. Всего планируется обучить в 2022 году до 24 лётных экипажей.
Государственная транспортная лизинговая компания, ПАО «Ил» и авиакомпания «Аврора» заключили в рамках МАКС-2021 соглашение о намерениях на поставку в лизинг 19 самолётов Ил-114-300. Самолёты обеспечат авиационную мобильность в труднодоступных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири.
Поставки Ил-114-300 позволят начать программу обновления флота на региональных маршрутах макрорегиона. Задачей инвестиционного проекта в целом является стимулирование приобретения до 2025 года 45 воздушных судов для Дальневосточного федерального округа (Суперджет 100, Ил-114-300, L-410 NG и ЛМС «Байкал»).
Объединённая авиастроительная корпорация и компания «Сухой» 20 июля провели на площадке МАКС-2021 масштабную презентацию лёгкого однодвигательного многоцелевого истребителя пятого поколения Checkmate. Представленный прототип вобрал в себя проверенные технические решения и инновационные разработки истребителя пятого поколения Су-57. По заявлению разработчиков, это позволит обеспечить высокие лётно-технические характеристики, конкурентную боевую эффективность и умеренную стоимость. Новинка предназначена для реализации на внешних рынках.
В ходе авиасалона МАКС-2021 компании Госкорпорации Ростех заключили соглашения на поставки самолетов и вертолетов, на финансирование производства авиатехники, авиакомпонентов и крупных инфраструктурных проектов. Подписаны также соглашения на поставку военной техники в зарубежные страны.
Структуры Госкорпорации Ростех заключили соглашения на поставки 161 единицы авиатехники. ОАК поставит заказчикам 58 самолётов Sukhoi Superjet 100 и 19 региональных Ил-114-300. «Вертолёты России» заключили соглашения на поставку 84 вертолётов, в числе которых Ми-171А3, Ка-62, Ми-38, Ми-8, «Ансат».
«Рособоронэкспорт» подписал 13 экспортных контрактов на поставку российской продукции военного назначения на сумму более 1 млрд евро. В списке – самолёты Су-30СМЭ, вертолёты Ми-35М и Ми-17В5, РЛС «Противник-ГЕ», ПЗРК «Верба», а также современные авиационные средства поражения, бронетанковая и автомобильная техника.
Новикомбанк, опорный банк Ростеха, подписал соглашения о финансировании производства новых вертолётов и самолётов, авиадвигателей и авиакомпонентов, а также о стратегическом партнёрстве с инновационным научно-технологическим центром «Композитная долина».
Авиасалон в 2021 году проходил в условиях продолжающейся пандемии, что не могло не сказаться на количестве посетителей на выставке. За шесть дней на МАКС-2021 побывало 135 тыс. 20 профессионалов и любителей авиации. Это конечно же далеко не дотягивает до 150 тыс. человек, которые приезжали в Жуковский ежедневно в дни массовых посещений в 2017 или 2019 годах. Но это, пожалуй, единственный грустный момент завершившегося МАКС’а.
МАКС-2021: Гид по авиасалону
Как добраться
На авто
Важно, что на период проведения авиасалона в Жуковский можно попасть только при наличии автопропуска. Если его нет, в город не пустят, поэтому оставить автомобиль где-то поблизости и дойти пешком до входа не получится.
Остается вариант с общественным транспортом. И, надо сказать, он достаточно удобный.
На общественном транспорте
Я выбрал путь до станции «Отдых». После прохода турникетов до автобуса идти от силы 2-3 минуты. Перед входом на автобусную остановку нужно пройти рамки металлодетектора. Сразу после можно сесть в шаттл, который быстро заполняется и увозит непосредственно ко входу на авиасалон. Ехать 10-15 минут. Обратно к станции автобусы также отвозят.
Вход на авиасалон
Более подробно про покупку билетов и их стоимость можно узнать здесь. А тут медицинские требования.
Территория выставки
Итак, мы прошли на МАКС. Сразу на глаза попадается схема выставки (такие встречаются по всей территории), где отмечено, что и где находится. Около входа располагается длинный коридор из выстроенных самолетов, вертолетов и прочих летательных аппаратов, участвующих в выставке. Снимать их можно в неограниченном количестве. А вот посидеть за штурвалом или хотя бы просто пройти в салон получится не везде.
Достаточно точек с продажей сувенирной продукции. Цены от 100 рублей (магниты) до 1500 тысяч (кепки). Любители авиации смогут приобрести памятные предметы, связанные с выставкой. Предлагаются футболки, свитшоты, прочий трикотаж с тематической символикой и даже авиационная одежда с шевронами.
Помимо экспозиции под открытым небом, на авиасалоне представлено большое количество организаций и госкомпаний, включая Ростех и Роскосмос. Почти во все павильоны можно свободно зайти и осмотреть выставленные образцы техники, пообщаться с представителями фирм, задать интересующие вопросы.
Территория чистая, есть большой и комфортабельный туалет с креативными обозначениями. Порядок обеспечивается силами сотрудников правоохранительных органов, дежурят медицинские и пожарные бригады.
Среди обычных зрителей и сотрудников компаний разгуливают пилоты в летных комбинезонах. Пожалуй, так близка и доступна авиация только здесь. Обязательно приезжайте и посмотрите своими глазами. Это стоит того.