в чем социальная опасность хлестаковщины
В чем опасность хлестаковщины сочинение 8 класс
Можно сказать, что Гоголь сумел высмеять все пороки тогдашнего общества. «Хлестаковщиной» называется социальное явление, базирующееся на взяточничестве, хвастовстве, лицемерии и глупости. Каждый герой старается быть лучше, чем он есть. Это типичное обывательское, извращенное понимание вопроса.
Увы, даже в современном обществе «хлестаковщина» полностью не изжила себя. Кстати, сам герой кажется безобидным. Он не умен, не выделяется талантами. Однако после того, как он получает власть над другими людьми, он начинает сразу прибегать к порокам вместо того, чтоб быть честным.
Что же касается других персонажей, они словно винтики в системе. Никто из них не выполняет своих обязанностей, а законом зачастую брезгуют. Каждый (и городничий, и начальник полиции и даже рядовой регулировщик) в этом социуме стал той своеобразной палкой в колесах действительности, что мешает человечеству идти к прогрессу.
Получается, что данный режим опасен. По большей части ввиду того, что он мешает человечеству нормально функционировать. По сути, все те люди, которые тщательно пытались скрыть свои пороки, что тряслись, опасаясь ревизора, могли бы стать легкими жертвами для любого проходимца. Они глупы, трусливы и порочны.
С другой стороны, нужны бы были проверяющие, если бы люди были ответственными и честными? Вряд ли. Именно это показывает автор. Социуму, состоящему из лжецов, постоянно нужны «Хлестаковы», которые будут пытаться навести порядок. Но, в то же время, сам Хлестаков – тоже жертва коррумпированной системы. Он не светило и не борец за идею… Увы…
Можно сказать, что с помощью образа проверяющего Гоголь вскрыл всю ту трясину, в которой находился и доселе находится русский народ. Ведь каждый человек может заразиться описанными пороками.
И Хлестакову подражает каждый обыватель. Каждый хоть на миг, но становится Хлестаковым, идет неверною дорогой, которая наверняка не приведет ни к чему, кроме тотального регресса.
2 вариант
Гоголю удалось подвергнуть высмеиванию все изъяны общества того времени. Совокупность этих изъянов назвали «Хлестаковщиной». Это социальное явление включает в себя взяточничество, хвастовство, лицемерие и глупость. Каждому герою хотелось быть лучше, чем он был. Это характерное мещанское, больное понимание проблемы.
К сожалению, до сегодняшнего дня «хлестаковщину» в обществе так и не удалось искоренить. На удивление, сам герой Хлестаков на первый взгляд кажется безвредным. Он не отличается умом или талантливостью. Но, получив волю распоряжаться людьми, в нем начинают просыпаться всевозможные пороки, вместо рождения честности.
В этой ситуации остальные герои оказываются винтиками порочной системы. Они пренебрегают своими обязанностями и пунктами закона. Каждый из них становится камнем преткновения на пути человечества к лучшей жизни.
Выходит, что подобный режим таит в себе опасность. В основном потому, что мешает функционированию нормального функционирования человечества. Попытки утаить свои проступки, трусость, боязнь ревизора сделали чиновников легкой добычей для любого негодяя. Их захлестнула глупость, трусость и порочность.
Если подумать, то обществу не потребовались бы проверяющие, если бы все люди жили честно и ответственно выполняли свои обязанности. Именно это хочет показать нам писатель. Обществу, пропитанному ложью, всегда нужен Хлестаков, который попытается навести порядок. Одновременно с тем Хлестаков также становится жертвой системы коррупции. Он тоже не желает бороться за идею. Его функция лишь в том, чтобы встряхнуть чиновников и заставить их бояться, что на какое-то время обеспечит порядок.
При помощи образа ревизора Гоголь вскрыл тот нарыв на теле общества, который до сих пор мучает русских людей. Описанные пороки находятся в списке заразных. А заражаются ими в момент получения власти и денег. В случае становления у власти подобного человека страдают именно простые люди. Правление такого чиновника будет сопровождаться коррупцией, обманом, перекручиванием закона на свой лад и будет грозить обществу хаосом и разрухой.
Рассуждение
Что такое хлестаковщина? Что в это понятие хотел вложить сам автор и в чем ее опасность. Именно на эти вопросы предстоит ответить в данном сочинении.
Для начала необходимо выяснить, что из себя представляет все-таки такое явление как «хлестаковщина». По сути своей данное определение вошло в обиход общества после издания знаменитой пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя, который вложил в данное слово такие человеческие качества как глупость, хвастовство, желание казаться богаче, влиятельнее, чем есть на самом деле. Обобщая все эти пороки писатель и создал такое общественное явление как «хлестаковщина».
В данной пьесе автор показал это явление в образе главного героя –Ивана Хлестакова, который предстает перед зрителями во втором действии произведения. Данный персонаж является молодым чиновником малого звена, который приехал из Санкт-Петербурга. Хлестаков возвращался домой, но проиграл все деньги на азартные игры, поэтому не может выехать из данного места. По странному стечению обстоятельств, а проще говоря везению, он под видом ревизора, берет взятки у местных чиновниках, всячески обманывает их, при этом получая выгоду с этого. По сути своей Хлестаков не несет себе вреда для общества, так как он не наделен властью и деньгами, но как только он их приобретает, то сразу же пускается во все тяжкие. Берет взятки, ходит в гости к богатым и влиятельным людям, которые оказывают ему всевозможные услуги. Не испытывая никаких угрызений совести главный герой начинает ухаживать сразу за двумя девушками, а именно за дочерью городничего и собственно за ее матерью. По завершению же пьесы Хлестаков уезжает из этого города без каких-либо для себя последствий, оставляя обманутых чиновников, которым еще предстоит встреча с подлинным ревизором.
И если человек, наделенный властью и деньгами, обладающим таким явлением как хлестаковщина будет стоять во главе правления государства, то именно простое общество пострадает от него. Ведь при таком правлении будет царить взяточничество, обман, маневрируя законами для собственной выгоды, обществу грозит неминуемый хаос и разруха.
Из всего перечисленного выше, можно сделать вывод, что данное явление включает в себя все людские пороки, а именно: жадность, обман корыстолюбие, которые пагубно влияют именно на человеческое общество, превращая его в аморальное и подлое общество.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем опасность хлестаковщины
Популярные сегодня темы
Многие десятилетия наука изучает значение человека в истории и наоборот. Одним людям удается инициировать исторические события, а другим приходится просто двигаться в соответствии с происходящими событиями,
Незаметно наступила осень, одно из самых красивых времён года. Деревья, как на параде, выставили свои наряды. Они буквально завораживают своей красотой и необычайно пестрым окрасом. От этого красивого зрелища захватывает дух
Месть – один из самых страшных грехов. Но бывают ли случаи, когда она может быть оправдана? Несмотря на то я считаю, что месть – это намеренное зло, причиненное
Центральным персонажем романа «Преступление и наказание» является Родион Раскольников – молодой человек 23 лет, бывший студент юридического факультета. Обладает привлекательной внешностью и острым умом
В чем опасность “хлестаковщины”?
Н. В. Гоголь – мастерски изобразил на примере одного провинциального города все пороки современного общества. От имени главного героя появился термин «хлестаковщина». Что же это такое, и в чем опасность «хлестаковщины»?
Что такое «хлестаковщина»?
«Хлестаковщина» – социальное явление, болезнь общества, главными пороками которого являются хвастовство, взяточничество, глупость, лицемерие и желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Этот термин вошел в обиход обывателей сразу после того, как пьеса «Мертвые души» была напечатана. Появилось оно от имени главного героя Ивана Александровича Хлестакова, который будучи разорившимся молодым человеком был принят элитой провинциального городка за важную персону.
Кто такой Хлестаков?
О главном герое комедии Иване Хлестакове известно то, что он молод и возвращается из столице в родной Саратов. Денег у него нет, так как он проиграл их в азартные игры, что говорит о нем, как о человеке импульсивном и увлекающемся. Поэтому, когда его приняли за ревизора, он не поспешил рассказать правду, а, наоборот, воспользовался ситуацией с целью извлечь из нее собственную выгоду. Став «важной» персоной, Хлестаков пускается во все тяжкие. Он начинает брать взятки, посещает богатые дома, флиртует с дочерью городничего и даже сообщает о намерении жениться на ней. В конце пьесы он также легко оставляет провинциальный городишко, не испытывая ни капли стыда.
В чем опасность «хлестаковщины»?
«Хлестаковщина» – отвратительное явление, которое, к сожалению, на нашей земле еще не искоренило себя. Так в чем социальная опасность «хлестаковщины»? Казалось бы, по своей природе Иван Александрович Хлестаков весьма безобидный человек. Да, он не блещет умом, весьма недальновиден, но при этом не представляет угрозы для общества.Однако, когда такой человек получил власть над другими людьми, вместо того, чтобы быть честным, он начал воплощать в себе все общественные пороки.
Другие персонажи также являются винтиками в этой системе. Городничий не следит за городом, начальник полиции не следит за порядком, а закон не исполняется никем. Все эти люди стали причиной того, что общество, и даже целое государство, не способны нормально функционировать и развиваться. Таким образом «хлестаковщина» очень опасна для общества.
Сочинение В чем социальная опасность хлестаковщины
Понятия хлестаковщины непременно связаны с тем, что данный герой представлял данное направление, будучи человеком, живущим по соответствующим принципам. Стоит сказать, что плутовской герой, к которому привыкли читатели, принял совершенно другой вид, и рамки представленного были изменены в новое направление. Молодой канцелярский служащий не замышлял никакой нарочный обман, и именно поэтому, стоит сказать, что в данной ситуации череда обстоятельств повлияла на характер и судьбу героя. В добавок, отмечается то, что из-за того, что чиновники крайне сильно боялись приезда ревизора, который мог устроить независимые проверки, в результате которых их действительные личностные дела и поступки были бы разоблачены. Также, Гоголем был показан такой герой, как Хлестаков в образе весьма низменного человека без определенной личностной характеристики, так как он хотел показать его весьма усредненным для своего социального слоя.
Например, можно сказать о том, что Хлестаков не испытывал ни чувств любви, ни эмоций, связанных с ненавистью. Почти все его знакомые ограничивались кругом лиц, с которыми он иногда играл в азартные игры. Также, его настоящая сущность открывается перед читателями в тот момент, когда он моментально принимает решение начать играть роль ревизора. Это ему удается весьма отменно, и он вживается в нее буквально сразу. Из-за того, что герой обладает некоторыми уникальными индивидуальными особенностями, стоит сказать, что он начал вести себя весьма возвышенно и высокомерно. Также, интересный момент, показанный автором, заключался в том, что Хлестаков не сразу отважился брать взятки с окружающих.
В тот момент, когда Хлестаков впервые решается на то, чтобы взять взятку, то ведет себя весьма скромно, и старается спрашивать, кто может ему «одолжить» денег для того, чтобы он удовлетворил свои нужды. Однако, получив первые дивиденды от таких действий, герой продолжил свои действия, направленные на то, чтобы обогащаться, и в дальнейшем буквально говорил о том, что он может не проверять чиновников, если они заплатят ему денег. Это говорит о том, что он заботился только о себе, и его не заботило благополучие его города или страны. Герой не был ни патриотом, ни честным человеком, и именно поэтому, ему ничего не мешало совершать подобные экономические преступления, направленные против чиновников, проживающих в данном регионе.
Вариант 2
Николай Васильевич Гоголь написал комедию «Ревизор» в 19 веке. В основу этого произведения залегло реальное событие, но что-то автор дополнил в ходе работы своё.
Всё действие разворачивается в уездном городе, в который приезжает случайный проезжий человек. Жители уезда в этот момент ожидают приезда ревизора. По случайным обстоятельствам принимают этого путника за ревизора.
В главной роли Иван Александрович Хлестаков. Его то и как раз принимают жители уезда за ревизора. Юноша, двадцати трех лет, так нам описывает его автор. Одетый по моде, интересующийся игрой в карты, увлечен богатой жизнью, пытается показать и выразить себя. Автор дает главному герою говорящую фамилию Хлестаков. Хочет показать тем самым, что герой достаточно безответственно относится к своим словам, бросая на ветер, треплющий своим языком понапрасну.
Мое сочинение на тему Хлестаковщина и её опасность. Попробуем разобраться в этом.
Фамилия Хлестаков а так же понятие хлестаковщина неразрывно связаны друг с другом. Хлестаковщина это понятие, которое в свое время получило развитие, по главному герою произведения «Ревизор». Этот термин получил распространение в литературе и театре. Сам герой достаточно трусливый человек, но это его подталкивает на храбрость, и он выставляет претензиик людям впроизведении. Когда главному герою льстят, это подталкивает его разум на игру воображения. На самом деле Хлестакова можно охарактеризовать как человека – пустоту. Он может притворяться, играть любые роли, а так же заменить своим лжеобразом себя. Хлестакова принимают за ревизора, и эта должность ему дает приоритет перед другими. Он принимает взятки, мольбы о покровительстве. Между дам он заслуживает особого приоритета, тем самым все больше и больше вживаясь в его временный образ.
А теперь попытаемся ответить на вопрос в чем же опасность такого явления как хлестаковщина. Термин хлестаковщина описывает социальное явление. Яркие признаки его в нашем главном герое. Это хвастовство, глупость, взяточничество. Казаться лучше, чем на самом деле. Само явление таит в себе опасность. Она заключается в том, что именно такой человек с такими чертами характера, получает приоритет над всеми людьми. Сам автор стремился показать в своем произведении все дурные качества личности и несправедливость.
Рассуждение 3
Социальная опасность в том, что хлестаковщина сбивает всю систему! Нет больше такого «правила», что человек учился, старался, работал, развивался, поэтому перешел в другой социальный класс. А тут просто хвастался, обманывал и без усилий занял то место, которое он не заслуживает. И даже заслужить – не главное, просто он не сможет ничего хорошего сделать на этом месте без подготовки.
Например, известный шоумен, но у него сомнительные достижения… Просто он очень много себя хвалит – везде о нём говорят, ему доверяют возглавлять канал на телевидении, а он и рад! Но только у него нет специального образования, опыта. Коллективом руководить он не может, аудиторию не чувствует. А всё из-за того, что люди «клюнули» на его хвастовство. И он сам-то в себе, в своих решениях уверен! И приводит это к тому, что он ссорится со всеми ведущими – всех выгоняет, всё путает и портит. И у канала, который мне так нравился, ни нормальных ведущих, ни трансляций, ни программ не остаётся. Вот так иногда получается!
И вообще, хлестаковщина создает «моду» только на внешние вещи, то есть нужно ведь показать, что ты такой «крутой», богатый… И вроде для этого нужно покупать фирменные вещи (с лейблами), телефоны определенных марок, машины. И всё это в кредит, если только, родители не платят, как у самого Ивана Александровича. Или нужно кого-то обмануть, чтобы он тебе деньги постоянно давал.
Надеюсь, что сейчас всё-таки люди меньше «ведутся» на такие обманы, выпендреж. Известно ведь, что миллиардер может ходить в одинаковых водолазках или ездить на велосипеде. И последнее не только для экономии, а для экологичности, легкости, простоты. Есть истории, когда даже известные люди одалживали костюмы или просили на несколько дней машину, чтобы сделать красивые фото для журнала. И после все завидуют! Но вдруг кто-то роль предложит… И они ведь не могут показать, что у них всё не так уж хорошо в жизни…
Только не нужно путать оптимизм и хлестаковщину. Оптимист не пытается никого обмануть, он позитивно реагирует, но не хвалит себя при людях. И если он нормальный человек, то откажется, когда ему предлагают место не для него. Тот же Хлестаков ведь мог отказаться от роли ревизора. Какой из него ревизор?! Но Иван решил таким поворотом воспользоваться! Конечно, это не очень красиво, по моему мнению.
Надеюсь, что хлестаковщины станет меньше, ведь от неё не только социальная опасность.
В чем социальная опасность хлестаковщины
Несколько интересных сочинений
Очень ярким героем в пьесе «Недоросль» является Стародум. Он уже не молод и является приверженцем старых устоев в обществе, которые были еще приняты во времена правления Петра
Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.
Главный герой одноимённого романа Гончарова Обломов является личностью апатичной и очень ленивой. Причины этому, как показывает автор, кроются в далёком детстве Ильи Ильича.
Некрасов в своей поэме очень ярко показал как главных, так и второстепенных персонажей. Одним из второстепенных персонажей, история которого задевает читателя за живое, является крестьянин Ермил Гирин.
Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева
В чем опасность “хлестаковщины”? (сочинение на тему)
Н. В. Гоголь – мастерски изобразил на примере одного провинциального города все пороки современного общества. От имени главного героя появился термин «хлестаковщина». Что же это такое, и в чем опасность «хлестаковщины»?
Что такое «хлестаковщина»?
«Хлестаковщина» – социальное явление, болезнь общества, главными пороками которого являются хвастовство, взяточничество, глупость, лицемерие и желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Этот термин вошел в обиход обывателей сразу после того, как пьеса «Мертвые души» была напечатана. Появилось оно от имени главного героя Ивана Александровича Хлестакова, который будучи разорившимся молодым человеком был принят элитой провинциального городка за важную персону.
Кто такой Хлестаков?
О главном герое комедии Иване Хлестакове известно то, что он молод и возвращается из столице в родной Саратов. Денег у него нет, так как он проиграл их в азартные игры, что говорит о нем, как о человеке импульсивном и увлекающемся. Поэтому, когда его приняли за ревизора, он не поспешил рассказать правду, а, наоборот, воспользовался ситуацией с целью извлечь из нее собственную выгоду. Став «важной» персоной, Хлестаков пускается во все тяжкие. Он начинает брать взятки, посещает богатые дома, флиртует с дочерью городничего и даже сообщает о намерении жениться на ней. В конце пьесы он также легко оставляет провинциальный городишко, не испытывая ни капли стыда.
В чем опасность «хлестаковщины»?
«Хлестаковщина» – отвратительное явление, которое, к сожалению, на нашей земле еще не искоренило себя. Так в чем социальная опасность «хлестаковщины»? Казалось бы, по своей природе Иван Александрович Хлестаков весьма безобидный человек. Да, он не блещет умом, весьма недальновиден, но при этом не представляет угрозы для общества.Однако, когда такой человек получил власть над другими людьми, вместо того, чтобы быть честным, он начал воплощать в себе все общественные пороки.
Другие персонажи также являются винтиками в этой системе. Городничий не следит за городом, начальник полиции не следит за порядком, а закон не исполняется никем. Все эти люди стали причиной того, что общество, и даже целое государство, не способны нормально функционировать и развиваться. Таким образом «хлестаковщина» очень опасна для общества.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «В чем опасность «хлестаковщины». В статье происходит разбор термина и осмысляется опасность данного социального явления.
сочинение на тему : что такое хлестаковщина? в чём её социальная опасность? (ревизор)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. До недавнего времени жизнь русского общества определяла литература.
Писатель считался властителем дум, а герои его произведений воспринимались либо как нравственный ориентир, либо как антипример.
Русская классика подарила нам целую галерею художественных типов, описала многие черты национального характера. Но тем, кто не читал то или иное произведение, трудно понять, что, например, означают такие понятия как «Хлестаков» и «хлестаковщина».
Чтобы это исправить, достаточно познакомиться с комедией Гоголя «Ревизор».
Хлестаковщина — это…
Хлестаковщина – это наглое виртуозное враньё, беззастенчивое, ни на чём не основанное хвастовство, желание выдать себя за того, кем на самом деле не являешься.
Данный термин образован от фамилии персонажа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», написанной в 1836 году.
Понятие «хлестаковщина» уместно вспомнить тогда, когда человек изо всех сил желает показать собственную значимость, преувеличивая и раздувая её до небес.
При этом он и сам увлекается выдумкой, начинает верить ей и вести себя соответствующим образом. Он как бы перевоплощается в героя, которого создаёт в своём воображении, и начинает играть настолько достоверно, что обращает в свою веру окружающих.
Эффектом Хлестакова, до сих пор встречающимся в общественной жизни, можно объяснить тот факт, что солидные посты порой занимают люди посредственные, зато уверенные в себе.
Популярные сочинения
Комедия Гоголя «Ревизор»
Иван Александрович Хлестаков – один из основных героев комедии Гоголя «Ревизор».
Это молодой петербургский щёголь, попавший в провинциальный город, проигравшийся в карты и совершенно случайно принятый за чиновника ревизионного ведомства, которого с трепетом ожидает городское начальство.
Городничий и его подчинённые в страхе припоминают собственные грешки: должностные нарушения, злоупотребления властью, недогляд. Им кажется, что их вот-вот постигнет кара.
Городские сплетники Бобчинский и Добчинский, а также почтмейстер, не брезгующие чтением чужих писем и распространением сплетен, делают поспешный вывод: молодой человек, остановившийся в трактире со своим слугой, — и есть ревизор.
Хлестакову начинают оказывать всяческие знаки внимания. Ревизора ведь нужно задобрить! Чиновники предлагают ему деньги, приглашают в гости.
Иван Александрович, поначалу удивлённый столь радушным приёмом, постепенно входит во вкус и «включается» в игру.
Он начинает повышать на просителей голос, сулить повышения по службе в обмен на взятки, хвастаться близостью к литературной элите («с Пушкиным на дружеской ноге») и самому царю, кокетничать одновременно с женой и дочерью губернатора.
Дойдя до предела вранья, Иван Александрович собирает все сливки и покидает город. Вслед за этим вскрывший его письмо почтмейстер обнаруживает обман. Наконец, следует немая сцена: чиновники получают весть о прибытии настоящего ревизора.
Кто такой Хлестаков?
О главном герое комедии Иване Хлестакове известно то, что он молод и возвращается из столице в родной Саратов. Денег у него нет, так как он проиграл их в азартные игры, что говорит о нем, как о человеке импульсивном и увлекающемся. Поэтому, когда его приняли за ревизора, он не поспешил рассказать правду, а, наоборот, воспользовался ситуацией с целью извлечь из нее собственную выгоду. Став «важной» персоной, Хлестаков пускается во все тяжкие. Он начинает брать взятки, посещает богатые дома, флиртует с дочерью городничего и даже сообщает о намерении жениться на ней. В конце пьесы он также легко оставляет провинциальный городишко, не испытывая ни капли стыда.
Сочинение «Хлестаков и хлестаковщина»
Перед тем как написать сочинение о том, что такое «хлестаковщина», необходимо разобраться в характере Хлестакова. Какие черты присущи персонажу? Глупость, поверхностность, «воздушность».
Гоголь подчёркивал его обыкновенность в комментариях к пьесе:
«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
В разные годы критики и литературоведы оценивали этого героя с самых неожиданных точек зрения:
Эти трактовки сходятся в одном: Хлестаков не был злодеем и мошенником, он лишь плыл по течению, стараясь получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
Получается, что желание пустить пыль в глаза, присущее герою, высмеивалось Гоголем как бич времени, внутренняя характеристика каждого из нас.
Подытожив размышления о том, что такое «хлестаковщина», сочинение уместно завершить наблюдениями за днём сегодняшним.
Урок 36 «РЕВИЗОР»: ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ. ХЛЕСТАКОВЩИНА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Урок 36 «РЕВИЗОР»: ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ. ХЛЕСТАКОВЩИНА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
завершить чтение комедии, показав новизну финала (немой сцены); отметить, как своеобразие действия пьесы «от начала до конца, вытекает из характеров» (Немирович-Данченко В. И.).
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме.
Сцена сватовства (IV действие, явл. 12–16) сцена торжества городничего (V действие, явл. 1–7) – это кульминация в развитии конфликта. Перечитаем их еще раз.
2. Чтение по ролям (V действие, явл. 1–7).
Итак, городничий на вершине успеха: он не только скрыл свои преступления, но и сумел породниться с «ревизором»!
Но, как известно, сколько веревочке ни виться… Затянувшиеся, согласитесь, заблуждения чиновников и хозяина города относительно Хлестакова должны были, в конце концов, разрешиться. Их слепота не могла продолжаться бесконечно.
Перечитаем еще раз сцену чтения письма (V действие, явл. 8).
– Что в ней смешного?
– Какие чувства городничего выражены в его заключительном монологе? К кому обращены слова городничего: «У, шелкоперы, либералы проклятые!»
Чтение по ролям (V действие, явл. 8).
Сценой чтения письма Хлестакова господину Тряпичкину закончилось комедийное действие. Что должны были бы теперь сделать городничий и другие чиновники? Они должны были бы вспомнить, что едет настоящий ревизор, о котором сообщил в письме городничему его родственник. А они не вспомнили. поэтому последнее явление – сообщение жандарма о приезде ревизора – это катастрофа: к приезду настоящего ревизора городничий и его подчиненные оказались совершенно не готовыми.
«Немая сцена» – завершающий аккорд произведения. По-разному ее трактовали писатели и литературоведы, критики и просто зрители.
4. Чтение трактовок «немой сцены» (вопрос 8, с. 344–345, учебник).
– А как бы вы рассмотрели эту сцену?
– Как вы воспринимаете пьесу Гоголя в большей степени комической, смешной или трагической, грустной?
– Против чего направлена эта пьеса? Как вы определите, что такое «хлестаковщина»?
Прозревший, наконец, городничий недоумевает, как он мог принять Хлестакова за ревизора. И ведь сущую правду говорит Антон Антонович, но, увы, с опозданием. «Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего…» Это последний монолог городничего играет в пьесе, пожалуй, исключительную роль. Автор устами своего персонажа открыто обнажает смысл сюжета комедии, парадоксальность и загадка которого в том и состоит, что «вертопраха», «пустейшего», в котором не было, да и не могло быть, ничего похожего на ревизора, приняли за такового. И никакое прозрение, никакое отчаяние городничего не способно изменить эту едва ли не анекдотичную ситуацию.
Своей заключительной сценой Н. В. Гоголь свидетельствует: «Вот как в Российской империи ведет себя при исполнении служебных обязанностей чиновник, обличенный высокими государственными полномочиями! К нему не подступиться. Развязка «Ревизора» таит в себе глубокий смысл – апофеоз государства, которое рано или поздно доберется и до городишка, затерянного где-то в глухомани; что же до его правителей – в семье не без урода…
Не переставая смеяться, мы дочитали комедию Гоголя, испытав, понятно, вместе с его героями шок при известии о приезде ревизора. Но и почувствовали, несомненно, облегчение, катарсис, как именовали подобное состояние зрителей в Древней Элладе: отъявленные жулики, лихоимцы наконец-то получат по заслугам! И до них добрались (!), добрались до городка, о котором чиновники говорили с таким облегчением: «Хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. » И ревизор здесь был в диковинку! Оттого и недоумели чиновники: «Как ревизор. Зачем к нам
ревизор. » Кажется, даже само заглавное слово комедии они услышали впервые! Как тут было не признать новое лицо в городе этим злополучным ревизором!
В самом деле, это какой-то странный, запредельный город, чуть ли не по ту сторону видимой границы. И тем не менее – российский город! Ибо такое могло произойти только в России, чтобы город погрузился в какое-то «небытие», утратив нормальный облик… Чуть позже Салтыков-Щедрин создаст «Историю одного города», назвав его городом Глуповым и поставив во главе его «градоначальников» незабываемых, начиная с Брудастого, прозванного Органчиком… Именно с «Ревизора» Гоголя в русской литературе начинается «История одного города»! Ведь разве город в комедии Гоголя не город Глупов, а чиновники в нем не «органчики», способные исторгать лишь «мелодию», заданную очередным Хлестаковым?!
Некрасов, преклонявшийся перед Гоголем, создаст отнюдь не в гоголевском ключе стихотворение «Забытая деревня». Но… Разве в «ревизоре» не «забытый» город, отданный на откуп местным чиновникам и заезжим проходимцам? Чем не трагедия. Нет, все-таки и здесь комедия: настолько парадоксально нелепа ситуация с вертопрахом-ревизором, которая к каким только уморительным сценам ни приводит…
И вновь – Некрасов, всего лишь 4 его строки:
В столицах шум, гремят витии,
Идет словесная война,
А там, во глубине России,
Там вековая тишина…
Уместны ли некрасовские строки в разговоре о гоголевском «Ревизоре»? Несомненно, российская глубинка, как мы сказали бы сегодня, с ее комическими происшествиями, особенно оттого, что такие происшествия здесь редкость, – вот мир гоголевской комедии. И в эту-то провинциальную тишину драматург вверг своего Хлестакова, взбаламутившего это болото… Может быть на пользу ему?
6. В чем загадка характера Хлестакова? (вопрос рубрики «Поразмышляем над прочитанным», с. 356).
Ю. Манн считает, что «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя…». Но трактовали этот образ по-разному. (На экране проецируются высказывания различных авторов, отмечающих разные грани характера Хлестакова.)
Н. В. Гоголь о Хлестакове:
…Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора. Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже ничтожные люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли. Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя. В нем все сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют все, что он хочет, ловят с жадностью все, что ни произносит он. Он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда поведет его речь. Темы для разговора дают ему выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Он чувствует только, что везде можно хорошо порисоваться, если ничто не мешает. Он чувствует, что в литературе господин, и на балах не последний, и сам дает балы, и, наконец, что он государственный человек… Обед со всякими лабарданами и винами дал словоохотливость и красноречие его языку. Чем далее, тем более входит всеми чувствами в то, что говорит, и потому выражает многое почти с жаром. Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжет. Ему уже кажется, что он действительно все это производил. Поэтому сцена, когда он говорит о себе как о государственном человеке, и навела такой страх на всякого чиновника. Вот отчего, особенно в то время, когда он рассказывает, как распекал всех до единого в Петербурге, является в лице важность и все атрибуты, и все что угодно. Видя, как распекают, испытавши и сам это, потому что бывал неоднократно распекаем, он это должен мастерски изобразить в речах; он почувствовал в это время особенное удовольствие распечь, наконец, и самому других хотя в рассказах. Он бы и подальше добрался в речах своих, но язык его уже не оказался больше годным, по какой причине чиновники нашлись принужденными отвести его с почтением и страхом на отведенный ночлег. Проснувшись, он тот же Хлестаков, каким и был прежде. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках… Просит денег, потому что это как-то само собой срывается с языка и потому что уже у первого он попросил и тот с готовностью предложил. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше. Но если бы не Осип, которому кое-как удалось ему несколько растолковать, что такой обман не долго может продолжаться, он бы преспокойно дождался толчков и проводов со двора не с честью. Словом, это фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой Бог весть куда… Этот пустой человек и ничтожный характер заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми. Актер особенно не должен упустить из виду это желанье порисоваться, которым более или менее заражены все люди и которое больше всего отразилось в Хлестакове, – желание ребяческое, но оно бывает у многих умных и старых людей…
Из статьи «Предуведомление для тех,
которые пожелали бы сыграть как следует
«Ревизора» (полный черновой текст).
…Есть еще труднейшая роль во всей пьесе – роль Xлестакова… Боже сохрани, если ее будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес театральных! Он просто глуп: болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет потому, что плотно позавтракал и выпил порядочного вина; вертляв он только тогда, когда подъезжает к дамам. Сцена, в которой он завирается, должна обратить особенное внимание. Каждое слово его, то есть фраза или речение, есть экспромт совершенно неожиданный, и потому должно выражаться отрывисто. Не должно упускать из виду, что к концу этой сцены начинает его мало-помалу разбирать. Но он вовсе не должен шататься на стуле; он должен только раскраснеться и выражаться еще неожиданнее и, чем далее, громче и громче…
.
Щепкину 10 мая 1836года.
…Эту роль непременно нужно сыграть в виде светского человека соmmе il faut, вовсе не с желанием сыграть лгуна и щелкопера, но, напротив, с чистосердечным желанием сыграть роль чином выше своего собственного, но так, чтобы вышло само собою, в итоге всего – и лгунишка, и подляшка, и трусишка, щелкопер во всех отношениях.
Из письма И. И. Сосницкому 2 ноября 1846 года.
Д. С. Мережковский о Хлестакове:
Как личность умственная и нравственная Хлестаков отнюдь не полное ничтожество… У него самый обыкновенный ум, самая обыкновенная – общая, легкая, «светская совесть». В нем есть все, что теперь в ход пошло?
и что впоследствии окажется
пошлым.
«Одет по моде», и говорит, и думает, и чувствует по моде. «Он принадлежит к тому кругу, который, по-видимому, ничем не отличается от прочих молодых людей»,– замечает Гоголь. Он как все: и ум, и душа, и слова, и лицо у него как у всех. В нем, по глубокому определению опять-таки самого Гоголя,
ничего
не
обозначено резко, то
есть определенно, окончательно, до последнего предела, до конца. Сущность Хлестакова именно в неопределенности, неоконченности. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли» – не способен сосредоточиться, довести до конца ни одну из своих мыслей, ни одно из своих чувств…
…В устах его ложь есть вечная «игра природы». Язык его лжет так же непроизвольно, неудержимо, как сердце бьется, легкие дышат. «Хлестаков лжет, – говорит Гоголь, – вовсе не холодно или фанфаронски-театрально! он лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, получаемое им от этого. Это вообще лучшая и самая поэтическая
минута его жизни – почти род
вдохновения».
Ложь Хлестакова имеет нечто общее с творческим вымыслом художника. Он опьяняет себя своею мечтою до полного самозабвения. Меньше всего он думает о реальных целях, выгодах. Это ложь бескорыстная – ложь для лжи, искусства. Ему в эту минуту ничего не надо от слушателей только бы поверили. Он лжет невинно, бесхитростно и первый сам себе верит, сам себя обманывает – в этом тайна его обаяния. Он лжет и чувствует: это хорошо, это правда… Он весь горит и трепещет, как бы от священного восторга.
…Тот Хлестаков, который берет взятки у обманутых им чиновников с такою бесстыдною наглостью, – уже совсем другой человек: поэт исчез, вдохновенье потухло…
С ложью связано в нем другое, столь же первозданное, стихийное свойство. «У меня,– признается он,– легкость в мыслях необыкновенная». Не только в мыслях, но и в чувствах, в действиях, в словах, даже в «тоненьком, худеньком теле», во всем существе его «необыкновенная легкость»: весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, – вот-вот вспорхнет и улетит. Для него и в нем самом нет ничего трудного, тяжелого и глубокого,– никаких задержек, никаких преград между истиной и ложью, добром и злом, законным и преступным; он даже не «преступает», а перелетает благодаря этой своей окрыляющей легкости через «все черты и все пределы».
В. В. Набоков о Хлестакове:
Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепания об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец (за вычетом способности довершить и это и любое другое предприятие). Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать все, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы, услаждающим дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов. Он беспредельно и упоительно вульгарен, и дамы вульгарны, и тузы вульгарны – вся пьеса, в сущности… состоит из особой смеси различных вульгарностей…
Нередко толкования были настолько пристрастны, что от имени героя комедии образовали слово, прочно вошедшее в русский язык: «хлестаковщина».
– Что слышится вам в этом слове, как встретили его?
Действительно, мы отнеслись к Хлестакову иначе, без категоричного осуждения и уже тем более обличения, и ничего клеймящего Хлестакова в комедии Гоголя не услышали; «хлестаковщина» же слово клеймящее, притом немилосердно! В чем же дело?
Как видите, у Хлестакова за пределами гоголевской комедии судьба отнюдь не комична: в нем увидели расчетливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, причем не единичный характер прочитывали в герое Гоголя, а множество людей, обладающих этими неприятными, отнюдь не вызывающими симпатий качествами, а Иван Александрович Хлестаков стал нежданно-негаданно героем… нарицательным.
7. Чтение статьи «О новизне «Ревизора» (с. 352–354, учебник).
8. Рассматривание иллюстраций А. Константиновского (с. 305, 320, учебник).
– Удалось ли художнику передать характер Хлестакова, удачен ли портрет?
III. Подведение итогов урока.
Вернемся еще раз во времена автора «Ревизора», к первым представлениям комедии. Помните, как встретили ее современники Гоголя? Один их упрек больно задел писателя: в комедии, утверждали многие, сплошь уродливые характеры, а вот «честного, благородного» героя нет! Есть в моей комедии, страстно утверждал автор, «честное, благородное лицо»!
Как полагаете, что имел в виду Гоголь? Ответ писателя был таким: не себя он называл «честным, благородным лицом», а… смех. Смех – герой пьесы!
– Готовы ли вы поддержать Гоголя, защитить его комедию от упреков в безверии, чуть ли не в клевете на Россию?
– Каким вы хотите видеть свой душевный город? (Домашнее задание.)
2. Чтение домашних сочинений-миниатюр (2–3 работы).
«Мой душевный город должен быть маленьким уютным мирком, в котором я бы чувствовал себя спокойно. Из него изгнаны все враги-страсти, а управляет им неподкупная и строгая старушка Совесть. В ее подчинении находятся разные заведения города: картинная галерея, библиотека, больница, храм. В моем городе царствуют только добрые и прекрасные чувства. В библиотеке я встречаюсь с Трудолюбием и Интеллектом. В трудные минуты на помощь мне приходят Терпимость, Вера и Сострадание, мои душевные раны залечивает Любовь и Забота. И самым важным мне кажется то, что мой город не стоит один-одинешенек, а постоянно ищет другие, похожие на него, создавая содружество городов-душ».
подготовиться к творческой работе по комедии Гоголя «Ревизор»; индивидуальное задание.
поурочные планы, 8 класс, русская литература