в чем состоят задачи психолого педагогического сопровождения дошкольников с овз
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Арзанцева Яна Александровна
г. Мичуринск МБДОУ Детский сад №29 «Журавушка»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
• с проблемами речевого развития
• с проблемами психического развития
• с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
• с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• с умственной отсталостью;
• с расстройством аутистического спектра (дети-аутисты) [1,стр.45].
В нашем дошкольном учреждении существуют следующие направления коррекционно-педагогической работы специалистов с детьми с ОВЗ:
Основной целью данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно-педагогического процесса. Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Я, как педагог-психолог организую: взаимодействие педагогов; разрабатываю коррекционные программы индивидуального развития ребенка; провожу психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организую специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышаю уровень психологической компетентности педагогов детского сада; провожу консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов); консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель о существляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатели проводят занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. организуют совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывают культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организуют индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда); применяют здоровьесберегающих технологии, создают благоприятный микроклимат в группе; консультируют родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал: проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
2.Консультативно-проективный этап. На этом этапе мы обсуждаем возможные варианты решения проблемы, определяем наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляем индивидуальные программы, распределяем обязанности по их реализации, уточняем сроки. Задача каждого специалиста в том, что каждый выполняет определенные задачи в своей области работы.
В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, с детьми, дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели в нашем детском саду проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках [3,стр.55]
3.Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они имеют всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Мы вовлекаем родителей в коррекционно- педагогическое воздействие, что сопутствует росту их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность [2,стр.78].
В нашем дошкольном учреждении работа с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий.
Вся наша работа направлена на взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей в условиях ДОУ, которое даёт возможность оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, своевременно на ранних этапах развития и комплексно оказывать помощь ребёнку с ОВЗ и его семье. Добиваться максимальной динамики развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей, создать оптимальные условия для социализации ребёнка в обществе .
Для обеспечения развития детей с ОВЗ в условиях нашего детского сада мы стараемся обеспечить системный подход психолого-педагогического сопровождения. Воспитатели и специалисты ДОУ составляют индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции всех образовательных областей.
Так же мы тесно взаимодействуем с семьей воспитанника с ОВЗ, что является направлением в работе педагогов и предусматривает разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий с целью обеспечения возможности наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Список использованной литературы
2.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности
Ольга Махалкина
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности
Ход консультации: Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.
Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, т. к. ребенок – это целостное существо.
Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения.В которую входят:
Медицинские работники : они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников.
Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.
Руководитель физического воспитания: разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, медицинского работника (организация режима).
К задачам психолого-педагогического сопровожденияможно отнести следующие:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
• возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Следует напомнить, что к числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ,относятся дети с:
• замедленным и ограниченным восприятием;
• недостатком развития моторики;
• недостатками речевого, сенсорного развития;
• недостатком развития мыслительной деятельности;
• недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активностью;
• пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
• недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
В настоящее время существуют услуги,предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность:
• группы кратковременного пребывания и полного дня,
• интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений,
• создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ.
Существует и определённый алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами,посещающих дошкольное образовательное учреждение:
• Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
• Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК, консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ;
• Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
• Реализация индивидуальной программы или маршрута;
• Проведение промежуточной диагностики и анализ коррекционной работы;
На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, конкретные задачи по отношению к каждому ребенку и группе в целом. Происходит организация целостного сопровождения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех педагогов и специалистов.
ПМПк мы считаем наиболее важным и центральным моментом работы службы сопровождения, на который нанизываются другие виды деятельности. ПМПк имеет «+» в том, что он обладает обучающим эффектом, он позволяет педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке поведения детей.
После проведения ПМПк разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на квартал, такая форма ведения позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и выработать дальнейшую линию сопровождения.
Основные задачи маршрута сопровождения:
• развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
• осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
• проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;
• подготовка к школьному обучению;
• оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Можно выделить комплекс факторов,влияющих на выбор индивидуального маршрута:
• Уровень готовности к усвоению ООП;
• Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;
• Профессионализм специалистов образовательного учреждения;
• Возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома;
• Оснащение материально-технической базы ОУ;
• Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата.
В дальнейшем проводится анализ проведённой работы по ИОМ с указанием реализованных задач, при наличии отрицательных результатов указываются причины, вносятся корректировки в содержание индивидуального образовательного маршрута.
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ может проходить через консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.
Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми нуждами, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы.
Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в условиях ДОУ даёт возможность оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, своевременно на ранних этапах развития и комплексно оказывать помощь ребёнку с ОВЗ и его семье. Добиваться максимальной динамики развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей, создать оптимальные условия для социализации ребёнка в обществе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.
Из опыта работы «Роль практических действий и труда в развитии речи детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности» Речь – это функция, без которой человек не может претендовать на звание человека. Поэтому понятно, что её формирование – задача первостепенной.
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.
Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
Ирина Иванова
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию.
Для детей с ОВЗ в ДОУ создаются специальные образовательные условия. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется с целью создания максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум.
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
2. Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы.
4. Оказание консультативной помощи родителям и педагогам, осуществляющим воспитательно-образовательную работу детей с ОВЗ
5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ
Ключевыми направлениями работы педагога-психологаДОУ с детьми с ОВЗ является:
Диагностическое направление. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике,позволяющей:
• своевременно выявить детей с ОВЗ;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребёнка;
• консультировать родителей ребёнка.
Коррекционная и развивающая работа, включающая индивидуальные и групповые занятия. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции,являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков.
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
В кабинете психологаимеется специальное оборудование для работы:
— пузырьковая труба, световые лампы, световой дождь для релаксации;
— кинетический песок и световой стол для песочной терапии;
— компьютерная техника, принтер, проектор и другие
Консультативно – просветительское и профилактическое направление. Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
— оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
— освоение программы дошкольного образования ребенком с ОВЗ
— конструктивное межличностное взаимодействие детей с ОВЗ.
— развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.
Для развития ребёнка с ОВЗ, необходима организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.
Семинар «Психологическое здоровье детей в ДОУ» Цель: систематизировать знание педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психологического здоровья детей.
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, занимающихся в кружках при школьном историческом музее Каждый ребёнок хочет быть успешным. Ощущение успеха – необходимое условие развития ребёнка. Поэтому основной задачей коррекционно-развивающей.
Консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ» «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ» В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.
Образец согласия родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка в ДОО МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка в дошкольном.
Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.
Кружковая работа в ДОУ и её методическое сопровождение Кружковая работа в ДОУ и её методическое сопровождение Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 88» Зотова Н. А. Слайд.
Логопедическое сопровождение детей с ТНР в условиях логопедического пункта ДОУ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ Федеральный государственный образовательный.
Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ в системе организации специальной психологической помощи Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное.
Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.