в чем состоят потребности и интересы человека
В чем состоят потребности и интересы человека
Ключевые слова конспекта: потребности, интересы и способности человека, талант, гениальность.
Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Пoтребности разделяют на первичные и вторичные. Потребнoсти человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Первичные пoтребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потрeбности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.
Вторичные потребнoсти являются по своей природе психологическими.
Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потрeбности — это потребнoсти в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные пoтребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребнoсти — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности человека составляют основу его интересов.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. (альтернативное определение): Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Это конспект по обществознанию на тему «Потребности, интересы и способности человека». Выберите дальнейшие действия:
Потребности человека: классификация и описание
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.
Что такое потребности?
Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.
Потребности человека проявляются следующим образом:
Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:
Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Биологические потребности
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
2. Социальные потребности
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:
3. Духовные потребности
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
К духовным относятся такие потребности как:
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.
Научные теории о потребностях человека
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».
Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:
1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.
2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.
4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.
Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):
Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:
Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
Заключение
Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.
Потребности и интересы
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Интерес – потребность или мотивационное состояние, побуждающее к действию.
Интерес – важнейший стимул к осуществлению различных видов деятельности. Интересы людей различны и могут определяться возрастом (детей с большой вероятностью будут интересовать игрушки, мужчин – машины), положением в той или ной социальной группе и обществе в целом, материальным достатком (наибольший интерес люди будут проявлять к тем вещам/навыкам, которые могут приобрести), уровнем образования и так далее. Интерес человека характеризует его личность, определяет направление его жизненного пути. Многие люди стараются выбрать будущую профессию или найти себе хобби, ориентируясь на свои интересы
Носителем интереса может быть не только отдельный человек, но и группа людей (к примеру, в кружках по интересам или фанклубах собираются люди, объединенные общим интересом к определенному делу или человеку) и все общество в целом (все чаще и громче звучат призывы к защите экологии, и общественный интерес направлен на эту проблему).
Интересы могут быть направлены на разные сферы жизни: социальную, духовную, политическую.
Важно понимать, что интерес и потребности взаимосвязаны. Интерес к чему-либо может вызвать потребность обладать предметом/знанием/навыком (интерес к литературе побуждает желание приобрести книгу). Потребность в чем либо, в свою очередь, может стать причиной интереса (к примеру, необходимость купить бытовую технику порождает интерес к ней, необходимость изучить характеристики разных моделей, чтобы сделать обоснованный выбор).
Объективный интерес – это лучший путь к удовлетворению потребности, а также наличие средств и возможностей для ее удовлетворения.
Осознанный интерес – представление субъекта о наилучшем способе удовлетворения потребности. Может отличаться от объективного интереса. Именно данный вид интереса – основная причина деятельности человека. Интерес к дорогому дому без конкретного знания о том, как его получить, так и останется интересом, и не превратится в реальную потребность. А интерес к все той же книге, знание, где и по какой цене ее можно купить (или в какой библиотеке взять) может стимулировать к конкретным действиям.
Следует отличать интерес от склонности – избирательной потребности человека в каком-либо виде деятельности, стремление развивать определенные виды навыков, связанные с данной деятельность. Склонность часто является предпосылкой для появления способностей к той или иной деятельности. Так, интерес к рисованию способствует развитию художественных способностей.
Потребность – это… — нужда человека в чем-то, необходимом для его существования.
— обязательное условие для существования или развития индивида.
Объективная потребность – физиологическая нужда в чем-либо, которая проявляется в ощущениях, которые, в свою очередь, стимулируют индивида к действию (жажда, голод).
Осознанная потребность – это представление человека о том, что необходимо ему для жизни и развития. Часто осознанные потребности не совпадают с объективными (осознанная потребность человека в приобретении нового телефона или элемента одежды не всегда объективна).
Человек – природно-социальное существо, в связи с этим его потребности можно разделить на две группы:
Классифицировать потребности можно по-разному. Теоретики Марксизма разработали закон возвышения потребностей: согласно этому закону, самыми низшими потребностями являются физиологические (связанные с человеческим организмом и материальным миром: потребности в еде, воде, воздухе, продолжении рода), среднее звено в иерархии занимают социальные (связаны с нахождением человека в обществе, необходимостью общения) и духовные (потребность в духовном развитии, совершенствовании, обретении новых знаний).
Закон возвышения потребностей
Более детально потребности проанализировал Абрахам Маслоу. Его пирамида потребностей включает пять элементов:
Физиологические (голод, жажда, воспроизводство рода). Удовлетворение этих потребностей обязательно хотя бы на минимальном уровне, пренебрежение этими потребностями может привести к разрушительным последствиям для организма и смерти индивида. Экзистенциальные (лат. exsistential – существование) (защита и безопасность, комфорт, гарантия занятости). Удовлетворение этих потребностей необходимо индивиду в долгосрочной перспективе, удовлетворяя их, человек получает ощущение защищенности, стабильности, уверенности в завтрашнем дне.
Социальные (общение, привязанность, забота о ком-либо, совместная деятельность). Эта потребность связана с групповой принадлежностью индивида. Отрыв личности об общества порождает чувство одиночества, переживания об отверженности.
Престижные (самоуважение, власть, продвижение по карьерной лестнице, высоких оценках). Удовлетворение данной потребности предполагает наличие умений и знаний, уверенность, независимость, ощущение свободы. Неудовлетворение престижных потребностей влечет за собой чувство неполноценности, слабости, зависимости, понижения самооценки. Данный вид потребности присущ не всем индивидам.
Духовные (саморазвитие, самовыражение, реализация собственного потенциала). Данная потребность присуща не всем индивидам. Эта потребность удовлетворяется с помощью использования всех возможностей человека, достижением вершин его потенциала.
Пирамида потребностей А. Маслоу
Пирамида потребностей, созданная А.Маслоу.
Не все потребности стоит удовлетворять. Важно знать о разумном ограничении потребностей. Для того, чтобы успешно осуществлять ограничение, можно делить потребности на две группы:
Тема 3. Потребности И Интересы Человека
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
– Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.
– Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
– Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Урок 5. потребности и способности человека
Что такое «потребности»?
Что такое «потребности» и как они возникают? Потребность – нужда в чем-то или ком-то, желание иметь что-то или обладать чем-то. Потребность бывает материальной или духовной. У каждого человека в той или иной степени встречается набор основных потребностей. Различие — в их силе и количестве.
Удовлетворение потребностей улучшает эмоциональное и физическое состояние человека, тогда как невозможность удовлетворения – ухудшает. Психологи считают, что именно потребности находятся во главе проявляемой активности.
Круг потребностей определен воспитанием, которое получает человек. Чем оно разнообразнее, тем шире круг потребностей. Если воспитание минимальное или базовое – круг потребностей такой же.
Человек с примитивным воспитанием и образованием ограничивается базовыми потребностями. Для него главным считается удовлетворение потребности в еде, питье, сексе и безопасности. Духовные, эстетические и социальные потребности отходят на второй и последующий план потому, что их не прививали.
Не читали сказку на ночь ребенку – взрослый не любит чтение. Не водили на детские сеансы в кино и театр – не будет потребности посещать эти учреждения и во взрослой жизни. Не посещали музей и не прививали любовь к прекрасному – вряд ли потребность в этом появится с возрастом.
Виды потребностей
Психологи выделяют различные виды потребностей:
Удовлетворение потребностей разного уровня помогает человеку не просто выживать, а способствует совершенствованию навыков, знаний, умений во многих областях.
Видео
Определение и развитие потребности
Любая задача формируется поэтапно, в несколько шагов. При здоровой психике основные идеи заключаются на раннем этапе – до 18-20 лет, тогда появляется самостоятельная, целостная личность. Если ребенок медленно развивается и не осознает, что хочет, можно ставить вопрос об отклонениях в развитии.
Стоит отметить, что большинство людей в течение всего периода жизни испытывают различного рода изменения. Это обуславливается новыми задачами – это нормально. Если женщина не понимает, что ей движет, почему она принимает не свойственные для нее решения, значит, она не распознала собственные новые желания.
В таких случаях обращайтесь ко мне, я помогу вам разобраться в себе. После моей консультации вы почувствуете прилив сил, проанализируете собственные мотивы, поставите цели и реализуете их.
Итак, любая задача формируется в два этапа:
Приведу пример. Человек сперва чувствует пустоту, желание сблизиться с другими. Затем он понимает, что это ощущение – нужда в любви. И только когда происходит полное осознание, данная цель способствует появлению задачи – найти любимого мужчину/женщину, чтобы реализовать собственные интенции.
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
Рассмотрим в таблице, какие потребности человека вы знаете
Самыми основными являются:
Биологические | Жизнедеятельность любого индивида базируется на них. От их реализации напрямую зависит выживание вида. |
Социальные | Не находят отражение у зверей, даже у стадных (желание стать вожаком имеет инстинктивную природу – найти наиболее сильного самца, чтобы он защищал всех). Часто людей судят по уровню развития социальных ролей и по степени их реализации. |
Духовные | Они отражают то, что индивид – часть общества. Их задача – привить цель к реализации себя, к стремлению вперед. Без данной категории не было бы ученых, художников, писателей. |
Очная консультация Каковы особенности и преимущества очной консультации? Узнать подробнее
Консультация по скайпу Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу? Узнать подробнее
Теория А. Маслоу
Психолог из Америки выделил 5 уровней необходимых для существования и самореализации вещей. Эти ступени заключены в одну иерархию. Они являются показателем сущности – чем выше по пирамиде поднялся человек, тем более развитым он становится.
Перечислю уровни от низшего к наиболее высокому:
Две первые ступени можно отнести к низким. Их удовлетворение является первичным и необходимым. Но часто на них заканчивается стремление вперед. Каждый индивид получает их с самого рождения, но они могут совершенствоваться, разветвляться.
К физиологии относится все телесное – сон, еда, здоровье. К безопасности – стабильный заработок или иной вид достатка. То есть второй уровень обеспечивает бесперебойную реализацию первого.
Приведу пример. Голодный сперва раздобудет еду на один раз, насытиться, а затем подумает – как сделать так, чтобы пища была постоянной.
Остальные три ступени – это высшие потребности человека, определить которые и развить может только личность, индивидуальность. Они сильно зависят от социума, в котором мы находимся, и отражают общественную, политическую, культурную и даже религиозную обстановку.
Достижение или хотя бы осознание задач первого уровня, стремление к саморазвитию – это показатель здоровой психически личности. Но далеко не все достигают вершины. Чем более высоко находится необходимость, тем легче ее отложить на «потом», оправдать ненужность действий.
Иерархия по А. Маслоу
Представлю еще более конкретную иерархическую систему от психолога:
Дополнительные с точки зрения психологии | самореализация | развитие таланта, интересов, способностей, умений |
эстетика | нужда во всех видах искусства | |
познание | необходимость обучения – не в плане получения диплома, а с целью когнитивной деятельности | |
уважение | самоуважение и признание других | |
любовь | дружба, романтические отношения, семья | |
безопасность | защита от внешних угроз | |
Физиологические | пища, отдых, кров, сексуальное желание |
Теория К. Алдерфера
По сути психолог является продолжателем Маслоу, но он немного видоизменяет как пирамиду, так и некоторые постулаты. Он выделяет три ступени нужд человека, каждая группа из которых обеспечивает:
Некоторые положения противоречат концепции его предшественника, в том числе о том, что:
Теория Э. Фромма
Данный ученый следовал за Фрейдом и его идеей о бессознательном. Именно оно заключает потенциал, который требует развития. По Фромму есть несколько подвидов потребностей:
Ученый не рассматривал базовые инстинкты, которые тождественны животным. Его внимание было сосредоточено на тех проявлениях желаний, которые приобретены в течение жизни. Большое значение он уделяет детскому периоду, поскольку именно в тот момент закладывается одна из трех потребностей. Перечислим их ниже.
В достижении
Начинает формироваться у самостоятельных малышей. Заключается в признании успеха, попытке возглавлять группу людей, компанию, организацию. Очень важно достигнуть норму, а также ее перешагнуть. Например, спортсмен, который ценит свой результат только при условии его превосходства над другими.
В присоединении
Создается в детстве при дружеских отношениях на равных между родителями и младшими. С такими приоритетами появляется стремление наладить со всеми контакт, решать вопросы сообща, находиться в обществе. Он дорожит дружбой и семьей.
Во власти
Уже в юношестве мать и отец могут поощрять такое поведение ребенка. Из названия понятно, что суть потребности проявляется в подчинении людей, в первенстве среди равных, в признании ими лидерства, а также в получении уважения.
Формирование
С появлением новшеств будут более обширны и желания. Базируются они на биологических, ведь если не будет гармонии на физиологическом уровне, то и другие не получится реализовать. Затем они развиваются в две стороны – с точки зрения природы и социума.
Например, мужчина хочет кушать. Чтобы он мог максимально полно восполнить эту необходимость, он, а также окружающее общество, получает новую задачу – познание. Так, теперь знание становится ключом к добыванию пищи и пропитанию.
Очень важно, чтобы все желания развивались в нужное время и в правильном русле – без замещения и зацикливания. Приведу ступени развития, характерные для ребенка:
Интересы и их роль в жизни ребенка
Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим. Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.
Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.
Применение в маркетинге
В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.
К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи — и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.
Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.
Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:
Дополнительные виды потребностей
Однако в настоящий момент выделяются и иные виды необходимых для человека элементов. Их называют также «вторичные потребности». Потому что они у каждого человека разные. Более того, они могут в принципе не возникнуть у личности. Давайте разберемся с основными.
Потребность в движении
По своей сути потребность в движении – это тип биологической потребности. В действительности без движения тело человека атрофируется. Оно становится не жизнеспособным. Поэтому, находясь без движения, человеку грозит то, что он не сможет удовлетворить ни одно свое желание.
Власть как потребность
Такая жизненная необходимость носит индивидуальный и конкретных характер. Поэтому она может присутствовать не у всех людей. То есть желание власти представляет собой следствие сложившихся устоев личности.
Наверняка, вы не раз думали, что кому-то из ваших знакомых непременно нужно быть руководителем. Или же, наоборот, считали, что человек слишком жесток. Потому что он хочет доминировать над окружающими. Это и есть та самая необходимость во власти. Что она может в себя включать:
Безопасность
Это желание также рассматривается как первичные потребности человека. Такая необходимость присуща не только людям, но также и животным. Например, для нормальной жизни каждый человек должен чувствовать себя в безопасности. То есть он должен иметь дом, крышу над головой, а также определенный достаток, который позволит обеспечить себе жизнь.
Существует точка зрения, в которой потребность в безопасности рассматривается как одна из фундаментальных. И это, действительно, верная позиция. То есть такая необходимость обосновывается физиологическими и инстинктивными причинами.
Достижение результатов
Этот жизненный ориентир также зависит от конкретной личности. Есть так называемые люди –завоеватели, карьеристы. Чтобы чувствовать себя полноценно и гармонично, им необходимо постоянно чего-то добиваться. Например, ставить цель в получении повышения на работе и упорно к ней идти.
Потребность в зависимости от другого
Это больше эмоциональная прихоть, а не физиологическая. Несмотря на то, что основана она как раз таки на инстинктах.
Так, человек – это живое существо, которому свойственно задумываться о продолжении своего рода. Поэтому из-за социальной характеристики каждого индивида, возникает необходимость в тесных социальных и эмоциональных связях.
Достаточно часто в практике встречают случаи, когда человек чувствует себя неполноценным по нескольким причинам. Во-первых, у него нет партнера и так называемых любовных отношений. Во-вторых, он не может реализовать свои чувства (нежность, доброту, заботу, любовь и др.).
Свобода
Что входит в эту потребность человека:
Свобода в отношениях (возможность свободного выбора окружения)
Духовная свобода (свобода выбора профессии, образования, веры религии)
Свобода в передвижении (возможность путешествовать, менять дом)
Показательный пример необходимости в свободе – это самоизоляция, произошедшая в марте 2020 года. После нахождения в четырех стенах и невозможности свободно перемещаться, особенно в Москве, у многих возникли первые стадии депрессии. Более того, на приемах у специалистов произошел приток людей, страдающих от расстройств, которые усугубились из-за изоляции от внешнего мира.
Теории ученых
Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.
Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:
Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.
Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.
Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.
Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.
И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.
Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.
В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.
Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.
Пирамида потребностей по Маслоу и примеры
Согласно учениям Абрахама Маслоу человеческие нужды следует делить на уровни и располагать их в виде ступеней от простых к сложным (от низших к высшим). Возникновение более сложных потребностей возможно только после удовлетворения простых.
Например: желание поспать и удовлетворить голод (простая) будет первой ступенью. Более сложная потребность – в дружбе и общении – будет только после удовлетворения первых.