в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Перцептивная сторона общения в психологии

В психологии под перцепцией понимается процесс непосредственного восприятия явлений в их различных проявлениях, происходящий благодаря взаимодействию анализаторов на основе уже существующего опыта человека. Говоря простым языком, перцепция – это поглощение чувственных данных человеком в той форме, в которой они действительно (объективно) существуют.

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения
Межличностное восприятие – чрезвычайно важный элемент познания мира и других людей. Благодаря ему человек воспринимает и познает как свои черты личности, так и качества других людей. Это позволяет создать определенный образ и сформировать ожидания в отношении этого человека. Социальное восприятие направляет наше поведение, помогает делать выводы, основанные на реакциях других людей, и формулировать точные наблюдения и прогнозы.

Когнитивные искажения и ошибки в восприятии

Эмпирические исследования показывают, что люди совершают много ошибок в повседневном процессе построения мысленных представлений о мире. Наши когнитивные искажения, такие как информационная фильтрация, эффект ореола и самопрезентация, могут приводить к неверному толкованию социальных ситуаций.

Когда мы встречаемся с человеком впервые, мы чаще всего совершаем ошибки в социальном восприятии. Обычно мы автоматически обращаем внимание на внешний вид нашего собеседника, включая мимику, жесты и интонацию. Мы также быстро классифицируем его по категории, обычно биполярной, например, враждебной или дружественной.

Функции перцептивного общения

Функция социального восприятия – оценка действий окружающих людей. Каждый человек внимательно изучает индивидуальные особенности характера и темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки. На основе этого анализа у него формируется представление о людях и их поведении.

К основным функциям такого общения можно отнести:

Психологические механизмы перцептивной стороны общения

Социальное восприятие – это процесс, с помощью которого делается прогноз поведения и реакции общества в различных условиях жизни. Механизмы межличностного восприятия позволяют нам изучить тонкости этого процесса:

Восприятие является сложным механизмом психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. На восприятие влияет огромное количество факторов, в том числе возрастные характеристики, жизненный опыт и личностные качества. Тем, кто хочет улучшить социальное восприятие, рекомендуется пройти курс Викиум «Критическое мышление».

Источник

Статья по теме «Перцептивная функция общения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Перцептивная функция общения

Перцептивная функция подразумевает межличностное восприятие (социальную перцепцию) говорящего и слушающего. Специфика социальной перцепции при коммуникации включает следующие моменты:

В процесс коммуникации включены как минимум два человека, поэтому необходимо учитывать не только свои потребности, установки, но и потребности, мотивы, установки партнера по общению. Были выделены следующие психологические механизмы: идентификация, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

Сущность эффекта «ореола» объясняется формированием специфической установки на воспринимаемого человека, а также через направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. Информация, получаемая о человеке, обрабатывается определенным образом: выбирается и сохраняется только та информация, которая соответствует образу, который был создан ранее. Этот образ, ранее существующий, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты данного человека.

Так, если о человеке сложилось благоприятное впечатление, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже его достойное поведение не замечается или истолковывается как случайное, неискреннее.

Эффект «ореола» наиболее явно проявляется тогда, когда мы плохо знаем партнера по общению. К эффекту «ореола» приводят три основные ошибки:

■ ошибка отношения к нам.

Ошибки превосходства возникают при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем.

Вот описание преступника: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд». А вот описание героя: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».

Не менее частыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибка привлекательности заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д.

Л.Н. Толстой в «Крейцеровой сонате» писал: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

Эффект первичности и новизны касается влияния порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. На наше восприятие незнакомых людей наибольшее влияние оказывает первичная, предъявленная в первую очередь информация. Напротив, в ситуациях восприятия знакомых людей действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

Выделяют стереотипы: профессиональные, антропологические, этнонациональные, социально-статусные, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие.

Стереотипизация может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, это приводит к упрощению процесса познания другого человека, что помогает сокращать время переработки информации и принятия решения. В другом случае стереотипизация может приводить к возникновению предубеждения. Г. Оллпорт писал по этому поводу, что «ярлыки действуют как поющие сирены, заставляющие нас забывать обо всех тонких различиях, которые мы в другом случае должны были заметить».

Практически каждый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить его характеристики, но в них почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок, так как оценка собеседника осуществляется путем использования социальных стереотипов.

Социальные стереотипы разделяются на:

■ социально-статусные (зависят от статуса собеседника, его превосходства);

■ экспрессивно-эстетические (зависят от восприятия внешности партнера);

■ вербально-поведенческие (зависят от поведения и отношения собеседника).

Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его статуса.

Исследования показывают, что для определения параметра превосходства, оценки статуса собеседника в нашем распоряжении имеется два основных источника информации:

Информация о превосходстве так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе. Кроме этих признаков, других у нас нет. Но эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека.

Экспрессивно-эстетические стереотипы заключаются в зависимости оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»). Если человек кажется нам привлекательным внешне, то мы невольно наделяем его и положительными личностными чертами, т.е. проецируем внешнее на внутреннее. Мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и, наоборот, какие-то качества человека могут недооцениваться людьми.

В ходе одного из экспериментов психологи заранее приготовили фотографии трех групп людей, лица которых группой экспертов были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем участников эксперимента (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 50 лет) спросили: «Что вы можете сказать о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографии людей?» «Красивых» людей мужчины и женщины описали как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более богатых духовно, чем «некрасивые» и даже те, что находились в категории обыкновенных. Кроме того, мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных. Таким образом, здесь имеет место ошибка привлекательности.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Перцептивная сторона общения в психологии: характеристика

Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?

Что такое перцепция

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».

Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.

Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.

Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.

Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.

Функции и предназначение социальной перцепции

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:

Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.

Ошибки первого впечатления

Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?

Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.

Перцептивный компонент

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.

Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.

Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.

Аспекты

Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.

Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.

Механизмы социальной перцепции

В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.

Рефлексия

Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.

Идентификация

Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.

Эмпатия

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.

Стереотипизация

Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.

Аттракция

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.

Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.

В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.

Казуальная атрибуция

Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.

Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:

Эффекты межличностного восприятия

В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

Заключение

Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.

Источник

Перцептивная функция общения

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Реакцию людей на те или иные события нередко определяют не объективные условия, а то, как люди их воспринимают и хотят ли воспринимать вообще. В каждый момент времени человек может воспринимать лишь незначительную часть доступных ему сенсорных стимулов, интерпретируя их в соответствии со своими представлениями, ценностями и ожиданиями. Процесс восприятия друг друга партнерами по общению выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Специфика межличностного восприятия при коммуникации включает следующие моменты:

— сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;

— всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте адресанта и адресата;

— информация, не находящаяся в области опыта адресата, воспринимается медленнее, чем информация, ему знакомая;

— в незнакомой ситуации работники склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими опробованы в похожих ситуациях;

— решить проблему точности интерпретации сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.

Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, а также отношений близости, привязанности или дружбы. Таким образом, можно сказать, что восприятие адресата означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию его поступков на этой основе. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных[463].

Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: познавая партнера, изменяется сам адресант, и успех согласованных действий зависит от меры точности «прочтения» другого человека.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько действий: и эмоциональная оценка этого человека, и попытка понять смысл его поступков, и основанное на этом формирование стратегии изменения его поведения, и, наконец, построение стратегии собственного поведения.

Однако в процесс коммуникации включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Поэтому при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только свои потребности, мотивы, установки другого, но и то, как адресат понимает потребности, мотивы, установки адресанта. Следовательно, осознание себя через партнера по коммуникации имеет две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам. Например, предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки представить его жизненную ситуацию и связанные с ней переживания. Идентификация — один из самых простых способов понимания другого человека.

Данное понятие тесно связано с другим — эмпатией, т. е. эмоциональным откликом на проблему собеседника, сопереживанием его жизненным обстоятельствам и внутреннему состоянию. Эмпатия является не столько рациональным осмыслением проблем другого человека (как в случае идентификации), сколько стремлением эмоционально откликнуться на его проблемы, «прочувствовать» их[464].

в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Смотреть картинку в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Картинка про в чем состоят особенности перцептивной функции общения. Фото в чем состоят особенности перцептивной функции общения

Взаимодействие также зависит и от такого сложного явления как рефлексия. Рефлексия — это осознание адресантом того, как он воспринимается партнером по общению. (Следует отличать психологический термин «рефлексия» от философского; в философии под рефлексией понимается познание субъектом самого себя). Это уже не только знание или понимание другого человека, но и глубокое, последовательное взаимоотражение и воспроизведение внутреннего мира партнеров по взаимодействию[465].

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. В общении партнеры оценивают друг друга, пытаясь построить определенную систему интерпретации поведения другого, объяснить причины его поступков.

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать (атрибутировать) друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать и механизм идентификации). Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

При этом одни люди склонны в процессе межличностного общения и восприятия в большей мере фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие — воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей, и в этом случае открывается особый «простор» для аттрибуции.

Людям свойственно считать, что плохой человек обладает плохими чертами, а хороший — хорошими. Поэтому и приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются «плохие» поступки, а «хорошим» — хорошие. При этом нередко приписывая «плохому» человеку отрицательные черты, сам адресант по контрасту явно или имплицитно представляет себя носителем самых положительных черт. Это демонстрирует крайнюю субъективность процесса атрибуции.

Любопытно, что при оценке причин успеха и неуспеха важную роль играет позиция участника общения — является ли он субъектом оцениваемой деятельности или ее наблюдателем. Субъект неудачной деятельности приписывает свою неудачу, как правило, объективным обстоятельствам, в то время как наблюдатель ответственность за неудачу относит на счет самого исполнителя.

Все эти наблюдения свидетельствуют о важной роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, которое нередко надолго определяет отношение к его личности и поведению. В одном из исследований двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но одной группе было сказано, что это фотография закоренелого преступника, а второй — известного ученого. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет. Портреты, составленные обеими группами, разительно отличались друг от друга. В одном случае глубоко посаженные глаза и выдающийся подбородок свидетельствовали о затаенной злобе и решимости идти в своих преступных намерениях до конца, в другом — о глубине мысли и силе воли в преодолении трудностей[466].

Не менее важную роль в процессе межличностного восприятия играют характеристики объекта восприятия, во многом определяя успех или неудачу межличностной перцепции. Индивидуальные особенности людей различны, в том числе и в плане большей или меньшей «раскрытости» для восприятия другими людьми. На уровне житейского опыта эти различия нашли отражение в расхожих поговорках типа: «он — себе на уме» и т. д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *