в чем состоят особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся
Фронтальная форма организации учебной деятельности
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит дух коллективного думания. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта ферма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий шкалящего типа, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувство сопричастности общим достижениям класса.
Фронтальная форма учебной работы, как отмечают ученые-педагоги Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своих разноуровневых работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления, пишет Ю.Б. Зотов, наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.
Внимание! Выбираем темы выпусков на 2010 год!
Уважаемые коллеги! Подведены итоги конкурса статей электронной газеты «Интерактивное образование» 2012 года. Решением экспертного совета определены победители в 12 номинациях конкурса.
Торжественная церемония награждения победителей конкурса статей электронной газеты «Интерактивное образование-2012» состоится 23 апреля 2013 года в 16.00 в Новосибирском городском доме учителя (Владимировская, 17).
Телефоны для справок: 279-93-65, 8-905-952-8910 (Костина Ольга Витальевна).
Уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию новую рубрику – «Сибирские каникулы». Ее ведущая – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО НГПУ, научный руководитель МКУ «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО» Елена Владимировна Богданова – будет знакомить читателей с интересными проектами и программами организации каникулярного отдыха, с деятельностью вожатских отрядов школьников, тематическими сезонами и профильными сменами различной направленности.
Свои статьи, идеи и предложения по сотрудничеству высылайте на электронный адрес: info@centrsolo.ru или звоните по телефонам: 228-03-53, 226-59-77. Более подробную информацию обо всем, что касается каникулярного отдыха школьников города Новосибирска, Вы сможете найти на сайте МКУ ГКЦ «СОЛО» www.centrsolo.ru.
Самыми популярными материалами прошлого выпуска газеты стали статьи: «Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении: освоение вики-технологий и сервисов «Google» Натальи Александровны Окуневой, учителя информатики и ИКТ, и Валентины Михайловны Куликовой, руководителя музея МБОУ СОШ № 15 Ленинского района г. Новосибирска; «У жадного брюхо болит». Эпизоды криминальной истории сибирской деревни (первая треть XX в.)» доктора исторических наук, профессора НГПУ Владимира Александровича Зверева и «Классный час «Трудовой подвиг детей и подростков Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны» учителя истории и обществознания МАОУ «Информационно-экономический лицей» г. Новосибирска Евгении Юрьевны Кривченко.
Благодарим победителей за интересные материалы, поздравляем с заслуженным вниманием и высокой оценкой коллег!
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты преподавателя и ученика предстают в новом исполнении – интерактивная доска.
Гимназия № 10 находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей, обновления содержания образования, форм и методов обучения, технического переоснащения гимназии, создания новых моделей образовательного учреждения.
Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Учитель располагает возможностями и может создать условия для целенаправленного развития самостоятельности ученика. Формирования данной способности является составляющей частью процесса обучения.
Я считаю, что главная задача учителя – научить детей самостоятельно добывать необходимые знания. Об этом идет речь в ключевых направлениях развития общего образования.
Все мы когда-нибудь умрем. Каждый человек в отдельности и человечество в целом – смертны. Констатация этого факта еще не делает человека пессимистом; сама по себе констатация выдает в человеке реалиста.
Мы в детстве изредка играли гуттаперчевым, чаще – резиновым, тот расшибить было легко, если хорошенько подцепишь битой. А вот, будучи уже взрослым, однажды в музее увидел я и взял в руки мяч, которым играли в ту же лапту наши бабушки и дедушки. Играли в детстве да в юности, конечно. Детский мяч – обычный предмет, но необычно его смастерили – из бересты.
Давно замечено: старое добро и во сне хорошо. Сейчас вот трудно в военкоматах с призывниками. И здоровье у парней неважное, и образование недостаточное, у иных судимость за плечами… Смотрят офицеры на новобранцев, завидуют императорским «золотопогонникам». Раньше, небось, не знали, что такое радиация и «пэдэка», молодежь в армию приходила – косая сажень а плечах, ростом под притолоку, особенно сибиряки.
В марте 2011 г. состоялась юбилейная, ХХХ городская научно-практическая конференция Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь». Конференция проходит ежегодно. Ее организаторы и активные участники, их руководители накопили немалый опыт проведения и презентации результатов учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы в различных областях современного научного знания.
История протогородских поселений, со временем вошедших в черту города Новосибирска, представляется мне перспективной областью для изучения исследователями-краеведами. Существующая историография по данному вопросу крайне скудна. История столь удивительного во всех отношениях города, как Новосибирск, не должна оставаться «малоизученной» или «недоисследованной», а история населённых пунктов, развивавшихся параллельно с городом (до 1904 г. – посёлком), и тем более вошедших впоследствии в городскую черту, теснейшим образом связана с историей собственно Новосибирска.
Городу Новосибирску совсем скоро исполнится 120 лет. И это заставляет обратить внимание на деревни и сёла, которые располагались на его нынешней территории до появления рабочего посёлка, потом выросшего в город. Одной из этих деревень являлась Ельцовка, которая старше Новосибирска больше, чем в два раза.
Фронтальная форма организации учебной деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Содержание и специфика фронтальной формы организации учебной деятельности
Фронтальная форма организации учебной деятельности – это организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.
Рисунок 1. Фронтальная форма организации учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После прохождения урока, происходит также проведение контроля и оценки, подведение итогов деятельности.
Взаимодействие педагога и учащихся в процессе обучения носит сотруднический характер. Педагог не выделяет отдельных учащихся или группу, а взаимодействует одновременно со всем коллективом, применяя такие приемы, как: рассказ, беседа, лекция, демонстрация, объяснение, характеристика. Такой подход максимально развивает в учащихся коммуникативные навыки, формирует чувство коллективного взаимодействия и ответственности. В познавательной деятельности, фронтальная форма способствует развитию навыков рассуждения, выявления ошибок во взглядах и суждениях сверстников, оценивания собственной работы и деятельности товарищей. Это способствует становлению и развитию познавательной активности и заинтересованности, развивает стремление к проявлению творческой активности и самостоятельной деятельности. достижение этих целей происходит путем применения:
Готовые работы на аналогичную тему
Эти приемы могут быть дополнены различными репродуктивными и творческими заданиями. Творческое задание может быть организовано таким образом, чтобы обеспечить переход от простого к сложному т.е. разбито на несколько простых заданий креативной направленности. Это необходимо для привлечения всех учащихся к работе и их активному взаимодействию с коллективом. По итогам такой организации, педагог может оценить способности и возможности каждого учащегося, чтобы скорректировать сложность предлагаемых заданий при необходимости.
Применение фронтальной формы организации учебной деятельности положительно сказывается на создании комфортной, дружественной среды в школьном коллективе и на занятиях, формирует систему тесных взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также укрепляет чувство нужности и важности каждым учащимися, осознание своей значимости в результатах общей коллективной работы.
Важная роль в эффективности применения фронтальной формы организации обучения возлагается на плечи педагога. В его миссию входит тщательное планирование всей деятельности, включающее:
Фронтальное обучение отражает коллективное обдумывание, усвоенной на учебном занятии информации. Это развивает навыки прослушивания и запоминания учебной информации, дает возможности делиться своим мнением и знаниями, развивать навыки слушания и восприятия чужого мнения, его адекватного оценивания и анализа эффективности.
Для педагога, при применении групповой формы обучения открываются возможности оказания воспитательного воздействия не на отдельных учащихся, а на весь коллектив класса в целом. Поэтому, данная форма получила широкое применение в современном обществе.
Достоинства и недостатки фронтальной формы обучения
При фронтальной форме построения учебно-воспитательной работы, педагог использует приемы устного воспитательного и познавательного воздействия. Опросы проходят в устной форме. Письменные контрольные проверки в данном случае не проводятся.
Учебная деятельность по фронтальной методике характеризуется целым рядом положительных моментов:
Несмотря на активное применение данной формы организации учебного процесса, она не лишена недостатков. К ним относятся следующие:
Статья по теме «ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
(Хабарская средняя общеобразовательная школа № 2, с. Хабары)
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
В статье описывается одна из традиционных форм организации учебной деятельности учащихся, её основы, цели и результаты использования в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Описываются средства и формы, используемые при фронтальной работе на уроках математики.
Ключевые слова: фронтальная работа, мотивация, компетентность, учебная деятельность, активизация деятельности, результаты обучения, математические тренажёры.
Эффективность образовательного процесса в современной школе зависит от многих факторов: уровня подготовки учащихся и их мотивации к обучению, учебного оборудования кабинета и наглядных пособий, личности учителя и его педагогического мастерства. Если у учителя есть желание сделать процесс обучения интересным, эффективным, то его успешность и качество гарантированно.
Для организации познавательной деятельности учащихся используют три формы работы: индивидуальную, фронтальную и групповую. Именно сочетание этих форм приносит ожидаемые положительные результаты обучения.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.
Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися.
При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Это является основным достоинством фронтальной работы.
От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. При такой деятельности учитель имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом.
Если учитывать требования к результатам обучения, предъявляемые ФГОС, использование фронтальной формы организации учебной деятельности учащихся обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивные: умение ставить цели, планировать пути их достижения; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
коммуникативные: умение организовывать учебной сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать одноклассников, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
познавательные: умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы; видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; выбирать и создавать алгоритмы для их решения.
Например, на этапе актуализации и пробного учебного действия при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5-м классе, «Тригонометрические функции» в 10-м классе для отработки вычислительных навыков, для построения грамотной математической речи использую математические тренажёры (фрагмент, Таблица 1, 2)
Математические тренажёры, 5 класс
Математические тренажёры, 10 класс
cos 2 — 1
cos
sin
tg
ctg
y = tg
Часто на уроках при работе с тренажёрами не сама формулирую задание, а прошу учащихся это сделать. Ребята обычно к одному заданию предлагают несколько вариантов формулировок. Например, пятиклассники формулируют задание так: «Вычислите», «Найдите значение выражения», «Выполните математические действия» (Таблица 1). А в 10-м классе к 4-ой строке Таблицы 2 предлагают несколько заданий: «Укажите область определения функции», «Найдите множество значений функции», «Найдите наименьший положительный период функции», «Что является графиком функции?» и т.д.
Переходя к этапу выявления места и причин затруднения на уроке открытия нового знания (постановки и решения учебной задачи) для создания проблемной ситуации, учитель может
1) задать “каверзный вопрос”, используя математические выражения из тренажёров, или предложить решить задачу, красочно оформленную на слайде, например, “Куб со стороной 1 м распилили на кубики со стороной 1 см и положили их в ряд (по прямой). Какой длины оказался ряд?” (тема «Объём прямоугольного параллелепипеда», 5 класс);
2) построить подводящий диалог;
3) сообщить тему урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема, например, вместе разгадать кроссворд с выделенным словом.
Необходимо отметить, что фронтальная форма работы имеет и свои слабые стороны: в определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы, а при неудачной ее организации, создает видимость коллективного труда.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. И если учитель использует на уроках фронтальную работу, то её результатом должно стать умение учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Учитель должен организовать урок так, чтобы у детей «горели глаза» при решении интересных задач и чтобы урок казался им коротким.
1. Формы организации познавательной деятельности на уроке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plam.ru/shpori/pedagogika/p49.php, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 20.08.2017).
3. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст] / С. Г. Манвелов // М: Просвещение, 2002. – 175 с.
В чем состоят особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).