в чем состоят особенности духовной сферы общества
Духовная сфера жизни общества.
Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.
Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.
Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.
Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:
— процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;
— образовательно-воспитательный процесс в обществе;
— функционирование религии, свободомыслия и атеизма;
— информационная жизнь общества.
Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.
Основные функции духовной жизни общества: а) Общие : воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые : научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.
Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.
Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.
Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).
Особенности научного знания:
1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.
2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.
3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.
4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.
5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).
6. Научное знание обладает доказательностью.
Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.
Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.
Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.
В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.
Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях вероучения; 3) признания и следования нормам нравственности и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни верующего человека.
О роли мировых и других религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.
2. В ряде стран мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хранят принципы общечеловеческой морали. Роль таких религий в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей весьма значительна.
4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъединения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.
Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.
Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:
— верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;
— не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;
— свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.
Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.
Духовная сфера в жизни общества: описание основных элементов
В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.
Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.
Сферы общественной жизни
Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной
жизни. Наше общество — невероятно сложная организованная система жизнедеятельности. И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.
Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них — это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.
Независимо от направленности, она включает в себя следующее:
Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:
Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.
Духовная подсистема социума
Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию, так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.
Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:
Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.
Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека.
Отличия нематериальных потребностей от материальных
Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:
А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.
Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.
Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд, но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.
А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность — познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:
Сама духовная деятельность бывает двух видов:
Производство в данном контексте — это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:
Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.
А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.
Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:
Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.
Элементы духовной сферы
Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:
Взаимосвязь подсистем социальной структуры
Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность.
Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.
Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.
Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель — это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.
Духовная сфера
Всего получено оценок: 24.
Всего получено оценок: 24.
Четыре сферы жизни общества находятся в тесном взаимодействии. Каждая из них выполняет свои функции. Нарушение работы одной ведёт к сбоям в деятельности другой. Что такое духовная сфера? Это комплекс взаимоотношений между членами социума, в основе которых лежат нравственные ценности. Её задача — поддержание уровня духовности, необходимого для развития общества в целом. Узнаем, что входит в данную область.
Составляющие духовной сферы
В обществознании сфера духовной жизни рассматривается как совокупность духовно-нравственных отношений. В её структуру входят элементы, отвечающие за развитие разума и человеческой души. Кратко познакомимся с ними.
В рассказе знаменитого писателя-фантаста Рэя Брэдбери «Улыбка» изображён мир, лишённый духовной сферы. После гибели человечества немногие оставшиеся в живых уничтожили всё, что, по их мнению, привело к катастрофе. Они разрушают заводы и фабрики, на мелкие кусочки разрывают картины и книги. Общество, лишённое духовности, вызывает сочувствие и внушает ужас.
Особенности духовной сферы
Духовная сфера играет важную роль в формировании личности. Она влияет на определение человеком направлений своего развития, осознание смысла существования. Нравственные ценности для многих являются ориентирами, лежащими в основе деятельности.
Важной особенностью данной сферы является отсутствие пределов потребления. Человек не способен пресытиться познанием окружающего мира и себя. В качестве примера сравним потребность человека в пище и в саморазвитии. Когда люди голодны, они кушают и насыщаются. В случае, если мы чувствуем нужду в духовном обогащении, самосовершенствовании, то вскоре приходим к пониманию, что у этой потребности нет границ.
Для того, чтобы хранить и передавать последующим поколения достижения духовной сферы, созданы специальные учреждения. Библиотеки, архивы, музеи, хранилища играют важную роль в жизни общества. С их помощью каждый может приобщиться к опыту, накопленному за многие столетия.
Что мы узнали?
Наука, образование, мораль, религия, искусство являются тем, что включает в себя сфера духовной жизни. Она состоит из системы духовно-нравственных взаимоотношений между людьми. От неё зависит развитие общества. Ценности и знания, лежащие в основе духовной сферы, позволяют человеку обогащать внутренний мир, развиваться как личности.
Духовная сфера общественной жизни и её особенности
Говоря о проблемах духовной и моральной действительности, а также о проблемах человеческого сознания и человеческой психики, необходимо принимать во внимание аспекты духовной составляющей общественной жизни. Духовная реальность представляет собой отражение в сознании и закрепление в психике потенциального и актуального бытия, здесь речь идёт и об общественном, и об индивидуальном.
Индивидуальный и общественный типы
Индивидуальных тип бытия является откровенным выходом на психику и сознание определённого человека: сюда включены его чувства, восприятия, суждения и даже, характерные для него понятия, взгляды, посылки, которые относятся к окружающей реальности.
Общественный тип бытия закреплён на духовном уровне в общественном сознании и общественной психологии через участия людей, коллективов в общественной жизни. Духовная жизнь является широким культурным фоном общества, который представляет самостоятельную сущность и интегративные идеальные качества вместе. Это происходит, потому что имманентно все системообразующие институты общественной жизни отражаются в менталитете нации.
Согласно марксистскому подходу, который определяет направление советской социальной теории, можно говорить о том, что духовная сфера общества представляет собой духовно-идеологическую надстройку над фундаментальной экономической основой, характерной определённой общественно-экономической формации. При этом она может изменяться и реагировать различными способами на ход исторических событий, вместе с тем находясь с ним в полной базисной зависимости. Очевидно, что данный подход может стать причиной экономического детерминизма, более того, он нивелирует самостоятельность, которая характерна для духовной сферы жизни общества, искусственным образом принижая её значимость и роль в общественном развитии.
Суть духовного состоит в едином отражении в общественном и индивидуальном сознании актуально и потенциального бытия, имея при этом закономерные обратные связи. В силу этого, можно утверждать, что духовная сфера жизни общества должна подталкивать к всестороннему развитию и оцениванию действительности для возможности совершенствоваться.
Духовная сфера – это специфический духовный мир личности и общества, который взаимно связан с окружающей действительностью, мир, который наполнен идеальными образами реальной жизни, оказывающими влияние на формирование многообразия оценок и принятия самостоятельных, творческих решений.
При этом стоит отметить, что воспринимать духовную сферу общественной жизни это совершенно иное, не такое, что продиктовано идеями марксизма и представлено в советской теории.
Советский взгляд на общественную жизнь и её духовную составляющую
В советские времена к сферам общественной жизни относились:
Такая позиция целиком отражала марксистский взгляд на развитие общества, без концептуальной интерпретации построения общественной жизни по сферам и объяснения понятия «сфера жизни общества».
Важно заметить, что безоговорочным считался факт типологического родства экономики, политики, социального и духовного в обществе.
Этот подход нельзя воспринимать как диалектический, хотя бы потому, что он сочетает в себе не научные, а партийно-идеологические установки того исторического отрезка времени российского общества. Он метафизичен. Дело в том, что время и действительность предъявляло опредёленные требования, остро сталяла необходимость в поиске новых методов и подходов для относительного понимания сути и построения сфер жизни общества, которые смогут объективно отразить общественные процессы.
Важно отметить, что четырёхсерное построение общественной жизни значительно затрудняет решение многих концептуальных проблем, которые в частности касаются функционирования и нормального развития общества, поскольку происходит искусственное сужение базовых форм деятельности. Они в свою очередь, представляют базу для становления системообразующих институтов общественной жизни. Здесь имеются в виду экономика, экология, управление, педагогика, наука, искусство, медицина, физическая культура, оборона, общественная безопасность и многое другое.
Формирование любой сферы общественной жизни эволюционно. В его основе нужда в реализации и удовлетворении общественных потребностей, которые постоянно возрастают, при этом опираются они на потенциал и существующие ресурсы.
Всё это делает возможным появление сфер общественной жизни только в том случае, если будет происходит постоянное формирование общества в целом с его формами общественной деятельности, которые необходимы для целостной работы общества как единого организма и его развития.
Сфера общественной жизни – это самостоятельный, системообразующий институт общественной жизни, имеющий собственную структуру, функции, традиции, принципы, нормы, правила, культуру, которые на протяжении всего существования складываются в общественном пространстве и времени для тех или иных базовых потребностей общества.
Духовная сфера советского общества, которая представлялась в четырёхмерном диапазоне, изначально была ошибочна на методологическом уровне, как духовно-идеологическая надстройка над экономической основой общества. В силу всех данных обстоятельств, она не имела возможности быть самостоятельным системообразующим институтом общественной жизни с функциями, характерными для него.
Из-за этого в типологический ряд сфер общественной жизни, духовная сфера не могла вписаться, более того, не могла представлять духовную основу общества, по причине отсутствия самостоятельности.
Социальная сфера наподобие духовной также не была системообразующим институтом, поскольку не обладала самостоятельностью. Она лишь отражала узко административный уровень мышления.
Для понимания духовной серы во всех её проявлениях общественной жизни, необходимо было её освободить, а не идеологизировать.
Анализируя духовное, а также построение сфер общественной жизни, сущности духовной действительности, как отражения в сознании и целостного закрепления в психике личности и общества потенциального и актуального бытия, важно правильно сделать вывод о духовной сфере жизни общества как его духовном мире, духовном пространстве.
Духовное, которое не прошло через сознание, нет и не может быть материального, созданное человеком.
Духовное имманентно присуще сферам общественной жизни.
Духовный мир общества – это идеальное отражение в общественном сознании действительности бытия, имеется в виду активное отражение, которое включает в себя генерирование идей, придумывание теорий, стратегий, концепций, правил и догм по всему спектру общественной жизни в целях её перевоплощения, целостного развития и совершенствования в структурно-функциональной связи всех сфер общественной жизни.
Для советского времени характерно стирание «духовного» и перевоплощение его в «идеологическое». Общество видело не духовную сферу как самостоятельную, а духовно-идеологическую, которая была крайне жёстко ограничена границами воззрений однопартийно-коммунистической тоталитарной политической системы. Вместе с тем происходило откровенное нарушение связи между вещами, присущими духовному, как общественному, заменённому на административном уровне идеологией, отражающей единичное.
Идеология не может подменять духовное: общественное сознание, общественную психологию, которые изначально не сводятся к ней, а имеют более богатый и разнообразный мир идеологических установок.
Идеология по сути своей является основным модулем духовного и коррелируется, полагаясь на специфику социальной структуры или менталитет нации. В силу этого необходимо понимать различие научного и идеологического понимания духовной сферы общества.
Исключительно посредством всестороннего переосмысления духовного в связи с реальным, можно установить суть духовной сферы общественной жизни как духовного мира, духовного пространства. Духовная жизнь человека в отдельности и общества в целом не представляет собой нечто абстрактное, это скорее реальная сущность, которая отражает все результату индивидуальной и коллективной деятельности, творчества во всех сферах жизни через систему отношений. Образующей основой в данном случае является общественное и индивидуальное сознание, которое основывается на практике, профессиональной человеческой деятельности и развивающемся творчестве. Духовная жизнь является отражением духовного мира человека и общества. Этот мир – это идеальное отражение бытия по всем сферам общественной жизни с активной преобразующей функцией.
Важно принимать во внимание, что человек сначала строит алгоритм и программу собственной деятельности и только потом это материализует. Так он может сознательно двигаться к практической цели, основываясь на идеях, гипотезах, концепциях или стратегиях, которые являются идеальными построениями.
Что такое общественное сознание
Общественное сознание – это совокупность существующих в действительности идеальных построений (идея – модель идеи – стратегия – концепция – программа – механизм реализации – доктрина) и психологических компонентов (эмоции, чувства, настроения) общества в определённый исторический период.
Общественное сознание состоит из двух уровней:
Более того, общественное сознание состоит из ряда форм общественного сознания, которые проходят этапы собственного становления и функционирования в процессе развития общества. Немаловажен тот факт, что существовать могут такие формы общественного сознания только как экономическое и экологическое, политическое и правовое, научное и художественное, религиозное и светское, оборонное и имперское и т.п. Они играют важную роль в практической деятельности. Но стоит принимать ко вниманию, что общественное сознание – это вовсе не сумма его форм, поскольку каждая его форма имеет собственное духовное содержание, которое является специфическим критерием отношений, оказывающих воздействие на результаты предметной деятельности. Общественное сознание в этом отношении является отражением общего в особенном и не может выполнять его функции.
Духовная жизнь и общественное сознание
В основе духовной жизни общества лежат разнообразные факторы, которые оказывают влияние на состояние и уровень развития общественного сознания. Эти два фактора находятся в постоянной связи и сохраняют специфику, которая присуща системообразующим институтам общественной жизни по десяти сферам жизни современного общества с характерными им отношениями. Это является причиной того, что любая форма общественной жизни не произвольная игра воображения, а сформированная под воздействием определённой общественной практики или общественного бытия отрасль.
Процесс, которые направлен на отражение объективной реальности имеет специфические особенности и проявляется в предмете и способе отражения, иногда в характере и степени воздействия общественного бытия на конкретную форму общественного сознания. Иногда это случается в процессе соотношения общественного сознания и общественного бытия.
Иначе говоря, процесс духовной жизни общества многомерен и никогда не находится в статичном состоянии, метафизичном положении. Он динамичен, диалектичен как внутри сфер общественной жизни, так и в общем. Это его естественное состояние и духовная часть играет в нём важную роль с её материальной основой, без субъективизма с его приоритетами.
Реальная жизнь не предоставляет возможности чётко разделить духовную и материальную составляющие общества, нельзя установить первичность или вторичность каждой из них. Духовное располагается в материальном и это закономерно, так как материальное находится в духовном: обе эти стороны общественной жизни связаны с общественной действительностью и общественным бытие. В силу этого, социально-философское выявление структурно-функциональных механизмов общественного сознания, которые находят своё выражение в многообразных процессах духовной жизни общества, реализуются на практике. Это будет длиться бесконечно, поскольку характер духовной реальности предусматривает не исключительно теоретическое, а практическое применение знаний во всех сферах общественной жизни и областях профессиональной деятельности.
Духовная сфера жизни общества являет собой чётко выстроенный модуль его бытия, которому характерна самостоятельность и интегративный характер проявления. Духовная сфера общественной жизни — её духовный мир, духовное пространство, сформировавшееся во времени.