в чем состояло значение принятия иваном 4 царского титула
Царский титул
Как мы уже говорили, и Ивана III, и Василия III иногда называли царями. Но официально первым русским царем стал именно Иван Грозный.
Само слово «царь» происходит от латинского «цезарь» (от личного имени Гая Юлия Цезаря, которое постепенно превратилось в составную часть императорского титула). На Руси царями называли императоров Византии, именовали так и ханов Золотой Орды, а затем и выделившихся из ее состава ханств. Бытовавшее доселе в стране «великий князь» было ненамного выше по званию, нежели просто «князь». Но великих князей на Руси было достаточно, а вот своего официального царя еще не было. Если великий князь мог восприниматься как первый среди равных, то царю равных быть не должно. Это был качественно новый титул. В Византии, например, в серьезной богословской литературе немало места уделялось поучениям о том, как следует почитать царя, какие почести ему воздавать. Эти рекомендации как бы автоматически должны были перейти и в Московию.
В международных отношениях титул царя тоже давал определенные преимущества. Ведь и в Казанском, и в Крымском ханствах, с которыми Россия вела то войны, то переговоры, правили цари. И теперь московский государь становился с ними на одну ступень. В Западной Европе титул «великий князь» переводился как «принц», «герцог», но не как «король» или «император». А вот «царь» – ставился на один уровень с королем и императором. Так что со всех сторон принятие нового титула было выгодно и важно для государя.
…Венчание на царство происходило 16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля. Сюда сначала на золотом блюде торжественно принесли животворящий крест, венец и бармы. Затем пришел и сам Иван в сопровождении своего духовника, князей и бояр. Посреди храма на высоком постаменте (амвоне) с двенадцатью ступенями были сооружены два места, «одетые златыми паволоками, в ногах лежали бархаты и камки». На этих местах сели после молебна Иван IV и митрополит Макарий. Н. М. Карамзин пишет: «Перед амвоном стоял богато украшенный налой с царскою утварию. Архимандриты взяли и подали ее Макарию. Он встал вместе с Иоанном и, возлагая на него крест, бармы и венец, громогласно молился, чтобы Всевышний оградил сего Христианского Давида силою Святого Духа, посадил на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Обряд заключился возглашением нового многолетия государю… С сего времени российские монархи начали уже не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих князей, освященный древностию…»
Держава – символ царской власти
Таким образом, принятие царского титула, в результате которого Иван IV был приравнен к западноевропейским императорам, было сделано прежде всего в целях укрепления центральной власти и подчеркнуло неограниченность власти монарха внутри государства.
Одновременно этот шаг имел и особое духовно-нравственное значение для России. Для государственной идеологии того времени и для мировоззрения простого люда была чрезвычайно характерна мысль об особой роли России как единственно уцелевшего независимого православного государства. Ведь после падения под ударами турок в 1453 году Константинополя только в Русском государстве осталось православие – христианство восточного образца. Это объясняли особым благочестием Русской Православной Церкви.
«Два Рима пали, Москва – Третий Рим. Четвертому не бывать». Это означало, что если рухнет Москва, хранительница православия, то погибнет, кончится и священная история. Такой рассматривалась особая мессианская роль Москвы перед православным миром. И государь российский обязан был главной своей задачей считать охрану православия и заботу о спасении душ православных – утверждении на земле «истинной правды».
Донская икона Божией Матери, перед которой молился Иван IV
Внутренний вид Успенского собора
Такая великая роль вполне была по душе молодому амбициозному Ивану IV. Вот что пишет Ключевский: «…его собственная особа в подобном отражении представилась ему озаренною блеском и величием, какого и не чуяли на себе его предки, простые московские князья-хозяева. Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное «я» сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти. Тоном вдохновенного свыше и вместе с обычной тонкой иронией писал он во время переговоров о мире врагу своему Стефану Баторию, коля ему глаза его избирательной властью: „Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению“».
И, естественно, Церковь его активно поддерживала. Недаром именно митрополит Макарий, стремившийся укрепить самодержавие и покончить с боярским беспределом, задумал и провел ритуал венчания на царство.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Царский титул
Царский титул Василий III велел боярам, как было отмечено выше, «беречь» сына до 15 лет, после чего должно было начаться его самостоятельное правление. 15 лет — пора совершеннолетия в жизни людей XVI столетия. В этом возрасте дворянские дети поступали «новиками» на военную
1. Титул московского царя
1. Титул московского царя Что бы вы сказали, увидев, что герб некоего современного государства постоянно изображается в паре с гербом какого-то другого государства? Причем будучи заключен с ним в общую рамку. На монетах, грамотах, государственных бумагах и т. д. Наверное,
4.3.13. Царский сад и город Давидов внутри Иерусалимской крепостной стены — Набережный Царский сад и Царский дворец в Кремле
4.3.13. Царский сад и город Давидов внутри Иерусалимской крепостной стены — Набережный Царский сад и Царский дворец в Кремле Рядом с воротами Источника крепостной стены Иерусалима Библия помещает царский сад, водоём Селах и «город Давидов». Библия говорит о том, что ТОТ ЖЕ
4.3.21. Царский дом и рядом «Высокий столп» внутри Иерусалимской крепости — это Царский дворец и колокольня Ивана Великого в Кремле
4.3.21. Царский дом и рядом «Высокий столп» внутри Иерусалимской крепости — это Царский дворец и колокольня Ивана Великого в Кремле Согласно Острожской Библии, при дальнейшем движении мы доходим «даже до УКЛОНЕНИЯ и даже до угла» (Неемия 3). В синодальном переводе вместо
ГЛАВА VII Императорский титул
ГЛАВА VII Императорский титул Россия при Петре сделалась великой державой. Общим итогом стараний его в области внешней политики было превращение чуждого Европе Московского царства в состоящую в самой тесной связи с Европой Всероссийскую империю. В 1715 году Петр уже писал:
4. Новый титул
4. Новый титул 22 октября 1721 года, при торжественном праздновании Ништадтского мира, Феофан Прокопович сказал хвалебную речь. Вычисляя необыкновенно мудрые распоряжения и благодеяния его величества в пользу его подданных, архиепископ объявил, что государь заслужил
Титул — Великий князь
Титул — Великий князь Великий князь — древнейший титул русских правителей. Когда род князя Рюрика разросся, старших князей стали отличать от младших титулом «великий князь». Первоначально этот титул имел лишь почетное значение.В дальнейшем «великий князь» — звание
Титул — царь
Титул — царь Царь — от латинского caesar — единовластный государь, император, а также официальный титул монарха. В древнерусском языке это латинское слово звучало как цесарь — «цьсарь».Первоначально так называли римских и византийских императоров, отсюда славянское
1. Политический статус правительницы и ее титул
1. Политический статус правительницы и ее титул Итак, к осени 1534 г. великая княгиня Елена сосредоточила в своих руках верховную власть. Отразилось ли как-то изменение ее статуса в источниках? Впервые в историографии этот вопрос поставил А. Л. Юрганов. Ученый обратил
4.13. Царский сад и город Давидов внутри иерусалимской крепостной стены — это набережный Царский сад и Царский дворец в Кремле
4.13. Царский сад и город Давидов внутри иерусалимской крепостной стены — это набережный Царский сад и Царский дворец в Кремле Рядом с воротами Источника крепостной стены Иерусалима Библия помещает царский сад, водоем Селах и «город Давидов». Библия говорит о том, что ТОТ
4.21. Царский дом и рядом с ним «Высокий Столп» внутри Иерусалимской крепости — это Царский дворец и Колокольня Ивана Великого в Кремле
4.21. Царский дом и рядом с ним «Высокий Столп» внутри Иерусалимской крепости — это Царский дворец и Колокольня Ивана Великого в Кремле Острожская Библия дает указание, что при дальнейшем движении мы доходим «даже до УКЛОНЕНИЯ и даже до угла» (Неемия 3). В синодальном
Царский титул
Царский титул Как мы уже говорили, и Ивана III, и Василия III иногда называли царями. Но официально первым русским царем стал именно Иван Грозный.Само слово «царь» происходит от латинского «цезарь» (от личного имени Гая Юлия Цезаря, которое постепенно превратилось в
Титул — Великий князь
Титул — Великий князь Великий князь — древнейший титул русских правителей. Когда род князя Рюрика разросся, старших князей стали отличать от младших титулом «великий князь». Первоначально этот титул имел лишь почетное значение.В дальнейшем «великий князь» — звание
Титул — царь
Титул — царь Царь — от латинского caesar — единовластный государь, император, а также официальный титул монарха. В древнерусском языке это латинское слово звучало как цесарь — «цьсарь».Первоначально так называли римских и византийских императоров, отсюда славянское
В 1533 г. умер Василий III, оставив наследником трехлетнего Ивана IV. Фактически же правительницей государства стала вдова умершего царя Елена Глинская. Через 5 лет она скончалась, оставив восьмилетнего государя на руках бояр. Страной управляла Боярская дума. Наступила эпоха боярского правления, эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть — преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями — князьями Шуйскими и Бельскими. Иоанн IV рос в мрачной обстановке дворцовых переворотов. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной Великой княгини Елены — Глинские.
16 января 1547 г. Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию, некогда присланные на Русь византийским цесарем Константином для венчания князя Владимира Мономаха.
Он приблизил к себе честных и добрых советников Сильвестра и Адашева и занялся внутренними делами. Царь созвал выборных в 1550 году на первый Земский собор, которым утвержден первый царский Судебник, в следующем году издано соборное постановление для духовенства, названное Стоглавым. В 1550 году был принят новый Судебник. В начале 60-х годов XVI века Избранная рада прекратила свое существование, и Иоанн IV перешел к самодержавной форме правления.
. Характеристика Судебника 1550 года
Судебник был создан в 1550 году во времена правления Ивана Грозного. В основу нового документа лег предыдущий судебник Ивана 3 (1497 год), однако, в отличие от предшественника, судебник Ивана Грозного имел статус единого официального юридического документа. Таким образом, судебник 1550 года стал первым в истории Руси нормативно-правовым документом, являющимся единым источником права.
ГДЗ история России 7 класс Андреев, Данилевский Дрофа 2019-2020 Задание: §4 Начало правления Ивана IV
Стр. 31. Главный вопрос урока
Мог ли царь отказаться от поддержки Избранной рады и Земского собора в период проведения реформ?
Царю была необходима поддержка Избранной рады и Земского собора для того, чтобы провести задуманные реформы. В состав этих органов входило немало лиц, пользующихся уважением и поддержкой общества. Только выступая в союз с ними и используя их идеи, Иван Грозный мог добиться успеха. Поэтому отказаться от поддержки Избранной рады и Земского собора царь никак не мог.
Стр. 32. Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Какой смысл вложил митрополит Макарий в обряд венчания на царство?
Венчание Ивана IV на царство, по замыслу митрополита Макария, должно было укрепить верховную власть, авторитет которой был сильно подорван в ходе боярского правления, а также преодолеть разногласия среди боярской аристократии.
2. Каково значение принятия Иваном IV царского титула?
Принятие Иваном IV царского титула означало то, что московские государи являются прямыми преемниками византийских императоров. Титул царя возвышал его над всеми подданными, в том числе и над потомками удельных князей. Кроме того, царский титул означал наследование неограниченной власти золотоордынских правителей (ранее на Руси ханов так же называли царями).
Стр. 33. Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Почему гнев москвичей-погорельцев был направлен на Глинских?
Скорее всего, гнев москвичей, пострадавших от пожара, был направлен против Глинских потому, что такие слухи распускали противники этого рода при дворе. К тому же Глинские были родственниками Ивана Грозного, и расправа над ними была выгодна многим боярам.
2. Какой урок получил Иван IV во время московского пожара и восстания 1547 г.?
Иван IV вынес из последствий пожара 1547 г. такой урок: нужно наводить порядок в стране, который был сильно подорван во время боярского правления (1538 – 1547 гг.). Необходимо было проводить решительные реформы, направленные на укрепление государственной власти. К тому же, восстание надолго породило у царя панический страх перед возможностью народных выступлений.
Стр. 34. Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Что отличало Избранную раду от Боярской думы?
Избранная рада отличалась от Боярской думы тем, что в её состав входили только те, кому лично доверял Иван Грозный, не зависимо от их происхождения. В свою очередь, члены Боярской думы занимали свои места именно благодаря своему происхождению и знатности.
2. Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника Сильвестра?
Нравственные уроки таких религиозных деятелей, как митрополит Макарий и протопоп Сильвестр, фактически подтолкнули молодого Ивана IV к мысли о необходимости скорейшего проведения необходимых в русском государстве и обществе реформ.
Стр. 35. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Назовите участников «Совета всея Руси». Был ли Земский собор самостоятельным органом власти? Свой ответ обоснуйте.
На картине «Совет всея Руси», в первую очередь, изображен царь Иван Грозный, восседающий на троне. Также видно бояр (они одеты богато), служилых людей (они одеты скромнее) и некоторых представителей высшего православного духовенства.
Земский собор был не столько самостоятельным, сколько совещательным органом. Это объясняется тем, что он не действовал отдельно от царя, а только мог сообщить ему о проблемах и интересах различных сословий русского общества. К тому же решения Земского собора не были обязательны для выполнения их царем.
Стр. 35. Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Почему на первом Земском соборе главными темами были осуждение боярского правления и примирение общества?
Осуждение боярского правления и примирение русского общества стали важнейшими государственными проблемами того времени. Во-первых, это было связано с печальными последствиями периода боярского правления (1538 – 1547 гг.). Поэтому простой народ часто обвинял в своих бедах именно боярскую аристократию. Во-вторых, пожар и восстание в Москве 1547 г. продемонстрировали, что народную ненависть нужно усмирить и не допустить в будущем подобных вооруженных выступлений. Эти проблемы требовали скорейшего решения.
2. Что заставляло царя считаться с мнением Земского собора?
Иван Грозный был вынужден считаться с мнением Земского собора, поскольку искал поддержки различных слоев русского населения для централизации государства, укрепления верховной власти и проведения необходимых реформ.
Стр. 36. Вопросы и задания в конце параграфа
1. Прочитайте эпиграф:
1) Как, по «Домострою», подданные обязаны относиться к царю?
Согласно требованиям «Домостроя», подданные обязаны были бояться царя, но при этом верно ему служить, во всем повиноваться, говорить только правду, и молить о нём Господа Бога.
2) Должен ли царь верно служить своим подданным творить «суд и правду»?
3) Как, по мнению Сильвестра, Бог наказал землю за грехи государя?
Примером Божьего наказания земли за грехи государя, по мнению протопопа Сильвестра, является ужасный Московский пожар 1547 г., который уничтожил почти все строения в столице и привел к массовым народным волнениям.
2. Почему первый Земский собор назван Собором примирения?
Первый Земский собор, который состоялся в 1549 г., можно назвать Собором примирения потому, что Ивану Грозному нужно было любой ценой заручиться поддержкой всех сословий Российского государства и обеспечить порядок во всей стране для проведения важных реформ.
3. Используя интернет-ресурсы, выясните, что произошло с митрополитом Макарием во время московского пожара в июне 1547 г. Подготовьте краткое сообщение на эту тему.
Во время московского пожара 1547 г. митрополит Макарий проводил в Успенском соборе Московского Кремля молебен. Поскольку пожар распространялся чрезвычайно быстро, многие не успели спастись. При этом митрополит продемонстрировал мужество, бросившись спасать, в первую очередь, древние иконы, в частности икону Пресвятой Богородицы. От неминуемой смерти Макария спасли другие священнослужители, которые силой вытащили его из огня и отвели в Новинский монастырь. Глава Русской православной церкви получил множество ожогов, но выжил и находился на своём посту до самой смерти в 1563 г.
4. Как назывались органы сословного представительства в странах Западной Европы в первой половине XVІ в.? Чем они отличались от Земского собора?
Органы сословного представительства в странах Западной Европы в первой половине XVІ в. назывались по-разному. В Англии – парламент, во Франции – Генеральные штаты, в Испании – кортесы, в Священной Римской империи – рейхстаг, в Польше – сейм. Они отличались от Земского собора тем, что имели большее влияние на управление государством. Польский сейм реально руководил страной, оттеснив на задний план своего короля.
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) первый Земский собор;
2) принятие Иваном IV царского титула;
3) женитьба Ивана IV на Анастасии Романовой.
Стр. 37. Вопросы и задания к документу
1. Каково происхождение титула «царь»? Имеет ли он отношение только к византийским императорам?
Титул «царь» происходил от латинского имени «цезарь». Так именовали себя все римские императоры. Во времена Древней Руси царями также называли византийских императоров, а также ханов Золотой Орды и правителей тех ханств, которые выделились с её состава (Сибирского, Казанского, Астраханского).
2. Что не устраивало московских правителей в титуле «великий князь»?
Московских правителей не устраивало в титуле «великий князь» то, что по статусу он был ненамного выше простого князя. Он воспринимался только как первый среди равных. А вот «царь» являлся принципиально новым, более высоким титулом.
Стр. 37. Главный вопрос урока
Мог ли царь отказаться от поддержки Избранной рады и Земского собора в период проведения реформ?
Б. Опора на многообразие взглядов внутри Избранной рады и мнения представителей «от земли» были для царя единственной возможностью провести реформы, избежав народных волнений.
Иван IV Грозный: первый царь всея Руси
25 января 1547 года Иван Грозный впервые в русской истории венчался на государственный престол, заменив при этом привычный великокняжеский титул царским. Великое княжество Московское, объединив множество раздробленных земель, сделало еще один шаг к империи, а на основе проведенной церемонии был составлен чин венчания на царство — порядок, которому с незначительными изменениями будут следовать российские монархи в течение следующих почти 350 лет.
Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет.
«Поискати чинов предков»
К моменту восшествия на престол Иоанн уже 13 лет являлся номинальным правителем Великого княжества Московского, а за год до этого достиг совершеннолетия. Это означало, что Иоанн мог стать полноправным правителем, выйдя из-под влияния учрежденной Василием III «седьмочисленной» боярской комиссии опекунов, предвосхитившей Семибоярщину эпохи Смутного времени.
В декабре 1546 года 16-летний Иоанн объявил митрополиту Московскому Макарию о своем намерении жениться. По одной из версий, митрополит призвал юношу прежде венчаться на царство, по другой — будущий Иван IV сам заявил о своем намерении «поискати чинов предков».
От Великого княжества Московского к Российской империи
До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров. Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования.
Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло.
В 1498 году Иван III, супруг Софьи Палеолог, впервые провел византийский обряд коронации, сделав внука Дмитрия своим соправителем. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем.
Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя.
Самодержец с расширенными полномочиями
Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры.
Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру.
«Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных» (впоследствии, с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель»), — гласил полный титул, принятый в тот день Иваном IV. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий.
В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу.
Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране.
Тайна Московитской короны
В 1610 году, после смерти Василия Шуйского, бояре пригласили на русский престол Владислава, сына короля польского Сигизмунда III. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами. На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты.
Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae. Впрочем, историки в эту теорию не верят.
Яблоко державное
Зато российские монархи позаимствовали у польских один из двух главных символов монаршей власти — державу, которая в Польше в старину называлась «яблоком царского чина», а на Руси — «яблоком державным».
Впервые как символ власти она была использована русским царем в 1557 году, а для венчания на царство державой впервые воспользовался Лжедмитрий I в 1605 году. С тех пор и вплоть до коронации последнего российского императора Николая II в 1896 году держава оставалась неотъемлемым атрибутом церемонии.
Последняя из держав, принадлежавших российским правителям, была изготовлена к коронации Екатерины II в 1762 году. Тогда же, при Екатерине II, на смену шапке Мономаха пришла знаменитая Большая императорская корона Российской империи.