в чем состояли особенности цивилизации древнего китая
Каковы особенности цивилизации Древнего Китая?
Развитие и формирование китайской цивилизации определялось ее географическим положением, которое позволяло сохранять свою изолированность от внешнего мира.
Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами.
Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.). Наряду с общими цивилизационными чертами ей были присущи рациональность, прагматизм, обращенность к ценностям реальной земной жизни.
Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации.
Потребности повседневной жизни привели к накоплению многих научных знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Важнейшим открытием стало изобретение шелковых тканей и лака, бумаги и компаса, пороха и прототипа сейсмографа.
Ханьцы построили Великую Китайскую стену и проложили Великий шелковый путь, создали философию жизни даосизм и конфуцианство. Возведенные ими дворцы, мосты, каналы и храмы восхищали чужеземцев. Шелковые ткани, изделия из лака и полудрагоценных камней создали китайским мастерам мировую славу.
Одной из древнейших цивилизаций мира является китайская. Во временном интервале ее можно определять конец III – начало ІІ тыс. до н. э. – 220 г. н. э. (временя крушения империи Хань).
Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических особенностей отразившихся на особенностях развития ее культуры:
– во-первых, это достаточно сложные природные условия повлиявшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возникновение здесь цивилизации.
– Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами западного мира.
– древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской цивилизаций. Поливное земледелие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.
– культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древнекитайское государство – это типичная восточная деспотия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным монархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единственного землевладельца. В Китае жречество как отдельный социальный институт отсутствовало, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась царской собственностью. Кроме этого все было подчинено строгой социальной иерархии, вне которой находились рабы.
ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Русское название «Китай» произошло от названия монгольского племени киданей (или «китаев»), завоевавших в X – XI вв. север Китайской империи и образовавших там своё государство. Сами же китайцы издавна именуют себя ханьцами, по имени династии, правившей в стране с III в. до н. э. по III в. н. э., и заложившей основы традиционной китайской государственности и культуры. Что же до названия страны, то она с древнейших времён называлась «Чжунго», что означало «Среднее царство» (или «царства»). В смысле этого самоназвания присутствовал момент противопоставления себя окружающему миру, осознание себя в качестве некоего центра.
Территория Китая была освоена в период неолита. Ландшафтные особенности (большие степные пространства, плоскогорья, горные области с плодородными долинами) стимулировали переход к кочевому скотоводству. Племена, занимавшиеся оседлым земледелием, постоянно подвергались набегам кочевых и горных племён, из-за чего развитие земледелия существенно тормозилось. Неоднородный состав и постоянная борьба племён за территории долго не позволяли создать эффективную экономическую базу для создания государства.
Первой формой государственности в Китае стали номы. Они появились в бассейне реки Хуанхэ, освоение долины которой позволило перейти к широкомасштабному производящему хозяйству. Население номов в основном занималось земледелием, которое здесь было основано на паводковом и атмосферном орошении.
В XVIII в. до н. э. на территории Китая среди множества городов-государств выделяется город Шан (чжоусские племена, жившие в бассейне реки Вэй, Называли его Инь), возглавивший довольно крупное объединение номов. В истории этот период называется «периодом государства Шан – Инь. Правитель Шана носил титул ван и являлся также первосвященником. Но власть его была ограничена советом знати и народным собранием.
Основу экономики этого периода составляло земледелие. Основной культурой было просо, в более поздний период появились ячмень и пшеница, ещё позднее – рис. Однако обработка земли носила примитивный характер. Широко были распространены охота, рыболовство и собирательство. Рабство в этот период носило военный характер. Обращение в рабство соплеменников не практиковалось.
Керамическая посуда той эпохи имеет сложную форму, имеются экземпляры размером до одного метра. Ритуальная посуда покрывалась глазурью.
Изделия из бронзы охватывают не только военное и сельскохозяйственное направления, но и широко применяются в быту. На некоторые бронзовые сосуды наносились письмена, которые стали основой китайской письменности. Надписи были обнаружены также на панцирях черепах и воловьих костях, использовавшихся для гадания.
В эпоху Шан – Инь китайцы овладели мастерством изготовления шёлка. Они также вырезали из нефрита изящные фигурки.
Древнейшее китайское государство вело активные военные действия. Очень часто эти войны носили ярко выраженный грабительский характер и предпринимались с целью захвата добычи, в первую очередь пленников, которых обращали в рабство. В гадательных надписях часто сообщается, что «захватили много рабов». Однако рабы ещё не очень ценятся как рабочая сила, о чём говорят встречающиеся в погребениях того времени останки убитых рабов. Вооружение воина Шан состояло из лука, изготовленного из воловьих рогов и сухожилий, высотой в рост человека, бронзового ножа, точильного камня, алебарды и щита, обтянутого кожей и украшенного изображением тигра.
В течение многих столетий высказывались сомнения в реальности существования Шан. Китайский философ Конфуций, живший в VI в. до н. э., говорил: «Как можно говорить об их церемониях? Нет ни документов, ни знающих людей». Многие историки и археологи считали, что история Китая начинается с династии Чжоу. Причиной этого было отсутствие памятников и предметов, относящихся к этой династии. Храмы и дворцы не сохранились: каждая последующая династия разрушала здания предыдущей и встраивала свои на их руинах.
Государство Шан перестало существовать в конце II тыс. до н. э. – оно было захвачено племенем чжоусцев. Последний царь Шана, Ди Синь, вынужден был совершить самоубийство. Западное Чжоу стало крупнейшим государством на территории Китая рубежа II – I тыс. до н. э. Однако чжоусцы стали полными преемниками иньской культуры. На это указывают сохранившиеся изречения того времени: «Следуйте уголовным законам Инь, мудро установленным», «Изучайте великих людей Шан, чтобы укрепить своё сердце и уметь учить людей».
Экономика Западного Чжоу базировалась на сельском хозяйстве. Основу составляло земледелие. В этот период наблюдаются существенные изменения в уровне агротехнических знаний. Активно использовалось внесение удобрений, причём не только органических, но и минеральных (например, толчёный известняк для раскисления почв). Началось использование системы озимых и яровых посевов. Широкое распространение получило огородничество и выращивание культуры тутового дерева и конопли, которая давала масло и волокна для изготовления грубых тканей. Государство активно поддерживало сельское хозяйство не только экономически, но и религиозно. Существовал целый комплекс массовых обрядов (например, проведение первой борозды в сезоне) связанных с культовостью сельскохозяйственных работ. На особое отношение правителей к этой отрасли экономики указывал и тот факт, что в гробницы богатых сановников укладывали не только лук и стрелы воина, но и мотыгу земледельца.
Значительную часть чжоуской экономики составляло скотоводство. Произошёл переход от кочевого к оседлому скотоводству. Под пастбища выделялись специальные земли. В структуре скотоводства значительное место занимало коневодство. На это указывают тексты, где говорится о наличии специальных пастбищ для табунов. Коневодство поддерживалось государством, поскольку лошади применялись в армии Чжоу. Существовали «царские конюшни», где разводили и воспитывали боевых лошадей.
В развитии ремесла первое место занимала обработка бронзы. Лёгкость и изящество изделий из неё указывают на высокий эстетический вкус и высокоразвитую культуру.
Во главе государства стоял ван – император, которого считали сыном Неба, посредником между богами и людьми. Однако власть вана по-прежнему была ограничена состоящим при нём советом, в который входили крупные чиновники, возглавлявшие сложный бюрократический аппарат государства. Земля номинально считалась принадлежавшей государству, существовал также и непосредственно царский фонд. Довольно широко практиковалась раздача земельных владений знати, что приводило к созданию достаточно крупных земледельческих хозяйств.
Чжоуское общество сохраняло черты патриархальной семьи. В указе вана Сюаня (ок. 800 г. до н. э.) говорится: «Ни в коем случае подданный не имеет право жаловаться на решение своего непосредственного начальника, т. к. если бы это было разрешено, то сыновья стали бы судиться со своими отцами, и не было бы необходимого различия между старшими и младшими».
С середины IX в. до н. э. в Западном Чжоу начинается внутренний кризис: возрастает роль местной знати, происходит ослабление центральной власти ванов. В начале VIII в. до н. э. с усилением натиска северо-западных кочевых племён территория государства сокращается, столица переносится. Западное Чжоу меняет название на Восточное Чжоу и становится одним из множества самостоятельных царств.
С VIII по V вв. до н. э. на территории Китая существуют пять крупных политических центров. Наряду с Восточным Чжоу это были царства Цинь, Чу, У и Юз. Господствующее положение в них принадлежало наследственной аристократии, занимавшей высшие посты в государственном управлении.
В середине I тыс. до н. э. в Китае происходят важные изменения во всех областях жизни. В это время (на полтысячелетия позже, чем в других странах) осваивается плавка железа, что создаёт условия для развития ремесле и земледелия. В связи с активным созданием ирригационных систем в бассейне реки Хуанхэ и верхней Янцзы происходит расширение обрабатываемых земель, начинается более интенсивное их использование. В некоторых царствах официально разрешается купля-продажа земли, создаются крупные частные хозяйства (и в сельском хозяйстве и в ремесле), ориентированные на рынок. Развитие товарно-денежных отношений способствует и распространение монетной формы денег. Первые монеты (V в. до н. э.) изготавливались из бронзы, в зависимости от районов или в форме миниатюрных лопат («бу»), или крошечных ножей («дао»). Позже появились «яйби», выполненные в форме раковины каури. На каждой монете было обычно название города, в котором она была изготовлена. Первые округлые монеты появились в IV в. до н. э. и имели отверстия посередине, с помощью которых они подвешивались к поясу.
В середине I тыс. до н. э. в Китае распространяется долговое рабство, частные лица начинают более активно использовать труд рабов, хотя основным потребителем рабской рабочей силы остаётся государство.
В политической сфере Китая середины I тыс. до н. э. также происходят изменения. С VI в. до н. э. правители начинают активное наступление на привилегии аристократии, которая борется за захват власти в своих царствах. Для подрыва влияния знати правители стараются опереться на лично им преданных служилых людей, вводя новую систему должностного вознаграждения: вместо раздачи земель вводится жалование, выплачиваемое зерном (важнейшим эквивалентом стоимости). В V в. до н. э. происходит укрупнение государств: вместо примерно двухсот, из которых было пять сильнейших, остаётся менее тридцати государств, и выделяются семь самых могущественных (Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци), в которых постепенно вводится централизованная политико-административная система. Например, в царстве Цинь проводятся реформы, которыми было утверждено единое законодательство и судопроизводство, узаконены залог и скупка земли, отменены ограничения размера наделов, отменены все прежние наследственные титулы, введены новые ранги знатности за личные заслуги и т. д. После проведения этих реформ царство Цинь становится мощной державой, превращается в военно-бюрократическую деспотию типа государств ближневосточного региона.
Циньский ван в 221 г. до н. э. объединил бóльшую часть Китая. И хотя Циньская империя существовала очень недолго (до конца III в. до н. э.), но она заложила основы единого централизованного Китая. В это время на всю территорию страны распространяются циньские принципы государственного устройства, создаётся военно-бюрократическая империя, организуются завоевательные походы в Южный Китай и Северный Вьетнам. На севере страны для защиты от кочевых племён активно строится Великая китайская стена.
К концу I тыс. до н. э., на территории Китая активно развивается работорговля, рабство становится основной формой производства, как частного, так и государственного. Источники сообщают о существовании крупных рабовладельческих хозяйств и специальных рынков, где велась торговля рабами, которые стоили очень дорого. В меньшей степени труд рабов использовался в сельском хозяйстве, где основную массу товаропроизводителей по-прежнему составляли крестьяне-общинники, обязанные платить налоги и выполнять рабочую и воинскую повинности.
В Китае всегда высоко ценились цивилизованность и культура, обозначавшаяся иероглифом «вэнь». «Вэнь» накладывалась воспитанием на первоначальную природу человека как некий духовный узор, отличающий его от человека неразвитого. Поэтому культура почиталась выше грубой силы, а гражданская служба была предпочтительнее военной. Одной из важнейших основ китайской культуры являлось конфуцианство.
Конфуций (Кун-цзы, 551 – 479 гг. до н. э.) выдвинул в качестве социального идеала эталон благородного цзюнь-цзы, т. е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на всё ради истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы ли) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо). Конфуций призывал современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын – сыном»), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – это та же семья, хотя и большая, и тем самым распространил принципы ли, и, сяо и жэнь на административную практику и государственную политику.
Китай – классический образец цивилизации циклического типа: ещё в древности было замечено, что в истории этой страны есть определённый ритм, действующий с чёткостью маятникового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл, процветали её дела, но спустя некоторое время в стране всё сильнее проявлялись признаки упадка (разорялись крестьяне, провинции начинали борьбу за независимость от центральной власти, чиновники всё больше коррумпировались). Народное восстание венчало всеобщий развал. Именно так в 206 г. до н. э. пришла к власти династия Хань, основателем которой стал крестьянин Лю Бан, один из вождей восставших. В его правление были отменены законы государства Цинь, несколько снижены налоги. Однако административно-бюрократическая система и большинство экономических установлений Циньской империи остались в силе, хотя часть государственных земель Лю Бан вынужден был отдать некоторым представителям знати. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе аристократию лишь на рубеже II-I вв. до н. э.
Вопросы:
1. Вспомните, в каких цивилизациях, кроме китайской, номы были первой формой государственности.
2. Предположите, каким образом должны были быть организованы работы по возведению Великой китайской стены.
3. Найдите в истории древних государств события, похожие на падение государства Шан-Инь (рассмотрев причины).
4. Почему в основе монетарной системы Китая были бронза и железо, а не золото и серебро?
Древний Китай: его история, религия, культура
Содержание:
История
Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.
Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.
Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.
Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?
Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.
Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.
На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.
Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.
Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.
Культура
Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.
Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.
Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.
О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.
Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.
Так выглядит древнекитайская джонка.
И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.
Философия
Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.
Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. – Конфуций.
Допуская злобу Великую — обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься — творя благо. Лао-Цзы.
Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).
Религия
Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней Индии.
Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.
Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.
Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.
Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.
Искусство
Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.
Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.
Архитектура
Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.
Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.
Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи
Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.
Интересные факты
Видео
И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.