в чем состоит задача индивидуального подхода в работе практического психолога
Основные направления деятельности современного психолога
Профессия психолога во многом отличается от профессии психиатра или психотерапевта. Задача психолога состоит в том, чтобы лечить душу человека путем выслушивания его проблем и предоставления определенных советов. Психиатры, в свою очередь, оказывают медицинскую помощь. Это люди с соответствующим образованием, в обязанности которых входит постоянная борьба с какими-либо отклонениями от нормы или серьезными психическими заболеваниями. Консультации психотерапевта необходимы многим, благодаря им Вы будете смотреть на вещи другими глазами.
Какие задачи стоят перед психологами?
Задачи будут отличаться в зависимости от того. Какую сферу деятельности выбрал тот или иной специалист. Например, психолог в частной компании должен создать максимально благоприятный климат в коллективе, еще при трудоустройстве человека он выявляет основные черты его характера, аргументирует свою точку зрения, сможет ли новый сотрудник влиться в коллектив или нет.
В данном случае от специалиста требуется не только иметь хорошее образование и специфические навыки, но и хорошую интуицию, которая поможет принимать правильные решения. Опытные соискатели работы могут легко подстроиться под предлагаемый им тест, чтобы показать себя с лучшей стороны, а вот провести за нос профессионального психолога им навряд ли удастся.
Еще одной задачей психолога является убеждение клиента, внушение ему мысли о том, что все находится только в его руках, и в жизни нет безвыходных ситуаций. Человек должен выйти из кабинета психолога с мыслью о том, что не стоит расстраиваться по пустякам и сильно переживать неудачи, с которыми он сталкивается ежедневно. Специалист должен убедить человека в важности самоопределения, чтобы тот чувствовал свою значимость в этом мире. Важно также определиться с тем, что действительно является первостепенным в жизни человека, а что можно отложить на второй план.
Задача психолога в детском саду – помочь маленьким детям избавиться от тех проблем, которые для них являются весьма серьезными, хотя родители могут и вовсе не замечать такие ситуации. Многие родители считают ту или иную проблему незначительной, не стоящей их внимания, однако психологи утверждают, что небольших проблем для ребенка не бывает. Даже самые незаметные психологические травмы, полученные в детстве, могут отложить серьезный отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.
3.1.Психологическая диагностика:
— изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;
— проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
— выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;
— выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
— психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития
В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. ЗПР проявляется: а) в снижении общего запаса знаний; б) в ограниченности представлений; в) в малой интеллектуальной целенаправленности. В отечественной …
Востребованность такой профессии, как психолог
Сегодня профессия психолога хорошо востребована в крупных городах. Специалистов принимают на работу в крупных компаниях, где необходимо контролировать рабочий процесс, предупреждать возможные конфликты и т.п.
Также и многие учебные заведения сегодня не обходятся без грамотных специалистов. Это касается школ, институтов, лицеев и даже детских садов. Психологи помогают учащимся быстрее адаптироваться к коллективу, справиться с теми проблемами, которые их волнуют.
Специалисты, ведущие частную практику, не очень востребованы даже в больших городах. Это связано с тем, что россияне, в отличие от американцев и жителей Европы, не привыкли доверять свои проблемы незнакомым людям, какой бы опыт они ни имели в области психологии.
Основные направления деятельности современного психолога
Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно. Эти социальные потребности сформировали четыре основных направлений работы психолога: организационно-методическое, исследовательское, преподавательская деятельность, практическое.
Организационно-методическое направление обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам решаемых психологических проблем с целью рационального использования собственного интеллектуального потенциала. Недостаточное внимание к данному направлению своей профессиональной деятельности затрудняет психологу постижение глубинных пластов своей профессии и создает угрозу нахождения его компетентности на поверхностном уровне.
В рамках этого направления психологом, во-первых, осуществляется планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, годового анализа работы); во-вторых, ведется текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы); в-третьих, осуществляется подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов); в-четвертых, повышается уровень профессиональной квалификации (обучение на курсах повышения квалификации; посещение конференций, обучающих семинаров городского и регионального уровней; работа по теме самообразования; обобщение опыта работы на городском, республиканском, федеральном уровнях). Так же осуществляется обучение различных должностных лиц (персонала организации) использованию в их повседневной практике психологических знаний.
Исследовательское направление включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере (инженерной психологии, психологии управления, юридической психологии и др.). Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире. Важное место здесь отводится психодиагностике — разработке методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Значительные усилия психолога направляются на поиск концептуальных подходов и анализ закономерностей психологических явлений.
Преподавательская деятельность является неотъемлемой частью работы психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и психологических клубов для родителей и педагогов, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы). Кроме этого, просвещение, передача знаний — составная часть коррекционно-развивающей деятельности психолога.
Психологическое просвещение — самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии — педагогической, социальной, возрастной, а учащихся — с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.
Психолог может стать хорошим преподавателем только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков (организаторскими, коммуникативными, гностическими и др.) и педагогической техникой.
Практическая деятельность психолога включает различные виды работ: психологическая профилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве.
Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
Психологическая профилактика — на основе своих знаний и опыта психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии индивида.
Психодиагностика – изучает методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.
Психологическая коррекция— деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологическое консультирование — это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.
Психотерапия — особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психологического характера.
3.2. Психологическая профилактика (поддержка):
— оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;
— предупреждение возможных девиаций поведения;
— оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— содействие творческому развитию одаренных студентов;
— оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
3.5.Психологическое просвещение:
— повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;
— ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;
— популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПЛАН: 1. Компоненты психологической готовности к обучению. 2. Факторы и группы риска. 3. Адаптация к школе. «Школьная зрелость»– это достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; может …
Документация педагога-психолога
В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь: 1) план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;
При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Практическая деятельность психолога
В чем разница c клиническим психологом
Хотя клинические психологи могут также специализироваться на исследованиях, если они предпочитают, клиническая психология в целом — это не просто научные исследования. Клинические психологи могут помогать своим клиентам с их психическим здоровьем. Это происходит с помощью консультаций, оценок, психологических тестов и лечения. Используя научные методы и принципы психологии, специалисты могут понять, как лучше всего лечить тех, кто страдает от психологических проблем и отклонений. Цель клинических психологов состоит в том, чтобы предложить клиенту корректирующий курс или специальное лечение, которое может улучшить его психическое благополучие.
Отличительные черты практической психологии
Практическая психология направлена на практическую деятельность и ориентирована на работу с человеком, в частности, просветительскую работу, оказание психологических услуг и предложение психологических товаров: книг, консультаций и тренингов.
Психологи, которые работают в сфере практической психологии, называются практическими психологами.
Практическую психологию часто путают с популярной психологией, но это не верно. Практическая психология базируется и ориентирована на запросы практической направленности. Литература по практической психологии содержат полезный, а не развлекательный материал. Популярная психология пишется для широкого круга читателей и ее содержание более легковесно, чем содержание литературы по практической психологии.
Практическая психология отличается и от прикладной психологии. Объединяет их направленность на практику. При этом прикладная психология ориентирована на специалистов, а практическая — на неспециалистов. Для них характерен разный язык изложения материала, так у прикладной психологии он научный, а у практической, как правило, язык повседневного общения. Прикладная психология направлена на образование профессионалов, а практическая — на образование людей, для которых психология не является знанием профессиональным.
Нормативные документы
Аналогичные документы в СНГ:
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
Программа даст ответы на вопросы:
Результаты и перспективы:
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время.Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора.Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.
Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.
Задачи практической психологии
Областями практической психологии являются:
Основой является то, что человек предстает целостно, в единстве своих специфических способностей, качеств, процессов, психолог-практик должен использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.
Практическая психология объединяет все области психологии, которые нацелены на практику. Ее главной задачей является помощь людям, переживающим сложности. К примеру, в психологической помощи могут нуждаться:
Помимо этого, практическая психология решает три уровня задач:
Если вы решили самостоятельно изучать практическую психологию, то для вас начало ее изучения должно сводится к решению следующих трех задач:
Первая задача: научиться понимать сущность своих психических явлений и их закономерности.
Вторая задача: научиться управлять своими психическими явлениями.
Третья задача: использовать полученные знания для решения психологических проблем.
Психолог в структуре организации
Практические психологи свою профессиональную деятельность осуществляют в рамках таких организационных структур как клиники, школы, агентства, банки, что предусматривает необходимость соблюдения норм и правил данных учреждений.
По отношению к организации внутреннюю позицию психолога определяет характер приложения сил и здесь, в первую очередь, подразумевается административная подчиненность психолога. Надо сказать, что она довольно часто переходит рамки должности и распространяется на область профессиональной этики.
При разрешении морально-этических конфликтов в противоречие могут вступить требования организации и профессионально-этические принципы практической психологии. Это дело довольно сложное, потому что или профессиональные, или организационные нормы в любом случае будут нарушены. Практический психолог к решению таких вопросов должен подходить очень ответственно в каждом конкретном случае.
Подобные конфликты можно предотвратить, если психолог будет четко осознавать свое местоположение в структуре организации. Практический психолог находится внутри организации на определенной иерархической позиции и как отмечает Л. Тобиас – всегда в положении подчиненного. Это приводит к тому, что руководители относятся к нему без особого трепета.
Практический психолог внутри организации может занимать такие позиции:
Ряд психологов считают, что на передний план во всех этих случаях выходит скрытая тенденция распределения ответственности и борьбы за власть, а это профессиональную деятельность психолога сильно осложняет.
Статус и уровень влияния психолога на внутриорганизационные процессы должностными инструкциями определены не во всех организациях. Здесь надо сказать, что многое зависит и от личности самого психолога и тех отношений, которые сложились в том или ином коллективе.
На начальном этапе работы основной задачей начинающего психолога является определение своего статуса и своей позиции внутри коллектива. В противном случае нечеткость профессионального самоопределения для начинающего практического психолога создаст массу проблем, отвлекающих от непосредственной работы.
Способов решения данной проблемы много и один из них предполагает создание своего кабинета в организации, где психолог мог бы работать, следуя нормам психологической этики, создав, таким образом, комфортную среду обитания и отграничив себя от других служащих.
С другой стороны, такое дистанцирование ограничивает связь психолога с «внешней средой», и попытка выйти за пределы своей «психологической ниши» становится проблемой.
При возникновении внутриорганизационного конфликта, психологу важно сохранять нейтралитет и уклоняться от участия в интригах организации и не занимать ни одну из сторон противоборствующих группировок. Нейтралитет психолога обеспечивает адекватный анализ ситуации и дает объективную информацию
Аналогичное поведение психолога должно быть и при решении вопросов карьерного роста, продвижения сотрудников по служебной лестнице. Надо сказать, что нейтралитет и беспристрастность не всегда могут быть приемлемы
Нейтралитет психолога обеспечивает адекватный анализ ситуации и дает объективную информацию. Аналогичное поведение психолога должно быть и при решении вопросов карьерного роста, продвижения сотрудников по служебной лестнице. Надо сказать, что нейтралитет и беспристрастность не всегда могут быть приемлемы.
Личностный подход в психологии
Личностный подход является одним из принципов методологии психологии. Методология описывает, каким образом мы получаем знания. Она является своеобразным договором между людьми, изучающими нечто. Это соглашение о том, что какими словами называть.
Специальную методологию психологии составляют следующие принципы (Ефимова Н.С., Основы общей психологии):
Основы принципа личностного подхода:
Принцип личностного подхода в психологии предполагает, что исследователь держит в фокусе внимания знание об индивидуальности каждого человека, о том, что каждый имеет свои особенности. Важно не только изучать эти особенности, но помнить о них, конструируя дизайн исследования более общих проблем. Человека изучают целостно, иначе теряется сама его сущность. Такой целостный взгляд предполагает, что мы видим в человеке личность.
В основе личностного подхода лежит философско-психологическая концепция личности С..
В чем же она заключается?
Прежде всего, выделяет зависимость психических процессов от личности как индивидуальности.
Как мы можем это наблюдать?
1) В индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т. д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
С примерами этих различий мы сталкиваемся постоянно. нравится решать задачи, петь. Один медлителен, другой все делает быстро. Некоторые люди жить не могут без постоянного общения, а не выносит даже смс.
2) Сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит в своем развитии каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и меняет эмоционально-волевую сферу человека.
3) Психические процессы не развиваются независимо в отрыве от других, а превращаются в сознательно регулируемые операции. Таким образом, психические процессы становятся психическими функциями личности.
Например, восприятие в ходе развития личности превращается в сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. В такой трактовке, вся психология человека может рассматриваться как психология личности.
Следующее важное положение концепции личности С. состоит в том, что любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые были сформированы ранее, также под влиянием внешних воздействий.
Раскрывая это утверждение, отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним».
Смысл этой цитаты метко выражен в расхожей формуле: «личностью не рождаются – ею становятся». Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
В разработанной С.Л. Рубинштейном структуре личности представлены психологические модальности деятельности: потребности, способности, направленность.
Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.
Факторы понимания психологии личности
Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения становятся важными следующие положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
Выделяя эти аспекты психического облика личности, подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В конкретной деятельности каждого человека они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в похожих ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.
Автор: Голыня Ирина
практический психолог, гештальт-терапевт
Этот фильм поможет разобраться в теме
«В погоне за счастьем»
В погоне за счастьем
Биографический фильм, основанный на реальных событиях, о непростом пути к американской мечте.
Кинопоиск 8.2
IMDb 8.20
Крис Гарднер – отец-одиночка. Воспитывая пятилетнего сына, Крис изо всех сил старается сделать так, чтобы ребенок рос счастливым. Работая продавцом, он не может оплатить квартиру, и их выселяют.
Кадр из фильма «В погоне за счастьем» kinopoisk.ru
Оказавшись на улице, но не желая сдаваться, отец устраивается стажером в брокерскую компанию, рассчитывая получить должность специалиста. Только на протяжении стажировки он не будет получать никаких денег, а стажировка длится 6 месяцев.
Смотреть фильм «В погоне за счастьем» на ivi