в чем состоит влияние политических партий на государство
В чем состоит влияние политических партий на государство
Партии представляют лицо государства в качестве правящих политических организаций, выступающих носителями государственной стратегии, политики. Правящая партия представлена в политической структуре власти и государственном механизме в виде партии парламентского большинства, в виде группы членов правительства во главе с ее лидером, возглавляющим правительство, либо президентом страны. Партия может быть не правящей, но входить в состав официальной внутрипарламентской политической оппозиции, тем самым принимать определенное участие в законодательной деятельности, в разработке государственных программ и, что еще важней, контролировать деятельность правящей партии и других институтов государственной власти. Наконец, партия, оставаясь за границами власти, может выступать в роли общественно-политической или гражданской оппозиции по отношению к правящей партии, государству и его представителям, входя при этом в структуру гражданского общества. Так, в зависимости от места, занимаемого политической партией в структуре политической организации общества и структуре государственно-политической власти, зависит ее роль и значение в политическом процессе как его наиболее характерного, активного участника. Исходя из этого объективного значения, партия определяется в политологии как один из институтов политической системы общества или организация, действующая в структуре государства. Хотя, как видно из предыдущего тезиса, не любая политическая партия непосредственно входит в структуры государственной власти. Она также может выступать в качестве объективной оппозиции к государству и принадлежать к гражданскому обществу.
Также наши пользователи интересуются:
⭐⭐⭐⭐⭐ Лучший ответ на вопрос «В чем состоит влияние политических партий на государство» от пользователя Кузьма Терещенко в разделе География. Задавайте вопросы и делитесь своими знаниями.
В чем состоит влияние политических партий на государство кратко?
Обычно политическая партия отстаивает какую-то определенную идеологию (социального государства, националистическую, консервативную и так далее). Борясь за голоса избирателей, выигрывая выборы и формируя органы власти, они, опираясь на исповедуемую идеологию, принимают законодательные акты, так или иначе влияющие на жизнь своих граждан, в том числе и тех, кто за них не голосовал. Таким образом, государство склоняется то в сторону поддержки предпринимательства, то в сторону поддержки малоимущих слоев населения, то исповедуют консерватизм, то проводят активные либеральные реформы.
В любом демократическом государстве есть партийная конкуренция вследствие того, что существует несколько партий. Но всегда есть партия правящая или лидирующая. Как правило, правящей или лидирующей партией является партия, к которой принадлежит глава государства или которую он поддерживает. От правящей (лидирующей) партии зависит многое. Такая партия имеет большинство в парламентских кругах и от большинства голосов зависит выработка и принятие тех или иных законов, А законы — это основа государства.
В любой многопартийной системе существует оппозиция. Оппозиция всегда противопоставляет себя правящий партии. Но она бывает системной и несстемной. К системной оппозиции относятся официально зарегистрированные партии, которые чаще всего имеют значительный электорат и практически всегда на выборах бывают допущены к выдвижению кандидатов или партии в целом. Они обычно действует вполне законными методами. Их споры ведутся чаще всего по существу.
Иное дело несистемная оппозиция. Их главное правило — по всем вопросам быть несогласными с проводимой политикой праящей или лидирующей партии. Они влияют на умы людей, действуя исподтишка, их излюбленные методы — громкие лозунги, воззвания, демонстрации, шествия, а также провокации. Чаще всего в странах, чьи первые лица не угодны американскому правительству, несистемная оппозиция находится у них на содержании.
В странах, где есть реальная политическая конкуренция, каждая партия является весомой политической силой. Как правило, она имеет свою политическую программу, которую предлагает ибирателям — гражданам этих стран. На нормально проводимых выборах побеждает та партия, которая на взгляд избирателей, предложит лучший путь развития.
В странах типа Российской Федерации, где выборы — это фикция, парламентские партии являются бледными клонами правящей Единой России (и КПРФ), кормятся за счет государственного бюджета, влияние направлено на сохранение существующей политической системы. Внепарламентская оппозиция исполняет лишь роль статистов, а внесистемная оппозиция попросту преследуется. То есть при авторитарном стиле государственного правления влияние имеет лишь главная, обласканная сильными мира сего политическая партия. Остальные зачастую попросту стоят в сторонке.
Политические партии в демократическом государстве — это представители народа, который на выборах одобрил программу и выбрал депутатов. И именно от народа партии предлагают законопроекты и принимают законы в Парламенте. Партии могут выражать отрицательное мнение на Законы которые предлагает правительство и при необходимом большинстве заблокировать их.
Партия в государстве может оказывать влияние :
Во-первых, на законотворческую деятельность через её избранных членов. Во-вторых, присутствовать в исполнительной власти в правительстве, региональных исполнительных органах. В-третьих, участвовать в общественной жизни страны организую различные мероприятия (концерты, благотворительность, образовательные семинары и пр). В-четвертых, принимать обратную связь от граждан к власти (представлять интересы граждан во властных структурах).
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
Влияние политических партий на функционирование Российского государства
На правах рукописи
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Специальность 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая
конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук
Москва – 2009
Диссертационная работа выполнена на кафедре социальных наук и государственного управления Московского государственного областного университета
доктор политических наук, профессор
доктор политических наук, профессор
кандидат политических наук
Московский Педагогический Государственный Университет
Защита состоится 12 мая 2009 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 при Московском государственном областном университете по адресу: а, ауд. 305
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета (а)
Автореферат разослан «_______» _____________________ 2009 г.
I. Общая характеристика работы
Конец 80-х и 90-е годы можно с полной уверенностью назвать временем второго рождения многопартийности в России. Если до 1917 года российские партии официально – через Государственную Думу – влияли на жизнь Империи в течение одиннадцати лет, то в новой России они давно превысили этот временной барьер и прочно укрепились в структуре власти.
Путь, пройденный политическими партиями с конца перестройки до юбилея российского парламентаризма, был сложен и тернист. За это время произошла масса событий, непосредственно повлиявших на политический ландшафт государства. Тот период явился временем рождения и гибели многих партий, движений и объединений. Но лишь в новом веке Россия начала постепенно подходить к более или менее стабильному варианту партийной системы.
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, местом и ролью партий в политической системе общества. В современной России многопартийность стала одним из столпов общественно-политического строя. Политические партии тесно связаны с формированием в стране правового государства и гражданского общества. В такой ситуации роль политических партий стала заключаться в том, чтобы принимать участие в формировании и выражении политической воли народа через органы государственной власти и местного самоуправления[1].
Во-вторых, необходимостью перехода к новой партийной системе, позволяющей более гибко взаимодействовать с органами исполнительной власти, и, в то же время, достаточно полно охватывающей интересы всех слоев общества. В начале 2000-х годов под предлогом упорядочения и укрепления партийных структур было резко ужесточено партийное законодательство, приведшее к появлению различных запретов и ограничений. В 2003 году этот процесс распространился и на избирательное законодательство, которое неразрывно связано именно с партийной системой. Преодоление этих ограничений с большой долей вероятности сможет положительно повлиять на развитие партийно-политической системы России.
В-третьих, изменившейся системой взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью. До 2007 года в работе Государственной Думы принимали участие практически все основные политические партии России, то есть, партии, пользующиеся реальной поддержкой населения. После выборов в парламенте произошло значительное увеличение количества депутатов от партии власти. В то же время, сократилось число депутатов от оппозиции, а «правые» вообще лишились своего представительства. Потеря мест правыми партиями произошла впервые. Значительная часть граждан потеряла свой голос в парламенте. Исчезла острая политическая борьба в Государственной Думе. Теперь в нижней палате Федерального Собрания РФ работают лишь центристы и левые, партия власти и оппозиция. Но, в связи с подавляющим перевесом проправительственных сил над противниками исполнительной власти, оппозиция практически оказалась в изоляции
В-четвертых, необходимостью продолжения партийно-политических реформ, суть которых заключается в делегировании партиям части полномочий исполнительной власти. Данный шаг поможет создать устойчивую партийную систему, в которой партии будут действительно нести реальную ответственность за развитие страны путем формирования исполнительной власти.
Степень разработанности темы в литературе. Проведенный анализ научных исследований и публикаций дает основание говорить о том, что данная научная проблема разработана недостаточно.
Прежде всего, необходимо отметить, что совершенно отсутствуют исследования, в которых напрямую бы прямо говорилось о новой роли политических партий в процессе реформирования российского общества. В проанализированных статьях, сборниках, монографиях и диссертациях рассматриваются отдельные вопросы и проблемы деятельности политических партий в современной России. Например, в диссертационном исследовании «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: проблемы функционирования в условиях многопартийности» выделяет в отдельную главу проблему роли политических партий в формировании парламента России[2]. В частности, автор исследования определяет многопартийность как основу современного парламентаризма.
Рядом авторов рассматривается роль партий в федеральном и региональном избирательных процессах Российской Федерации[3]. Эти проблемы исследуются ими во взаимосвязи с процессами, происходящими в обществе, но за основу берутся лишь некоторые составляющие деятельности партий.
Однако среди материалов есть работы, более тесно связанные с нашей проблематикой. Так, Д. Чижов в своем диссертационном исследовании «Российские политические партии как институт гражданского общества и политической системы», проанализировал методы взаимодействия политических партий со структурами гражданского общества[4].
Диссертационное исследование «Политические партии как институциональный фактор становления гражданского общества в современной России» посвящено анализу развития политических партий с дореволюционной эпохи до наших дней. С помощью сравнительного исторического анализа автор показал, сколь велика роль партий в условиях становления гражданского общества. Причем, Б. Зеленко проанализировал роль партий как на федеральном, так и на региональном уровне.
В процессе работы над диссертацией автор использовал самый широкий спектр литературы различного наименования.
В первую очередь, необходимо отметить законодательную базу, на основе которой действуют политические партии России. Во-первых, это Конституции Российской Федерации, как основной закон государства. Во-вторых, Федеральные законы, утвержденные Федеральным Собранием РФ и подписанные Президентом[5]: ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95, «О статусе членов СФ РФ и депутатов ГД РФ» от 05.07.99, «Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ» от 08.02.01, «О порядке формирования СФ РФ» от 05.08.00, «О политических партиях РФ» от 11.07.01, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 2002, «О выборах депутатов ГД РФ» от 20.12.02, «О выборах президента РФ» от 10.01.03. И, в-третьих, указ президента РФ «Об утверждении уточнений редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и о внесении изменений и дополнений в положение о федеральных органах власти на переходный период» от 01.01.93, а также Регламент Государственной Думы РФ от 2004 года. Именно законодательная база определила роль и место партийной системы и политических партий в современной России.
Парламентской деятельности политических партий посвящали свои исследования многие исследователи и политики – А. Аринин, Т. Батаева, И. Барциц, И. Барыгин, Н. Васецкий, Ю. Крастов, Л. Гигут, Д. Глейзнер, В. Головлев, В. Горобец, И. Гранкин, В. Дзадзиев, В. Елчев, В. Ермаков, З. Зотова, В. Зорин, В. Иванова, А. Кобринский, Ю. Кургунюк, А. Кынев, В. Лысенко, Е. Лукашева, О. Манихин, В. Михайлов, Р. Надеев, С. Попов, А. Подберезкин, В. Ржевская, И. Рыбкин, Б. Федоров, А. Холодковский, Т. Харбиева, А. Шохин, Г. Явлинский[8].
В работе был использован справочный материал и партийная литература, помогающие получить более четкое представление о деятельности той или иной партии в обществе и парламенте.
Более четко разобраться во всех перипетиях партийной деятельности в Госдуме помогли диссертационные исследования о деятельности парламентских партий и фракций следующих авторов: Т. Анчуткина, Т. Байкова, Ю. Бацаев, М. Данилов, Н. Карповцева, Н. Неровная, А. Лихтенштейн, А. Щербак[9].
Также проблемы определения роли и места политических партий в политической системе страны исследуются не только политологами, но и юристами, социологами и философами – Е. Бородиным, А. Вешняковым, К. Гаджиевым, А. Глубоцкой, Г. Голосовым, В. Кошадько, В. Красновым, А. Куликом, А. Кыневым, В. Лапаевой, В. Любиным, С. Марковым, П. Пановым, С. Сергеевым и др.[10].
Достаточно подробно партийную деятельность в Государственной Думе РФ анализировали политические обозреватели российских газет и журналов. Особое место в этом ряду занимает официальное издание Государственной Думы – «Парламентская газета», ежедневно освещающая деятельность партийных фракций в нижней палате Федерального Собрания. Более глубокий анализ дают аналитические журналы: «Российская Федерация сегодня», «Коммерсант. Власть», «Итоги», «Ньюсвик», а также межвузовские сборники научных статей МГУ, Воронежского Государственного Университета, Института философии РАН и др.
Объектом исследования являются основные направления функционирования российского государства в условиях его реформирования.
Предметом исследования является процесс развития партийно-политической системы современной России, а также место и роль политических партий в политической системе общества и степени их участия в управлении государством.
Целью исследования является научное обоснование проблемы деятельности политических партий как важнейшего общественно-политического механизма общества в условиях демократии, а также выявление основных проблем, связанных со становлением, развитием и обретением новых места и роли политических партий в современной России.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
— исследовать процесс эволюции партийной системы российского общества под воздействием государства;
— провести анализ состояния взаимоотношений государства и партий в современной России;
— проанализировать новую роль и место политических партий в современной России в условиях реформирования государства и общества;
— выявить основные проблемы становления и развития политических партий современной России.
— показать степень влияния политических партий на ход государственных реформ в РФ;
— определить пути развития партийно-политической системы страны на ближайший период.
Теоретико-методологические основы исследования. В данном диссертационном исследовании в качестве теоретической и методологической основы используются идеи, принципы и положения, основанные на закономерностях развития общества и мышления. В данном случае применялись следующие методы:
– исторический – исследование предметов явления в их развитии;
– сравнительный – сравнение различных систем, процессов, их элементов;
– нормативно-ценностный – выявление значения одних реальностей для других;
– структурно-функциональный – рассмотрение системы в качестве целостной, внутренне структурированной категории, процесса – как последовательной смены стадий, состояний и др.
Теоретические основы исследования составляют труды ученых, политологов, материалы научных конференций, на которых рассматривались проблемы, связанные с развитием партийной системы России.
Источники исследования. В качестве источников использовались нормативно-правовые акты, публикации в СМИ, в том числе на электронных носителях, содержащие факты по теме диссертации.
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка источников и литературы, а также приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, показывается степень ее разработанности в литературе, указывается источниковая база и методологические подходы, определяются объект и предмет исследования, показывается научная новизна, перечислены основные положения, выносимые на защиту.
В разделе 1 – «Роль государства и партий в политической системе общества» – рассматривается роль и степень влияния государства и партий в политической системе общества. Причем роль и место партий в России ставится под сомнение. При этом подчеркивается, что партии по-прежнему продолжают оставаться в большей степени клубами по интересам и удовлетворению собственных амбиций, а не функционирующими должным образом структуры гражданского общества.
В разделе 2 – «Основные направления реформационного развития российской партийной системы» – показывается реальная картина отношений между государством и политическими партии, выраженном в принятии так называемого партийного законодательства, и, прежде всего, Федерального закона «О политических партиях». Безусловно, закон содержит массу спорных пунктов, однако его принятие было призвано поспособствовать окончательному оформлению новых крупных политических структур. При этом необходимо признать, что новый закон носит исключительно ограничительный характер по отношению к партиям, а некоторые его положения серьезно противоречат Основному закону России.
В разделе 3 – «Политические партии как фактор реформационного развития российского государства» – рассматриваются перспективы развития партийно-политической системы России. Обосновывается позиция, согласно которой партии, в процессе политических реформ 2000-х годов, были целенаправленно отодвинуты от рычагов влияния на исполнительную власть, и, более того, от вхождения в исполнительную власть путем победы на парламентских выборах. Делается вывод о том, что подобные меры привели лишь к кризису и неконкурентоспособности нынешнюю партийную систему Российской Федерации.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы выводы, раскрывающие особенности влияния политических партий на функционирование российского государства, а также влияния государства на основные аспекты жизнедеятельности политических партий страны. Подчеркивается, что современное состояние партийно-политической системы России далеко от совершенства, а сама система подвержена сильнейшему влиянию со стороны государства, что показывают реформы, проведенные в стране с 2001 по 2003 года.
В приложении приведены таблицы с официальными данными выборов в Государственную Думу РФ 2007 года и выборов в региональные законодательные собрания 23 субъектов федерации за 2006 – 2007 года.
II. Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту
Научная новизна диссертационной работы заключается, прежде всего, в том, что автором сделана попытка комплексного исследования процесса становления и функционирования политических партий в современной России, определяющее их место и роль в формировании государственной власти страны.
В определенной мере новизну исследования также определяют следующие положения:
– о динамике развития политического процесса в России конца ХХ – начала XXI вв., раскрытии его закономерностей и особенностей, выявлении в нем места и роли политических партий;
– исследовании условий и этапов формирования и функционирования политических партий в современной России, выявление позитивных и негативных факторы выполнения ими своих функций;
– раскрытие роли политических партий в формировании государственной власти России, их способности и возможности аккумулировать и представлять в системе власти многообразные интересы населения страны.
Также автором дана оригинальная периодизация становления многопартийности в Российской Федерации, основанной на историческом подходе к процессу развития партийной системы страны.
Положения, выносимые на защиту и их обоснование.
1. Реформа партийной системы России носит половинчатый, незавершенный характер.
Смысл деятельности политических партий в демократической стране заключается в представлении общественных групп во власти. Другими словами, «представляя общество перед лицом государства (мира политики), партии являются проводником и выразителем чаяний, настроений, стремлений, ожиданий, бурлящих в «народной гуще», заставляют государство не игнорировать нужды и потребности общества. Одновременно они играют роль лестниц, по которым «выходцы из народа» поднимаются в средние и верхние этажи власти, – таким образом, партии выполняют функцию политического рекрутирования»[11]. Получается, что на сегодняшний день политические партии в России подходят лишь под первую часть определения. Действительно, за последние после развала Советского Союза семнадцать лет партии научились выражать мнение общества перед лицом государства. Во всяком случае, в Государственной Думе РФ темы народных чаяний и нужд поднимались не раз и не два.
Однако вторая часть определения по-прежнему не подходит партийно-политической системе России. Поскольку реформы затронули лишь правовую составляющую жизнедеятельности партийной системы. В то же время партии вновь оказались отрезаны от реального участия в управлении страной путем вхождения в исполнительную власть. Ведь не обладая реальными рычагами управления страной, повлиять на ситуацию партии практически никак не могут.
Конечно, можно отметить, что на последних выборах исполнительная власть публично обозначила свои предпочтения, сделав ставку на «Единую Россию». Однако благосклонность исполнительной власти по отношению к одной партии всего лишь частный случай. Ведь и до и после выборов в Государственную Думу «Единая Россия» по-прежнему остается «партией власти» (то есть партией, которой власть лишь покровительствует), а не правящей партией (которая, побеждая на выборах, делегирует своих представителей в исполнительные органы власти).
Таким образом, реформа партийной системы годов может быть признана половинчатой и носящей незавершенный характер.
2. Новое законодательство о политических партиях ослабило роль партий в политической системе России.
Новое законодательство о политических партиях сильно ужесточило требования к политическим партиям, связанным с регистрацией, численностью, региональными отделениями и т. д. Одним словом, целью закона стало ограничение количества партий и установление довольно плотного государственного контроля над разными сторонами внутрипартийной жизни[12]. Таким образом, никакого усиления партий на самом деле не происходит. Усиление государственного контроля над партиями может лишь означать повышение статуса тех структур, которые нужны государству. Остальные, так называемые «неугодные» организации, попросту перестанут вести активную политическую деятельность. Во всяком случае, их регистрацию можно будет спокойно аннулировать по закону.
Вдобавок этот пункт тесно пересекается с тезисом о незавершенности партийной реформы. Ведь с практической точки зрения политические партии, даже после проведенных реформ, по-прежнему продолжают оставаться вне исполнительной власти. А значит, кроме бесконечных обещаний и выстраивания фантастических проектов по построению «светлого будущего» страны, предложить чего-то другого, по объективным причинам партии не могут. Даже «Единая Россия», победившая при поддержке Президента РФ Владимира Путина, так и не предложила обществу никакой реальной программы действий на ближайшую перспективу. Беззаветная же поддержка так называемого «плана Путина», в совокупности с поддержкой самого Президента РФ[13], программой являться не может, поскольку «план Путина» – это не программа партии «Единая Россия», а программа действий самого Президента РФ.
Теперь в выборах принимают участие лишь те партии, которые выгодны исполнительной власти.
Демократия подразумевает право выбора. В том числе протестного голосования. Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»[14]. Далее следует пункт, согласно которому «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»[15]. Таким образом, в Конституции Российской Федерации не указано, что граждане могут участвовать в управлении делами страны исключительно через представителей партий. После же проведенных реформ на федеральном уровне сложилась именно такая ситуация. Теперь депутаты Государственной Думы РФ избираются исключительно по партийным спискам, тогда как беспартийные практически исключаются из работы нижней палаты парламента. При этом нельзя забывать, что во всех Государственных Думах, начиная с 1993 года, независимые депутаты регулярно образовывали собственные внепартийные депутатские группы[16], имевшие в Думе определенный политический вес. Теперь же беспартийные граждане лишились права избирать в парламент своих представителей, которые, по каким-то причинам, предпочли не вступать в партию. Допустим, Центральный округ Москвы всегда выбирал в Государственную Думу беспартийного Николая Гончара. Избирали, потому что большинство жителей округа доверяли не представителям партий, а независимому беспартийному Гончару. И таких примеров достаточно. Даже в Советском Союзе, который считают тоталитарным, Верховный Совет СССР формировался на основе блока коммунистов и беспартийных. В демократической России парламент с недавних пор формируется исключительно на партийной основе.
То же самое относится и к пресловутому пункту «против всех». Его упразднение так же является нарушением прав граждан, касающихся свободы выбора. Ведь, в конце концов, гражданин имеет право выразить свое отношение к власти путем протестного голосования. Но теперь у избирателей отняли и это, так не нравившееся власти, право на выражение собственных убеждений.
4. Появление партии «Справедливая Россия» перед выборами в Государственную Думу РФ – это попытка власти серьезно ослабить «левую» оппозицию, которая, несмотря на потерю популярности, может составить реальную конкуренцию нынешней власти.
Наличие сильной оппозиции в государстве – признак здорового общества. Поскольку в демократическом государстве оппозиция выполняет важнейшую роль. Образно ее роль можно сравнить с ролью волка, являющегося по известному определению «санитаром леса». Оппозиция постоянно обращает внимание властей на насущные и медленно решаемые проблемы страны. В России, к сожалению, сильная оппозиция не востребована. Конечно, в положении дел нынешней оппозиции, которую по-прежнему возглавляет КПРФ, есть доля вины представителей самой оппозиции. Однако слабость оппонентов исполнительной власти во многом спровоцирована и действием самой власти. На парламентских выборах 2003 года Кремль умело помог в раскрутке блока «Родина», оппонировавшего КПРФ на «левом» фланге партийного спектра. После выборов, благодаря усилиям исполнительной власти, блок «Родина» вместе с тремя «левыми» партиями, в числе которых оказались «Всероссийская партия пенсионеров – Партия социальной справедливости» и «Партия жизни», вошел в новую структуру – «Справедливая Россия», возглавляемая близким к Кремлю председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым. Эта партия была отнесена политологами к разряду «партий власти», выполняющих свои задачи. У «Справедливой России», как выяснилось впоследствии, таких задач оказалось две: составить конкуренцию КПРФ на «левом» фланге, отобрав у коммунистов на парламентских выборах 2007 года как можно голосов избирателей, и, для порядка, активно оппонировать на выборах «Единой России». После выборов 2007 года можно смело констатировать, что со своей задачей «Справедливая Россия» справилась, так как коммунисты вновь получили на выборах чуть более 10% голосов, что является неприемлемым результатом для ведущей оппозиционной партии страны.
III. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что:
1. автором дана попытка комплексного анализа состояния взаимоотношений между государством и политическими партиями;
2. дано научно-практическое обоснование проблемы деятельности политических партий в условиях принятия вступления в силу нового партийного законодательства;
3. автором сделаны выводы о половинчатости, незавершенности партийных реформ в России;
4. актуальным является авторское положение о необходимости законодательного закрепления ответственности партий за формирование Правительства РФ.
Выводы и результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по политологии, социологии и истории, а также для практических занятий и семинаров, проводимых с участниками политических партий. Возможно использование результатов исследования для решения теоретических и методологических проблем, касающихся состояния дел и перспективы дальнейшего развития партийной системы современной России. Положения работы могут быть полезны для представителей политических партий и фракций.
Основные выводы и положения диссертационного исследования были апробированы автором в выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях 2006 года (г. Москва), 2007 года (г. Екатеринбург), 2007 года (г. Нижний Новгород), 2008 года (г. Новый Уренгой), в ходе преподавания учебной дисциплины «Политические партии, движения и союзы Российской Федерации» в Московском государственном областном университете, на встречах с работниками аппаратов различных политических партий и фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Основные выводы диссертации нашли отражение в следующих авторских публикациях:
В журналах, включенных в перечень ВАК
для опубликования результатов диссертационных исследований по политическим наукам:
2. Федоренко система России: реалии и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. – Серия «Философские науки». – №2. – 2006. – С. 132 – 143 (1,2 п. л.).
4. Федоренко формирования и функционирования современной российской партийной системы в условиях избирательных кампаний // Современные гуманитарные исследования. – №2. – 2008. – С. 302 – 309 (0,5 п. л.).
[2] См.: Янчуков Дума Федерального Собрания Российской Федерации: проблемы функционирования в условиях многопартийности: Автореф. дис. … канд. полит. наук; 23.00.02 – М., 2004.
[3] См.: Трухин партии в избирательных процессах современной России: Автореф. дис. … канд. полит. наук; 23.00.02 – Екатеринбург, 2005; Пьянов партии в региональном политическом пространстве современной России: Автореф. дис. … канд. полит. наук; 23.00.02 – Орел, 2004; Дубровина партии как субъекты избирательного процесса в РФ : Автореф. дис. … канд. юридич. наук; 12.00.02 – М., 2003; Синько партии в избирательных кампаниях: региональный аспект: Автореф. дис. … канд. полит. наук; 23.00.02 – Уссурийск, 2004.
[4] См.: Российские политические партии как институт гражданского общества и политической системы: Автореф. дис. … канд. полит. наук; 23.00.02 – М., 2006.
[5] ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета. – 1995. – 19 мая; ФЗ «О статусе членов СФ РФ и депутатов ГД РФ» // Российская газета. – 1999. – 5 июня; ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ» // Российская газета. – 2001. – 8 февраля; ФЗ «О порядке формирования СФ РФ» // Российская газета. – 2000. – 5 августа; ФЗ «О политических партиях РФ» // Российская газета. – 2001. – 11 июля; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Российская газета. – 2002. – 21 декабря; ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» // Российская газета. – 2002. – 20 декабря; ФЗ «О выборах президента РФ» // Российская газета. – 2003. – 10 января.
[11] Становление партийной системы в современной России. – М., 2007. – С. 11.
[12] См.: Баранов партии современной России: становление, особенности, перспективы: Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит. наук – М., 2006. – С.10.
[13] Имеется ввиду тезис представителей «Единой России» о том, что выборы в Государственную Думу 2007 года на самом деле ни что иное, как референдум о доверии курсу Владимира Путина.
[14] Конституция Российской Федерации. – М. 1997. – С.13.
[16] Например, депутатские группы: «Новая региональная политика», «Союз 12 декабря», «Стабильность», «Россия» (1994 – 1995 гг.), «Российские регионы», «Аграрная депутатская группа», «Народовластие» (1996 – 1999 гг.), «Регионы России», «Народный депутат» (2000 – 2003 гг.).