в чем состоит власть медицины
Тест «Бесконфликтная коммуникация с родственниками пациентов»
Проверь свои знания в тесте «Бесконфликтная коммуникация с родственниками пациентов».
1. Быть осознанным для врача значит
1) всегда отслеживать, что происходит вокруг
2) относиться ко всем свысока
3) создавать условия самореализации для других людей
4) соответствовать своему положению наделённости властью медицины
2. В какой ситуации априори находятся близкие пациента?
1) запланированной
2) радостной
3) странной
4) фрустрирующей
3. В каком психологическом состоянии находятся близкие пациента?
1) в гипертимии
2) в маниакальном психозе
3) в позитивном аффекте
4) во фрустрации
4. В каком состоянии находятся близкие пациента перед коммуникацией с врачом
1) им самим нужна помощь
2) состояние покоя и удовлетворения
3) состоянии безысходности
4) состоянии злости
5. В отличие от здравоохранения, медицина
1) всегда требует вознаграждения
2) должна удовлетворять требованиям безопасности
3) не должна давать гарантий
4) существует тысячи лет
6. В отличие от медицины, здравоохранение
1) не готово к неопределённости
2) подчинено институтам власти в государстве
3) связано с наукой
4) требует денег за помощь
7. В чём возможен психологический непрофессионализм врача при коммуникации?
1) не отвечает на вопросы прямо
2) не переносит личные проблемы на медицинскую деятельность
3) отвечает невербально теми же знаками
4) способен урегулировать конфликт
8. В чём отличие восприятия больницы врачом и близкими пациента?
1) врач как у себя дома
2) врач может переночевать в больнице
3) врач одет в медицинскую униформу
4) отличия нет
9. В чём сакральность больницы?
1) в белом цвете одежды её работников
2) в её связи с самым главным – жизнью и здоровьем
3) в иерархичности кадров и руководства
4) в стерильности помещений
10. В чём состоит власть медицины?
1) в особой символической окраске деятельности врача
2) врач имеет юридический иммунитет к уголовной ответственности
3) врач обладает незаурядными полномочиями за пределами лечебного учреждения
4) она занята самым главным — здоровьем
11. Врач как представитель здравоохранения
1) не имеет права на ошибку
2) никакой ответственности не несет
3) обязан обеспечивать государственные гарантии
4) отвечает перед государством
12. Источник конфликта врача и близких пациента
1) выгорание врача
2) несоответствие их ожиданий в допустимости событий
3) разные политические взгляды
4) стоимость услуг
13. Как врач узнаёт состояние близких пациента?
1) от психолога, работающего в больнице
2) по невербальным знакам
3) прочитав жалобу на себя
4) через самого пациента
14. Как работает институт права с неизбежной неопределённостью?
1) наказывает за неумение справиться с ней
2) отрицает её существование
3) пытается её регламентировать
4) смиряется с её неизбежностью
15. Какие правовые аспекты входят в ситуацию коммуникации с близкими пациента?
1) врачебной тайны
2) информирования и получения согласия
3) неопределённости и свободы воли
4) уголовного наказания
16. Каковы проблемы самоидентификации врача?
1) недостаточное уважение со стороны пациентов
2) нехватка подарков и цветов как благодарности
3) ощущение недостаточности оплаты труда
4) чувство «я не на своём месте»
17. Какую роль играет эмпатия при разжигании конфликта?
1) по механизму «отзеркаливания» эмоций сторон друг другу
2) через невербальные знаки доверия
3) через понимание друг друга
4) эмпатия в конфликте роли не играет
18. Конфликт врача и близких пациента
1) невозможен
2) неизбежен
3) разгорается спонтанно
4) специально готовится
19. Кто должен разрешить конфликт врача и близких пациента?
1) главный врач учреждения
2) родственники пациента
3) сам врач
4) суд
20. Кто из философов говорил о власти специально и говорил особенно важные вещи?
1) Декарт
2) Кант
3) Ницше
4) Фуко
21. Медицина и право
1) медицина главенствует над правом
2) независимы друг от друга
3) объединяются системой здравоохранения
4) противоположны друг другу
22. На каком уровне должно происходить взаимодействие врача с близкими пациента?
1) духовном
2) культурно-психологическом
3) материально-денежном
4) физическом
23. Навык рефлексии
1) заставляет стать религиозным
2) помогает справиться с психологическими сложностями
3) существует независимо от желания человека
4) требует особой подготовки
24. Номинальное значение зарплаты
1) не играет решающей роли в самоидентификации
2) обеспечивает самомнение
3) определяет самоидентификацию
4) строго коррелирует с тяжестью работы
25. Общность представлений о мире благодаря общему историко-культурному контексту
1) сегодня высока как никогда
2) сегодня сильнее, чем была 10-20 лет назад
3) сегодня слабее, чем была 10-20 лет назад
4) теоретически неосуществима
26. Правовая грамотность врача
1) заставляет жёстко следовать регламенту
2) позволяет врачу уходить от уголовного наказания
3) позволяет избежать конфликта
4) снижает градус фрустрации
27. Чем врач принципиально отличается от других людей?
1) в его руках знание о человеке и жизнь человека
2) он «по ту сторону» «операционного стола»
3) он входит в медицинское учреждение через служебный вход
4) он имеет иммунитет от многих болезней
28. Чем дискурсивная власть отличается от институционализированной власти?
1) её роль в контроле правопорядка
2) каждый человек наделён ею
3) она неподконтрольна отдельным лицам
4) она повсюду
29. Чем разделяются люди в информационном поле, несмотря на жизнь в одно и то же время, на одной и той же территории?
1) запросом на информационную повестку
2) отношением к событиям ввиду их подачи в интернете
3) предпочтением разных брендов одежды
4) просмотром одних и тех же телепередач
30. Что бы изменилось в здравоохранении, не будь государство светским?
1) всё в медицине бы стало бесплатным
2) значительную роль играли бы категории религии
3) на всё была бы «воля божья»
4) ничего
31. Что в Конституции РФ наделяет врача особенными обязанностями?
1) особенная часть
2) статьи 2, 3, 14
3) статья 41
4) статья 57
32. Что входит в «треугольник неопределённости» при оказании помощи?
1) вероятность того или иного исхода
2) действия врача
3) ожидания пациента
4) реально происходящие вещи
5) стоимость услуг
33. Что вызывает напряжение во время коммуникации?
1) выбор слов в юридическом плане
2) исходно благостное настроение сторон
3) отсутствие регламента коммуникации
4) ощущение правовой опасности
5) подбор слов для упрощения языка диалога
34. Что нужно врачу, чтобы не иметь склонности к конфликтам?
1) больше отдыхать
2) принимать успокоительные средства
3) разобраться со своей идентичностью
4) решить свои проблемы
35. Что определяется общим информационным фоном?
1) внутренние установки, отношение к реальности
2) правовые аспекты взаимодействия
3) цены на услуги
36. Что такое «болезненные точки самоидентификации»?
1) высадка американцев на Луне
2) курс национальной валюты
3) личностные вопросы, которые задевают
4) экспрессия МНС II класса
37. Что такое «уровень допущения» неопределённости в оказании помощи?
1) врачебная ошибка
2) небрежность
3) реальная непредсказуемость
4) халатность
38. Что такое «четвёртая власть»?
1) государственная
2) массмедиа
3) судебная
4) церковная
39. Что такое дискурсивная власть врача?
1) он имеет право выписывать рецепты
2) он имеет право обманывать
3) он имеет юридический иммунитет
4) он представитель той практики, что связана со здоровьем
40. Что такое конформизм?
1) боязнь нарушить общепринятые нормы
2) желание следовать моде
3) нежелание быть как все
4) стремление не спорить и не ссориться
41. Что такое порог допущения «врачи не боги»?
1) доля религии в оказании помощи
2) степень, до которой врач способен предвосхитить возможные события
3) такого порога допущения не существует
4) характер ятрогений
42. Что такое право?
1) институт общества, кодифицирующий этику
2) комплекс правил и наказаний за их неисполнение
3) конституция и кодексы
4) часть медицины в сфере регламентации услуг
43. Что такое престижное потребление?
1) приоритет качества продукта над стоимостью
2) приоритет расцветки и фасона одежды над её соответствием моде
3) приоритет символической ценности над утилитарной
4) приоритет утилитарной ценности над символической
44. Что такое самоидентификация врача?
1) профессия и специальность
2) семейное положение
3) то, что формирует его ощущение самого себя
4) хобби врача
45. Что такое система здравоохранения?
1) государственная система контроля, предоставления, распределения медицины
2) исторический институт медицины
3) негласная медицинская коалиция
4) совокупность норм поведения врача
46. Что является источником права в государстве?
1) единая власть
2) единый этнос
3) общая территория
4) общая этика
Тест с ответами по теме «Бесконфликтная коммуникация с родственниками пациентов»
1. Быть осознанным для врача значит
1) всегда отслеживать, что происходит вокруг;
2) относиться ко всем свысока;
3) создавать условия самореализации для других людей;
4) соответствовать своему положению наделённости властью медицины.+
2. В какой ситуации априори находятся близкие пациента?
1) запланированной;
2) радостной;
3) странной;
4) фрустрирующей.+
3. В каком психологическом состоянии находятся близкие пациента?
1) в гипертимии;
2) в маниакальном психозе;
3) в позитивном аффекте;
4) во фрустрации.+
4. В каком состоянии находятся близкие пациента перед коммуникацией с врачом
1) им самим нужна помощь;+
2) состояние покоя и удовлетворения;
3) состоянии безысходности;
4) состоянии злости.
5. В отличие от здравоохранения, медицина
1) всегда требует вознаграждения;
2) должна удовлетворять требованиям безопасности;
3) не должна давать гарантий;+
4) существует тысячи лет.+
6. В отличие от медицины, здравоохранение
1) не готово к неопределённости;+
2) подчинено институтам власти в государстве;+
3) связано с наукой;
4) требует денег за помощь.
7. В чём возможен психологический непрофессионализм врача при коммуникации?
1) не отвечает на вопросы прямо;
2) не переносит личные проблемы на медицинскую деятельность;
3) отвечает невербально теми же знаками;+
4) способен урегулировать конфликт.
8. В чём отличие восприятия больницы врачом и близкими пациента?
1) врач как у себя дома;+
2) врач может переночевать в больнице;
3) врач одет в медицинскую униформу;
4) отличия нет.
9. В чём сакральность больницы?
1) в белом цвете одежды её работников;
2) в её связи с самым главным – жизнью и здоровьем;+
3) в иерархичности кадров и руководства;
4) в стерильности помещений.
10. В чём состоит власть медицины?
1) в особой символической окраске деятельности врача;+
2) врач имеет юридический иммунитет к уголовной ответственности;
3) врач обладает незаурядными полномочиями за пределами лечебного учреждения;
4) она занята самым главным – здоровьем.+
11. Врач как представитель здравоохранения
1) не имеет права на ошибку;
2) никакой ответственности не несет;
3) обязан обеспечивать государственные гарантии;+
4) отвечает перед государством.+
12. Источник конфликта врача и близких пациента
1) выгорание врача;
2) несоответствие их ожиданий в допустимости событий;+
3) разные политические взгляды;
4) стоимость услуг.
13. Как врач узнаёт состояние близких пациента?
1) от психолога, работающего в больнице;
2) по невербальным знакам;+
3) прочитав жалобу на себя;
4) через самого пациента.
14. Как работает институт права с неизбежной неопределённостью?
1) наказывает за неумение справиться с ней;
2) отрицает её существование;
3) пытается её регламентировать;+
4) смиряется с её неизбежностью.
15. Какие правовые аспекты входят в ситуацию коммуникации с близкими пациента?
1) врачебной тайны;+
2) информирования и получения согласия;+
3) неопределённости и свободы воли;
4) уголовного наказания.
16. Каковы проблемы самоидентификации врача?
1) недостаточное уважение со стороны пациентов;
2) нехватка подарков и цветов как благодарности;
3) ощущение недостаточности оплаты труда;+
4) чувство «я не на своём месте».+
17. Какую роль играет эмпатия при разжигании конфликта?
1) по механизму «отзеркаливания» эмоций сторон друг другу;+
2) через невербальные знаки доверия;
3) через понимание друг друга;
4) эмпатия в конфликте роли не играет.
18. Конфликт врача и близких пациента
1) невозможен;
2) неизбежен;
3) разгорается спонтанно;+
4) специально готовится.
19. Кто должен разрешить конфликт врача и близких пациента?
1) главный врач учреждения;
2) родственники пациента;
3) сам врач;+
4) суд.
20. Кто из философов говорил о власти специально и говорил особенно важные вещи?
1) Декарт;
2) Кант;
3) Ницше;+
4) Фуко.+
21. Медицина и право
1) медицина главенствует над правом;
2) независимы друг от друга;
3) объединяются системой здравоохранения;+
4) противоположны друг другу.
22. На каком уровне должно происходить взаимодействие врача с близкими пациента?
1) духовном;
2) культурно-психологическом;+
3) материально-денежном;
4) физическом.
23. Навык рефлексии
1) заставляет стать религиозным;
2) помогает справиться с психологическими сложностями;+
3) существует независимо от желания человека;
4) требует особой подготовки.
24. Номинальное значение зарплаты
1) не играет решающей роли в самоидентификации;+
2) обеспечивает самомнение;
3) определяет самоидентификацию;
4) строго коррелирует с тяжестью работы.
25. Общность представлений о мире благодаря общему историко-культурному контексту
1) сегодня высока как никогда;
2) сегодня сильнее, чем была 10-20 лет назад;
3) сегодня слабее, чем была 10-20 лет назад;+
4) теоретически неосуществима.
26. Правовая грамотность врача
1) заставляет жёстко следовать регламенту;
2) позволяет врачу уходить от уголовного наказания;
3) позволяет избежать конфликта;
4) снижает градус фрустрации.+
27. Чем врач принципиально отличается от других людей?
1) в его руках знание о человеке и жизнь человека;+
2) он «по ту сторону» «операционного стола»;+
3) он входит в медицинское учреждение через служебный вход;
4) он имеет иммунитет от многих болезней.
28. Чем дискурсивная власть отличается от институционализированной власти?
1) её роль в контроле правопорядка;
2) каждый человек наделён ею;
3) она неподконтрольна отдельным лицам;+
4) она повсюду.+
29. Чем разделяются люди в информационном поле, несмотря на жизнь в одно и то же время, на одной и той же территории?
1) запросом на информационную повестку;
2) отношением к событиям ввиду их подачи в интернете;+
3) предпочтением разных брендов одежды;
4) просмотром одних и тех же телепередач.
30. Что бы изменилось в здравоохранении, не будь государство светским?
1) всё в медицине бы стало бесплатным;
2) значительную роль играли бы категории религии;+
3) на всё была бы «воля божья»;
4) ничего.
31. Что в Конституции РФ наделяет врача особенными обязанностями?
1) особенная часть;
2) статьи 2, 3, 14;
3) статья 41;+
4) статья 57.
32. Что входит в «треугольник неопределённости» при оказании помощи?
1) вероятность того или иного исхода;
2) действия врача;+
3) ожидания пациента;+
4) реально происходящие вещи;+
5) стоимость услуг.
33. Что вызывает напряжение во время коммуникации?
1) выбор слов в юридическом плане;+
2) исходно благостное настроение сторон;
3) отсутствие регламента коммуникации;
4) ощущение правовой опасности;+
5) подбор слов для упрощения языка диалога.+
34. Что нужно врачу, чтобы не иметь склонности к конфликтам?
1) больше отдыхать;
2) принимать успокоительные средства;
3) разобраться со своей идентичностью;+
4) решить свои проблемы.+
35. Что определяется общим информационным фоном?
1) внутренние установки, отношение к реальности;+
2) правовые аспекты взаимодействия;
3) цены на услуги.
36. Что такое «болезненные точки самоидентификации»?
1) высадка американцев на Луне;
2) курс национальной валюты;
3) личностные вопросы, которые задевают;+
4) экспрессия МНС II класса.
37. Что такое «уровень допущения» неопределённости в оказании помощи?
1) врачебная ошибка;
2) небрежность;
3) реальная непредсказуемость;+
4) халатность.
38. Что такое «четвёртая власть»?
1) государственная;
2) массмедиа;+
3) судебная;
4) церковная.
39. Что такое дискурсивная власть врача?
1) он имеет право выписывать рецепты;
2) он имеет право обманывать;
3) он имеет юридический иммунитет;
4) он представитель той практики, что связана со здоровьем.+
40. Что такое конформизм?
1) боязнь нарушить общепринятые нормы;+
2) желание следовать моде;
3) нежелание быть как все;
4) стремление не спорить и не ссориться.
41. Что такое порог допущения «врачи не боги»?
1) доля религии в оказании помощи;
2) степень, до которой врач способен предвосхитить возможные события;+
3) такого порога допущения не существует;
4) характер ятрогений.
42. Что такое право?
1) институт общества, кодифицирующий этику;+
2) комплекс правил и наказаний за их неисполнение;
3) конституция и кодексы;
4) часть медицины в сфере регламентации услуг.
43. Что такое престижное потребление?
1) приоритет качества продукта над стоимостью;
2) приоритет расцветки и фасона одежды над её соответствием моде;
3) приоритет символической ценности над утилитарной;+
4) приоритет утилитарной ценности над символической.
44. Что такое самоидентификация врача?
1) профессия и специальность;
2) семейное положение;
3) то, что формирует его ощущение самого себя;+
4) хобби врача.
45. Что такое система здравоохранения?
1) государственная система контроля, предоставления, распределения медицины;+
2) исторический институт медицины;
3) негласная медицинская коалиция;
4) совокупность норм поведения врача.
46. Что является источником права в государстве?
1) единая власть;
2) единый этнос;
3) общая территория;
4) общая этика.+
Если хотите поблагодарить автора за его огромный труд, полученные знания и уникальный ресурс, то можете отправить ДОНАТ (от скромной до щедрой суммы).
Медицина как власть
ченное, между прочим, является еще одним показателем того же — меняющегося восприятия людьми такой ценности, какздоровье.
Но наряду со всем этим медицина обладает и поистине магической силой, проистекающей из того, что она наделена правом именовать явления, обладающие фундаментальной значимостью для человеческого существования. Эта власть именования есть не что иное, как отражение нормирующего характера медицины в отношении человеческого здоровья.
В русском языке мы используем одно и то же слово «болезнь» для двух понятий, которые, например, в английском выражаются разными словами. С одной стороны, под болезнью можно понимать «illness» — то, что переживается субъективно как недомогание, боль ит.п. Сдругой стороны, болезнь можно истолковывать и как «disease» — то, что определяется объективно — обнаруживается путем обследований, анализов, применения специальных методов диагностики и т.п. Прогресс медицины ведет к тому, что люди, даже если они не чувствуют себя больными, будут склонны доверяться авторитету врача, выступающего от лица объективного знания.
Но она может простираться и намного дальше, когда именованием какого-то свойства или признака как симптома, как проявления болезни стигматизируются целые социальные группы. Так, в США во времена рабства предлагалось считать рабов-негров, бежавших на север, больными «драпетоманией» (манией бегства), а тех, кто не был склонен добросовестно трудиться на плантации — больными «дизэстезией эфиопис», или «тупоумием и пониженной чувствительностью тела» (18, р. 1105). Или другой, намного более близкий нам, пример: именование «вялотекущая шизофрения», изобретенное в советской психиатрии, выступало как диагноз, позволявший подвергать человека принудительному лечению.
Наконец, еще один, более свежий пример. Характерное письмо читателя, опубликованное в «Известиях» 22 декабря 1999 г., я позволю себе процитировать почти полностью: «Алкоголизм и наркомания уже признаны болезнями, причем трудноизлечимыми. Почему же не признать болезнью (причем официально) и курение?
Кто-то скажет: наивная идея! Разве что-то изменится? Да, изменится! не сразу, но изменится! Это поможет каждому курильщику осознать, что он болен опасной болезнью табакоцитом (или никотинитом — очень важно, чтобы болезнь имела название!). И в обществе произойдет четкое разделение людей на два класса: здоровых и больных. И ребенок узнает, что его папа болен, что болен его учитель. «
Это, на мой взгляд, блестящий пример, ярко демонстрирующий механику того, как именование, которое предлагается освятить авторитетом медицины, может стать источником власти не только для стигматизации, но и для того, чтобы манипулировать людьми (разумеется, для их же блага!). Достаточно определить нечто как болезнь, чтобы они ощутили себя париями.
Следует, впрочем, подчеркнуть, что сам прогресс медицины подчас ведет к возникновению таких ситуаций, когда бывает трудно провести грань между тем, что действительно направлено на сохранение или восстановление здоровья, и тем, что диктуется экстрамедицинскими соображениями.
Во все времена люди воспринимали здоровье как нечто обладающее, помимо всего прочего, и ценностной значимостью, хотя ценность здоровья в разные эпохи мыслилась в кардинально различных формах. То, что отличает наше время и что, вероятно, в будущем проявится еще более отчетливо, связано с пониманием здоровья не только в негативном плане, как «здоровья от» — в смысле свободы от болезни, но и как «здоровья для» — в
238 смысле тех возможностей действовать, реализовывать себя, которые открыты человеку, поскольку он здоров. Здоровье при этом выступает не просто как нечто безмерное, но как то, что соотносимо с возможностями и способностями человека, что соопределяется ими.
Между понятиями здоровья и болезни, таким образом, нет абсолютного разрыва. Анализируя с этой точки зрения знаменитое В03’овское определение здоровья как «состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезни или физических дефектов», Д. фон Энгельгардт справедливо замечает: «Это определение, взятое в общем виде, ограничено, поскольку оно резко противопоставляет здоровье и болезнь и преувеличенно оценивает здоровье. Существуют разумные основания считать, что здоровье может рассматриваться и как способность переносить травмы, физические недостатки и приближение смерти и успешно интегрировать все это в свою жизнь» (17, р. 1091).
Нынешний акцент на здоровом образе жизни отражает то обстоятельство, что, видимо, никогда ранее человек не был столь близок к тому, чтобы стать хозяином своего здоровья. И чем более он в состоянии контролировать свое здоровье, тем более он может воспринимать себя как существо автономное, самодостаточное и свободное.
Некоторое время назад в прессе сообщалось о подростке с врожденными дефектами, который выдвинул судебный иск против собственных родителей за то, что они родили его и тем самым обрекли на нездоровье. При всей парадоксальности этой ситуации, которая находится где-то на грани нашего воображения, стоит отметить следующее. Вполне можно предположить, что мотив иска был примерно таким: подросток выражал протест против того, что родители своевременно не обеспокоились обеспечением для него той же свободы от телесных ограничений, которой пользуются все вокруг. Он, таким образом, нисколько не имея на то намерений и будучи лишен выбора, оказался заключенным в сковывающей его телесной оболочке, за что и намеревался возложить ответственность на родителей.
Возможности выбора, открытые человеку постольку, поскольку он здоров, не только возлагают на него ответственность. В качестве обратной стороной медали уже начинает прорисовываться то, что в определенных случаях, когда есть основания подозревать наличие связи между данным заболеванием и неправильным образом жизни, больного воспринимают не с сочувствием, а с осуждением. Соответственно по мере прогресса биомедицинских наук, непрестанно накапливающих новые и новые знания о причинах болезней, все чаще будут встречаться ситуации, когда больному придется испытывать чувство вины за свою болезнь.
И последнее. Открывающиеся сегодня широкие возможности для человека быть хозяином своего здоровья легко могут оборачиваться своей противоположностью, когда забота о собственном здоровье порабощает человека, так что оказывается не «здоровье для человека», а «человек для здоровья». И это — один из соблазнов, которые несет в себе тенденция восприятия здоровья как одной из высших ценностей.
ВеселковаИ.Н. Социальная нестабильность и состояние здоровья населения России// Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения.
Вишневский А.Г. Демографическая революция. М., 1976. 3.
Дмитриева Е.В. Социальные аспекты здоровья и здравоохранения: конфликты в рамках теории // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 15. С. 29—50. 4.
Доклад о развитии человека за 1998 год. Нью-Йорк, 1998. 5.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 год. М., 1999. 6.
Журавлева И.В. Здоровье подростков: есть ли будущее у нации? // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 15. С. 225—260. 7.
Лисицын Ю.П. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Т. 1. М., 1967.
НазароваИ.Б. Противоречия в обеспечении здоровья населения // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 15. С. 71—85. 9.
Основы изучения человеческого развития /Под ред. Н.Б.Баркалова и С.Ф.Иванова. М., 1998. 10.
РоманенкоЛ.М. Введение в конфликтологию здоровья и здравоохранения // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 15. С. 7—28. 11.
Сибурина Т.А., Барскова Г.Н., Мотков С.И. Современная российская медицина как источник многоуровневой конфликтной ситуации // Там же. С. 115—136. 12.
Степанова Н.Г. Этика геномики // Человек. 1999. № 5. С. 8—12. 13.
Тищенко П.Д. Этика геномики // Там же. С. 12—15. 14.
Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода /Под ред. И.Т.Фролова. М., 1999. 15.
Шилова Л.С. Проблемы трансформаций социальной политики и индивидуальных ориентаций по охране здоровья // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 15. С. 86—114. 16.
Bourgeois-Pichat J. Essai sur la mortalite «biologique» de 1’homme // Population. 1952. № 3. P. 381—394. 17.
Engelgardt Dietrich von. Health and Disease: 1. History of the Concepts // Encyclopedia of Bioethics /Ed.
Engelgardt H. Tristram, Jr., Wildes Kewin Wm. Health and Disease: 4. Philosophical Perspectives // Encyclopedia of Bioethics /Ed. by W. Th. Reich. N. Y., 1995. Vol. 2. P. 1101—1106. 19.
The Ghana Health Assessment Team: A Quantitative Method of Assessment of the Health Impact of Different Diseases in Less Developed Countries // International Journal of Epidemiology. 1981. № 10. P. 1—30. 20.
Jamison D.T., et al (eds). The World Bank, World Development Report, 1993: Investing in Health. N. Y., 1993. 22.
KilnerJohn F. Health-Care Resources, Allocation of: Macroallocation // Encyclopedia of Bioethics /Ed. by W. Th. Reich. N. Y., 1995. Vol. 2. P. 1070—1075. 23.
LederD. Health and Disease: 5. The Experience of Health and Illness // Encyclopedia of Bioethics /Ed. by W. Th. Reich. N. Y., 1995. Vol. 2. P. 1106—1113. 24.
Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception. P., 1945. 25.