в чем состоит трагедия жизни обломова эссе
В чем состоит трагедия жизни Обломова
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».
Истоки «обломовщины»
Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.
В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.
Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.
Обломов и общество
Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.
Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.
Обломов и любовь
Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.
Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.
В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.
Выводы
Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.
Сочинение на тему «В чем трагедия жизни Обломова в романе Гончарова И.А.»
Роман И.А. Гончарова «Обломов» заставляет задуматься о смысле жизни и о том, как следует ее прожить, чтобы человек не чувствовал сожалений.
В начале романа Обломову всего 33 года, но он уже ощущает, что многое в его жизни потеряно, недоступно, утрачено. В чем же трагедия жизни героя?
Обломов – удивительный персонаж в русской литературе. Большую часть времени он лежит и мечтает, его жизнь не богата событиями и действиями, но он становится центром повествования. Автор показывает, как герой предается иллюзиям и становится неспособным даже на простые действия, полностью отрываясь от реальности. Для него проблематично все: скорый переезд, разговор с хозяином квартиры, посещение своего поместья, в котором дела идут все хуже. Обломов упускает возможности, теряет доход и контакты с людьми, но это его не тревожит. Ему обидно тратить свои усилия и время на такие «мелочи жизни». По его мнению, грандиозные планы по переустройству усадьбы – это достойные занятия. Беда только, что они так и остаются нереализованными.
Штольцу на правах друга удается иногда вытаскивать Обломова из квартиры. А у Ольги получается вдохновить Илью на то, чтобы начать ту жизнь, в которой он достигает целей и реализует мечты. Несколько месяцев общения с Ольгой преображают Обломова – он неожиданно оказывается влюбленным, деятельным и активным. Но чем ближе подступает проза жизни, тем больше Обломов хочет вернуться к привычному избеганию. Женитьба оказывается не таким уж простым делом, Обломову необходимо разбираться с финансами и поместьем. Это пугает его нежную мечтательную натуру, и он начинает откладывать важные решения. Это приводит к расставанию и горькому разочарованию для обоих.
Трагедия жизни Обломова – в том, что он остался в зачарованном кругу своих мечтаний и ничего не сумел воплотить. Мечтал о многом, видел себя героем и почетным членом общества, но так и пролежал на диване, строя планы. В какой-то момент к Обломову пришло жестокое осознание того, как бесцельно он живет. Последние годы его жизни были омрачены этими тягостными мыслями, но он больше не стал пытаться изменить свою жизнь.
В чем трагедия Обломова по роману И.А. Гончарова «Обломов»
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».
Истоки «обломовщины»
Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.
В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.
Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.
Сочинение на тему «Трагичен ли образ Обломова?»
Жизнь главного героя Ильи Ильича Обломова из одноименного произведения И.А. Гончарова складывается весьма неудачно. Автор приводит своего персонажа к смерти, а при жизни наделяет апатичностью, безволием и невозможностью изведать удивительный мир. Безусловно, образ героя трагичен. Но прежде чем сделать такой вывод, следует углубиться в характеристику персонажа и провести анализ его жизни от младенчества до самой гибели.
При первом же взгляде на Илью Ильича можно понять трагичность его характера и уклада жизни. Округлая фигура, сонные глаза, усталый и апатичный вид. Обстановка в доме нагнетает читателя, привыкшего к активному образу жизни: диван, который уже явно отлежал сам Обломов, закрытые занавески, полутьма и дрема в воздухе помещения. В таком убранстве живет герой и не нуждается в другом. Он долго и много спит, не может самостоятельно одеться и не имеет ни малейшего желания и мотивации, чтобы встать с дивана.
К такому устройству жизни Обломова приучали с детства, в Обломовке. Ведь если мы вспомним эпизод со сном Ильи Ильича, то сможем понять, что маленький Обломов был подвижным и энергичным ребенком. Однако его свободу и порывы к физической и душевной активности ликвидировались взрослыми. Уклад жизни в Обломовке был размеренный, спокойный и сонный. Илья Ильич вырос в такой обстановке и стал таким же взрослым, какими были его родители.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
Взрослый Обломов – мужчина нерешительный, апатичный. Даже его энергичному другу Штольцу не удается поднять героя с дивана. Это делает лишь Ольга Ильинская, с которой у Обломова возникает некоторая любовная интрижка. Илья Ильич благодаря девушке начинает гулять, увлекаться книгами и познает новое. Но это длится недолго. Герой привык к своему укладу жизни, потому снова возвращается на диван.
Фигура Ильи Ильича трагична. Апатия, лень, бессилие, отсутствие малейшего интереса к жизни – все это не должно сопровождать человека в его существовании. Такие люди не несут никакой пользы обществу, не говоря уже о том, что они попросту не интересны. Разумеется, образ Ильи Ильича трагичен. Иначе автор не привел бы героя к смерти.
Обломов и общество
Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.
Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.
В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины». Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главные герой болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия! Даже его внешность подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его. Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…» Обломовщина – это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. Идеал жизни для Ильи Ильича – это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Там он будет проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов — лишний человек. Его образ жизни не укладывается ни в какие человеческие рамки. Мне кажется, что физическое движение Обломова почти полностью отсутствует. Но такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и не о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет большую роль в судьбе Ильи Ильича. Именно от такой жизни и отказался Обломов. Ведь по своей сути он добрый, благородный человек. Недаром Штольц называл его «золотым сердцем». Обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. В нем изначально очень много хороших качеств. В дальнейшем, когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги. Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость. Иногда мне кажется, что обломовщина не исчезла и в 21 веке. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности. Они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. Мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе. Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка.
Обломов и любовь
Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.
Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.
В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.
Выводы
Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.
Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».
Сочинение: В чем состояла трагедия Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
(507 слов) Известный роман «Обломов» был написан Иваном Гончаровым в 1858 году, а уже через год роман был опубликован в «Отечественных записках». С первой частью романа читатель познакомился ещё в 1849 году в «Литературном сборнике». В своем произведении писатель показал жизнь России того времени, поднял важные социальные проблемы того периода. Среди них можно отметить проблему смысла жизни и жизненного предназначения, человеческого счастья и любви. Главным героем романа является Илья Обломов, который не смог решить эти проблемы и умер в цвете лет, так и не преодолев в себе «обломовщину». Рассмотрим, в чем состоит трагедия жизни данного героя.
В образе Ильи Обломова русский писатель воплотил молодого помещика. Его жизнь неинтересна и однообразна. Героя интересуют лишь сон и вкусная еда. Все заботы Обломова сводились к одному – как отдохнуть и как поесть. Можно предположить, что если бы у персонажа было другое детство, он стал бы иным человеком. В детстве родители окружили Илью чрезмерной заботой. Слуги выполняли за него всю работу и не давали герою проявить себя. Он не получил даже нормального образования, потому что все вокруг его жалели и опекали, поэтому Обломов жил на всем готовом и вырос таким ленивым и неуклюжим. Со временем положительные черты, свойственные ребёнку, и вовсе исчезли. Их место заполнили ворчливость, консерватизм и бездеятельность. Герой лежит в постели с самого утра, думая о том, как бы сделать так, чтобы все само работало без его контроля. Под куполом лени Обломов начал деградировать: недоброжелательно относиться к окружающим, мириться с грязью и пылью в своей комнате, дрянным обедом и грубым слугой, смиряться со всем, лишь бы ничего не делать. Он забыл обо всем, чему учился в университете, и был катастрофически далек от реальности. Ему в тягость было любое действие, даже разговор с Захаром. В этом и заключается трагедия персонажа: ему в тягость сама жизнь. Позднее в литературе сохранилось понятие «обломовщина». Оно олицетворяет полное бездействие и нежелание стремиться к развитию. Именно так и проходили все дни героя. Безусловно, время от времени появлялись мысли, что он встанет и начнёт выполнять какое-то дело, однако это оставалось лишь на уровне желаний.
Выдающийся писатель, желая помочь своему герою выбраться из этого состояния, дарит ему светлое чувство к Ольге Ильинской. Однако Обломов не желает меняться, и даже любовь не смогла побороть в нем чувство лени. Однажды Обломов все же снимает свой халат и пытается жить полноценной жизнью. Ольга всеми силами стремилась к тому, чтобы Илья начал развиваться. Например, она стала давать герою книги, затем спрашивала о них. Несмотря на все старания, обломовщину было очень сложно победить. В итоге, герой снова вернулся в свой привычный халат и лёг на диван. Прилагая большие усилия, персонаж мог бы обрести подлинное счастье рядом с Ольгой, однако из-за апатии это не произошло.
В чем заключается трагизм обломова. В чем состоит трагедия жизни обломова — сочинение
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. В нем автор во всех красках передал жизнь России того времени. Главным действующим лицом романа является Илья Ильич Обломов – человек ленивый и мечтательный. Его любимое место в доме – диван, на котором он готов лежать сутки напролет, а все его мечты его сводятся к тому, чтобы все дела решались сами собой. Ничто не может заставить его превозмочь свою лень. С помощью этого персонажа и его обыденной жизни, автор знакомит читателей с особенностями русской жизни того времени.
Вполне можно сказать, что герой страдает от недуга, имя которому Обломовщина. Главные симптомы этой болезни – равнодушие и абсолютное бездействие. Обломовщина – порождение страха перед будущим и боязни перемен. С самого детства его слишком опекали и чрезмерно заботились, стараясь уберечь от всего на свете. Любая его инициатива пресекалась. Это и породило в нем подобное отношение к жизни.
Он не в чем не хочет принимать участия, его никто и ничто не интересует. Его мягкотелость сказывается даже на внешности. Он бы с радостью никогда не вылезал из своего любимого широкого восточного халата. Любое движение, будь оно волевое или физическое давалось ему с огромным трудом. Обломов с детства был приучен ничего не делать самостоятельно, поэтому его делами занимаются либо управляющий, который то и дело обманывает его либо слуга Захар.
Идеальная жизнь Обломова заключалась в тихой и размеренной жизни в поместье, еде, семейных прогулках, встречах и беседах с друзьями.
В каком – то смысле Обломов был лишним человеком, ведь его образ жизни не укладывался в общепринятые рамки. Это был его личный выбор. Порой казалось, что он и вовсе превратился в растение. Его все устраивало, он не хотел ничего менять. Но все это не так трагично, как, то, что Обломов так и смог найти в жизни смысл. Не в чем он не смог найти себя. Светская жизнь казалось ему слишком бездуховной и холодной, служба оказалась рутинной бумажной работой.
Лишь однажды Обломов будто очнулся ото сна. Случилось это, когда в его жизни появилась Ольга и он понял, что полюбил. Но даже ей не удалось его изменить, даже любовь не была способна перевернуть его взгляд на мир.
Настоящая трагедия его жизни – это желание постоянно пребывать в состоянии покоя и бездействия, не принимать никаких решений, избегать ответственности и полная отрешенность от всего. Сам по себе Обломов не плохой человек, но своего места в жизни найти так и не сумел. Корень проблемы заключался в воспитании, ведь возможно, будь он воспитан иначе его жизнь и отношения с Ольгой сложились бы по – другому.
Сочинение 3
Гончаров Иван Александрович – писатель, который за свою жизнь хоть и не создал много произведений, сотворил несколько очень значимых для русской литературы, главный из которых – «Обломов». В нём автор рассказывает о жизни в России конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Это как раз то время, когда жил и творил сам Гончаров.
Речь в произведении идёт о человеке, который на протяжении почти всего действия лежит на диване и мечтает. Это очень ленивый человек, что можно понять, просто глядя на него: очертания Ильи Ильича плавные, он мягок, а глаза его не останавливаются ни на чём определённом, а перескакивают с одного места на другое. С пелёнок родители опекали Обломова, они чрезмерно о нём заботились, что и повлияло на главного героя. Обломов от начала до конца жизни живёт в Обломовщине – месте, где всё тихо, спокойно, где люди ни к чему не стремятся, не живут полной жизнью, а лишь существуют. Идеал жизни Обломова – это его дом, его халат, его диван и его верный подданный Захар. Но такая жизнь, совершенно точно, не могла принести никакой радости, хотя бы потому, что мир не заточен под таких людей, как Илья Ильич. В этом и есть трагедия Обломова: его никто не понимает, все хотят видеть в нём другого человека, полную его противоположность, но воспитан он именно так и так живёт. Обломов – это лишний человек, и он в этом почти не виноват.
Несмотря на всю любовь к спокойствию, Илья Ильич в один момент всё же снимает свой халат и начинает жить. Это случилось тогда, когда он познакомился с Ольгой. Она пыталась сделать так, чтобы герой развивался, давала ему читать книги, спрашивала о них, и у неё это даже начало получаться, но, к сожалению, ненадолго. Обломовщину очень трудно ломать, поэтому Илья Ильич в конце концов снова вернулся в свой халат и на свой диван. Он мог бы измениться и стать счастливым рядом с Ольгой, но этого не случилось. Обломов стал жить с Пшеницыной – с женщиной, которая идеально ему подходила. Она не нарушала его комфорт, обстирывала его, готовила ему и просто жила главным героем. Всё это спокойствие было знакомо Обломову, но можно ли назвать это полноценной жизнью?
Трагедия жизни Обломова заключается в нём самом. Его с детства приучили к размеренной жизни, в которой не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить элементарные потребности, и он перенёс эту модель поведения на взрослую жизнь. Возможно, он и хотел жить с Ольгой, куда-то выезжать, но его натура этого не принимала. Обломов был лишним на «празднике жизни» и не смог в ней себя найти.
Новое время
Представления об для персонажа Гончарова заключаются в возможности вести размеренную, спокойную жизнь в поместье. В чем состоит трагедия Обломова? Отнюдь не в том, что возможности этой он теперь лишен. Его беда в том, что он не способен подстроиться под реалии Обломов не только не может найти свое место в социальной обстановке, которая сложилась в России. Он даже не стремится к этому.
Во все времена были люди, которые действуют, несмотря ни на что. Но есть и те, кто в силу неудовлетворенности окружающей обстановкой предпочитают лежать на диване и мечтать о днях минувших. Обломову грезится родное поместье.
В чем состоит трагедия жизни Обломова
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. В своем произведении Гончаров критикует основы крепостничества и раскрывает тему духовного оскудения и деградации поместного дворянства.
В – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство.
С малых лет герою привили черты, в дальнем получившие название «обломовщина». Маленький Илюша рос баловнем, совершенно не приспособленным к самостоятельной жизни. Он привык, что все делается за него, а его удел – «праздность и покой». В Илюше последовательно подавлялись любые попытки деятельности. Неподвижность жизни, дрема, замкнутый образ жизни – это не только признак существования героя, но и суть жизни в Обломовке, которая отделена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Бездеятельность и отсутствие жизненных целей – вот что характеризует быт Обломовки.
Однако характер Илюши формирует не только барство. Жизнь в Обломовке по-своему полна и гармонична: это русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, краски праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он и судит жизнь. Поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь»: его не привлекают ни карьера, ни желание разбогатеть.
До пятнадцати лет Илья учился очень неохотно в пансионе. Изучение наук и чтение книг утомляли его. После пансиона он «проследил курс наук до конца» в Москве. В Петербург Обломов приехал с целью преуспеть на государственной службе и устроить семейную жизнь. Илья Ильич прослужил кое-как два года и покинул службу. Для него это было ненужным и не имеющим смысла бременем.
Бросив службу, отгородившись от общества, Обломов предался мечтам. Теперь «его почти ничего не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Постепенно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными гуманные порывы, превращались в сонное бормотание здравые суждения. Герой постепенно погружался в полную умственную пассивность и апатию. Гончаров пишет: «Обломов… не мог осмыслить свою жизнь и поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать».
Он решил, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. О петербургской жизни Илья Ильич говорит: «Все время беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь».
Таким образом, Обломов был добрым, кротким, умным человеком, получившим хорошее образование. В молодости он был полон прогрессивных идей и желания служить России. Его друг детства Андрей Штольц так характеризует Обломова: «Это – хрустальная, прозрачная душа». Однако положительные черты характера Ильи Ильича вытесняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь с ее заботами и волнениями, постоянным трудом страшит героя, и он хочет отсидеться в тихой квартире.
В квартире на Гороховой улице Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Герой радуется, что он «не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой!».
Лень Обломова и его бездеятельность вызваны его отрицательным отношением к жизни и интересам современных герою людей. В этом и состоит трагедия жизни Обломова. Иногда Илье Ильичу хочется отбросить «обломовские» привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут. И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы.
Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться. Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.
Однако Илья Ильич стыдится собственного барства, как личность возвышаясь над ним. Его мучает вопрос: « Отчего я такой?» Когда Штольц пытается пробудить в Обломове желания жить и трудиться, упрекая его за паралич ума и воли, Илья Ильич признается: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Герой живет по принципу: «А хорошо бы если бы это само собой как-нибудь незаметно сделалось».
Любовь к Ольге Ильинской на время преображает Обломова. Вот как описывается герой в состоянии влюбленности: «Туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись, заиграли краски на щеках; задвигались мысли, в глазах сверкнули желание и воля». Но боязнь потерять покой заставляет Обломова отказаться от любви к Ольге. «Обломовщина» оказывается даже сильнее любви. Вот истинная трагедия!
В дальнейшем Илья Ильич находит свой «идеал» в сердечной любви Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего от него не требует, во всем потакая ему. В ее доме «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка появляется опять. Еда и отдых – вот все занятия Ильи Ильича.
Достоинство Обломова заключается в том, что он сам осуждал себя и сознавал неизбежную духовную гибель. Ольга в тоске спрашивает его: «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому аду…» Илья Ильич отвечал ей: «Есть – обломовщина!» Обломов страдает от того, что не видит цели в жизни и не находит приложения своим силам.
В романе «Обломов» Гончаров раскрывает трагедию главного персонажа, показывая, какое губительное действие на душевный и облик и характер человека оказывает паразитическая, бездеятельная жизнь.
Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.
Итак, героя романа погубила «обломовщина». Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».
Сочинение: Образ Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»
(470 слов) Обломов – один из самых ярких героев русской художественной литературы. Сложно найти такой же выразительный национальный характер, такой же живой, по-настоящему одухотворенный и естественный. О мастерстве Гончарова как писателя, создателя художественных образов также говорит и сложность личности Ильи Ильича: его невозможно оценить однозначно, ему присущи самые разные черты, достойные и уважения, и порицания. Судьба Обломова, по мнению многих читателей, печальна и даже трагична во многом из-за этой самой двойственности, разорванности его личности. Так, герой, который, казалось бы, уже совсем близок к счастливому обновлению, к радости нежного чувства вдруг вновь оказывается заложником апатии и лени. Почему так происходит?
Илья Обломов – заложник своего прошлого, своих привычек и устоявшихся взглядов. Для него нет ничего правильнее и яснее патриархального уклада жизни родной Обломовки, страны его детства. Жизни, полной забот о повседневном затверженном благополучии и «голубиной нежности» семейного очага, оберегающего героя от всевозможных волнений и невзгод.
Однако Илья Обломов уже давно не ребенок; жизнь требует от него перерождения, но кажется, что на пути к желанному обновлению сердцем герой остается одинок. Решительная и смелая Ольга не понимает его, с Ильей Ильичем они слишком различны, нет между ними истинного понимания, крепкой духовной связи, основанной на родстве чувств и воспитания. Может быть, Илья Ильич пугается этого различия, поддавшись слабости; возможно же, жизнь «по Штольцу» попросту не подходит герою и противна его натуре. Тем не менее, другого пути в новый мир герой так и не находит.
Несмотря на всю сокровенность истории, трагедия жизни Ильи Ильича Обломова – это отражение трагедии более масштабной – исторической и общественной. В «Обломове» Гончаров развивает не только проблему личного человеческого выбора и духовного пути; в характере главного героя разрешается драма всей предреформенной России, раздираемой противоречиями и спорами о том, какой путь выбрать, в какую сторону идти.
Так же, как и Илья Ильич, Россия – на распутье, и выбор, который ей предстоит, очень непрост. Бездействие и апатия приводят к трагедии, к неотвратимому распаду всего лучшего и чистого, и автор без колебаний утверждает свой приговор «обломовщине». Но ведь сам Обломов – не только сплошная тоска, бездействие, сон и апатия. В нем много доброго, умного и сердечного, чего читателям так не хватает в других героях враждебного Обломову мира, например, в Штольце.
Кажется, должен быть у Обломова и всего его «рода» – большей части русского дворянства – иной выход, свой, особенный, в котором открытость и лучшие качества души нашли бы опору в крепкой воле и жажде плодотворной деятельности. Однако Обломов остается замкнут; словно в заколдованном круге в конце жизни он вновь впадает в детство, теплое, беззаботное, но неприступное ко всему новому, живому, изменчивому. Снова сон, но уже не детская чистота и мечтательность в нем, но страшное оцепенение смерти. Из сна, из круга нет выхода; единственный способ выбраться из монотонности повторяющихся дней – разорвать бесконечную замкнутость кривой.
Герой Гончарова заканчивает свой путь в умиротворении и покое, но для имперской России уготовлен иной исход. Ее ожидает волна революций и войн, кровавых и неистовых, разорвавших наконец круг патриархальной «обломовщины».
Автор: Екатерина Озаровская
«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: цитаты
В тексте произведения есть фразы, указывающие причину трагической судьбы главного героя. Часть из них можно вставить в сочинение. Приведем их здесь:
Вводная часть
Итак, в чем состоит трагедия жизни Обломова? Сочинение можно начать с того, что Илья Ильич является главным героем романа. Он сложный и противоречивый персонаж, но с первого взгляда этого незаметно. Перед читателем предстает ленивый помещик, много лет живущий на одном месте и забросивший родовое имение. Обломов еще молод – ему немного за 30, но он апатичен, ленив и избалован. Излюбленное занятие – лежать на диване и что-то обдумывать.
С другой стороны, он добр, ласков, мягок, простодушен и доверчив. Он неглуп, но не может ничего добиться в жизни. Что же ему мешает реализовать себя? Ответ на этот вопрос находится в его детстве.