в чем состоит связь педагогических понятий воспитания образования и социализации
Презентация «Соотношение социализации, образования, воспитания и развития»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Соотношение социализации, образования, воспитания и развития» Выполнила Валентина Николаевна Юневич
1. Основные понятия социализации. 2. Образование. 3. Воспитание. 4. Основные понятия развития 5. Соотношение социализации, образования, воспитания и развития. 6. Заключение. Содержание:
жизнь Социализация- освоение человеком социальных ролей, усвоение социальных норм. старость зрелость юность детство рождение Продолженная социализация Начальная социализация
1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни. 2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации Этапы социализации
Образование – это целенаправленная познавательная деятельность человека, направленная на получение необходимых знаний, умений и навыков; Образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения человека. 3. Образование
приобщение человека к достижениям науки и культуры; приобщение человека к ценностям Отечества и мировой культуры; передача и сохранение культурного наследия. Цели образования:
Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием. Сущность образования и его принципы
Воспитание – это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях. 3. ВОСПИТАНИЕ
Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга. Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. Процессы воспитания и социализации
Сравнениепроцессов Воспитания Социализации Воспитание – это целенаправленный процесс Социализация – процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явлениядействительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них
Сравнениепроцессов Воспитания Социализации Воспитание – дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования. Социализация – процесс непрерывный
Сравнениепроцессов Воспитания Социализации Воспитание – осуществляется здесьи сейчас конкретными субъектами воспитания Социализация–осуществляется всюжизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни
Этапы индивидуального развития человека
Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Единство развития и воспитания
«Воспитание», «образование», и «обучение» – перекрещивающиеся понятия; их объемы частично совпадают. Соотношение между ними не стабильно, а исторически изменчиво, как изменчивы сами явления, которые в этих понятиях отражаются» (Владимир Ефимович Гмурман, Федор Филиппович Королёв) 6. Заключение
Направленность на развитие личности; использование одного и того же потенциала социума; взаимодействие с потенциалом социума; направленность на разрешение проблем социализации личности; использование как потенциала личности, так и потенциала социальной среды; начало с определения исходного уровня развития знаний, навыков, умений и личностных качеств; все явления замеряемы и подлежат процедурам мониторинга; каждое из явлений имеет социальное значение в жизни индивида и социальной среды. Общие черты
Социального обучения, социального воспитания, социального развития и социализации заключаются в следующем: различные цели и соответственно результат каждого из них; различные методы решения задач обучения, воспитания, развития и социализации в целом; использование педагогического потенциала социума происходит по-разному; каждое из этих явлений не может быть реализовано автономно, независимо от другого; различные формы реализации задач обучения, воспитания, развития и социализации Различия
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1521564
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект «Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Социализация личности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раздел 4 «Основы психологии и педагогики»
Тема учебного занятия N° 48
«Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Социализация личности»
1. Понятия обучения, воспитания и развития
2. Взаимосвязь обучения и воспитания
3. Взаимосвязь развития и воспитания
4. Взаимосвязь обучения и развития
5. Социализация личности
Обучение – специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.
Воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений младшим; целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств, взглядов и убеждений личности.
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
2. Взаимосвязь обучения и воспитания
Методы обучения и воспитания, как правило, различны. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание – с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания – на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.
3. Взаимосвязь развития и воспитания
Психическое развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности. Воспитание играет решающую роль в развитии ребенка.
В результате воспитательного процесса проводится решение основных задач, связанных с достижением личностью заданного уровня развития. К числу таких задач можно отнести:
· естественно-культурные : достижение физического и сексуального развития соответственно возрасту: наделение личности морально-нравственными ценностями, принятие ею характерных черт окружающего социума;
· социально-культурные : развитие самосознания, самоопределения, прохождение процесса самоутверждения;
Решение большинства задач определяется возрастными этапами.
Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Воспитание признается хорошим, в случае если оно идет впереди развития.
Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделил два уровня умственного развития:
· «уровень актуального развития» – ребенок выполняет задания самостоятельно;
· «зона ближайшего развития» – ребенок разрешает проблему с помощью взрослых.
Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».
4. Взаимосвязь обучения и развития
Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития.
Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
1) Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка.
2) Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому.
3) Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость.
Если говорить кратко, то взаимосвязь развития и обучения может быть эффективно только в случае выполнения ряда условий:
· квалифицированное руководство процессом.
5. Социализация личности
Социализация – процесс вхождения индивида в общество, активное усвоение им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;
б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;
в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;
г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.
Таким образом, можно считать, что развитие – общий процесс становления человека; социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.
1) мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2) макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
3) мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых:
· по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок);
· по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.);
· по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4) микрофакторы – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Доклад на тему «Воспитание и социализация: особенности и взаимосвязь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Направление (44.03.01) – Педагогическое образование
Профиль: Начальное образование
Воспитание и социализация: особенности и взаимосвязь
Шемякина Валерия Михайловна:
форма обучения: заочная
Социализация, воспитание младших школьников рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации.
В жизни есть и поддержка учителей детьми, и противодействие им, и непротивление властям, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно в течение жизни и, прежде всего, средствами самой жизни. Поэтому для достижения положительного результата в обучении учителю необходимы не только принципы прямого воздействия, но и косвенное, косвенное, долгосрочное воздействие на сознание и привычное поведение через целенаправленное и духовное насыщение всех сфер жизни детей. Учитель должен учитывать вклад своим усилиям самих детей, когда ученики преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мероприятиям, стремятся к активному усвоению и обретению духовных ценностей.
Понятия «воспитание» и «социализация»
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как уникальной человеческой индивидуальности, обеспечивающее рост и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека, путем построения такой социальной практики, в которой то, что находится в зачаточном состоянии у ребенка или это просто возможность, это становится реальностью.
Под социализацией принято понимать усвоение человеком общественного опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – это процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство жизни.
Система образования как бы упрощает процесс социализации, придает ему гармонию, решительность. Целесообразно рассматривать процессы социализации и воспитания во взаимосвязи, взаимозависимости.
Особенности и взаимосвязь
Воспитание – это процесс направленного воздействия на личность (объект) субъекта воспитания (семья, близкое окружение, школа, социальная среда, средства массовой информации). В результате такого влияния возникают определенные черты, качества и черты личности, которые интересуют общество.
Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком общественном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание – это двухстороннее социальное взаимодействие, взаимно активный процесс преподавателя и воспитуемого.
Поэтому, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.
При разработке общей концепции гуманизма воспитательное образование, направленное на формирование полноценной активной личности, уделяется особое внимание, по мнению В.С. Му x ин o й, о формировании у ребенка отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе. Специалисты предлагают идею превратить обязанности детей в их права, осознание и понимание которых повышает самооценку ребенка.
Воспитание является механизмом управления процессами социализации.
Социализация личности предполагает ее формирование с учетом физиологических и психологических особенностей. Воспитание можно рассматривать как сознательно контролируемый и целенаправленный процесс социализации.
Воспитание осуществляет две главные функции:
Ø создание условий, благ o приятствующи x процессу социализации и развитию личности;
Реализуя данные функции, воспитание способно ослабить или полностью преодолеть негативное влияние социализации, привнести ей гуманистическую направленность.
По сравнению с воспитанием, соци a лизация – процесс непрерывный. Воспитание, как правило, ограничено временем и местом.
И образование, и социализация предполагают усвоение моральных норм. Однако образование направлено на развитие духовности в личности, а социализация направлена на развитие духовного здоровья общества. Когда общество не стремится развивать и поддерживать здравомыслие, социализация в значительной степени заменяется адаптацией.
Духовное здоровье общества, его стабильность невозможны без духовного развития личности. Успех с o циальных преобразований или их неудачи зависят от уровня нравственной культуры общества.
Развитие личности происходит за счет того, что в процессе социализации она приобщается к морально-нравственным нормам, нормам права. Социализация будет способствовать развитию личности тем больше, чем выше уровень духовного развития общества.
К основным направлениям вспитания и социализации личности относятся:
Ø воспитание нравств e нности и этическ o го сознания (смысл жизни, нравственный выбор, милосердие, справедливость, честь, почитание старших, достоинство, любовь, свобода совести и вероисповедания);
Ø воспитание п a триотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (любовь к своему народу, служение Отечеству, гражданское общество, правовое государство, долг перед Отечеством и семьей, закон и правопорядок, свобода и ответственность);
Ø формирование представлений об этических ценностях и идеалах, воспитание чувства прекрасного (эстетический мир личности, гармония, красота, художественное творчество);
Ø воспитание ценностного отношения к здоровью и формирование навыков здорового образа жизни (физическое и социальное здоровье, здоровый образ жизни); воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, профессиональная ориентация (истина, познание, созидание, творчество, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, бережливость);
Ø воспитание экологической культуры, ценностного отношения к окружающей среде (заповедная природа, родная земля); воспитание социальной ответственности.
По мнению П e тровск o го, вся ситуация общественного развития определяет личностное развитие человека, проходя через состояние адаптации, индивиду a лиз a ции и инт e гр a ции в макро и микро фазах.
Развитие происходит под влиянием социальной среды, сообщества в определенной ситуации и, прежде всего, в ситуации обучения и воспитания. Это коррелирует с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии подчеркивают важность развивающего, воспитательного обучения посредством всех учебных предметов.
Развитие человека происходит во взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в учебно-тренировочном процессе, и это одно из основных положений педагогической психологии.
Как отмечает С.Л. Рубиншт e йн: «Ребенок развивается, воспитывается и учится, а не развивается, а воспитывается и обучается. Это означает, что образование и обучение являются частью процесса развития ребенка, а не основаны на нем. личностные психические особенности ребенка, его способности, черты характера и т. д. не только проявляются, но и формируются в процессе собственной деятельности ребенка. «Из этого следует психологический тезис о необходимости особой организации обучения ученика как его учебной деятельности. Однако в сегодняшнем школьном процессе учебная деятельность, как и все наше общество, находится в достаточно сложной фазе.
Таким образом, успех социализации и воспитания возможен за счет использования положительных факторов, присущих современным социальным отношениям, образу жизни, и нейтрализации факторов, препятствующих выполнению задач социализации, образования и воспитания.
Список использованных источников
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.
2. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1990
3. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 1977.
4. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Инфра, 2008.
Образование, воспитание, обучение и развитие как основные педагогические категории. Социализация и воспитание
Педагогический процесс как целостная система и целостное явление. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основные компоненты педагогического процесса:
1) Целевой компонент – цель системы образующая компоненты педагогического процесса. Включает все многообразующие цели и задачи педагогической деятельности.
2) Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
3) Деятельностный- отражает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию, управления процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат
4) Результативный компонент – эффективность протекания пед.процесса характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Выделяются 3 этапа педагогического процесса:
На подготовительном этапе создается подлежащие условие для протекание процесса в заданном направлении и заданной скорости.
При этом решаются следующие важные задачи:
-проектирование и планирование развития процесса
Основной этап включает:
— постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности
— взаимодействие педагога и учеников,
— использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса
— осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников
— обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами
На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов..
1) Закономерности динамики педагогического процесса. Величина всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущем этапе.
2) Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и уровни развития личности зависит от наследственности, воспитания, учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельности, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3) Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратной связи между учениками и педагогом и от характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.
4) Закономерность единства чувственного, логического, практического. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применение осмысленного.
5) Закономерность единства внешней(педагогической) внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и собственной учебно- воспитательной деятельности воспитуемых.
Принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности.
В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников.
К принципам организации педагогического процесса относятся:
— принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;
— принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;
— принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;
— принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;
— принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;
— принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;
— принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;
— принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.
К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:
— принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
— принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;
— принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
— принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;
— принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него;
— принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;
— принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;
— принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанниковпри организации их деятельности.
Система образования Российской Федерации. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования.
Перспективы развития системы дошкольного образования в настоящее время определяются следующими программными документами:
— Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р);
Можно с уверенностью сказать, что без учета принципа преемственности ступеней образования при определении целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка, его личностное становление, получение общественно значимого образовательного результата. В этой связи возникает понятие «непрерывное образование», трактуемое как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Важными для развития системы дошкольного образования являются и другие базовые принципы, лежащие в основе современной государственной политики в области образования:
· открытость к общественным запросам и требованиям времени;
· привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, образовательных реформах;
· переход на современные образовательные технологии;
· обеспечение доступного качественного образования для всех граждан.
В соответствии с разделением полномочий в сфере дошкольного образования Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) по двум основным направлениям:
1. обеспечение доступности дошкольного образования;
2. повышение его качества.
В настоящее время в образовательной практике большинства регионов России реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования для детей 3-7 лет из разных социальных групп и слоев населения:
· в группах полного дня на базе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
· в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ;
· в условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства.
К числу типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, можно отнести:
· нехватка педагогических кадров;
· несогласованность требований контролирующих и других организаций и пр.
Так, например, из-за несогласованности действий учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты работники системы дошкольного образования сталкиваются со следующими трудностями:
· не отлажена система учета дошкольников, данные различных служб (например, поликлиники, детского сада и школы) отличаются порой в разы;
· отсутствует единая информационная система, объединяющая сведения о рынке образовательных услуг для детей дошкольного возраста (родители часто дезориентированы в данном вопросе, испытывают трудности в выборе образовательного учреждения, услуг основного и дополнительного образования);
· различные образовательные учреждения дублируют друг друга в вопросах обучения, подготовки детей к школе (например, ребенок посещает и детский сад, и «Школу будущего первоклассника», и кружок раннего изучения иностранного языка), что приводит к совершенно неоправданной, недопустимой перегрузке дошкольников;
· практика работы групп кратковременного пребывания нередко сводится к реализации отдельных направлений (например, обучению грамоте и основам математики) в ущерб общему развитию ребенка (физическому, социально-личностному и др.);
· остается нерешенной проблема преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, связанная на сегодняшний день не столько с содержанием учебных программ, сколько с низкой адаптивностью школы, в т. ч. вследствие стратегии подготовки учителя начальных классов к работе с будущими первоклассниками;
· существование целого ряда субъективных и объективных причин, по которым современные родители часто не могут эффективно организовать развитие своего ребенка в домашних условиях, нуждаются в квалифицированной помощи. Попытки решить каждую из названных проблем по отдельности не приводят к ощутимым результатам. Политика «латания дыр» не соответствует темпам модернизации образования и общества. Современная ситуация требует комплексного подхода к решению данных проблем в достаточно сжатые сроки, при этом необходимо учитывать как демографические, так и социально-экономические условия региона.