что нужно чтобы стать медиатором
Что нужно чтобы стать медиатором
Статья 15. Требования к медиаторам
1. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.
3. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
4. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
5. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
6. Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
7. Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Программа профессиональной подготовки медиаторов
Программа предназначена для:
Корпоративных юристов, профессиональных юридических консультантов, ТОП менеджеров и управленцев любого уровня, лиц, работающих в частном и государственном секторах экономики, в чьи обязанности входит управление» и «разрешение споров, конфликтов и разногласий внутри коллектива или с третьими лицами, психологов
В результате прохождения Программы слушатели смогут приобрести профессию медиатора (конфликтолога-посредника), а также приобрести ряд важных навыков, которые смогут использовать в своей работе: профессионально подготовить и провести переговоры, установить и поддерживать процедуру свободно и грамотно использовать технологические приемы управления коммуникацией, переговорами остановить и преобразовать агрессию участников проявить и обсудить со сторонами их истинные интересы проверить и подготовить предложение для другой стороны создать рабочий психологический климат контролировать выработку и принятие обязательств сторонами
Продолжительность обучения – 264 часа
Содержание программы
Модуль 1. Введение в медиацию
Тема 1.1. Альтернативное разрешение споров: система и принципы
Тема 1.2. Медиация как альтернативный метод разрешения споров. Мировая практика
Тема 1.3. Медиация как междисциплинарная область
Тема 1.4. Принципы медиации
Тема 1.5. Инструменты медиации
Тема 1.6. Восприятие и коммуникация в медиации
Модуль 2. Медиация как процедура
Тема 2.1. Медиатор и процедура медиации
Тема 2.2. Подготовка к процедуре медиации
Тема 2.3. Процедура медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации
Тема 2.4. Результат процедуры медиации
Модуль 3. Медиативный подход
Тема 3.1. Информация в медиации
Тема 3.2. Взаимодействие сторон и факторы влияния и работа с интересами сторон в процессе медиации
Тема 3.3. Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации
Тема 3.4. Особенности коммуникативной компетентности медиатора
Модуль 4. Прикладная медиация
Тема 4.1. Коммерческая медиация
Тема 4.2. Особенности проведения медиации при урегулировании споров, возникающих в корпоративной деятельности
Тема 4.3. Особенности применения медиации при разрешении семейных споров
Тема 4.4. Особенности применения медиации при разрешении гражданско-правовых споров и споров, связанных с интеллектуальной собственностью
Тема 4.5. Особенности применения медиации при разрешении трудовых споров.
Тема 4.6. Особенности применения медиативных технологий в деятельности
юридических фирм и частнопрактикующих юристов
Тема 4.7. Медиация в деятельности третейских судов
Тема 4.8. Судебная медиация
Тема 4.9. Применение медиативных технологий в гражданско-правовых и административных спорах
Тема 4.10. Медиация в денежно-кредитных обязательствах
Тема 4.11. Медиация в строительстве
Тема 4.12. Особенности применения медиативных технологий в исполнительном производстве
Модуль 5. Конфликтология и конфликт в медиации
Тема 5.1. Работа в зоне конфликта
Тема 5.2. Межкультурные особенности и медиация
Тема 5.3. Медиация в сверхнакаленном конфликте
Тема 5.4. Характеристика психотипов при разрешении конфликтов
Тема 5.5. Антистрессовые методики и их использование в урегулировании конфликтов
Тема 5.6. Типология конфликтов и классификация алгоритмов их разрешения
Стоимость обучения
Стоимость обучения составляет 35 000 (Тридцать пять тысяч) рублей
Выдаваемый документ
— Диплом о профессиональной переподготовке ВГУЮ (РПА Минюста России), подтверждающий присвоение квалификации «специалист в области медиации (медиатор)»;
Итоговая аттестация — защита итоговой аттестационной работы
Период обучения – по мере набора
Форма обучения
Место оказания образовательных услуг
г. Москва, ул. Азовская, дом 2, корп.1, а также по согласованию с заказчиком
Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие?
Вопрос о том, кто может быть медиатором не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована. Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора. Что должен уметь делать медиатор?
Роль медиатора
Модель медиации, на которую ориентируется действующий Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», предполагает, что роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации, с предельным вниманием относясь к потребностям участников конфликта в отношении процесса, остающегося на протяжении всей процедуры их равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора. В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого «предложения медиатора» полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога. Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить. Медиатор должен уметь помочь сторонам спора в восстановлении способности конструктивно общаться между собой, обеспечить условия для формирования общего (разделенного/разделяемого) понимания проблемы (то есть медиатор не заставляет стороны соглашаться друг с другом, но помогает им понять точку зрения, интересы и потребности другого), содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.
Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.
Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам и требованиям профессиональной этики. Только таким образом, возможно, достичь успеха в медиации.
Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности. Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников. Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону. Одновременно, неизбежно постоянно возникает опасность восприятия его сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.
Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество. Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (а противостояние есть естественная составляющая конфликта с которой сторонам, даже при самых мирных намерениях, приходится совладать в собственных же интересах). Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому, медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д., находясь в этой роли, главное, чтобы он был медиатором – профессионалом, опирающимся, на свой опыт. Один из сложных навыков медиатора – это умение не позволять его знаниям, опыту, суждениям в той или иной сфере оказывать влияние на его поведение, высказывания, чтобы не нанести ущерб процессу разрешения спора собственниками, которого являются сами стороны.
Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон. В странах, где развитие медиации, в большей степени, происходит «снизу» и, уже, на основе сложившейся практики формируется правовая база, во-первых, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии, во-вторых, как показывает практика, в медиацию приходят представители самых разных профессий и, наконец, в-третьих, успешными, востребованными медиаторами также становятся, люди самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.
Теперь можно вернуться к вопросу: Кто же может быть медиатором в России?
Медиация – это не предпринимательская деятельность и ее можно осуществлять наряду с иной деятельностью, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Сначала остановимся на прямо прописанных ограничениях: «Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами». В связи, с чем существует подобное ограничение? Здесь одновременно можно указать на ряд факторов: медиация – это независимый институт гражданского общества. Совмещение государственными и муниципальными служащими своей работы с медиативной деятельностью в таком контексте невозможно. Они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих-медиаторов.
Вместе с тем, необходимо отметить сколь значимым является владение медиативными навыками для государственных служащих самых разных уровней и направлений деятельности. Владение навыками медиации позволяет им повысить конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. Качество работы государственных служащих напрямую влияет на качество жизни граждан и на доверие общества к власти в целом. Поэтому очень важно понимать, что российским государственным служащим медиативный подход3 необходим в качестве инструментария в повседневной деятельности.
Медиация действительно является сферой деятельности доступной представителям самых разных профессий. Вместе с тем юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще. Среди представителей юридических профессий судьи, адвокаты, нотариусы в силу существования законодательно закрепленного статуса имеют ряд ограничений.
Что касается занятия медиативной деятельностью адвокатами, то на этот счет до последнего времени не было однозначного ответа, так как действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ничего не говорит о медиации. Вместе с тем 22 апреля 2013 года в Москве, в Центральном доме ученых, состоялся VI Всероссийский съезд адвокатов, где были утверждены изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката: адвокату разрешено за деньги заниматься урегулированием споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.
Таким образом, если говорить о буквальном толковании закона об адвокатуре, сегодня нет однозначного мнения о возможности совмещения статуса адвоката с медиативной деятельностью – это вопрос перенесен в сферу профессиональной адвокатской этики. Возможно, в будущем возникнет необходимость во внесении изменений в этот закон.
Итак, сегодня в России профессиональным медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Медиатор должен следовать Кодексу профессиональной этики, который был разработан Некоммерческим партнерством «Национальная организация медиаторов» и утвержден 28 апреля 2012 года.
1 На основании статьи 16 Закона о медиации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов», в соответствии с которым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года была утверждена Программа подготовки медиаторов.
2 Метод «школьная медиация» разработан АНО «Центр медиации и права».
3 Медиативный подход разработан АНО «Центр медиации и права».
4 Информация Совета судей РФ от 23 августа 2012 года «Обобщение вопросов и ответов», вопрос 6.
Решить конфликт на равных: как подросток может стать медиатором
МЕДИАТОР И ПСИХОЛОГ: В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ
— Чем занимается медиатор?
— По сути медиатор — это беспристрастный и нейтральный посредник, помогающий уладить конфликт между двумя и более сторонами. Его цель — организовать переговоры так, чтобы люди пришли к взаимовыгодному решению. Медиатор хочет, чтобы они поняли друг друга и приняли на себя ответственность за произошедшее. Плюс вместе выработали план по устранению конфликта и налаживанию взаимоотношений между собой. Часто люди не могут поговорить самостоятельно, потому что их охватывают эмоции, они не доверяют друг другу, проявляют агрессию.
— Медиация и психологическое консультирование — это одно и то же?
— Медиатор ориентирован на достижение четких соглашений, как участники спора решат конкретные вопросы. Психолог же нацелен на то, чтобы люди лучше осознали свое поведение. Медиатор делает свое дело, исключая эмоции. Психолог учитывает, что чувствуют люди — участники спора или конфликта. Еще медиатор сосредоточен на том, как люди хотят видеть свое будущее. Психолог чаще всего исследует прошлое, подробно выясняет закономерности поведения человека. Медиатор контролирует процесс, но не стремится влиять на участников или результат. Психолог может повлиять на стороны в принятии решений. Медиатор организует переговоры между сторонами лицом к лицу и сам присутствует при этом. Психологу не обязательно видеть обе стороны одновременно. Медиация требует от обеих сторон добровольной готовности к переговорам. Психологи могут работать с одной из сторон, даже если вторая сторона не готова или не желает этого. И наконец, медиация имеет временные рамки — одна или несколько встреч. Консультирование требует долгого времени, все зависит от потребностей клиента и от его прогресса в процессе.
— Кто может стать медиатором?
— Медиатором можно стать на профессиональной и непрофессиональной основе. Медиатором на профессиональной основе может быть человек от 25 лет, он имеет высшее образование и получил дополнительное профобразование по медиации. На непрофессиональной основе могут работать совершеннолетние лица (дееспособные и не имеющие судимости). На вопрос, кто лучший медиатор — юрист, психолог, учитель, социальный работник или медицинский работник, — однозначного ответа нет. Основное образование может как помогать, так и мешать в работе медиатора. Иногда бывает сложным удержать нейтральную позицию и не навязать сторонам свою точку зрения как эксперта.
В МЕДИАТОРЫ ПОЙДУ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
— Подростки могут стать медиаторами?
— Как показывает опыт, подростки могут быть медиаторами. Хотя, безусловно, не всякий конфликт может разрешаться детьми. Иногда лучше участие взрослого медиатора в проведении процедуры. Привлечение подростков имеет свои преимущества: например, к ним обращаются за помощью в разрешении конфликтов, о которых по каким-то причинам не желают рассказывать взрослым. Подростки имеют преимущества над опытными специалистами при решении конфликтов среди сверстников в силу своего возраста. Когда подростки помогают решить конфликты между своими сверстниками, уменьшается риск возникновения недоразумений между поколениями. Всегда существует проблема того, что старшие будут навязывать свое мнение младшим, в том числе и способы решения проблемных ситуаций. В свою очередь, подростки-медиаторы постоянно общаются со своими ровесниками и знают, что может стать причиной конфликта, который переживают стороны. Атмосфера доверия и взаимного понимания между сверстниками устанавливается намного быстрее, нежели между людьми разного возраста. Подростки работают по принципу «равный — равному», который очень эффективен и настраивает стороны конфликта на позитивное восприятие ситуации и серьезный подход к ее решению. Конечно, подростки-медиаторы должны пройти обучение, где они получат знания не только о процедуре медиации и ее принципах, но и отработают навыки по проведению программ примирения в режиме тренинга.
— Где молодые ребята могут пройти такое обучение в Москве?
— В городе работает проект «Школа юного медиатора» в семейном центре «САО». Подростки получают базовые знания и навыки по предупреждению и урегулированию возможных конфликтов. Это полноценный профориентационный проект, где ребята и учатся, и проходят практику. На мой взгляд, это очень интересный и важный проект для наших ребят.
— Как медиация помогает подростку взрослеть?
— Процесс медиации позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и от других негативных переживаний. К тому же ребенок учится на чужом примере и не повторяет подобное в будущем. Также медиация учит разбираться в себе, своих отношениях с родителями и друзьями, а также навыкам конструктивного взаимодействия с людьми. Подросток расширяет свою осознанность: он начинает видеть, как легко выйти из ситуаций, которые ранее казались сложными и неразрешимыми. Все это — навыки взрослого человека, в совокупности они помогают ребятам взрослеть и брать ответственность за свои поступки и действия.
— Посоветуйте ребятам, интересующимся профессией медиатора, с чего им начать?
— Прежде всего изучите литературу, посвященную медиации. В интернете довольно много информации. Также стоит поинтересоваться, есть ли в вашем районе или округе курсы по медиации. Если да, пройдите базовый курс. После обучения постарайтесь получить реальный опыт урегулирования конфликтов. Например, проведите небольшую медиацию между родителями, между соседями или друзьями. Не бойтесь предлагать свою помощь, учитесь на собственном опыте.
Профессия медиатор как форма служения обществу
Профессия медиатор как форма служения обществу
Онлайн-интервью с международным экспертом в области медиации и АРС, президентом Национальной организации медиаторов (НОМ), завкафедрой медиации в социальной сфере МГППУ, автором первой в стране магистерской программы по медиации, профессором, основателем Научно-методического центра медиации и прав Цисаной Автандиловной Шамликашвили
КонсультантПлюс: Какие предпосылки появления медиации существовали в России, насколько велика необходимость в ней сегодня, и прижилась ли она на российской почве?
Цисана Автандиловна: Россия является частью мирового сообщества. Такие процессы как миграция, глобализация, воздействие информационных технологий на общественные отношения, стремительные социально-экономические изменения требуют пересмотра привычных способов реагирования на конфликт. Ситуация, которую мы наблюдаем в последние годы, является ярким свидетельством необходимости развития альтернативных традиционным (например суд) способов разрешения споров, но не для того, чтобы заменить их, а для создания условий выбора наиболее адекватных способов и более ответственного отношения самих сторон к урегулированию разногласий, которые между ними возникли.
Вместе с тем широкомасштабная интеграция медиации ̶ это очень сложная задача. Для развития и распространения любого нового начинания, нового института нужно создать необходимую инфраструктуру. Успех, эффективность интеграции медиации зависят от качества медиативных услуг, от профессионализма медиаторов. За последние годы в России было сделано очень много для институционализации медиации: появился «Закон о медиации», разработана и утверждена программа подготовки медиаторов, развивается профессиональное сообщество медиаторов, созданы СРО медиаторов (такие как «Национальная организация медиаторов»), создан Федеральный институт медиации, недавно был утвержден профессиональный стандарт медиатора. О медиации стали много говорить. Медиация в России пустила корни, но мы находимся лишь в самом начале пути.
КонсультантПлюс: Кто обычно прибегает к услугам медиаторов? Какие споры чаще всего приходится разрешать медиатору?
Цисана Автандиловна: Медиаторы работают с самыми разными спорами: коммерческими, корпоративными, семейными, трудовыми, соседскими, в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и т.д. Медиация по своей природе очень органична предпринимательским отношениям, помогая найти решения, наиболее выгодные для сторон с коммерческой точки зрения, позволяя в режиме конфиденциальности, сохраняя репутацию, разрешать самые сложные споры.
КонсультантПлюс: Как вы можете охарактеризовать медиатора? В чем суть этой профессии? Перечислите, пожалуйста, основные знания и профессиональные навыки, которыми должен обладать медиатор? Кто может им быть, можно ли стать медиатором без высшего юридического образования?
КонсультантПлюс: Поделитесь, пожалуйста, как проходит процедура медиации? Это больше похоже на судебное заседание или на выяснение всех обстоятельств дела в более неформальной обстановке? Записывается ли данная процедура на видеокамеру? Если да, то в случае, когда не удалось прийти к общему знаменателю, может ли эта запись в дальнейшем использоваться в суде?
КонсультантПлюс: Какие существуют гарантии независимости медиатора в споре? И какая все-таки стоит конечная цель перед медиатором: заключение перемирия, подписание мирового соглашения и т.д.? К чему он должен привести противоположные стороны?
Цисана Автандиловна: В процедуре медиации цели ставит не медиатор, а стороны. Медиатор не наделен властью принятия или вынесения решений. Если какие-то решения будут приняты участниками спора, то это может произойти только в соответствии с их волеизъявлением, любые договоренности заключаются лишь по их взаимному согласию. Если медиатор не будет независим и беспристрастен, встанет на чью-то сторону в споре и попытается как-то манипулировать участниками, то такой медиатор просто будет дисквалифицирован. Хороший профессиональный медиатор старается не вести стороны куда-то, а следовать за ними. Он старается создать условия для свободного и открытого диалога между участниками медиации, создать условия для их самоопределения. Если медиатор чувствует, что не может оставаться беспристрастным в отношении обсуждаемой ситуации, или есть основания для нанесения ущерба его непредвзятости или восприятия его таковым сторонами (например, возможный опосредованный конфликт интересов), то он обязан сообщить об этих обстоятельствах сторонам. Кроме того, в соответствии с законом медиатор, даже если он юрист по образованию, не может консультировать стороны по правовым вопросам. Также медиатор не должен предлагать сторонам свои варианты возможного урегулирования спора и может от этого воздержаться даже в том случае, если стороны попросили его об этом, но он считает это преждевременным и/или наносящим ущерб процессу достижения договоренностей и их качеству.
КонсультантПлюс: Сколько сегодня стоят услуги медиатора? Не слишком ли дорого получается для клиента урегулирование конкретного спора: ему приходится тратиться на адвоката, медиатора, а затем, в случае неудачи, возможны и судебные расходы…
КонсультантПлюс: Насколько сегодня перспективна профессия медиатора в условиях российских реалий? Могут ли на эту должность претендовать молодые выпускники юридических факультетов или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов?
КонсультантПлюс: Как вообще становятся медиаторами, где проходят обучение, платное ли оно?
Без осмысленного принятия философии медиации невозможно в действительности следовать ее основополагающим принципам, без чего все остальное теряет смысл, оставаясь лишь декларацией, красивой идеей.
Обучение платное, но программы составлены таким образом, что человек имеет возможность, сначала пройдя одну ступень, оценить свои силы, желания, как бы примерить этот вид деятельности к себе. Затем он уже может решать, будет ли двигаться дальше, постепенно квалифицируясь в качестве профессионального медиатора, или будет использовать полученные знания в своей повседневной деятельности. Ведь в любом случае это хорошая инвестиция в будущую карьеру, т.к. полученные в ходе обучения навыки можно применять практически в любой сфере, где есть взаимодействие между людьми, а значит, происходят конфликты.
КонсультантПлюс: Если не секрет, то на какую зарплату медиатор может рассчитывать в нашей стране?
КонсультантПлюс: Нужно ли медиатору обладать знаниями в области информационных технологий и зачем? Должен ли он уметь профессионально работать с системой КонсультантПлюс?
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам, интересующимся профессией медиатора: с чего начать, какие предпринять шаги, чтобы добиться успеха на этом поприще?
Цисана Автандиловна: Прежде всего, поинтересоваться, есть ли в вашем вузе какие-либо курсы медиации, и при наличии такой возможности обязательно пройти ознакомительный курс. Читать литературу и периодику, посвященную медиации. Конечно, если студент владеет английским, то возможностей у него намного больше. Но сегодня российские медиаторы имеют доступ к лучшей практике, к информации о происходящем в мире медиации благодаря журналу «Медиация и право. Посредничество и примирение», информации, которая размещается на сайтах Федерального института медиации, Центра медиации и права. Знакомство с актуальным состоянием медиации в мире позволит лучше ориентироваться при принятии решений, связанных с развитием карьеры медиатора. Конечно, к моменту окончания вуза лучше всего пройти базовый курс медиации. Это можно сделать и до того, как вам исполнится 25 лет, просто до этого момента вы не сможете заниматься медиацией на профессиональной основе. Пройдя обучение, постарайтесь получить реальный опыт разрешения споров: проведите небольшую медиацию между однокурсниками, между соседями или родственниками. Не бойтесь предлагать свою помощь. Учитесь на собственном опыте, читайте книги по медиации и практикуйте. Рассказывайте о возможности применения медиации при любом удобном случае. Так вы создаете информированный спрос на медиацию. Только так медиативная практика станет привычной практикой, к которой прибегают граждане в первую очередь, когда у них возникают разногласия и споры.
КонсультантПлюс: Цисана Автандиловна, мы благодарим вас за интересные и содержательные ответы!
Интервью подготовлено
корреспондентами компании «КонсультантПлюс» А. Епифановой и О. Гвоздевой