в чем состоит сущность власти
Понятие и сущность власти
Содержание
1. Понятие и сущность власти
2. Типология власти
3. Проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею
4. Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе
Список использованной литературы
Введение
В последние годы в российском обществе власть как социальный институт претерпевает процессы трансформации, охватывающие ее на всех уровнях. Процесс преобразования данного социального института начался с распадом СССР и, по нашему мнению, еще не завершился. Формирование властных элит в настоящее время осуществляется не в соответствии с нормами демократии и избирательного права населения, ее выбирающую. Структура властных элит в России существенно не изменилась с переменой общественно-политического строя общества, также начался процесс отчуждения власти от населения.
Цель работы – анализ понятия «власть» как общественного явления и основных тенденций властных отношений в современном российском обществе.
Понятие и сущность власти
Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.
Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.
Отличительными признаками политической власти являются:
— верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;
— всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;
— моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;
Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.
Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом политической власти.
Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требования, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.
Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну, а не покорного слугу власть предержащих.
Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.
Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.
Существуют два главных подхода к властвованию:
1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту, и
2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.
Способы властвования могут быть классифицированы на: демократические (при участии исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); конституционные (правление в рамках закона); деспотические (всевластие и произвол); либеральные (уважение свободы и прав личности) и пр.
При классификации способов властвования нередко учитывается стиль поведения правителей. Так, Н. Макиавелли различал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологические характеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В. Парето, исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти.
Типология власти
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии.
В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.
Социальная власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.
Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.
Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств.
Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократический строй предполагает разделение властей и каждой из них. В политике оно осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институтами политической системы. В экономике разделение власти осуществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурно-информационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания.
Критерии эффективности власти таковы:
— достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
— рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
— действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
— организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
— наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур;
— действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.
В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России последних лет, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества, может вести к смуте, беспорядкам и гражданским войнам.
В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому во многом ориентируется на так называемый «средний класс». В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.
Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Функционирование политической власти во многом определяется системой мотивационных ориентации граждан. Мотивы политического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.
Ценностная мотивация подчинения предполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений. Добровольное подчинение политической власти определяется положительным отношением граждан к тем или иным аспектам ее деятельности.
Характерной особенностью ценностной мотивации является ее безвозмездность. Она не связана с ожиданием улучшения материального положения людей, получения выгод, привилегий.
Ценностная мотивация обычно соотносится с наличием в обществе легитимной власти. Поэтому ценностное подчинение является наиболее эффективным способом сохранения и укрепления политической власти. Прочность и устойчивость ценностных мотиваций облегчает власти сохранение общественного порядка.
Любая политическая власть стремится сохранить и укрепить веру народа в существующий порядок, добивается того, чтобы народ признавал его своим, правильным и необходимым. Она заинтересована в том, чтобы предотвратить эрозию ценностной мотивации подчинения, сохранить социально-психологическую основу своего авторитета.
Заинтересованный тип подчинения основан на получении от власти благ, выгод и привилегий. Его оборотной стороной являются покорность граждан, конформизм. Этот тип подчинения играет важную роль в политической жизни общества, поскольку правящие круги стремятся обеспечить наиболее приемлемое для себя поведение населения.
Заинтересованное подчинение является весьма дорогостоящим по сравнению с ценностным. Для удовлетворения запросов, потребностей людей необходимо развивать промышленность, сельское хозяйство, строительство, сферу обслуживания. В принципе это оправдывает себя, так как обеспечивает возрастание общественного богатства страны.
Среди различных мер принуждения широко применяются меры экономические (понижение зарплаты, лишение должности). Однако при наличии высокого жизненного уровня они не приводят к желаемому результату. Материально защищенные люди труднее поддаются экономическому принуждению.
Поэтому правящие круги восполняют недостаточную эффективность этого вида принуждения акциями политическими и духовно-идеологическими. Могут использоваться различные виды устрашения (проверка на благонадежность, слежка, шантаж, провокации).
Однако практика показывает, что длительное время такие акции срабатывать не могут. Для сохранения политического режима власть идет на реформы, прибегает к мерам идейно-психологического воздействия.
Сущность политической власти.
Сущность власти и ее особенности.
Содержание
2.Сущность политической власти
3. Способы и механизмы функционирования власти
Введение.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
В своей работе я собираюсь разобраться, что же такое власть, каковы её сущность и основные функции.
Понятие власти.
В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки у людей. Для Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие классы, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой “комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?” Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): “В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить”.
В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Власть определяется так же, как способность или менять отношения людей, или сохранять их, как способность добиваться цели. Как заметил Г. Лассуэл, классик американской политической науки, вся политическая наука сводится к изучению влияний. Власть начинается там, где информация, рекомендация, решение реализуются, переходя в достижение цели.
Сущность политической власти.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Сущность и понятие власти.
Содержание.
Сущность и понятие власти
Соотношение понятий «власть», «господство», «авторитет», «управление»
Введение.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть появилась с возникновением человечества и в разных формах сопутствовала его развитию. Власть необходима, в первую очередь, для воспроизводства человеческого рода. Формирование власти обусловлено территориальной необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а так же потребностью регулирования социальных отношений между людьми. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образов, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.
Чтобы все – таки разобраться, что такое политическая власть и чем она выражена, рассмотрим ее структуру и сущность. Определение власти, понятие, ее сущность имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.
Сущность и понятие власти.
Для начала рассмотрим несколько подходов изучения сущности власти, которые выдвинули ученые политологи. Условно все подходы можно разделить на две большие группы:
Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут (необходимое свойство объекта), либо как самодостаточный «предмет» или «вещь». В свою очередь эта концепция делится на следующие концепции:
1. Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять свою волю. В этом направлении трудились такие выдающиеся личности как И. Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер.
2. Инструментально-силовые концепции власти свойственны, прежде всего, англо-американской политической школе. Здесь власть осуществляется со средствами её реализации. В этом направлении более известны такие личности как Т.Гоббс, Ч.Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Монгентау.
3. Системная и структурно-функциональная концепции получили наибольшее распростанение. В рамках системных концепций можно выделить три подхода к понимаю власти: истолковывает власть, как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд); рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи, организации и т.д. (М. Крозье. М. Роджерс, К. Дойч); характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы. так же выделяют отдельно следующий подход, трактующий власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества (Н.Луман).
Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнёрами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В данном случае так же выделяют три основных течения этой концепции:
1. Теории «сопротивления» исследуют такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление её объекта. Соответственно разрабатывается классификация различных степеней и форм сопротивления. Д. Картрайт. Дж. Френч, Б.Рейвен;
2. Теории «обмена ресурсами» на первый план выдвигают ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами» могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. П. Блау, Д.Хиксон, К. Хайнингс;
3. Теории «раздела зон влияния» предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому. То с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются. Д. Ронг и др.
В реляционных концепциях отдельно выделяют бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Сторонники этих концепций так же трактуют власть как отношение между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Особенность данной концепции заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть.
К классу реляционных концепций можно отнести постструктуралистские (неоструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье.
Из этого следует, что власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого. В результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа «власть денег», «власть вещей», «власть идей», «власть над природой» — это не более, чем метафоры, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.
Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления, самодеятельности.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
В истории зафиксировано несколько форм власти. Французский политолог Морис Дюверже выделил три формы: анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества; индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В дополнение Дюверже выделил еще одну форму власти, формирующуюся с конца нашего века: «над-государственная» власть, представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских обществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран. Первые две формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая государсвенно-публичной, и четвертая, «над-государственная», являются собственно политической властью.
Источники власти.
Источники власти – властное первоначало. Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство. Это неравенство может быть не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и д.т.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями).
В качестве источников могут выступать: авторитет, сила, закон, богатство, престиж, социальный и политический статус, тайны, интерес и т.д.
Американский футуролог О. Тоффлер, изучая источники политической власти, выдвигает теории о том, что сила, богатство и власть связаны ив единую систему. В определенных условиях они взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество: сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего качества; богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативное так и позитивное средства стимулирования; знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной.
На первое место Тоффлер считает знания, так как в силу своих преимуществ (бесконечность, общедоступность, демократичность) они подчинили себе силу и богатство, определяющим фактором функционирования власти.
Субъект власти.
Основными компонентами власти являются ее субъект и объект. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, появляющееся в распоряжениях или приказах, и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.
К субъектам политической власти относятся:
— социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти «снизу»;
— политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные — опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой «теневой кабинет»);
— правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;
— групповое и индивидуальное лидерство;
— отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
— толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.
Субъекты властиопределяют содержание властного отношения через:
1.подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;
2.наказание (санкция) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
3.нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом;
4.приказ (распоряжение) как властное повеление подчиняться воле субъекта власти.
Подчинение приказу может иметь весьма различную мотивацию. М.Веббер отмечал, что типичными мотивами повиновения могут выступать: интересы (целесообразные, соображения повинующихся относительно преимуществ или невыгод выполнения приказа), традиции, привычка к повиновения или личная склонность подданных.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта власти – второго важнейшего элемента власти.
Объект власти.
Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патриархальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой».
Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.
Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления, самодеятельности.
Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта.
Ресурсы власти.
Еще одним важным структурным элементом власти являются ее ресурсы и основания. Под основаниями понимают базу, источники, на которые опирается властная воля субъекта. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». [1]Другими словами, ресурсы – это реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления самой власти и ее основания.
Ресурсы власти так же разнообразны, как и средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для классификации ресурсов власти их делят по сферам жизнедеятельности общества.
Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта (ВНП) на душу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Соответственно экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Юридические основания – материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности. Юридические ресурсы – всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснения законодательства, постановления и указы, неохваченные действующим законодательством. Так же сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов.
Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
Ресурсы власти являются производными от ее оснований, но в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию намного шире чем основания. В российской политической науке доминирующим является подход, при котором ресурсы общества подразделяются на два вида: материально-экономические и духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, возвысить политических агентов в потенциальном статусе и ранге, а с другой – увеличить их мобилизующую силу и давление.
Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества, противоборству власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами и потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые наряду с регулируемым распределением «сверху» постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление социального контроля над ними «сверху».
В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа, в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи об объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делятся на:
· организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Одновременно они должны использоваться рационально, блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству;
· поощрительные ресурсы – материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения и политиков. В результате стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами, а накануне выборов – расширяет социальную базу поддержки правящей элиты;
· принудительные ресурсы – комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Одновременно они используются для предотвращения забастовок, несанкционированных митингов, против явного и скрытого саботажа распоряжений власти;
· нормативные ресурсы – средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом.
Ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.
Функции власти.
Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.
Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях:
— макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;
— среднем уровне («мезоуровне«), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов;
— микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.
От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.
Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:
— поддержание общественного порядка и стабильности;
— выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
— достижение общественного согласия (консенсуса);
— принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;