в чем состоит сущность теоцентризма
Теоцентризм в учении о человеке
Теоцентризм в гносеологии
Теоцентризм в онтологии
Теоцентризм средневековой философии
Религиозная картина мира содержит те основные представления о мире, которые уточняет, детализирует, рационально выражает средневековая философия, тем самым выходя за ее рамки.
Главной отличительной чертой средневековой философии является теоцентризм: Бог-творец мира является главной темой философских размышлений. Бог является также фокусом всех философских представлений о мире: Бог есть бытие, Бог есть жизнь, Бог есть Истина, Добро и Красота. Таким образом, теоцентризм проявляет себя во всех разделах философии.
Все средневековые философы согласны, что бытие – это Бог, различие – в трактовке степени причастности к бытию тварного мира. В философии Августина Аврелия (наиболее видный представитель патристики) и Фомы Аквинского (схоластика) представлены два наиболее характерных для средневековой философии решения этой проблемы.
Августин Аврелий резко противопоставляет Бога и мир. Бог – это бытие, а «этот мир идёт, куда и шёл – к небытию, и терзает душу смертельною тоскою»[4], – пишет он в своей «Исповеди». Как видно из цитаты, Августин решает проблему бытия аналогично Платону. «Мир идей» Платона стал мыслями в уме христианского Бога, а «мир теней» – слабое, несовершенное их отражение, находящееся между бытием и небытием.
Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, выделяет два уровня бытия: актуальный и потенциальный, которые едины как форма и материя. Актуальное бытие – это Бог, материальный мир тоже является бытием, но только потенциально.
Постижение природы лежит на путях постижения Бога: весь земной мир – это символическое воплощение мира небесного. Расшифровкой символов, проникновением в их смысл и занимается средневековая философия.
Однако главным объектом познания для средневекового философа является не природа, а священный текст Библии – богооткровение. Постижение этой Истины, которую Бог открыл людям, требует прежде всего веры. Для постижения Бога недостаточно одного интеллекта: необходимы добрая воля и чистое (непорочное) сердце. Поэтому вся средневековая философия вопрос о соотношении веры и знания решает однозначно: вера выше знания. Роль же разума и рационального знания оценивается по-разному: от полного противопоставления его вере до признания за ним роли помощника веры.
В теоцентрической философии самопостижение человека осуществляется в виде постижения Бога. Средневековый мыслитель ищет истину не для себя, наоборот, он хочет жить ради истины, пребывать в истине, служить истине. По сравнению с античным космоцентризмом это шаг вперёд в понимании субъективности, в формировании личностного начала в культуре: человек постигает себя не как часть природного космоса, а как часть абсолютной личности, пока ещё не мысля личностью самого себя. Самого себя человек мыслит как образ и подобие бога, как высшее творение бога, но несовершенное по сравнению с Творцом существо.
Особенности теоцентризма средневековой философии
Теоцентризм в философии — это религиозное мировоззрение, в основе которого лежит рассмотрение Бога, как создателя всего сущего. По мнению последователей этого движения, воля Бога придает смысл для человеческой жизни. Любое познание человечества — путь к постижению Божьих замыслов.
Понятие теоцентризма
Религиозная направленность философии средневековья определяла отношение к человеку, природе и всему, что находилось в поле зрения. С точки зрения философов, центром бытия являлся Бог, создавший человека, природу. Христианство было основной религией, поэтому все учения были направлены на постижение и обоснование божественного провидения во всех сферах жизни.
Патристика и схоластика были основными направлениями теоцентризма и способами философствования. Патристика в свою очередь разделялась на три направления:
Среди апологетов главной фигурой был Ориген. В его философии впервые встречается объяснение такой человеческой сущности, как «богочеловек». Возможно, из-за этого он и был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, отчего вскоре скончался, ведь человек не мог быть равен Богу — он его творение, а значит, находится в полном подчинении и зависимости.
На второй стадии формирования средневекового теоцентризма в философии выделяются фигуры Василия Кесарийского, который собрал вокруг себя многих знаменитых личностей — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Теоцентризм в философии этих авторов делал акцент на веру и не старался каким угодно логическим способом объяснить процессы в мире.
Схоластика имела целью логически объяснить происхождение человека и его духовную сущность. Заметен рационалистический подход. Представители схоластического направления подвергали критике излишнюю религиозность и мистичность философии теоцентризма. Схоластика также характеризуется тремя периодами — ранний, средний и поздний.
Происхождение термина
Термин теоцентризм происходит от греческого слова «Тео» — Бог, и латинского «Центризм» — основа, центр. Другими словами — Бог в центре, остальное вторично.
Термин схоластика произошел от слов школа, наука, объяснение. Под понятием школы подразумевалось желание систематизировать знания и объяснить их с логической точки зрения.
Основные положения теоцентризма
Стиль, который присущ сочинениям Средневековью, содержит назидание и поучение. Другими словами — это своеобразное пособие, по которому учились мыслить многие философы. Большинство работ написано в форме комментария, в основном Священного Писания — его изучали, пересказывали, цитировали и комментировали. Критика не допускалась.
Произведения, которые сохранились, часто не имели подписи — были анонимные. Считалось, что ученому нельзя говорить или писать от своего имени, а только от имени теоцентричной философии или Бога.
Кроме божественной сущности человека и природы, ученых интересовали внутренние процессы, происходящие в душе — совесть, сознательность. Главной ценностью провозглашалось стремление к очищению души. По имеющимся суждениям того времени, судный день решил бы судьбу всего человечества.
Библия была каноном мышления. За всеми вопросами, необходимо было обращаться к уже имеющемуся писанию. Авторитарный стиль подавлял новые идеи и высказывания. Автора могли лишить сана, если в его мыслях слышались новаторские нотки. За такую гордыню часто казнили или подвергали пыткам, требуя прилюдно отказаться от своей точки зрения.
Ограниченность теоцентризма
Как и все авторитарные явления, теоцентризм средневековой философии не давал полную картину мира. Другие науки, такие, как астрономия, история, литература, были в положении слуг. Это ограничивало творческие возможности и препятствовало развитию.
Осуждения ученых доходили до абсурда. К примеру — представитель позднего Средневековья и начала эпохи Возрождения — Джордано Бруно был сожжен на костре не из-за антихристианских утверждений, но по причине личной точки зрения о Деве Марии, Христа. В среде ученых его не считали типичным представителем схоластики. Он занимался мистикой и оккультизмом и, впоследствии, пострадал за это.
Галилео Галилей был посажен под домашний арест за свои действительно научные взгляды, но к смерти на костре его не приговорили.
Мигель Сервет был фанатиком религии, но был сожжен за свой труд «Восстановление христианства». Он был одновременно врачом и естествоиспытателем, но на эти виды деятельности инквизиция не обратила внимания. Неправильная трактовка Священного Писания — так кратко звучит причина смерти на костре.
Определение степени вины ученых до сих пор вызывает споры среди историков, настолько нелогичными выглядели обвинения. В сущности — играло роль личное отношение судей к обвиняемому, иначе Галилей также был бы сожжен.
Представители теоцентризма
Среди авторитетных деятелей средневековья можно выделить:
В позднем Средневековье часто повторялись мысли, которые были озвучены еще в раннем периоде.
Периоды в средневековой философии
Средневековый период длится с начала 5 века нашей эры. Со второго века начались предпосылки возникновения теоцентризма. Весь средневековый цикл делится на ранний, рассвет и поздний. Официально, эпоха заканчивается в середине 18 века. Это время ознаменовалось переходом к Возрождению. Имеется ввиду возрождению античной культуры.
Теоцентризм философии Средних веков
Хочу понять Бога и душу.
Философия этого периода либо подчинена теологии, либо отождествляется с ней. Теология (богословие, учение о боге) определяется как совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенных в форме идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
В истории средневековой философии выделяются два периода: патристика и схоластика.
Во II-VI-ом вв. в Римской империи и Византии сосуществовали две культурных философских традиции: с одной стороны до VI в. продолжается античная культурная традиция, с другой – развивается и укрепляется христианская. Причем, если Римская империя была завоевана варварами, то в Византии античная культурная традиция не прерывалась. Именно византийские мыслители, например, Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), интерпретировали христианское учение в терминах неоплатонизма. Византийская и Западноевропейская философия в средние века развивалась в рамках христианской традиции, были тесно связаны и испытывали сильное взаимовлияние.
Патристика в свою очередь делится на три периода.
(2). Второй период патристики – IV-V вв. –характеризуется систематизацией доктрины христианской религии на основе идеалистического умозаключения. Наиболее известные философы этого периода.
Григорий Богослов. Григорий Назианзин (ок. 330-ок. 390 г.) известен способами адекватного описания христианской концепции ступеней познания бога в терминах философии, автобиографические поэмы “О смысле жизни”, “О моей судьбе” и “О страданиях моей души” отличаются глубоким психологизмом и культурой самоанализа.
Григорий Нисский (ок. 335-ок. 394 г.) – под влиянием идей Платона и Оригена тяготел к неортодоксальной позиции, например, в учении о человеке исходил не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого (плерома), некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.
Боэций (ок. 480-425 гг.) – известен как переводчик и комментатор Аристотеля, оказал влияние на формирование схоластики; сочинение “Утешение философией”, написанное в тюрьме и посвященное теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было одним из самых читаемых произведений в течение целого тысячелетия.
Иоанн Дамаскин (ок. 675-умер до 753 г.) – византийский философ, решал задачу упорядочивания наук под эгидой теологии и на основе аристотелевской логики, создал основы схоластического метода. Труды Дамаскина были первыми философскими сочинениями, переведенными на старославянский язык и, оказали большое влияние на формирование философии восточных славян.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.) – теолог, архиепископ Кентерберийский понимал веру как предпосылку рационального знания: “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь”, развивал онтологическое доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога как наисовершенной сущности; в трактате “Почему бог вочеловечился?” пытался логически доказать необходимость воплощения бога в человеке.
Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308 гг.) противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершенной системы и острый интерес к индивидуальному бытию.
Уильям Оккам (ок. 1285-1349) – английский философ, логик, политический деятель; представитель номинализма, отстаивал теорию двойственной истины, приоритет воли над разумом, предвосхитил некоторые идеи Реформации и эмпиризма как методологии опытного знания.
Сравните два небольших фрагмента текста Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Чем отличаются рассуждения о Боге у этих двух философов? Еще раз обратите внимание на то, чем отличаются два основных периода средневековой философии: патристика и схоластика?
Августин Аврелий
Исповедь
(Августин. Исповедь // Антология мировой философии. – Киев: УМК ВО, 1991. – Т.1. – Ч.1. – С.180).
Фома Аквинский
Сумма теологии
(Фома Аквинский. Сумма теологии // Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., Мысль, 1975. – С.153).
Отдельно следует сказать о специфике Арабской философии. [27] Учение Аристотеля, послужившее методологическим обоснованием средневековой схоластики, Западная Европа восприняла вначале в интерпретации Авиценны, Аверроэса, Александра Афрадизийского. Давида Динантского. Арабская средневековая философия развивалась в тесной связи с наукой (философы были и математиками, и астрономами, и врачами) и поэтому в ней выражены материалистические тенденции. Назовем некоторых самых известных философов.
Теоцентризм
Смотреть что такое «Теоцентризм» в других словарях:
Теоцентризм — (греч. Theos Бог + лат. Centrum центр круга) философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности … Википедия
ТЕОЦЕНТРИЗМ — (от греч. theos Бог и лат. centrum центр круга) англ. theocentrism; нем. Theozentrismus. Теологическая концепция, согласно к рой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага.… … Энциклопедия социологии
теоцентризм — ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. Вше. Бог и лат. centrum центр) принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий. Т. наиболее последовательно реализует установки теизма, понимающего Бога как личное (и «живое») существо,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Теоцентризм — мировоззренческая система, основанная на религиозной идее всеобщего богоприсутствия и выражающая веру в божественную сущность мира и абсолютную реальности христианский святынь. Теоцентризм – это вера в единого Бога, в божественное происхождение… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ТЕОЦЕНТРИЗМ — (от греч. theos Бог и лат. centrum центр круга) англ. theocentrism; нем. Theozentrismus. Теологическая концепция, согласно к рой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага.… … Толковый словарь по социологии
Теоцентризм — фил.: учение предполагающее Бога как создателя и основу мира. Характерно для древних и средневековых обществ … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ТЕОЦЕНТРИЗМ — направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность … Тематический философский словарь
Нечеловеческое — противопоставление человеческому в попытках осмысления собственно человеческой природы. Попытки осмыслить нечеловеческое в человеке предпринимались и предпринимаются уже давно. [2] Нечеловеческое прежде всего, потусторонние силы и персонажи … Проективный философский словарь
НОВГОРОДЦЕВ — Павел Иванович (1866 1924) юрист и философ. В 1888 окончил юрид. ф т Моск. унта и был оставлен при кафедре истории права. В 1897 защитил магистр, дис. “Истор. школа юристов, ее происхождение и судьба”. Увлекся философией и создал при ф те … Энциклопедия культурологии
ЧЕЛОВЕК — особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее … Энциклопедия культурологии
ТЕОЦЕНТРИЗМ
Смотреть что такое «ТЕОЦЕНТРИЗМ» в других словарях:
Теоцентризм — (греч. Theos Бог + лат. Centrum центр круга) философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности … Википедия
Теоцентризм — (греч. theos – бог + centrum – центр) – одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
теоцентризм — ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. Вше. Бог и лат. centrum центр) принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий. Т. наиболее последовательно реализует установки теизма, понимающего Бога как личное (и «живое») существо,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Теоцентризм — мировоззренческая система, основанная на религиозной идее всеобщего богоприсутствия и выражающая веру в божественную сущность мира и абсолютную реальности христианский святынь. Теоцентризм – это вера в единого Бога, в божественное происхождение… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ТЕОЦЕНТРИЗМ — (от греч. theos Бог и лат. centrum центр круга) англ. theocentrism; нем. Theozentrismus. Теологическая концепция, согласно к рой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага.… … Толковый словарь по социологии
Теоцентризм — фил.: учение предполагающее Бога как создателя и основу мира. Характерно для древних и средневековых обществ … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ТЕОЦЕНТРИЗМ — направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность … Тематический философский словарь
Нечеловеческое — противопоставление человеческому в попытках осмысления собственно человеческой природы. Попытки осмыслить нечеловеческое в человеке предпринимались и предпринимаются уже давно. [2] Нечеловеческое прежде всего, потусторонние силы и персонажи … Проективный философский словарь
НОВГОРОДЦЕВ — Павел Иванович (1866 1924) юрист и философ. В 1888 окончил юрид. ф т Моск. унта и был оставлен при кафедре истории права. В 1897 защитил магистр, дис. “Истор. школа юристов, ее происхождение и судьба”. Увлекся философией и создал при ф те … Энциклопедия культурологии
ЧЕЛОВЕК — особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее … Энциклопедия культурологии