в чем состоит сущность сознательно коммуникативного метода обучения

Статья «Особенности сознательно-коммуникативного метода изучения иностранного языка»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Особенности сознательно-коммуникативного метода изучения иностранного языка.

В современном процессе обучения иностранному языку ведущим методом является сознательно-коммуникативный метод. Его сущность вытекает из двух его компонентов.

Во-первых, усвоение языкового материала имеет свое целью формирование у ученика навыков и умений общения на иностранном языке, формирование определённой лингвострановедческой компетенции, что является одним из факторов успешной коммуникации с представителями иноязычной культуры, т.е. во главу угла ставится не просто усвоение языкового материала, а его использование в речевом акте (функционирование).

Во-вторых, этот процесс формирования коммуникативных навыков не сводится к линейной передаче знаний от учителя ученику, ведущую роль здесь играет формирование у учащегося сознательного отношения к изучению предмета, способности самостоятельно оценивать результат, самостоятельно находить и корректировать ошибки.

В рамках сознательно-коммуникативного метода обучения, роли учителя и ученика, в отличие от традиционной школы прошлых лет, сводятся к сотрудничеству в процессе обучения. Задачей учителя является не сухая передача знаний, с последующим закреплением их в ходе выполнения многочисленных упражнений, а пробуждение интереса/мотивации к изучению иностранного языка, организация осознанного процесса усвоения знаний учеником в процессе коммуникации.

На уроке должна быть создана атмосфера, имитирующая реальные жизненные ситуации, в которых происходит общение людей. Учитель инициирует и направляет процесс коммуникации, по мере вовлечённости учеников в коммуникативный процесс, учитель как бы отходит на второй план, предоставляя ученикам пространство для взаимной коммуникации. Школьник осознаёт, что это интересно, что у он может говорить на иностранном языке, что его понимают. Создаётся ситуация успеха и относительной свободы действий при выборе языковых средств, всё это придаёт уверенность в себе и мотивирует двигаться дальше – что является важнейшим стимулом к изучению иностранного языка. Появляется стремление заполнить недостающие пробелы в лексике и грамматике, изучить что-то новое, варьировать ситуацию, пообщаться на иностранном языке снова и снова. Ученику станет интересен сам процесс (не менее чем результат обучения)

Данная непринуждённость на уроке иностранного языка, конечно, является ролевой игрой, учитель остаётся учителем и управляет процессом усвоения знаний, направляет учебную деятельность в нужное русло, но делает это ненавязчиво, постепенно и, что главное, планомерно. Проведение обучения по осознанно коммуникативному методу требует чёткой постановки цели урока и тщательной проработки структуры урока.

Основной задачей учителя является обеспечение максимальной умственной активности учащегося на всех этапах урока. Учитель должен обеспечить постепенный естественный переход от формирования навыков и умений к функционированию в языковом пространстве. Следовательно, каждое языковое явление, каждая языковая единица должна подаваться с точки зрения её функциональности в языке, представлять собой определённый коммуникативный блок.

Компонентами структуры урока по ФГОС являются следующие этапы:

— мотивационно-целеполагающий – на этом этапе создаётся мотивация к действию, устанавливается атмосфера общения, ученикам даётся возможность по определённым опорам определить тему и поставить цель данного урока;

— операционно-деятельностный этап, включающий в себя:

а) ознакомление с новым материалом в форме поиска решения проблемы/ в форме объяснения какого-то нового языкового явления ( например, с помощью наводящих вопросов или самостоятельного поиска и сопоставления);

б) тренировку употребления нового языкового явления, с целью его запоминания на основе опор, ассоциаций и осознанной деятельности (задача учителя сделать этот процесс увлекательным и интересным).Твёрдое усвоение коммуникативных блоков урока позволяет в последующем комбинировать их в коммуникативных ситуациях;

Источник

Сознательно-коммуникативный метод обучения иностранному языку, как средство развития личности

в чем состоит сущность сознательно коммуникативного метода обучения. Смотреть фото в чем состоит сущность сознательно коммуникативного метода обучения. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознательно коммуникативного метода обучения. Картинка про в чем состоит сущность сознательно коммуникативного метода обучения. Фото в чем состоит сущность сознательно коммуникативного метода обучения

Фамилия, имя, отчество:

Название учреждения: МОУ Азейская СОШ

Название материала: статья: «Сознательно-коммуникативный метод обучения иностранному языку, как средство развития личности».

Название предмета: английский язык

Возраст учащихся: 1-11 классы

Сознательно-коммуникативный метод обучения иностранному языку, как средство развития личности.

Глав1. Теоретические изыскания

Современная отечественная педагогика и школа испытывают большую потребность в научно обоснованных положениях и методических рекомендациях, направленных на реализацию гуманно-личностных подходов к учащимся, на развитие у них прирожденных способностей в обучении и воспитании в процессе преодоления противоречий и трудностей в соответствии с их индивидуальными возможностями, с учетом заложенных в них духовных и природных сил. Творческий поиск учителя должен основываться на обучении школьников с их же позиции – это основа гуманного педагогического мышления.

— структура речевых умений;

— особенности коммуникативной ситуации;

— конечные, промежуточные и непосредственные цели обучения;

— роль каждого типа заданий и способы его правильного и экономного выполнения;

— результаты, достигнутые на занятии;

— логика построения занятия.

Глава 2. Реализация коммуникативной ситуации на уроке английского языка

2.1. Классификация коммуникативных упражнений

— Прослушайте высказывания и подтвердите, что так и есть на самом деле:

Ann says: “I am late”. “She really is” (So, she is).

Ann says: “I am late”. “You really are” (So, you are).

Victor says: “I often shout at people”. “Oh, no, you doǹ t”.

Nina says: “I am a good singer”. “May be she is. I am not sure.”

Индивидуальная же тренировка в произношении строится как коммуникативное упражнение, предусматривающее отбор, группировку, перестановку согласно собственной точке зрения. Например:

— Назовите постоянные качества личности и те, что проявляются лишь время от времени или какими качествами должен обладать человек, который мог бы быть вашим другом? Расположите их по степени важности.

Одним из наиболее эффективных приемов « коммуникации с подстраховкой» является коммуникативная подстановочная таблица. Например:

— Скажите, как вы реагируете на подобное отношение к вам:

Источник

Применение сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка

Статья посвящена описанию сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка метода при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную языковую деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Данный метод обеспечивает личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Применение сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка»

Применение сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка

Кабасова К.А. магистр иностранных языков, преподаватель

Западно-Казахстанский государственный университет им.М.Утемисова

Статья посвящена описанию сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка метода при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную языковую деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Данный метод обеспечивает личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Ключевые слова: сознание, коммуникативный метод, языковая деятельность, языковые упражнения, обучение иностранному языку.

«Я слышу — я забываю,

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Нас, преподавателей волнует вопрос о новой методической концепции, т.е. новых методов и форм планирования и проведения учебных занятий. Методическая концепция будет мертва без основной идеи. Полагаю, такой идеей является сотрудничество преподавателя и учащихся, направленное на развитие у учащихся умений самостоятельно учиться. Сотрудничество как стержень методической концепции, на мой взгляд, проявляется особенно полно и последовательно в сознательно-коммуникативном методе, сущность которого я попытаюсь раскрыть.

Применение сознательно-коммуникативного метода в обучении иностранного языка

При этом главная задача преподавателя – обеспечить максимальную мыслительную активность каждого учащегося на всех этапах урока, в том числе и на этапе ознакомления.

Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество преподавателя и учащегося заключается, прежде всего, в том, что даже запоминание изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом, если при обучении искать пути установления логических ассоциаций, то есть группировать и сопоставлять слова по самым различным логическим признакам.

Таким образом, чтобы показать учащемуся важность языковых упражнений, урок должен быть запланирован так, чтобы каждая языковая единица была представлена функционально, т.е. как определенный коммуникативный блок.

Коммуникативную ситуацию можно создать и на уровне слова: ведь люди часто выражают свои мысли путем перечисления:

1. Какие свойства человека вы бы перечислили бы, чтобы показать, что он вам не нравится, не смотря на его достоинства, или, напротив что вы склонны простить ему его недостатки за его положительные качества:

Brave, intelligent, lazy, proud, talkative, confident, selfish, helpful, cheerful, kind, stupid, и т.п. (например: Brave and intelligent, but selfish and stupid or stupid and talkative, but kind and helpful).

2. Скажите, какие чувства вы испытываете часто (редко), а каких не испытываете никогда. Используйте структуры:

3. Скажите могут ли логично сочетаться следующие группы характеристик для описания одного человека или предмета:

справедливый, умный, ленивый;

энергичный, добрый, эгоистичный (эгоист не может быть добрым);

хрупкий, твердый, деревянный.

4. Прочитайте следующие наборы характеристик и назовите те, которые необходимы для понимания выделенного слова.

а) для двоих игроков;

г) на доске 64 квадратами;

д) с 16 шахматами для каждого игрока.

б) с хорошим характером;

в) с хорошим социальным положением;

Подобная тренировка не развивает автоматизма у учащегося, а она позволяет ему осознать ценность правильного понимания слов для решения речевых задач.

Далее предлагаю рассмотреть на примере одного занятия, как коммуникативные опоры позволяют плавно перейти от тренировки к речевой практике.

Цель занятия: совершенствование навыка употребления простого будущего времени в утвердительных и отрицательных предложениях.

Формулировка цели для учащихся:

«Интересно, на что будет похоже наше будущее. О некоторых вещах трудно догадаться, другие вещи легко предвидеть. Сегодня вы научитесь выражать свои мысли о будущем и покажете, как одно событие может привести к другому».

1. Listen to some ideas expressed by futurologists. Raise your red cards if the idea seems optimistic and your blue cards if the idea is pessimistic.

We shall all live in skyscrapers. There won’t be any cars the streets. We shall use helicopters instead of cars. We shan’t have to walk much. There will be too many people in the cities. We shall be able to control the weather. People will learn to synthesize food. No one will die from hunger. There won’t be any ethnic conflicts. People will colonize the Moon and some other planets. We shall run short of natural fuel. There will be new sources of energy. We shall cut down all our forests. Many people will have to live in space for years. There will be planets and factories on other planets. People will live much longer. Many dangerous diseases will disappear. Computers will teach children and solve many problems for us. Etc.

2. Read, look up and say.

It is natural to be interested in the future.

We may have to face a lot of important problems.

It’s hard to say whether thing will improve or change for the worse.

I think everything will be all right in the long run.

3. Now look through the list of the ideas you have just heard (see Task 1) and join some of them using and, but, besides or because. E.g.:

People will live much longer because many dangerous will disappear and, besides, no one will die from hunger.

The worst danger is that there will be too many people in the cities. Besides, we may have to cut down all our forests. And, to make things still worse.

5. Read the given text. It is not complete. But you are given several versions of the final sentence. Choose one of them and supply the missing sentences to express your own viewpoint. The phrases in brackets may help you do it. You can also use the material from Tasks 1-4.

a). It will be impossible to live on the Earth.

. We have enough knowledge to foresee the future.

. Industrial progress is more important than ecological balance.

6. It is difficult to foresee the future. We can only suppose that something may happen. So try to give several hypotheses about the things that will or may happen if:

. dangerous diseases disappear;

. the polar ice melts;

. we run short of natural fuel;

. we leave all our problems to computers.

E.g. If dangerous diseases disappear, people will live much longer.

Then there will be too many people on the Earth and there won’t be enough food. Or perhaps new dangerous disease will appear.

7. General discussion:

Do you think the people of tomorrow will be happier than we are? Will they pity us or will they envy us? Why do you think so?

What advice can you give to future generations?

-«We do not own the Earth: we have borrowed the planet from the future generations». What does this statement mean? Explain.

Таким образом, коммуникативные опоры одновременно и упрочивают навыки, и ненавязчиво подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность такой работы связана с тем, что, не ограничивается свобода творчества ни сильного, ни слабого учащегося и что каждый из них свободен на столько, на сколько это нужно ему и совместимо с его языковой компетенцией.

Следовательно, сознательно-коммуникативный метод предусматривает не только тщательный отбор коммуникативных ситуаций со стороны преподавателя, но и их актуальное осознание, а также позволяет учащемуся выразить себя как личность.

Итак, результатом применения сознательно-коммуникативного метода является достижение следующих целей:

1) достижение максимальной мыслительной активности учащегося на всех этапах урока;

2) овладение учащимся иностранным языком в той степени, в какой это ему необходимо;

3) «научиться учиться», чтобы в дальнейшем учащийся не потерял приобретенных навыков и умений, по изучаемому иностранному языку, и постоянно их совершенствовал.

1. Республиканский методико-педагогический журнал Иностранный язык в школе №5 сентябрь/октябрь 2008 г.

Источник

Коммуникативный метод обучения иностранным языкам

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам

В настоящее время существует большое количество разнообразных подходов и методов обучению иностранным языкам. Одним из наиболее популярных и эффективных методов, является коммуникативный метод. Это связано с тем, что коммуникативный метод обучения делает упор на языковой практике и способствует снижению страха общения на иностранном языке, то есть языкового барьера.

Впервые коммуникативный метод обучения иностранным языкам появился в 60-70х годах в Британии. Появление коммуникативного метода обусловлено тем, что существовавшие на тот момент методы (грамматического перевода, аудиолингвальный и т.д.) имели ряд минусов и не могли удовлетворить потребности учащихся в изучении иностранных языков. Педагоги и исследователи пришли к выводы, что необходимо не системное и углубленное овладение иностранным языком, а владение разговорной речью, ее этикетом. То есть необходимо в первую очередь развивать разговорную речь, чтобы в последующем не было трудностей в процессе реального общения.

Цель коммуникативного метода обучения иностранным языкам – обучение общению на иностранном языке, непосредственно в реальной жизни.

Коммуникативный метод, отличается от иных методов тем, что в нем не используются вымышленные тексты, далекие от реальной жизни. Учащиеся занимаются на основании жизненных диалогов, обыгрывании различных ситуаций из повседневной жизни, тем самым вызывая друг друга на диалог, то есть мотивируют на изучение иностранного языка.

В коммуникативном методе все стандартные фразы, которые принято заучивать в рамках иных методов обучения, заменяют на фразы из реальных жизненных ситуаций. Это учит пользоваться языком спонтанно.

Еще одной особенностью коммуникативного метода является то, что учащиеся не могут точно знать, чем окончиться занятие, так как невозможно предположить, что ответит каждый из участников диалога, все зависит от ситуации. На каждом занятии педагогом предлагаются новые упражнения и новые темы для обсуждения. Несмотря на то, что коммуникативный метод основан на общении, на уроках также уделяется внимание письму и чтению.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, коммуникативный метод обучения иностранным языкам направлен на то, чтобы снять страх перед живым общением на иностранном языке в реальной жизни.

Положительные и отрицательные стороны коммуникативного метода обучения иностранным языкам

Несмотря на свою популярность, коммуникативный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Преимущества коммуникативного метода обучения иностранным языкам:

Недостатки методов обучения иностранным языкам:

Таким образом, коммуникативный метод можно назвать эффективным и актуальным, но его невозможно назвать идеальным. Это естественно, так как идеальных методов обучения на данный момент не разработано.

Принципы коммуникативного метода обучения иностранным языкам

Применение коммуникативного метода обучения иностранным языкам предусматривает, в первую очередь, определение того, кому подходит данный метод. Эффективность метода коммуникации зависит от того имеются ли начальные знания у учащихся и стремление к изучению.

Принципы коммуникативного метода обучения иностранным языкам:

В настоящее время без знания иностранных языков тяжело найти перспективную высокооплачиваемую работу. Коммуникативная методика открывает огромные возможности, которые обеспечат эффективность овладения иностранными языками.

Источник

Сознательно-коммуникативный метод обучения иностранному языку, как средство развития личности

Фамилия, имя, отчество: Барсегян Евгения Петровна

Должность: учитель английского языка

Название учреждения: МОУ Азейская СОШ

Название материала: статья: «Сознательно-коммуникативный метод обучения иностранному языку, как средство развития личности».

Название предмета: английский язык

Возраст учащихся: 1-11 классы

Сознательно-коммуникативный метод обучения иностранному языку, как средство развития личности.

Глав1. Теоретические изыскания

В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной метода, позволявшей ребенку по окончании школы овладеть иностранным языком на уровне достаточном для адаптации в иноязычном обществе, к тому же такого метода, который был бы основан на природосообрознасти ребенка. В последнее десятилетие традиционному обучению иностранным языкам принято противопоставлять коммуникативные и интенсивные методы, основанные на принципе сознательности и активности, на гуманном подходе. С понятием традиционный ассоциируется в первую очередь заучивание правил и выполнение языковых упражнений, то есть с разговорами о языке вместо общения на языке: ученики смотрят на доску и говорят о ее цвете, задают вопросы о том, сколько этажей в школе, где находится школьная библиотека. Гораздо интереснее и ближе к общению такие упражнения, когда учащиеся спрашивают учителя или товарищей о том, что им действительно известно и что их по- настоящему интересует, когда есть необходимость попросить что- либо у одноклассника, когда нужно высказать свое мнение о предмете, человеке, поступке, событии. Основная особенность сознательно- коммуникативного метода, в отличие от других методов в русле сознательного подхода к обучению, заключается в том, что расширяется содержание базисного принципа сознательности. Помимо языковых правил- инструкций, предшествующих тренировке, осмыслению со стороны учащихся подлежат:

— структура речевых умений;

— особенности коммуникативной ситуации;

— конечные, промежуточные и непосредственные цели обучения;

— роль каждого типа заданий и способы его правильного и экономного выполнения;

— результаты, достигнутые на занятии;

— логика построения занятия.

Примечательно, что для авторитарно направленной педагогики одна из важнейших проблем – это дисциплина. Ученик обязан учиться, он обязан слушаться – вот предварительное условие такого обучения. Поэтому педагогический процесс уподоблялся диктанту. Детям диктуется не только текст для проверки знания правил грамматики, но и вся жизнь. Им диктуются знания, нравственность, оценки действительности, убеждения. Отчетность школы с помощью отметок, то есть цифровыми показателями, так называемой академической успеваемости учеников, стала главной мерой при определении качества всей работы. Спецификой же сознательно — коммуникативного метода является то, что критерием эффективности высказывания является не столько его длина или богатство языковых средств, сколько соответствие логической структуры и оформления высказывания определённому замыслу. К тому же, умело подобранные ситуации, способные пробудить у ученика желание высказаться по данному вопросу на иностранном языке, побуждают его к активной мыслительной деятельности. Следовательно, проблема дисциплины исчерпывается сама собой, а процесс обучения проходит в непринужденной, дружеской атмосфере.

Глава 2. Реализация коммуникативной ситуации на уроке английского языка

2.1. Классификация коммуникативных упражнений

Широко распространено деление коммуникативных упражнений на реально- коммуникативные и псевдокоммуникативные. Важно уточнить, что имеется ввиду под условной и реальной коммуникацией. Если критерий реальной коммуникативности- неподготовленность во времени и полная свобода выбора языковых средств, то реальная коммуникация достижима только на этапе речевой практики, а этап тренировки, предполагающий наличие опор и многократность повторения аналогичных языковых явлений, жестко соотносится с псевдокоммуникацией.

Если же главным критерием реальной коммуникативности считать информативность высказывания, выражение собственного мнения, то к условно- коммуникативным относятся лишь те задания, где учащийся выполняет навязанную речевую задачу ( прослушайте просьбы и скажите, что вы сможете выполнить их завтра или прослушайте отдельные факты и попросите уточнить, когда произошло упомянутое событие). Там же где языковые опоры позволяют учащемуся выразить себя как личность, жесткая тренировка вполне совместима с реально- коммуникативным характером заданий. И напротив, этап речевой практики не исключает применения условно- коммуникативных заданий. Правда, для этапа речевой практики различие между условной и реальной коммуникацией менее существенно, ибо свобода языкового и логического оформления высказывания придает творческую направленность выполнению навязанной роли, особенно когда учащийся может сам конкретизировать речевую задачу и коммуникативную ситуацию. Поэтому методически важнее различать реальную и условную коммуникацию на этапе тренировки. При одинаковой степени языковой заданности реально-коммуникативное тренировочное упражнение отличается от псевдокоммуникативного тем, что предполагает «личностную вовлеченность учащихся» (термин У. Риверс). Покажем на примере разницу между двумя типами ситуаций в различении прямой и косвенной речи:

— Прослушайте высказывания и подтвердите, что так и есть на самом деле:

Ann says: “I am late”. “You really are” (So, you are).

В таком варианте упражнение моделирует акт общения, однако действие навязано учащемуся: он многократно проигрывает жестко заданную роль. В силу специфики многих навыков условно- коммуникативные задания- наиболее эффективное и экономное средство на этапе тренировки.

И всё же условно- коммуникативные упражнения не обеспечивают плавного перехода от тренировки к реальному общению, ибо внимание слишком сосредоточено на форме высказывания. Иное дело- «коммуникация с подстраховкой» (термин Я.М.Колкера), т.е. тренировочные реально- коммуникативные упражнения. Если вернуться к навыку различения прямой и косвенной речи, то условно- коммуникативное упражнение, приведенное выше, можно сделать и реально- коммуникативным, если ссылаться на мнение реально существующих людей и давать свободу в выборе между подтверждением и отрицанием:

Victor says: “I often shout at people”. “Oh, no, you doǹ t”.

Индивидуальная же тренировка в произношении строится как коммуникативное упражнение, предусматривающее отбор, группировку, перестановку согласно собственной точке зрения. Например:

— Назовите постоянные качества личности и те, что проявляются лишь время от времени или какими качествами должен обладать человек, который мог бы быть вашим другом? Расположите их по степени важности.

Одним из наиболее эффективных приемов « коммуникации с подстраховкой» является коммуникативная подстановочная таблица. Например:

— Скажите, как вы реагируете на подобное отношение к вам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *