в чем состоит сущность сознания

Возникновение и сущность сознания, его структура

в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания

в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания

в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Проблема активности, творческой силы сознания.

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. В основе целеполагающий деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. В сознании людей возникают и верные, и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы + новаторства, творчества.

под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, исковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание.

в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания

Качественные сдвиги в характере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

Ощущение – это способность отражать различные свойства предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие выражает результат целостного воздействия на органы чувств единичных предметов, их свойств и отношений. Оно формируется на основе ощущений. Их специфика состоит в том, что ощущение может иметь место и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения. Таким образом, восприятие – это своеобразно структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Восприятие выражает более высокую ступень развития сознания. Восприятие у человека сопровождается осмысливанием предметов, их свойств и отношений. Закрепление и сохранение полученной информации обеспечивается памятью.

Представление – это такое свойство сознания, в котором оно как бы впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление существует в двух формах – воспоминания и воображения. Раз возникнув, представление может в дальнейшем иметь самостоятельное значение в жизни человека.

Источник

Сущность, структура и функции сознания

в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания

в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания

в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания

Материалистическая концепция рассматривает сознание в связи с отражением, что помогает раскрыть его сущность и предпосылки воз­никновения. Одним из атрибутивных свойств материи является отра­жение, под которым понимается процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структу­ре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий. Свойство отражения имеет разнообразные формы проявления и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким.

В неживой природе отражение проявляется в механических, физических, химических процессах и имеет относительно пассивный, следообразный характер. Действие одного предмета на другой вызывает ответную реакцию, оставляет определенный след. Так, движение человека по берегу моря воспроизводится в его следах на песке.

Изменение температуры окружающей среды приводит к расширению или сжатию тела. Внешнее химическое воздействие вызывает ответные изменения в молекулярной структуре тела, образуя новые связи, элементы, новые соединения. Отражение на уровне живой природы,биологическая форма отражения, имеет более активный, приспособительно-опережающий характер. Здесь результаты отражения используются как информация о мире, позволяющая регулировать жизнедеятельность организма.

В процессе развития живого мира, который по данным науки существует около 3 млрд. лет, приспособительно-опережающее отражение прошло длительный путь от простейших биологических форм (раздражимость, возбудимость нервной ткани) до психической формы отражения высших животных (психические акты, условный рефлекс).

Отражательная деятельность высших животных протекает в форме психических процессов (ощущений, восприятий, представлений). Однако психические процессы животных не тождественны психике человека. Животные не в состоянии осознать свое отношение к среде, целенаправленно изменить ее. Они не вычленяют содержание инфор­мации из ее носителя, из сигнала, не обладают абстрактным, поня­тийным мышлением. В отличии от разума человека, психика живот­ных представляет собой лишь «зачаток интеллекта, предметностное мышление», как в свое время говорил И.П. Павлов.

К общим биологическим предпосылкам появления сознания относят­ся: возникновение живых организмов, дифференциация живой мате­рии, появление диффузных нервных клеток, а затем формирование и развитие центральной нервной системы (особенно головного мозга).

Непосредственные биологические предпосылки связаны с эволю­цией древних антропоидов — общих предков человека и современных человекообразных обезьян. Ближайшей биологической предпосылкой возникновения сознания является, прежде всего, развитая нервная система, а также телесная организация человекоподобных существ и стадная форма их существования.

Непосредственные биологические предпосылки подготовили воз­можность появления сознания. Однако их недостаточно для превра­щения данной возможности в действительность. Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия, факторы общественной жизни: труд, зарождение членораздельной речи, речевое общение, образование общинных связей, жизнь в человеческом коллективе. Важнейшим фактором становления сознания выступает труд, трудовая деятельность формирующихся людей.

в чем состоит сущность сознания. Смотреть фото в чем состоит сущность сознания. Смотреть картинку в чем состоит сущность сознания. Картинка про в чем состоит сущность сознания. Фото в чем состоит сущность сознания

В возникновении и развитии трудовой деятельности выделяются три стадии: 1. Орудийно-приспособительные действия высших обезьян (от дриопитеков до австралопитеков); 2. Трудовая деятельность армирующихся людей (питекантропов, синантропов и др.); 3. Труд людей современного физического типа.

На первой стадии осуществляется переход от единичного, случайного к систематическому использованию естественных предметов в качестве орудий добывания пищи, нападения или защиты. Под влиянием орудийной деятельности развивалась предсознательная психика антропоидов, устанавливались простейшие связи между предметами. Зачаткам трудового процесса соответствовали формы наглядно-действенного «ручного» мышления, включающего элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, непосредственно вплетенные в предметную деятельность.

Глубокие изменения в развитии психики наших предков происходи­ли на второй стадии, которая характеризуется переходом орудийно-приспособительных действий антропоидов в труд формирующихся людей с постепенным пробуждением сознания. Систематическая орудийная деятельность изменила анатомию человека. Труд завершил переход к прямохождению, усовершенствовал руку, привел к резкому обогащению человеческого мозга информацией и способствовал его быстрому раз­витию. Труд требовал общения, стимулировал развитие органов речи, закреплял и совершенствовал формы совместных действий. На этой стадии возникает качественно новая форма деятельности — использование орудий, их обработка с помощью других орудий. Создание простых орудий труда из камня, дерева является фактором, определившим выделение человека из животного состояния. Процесс изготовления орудий постепенно совершенствует высшую нервную деятельность. Мышление приобретает элементы самостоятельности, сначала существует в форме наглядно-образного, а затем все более принимает отвлеченный характер, становится абстрактно-образным мышлением.

На третьей, высшей стадии своего развития труд приобретает собственно человеческий характер. Его важнейшими особенностями становятся: применение разнообразных по назначению сложных орудий; разделение труда, форм производственной деятельности; творческие характер, создание новых, не существующих в самой природе предметов,

Развитому трудовому процессу соответствует абстрактное, понятийное мышление, разум человека.

Труд породил сознание человека, а сознание рационализирует труд, делает его целенаправленным, творческим. В зарождении и развития человеческого сознания важное значение имеет речевое общение, язык. Таким образом, «сначала труд, — писал Ф. Энгельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превра­тился в человеческий мозг» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, С. 490)

Таким образом, речь обеспечила усложнение самого языка, разви­тие артикуляционного аппарата, создала вторую сигнальную систему, обеспечила переход от оперирования предметами к оперированию понятиями. И.П. Павлов писал, что «слово составило вторую сигналь­ную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Поэтому-то человеческая деятельность регламентируется в первую очередь общественными, а не биологическими законами. Но этого еще недостаточно для появления такого сознания человека, каким оно яв­ляется в настоящее время. Для этого необходимо еще одно условие — сообщество человеческих предков, жизнь в коллективе, которая вле­чет за собой формирование элементарных нравственных норм (взаи­моподдержка, взаимозащита, сопереживание, альтруистические жер­твы). И это одна из важнейших причин, сохранивших человека в условиях жесткого естественного отбора. Общинная жизнь позволила выработать индивидам представления о себе, об окружающих его себе подобных. Так появляется «Я» и «Не-Я», «Мы», формируется самопознание.

Итак, анализ биологических и социальных предпосылок сознания приводит к выводу, что в процессе взаимодействия социального и биологического решающее влияние на формирование человеческого сознания оказывают социальные условия. Именно они обусловили выделеие человека из природы, его предметную и умственную деятель­ность, создали условия развития сознания.

К критериям наличия сознания следует отнести следующие при­знаки: сознание есть оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица другому в виде абстрактных символов. Это объективный признак сознания. Сознание есть ощущение жизни, своего бытия в окружающем мире. Оно складыва­ется из осознания своей способности воспринимать и понимать окру­жающее, сообразовывать его со своими потребностями. Это субъективный критерий сознания.

Известно значительное количество попыток дать определение со­знанию. Несмотря на разнообразие формулировок и значений, боль­шинство дефиниций сознания имеет общие черты, которые можно сум­мировать следующим образом: 1. Определения не отвечают на вопросы, что такое сознание, когда и как оно формируется, а перечисляют его функции. 2. Функции сознания описываются не как инертные объек­ты, а как активные процессы.

И если на все три вопроса дается отрицательный ответ, то мы вправе заключить, что сознание обязательно связано с возбуждением, поведением и функционированием мозга. Очевидно, что без возбуждения мозга сознание существовать не может, а без поведения его нельзя распознать. Поскольку сознание с момента рождения и на протяжении всей жизни человека всецело зависит от притока сенсорной информации, его можно определить как переработку в мозгу поступающей информации. При этом центр тяжести переносится на выяснение происхождения, приема, передачи, хранения, мобилизации и последствий этой информации.

Обобщая все приведенные характеристики, можно сделать вывод о том, что сознаниеесть продукт исторического развития материи, выс­шая, свойственная общественному человеку функция мозга, состоя­щая в идеальном, адекватном, активно преобразующем отражении действительности.

Наряду с научными знаниями, сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды. Совре­менное знание выдвинуло в качестве одной из важных проблему ин­формационной перегрузки человека. Речь идет об увеличении доли умственного труда при снижении физических нагрузок, что требует разрешения проблемы психосоматического единства и равновесия деятельностной структуры человека.

Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями, постольку важным компонентом выступают эмоции, под которыми понимается класс психических состояний, выражающих в форме непосредствен­ного пристрастного переживания значения отраженных предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа, ведущих к прекращению вредного и бесполезного действия, к мобилизации на поиск новой стратегии поведения по типу проб и ошибок.

Наряду с эмоциями, огромную роль в функционировании сознания играет такой важный компонент, как воля. Под волей понимается сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это осознание стремления и побуждения к действию. Воля необходима, когда человек определяет цель и средства ее достижения, оценивает трудности и пути их преодоления, принимает решение до­биться цели, невзирая на имеющиеся препятствия.

Существует точка зрения, что в состав компонентов сознания кроме перечисленных знаний, эмоций и воли входит внимание (благодаря которому определенный круг объектов находится в фокусе сознания), а также самосознание, т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Но самосознание не всесильно, поэтому необходимо иметь в виду на­личие бессознательного с его скрытыми мотивациями. 3. Фрейд ви­дел в бессознательном истоки и причины душевных расстройств.

Интересна трактовка 3. Фрейдом проблемы сознательного и бес­сознательного. Первый (верхний) слой — сознание. Этот слой, будучи самой незначительной частью психики, включает лишь то, что мы осоз­наем в каждый момент. Сознание выступает как нечто текущее, изме­няющееся. Второй слой — предсознание (или подсознание). Это обшир­ное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Подсознательное включает все то, что отсутствует в сознании в данный момент, но легко может проникнуть в сферу сознания. Третий слой — бессозна­тельное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, а также вос­поминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными.

В завершении анализа структуры сознания необходимо заметить, что сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно структурированное целое. Знания, эмоции, воля и другие компоненты сознания в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важ­ных для человека функций.

Физикалистский подход заключается в стремлении провести прин­цип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следу­ет программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философ­ских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материали­стов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упрощенном виде.

Бихевиоральный подход состоит в том, что явления сознания и моз­говые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство пси­хического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно реф­лексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на сво­еобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие.

Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание.

Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятельности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов.

Естественнонаучные исследования убедительно доказывают связь сознания и языка. Они свидетельствуют о том, что все 100% времени бодрствования человек «говорит». В данном случае, разумеется, учи­тывается и так называемая внутренняя речь (т.е. модуляция мышц гор­тани и т.д.), сопровождающая мышление. Если в буквальном смысле речь означает мысли вслух, то «внутренняя речь» — это мысли про себя. При этом примерно 30% времени бодрствования человек говорит вслух, 45% — слушает, 16% — читает, 9% пишет.

Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во всех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд, увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем ин­формации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *