в чем состоит структура общения
Общение: функции, структура, средства
Функции и структура общения в психологии
Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.
Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.
В общении существует три взаимосвязанные составляющие:
Общение выполняет ряд функций:
Рассмотрим каждую из них.
Средства общения
Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.
Средства общения бывают двух видов:
К вербальным средствам относят:
Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.
Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.
К невербальным средствам относят:
Классификация дистанции
Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:
При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.
Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:
Структура общения в психологии
Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:
Рассмотрение структуры общения
История изучения коммуникационного процесса
Для того чтобы рассмотреть и понять современные подходы структуры общения, необходимо знать предпосылки.
Советский и российский психолог Леонтьев А.А. говорил о том, что на Западе этот вопрос представлен моделью коммуникации Тайера Л. Он ввел три основных параметра общения:
Тайер классифицировал способности на:
Также ученый разделил и базовые процессы на:
И то же самое Тайер сделал с уровнем анализа:
Среди отечественных исследователей, в первую очередь, необходимо выделить статью Панферова «Психология общения». Он определил четыре компонента в содержательной структуре:
Панферов выделил две формы общения:
Изучая проблемы общения, ученый рассматривал четыре метода исследования:
Леонтьев А.А. говорил, что данная модель структуры общения выстроена на логистическом анализе общения. Важно идти от частного к общему, от общающегося человека в обусловленности психологических свойств.
Парыгин Б.Д. в работе «Основы социально-психологической теории» пытался объяснить специфическую характеристику общения и для этого, ученый вводит понятие «взаимопонимание», или согласие. Одно из условий данного термина – понимание коммуникативного оппонента и развивающихся в процессе отношений. Исследователь выделил такие уровни взаимопонимания, как:
Ученый отмечал, что при общении взаимопонимание может как устанавливаться, так и нет. Парыгин определил параметры коммуникации:
Также ученый выделил две стороны коммуникационного процесса:
Леонтьев считал, что минус предложенной теории в индивидуально-психологической трактовке процессов коммуникации как межличностных, как установление контакта между изолированными сознаниями. Интерактив является внешним поведением людей, который представляет основу общения.
На Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения в выступлении Парыгин Б.Д. говорил о другой системе, которая включала три компонента коммуникации:
Современный подход к структуре общения психологии
Современная структура общения в психологии включает в себя три взаимосвязанные стороны:
Рисунок 1. Психологическая структура общения
Коммуникативный компонент
Содержит обмен сведениями между людьми. Общение как процесс обмена информацией включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.п.
Куницына В.П. и ее коллеги говорили о коммуникативной стороне как о применении вербальных и невербальных средств общения. Хорошим коммуникатором является субъект с богатым владением техник общения, которые он использует на разных уровнях.
Интерактивный компонент
Отвечает за организацию взаимодействия. Т.е. к вербальному общению добавляются действия. Следует отметить, что интерактивное общение является условным термином.
Куницына В.П. и ее коллеги рассматривали данную сторону как взаимодействие людей, которое организовывает совместную их деятельность согласие, конфликт и т.п.) Позиции собеседников во время коммуникации:
Продуктивность позиции определяется в процессе определенной ситуации. Например, пристройку снизу используют при необходимости привнести свои извинения. Данные действия в какой-то момент могут измениться в угодливость или в отчуждение.
Применение широкой палитры коммуникативных позиций говорит о психологической зрелости человека.
Перцептивная сторона
Отвечает за восприятие и познание собеседников. Контакт между людьми устанавливается на основе взаимопонимания. Сюда входит термин «социальная перцепция», которая обозначает восприятие друг друга. Впервые в оборот понятие ввел Брунер Дж. в 1947 году в момент разработки Нового взгляда, или New Look на восприятие. В процессе развития направления под «социальной перцепцией» подразумевали восприятие социальных объектов:
Куницына В.П. и ее коллеги отметили, что признаки данной стороны проявляются в:
Общение понимается в рассматриваемом подходе как связь между коммуникаторами, которые стремятся к взаимопониманию. Но при этом есть несводимость понятия общения и трех компонентов.
Другие классификации
Если рассматривать структуру общения как комплекс устойчивых связей между множеством элементов, которые обеспечивают целостность и тождество себе, то может содержать следующие компоненты:
Куницына В.П. и ее коллеги определили следующие фазы общения:
Также структура коммуникации рассматривается, с точки зрения, анализа элементов общения. Оно всегда связано с ситуацией, поэтому имеет следующие компоненты:
Структура общения состоит из:
Помимо этого у коммуникации есть две стороны:
Характеристика структуры межличностного общения
В данном общении происходит взаимодействие между, вступившими в диалог, людьми. Во время коммуникации образуется причинная связь. При общении собеседники адаптируются к определенной ситуации коммуникации, при обмене информацией каждый ее перерабатывает и структурирует. Основные проблемы межличностного общения:
Сатир Вирджидлия изучала межличностное взаимодействие внутри семьи и выделила четыре главных аспекта:
Куницына В.П. и ее коллеги рассмотрели межличностное общение с точки зрения предмета, содержащее:
На рисунке 2 представлена схема структуры общения. На ней отражена динамическая сторона порождающая взаимодействие.
Рисунок 2. Структура общения
Раскрытие понятия «общение» в психологии
В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.
Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.
Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.
Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.
Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит к упрощенной трактовке понятия «общение» в виде информационно-коммуникативной деятельности. Во время неизбежного научно-аналитического деления общения на составные части необходимо не потерять в них человека в качестве духовной и активной силы, которая преобразует в данном процессе и других и себя.
Формы проявления и функции общения
Существует пять сторон, в которых проявляется общение:
Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.
Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.
Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.
Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.
Существует несколько функций общения:
Виды общения
Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.
Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.
Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.
Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.
Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.
Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.
Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации. Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.
Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.
Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.
Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:
Структура общения
Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:
Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.
В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.
Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.
Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.
Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.
Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.
Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:
Есть два типа информации:
Стимуляция бывает трех видов:
Информация в обществе распространяется посредством своеобразного «фильтра доверия-недоверия», действующего таким образом, что истинные данные могут быть отвергнутыми, а ложные – принятыми. Помимо этого, есть средства, которые способствуют принятию информации и которые ослабляют действие фильтров. Синтез данных средств называют фасцинацией. В качестве примера можно привести музыкальное, цветовое или пространственное сопровождение речи.
Существует пять элементов, которые входят в модель коммуникативного процесса. Таким образом, модель коммуникативного процесса выглядит так: коммуникатор – сообщение в виде текста – канал – аудитория или иными словами реципиент – обратная связь.
Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.
Во время коммуникации участники общения должны не только передать друг другу информацию, но и прийти к ее адекватному пониманию. Иными словами, во время межличностной коммуникации особой проблемой является интерпретация сообщения, которое поступает от коммуникатор к реципиенту.
Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.
Особенности во взаимопонимании между людьми
Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:
Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:
При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.
Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.
Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.
Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:
Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин:
Коммуникативная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды
Приветствую Вас, друзья!
В психологии рассматривается 3 стороны общения:
Сегодня мы поговорим о коммуникативной стороне общения. Мы выясним, что она собой представляет, рассмотрим структуру коммуникации и разберём несколько примеров.
Что такое коммуникативная сторона общения?
Коммуникативная сторона общения – это совокупность всех аспектов взаимодействия, направленных на обмен полезной информацией (знаниями, указаниями, идеями, убеждениями, мнениями, взглядами и прочим). При этом существует 2 канала коммуникации:
Таким образом, коммуникативная сторона общения не всегда связана с произнесёнными словами. К примеру, фразы «Здравствуйте!» или «Приятно познакомиться!» не передают информации, поэтому относятся к перцептивной стороне. В то же время обычный кивок в ответ на вопрос является частью коммуникативной стороны общения.
Функции коммуникативной стороны общения:
Примеры коммуникативной стороны общения
Чтобы лучше понять, что представляет собой коммуникативная сторона общения и как отделить её от перцептивной и интерактивной, рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:
В последнем примере нет интерактивной составляющей, поскольку общение является односторонним и не подразумевает взаимодействия. Но коммуникативная составляющая присутствует в полной мере и выполняет все свои функции: рассказывает зрителю о кафе, вызывает желание и призывает прийти в заведение в ближайшее время.
Структура коммуникации
Любая коммуникация подразумевает наличие 4 обязательных элементов:
В случае межличностного общения присутствует также пятый элемент – обратная связь. Обратная связь – это реакция реципиента на сообщение, которую принимает к сведению коммуникатор. В рассмотренных выше примерах обратная связь присутствует между парнем и девушкой (они совместно решают, как провести вечер), а также между продавцом и покупателем. А вот в примере с рекламой обратной связи нет.
Этапы коммуникативного процесса
Психологи выделяют в этом процессе 5 этапов:
Глядя на этот список, несложно догадаться, что на каждом из этапов коммуникативного процесса могут присутствовать помехи, из-за которых смысл информации будет искажён.
Средства передачи информации
Информация может передаваться двумя способами: вербально (словесно) и невербально. Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Вербальное общение
Вербальными называют все формы передачи информации, в которых так или иначе задействованы слова. Это может быть устная речь, обычный печатный текст, рельефно-точечный текст, нанесённый шрифтом Брайля, звуковое сообщение, переданное с помощью кода Морзе, или визуальное сообщение с использованием семафорной азбуки.
Независимо от канала передачи информации, сообщение, которое можно перевести в речь (набор слов), является вербальным.
Существует 3 типа вербального общения:
2. Невербальное общение
Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью жестов, интонации, знаков и прочих символов. Её важность понимает каждый человек, пользующийся телефоном и знающий, насколько сложно бывает понять собеседника, не видя его жестов и мимики. Психологи, исследующие межличностные коммуникации, считают, что на невербальное общение приходится до 55% передаваемой информации.
Заключение
Невозможно переоценить важность общения, ведь вся наша жизнь фактически полностью состоит из него. При этом именно коммуникативная сторона общения определяет наш успех во всех сферах жизни. Коммуникация отвечает за знания, которые мы получаем, за работу, которую мы выполняем, а также за повседневную жизнь и за отношения, которые мы выстраиваем с близкими людьми.
Структура общения в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Какова структура и компоненты общения в психологии?
Человека выделяет его умение многообразно общаться с себе подобными, формирование речи сделало человека культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми.
В психологии можно выделить значительное число определений общения, но все же все их объединяют следующие особенности:
Общение ‒ это довольно сложный процесс, который подразумевает формирование и поддержание контактов между людьми, а его многоплановость делает важным структурирование его отдельных аспектов.
Различные психологи выделяли различную структуру общения, под которой подразумевали комплекс элементов, которые складывают в целостном виде весь процесс общения.
Описание структуры может затрагивать и совокупность общих компонентов, и каждый из них по-отдельности.
Универсальной считается структура общения, которая была выделена советским и российским психологом, профессором и членом РАО Галиной Михайловной Андреевой.
Она предложила выделить три структурных элемента процесса общения:
Все вместе они формируют процесс общения разного уровня ‒ социально нацеленного (скажем, лекции перед аудиторией), ориентированного на предметную область (при профессиональной деятельности), а также общения на личностном уровне.
Коммуникативная сторона общения
Готовые работы на аналогичную тему
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме идей, чувств, знаний, мнений.
Источники информации в общении:
В зависимости от требований момента на первый план выходят различные источники информации и различное их содержание.
Передача любой информации возможна только при наличии знаковых систем, при помощи которых она передается. Выделяют несколько концепций знаков, которые применяются в процессе коммуникации:
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения ‒ это форма диалога, которая предполагает формирование между собеседниками глубокого взаимопонимания.
В психологии понятие «перцепция» применяется для отображения функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и создание целостного образа личности оппонента. В соответствии с мнением ученых, оценка незнакомого человека складывается на половину из неверного мнения и на 50 процентов из правильного восприятия. Этот факт можно объяснить воздействием трех факторов, которые проявляют воздействие на перцептивную сторону общения.
В ее состав должны входить:
Значительной ошибкой при оценке личности является восприятие внешней привлекательности человека. Люди, которые вызывают интерес собственной внешностью или другими персональными качествами, воспринимаются как наиболее интересные собеседники. В отдельных случаях подобным людям могут приписываться те качества, которые могут быть абсолютно нехарактерны для их темперамента.
Характеристика механизмов перцепции:
Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором заключение о внутреннем мире человека базируется на специфичной попытке представить себя на месте собеседника.
Аттракция – механизм познания человека, который подразумевает привлечение. Определенное отношение к оппоненту формируется на основе устойчивых положительных чувств.
Эмпатия – механизм чувственного и эмоционального сопереживания окружающим людям.
Понимание чувств, желаний и мотивов окружающих людей тесным образом взаимосвязано с перечисленными выше механизмами. Необходимо также обозначить, что перцептивная сторона общения также связана с механизмами казуальной рефлексии и атрибуции.
Казуальная атрибуция – способ интерпретации действий и эмоций окружающих людей, при присутствии желания установить мотивы избранной ими модели поведения.
Рефлексия принадлежит к инструментам самопознания своей личности с помощью формирования коммуникативных связей.
Представленный механизм предполагает представление собственной личности так, как ее воспринимает партнер.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» ‒ взаимодействие) состоит в обмене действиями, то есть в формировании взаимодействия на межличностном уровне, что дает возможность общающимся воплотить для них общую деятельность.
В процессе взаимодействия для участников имеет большое значение не только информационный обмен, но и сам процесс организации общей деятельности.
В социальной психологии предпринимались множественные попытки структурировать взаимодействие – это транзактный анализ Э. Берна, который предполагал присутствие в структуре личности трех подструктур: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок»; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского и т. д.
Взаимодействие может быть следующих типов:
Таким образом, структуру общения можно определить путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативный аспект общения состоит в обмене информацией между людьми, которые находятся в процессе общения. Интерактивный аспект общения состоит в организации между людьми взаимодействия, т.е. в обмене не только идеями и знаниями, но и действиями. Перцептивный аспект общения обозначает процесс познания, восприятия друг друга собеседниками в общении и установления на данном основании взаимопонимания.