в чем состоит специфика педагогических нововведений ответ
Повышение квалификации (СДО «Педкампус»)
Елена Дунилина
Повышение квалификации (СДО «Педкампус»)
«Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» (Итоговая работа)
1. Охарактеризуйте этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология? Приведите практические примеры педагогических технологий в дошкольном образовании.
Новые условия требуют новых контекстов деятельности, требованиями к деятельности учителя, новыми задачами, направленными на развитие сущностных сил человека. Меняется сама модель обучения.Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно выделить его основные этапы:
1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного
предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной
2. Проектирование (эскизное, затем детальное).
3. Конструирование, уточнение учебно-экономических параметров,
4. Создание и апробация опытной модели новшества.
5. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).
6. Этап экспериментальной проверки.
7. Этап первого серийного использования образовательной новации
Педагогическая технология – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Поэтому педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей.Примеры использования педагогических технологий в детском саду:
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения ЗОЖ.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии, технология Н. Ф. Базарного.Технология обучения ЗОЖ: Утренняя гимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки.
Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия.
Технология исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов.
Технология портфолио дошкольника-Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности,
его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
2. В чем состоит специфика педагогических нововведений? В чем она проявляется в практике дошкольного образования?
Специфика педагогического нововведения определяется совокупностью факторов. В первую очередь тем, что образование является искусственной, социотехнической или социальной системой.
Социотехническая система характеризуется наличием в ней людей и коллективов, интересы которых существенно связаны с ее функционированием. В результате участия людей доминирующие связи в
таких системах принадлежат не природе, а культуре, и смысл любой ситуации определяется отношением к ней субъекта. В социотехнических системах субъективное преобладает над объективным, эвристическое над формальным. Эти системы изменяются с течением времени как сами по себе, так и в результате воздействия на них. Специфика педагогического нововведения порождается также отсутствием определенных оценочных критериев эффективности процессов обучения и воспитания, в частности, обоснованных конкретных рекомендаций. В этой связи Н. В. Кухарев, отмечая актуальность постановки данного вопроса, указывал и на его сложность, необходимость переосмысления ставшего постулатом метода оценки, когда работу учителя квалифицируют по «эффективно» проведенному уроку. Это касается в первую очередь критериев оценки знаний учащихся. Учителя неизбежно по-разному понимают и выполняют инструкции. Оценки все равно получаются относительными. Оценка знаний в порядковой шкале, непосредственные сравнения обладателей знаний весьма зависят от субъективных свойств учителя. Общеизвестным фактом, свидетельствующим об этом, является то, что уровень знаний медалистов разных школ заметно отличается. Несмотря на введение тестов, с помощью которых повышается уровень объективности, создать общедоступные стандарты, наподобие эталонов твердости или длины световой волны, применительно к человеку пока не представляется возможным.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.В своей работе я эффективно использую нетрадиционные виды занятий:
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино»или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда).
Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. А также провожу интегрированные занятия с дошкольниками, соединяя знания из разных образовательных областей на равноправной основе,используя задания типа: «докажи», «объясни», «как ты узнал?», проблемные вопросы.
Применение нетрадиционных видов занятий не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются лишь методы и приемы.
Методы повышения познавательной активности
(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
• Метод моделирования и конструирования.
• Решение логических задач.
• Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)
• Игровые и воображаемые ситуации.
• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
Используемые педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии,которые включают в себя: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологию обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.
Детям нравятся пальчиковые игры с применением разных атрибутов (прищепок, орехов, карандашей, желудей) с музыкальным сопровождением (использую методику Железновой, разные виды гимнастик.
Игровые технологии при проведении занятий: Игры по методике М. Монтессори, Палочки Кюизенера, с помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях, дидактические игры по методике Сегена.
Технология проектной деятельности:
Для разнообразия и мотивации детей использую в работе развивающие игры,сделанные своими руками это: Лэпбук, бизибук.
Для своей работы формирую медиаресурсы: презентации, видеоролики.
3. Какие факторы (силы) способствуют нововведениям в образовании, а какие препятствуют их развитию? Приведите практические примеры действия таких факторов. Какие выделяют типы новаторов?
Проблема, связанная с выделением факторов, препятствующих и
способствующих реальному нововведению, может быть рассмотрена на
различных уровнях: социальном, региональном, межорганизационном,
индивидуальном (личностном). Инновационность, восприимчивость к
нововведениям на каждом из уровней больше коррелирует с передовой,
чем традиционной ориентацией организации или субъекта нововведения. На внутриорганизационном уровне выделяют следующие факторы,
препятствующие и способствующие нововведениям: структура
организации; система статусов и социальных престижей; система
интересов, стимулов и мотивов труда; стиль и методы управления,
социально-психологический климат в коллективе. На уровне индивида
(личности) значимыми являются ценности; установки; мотивы; роли
участников нововведения; возможности, которые открывает это участие для
их социального продвижения и творческого развития личности в целом.
Препятствия на пути нововведения могут быть обусловлены
следующими факторами: характером предлагаемого нововведения
(относительной выгодностью, совместимостью, сложностью, этапностью,
коммуникабельностью); подходом к возникновению и реализации
нововведения (если реципиентам неизвестны способы создания,
разработки и реализации нововведения, то это может детерминировать
препятствия на его пути; поэтому они должны активно участвовать на всех
этапах нововведения); взаимоотношениями инноваторов и руководителей
между собой и другими участниками нововведения.
Силы,способствующие нововведениям: увеличение заработной платы; расширение прав; улучшение возможностей для самоутверждения и увеличение шансов на будущее; повышение престижа и полное использование знаний и способностей; улучшение отношений с руководством и коллегами; нововведение соответствует коллективным ценностям, целям и нормам; интересная, менее утомительная и более важная работа в лучших условиях с возможностью повышения квалификации; субъект объекта нововведения имел возможность включиться в процесс возникновения, разработки и реализации нововведения; хорошие отношения между инноватором, коллегами и руководством; высокий формальный и неформальный авторитет инноватора и руководителя.
Силы,удерживающие нынешнее состояние: уменьшение заработной платы; сокращение прав; ухудшение возможностей для самоутверждения и уменьшение шансов на будущее; снижение престижа и неполное использование знаний и способностей; улучшение отношений с руководством и коллегами; нововведение противоречит коллективным ценностям, целям и нормам; менее интересная, утомительная и менее важная работа в худших условиях с меньшими возможностями для повышения квалификации; субъект объекта нововведения не имел возможности участвовать в этих процессах; плохие отношения между инноватором, коллегами и руководством; низкий формальный и неформальный авторитет инноватора и руководителя.
Пример: зарплата воспитателя остается на прежнем уровне, не смотря на то, что воспитатель проходит курсы по инноватике или применяет инновационные методы при обучении детей, из-за этого воспитателю проще получать те же самые «доходы», но при этом не тратить личное время и средства для своего самообразования и подготовке к занятиям по новой методике, а проводить занятия «по-старому».
В Финляндии уже несколько лет практикуют альтернативную систему школьного образования. Учителя на основе образовательной программы сами могут выбирать стиль работы с учащимися, который они считают наиболее подходящим. Отсутствует система оценок. Конечно же, такая система предполагает высокую квалификацию самих преподавателей.
Антрепренер-руководитель, поддерживающий и продвигающий идею (возможно собственную).
Генератор идей-выдает в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, стремится решать сложные проблемы.
Привратник-улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передает прогрессивный опыт.
Модератор идей-критик новой научной информации.
Аниматор идей-подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератора идей.
4. В чем состоит сущность технологического подхода в обучении? Охарактеризуйте технологии развивающего обучения. Какие технологии развивающего обучения могут быть использованы в практике дошкольного образования?
Суть технологического подхода (по определению) состоит в том, чтобы четко ставить конкретизированные цели и последовательно соотносить их с
которые по своему существу имеют творческий характер.
В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.
Технология Л. В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья. Л. В. Занков утверждал, что если «общее развитие требует широкого охвата действительности в многообразии существующих в ней взаимосвязей и противоречий», то и развивающее обучение в начальной школе должно строиться не на основе познания отдельных предметов, а как
целостная дидактическая система, охватывающая все начальное обучение.
В 60–70 гг. XX в. была разработана новая целостная дидактическая система обучения. Процесс познания строился так, что более быстрое продвижение вперед шло одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивалось с повторением ранее изученного, ранее изученное выступало в иных связях с прохождением нового и сопровождалось открытием в нем неизученных сторон и новых граней.
Суть ее в том, чтобы в процессе обучения ставилась задача не только дать учащимся ту или иную сумму знаний, а научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации.
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волклв, Г. С. Альтшуллер) опираются на творческие потребности и отдают приоритет развитию сферы эстетических и нравственных качеств личности.
Личностно-ориентираванное развивающее обучение И. С Якиманской опирается на индивидуальный опыт и развивает действенно-практическую сферу личности.
Технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко берёт в основу потребности самосовершенствования и ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности.
Технологии развивающего обучения которые могут быть использованы в практике дошкольного образования:
Технология проблемного обучения.
Ситуации затруднения помогают пробудить интерес у дошкольников, готовность самостоятельно искать правильные решения.
Технология интегративного обучения.
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности способствует формированию целостной научной картины мира дошкольника, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу, способствует повышению мотивации детей и формирует познавательный интерес.
Использование электронных образовательных ресурсов открывает возможность передачи информации для всех субъектов образовательных отношений в новой, интересной форме.
Мультимедиа несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность обучения и становится универсальным языком, помогающим развивать познавательную активность детей.
Проект – это способ взаимодействия с окружающей средой, позволяющий экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.
Теория решения изобретательских задач
Система Монтессори, Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому».
5. Представьте (охарактеризуйте) современные подходы к организации педагогического процесса. Какие из них Вы считаете наиболее и наименее эффективными в практике дошкольного образования и почему?
Образованность учащихся является одним из показателей качества
образования. Поэтому педагогический коллектив и администрация
образовательной организации, работая над повышением образованности
учащихся, работает над повышением качества образования через
внедрение активных форм обучения и воспитания.
— Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок –
деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
— Использование нетрадиционных форм учебных занятий
(интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой;
комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
— Использование игровых форм;
— Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные
— Использование различных форм работы (групповые, бригадные,
парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
— Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-
поисковый, творческий и др.);
— Использование дидактических средств (тесты, терминологические
— Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов
типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал
так…” и т. д. ; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и
— Использование всех методов мотивации (эмоциональных,
познавательных, социальных и др.);
— Различные виды домашней работы (групповые, творческие,
дифференцированные, для соседа и др.);
— Деятельностный подход в обучении.
Активные методы обучения:
• развивают мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
• учат учащихся самостоятельно добывать знания,
• развивают интерес к предмету,
• позволяют активизировать процесс развития у учащихся
коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
— Использование нетрадиционных форм учебных занятий
(интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой;
комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
— Использование игровых форм;
— Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные
— Использование различных форм работы (групповые, бригадные,
парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
— Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-
поисковый, творческий и др.);
— Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов
типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал
так…” и т. д. ; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и
— Использование всех методов мотивации (эмоциональных,
познавательных, социальных и др.);
— Деятельностный подход в обучении.
Активные методы обучения
-Различные виды домашней работы (групповые, творческие,
дифференцированные, для соседа и др.);
— Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
-Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок –деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
«Курсы повышения квалификации» Хотела с вами поделиться,что с 16 января по 28 января 2017 года,я прошла курсы-повышения квалификации в ГАУ ДПО ПК ИРО»Приморском краевом.
Информационно-исследовательский проект «Повышение урожайности гороха» Актуальность исследования Горох на огороде – полезное лакомство для детей и взрослых. Значение гороха для жизнедеятельности организма человека.
Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.
Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.
Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.
Специфика педагогических нововведений
Просмотр содержимого документа
«Специфика педагогических нововведений»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Кафедра начального и дошкольного образования
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ
магистрант 1-го курса
очной формы обучения
Инновационные процессы в образовании
Дзотцоева Залина Александровна
Владикавказ 2019 г.
Педагогическая инноватика как одно из самостоятельных направлений педагогической науки стала интенсивно развиваться в последнее десятилетие XX века. Это обусловлено рядом факторов.
1. Сменой монизма и догматизма в общественном развитии на плюрализм, отказом от абсолютизации марксистских истин, признанием необходимости диалога с представителями других мировоззрений.
2. Неудовлетворительным состоянием системы народного образования, которое привело к сменяющим друг друга школьным реформам, которые не принесли ощутимых результатов.
3. Отрывом педагогической науки от практики, неэффективностью деятельности по внедрению научных достижений в практику школы.
4. Пробуждением инициативы и творчества учителей. Правом и обязанностью творить, искать, обновлять содержание и методику, вести опытно-экспериментальную работу. Закреплением этого права в официальных документах.
5. Воссозданием и рождением новых типов учебных заведений: гимназий, колледжей, лицеев, педагогических университетов и др. Актуализацией педагогических идей гуманизации и гуманитаризации образования, демократизации жизни и управления учебных заведений.
6. Появлением новых мощных информационных средств обучения: ЭВМ, спутникового телевидения, видеомагнитофонов и др.
7. Получением инноватикой самостоятельного статуса среди других наук.
Педагогическая инноватика как особая отрасль педагогического знания исследует механизмы и условия перевода педагогических систем из состояния функционирования в состояние развития. Она с единых позиций решает проблемы педагогической неологии (создание педагогических новшеств), педагогической аксиологии (восприятие, оценка и интерпретация нового в педагогике), педагогической праксиологии (применение педагогических новшеств), инновационного менеджмента (управление инновационным процессом) и др.
Педагогические инновации в самой широкой интерпретации затрагивают всю систему образования и ее отдельные компоненты. Образование является в преобладающей степени искусственным, проектируемым и конструируемым объектом. Нормативная сфера образования, его технологический уровень включает следующие основные компоненты: проект образовательного курса (учебный план, программа, общие рекомендации организации образования); описание образовательного курса или педагогические описания (нормативные описания идеальных и материальных средств образования); образовательный курс как совокупность педагогических предписаний. Эти три компонента и выступают объектами инновационных преобразований. При этом все возможные педагогические нововведения предполагают их радикальную смену и (или) усовершенствование, модификацию, так как конечным проектом образования является курс, состоящий из педагогических предписаний.
Специфика педагогического нововведения определяется совокупностью факторов. В первую очередь тем, что образование является искусственной, социотехнической или социальной системой. Социотехническая система характеризуется наличием в ней людей и коллективов, интересы которых существенно связаны с ее функционированием. В результате участия людей доминирующие связи в таких системах принадлежат не природе, а культуре, и смысл любой ситуации определяется отношением к ней субъекта. В социотехнических системах субъективное преобладает над объективным, эвристическое над формальным. Эти системы изменяются с течением времени как сами по себе, так и в результате воздействия на них.
Наличие гуманитарной составляющей в педагогических нововведениях предполагает их жесткие границы. Любое педагогическое нововведение необходимо рассматривать в контексте сохранения здоровья ребенка и учителя с учетом отдаленных последствий.
Проблемы, решаемые в образовании, нельзя отнести к таким, в которых ясно определен набор целей и ограничений. В принципе нельзя остановить процесс образования, чтобы построить модель, а затем снова вернуться обратно. Остановка этого процесса в мышлении вызывает большие проблемы адекватности созданной модели, так как изменяется состояние проблемы, цели, отношения между учителем и учащимися и т.д. Образно говоря, учитель или исследователь несется в хрупкой лодке по течению процесса образования.
Как известно, проблемы в социотехнических системах могут решаться следующими способами:
1. Идеальное, абсолютно наилучшее по эффективности решение предполагает ликвидацию, растворение проблемы. Благодаря изменению в функционирующей системе и (или) ее окружении исчезает не только сама проблема, но и будущие проблемы система сможет преодолевать самостоятельно.
2. Оптимальное решение проблемы связано с данными, конкретными условиями, по отношению к которым это решение является наилучшим.
3. Удовлетворительное или любое решение, приводящее к смягчению проблемы до ее приемлемого состояния. Удовлетворительное решение обычно выше некоторого «уровня притязаний», т.е. оно в большинстве случаев является субъективным.
Анализ многочисленных педагогических нововведений, осуществляемых особенно на уровне конкретного учителя-предметника, показал, что среди них преобладают нововведения с удовлетворительным решением проблем. На этой основе возникает ситуация расплывчатости педагогического нововведения. Неслучайно большинство исследователей при изучении нововведений ориентируются только на одну систему отсчета, которая связана с любыми сознательно вводимыми изменениями в исходной системе. Все это является источником вариофикации и позволяет имитировать требуемые изменения, так как о тождестве или различии между двумя состояниями и (или) наблюдениями нельзя утверждать с полной уверенностью.
Специфика педагогического нововведения порождается также отсутствием определенных оценочных критериев эффективности процессов обучения и воспитания, в частности, обоснованных конкретных рекомендаций. В этой связи Н. В. Кухарев, отмечая актуальность постановки данного вопроса, указывал и на его сложность, необходимость переосмысления ставшего постулатом метода оценки, когда работу учителя квалифицируют по «эффективно» проведенному уроку.
Доминирование в реальном образовательном процессе субъектсубъектных взаимодействий учителя и учащихся, учителя и родителей, учащихся между собой и др. не позволяет выполнить в полной мере элементарные нормативные требования государственной программы. Это касается в первую очередь критериев оценки знаний учащихся. Учителя неизбежно по-разному понимают и выполняют инструкции. Оценки все равно получаются относительными. Оценка знаний в порядковой шкале, непосредственные сравнения обладателей знаний весьма зависят от субъективных свойств учителя. Общеизвестным фактом, свидетельствующим об этом, является то, что уровень знаний медалистов разных школ заметно отличается.
Несмотря на введение тестов, с помощью которых повышается уровень объективности, создать общедоступные стандарты, наподобие эталонов твердости или длины световой волны, применительно к человеку пока не представляется возможным.
Исследуя различия в познавательных процессах людей, выросших в различной культурной среде, М. Коул и С. Скрибнер можно прийти к выводу о том, что «применение тестов, для оценки познавательных способностей народностей, живущих в совершенно иных социально-экономических условиях, не могло дать результатов, сколь-нибудь отражающих их действительные познавательные возможности, и факт глубокого отличия тех данных, которые получились при применении этих тестов, от тех особенностей, которые появились у этих народностей в условиях их практической жизни, не нашли должного объяснения».