авто номер без региона
Номер без флага: зачем он нужен и сколько стоит
Виниловая пленка, яркий колер, названия несуществующих ведомств — в ряду способов выделиться на дороге номерные знаки без российского триколора кажутся самым безобидным. При этом отсутствие флага сильно бросается в глаза и вызывает много вопросов. Отвечаем, насколько это законно и зачем вообще использовать такие таблички.
Номерной знак без российского флага не является нарушением, потому что не противоречит государственному стандарту для автомобильных номеров. Российский ГОСТ Р 50577-93 строго регулирует определенные размеры знака (ширина, высота и длина). Номерные знаки также должны содержать разрешенные цифры, буквы и обозначение региона регистрации транспортного средства. Обязательным является наличие на номере выпуклой латинской надписи RUS. А вот флаг разрешено использовать дополнительно. Если на номере есть буквы, цифры и надпись, но нет флага, это не является нарушением.
Номерные знаки с триколором выдают в ГИБДД при регистрации или перерегистрации автомобиля. Получить в ведомстве номера без флага невозможно. Однако в стране много частных компаний, которые изготавливают такие номера после вступления в силу нового регламента регистрации в 2013 году. Более того, с 1 января 2020 года с ГИБДД частично сняли обязанность по выдаче регистрационных знаков. Когда постановка транспортных средств на учет у дилеров все-таки заработает, полиция сможет просто присваивать цифры и буквы. А штамповать номер водитель будет за свои деньги в аккредитованном месте. И решение об использовании флага останется исключительно за владельцем автомобиля.
Комплект номерных знаков без флага стоит около 2-3 тыс. рублей. За один знак попросят в два раза меньше. При этом стоимость стандартного номера с флагом меньше всего на несколько сотен рублей.
Некоторые компании также предлагают за доплату напечатать цифры и буквы жирным шрифтом или убрать окантовку номерного знака, но здесь нужно быть более внимательным. Высоту и толщину букв четко регулирует российский ГОСТ, поэтому перед тем, как сделать необычный номер, сверьтесь со стандартом. Штраф за нарушение ГОСТа на номер составляет 500 рублей.
Этот миф до сих пор поддерживают изготовители знаков, хотя на самом деле ничего особенного в них нет. Сотрудники ГИБДД останавливают машины с такими номерами так же регулярно, как и любые другие, а дорожные камеры без труда идентифицируют знаки по буквам и цифрам, обычным образом оформляя нарушения.
Кроме того, сегодня флагов нет на номерах полиции, дипломатов, военных и таксистов, которые подчиняются тем же ПДД за исключением случаев, связанных с использованием спецсигналов.
Почему с госномеров машин стал пропадать российский флаг, и чем это грозит автовладельцу
Причин, по которым автовладельцы отказываются от триколора при изготовлении новых регистрационных знаков, много. Так, если речь идет о молодых водителях, то они таким образом пытаются выделиться из общей массы. Или же зачастую просто не хотят «портить внешний вид машины», устанавливая «жестянки» с красно-голубыми вкраплениями, несочетающимися с цветами самого авто.
Есть и другие аргументы против триколора. Скажем, некоторые антипатриоты, частенько выезжающие за границу на собственном автомобиле, не желают, чтобы чужеземцы сиюсекундно идентифицировали их, как русских. Такие несуразные объяснения встречаются на форумах. Ну и что, что на «номерах» все равно остается надпись RUS, подсказывающая иностранцам национальность водителя — главное, нет флага.
Но самая интересная причина, по которой автовладельцы вешают «жестянки» без триколора — это привилегии, решающие массу проблем с сотрудниками ГИБДД.
Да, многие водители действительно думают, что «номера» без флага — опознавательный знак особых лиц, при виде которых гаишники закрывают лицо руками. Эта легенда — а иначе подобное заблуждение не назовешь — уходит корнями в 90-е, когда регзнаки без триколора в самом деле выдавались лишь спецслужбам. Но все изменилось, и сегодня рассчитывать на поблажки от полицейских автовладельцам, решившим выделиться, не приходится.
А насколько законно «удаление» триколора с госномеров, нам поможет ГОСТ Р 50577−93, в котором недвусмысленно прописаны все требования к регистрационным знакам транспортных средств. В п. 3.4 документа сказано, что на табличках «допускается дополнительно наличие изображение государственного флага». Допускается, а не требуется. То есть, право выбирать — наносить триколор на госзнак или нет — всегда остается за автовладельцем.
Коды регионов на автомобильных номерах с изменениями 2021 года (список)
Актуальный стандарт номерных знаков введён в России в 1993 году. Форматы табличек для разных типов транспортных средств отличаются по цвету, форме, сочетанию букв и цифр, но у всех из них есть код региона (исключение — «военные» номера, где цифровой код обозначает военный округ или вид войск).
Цифровые коды регионов от «01» до «89» изначально присвоили по списку субъектов федерации, перечисленных в Конституции. Уже в 1999 году для Москвы пришлось вводить новый код «99», позднее дополнительные коды получили многие другие регионы, а в 2004 году на номерах появились трёхзначные коды.
В прошлом году новые коды получили Москва (797), Московская область (790), Челябинская область (774) и Оренбургская область (156). Теперь таблица с кодами регионов России выглядит так.
Коды регионов России по состоянию на 2021 год
01 | Республика Адыгея | |
02 | Республика Башкортостан | |
03 | Республика Бурятия | |
04 | Республика Алтай | |
05 | Республика Дагестан | |
06 | Республика Ингушетия | |
07 | Кабардино-Балкарская Республика | |
08 | Республика Калмыкия | |
09 | Карачаево-Черкесская Республика | |
10 | Республика Карелия | |
11 | Республика Коми | |
12 | Республика Марий-Эл | |
13 | Республика Мордовия | |
14 | Республика Саха-Якутия | |
15 | Республика Северная Осетия-Алания | |
16 | Республика Татарстан | |
17 | Республика Тува | |
18 | Удмуртская Республика | |
19 | Республика Хакасия | |
20 | Чеченская Республика | В 2000 году все номера заменили на новые с кодом 95 |
21 | Чувашская Республика | |
22 | Алтайский край | |
23 | Краснодарский край | |
24 | Красноярский край | |
25 | Приморский край | |
26 | Ставропольский край | |
27 | Хабаровский край | |
28 | Амурская область | |
29 | Архангельская область | |
30 | Астраханская область | |
31 | Белгородская область | |
32 | Брянская область | |
33 | Владимирская область | |
34 | Волгоградская область | |
35 | Вологодская область | |
36 | Воронежская область | |
37 | Ивановская область | |
38 | Иркутская область | |
39 | Калининградская область | |
40 | Калужская область | |
41 | Камчатский край | до 2007 года — Камчатская область |
42 | Кемеровская область | |
43 | Кировская область | |
44 | Костромская область | |
45 | Курганская область | |
46 | Курская область | |
47 | Ленинградская область | |
48 | Липецкая область | |
49 | Магаданская область | |
50 | Московская область | |
51 | Мурманская область | |
52 | Нижегородская область | |
53 | Новгородская область | |
54 | Новосибирская область | |
55 | Омская область | |
56 | Оренбургская область | |
57 | Орловская область | |
58 | Пензенская область | |
59 | Пермский край | до 2005 года — Пермская область |
60 | Псковская область | |
61 | Ростовская область | |
62 | Рязанская область | |
63 | Самарская область | |
64 | Саратовская область | |
65 | Сахалинская область | |
66 | Свердловская область | |
67 | Смоленская область | |
68 | Тамбовская область | |
69 | Тверская область | |
70 | Томская область | |
71 | Тульская область | |
72 | Тюменская область | |
73 | Ульяновская область | |
74 | Челябинская область | |
75 | Забайкальский край | до 2008 года — Читинская область |
76 | Ярославская область | |
77 | Москва | |
78 | Санкт-Петербург | |
79 | Еврейская автономная область | |
80 | бывший Агинский Бурятский автономный округ | с 2008 года в составе Забайкальского края |
81 | бывший Коми-Пермяцкий автономный округ | с 2005 года в составе Пермского края |
82 | Республика Крым | с 2014 года. (До 2007 года номера выдавались в Корякском автономном округе) |
83 | Ненецкий автономный округ | |
84 | бывший Таймырский автономный округ | с 2007 года в составе Красноярского края |
85 | бывший Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | с 2008 года в составе Иркутской области |
86 | Ханты-Мансийский автономный округ | |
87 | Чукотский автономный округ | |
88 | бывший Эвенкийский автономный округ | с 2007 года в составе Красноярского края |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | |
90 | Московская область | с 2001 года |
91 | Калининградская область | код используется только на экспортных транзитных номерах |
92 | Севастополь | с 2014 года |
93 | Краснодарский край | с 2005 года |
94 | Байконур | территории, находящиеся за пределами РФ |
95 | Чеченская республика | с 2000 года |
96 | Свердловская область | с 2006 года |
97 | Москва | с 2002 года |
98 | Санкт-Петербург | с 2004 года |
99 | Москва | с 1998 года |
102 | Республика Башкортостан | с 2006 года |
113 | Республика Мордовия | с 2009 года |
116 | Республика Татарстан | с 2006 года |
121 | Чувашская Республика | с 2008 года |
122 | Алтайский край | с 2019 года |
123 | Краснодарский край | с 2011 года |
124 | Красноярский край | с 2009 года |
125 | Приморский край | с 2005 года |
126 | Ставропольский край | с 2013 года |
134 | Волгоградская область | с 2012 года |
136 | Воронежская область | с 2010 года |
138 | Иркутская область | с 2013 года |
142 | Кемеровская область | с 2011 года |
147 | Ленинградская область | с 2019 года |
150 | Московская область | с 2006 года |
152 | Нижегородская область | с 2009 года |
154 | Новосибирская область | с 2010 года |
155 | Омская область | с 2021 года |
156 | Оренбургская область | с 2020 года |
159 | Пермский край | с 2007 года |
161 | Ростовская область | с 2007 года |
163 | Самарская область | с 2006 года |
164 | Саратовская область | с 2005 года |
173 | Ульяновская область | с 2007 года |
174 | Челябинская область | с 2007 года |
177 | Москва | с 2005 года |
178 | Санкт-Петербург | с 2010 года |
186 | Ханты-Мансийский автономный округ | с 2012 года |
190 | Московская область | с 2009 года |
193 | Краснодарский край | с 2019 года |
196 | Свердловская область | с 2013 года |
197 | Москва | с 2010 года |
198 | Санкт-Петербург | с 2018 года |
199 | Москва | с 2007 года |
702 | Республика Башкортостан | с 2019 года |
750 | Московская область | с 2013 года |
716 | Республика Татарстан | с 2017 года |
761 | Ростовская область | с 2019 года |
763 | Самарская область | с 2017 года |
774 | Челябинская область | с 2020 года |
777 | Москва | с 2013 года |
790 | Московская область | с 2020 года |
797 | Москва | с 2020 года |
799 | Москва | с 2017 года |
• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.
Номера без флага: сколько стоят и как получить
В больших городах возникла новая мода на номера без триколора — такие знаки якобы выделяют автомобиль из потока, сотрудники ГИББД его не останавливают, а камеры не могут распознать при нарушениях. Разбираем, откуда вообще взялись эти знаки, как их можно легально получить и дают ли они какой-нибудь иммунитет на дороге.
Главное отличие номеров без триколора — иной внешний вид: помимо отсутствия флага надпись RUS на них немного смещена и сделана выпуклой. Такой вид может привлекать тех, кто действительно ищет способ выделиться на дороге. Кроме того, табличка, выполненная исключительно в черном и белом цветах, выглядит строже и может лучше подходить к машинам с некоторыми видами тюнинга — например, если владелец предпочитает однотонную окраску без дополнительных украшательств.
Второе утверждение касается дорожных камер, которые якобы не могут распознать табличку при отсутствии флага. И то и другое не соответствует действительности. Сотрудники ГИБДД останавливают машины, не обращая внимания на наличие или отсутствие флага, а камеры идентифицируют знаки по буквам и цифрам точно так же, как и в случае со стандартными номерами.
Формат номерных знаков в России описывает ГОСТ Р 50577-93, который действует с 1993 года и предусматривает целый ряд вариантов исполнения табличек, включая номера с флагом и без него. Изначально таблички без флага выдавали только организациям и ведомствам, а с 1997 года в распоряжении ГИБДД остался единственный вариант с триколором на алюминиевой основе со светоотражающим покрытием. При этом ГОСТ остался прежним, поэтому в России и сегодня могут использоваться регистрационные знаки как с флагом, так и без него.
В соответствии со стандартом номер должен иметь черные символы на белом фоне. Знак делится на две части: буквенно-цифровой код и цифровой код региона в отдельном окошке. Используются только буквы, имеющие аналоги по начертанию в латинском алфавите. Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД, диппредставительств, военных и такси.
Фирмы, специализирующиеся на изготовлении знаков, предлагают также номерные таблички с цифрами и буквами более жирным шрифтом. Такие номера также могут быть как с флагом, так и без него. Идея та же — получить номера, которые визуально будут отличаться от других. Стоят такие таблички немного дороже.
Изготовители утверждают, что толщина шрифта полностью укладывается в российские ГОСТы, но на практике у конкретных экземпляров могут быть некоторые отклонения. Стандарт устанавливает толщину букв и цифр на уровне 11 мм, а более широкие буквы получаются, как правило, в результате заливки всей выпуклой поверхности символа, а не только его верхней части. А вот менять сам шрифт букв и цифр нельзя, так как он строго регламентируется теми же ГОСТами.
Некоторые компании также предлагают напечатать номер без окантовки, где на белой табличке остаются только черные коды знака и региона, не обрамленные черными рамками. При этом сами окантовки на табличке остаются, но окрашиваются в цвет фона, поэтому изготовители утверждают, что требования ГОСТа выполняются. На самом деле стандарт требует не только наличия выдавленных окантовок определенной высоты, но и регламентирует их цвет, который должен соответствовать цвету цифр и букв.
Поэтому номера без окантовок являются незаконными, за использование таких табличек владельца могут оштрафовать на 500 рублей. Кроме того, к владельцу могут применить статью о видоизменении регистрационного знака, что грозит уже штрафом 5000 руб. и лишением прав на срок до трех месяцев. Вот почему многие фирмы позиционируют такие знаки как сувенирную продукцию.
При первичной или повторной регистрации автомобиля в ГИБДД с 1997 года выдают только привычные знаки с флагом. Получить номера без флага таким путем невозможно, но их можно изготовить самостоятельно, обратившись в специализированную фирму. С 2013 года такие компании получили право на изготовление номерных знаков в соответствии с ГОСТом просто по заявлению автовладельца. Более того, с августа 2020 года штамповать номер водитель сможет только в сторонней организации, где будет сам принимать решение, какие именно таблички заказать для своей машины.
За изготовление комплекта номерных знаков без флага специализированные компании просят от 2 до 3 тыс. рублей. Один знак обойдется вдвое дешевле. Стандартный знак обычно обходится дешевле на несколько сотен рублей — это связано с тем, что на табличках без триколора приходится дополнительно выдавливать надпись RUS. Сделать заказ на изготовление знаков можно дистанционно, а доставка готовых, например по Москве, обойдется еще в 400–500 рублей.
Стоимость знаков с жирными символами обычно выше и оценивается в 3000–3500 рублей. За жирный номер без флага просят до 4000 руб., а вот таблички без окантовок чаще всего выпускают по цене обычных стандартных номеров.