в чем состоит проблема периодизации исторического процесса
В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?
Обсуждение вопроса:
Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия истории занимает определенную позицию в отношении этапов исторического развития. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Проблемой периодизации исторического процесса занимались Д. Вико, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, теоретики индустриального и информационного общества. Разнообразие периодизаций исторического процесса объясняется выбором оснований, по которым весь процесс исторического развития подразделяется на определенные эпохи. Можно сказать, что проблема периодизации истории состоит в том, как выбрать критерии выделения периодов исторического развития. Анализ философско-исторических концепций показывает, что выбор критериев периодизации истории зависит от общих философско-мировоззренческих установок философа. Рассматривает ли он мировую историю как единый процесс или как сосуществование локальных цивилизаций; признает ли он закономерность исторического развития и в чем состоят законы истории, верит ли он в социальный прогресс, представляет ли он историю как линейное, круговое или спиралевидное развитие — все это в конечном счете определяет ту периодизацию истории, которая представлена в данной философской концепции.
В Новое время, когда философия истории конституируется в самостоятельное направление философии, одним из первых к проблеме периодизации исторического процесса обратился Д. Вико. Для ᴇᴦο концепции характерен мифологизм и абстрактный гуманизм. Опираясь на представление о циклическом характере исторического процесса, Д. Вико выделяет три эпохи, которые проходит в своем развитии каждая нация˸ век богов, век героев и век людей. Основанием для представленной периодизации является степень осознания человеком своего естественного права. В век богов право человека зависит от воли Бога. В век героев господствует право силы, а век людей характеризуется естественным правом человека. Г. Гегель основанием для периодизации истории выбирает осознание свободы. Он выделяет Восточный мир — царство деспотизма, в котором свободным является лишь сам деспот; Греко-римский мир — в котором не один, но лишь некоторые свободны; и наконец, Германский мир, знающий о том, что свободны все.
Периодизациям, основанным на абстрактных принципах, которыми, в частности, являются философско-исторические концепции Д. Вико и Г. Гегеля, были противопоставлены теории исторического процесса, строящиеся с учетом конкретно-исторических факторов, таких как, например, географическая среда, экономические отношения, научно-технические достижения. В настоящее время в наиболее развитом виде периодизация исторического процесса представлена в историческом материализме, базирующемся на формационном подходе, в теориях локальных культур и цивилизаций, представляющих цивилизационный подход к периодизации истории, а также в концепциях индустриального, постиндустриального и информационного общества, рассматривающих научно-технический прогресс в качестве основания для выделения стадий развития общества.
Особо следует выделить цивилизационные и культурологические концепции, в которых в противовес идее единства исторического процесса выступает принцип культурологического плюрализма. К относительно современным концепциям такого типа принадлежит теория П. Сорокина. В его культурологической концепции выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая. Каждый тип культуры отличается собственным менталитетом, религиозными установками, политической и экономической организацией. В конечном счете, все особенности, характеризующие тот или иной тип культуры, концентрируются вокруг главных ценностей культуры. В идеациональной системе бог сверхчувственный и сверхрациональный является основной ценностью культуры. Для чувственной культуры характерно признание чувственной реальности в качестве единственно существующей и выступающей тем самым как основной ценностный ориентир. Идеалистическая культура признает взаимодополнимость сверхчувственных и чувственных ценностей. Исторически существовавшие общества классифицируются в соответствии с предложенной схемой. Так, например, идеациональной системе соответствуют культуры средневековой Европы и брахманской Индии, чувственной системе – европейская культура XVI-XX вв., а идеалистической – западноевропейская культура XIII-XIV вв. Историческое развитие мыслится в данной концепции как смена типов культур.
Авторы культурологических концепций, выделяя типы культур и цивилизаций и тем самым структурируя исторический материал, стремятся избежать представлений об истории как о прогрессивном, закономерном развитии. Принцип культурологического плюрализма противопоставлен идее единства мировой истории. Таким образом, проблема периодизации исторического процесса оказывается неразрывно связанной с проблемой единства и многообразия истории.
В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?
Периодизациям, основанным на абстрактных принципах, которыми, в частности, являются философско-исторические концепции Д. Вико и Г Гегеля, были противопоставлены теории исторического процесса, строящиеся с учетом конкретно-исторических факторов, таких как, например, географическая среда, экономические отношения, научно-технические достижения. В настоящее время в наиболее развитом виде периодизация исторического процесса представлена в историческом материализме, базирующемся на формационном подходе, в теориях локатьных культур и цивилизаций, представляющих пивилизационный подход к периодизации истории, а также в концепциях индустриального, постиндустриального и информационного общества, рассматривающих научно-технический прогресс в качестве основания для выделения стадий развития общества.
Особо следует выделить цивилизационные и культурологические концепции, в которых в противовес идее единства исторического процесса выступает принцип культурологического плюрализма. К относительно современным концепциям такого типа принадлежит теория П. Сорокина В культурологической кон цепции П. Сорокина выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая Каждый тип культуры отличается собственным менталитетом, религиозными установками, политической и экономической ор ганизацией. В конечном счете все особенности, характеризующие гот или иной тип культуры, концентрируются вокруг глав ных ценностей культуры. В идеациональной системе бот сверхчувственный и сверхраииональный является основной ценностью культуры. Для чувственной культуры характерно признание чувственной реальности в качестве единственно существующей и выступающей тем С1мым как основной ценностный орие •тир. Идеалистическая культура признает взаимодополнимость сверхчувственных и чувственных ценностей. Исторически существовавшие общества классифицируются в соответствии с предлог женной схемой Так, например, идеациональной системе соответ1′ ствуют культуры средневековой Европы и брахманской Индии!1 чувственной системе — европейская культура XVI—XX вв.. а идеалистической — западноевропейская культура XIII—XIV вв Историческое развитие мыслится в данной концепции как смена типов культур.
Авторы культурологических концепций, выделяя типы культур и цивилизаций и тем самым структурируя исторический материал, стремятся избежать представлений об истории как о прогрессивном, закономерном развитии. Принцип культурологического плюрализма противопоставлен идее единства мировой истории. Таким образом, проблема периодизации исторического процесса оказывается неразрывно связанной с проблемой единства и многообразия истории.
В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?
Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия истории занимает определенную позицию в отношении этапов исторического развития. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Проблемой периодизации исторического процесса занимались Д. Вико, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, теоретики индустриального и информационного общества. Разнообразие периодизаций исторического процесса объясняется выбором оснований, по которым весь процесс исторического развития подразделяется на определенные эпохи. Можно сказать, что проблема периодизации истории заключается в том, как выбрать критерии выделения периодов исторического развития. Анализ философско-исторических концепций показывает, что выбор критериев периодизации истории зависит от общих философско-мировоззренческих установок философа. Рассматривает ли он мировую историю как единый процесс или как сосуществование локальных цивилизаций; признает ли он закономерность исторического развития и в чем состоят законы истории, верит ли он в социальный прогресс, представляет ли он историю как линейное, круговое или спиралевидное развитие — все это в конечном счете определяет ту периодизацию истории, которая представлена в данной философской концепции.
В Новое время, когда философия истории конституируется в самостоятельное направление философии, одним из первых к проблеме периодизации исторического процесса обратился Д. Вико. Для его концепции характерен мифологизм и абстрактный гуманизм. Опираясь на представление о циклическом характере исторического процесса, Д. Вико выделяет три эпохи, которые проходит в своем развитии каждая нация: век богов, век героев и век людей. Основанием для представленной периодизации является степень осознания человеком своего естественного права. В век богов право человека зависит от воли Бога. В век героев господствует право силы, а век людей характеризуется естественным правом человека. Г. Гегель основанием для периодизации истории выбирает осознание свободы. Он выделяет Восточный мир — царство деспотизма, в котором свободным является лишь сам деспот; Греко-римский мир — в котором не один, но лишь некоторые свободны; и наконец, Германский мир, знающий о том, что свободны все.
Периодизациям, основанным на абстрактных принципах, которыми, в частности, являются философско-исторические концепции Д. Вико и Г. Гегеля, были противопоставлены теории исторического процесса, строящиеся с учетом конкретно-исторических факторов, таких как, например, географическая среда, экономические отношения, научно-технические достижения. В настоящее время в наиболее развитом виде периодизация исторического процесса представлена в историческом материализме, базирующемся на формационном подходе, в теориях локальных культур и цивилизаций, представляющих цивилизационный подход к периодизации истории, а также в концепциях индустриального, постиндустриального и информационного общества, рассматривающих научно-технический прогресс в качестве основания для выделения стадий развития общества.
Особо следует выделить цивилизационные и культурологические концепции, в которых в противовес идее единства исторического процесса выступает принцип культурологического плюрализма. К относительно современным концепциям такого типа принадлежит теория П. Сорокина. В культурологической концепции П. Сорокина выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая. Каждый тип культуры отличается собственным менталитетом, религиозными установками, политической и экономической организацией. В конечном счете все особенности, характеризующие тот или иной тип культуры, концентрируются вокруг главных ценностей культуры. В идеациональнои системе бог сверхчувственный и сверхрациональный является основной ценностью культуры. Для чувственной культуры характерно признание чувственной реальности в качестве единственно существующей и выступающей тем самым как основной ценностный ориентир. Идеалистическая культура признает взаимодополнимость сверхчувственных и чувственных ценностей. Исторически существовавшие общества классифицируются в соответствии с предложенной схемой. Так, например, идеациональнои системе соответствуют культуры средневековой Европы и брахманской Индии, чувственной системе — европейская культура XVI—XX вв., а идеалистической — западноевропейская культура XIII—XIV вв. Историческое развитие мыслится в данной концепции как смена типов культур.
Авторы культурологических концепций, выделяя типы культур и цивилизаций и тем самым структурируя исторический материал, стремятся избежать представлений об истории как о прогрессивном, закономерном развитии. Принцип культурологического плюрализма противопоставлен идее единства мировой истории. Таким образом, проблема периодизации исторического процесса оказывается неразрывно связанной с проблемой единства и многообразия истории.
Проблема периодизации истории
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.)
Данная периодизация отражает ряд объсктнвнь1х закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки,
Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны.
Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.
Вопросы и задания
В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?
2. Что такое исторические источники? Перечислите их.
3. Какие науки изучают исторические источники?
4. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить?
5. Раскройте суть проблем периодизации исторического процесса.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Проблема периодизации истории
Одной из важной проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.
Историками разработано множество различных вариантов периодизаций. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов: божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут всё хуже. Пифагор (VI в. до н.э.) представлял историю как круговое движение: от зарождения к расцвету и к гибели.
Вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий учёный Бруно Гильдебранд (1812-1878), который поделил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.
Отечественный учёный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века) и океанский (новое и новейшее время)
Карл Маркс (1818-1883), исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал периодизацию, положив в её основу развитие способов производства или формационную концепцию: история представляется как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая).
В ХХ веке отечественные и западные мыслители рассматривали историю как круговорот локальных цивилизаций, проходящие одни и те же циклы. Крупнейшие представители этого подхода Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.
Цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Выделяются три основных типа цивилизации: 1) Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относятся первобытное общество, для которого характерно адаптация человека к природе, повторение традиций и запрещение их нарушать, выраженное в табу. 2) Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов, отсутствие ярко выраженной частной собственности, наличие кастовых общин, сильная централизованная власть. Прогресс в таком обществе идёт циклами, замедленно. 3) Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стан с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж высоко результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие политических партий и гражданского общества. Все эти типы равны в истории.
Американский учёный Уолт Ростоу в 60-е гг. ХХ века разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество, период предпосылок или переходного общества, период «взлёта» или сдвига, период зрелости и эра высокого массового потребления. Ростоу считал, что выдвинул теорию истории альтернативную марксистской. В 70-е гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – поиск путей качественного улучшения жизненных условий человека.
В отечественной исторической науке наиболее известной является следующая периодизация: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время.
Историография отечественной исторической науки
В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.
Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд – «История государства Российского». За работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времён» С.М. Соловьёва (1820-1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911).
Среди наиболее известных историков ХХ в. Ф. Платонов (1860-1933), М.Н. Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле (1876-1955), В.В. Струве (1889-1965), С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А. Косминский (1886-1959), М.В. Нечкина (1901-1985), И.Д. Ковальченко (1928-1995), М.Н. Тихомиров (1893-1965), С.В. Бахрушин (1882-1950), И.Я. Биск (1921-2009) и др.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие функции выполняет историческая наука?
2. Какими методами и принципами историческая наука пользуется для изучения исторических фактов?
3. Какие виды исторических источников Вы можете назвать?
4. Какие варианты периодизаций исторического развития Вы можете назвать?
5. Выделите этапы становления отечественной исторической науки?
6. Зачем студенту технического вуза изучать историю?
Глава 1
Древний мир: локальные цивилизации и динамика
Исторического прогресса
Современная наука пришла к выводу, что наша вселенная образовалась около 20 млрд. лет назад. Солнце возникло 10 млрд. лет назад. Земля – третья планета от Солнца – имеет возраст 4,6 млрд. лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 5 млн. лет назад.
Ряд учёных подразделяют историю первобытного общества на пять этапов:
Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до 1млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось животного состояния. Существует несколько гипотез прародины человека: Африка или Центральная Азия.
Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки определить трудно, т.к. в ряде местностей этот период закончился в ХХ тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до сих пор.
Четвёртый этап – зарождение производящего хозяйства. В хозяйственно развитых районах земли – IX- VIII тыс. до н.э.
Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII-V тыс. до н.э.
Сегодня ученые выделяют определенные критерии человека (гоменидная триада): 1) ортоградность (прямохождение); 2) наличие свободной верхней конечности с противопоставленным большим пальцем; 3) мозг сложной структуры и большого объема.
Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе это тип человеко-обезьяны получил название Homo Habilis (человек умелый). Дальнейшая эволюция хабилисов привела примерно 1.5 млн. лет назад к появлению питекантропов, или архантропов. 300-200 тыс. лет назад архантропы сменились более развитым типом человека – палеоантропами, или неандертальцами. Это время возникновения мышления и речи. Уже у неандертальцев зародились начальные формы религии (они хоронили своих предков).
Завершение процесса антропогенеза – это появление Homo Sapiens’а (человека разумного). Началу этого вида положил кроманьонец (около 400 тыс. лет назад). Тогда же, очевидно, в процессе приспособления к среде с разными климатами сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная, монголоидная).
В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества – родовая община. Родовая община – это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.
В родовой общине существовало уравнительное распределение, отсутствовала частная собственность, был распространён реципрокный обмен (когда в «общий котёл» вкладывается столько, сколько может внести каждый член общины, а берётся из «общего котла» по физиологическим потребностям).
При появлении вождества развивается редистрибуция (перераспределение) – появившийся избыточный продукт делится в зависимости от занимаемого положения в общине.
В эпоху неолита(последнего периода каменного века, VII-V тыс. лет назад) возникает производящее хозяйство, земледелие отделяется от скотоводства, а затем от сельского хозяйства выделяется ремесло. Происходят значительные изменения в технике и формах производства: появление шлифования, сверления, ткацкого станка, гончарного круга и пр. Изобретается колесо, стала использоваться тягловая сила животных, накапливаются начальные медицинские знания. Сейчас это период называют в науке «неолитической революцией». Самым важным итогом «неолитической революции» был переход от собирательства и присваивающего хозяйства к производящему. Человек стал активно расселяться по планете в поиске лучших условий, осваивая новые земли. В это время очень резко увеличивается население, и это связывается с улучшением условий жизни, с развитием сельского хозяйства.
Начинается эпоха распада первобытнообщинного строя. Разложение первобытнообщинного строя сопровождается разделением скотоводства и земледелия, выделением ремесла и отделением торговли от ремесла. Появляется купечество, выделяются управленцы, творческие работники, зарождается частная собственность.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина – земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая семья стремилась передать накопленное по наследству. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны вели к возникновению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, ведавшая всеми делами в роде и племени. Постепенно складывались условия для появления классового общества и государства.
Самая ранняя форма государства – это города-государства, на основе сельскохозяйственной общины. В городе жили вожди, жрецы, совет старейшин, дружина. В городе существовало имущественное расслоение. Возникают дворцы, храмы. Храм – не только религиозный центр, но и хозяйственный и информационный. Город-государство выполнял функцию управление над прилегающими районами. Цель городов-государств – обеспечение функционирования национальной экономики.
Признаки государства: (по работе Ф. Энгельса «Зарождение семьи, частной собственности и государства»): 1) общность территории; 2) наличие института публичной власти (аппарата управления и принуждения); 3) монополия на принудительную власть; 4) суверенитет власти; 5) взимание налогов; 6) издание законов, обязательных для всего народа.
Параллельно с образованием государства образуются классы.
Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли в эпоху бронзового века(середина 3-го тыс. до н.э.) в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая. Деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия, Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая форма организации жизни до 3-5 вв. н.э.
Выделяют следующиетипы государств: 1) город-государство (древнейший тип); 2) территориальное царство (Египет, Вавилон и пр.): большие по территории, имеют естественные границы, с завоеванных земель осуществляется только сбор налогов. 3) империя (Ассирия, Персия, Индия, Китай): большая территория, «пёстрый» расовый, этнический, лингвистический, социально-экономический, культурный состав населения, на завоеванных территориях создавалась единая система административно-земельного деления, единая система управления из центра.
Формы государственной власти: 1) деспотия (полная централизация власти в одних руках, которая опирается на мощный бюрократический аппарат, обожествление власти и личности правителя); 2) республиканские формы правления.
Первая форма власти (деспотия) превалировала на Древнем Востоке, вторая форма – в античном мире.
Общие черты Древнего Востока: 1) общие особенности климата (субтропики и тропики); 2) чередование рельефа (великие реки – нагорья – естественные границы государств, т.е., плодородные земли в долинах рек; полезные ископаемые на нагорьях). Рельеф стимулировал ранние международные торговые связи; 3) развитие земледелия и скотоводства, ранняя специализация ремесел; 4) преобладание внешней торговли над внутренней; 5) два или три вида собственности (государственная, общинная и отчасти частная); 6) общая социальная структура (три основных класса: господствующий класс, мелкие свободные производители (ремесленники, крестьяне, торговцы), подневольные работники).
Античная цивилизация, являясь органической частью культуры Древнего Востока, всё же существенно отличается от неё. Эллада и Древний Рим – регион, в котором сложилось классическое рабство, где рабы являлись основной производительной силой. Труд рабов использовался во всех ведущих отраслях экономики. Несмотря на однотипность рабовладения структура экономики Греции и Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Если в экономике Эллады ведущую роль играли ремесло и торговля, то в Древнем Риме – сельское хозяйство и строительство. Причём в отличие от Греции в Риме, когда он на рубеже нашей эры стал империей, победило крупное рабовладельческое землевладение.
Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы. В период расцвета, античные государства обеспечили демократизацию политического строя и высочайший подъём культуры, создав недосягаемые и поныне образцы искусства.
Понятие «цивилизация» является многозначным. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя полиса, города, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения и нормы вежливости.
Американский культуролог ХХ в. С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он предлагает выделить несколько значений понятия «цивилизация»:
1. стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состоянием дикости и варварства и характеризующаяся высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека;
2. материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей;
3. идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости;
4. прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию;
5. синоним культуры определённого народа в конкретный период времени (локальные цивилизации);
6. наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровень культурной идентичности людей;
7. период деградации и упадка человеческого общества.
В мировой истории выделяют следующие типы цивилизаций: локальные (Шумерская, Эгейская, Египетская и др.), особенные (индийская, русская и др.) и всемирная цивилизация. И два вида: 1) традиционная и 2) техногенная.
Для традиционной цивилизации характерны устойчивые, консервативные основы. Общество меняется, но медленно. В культуре первенство отдается традициям, а инновации не считаются высокой ценностью (Древняя Индия, Египет и др.). Для личности в традиционной цивилизации важен вопрос выбора пути в жизни. Появляются так называемые учителя жизни, которые дают советы: активность человека должна быть направлена внутрь самого себя (Древние Греция, Индия, Рим).
Техногенная цивилизацияхарактеризуется быстрыми темпами социальных изменений. Возникает новая система ценностей (ценится оригинальность, инновации), в которой большую роль играет наука и техника как базис всевозможных изменений. Техногенная цивилизация возникает в Западной Европе в XVII в.
Вопросы для самопроверки:
1. Воспроизведите наиболее распространённую схему археологической периодизации древнейшей истории?
2. Что такое «неолитическая революция»? Выделите её характерные черты?
3. Какие формы организации древнейшего общества Вы можете назвать?
4. Раскройте различные аспекты понятия «Древний Восток»?
5. Чем отличается античная цивилизация от других цивилизация Древнего Востока?
6. Назовите различные значения понятия «цивилизация»?
Глава 2
Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.)
Термин Средние века был введен в языковой оборот в XV веке итальянскими гуманистами для обозначения периода истории от падения Римской империи (476 г.) до современной им эпохи Возрождения. В XVII веке в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Хронология Средних веков – тема проблемная в зарубежной и отечественной историографии. Начальной вехой средневековья разные историки считают либо низложение последнего римского императора (Ромул Августул, 476 г.), либо время правление Константина (306-337 гг.), либо нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Ещё более произвольно датировали завершение Средних веков. Для одних – это падение Константинополя (1453 г.), для других – открытие Америки (1492 г.), для третьих – начало реформации в Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи Средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали Средние века как время культурного регресса, невежества и мракобесия. Католическое направление буржуазной историографии, напротив, идеализирует средневековье. Наиболее распространенной в отечественной исторической науке является следующая схема:
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 8041; Нарушение авторского права страницы