в чем состоит особенность стиля былины садко
Смысл названия и художественные особенности былины «Садко»
Смысл названия былины «Садко»
Название былины пошло от имени главного героя произведения Садко.
В былине красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра Садко по морским пучинам.
Художественные особенности былины «Садко»
Былина Садко имеет все особенности, присущи такому виду народного творчества. Она относится к новгородскому циклу былин, потому что события развиваются около Новгорода.
четкое структурное и сюжетное разделение (вступительная часть, ярко выраженая кульминация и так далее);
наличие волшебных элементов;
счастливый конец и победа героя над злом;
-употребление постоянных эпитетов и метафор;
гиперболизация героев, их действий и возможностей;
постоянные повторы.
saadik, р. п. SAADIKU [саадик, СААДИКУ] (эст.) – посол, посланник, торговый посланник;
satın [сатын] (тур., азер.), sotib [сотиб] (узб.), сатып (каз.), сат (ойрот. алт.) – покупать;
соодагер (кирг.), савдогар (тадж.), savdogar [савдогар] (узб.), саудагер (каз.), sövdəgər [сёвдэгэр] (азер.) – торговец, купец;
Сюда же: [sa-, sad-] (шумер.) – провести, довести; [sadu-; саду-] (шумер.) – прибывать, достигать места назначения;
sið [сиð] (арх. англ.) – путь, дальнее путешествие, странствие;
çat(maq) (азер.), yet(moq) (узб.), жету (каз.) – достичь, достигать, прибыть, быть достаточным;
sut-, soti-, sot- (удм.) – достичь, заполучить; su- [су-] (коми) – достичь, встретиться, взять;
sato [сато] (эрз.) – достичь, получить, удовлетвориться;
sato [сато] (фин.) – урожай, улов, добыча;
saadus [саадуз] (эст.), satu [сату] (мари) – продукт, изделие, товар;
saadetis [саадетиз] (эст.) – отправление, посылка, торговая партия;
saat(ma), saata [саат (ма), саата] (эст.) – сопроводить, послать, отправить; saate [саате] (эст.) – передающий, сопровождающий, отсыльный; saade, saate [сааде, саате] (эст.) – передача, сопровождение; saattaa [сааттаа] (фин.), satte [саттэ] (саам.), savto [савто] (эрз.), савет (чуваш.), шукте, шокте (мари) – провожать кого-л., довести кого-л. куда-л., мочь, смочь; saatto [саатто] (фин.) – проводы; saattaja [сааттая] (фин.) – провожающий; saatja [саатья] (эст.) – отправитель;
sattu(ma) [сатту (ма)] (эст.) – попасть куда-л., оказаться где-л., встретиться;
Видимо, сюда же 100, «доСТАточное», «наСЫЩенное», большое, удовлетворяющее количество: sada, р. п. saja [сада, сайя] (эст.), sadā [садаа] (ливон.), sata [сата] (водск., фин.), sada [сада] (ижор., карел., чуд., вепс.), śado, сядо (эрз., мокш.), сята (мерян.), šüdö, шюдё (мари), čuohti, čuođi (саам.), śu (удм.), śo (коми), sat [сат] (хант.), sāt [саат] (манс.) – сто.
——
Садко. Краткое содержание и анализ былины
Название: | Садко |
Автор: | Русский народ, записал Андрей Сорокин |
Год написания: | 1910 г. |
Год издания: | 1910 г. |
Жанр: | Русские былины |
По месту происхождения русские былины делятся на несколько циклов: Новгородский, Московский и Киевский. Тематика и сюжеты соответствуют особенностям и исторической традиции местностей. Самое известное былинное произведение Новгородского цикла, одна из жемчужин русского фольклора, называется «Садко», по имени центрального персонажа. Это сказание о талантливом гусляре, ставшем богатым купцом.
Былина изучается на уроках литературы в 7 классе. Ниже представлен анализ содержания и основных особенностей произведения.
Место и время действия
Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании.
Великий Новгород — город на северо-западе современной России, один из древнейших городов и центров русской государственности. Стоит на берегах реки Волхов, недалеко от озера Ильмень, из которого она вытекает.
Озеро Ильмень — водоём в северо-западной части Новгородской области, относится к бассейну Балтийского моря. Упоминается в исторических сочинениях, древнерусских легендах и фольклорных произведениях.
Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.
Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.
Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.
Очень краткое содержание
Новгородский гусляр Садко зарабатывает на жизнь тем, что играет на пирах. Настало время, когда его перестали звать «на почестен пир». Грустный идет он к Ильмень-озеру и играет на гуслях, из воды появляется морской царь и подсказывает ему, как избавиться от бедствий. Когда позовут его на пир, надобно заключить спор с купцами, что изловит он рыбу с золотыми перьями. Садко так и поступает.
Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.
На обратном пути торговые корабли Садко останавливает сильная буря. Чтобы задобрить морского царя на дно бросают злато и серебро, но ничего не помогает, буря не прекращается. Нужно принести кого-нибудь в жертву царю, отправить одного из людей на дно морское.
Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.
К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.
Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.
Действующие лица и их характеристики
Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.
Садко
«А прежде у Садко имущества не было, одни гусельки яровчаты».
Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.
Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.
Морской царь
Микола Можайский
Другие персонажи
Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей и олицетворением этого водоёма.
Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.
Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.
Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.
Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая
Структура и композиция
Сюжет былины определяется как составной. В ней выделяются две самостоятельные сюжетные части, в тексте они не разграничиваются и излагаются последовательно, как единое произведение. Первая часть повествует о том, как бедный гусляр Садко становится богатым купцом, хвалится своим богатством и проигрывает спор. Вторая – путешествие купца Садко за моря, его пребывание на пиру морского царя и возращение домой. В каждой части можно выделить элементы традиционной композиции: завязку, кульминацию и развязку.
Подробный пересказ с цитатами
Ниже содержание былины изложено в соответствии с выделенными исследователями смысловыми фрагментами. Пересказ представлен по каноническому тексту былины.
Часть 1
Жил в Новгороде «Садко — купец, богатый гость». Раньше он был бедным гусляром, еле-еле сводил концы с концами, занимался тем, что играл на пирах, развлекая гостей.
«Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир»
Соскучился Садко, загрустил и отправился к Ильмень-озеру, присел «горюч камень», да и стал играть «в гусельки яровчиты». На озере вода всколебалась, испугался Садко и пошел домой к себе в Новгород. Этот сюжетный фрагмент повторяется два раза. Два раза Садко приходит к озеру, садится на камень, играет и, увидев, что вода всколыхалась, уходит.
Когда на третий раз пришел он к берегу играть, из воды появился морской царь. Он хвалит игру гусляра.
Морской царь говорит:
«Чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?»
Он велит Садко отправляться в Новгород, а как позовут его на пир, забиться об заклад с купцами, что поймает он в Ильмень озере рыбу с золотыми перьями, а на кон поставить свою «буйну голову».
Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!
Позвали Садко на пир. Стал играть в гусельки яровчаты.
Расхрабрившись, Садко стал похвастывать:
Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере;
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!
Не поверили ему купцы. Садко предложил спор, заложил свою буйну голову, а купцы «по три лавки товара красного».
Связали невод и поехали ловить на Ильмень-озеро. Три раза закинули невод в Ильмень-озеро и три раза вытащили «рыбку — золоты перья». Проиграли купцы, отдали по три лавки товара красного.
Стал Садко купцом, занимался торговлей, «получал барыши великие», обустроил себе палаты богатые.
Устраивает Садко пир, приглашает на него знатных горожан, купцов и двух городских настоятелей. На пиру все похваляются: кто-то бессчётной золотой казной, кто-то силой богатырскою, кто-то бравым конем, кто-то славным отчеством.
Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?
Садко стал хвастаться несметным богатством и заявил, что он богаче самого Новгорода-града и способен скупить все товары, что есть в нём.
Не успел Садко слово молвить, настоятели новгородские «ударили с ним о велик заклад», что не выкупит он все товары. Садко поставил на кон тридцать тысяч.
На другой день встал Садко рано,
разбудил свою дружину хоробрую
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговым,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд
Выкупил он все товары. На следующий день просыпается, а товаров в Новгород привезли вдвое больше. «Повыкупил он все товары новгородские худые и добрые на свою бессчётную золотую казну».
На третий день просыпается Садко, в город завезли товаров втрое больше прежнего. Понимает Садко, что проиграл он спор.
Не выкупить товара со всего бела света:
Еще повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новогородский –
Побогаче меня славный Новгород
Садко выплачивает заклад.
Часть 2
На свою бессчетную золотую казну сооружает он тридцать кораблей, загружает на них все купленные товары новгородские и отправляется торговать.
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продал все товары Новгородские, возвращается домой со своей дружиною. На пути настигла их непогода.
Застоялись черлёны корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
Не могут корабли двинуться с места. Думает Садко, что морской царь дань с него требует за движение по морю. Велит спустить в воду бочку серебра.
Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра,
Спускала бочку во сине море.
Не прекращается буря. Тогда дружина хоробрая спускает бочку красна золота, но и это не помогает. Решает Садко, что царь живую душу требует и предлагает выбрать жертву по жребию.
Каждый напишет на жребии своё имя, закинет в море, чей утонет, тому и идти к морскому царю. У всех жребии были деревянные («жребья вольжаны» — устар.), а у Садко — на «красном на золоте».
Забросили жребии. Естественно, что «вольяжны» жребии поплыли по воде, а у Садко-купца — ключом на дно. Подумал купец, что это нечестно и предложил сделать наоборот. Он сделает «вольжаный» жребий, а остальные – на красном на золоте». Но и на второй раз результат был тот же. Жребий Садко утонул.
Делать нечего. Придется идти к морскому царю. Требует он бумагу и перо, пишет щедрое завещание, часть отписывает «нищей братии», часть церкви, часть своей жене, не забывает и дружину.
Пробуждается он на дне морском. Посреди синя моря стоит палата белокаменная. Заходит он в палаты к царю морскому. Велит царь поиграть для него на гуслях.
«Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко и третии»
Море тем временем всколыхнулось, стали разбиваться корабли, и тонуть люди праведные. Взмолился народ Миколе Можайскому.
Пока играл Садко в «гусельки яровчиты», кто-то взял его за правое плечо и сказал:
« Ай же ты, Садко новогородский!
Полно играть в гуселышки яровчаты»
Обернулся гусляр и увидел старика, в его облике явился Микола Можайский.
« У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть», — говорит он седовласому старцу.
А Микола ему советует: «Струночки повыдергать, шпенёчки повыломать». А коль царь попросит заменить, так нечем, запасных в наличии не имеется.
Дальше говорит старец, что царь предложит ему жениться, чтоб оставить Садко в морском царстве. Герою надобно согласиться и выбрать невесту из предложенных красавиц, ту — что пойдет самой последней.
«Так перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…»
И тогда сможет он вернуться в своей Новгород, а за спасение просит старик построить церковь в честь Миколы Можайского.
Садко последовал совету, изломал свои гусли.
Спрашивает царь Садко, почему не играет он на гусельках яровчатых.
«А шпенёчки во яровчатых повыломались,
А струночек запасных не случилося,
А шпенёчков не пригодилося».
Как и говорил старец, решает царь женить Садко. С утра встает гусляр, глядит — пред ним проходят триста девиц одна крыши другой, потом следующие триста, ещё краше прежних, и, наконец, ещё триста. Всех пропустил Садко, выбрал последнюю. Пошел в первую ночь Садко спать, а проснулся в Новгороде.
Дружина его возвращается с плавания по Волхову. Он встречает сотоварищей, отправляется домой в палаты, к жене своей настоящей. Обещание, данное старику, он выполнил: состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
«Не стал больше ездить Садко на сине море.
Стал поживать Садко во Нове-граде»
Происхождение и варианты текста
Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным
Сорокин Андрей Пантелеевич — русский сказитель, крестьянин, уроженец Пудожского уезда Олонецкой губернии. Сейчас это территория Республики Карелия. В Древней Руси земли Олонецкой губернии, часть современной Карелии, относились к Новгородскому княжеству.
Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.
Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.
Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».
Он же усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.
Вяйнямёйнен — мудрый старец, играл на кантеле, карельском народом инструменте, напоминающем русские гусли. «Калевала» – карело-финская эпическая поэма, составленная на основе карельского фольклора финским ученым Элиасом Лённротом.
К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.
Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.
Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.
Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.
Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.
Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.
Своеобразие
Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.
Христианство и язычество
В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.
Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.
Историческое и сказочное
Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок. Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах.
Сюжет «Садко» в русской культуре
К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.
В литературе
Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.
Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета. Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.
Театр и музыка
Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.
В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов. В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.
Кинематограф и мультипликация
В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.
Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.