в чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций
Формальные и неформальные организации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формальные организации
Вообще, люди уже давно осознали все преимущества различных организованных групп по сравнению с неорганизованными. Они поняли, что совместные организованные действия помогают достигать лучших результатов. Именно поэтому в настоящее время многие социальные группы существуют в форме организаций.
Понятие «организация» используется в нескольких значениях:
Таким образом, общественная организация — это большая совокупность людей, действующих на основе неличных связей для достижения конкретных целей.
Стоит отметить, что разделение организаций на формальные и неформальные было установлено благодаря экспериментам социального психолога и социолога из Америки, Элтона Мейо. При осуществлении исследований, он обнаружил, что помимо официальных отношений (формальная организация) существуют еще и неформальные, к которым относятся в том числе дружеские отношения (неформальная организация).
Готовые работы на аналогичную тему
Понятно, что формализация означает некое подчинение субъективной воли члена организации какому-то безличному порядку. Стоит отметить что это неизбежный вид регулирования любой долгосрочной совместной деятельности многих людей.
Формализация никогда не может охватывать абсолютно все отношения той или иной организации. Вместе с ее формальной частью существует еще и неформальная, представленная спонтанно развивающейся системой межличностных отношений, возникающих в процессе более или менее продолжительного общения, взаимодействия сотрудников организации как человеческих личностей.
Формальная организация имеет:
Один американский социолог выделил три типа формальных организаций, имеющих различные мотивы и цели, исходя их которых люди в них входят:
Неформальные организации
Неформальная структура организации является результатом избирательных отношений в каком-то коллективе, многочисленных взаимных симпатий и антипатий, возникающих между его членами. Все неформальные отношения в той или иной организации обычно направлены именно на удовлетворение имеющихся социальных потребностей индивидов в прямом общении, признании, принадлежности.
Неформальная организация может быть определена как система отношений, функций норм, целей, которая стихийно развивается в официальной организации на основе избирательных отношений ее участников. Вообще, неформальная структура в некоторых случаях может соответствовать формальной, но существует ряд случаев, когда она может не соответствовать, а иногда даже и противоречить ей.
При взаимодополняемости безличных коммуникаций делового характера и межличностного общения намного улучшается сплоченность, дружность организации, а также значительно повышается эффективность ее основной деятельности. При несовпадении формальных и неформальных структур организации все имеющиеся отношения в ней становятся разобщенными, а уровень результатов деятельности снижается.
Неформальные и формальные организации
Понятие о формальных и неформальных организациях
В 1920-1930-е годы американский социальный психолог и социолог Элтон Мэйо проводил исследование, которое позже назвали Хоторнскими экспериментами, в процессе которого и утвердилось официальное разделение организаций на формальные и неформальные. Ученым было обнаружено, что кроме формальных, официальных отношений могут возникать и неофициальные, основанные на дружеских симпатиях. Их он и определил как формальные и неформальные организации.
Под официальной или формальной организацией понимают такую организацию, существование которой, а также ее деятельность и цели точно зафиксированы и прописаны
Они регулируются с помощью положений и норм официальных документов. Образование таких организаций будет взаимосвязано с направленным созданием стандартных статусных ролей и позиций, обезличенных по своей природе, а также связей, функций, процедур и целей путем их закрепления в юридических документах. Эти данные не имеют отношения к индивидуальным человеческим характеристикам. Подобная формализация будет также означать подчинение собственной воли участников организации определенному обезличенному порядку. Однако данная форма регулирования любой долговременной совместной деятельности большого количества людей является неизбежной.
Формализация не способна охватить все организационные отношения, и вместе с ее официальной частью существует и неофициальная или неформальная.
Неформальная организация является другим видом организации, который представлен системой межличностных отношений, складывающихся стихийным образом.
Эти взаимоотношения появляются в процессе длительного общения, личностного взаимодействия сотрудников организации. Неформальная организационная структура является результатом избирательных взаимоотношений в коллективе, существующих взаимных антипатий и симпатий работников. Такие отношения направлены на то, чтобы удовлетворить социальную потребность сотрудников в непосредственном общении, принадлежности к группе, признании. Такую организацию можно определить как систему связей, целей, норм и функций, которая складывается спонтанно в официальной организации на основе существующей межличностной избирательности участников отношений. Неформальная структура способна соответствовать формальной, однако может и вступать с ней в противоречия. Когда безличные официальные отношения и межличностные неофициальные дополняют друг друга, повышается уровень сплоченности в организации, а ее деятельность становится эффективнее. Если данные структуры рассогласованы, то отношения внутри организации становятся разобщенными, а уровень результативности понижается.
Типы формальных организаций
Амитай Этциони, американский социолог, родившийся в 1929 году, выделял три основных типа формальных организаций, которые отличаются в зависимости от мотивации людей, которые в них вступают.
Утилитарные организации | Нормативные организации | Принудительные организации |
---|---|---|
В данных организациях люди получают оплату за свой труд. Практически каждый человек, который работает ради заработной платы будет принадлежать к утилитарной организации, т.к. в бизнесе есть возможность как создать прибыль для собственников, так и зарплату для наемных работников. Люди вступают в подобную организацию по своей воле индивидуально, однако понятно, что большая часть людей поступают таким образом, потому что им нужны средства для существования. | В подобные организации люди вступают не ради того, чтобы заработать, а ради какой-либо цели, которую они считают общественно-полезной и морально-достойной. К данной категории относятся различные общественные, религиозные организации и партии. | В такие организации человек не вступает по своей воле – человека заставляют вступить в этот вид организации против его воли, не считаясь с его желаниями. К данному виду организаций относятся психиатрические больницы и тюрьмы. |
Несмотря на типологическую разницу всех вышеназванных организаций, любая из них может попадать под каждую из перечисленных категорий. К примеру, психиатрическая больница – это принудительная организация для пациента, однако она является утилитарной для психиатра, а для человека, который работает в ней волонтером в свободное время и помогающего больным по доброй воле – она нормативная.
В чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций
Правильные ответы выделены курсивом и +
1. Управление – это:
+ процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
— эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
2. Менеджмент – это:
— процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
+ эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
3. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:
4. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:
5. Кто автор этих слов: «Управление – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым дешевым и наилучшим способом»?
6. Какие бывают виды разделения труда менеджеров?
7. Сколько существует иерархических уровней менеджмента?
8. Кто относится к среднему уровню менеджеров?
9. Функции менеджмента бывают:
— правильного ответа нет.
10. Выберите правильные функции менеджмента:
Тесты по менеджменту с ответами 2-ой вариант
1. Планирование – это:
+ управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;
— перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
— обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.
2. Сформулируйте задачи планирования:
+ перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
— обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.
— создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.
3. По форме планирование бывает:
4. Необходимость планирования заключается в определении:
+ конечных и промежуточных целей;
+ задач, решение которых необходимо для достижения целей;
+ средств и способов решения задач;
— правильного ответа нет.
5. При какой форме планирования осуществляется выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет?
6. При какой форме планирования осуществляется определение целей деятельности на срок больше 5 лет:
7. Организация – это:
— процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
+ это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
8. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:
9. Выберите основные принципы организации менеджмента:
10. Функции административно-оперативного управления:
+ определение структуры предприятий;
— периодическое или непрерывное сравнение;
Тесты по менеджменту 3-ий вариант
1. Регулирование – это:
+ управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;
— процесс выработки корректируемых мер и реализации принятых технологий;
2. Принципы регулирования:
3. Задача регулирования:
— обновление планируемых заданий;
+ обеспечение своевременного эффективного достижения организацией своих целей;
— корректировка результатов деятельности;
4. Виды регулирования:
5. При каком виде регулирования проблема рассматривается как потенциальная возможность:
6. Назовите этапы регулирования:
+ информационная подготовка для принятия решений;
+ разработка и принятие решений;
— определение структуры предприятия.
7. Дайте правильное определение функции координации:
+ управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы рабочих подразделений;
— управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;
— это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
8. Назовите функции менеджмента:
9. Тип власти, который может использовать менеджер:
10. Влияние – это:
+ поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение другого человека;
— волевое отношение между людьми, основанное на силе;
— убеждение человека в чем-либо.
Тесты по теория менеджмента тесты с ответами вариант 4
1. Назовите форму влияния, которая может побудить человека к более тесному сотрудничеству:
+ участие сотрудников в управлении.
2. Задачи контроля:
— сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности;
+ оценка состояния и значимости полученных результатов;
— разработка и принятие решений.
3. Анализ – это:
+ это управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мер по устранению выявленных недостатков;
— управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;
— это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
4. Кто является продолжателем теоретической работы Тейлора о менеджменте:
5. Назовите психологические методы управления:
+ метод профессионального отбора;
— метод социального нормирования;
+ метод гуманизации труда.
6. Какие приемы используются при психологических методах управления?
7. Назовите социальные методы управления:
— метод профессионального отбора;
+метод социального нормирования;
— метод гуманизации труда.
8. Управление – это:
— эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
+ процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
9. Назовите этапы регулирования:
— определение структуры предприятия;
+ информационная подготовка для принятия решений;
+ разработка и принятие решений;
10. Социальные методы управления:
— метод управления группами;
— метод ролевых изменений;
— метод управления групповыми явлениями;
Итоговое тестирование по менеджменту с ответами:
1 Тест. Что такое менеджмент?
1. Разновидность науки управления.
2. Группа руководителей.
3. Разновидность управленческой деятельности.
4. Это отношение, складывается в процессе управленческой деятельности.
+ 5. Совокупность принципов, методов, форм и средств управления, особый вид деятельности, связанный с руководством людьми, умелым использованием их труда и знаний.
2. Задачами менеджмента являются:
+ 4. Поддержание устойчивости фирмы и всех ее элементов и ее развитие.
5. Контроль результатов деятельности и внесение коррективов.
3. Функции менеджмента – это …
1. Виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование управленческого влияния.
+ 2. Отдельные виды управленческой деятельности, которые увеличивают эффективность руководства.
3. Отдельные управленческие процессы, направленные на увеличение продуктивности труда подчиненных.
Тест № 4. Функции менеджмента
1. Инновационный менеджмент.
2. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.
+ 3. Организация, планирование, контроль, мотивация.
4. Перевод фирмы в качественно новое состояние.
5. Тест. Процесс менеджменту – это …
1. Последовательное выполнение функций менеджмента, конкретно: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.
2. Последовательность определенных оконченных этапов, выполнение которых способствует обеспечению: управленческого влияния руководящей системы на руководимую для достижения целей организации.
3. Последовательное выполнение функций и методов менеджмента.
+ 4. Правильные ответы 1 и 3.
6. Выберите понятие, относящиеся к принципам менеджмента.
+ 1. Единоначалия и коллегиальность.
7. Среди условий, что перечислены ниже, выберите такие, которые определяют успех организации.
1. Наличие формальных и неформальных организаций.
2. Выход на внешний рынок.
3. Способность к выживанию, результативности, практической реализации.
+ 4. Наличие современных технологий.
8. В чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций.
1. В количестве членов организаций.
2. В контактах с внешней средой.
+ 3. В способе возникновения.
4. В связях между членами организации.
9. Организация – это:
1. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами.
+ 2. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами, имеют общее руководство и общие цели.
3. Группа людей, деятельность которых сознательно, направленно или спонтанно координируется для достижения определенной цели.
4. Группа лиц, которые имеют общее руководство.
10. Какие из нижеприведенных понятий относятся к целям по содержанию.
11. Выберите правильные ответы:
А – процесс установления пропорций и согласование действий в системе управления.
Б – процесс приобщения рабочих до высокопроизводительности труда.
В – процесс формирования структуры управления и создания определенного порядка в работе.
Г – система наблюдения и проверки функционирования предприятия.
12. Функция организации базируется на таких категориях:
1. Полномочие, ответственность, стимулирование, делегирование.
2. Полномочие, ответственность.
+ 3. Полномочие, ответственность, делегирование.
13. Полномочия – это:
+ 1. Возложена на должностное лицо обязанность выполнять постановленные задания и обеспечивать их позитивное решение.
2. Ограниченное право использовать ресурсы предупреждения и направлять усилия подчиненных на выполнения задания.
3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
14. Ответственность – это:
1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.
+ 2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.
3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
15. Делегирование – это:
1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.
2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.
+ 3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
17. Управленческое решение это:
1. Формы влияния на исполнителей.
2. Организационный инструмент в руках работников управления.
+ 3. Творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения.
18. Дайте определение понятий:
А – поведение руководителя, что меняет отношение подчиненных к нему.
Б – способность вести за собой.
В – способность и возможность менеджера влиять на деятельность и поведение рабочих.
Г – общепринятые повторяющиеся социальные действия, что становятся обычными.
1 – В; 2 – А; 3 – Ь; 4 – Г.
Тест № 19. Какие качества должны быть присущи менеджеру?
1. Знание по специальности.
+ 2. Практичность ума.
4. Любовь к чтению художественной литературы.
20. Что Вы понимаете под словом «группа».
1. Количество людей, едущих в одном автобусе.
2. Личности, имеющие одинаковые наклонности к какому-то процессу.
+ 3. Две и больше личности, что взаимодействуют одна с одной.
4. Четко определенное количество людей.
21. Кто такой формальный лидер:
1. Один из членов группы, что владеет силой личного влияния на других.
+ 2. Руководитель коллектива, который пользуется данной ему служебной властью.
3. Целеустремленный менеджер.
4. Главный специалист.
22. Группы работников делят на такие категории:
+ 1. Формальные и неформальные.
2. Простые и сложные.
3. Открытые и закрытые.
23. Отметьте какие из нижеперечисленных предложений не являются признаками коллектива.
1. Наличие непосредственных производственных связей.
+ 2. Наличие высокой активности.
3. Психологический климат.
4. Общность целей и задач.
24. Назовите причины конфликтов:
1. Психологическая совместимость
+ 3. Режимы труда и отдыха.
25. Путь разрешения конфликтов:
3. Поездка на природу.
4. Гласное обсуждение.
26. Стресс – это:
1. Перегрузка нервной системы.
+ 3. Вегетативно-психологическое состояние.
4. Увольнение с работы.
27. Руководитель авторитарного стиля руководства:
+ 1. Много работает, требует этого от других.
2. Много работаем сам.
3. Делится властью с подчиненными.
4. Ценить подчиненных.
1. Не терпит критики.
2. Ждет указаний сверху.
3. Избегает конфликтов.
+ 4. Коллегиально решает проблемы коллектива.
29. Технология принятия управленческих решений в порядке их разрешения.
30. Что относится к методам принятия управленческих решений:
Формальные и неформальные организации, их характеристика
Человек нуждается в общении с себе подобными. Во многих случаях его контакты с другими людьми бывают незначительными и кратковременными. Однако если двое и более людей проводят достаточно много времени в общении друг с другом, они начинают психологически осознавать то, что о них думают, что от них ждут другие. Это заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений.
Социальная организация состоит из отдельных людей или групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Однако создание организаций может происходить по заранее спланированной схеме или спонтанно. Исходя из этого, следует различать формальные и неформальные организации.
Формальные организации создает руководство, когда осуществляет разделение труда по горизонтали и по вертикали для организации производственного или торгового процесса. Их основными функциями являются выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.
Эффективность деятельности формальных организаций зависит от размера и состава формальных групп, групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса и функциональных ролей членов групп. Эффективной считается та группа, размер которой соответствует ее задачам, и в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, при этом групповые нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, преобладает здоровый уровень конфликтности, и имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации (достижение общих целей, вознаграждение, престиж и т.д.). У людей также имеются причины для вступления в неформальные группы, но они часто не осознают их.
Неформальные организации это спонтанно образованные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Причем в крупной организации существует не одна, а несколько неформальных организаций.
У неформальных организаций много общего с формальными, в которые они оказываются как бы вписанными. Они в некотором роде организованы также как и формальные организации, т.е. имеют иерархию и лидеров.
Лидеры неформальных организаций добиваются власти и применяют средства воздействия к членам группы также как и лидеры формальных организаций. Различие заключается в том, что лидеры формальных организаций имеют поддержку в виде делегированных им полномочий и действуют в рамках отведенной им конкретной функциональной области. Опорой неформальных лидеров является признание их группами. В своих действиях они делают ставку на людей и их взаимоотношения. Неформальный лидер выполняет две основные функции: помощь группе в достижении целей и поддержку ее существования, а также социальное воздействие. Иногда эти функции выполняют разные люди – два лидера.
В неформальных организациях также имеются правила или нормы поведения, но неписаные. Однако, если формальная организация, ее структура и тип строятся руководством сознательно, по заранее продуманному правилу, то структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.
Существует несколько причин вступления людей в неформальные организации:
потребность в чувстве принадлежности в данной организации;
помощь, которую получают работники от неформальных организаций и которую они не получают от непосредственных руководителей – менеджеров;
защита прав работников;
потребность людей в общении (недостаток в информировании, преднамеренное скрытие информации со стороны руководителей);
взаимные симпатии людей.
Таким образом, люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, помощь, защиту и общение.
Неформальные организации создают ряд проблем: снижение эффективности деятельности предприятия; распространение ложных слухов; сопротивление прогрессивным переменам. В то же время, если групповые нормы превосходят официально установленные, неформальные организации могут принести пользу (преданность предприятию, высокий дух коллективизма и более высокая производительность труда).
Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Важно, чтобы руководители понимали, что неформальные группы взаимодействуют с формальными.
Одной из самых больших трудностей, мешающих эффективному управлению неформальными группами, является изначально невысокое мнение менеджеров о них. Некоторые руководители считают, что само возникновение неформальной организации – результат неэффективного управления. Но это не так. Неформальные группы есть в любой организации. Это так же естественно, как и желание друзей дружить, общаться, взаимодействовать.
На эффективность формальной организации оказывают сильное влияние следующие характеристики неформальных организаций:
социальный контроль – установление и укрепление норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения (одежда, приемлемые виды работы, поведение). Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказывать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он может также повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений;
сопротивление переменам – будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений;
неформальные лидеры имеют две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми.
Некоторые неформальные группы могут вести себя непродуктивно (распространять ложные слухи, сдерживать необходимую модернизацию производства и т.д.). Поэтому одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению неформальными группами – это изначально невысокое мнение о них руководителей. Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают потенциальные выгоды. В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникает другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.
Неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей. Для этого руководителям необходимо:
1. Признать существование неформальной организации, работать с ней и не угрожать ее существованию;
2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. Знать, кто является лидером неформальной группы, и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации;
3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, необходимо просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию;
4. Разрешить неформальной группе участвовать в принятии решений, чтобы ослабить сопротивление переменам с ее стороны;
5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым препятствовать распространению слухов.
Коллектив для менеджера – это главная опора, поэтому нормальная организация работы коллектива является его актуальной задачей. В соответствии с теорией системного подхода организацию работы коллектива можно считать удовлетворительной, если ее результат больше суммы результатов членов коллектива.
Для создания работоспособного, организованного формального коллектива с нормальным морально-психологическим климатом следует проводить социологические и психологические исследования.
Существенное значение для деятельности предприятия имеют полномочия трудовых коллективов, которые определены КЗоТом РФ. Их перечень дифференцируется на две группы в зависимости от формы собственности предприятия.