в чем состоит объективная значимость гуманитарного знания

1.2. Роль гуманитарного знания в подготовке специалиста

1.2. Роль гуманитарного знания в подготовке специалиста

Обучаясь в высшем учебном заведении, студент готовится к овладению избранной им специальностью. Он изучает множество специальных предметов. Процесс познания носит логический, умопостигаемый характер: такова специфика научного познания. Работает только одно полушарие головного мозга, «заведующее» рациональным мышлением. Другое полушарие «спит». И мы довольствуемся этим однополушарным освоением мира, полагая, что это и есть высший уровень познания. К такому рационалистическому мировосприятию привело развитие науки Нового времени, когда были сделаны фундаментальные открытия в естествознании и человечество решило, что наука логическим путем может постичь все.

Но оказалось, что для построения современной картины мира рационального знания недостаточно. Учение В.И. Вернадского о ноосфере доказало, что «сознание человечества становится той «силой», тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс». Значит, изучение природных процессов требует изучения сознания, которое исследуют психология, философия, педагогика, культурология и другие гуманитарные науки. А.Л. Чижевский обосновал гипотезу универсальности явлений цикличности всех земных и космических процессов. В земных процессах человеческая деятельность занимает не меньше места, чем собственно природные явления. И познать цикличность происходящих процессов, изучая только природу, – нельзя.

Открытие принципа эволюции как динамического состояния неравновесных (открытых) систем сделало очевидным, что естественно-научные знания, кроме постижения природы, дают знания и о человеке: открывая законы природы, они открывают и сущность человека, ибо природная, духовная, физическая, социальная системы при всем своем различии обладают общностью – общностью ритма, гармонии, структуры и т. д. Эта общность основана не на подобии сходства, а на подобии родства. Поэтому развитие Галактики, ритм и структура ее бытия подобны ритму и структуре растительного мира, мира техники, микромира, мира человека (теория И. Пригожина).

К этим идеям через глубинное исследование особенностей и законов изучаемых ими объектов пришли многие ученые-естествоиспытатели – физики, кибернетики, математики. И именно они стали утверждать необходимость гуманистической нацеленности в постижении мира. Без понимания человека, особенностей его сознания, творимой им культуры невозможно познание мира, построение современной картины мира.

Это оценка важности гуманитарных знаний с высот науки. Но они необходимы при изучении наук, овладении любой специальностью в процессе познавательной деятельности.

В процессе познания чувственное и рациональное знание взаимосвязаны. Но роль чувственного познания недооценивается, в то время как непосредственное чувственное познание мира – ощущения, восприятия, представления, дающие возможность созерцания, наблюдения, сравнения при изучении объектов, – так же важно, как и познание рациональное. Биология, археология, этнография, физика, физиология и другие науки широко используют эти методы.

Созерцание дает возможность проникнуть непосредственно в суть явлений иногда даже глубже, чем логическим путем. Оно создает целостное восприятие природы, каждого изучаемого объекта. Целостное видение, даваемое созерцанием, рождает образ более полный, чем тот, который формирует рациональное познание.

Наблюдение – метод, необходимый в работе психолога, врача, педагога, космонавта. Так же важен и метод сравнения. И вообще чувственный опыт – исходная основа познавательного процесса. И у него есть огромные преимущества.

Приобщение к культуре, особенно к искусству, стимулирует эмоционально-чувственное постижение мира, образное мышление, развивает воображение, фантазию, эстетическое чувство, необходимые в научном познании, в работе конструктора и других формах творческой деятельности. Особенно важно эстетическое чувство красоты; красота – важнейший критерий совершенства человеческой деятельности.

Поль Дирак – один из создателей квантовой механики – утверждал, что красота становится самым надежным показателем истинности научной теории. Норберт Виннер отстаивал понятие «эстетика математического творчества», мотивируя это познавательными функциями математики, своими методами создающей более совершенное представление о мире.

Осознавая значимость эстетического чувства в научной деятельности, многие ученые обращались к искусству – кладезю прекрасного. В.И. Вернадский черпал творческое вдохновение в произведениях великих мастеров искусства. Альберт Эйнштейн говорил об огромном влиянии на его научную работу Ф.М. Достоевского («Достоевский дал мне больше, чем Гаусс»). Выдающиеся советские ученые – А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, Н.Н. Семенов, в жизни которых искусство играло огромную роль, считали, что развитие ученого возможно только при наличии у него широкого культурного кругозора.

У истоков нового знания обычно стоит нечто «неточное», ощущение недостаточности имеющихся знаний, неудовлетворенность полученными результатами и т. д. Именно ощущение, еще ничем не доказанное, и становится стимулом к поиску нового знания.

Первый шаг в науке всегда интуитивен. Интуиция – это знание, возникающее без осознания путей и способов его получения, без обоснования с помощью доказательств. Это чувственное знание, опосредованное опытом духовной и профессиональной деятельности человека.

Интуицию развивают культура, гуманитарные знания, искусство. На следующем этапе познания произойдет логическое осмысление этого почувствованного, угаданного, но вначале – интуиция.

Давно существует такой метод познания, как моделирование.

По мере того как наука все глубже проникает в природу и все больше стремится исследовать объекты, недоступные для непосредственного изучения или в силу их отдаленности от нашей планеты, или из-за кратковременности, или, наоборот, длительности их существования, объекты слишком малые по своим размерам (микрочастицы) или слишком большие (космические тела), метод моделирования становится одним из важнейших в научном познании.

Модель, т. е. идеальный или материальный объект, заменяющий исследуемый оригинал, угадывается, конструируется, создается ученым исходя из его представления о том, каким может быть этот объект. Модели необязательно соответствуют действительности. Если модель достаточно точно угадана, получаются более или менее точные результаты.

Основные законы Ньютона были именно угаданы, они ниоткуда не выводились, а потом на них на основе формальной логики была построена вся механика.

Модель во многом зависит от индивидуальности самого ученого, его культуры, развитости у него воображения, фантазии.

«Как психологический фактор фантазия есть нечто родственное, близкое воображению. С логической же стороны она близка к догадке, к гипотезе. В том и другом смысле фантазия играет весьма существенную роль во всяком научном открытии и вообще в любом научном творчестве, особенно когда речь идет о создании общей теории, о выдвижении широкой гипотезы, о выработке научной системы знаний или об открытии нового фундаментального закона природы», – утверждал известный ученый академик Б.М. Кедров [4, с. 308].

Но воображение нужно не только в научном творчестве, не только ученым. Современное производство, основанное на применении гибких технологий, требует продуктивного воображения – способности предугадать назревающие изменения в рутинном процессе, соотнести неизбежные технические изменения с возникнувшими вследствие этого результатами, а сами результаты – с потребностями общества [10, с. 62].

Гуманитарные науки в отличие от естественных, точных – науки неточные, т. е. имеющие и допускающие разные решения, и особенно искусство, само восприятие которого предполагает сотворчество, развивая воображение, фантазию, творческий потенциал, оказываются необходимыми и в процессе обучения, в научной деятельности, и в работе на производстве.

Изучение истории и теории культуры, приобщение к искусству способствуют формированию свободного, раскованного мышления, активизирует творческие способности, формирует гуманистические воззрения. Это необходимо во всех сферах человеческой деятельности, требующей творческого подхода.

Известный кинорежиссер С. Ростоцкий, создавший фильмы «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное Ухо» и др., был учеником выдающегося кинорежиссера и теоретика искусства СМ. Эйзенштейна. По заданию мэтра студент должен был прочитать все произведения Э. Золя, «Человеческую комедию» О. Бальзака, изучить творчество французских импрессионистов, слушать музыку Равеля, Дебюсси. Знакомство с русской классической литературой было обязательным и тщательно проверялось. «Нет, меньше всего Эйзенштейн занимался со мной режиссурой, – вспоминает Ростоцкий. – Он просто готовил меня к будущему, заряжая знанием литературы и искусства, пониманием законов любого творческого труда» [5]. Но такие знания нужны не только людям искусства, а всем, чей труд носит творческий характер.

К пониманию необходимости широкого гуманитарного образования для представителей естественных и технических профессий пришли ученые многих отраслей знания.

«Огромное преимущество гуманитарных наук… в том, что в них в гораздо большей степени, чем в естественных, содержится нравственное начало. Нельзя, например, изучать отечественную историю и не отвечать на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Так что будущим механикам, физикам, химикам, биологам полезно давать гуманитарные знания. И это полезно не только для воспитания нравственности (нравственное начало в среде научных работников сейчас сильно ослаблено). Оказывается, сами гуманитарные знания помогают «естественникам» эффективнее работать. Опыт первоклассных американских университетов и таких крупных институтов, как Массачусетский технологический, показал, что инженеров, физиков и т. д. обязательно нужно учить гуманитарным дисциплинам. На каждом курсе студент сдает тот или иной гуманитарный предмет… Человек, который изучил такие, казалось бы, необязательные курсы, как «Французская готика» или «Лев Толстой и русское общество конца XIX века», тренирует то полушарие, которое у представителей точных наук обычно атрофируется. В результате логическое полушарие начинает работать лучше» [6]. Эти слова принадлежат академику Б.В. Раушенбаху – ученому в области механики, теории горения, управления ориентацией космических летательных аппаратов, искусствоведения (большое место в его научных изысканиях заняло исследование русской иконописи).

Понимая огромное значение общекультурной подготовки в достижении высокого профессионализма, высшие учебные заведения развитых стран ввели обязательный для учебных студенческих планов индекс: 15–17 %. Это значит, что в таком объеме к общему числу учебных дисциплин студент любой специальности должен изучить по выбору курс по искусству и художественной культуре.

Небольшой американский университет Хофстра, готовящий специалистов во многих сферах деятельности, имеет полностью автоматизированную библиотеку, музей, шесть выставочных залов, семь театральных площадок, древесный питомник с коллекцией растений (он создает условия для работы и воспитывает чувство красоты). В год в этом учебном заведении проводится до 500 культурных мероприятий. Все вместе способствует решению главной задачи – подготовке специалистов высшей квалификации. «В наших стенах, – утверждает президент университета Джеймс Шуарт, – не только готовят специалистов высшей квалификации, но и формируют их интеллект, кругозор, духовность. На мой взгляд, без этих качеств ни один настоящий специалист не состоится» [7, с. 13].

Такого же мнения придерживаются и наши ученые: необходимость широкого гуманитарного образования в становлении личности специалиста осознается всеми.

«Жизненно необходимо другое, более целостное образование: слишком недостаточно только профессионального образования. Универсальное образование невозможно без рефлексии, т. е. самосознания, поскольку ставит целью не прикладные качества современного научного знания, а его общекультурную, общечеловеческую ценность. Это и определяет его гуманитарную направленность в самом высоком понимании слова «гуманитарный»», – считает президент Российского государственного гуманитарного университета профессор Ю. Афанасьев [8, с. 16].

«Мне кажется чрезвычайно важной безотлагательная выработка концепции гуманитарной составляющей образования, в первую очередь, истории культуры и философии… Гуманитаризация, основной задачей которой является целенаправленное воспитание бережного и одновременно взыскующего отношения к накопленным духовным богатствам, глубокого уважения к их создателям, крайне необходима. Особенно если мы хотим называться цивилизованным обществом», – утверждает профессор факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ [9, с. 15].

«Новые коммерческие структуры, как крупные, так и небольшие, сознают, что широко образованный, способный к нестандартным решениям и быстрой переквалификации человек – для них весьма ценное приобретение» – таково мнение экономистов [9, с. 12].

В условиях технических и технологических перемен переквалификация – еще одна из новых проблем, стоящих перед человеком, получающим высшее образование. И не только перед ним: это проблема любого специалиста.

Современный человек оказался в условиях, качественно отличающихся от тех, в которых жили предыдущие поколения. Прежде, когда процесс развития производства протекал в ином, чем сейчас, темпе, новые поколения людей оказывались в условиях, сходных с теми, в которых жили предыдущие. Обретенной профессии человеку хватало до конца жизни. И, работая по своей специальности, он только совершенствовал свое мастерство и наращивал умение.

Теперь, когда в передовых отраслях производства происходит быстрая смена техники и технологий (за очень короткий период может смениться несколько их поколений), изменение рода деятельности и профессий становится неизбежным. При узкой специализации переход к новым формам деятельности, обретение новых профессий очень затруднены.

Как показал мировой опыт, широкая гуманитарная подготовка, предполагающая усвоение основных знаний, составляющих фундаментальную базу развития культуры, способствует формированию личности восприимчивой, с раскованным мышлением, развитым воображением, что облегчает и помогает восприятию нового, обретению иного, чем установившееся и привычное, видения мира. Такое образование лучше всего готовит человека к универсальной деятельности, которая ожидает его в быстро меняющемся мире. Гуманитарное образование создает ту основу, которая позволяет человеку за три-четыре месяца пройти переподготовку, необходимую для переквалификации.

Но и этим не исчерпывается необходимость приобщения к культуре и культурологического образования.

Высшее образование дает человеку знания. Но знания сами по себе, лишенные нравственного начала, могут быть использованы (и используются) во вред людям. Антигуманистический характер интерпретации и реализации знаний, отсутствие таковых представляют серьезную угрозу человечеству. Особенно опасно отсутствие необходимых знаний и нравственных принципов у людей, наделенных властью. Но не только у них. Опасность представляет отсутствие моральных принципов у любого профессионала, использующего знания только в своих утилитарно-практических целях, не наделенного чувством ответственности за свои действия [10, с. 36–38].

Вот почему нельзя согласиться с тенденцией к узкой специализации, характерной для современного производства и науки: студент получает знания, но у него не формируется ответственность за реализацию этих знаний, не развивается эмоциональная культура, необходимая в процессе производственной и научной деятельности.

Речь идет не о противопоставлении гуманитарного знания естественно-научному и техническому по их большей или меньшей значимости. У каждой науки есть свой, специфический предмет, и ни одна из них не поглощается другой. Но нельзя не учитывать, что гуманитарные науки оказывают самое непосредственное влияние на науки точные, так же как науки точные влияют на гуманитарные.

Представителям гуманитарных наук и специальностей нужны естественно-научные знания. Гуманитарию необходимо знание математики, физики, а физику – знание литературы и истории: мир един, и только усилиями всех наук можно его постичь.

«Обнаруживается, – пишет Д.С. Лихачев, – основополагающая закономерность, показывающая, что точные науки не могут развиваться без динамического развития гуманитарных наук. Ибо именно гуманитарные науки обеспечивают должный уровень интеллигентности ученых, занятых в любых сферах деятельности, а в целом это еще объясняется и тем, что гуманитарные науки тесно связаны с исследованием сложнейшего в мире «механизма» – человеческой души» [11, с. 18].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ Современное сознание прочно связало достижения научной теории с изобретениями в области техники, a технический прогресс — с прогрессом общественно-историческим. В наше время наука не только определяет промышленный прогресс, но и само развитие

V. Знания первой необходимости

V. Знания первой необходимости В незнакомой стране даже простейшие повседневные вещи могут вызвать серьезные трудности. Какими монетами нужно расплачиваться за еду? Как здороваться с людьми? Как вести себя за столом? Как сказать, который час? В традиционных учебниках

2.5. Пятый вектор эволюции: гипотеза техно-гуманитарного баланса

2.5. Пятый вектор эволюции: гипотеза техно-гуманитарного баланса Первая функция, которую выполняла… мораль в истории человечества, состояла в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между вооруженностью и врожденным запретом убийства. К. Лоренц История – это

Глава 1 Культура – необходимое условие становления человека и специалиста

Глава 1 Культура – необходимое условие становления человека и специалиста Перед нами встает насущная конкретная задача – реформа системы образования, и в первую очередь высшего, которое из узкодисциплинарного должно стать трансдисциплинарным. Университетам надлежит

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее

Глава 7 НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

Глава 7 НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В предыдущей главе мы упоминали технические приемы, которыми пользовались ремесленники и крестьяне в Древней Индии. Успехи, достигнутые в этих областях, даже если они были значительнее, чем аналогичные достижения на древнем Ближнем Востоке,

Языковая составляющая гуманитарного образования

Языковая составляющая гуманитарного образования Процессы, происходящие в современном мировом сообществе, принципиально изменили взгляд на роль и место образования в нем. Одной из наиболее значимых тенденций развития отечественного образования стала его

2.1. Библиотечная профессиология в разработке нравственной модели специалиста

2.1. Библиотечная профессиология в разработке нравственной модели специалиста Термин «библиотечная профессиология» применяется в специальной литературе уже много лет. Но и сегодня это понятие не имеет четкого определения. Связанные с ним понятия: «профессиограмма»,

Значение гуманитарного знания

Значение гуманитарного знания Много лет назад я по заданию Министерства образования был направлен в Японию, чтобы изучить учебные планы Института дорожного строительства. В то время я заведовал кафедрой культурологии в институте, который готовил инженеров,

Э. М. Спирова. Специфика гуманитарного мышления

Э. М. Спирова. Специфика гуманитарного мышления Три модели знания В современной философии заметен весьма продуктивный процесс рефлексии над идеалом науки. Этот эталон уже не рассматривается как единственный, поскольку рождаются типологически различные представления

Три модели знания

Три модели знания В современной философии заметен весьма продуктивный процесс рефлексии над идеалом науки. Этот эталон уже не рассматривается как единственный, поскольку рождаются типологически различные представления о специфике научного знания. Так, В. М. Розин

Л. В. Скворцов. Самость (self) как проблема гуманитарного знания

Л. В. Скворцов. Самость (self) как проблема гуманитарного знания Гуманитарное знание в широком смысле этого слова – это знание о человеке. Исторически, однако, гуманитарное знание превращается в определение состояния и качеств, делающих человека субъектом цивилизационной

Источник

Статья «Гуманитарные знания: инновационность и преемственность»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Гуманитарные знания: инновационность и преемственность

Сложившаяся социальная ситуация общества, требует от образования переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в реальной жизни обучающихся и выпускников школы, в становлении их не только профессиональной карьеры, но и их внутренних устремлений, смыслов, потребностей. Современная педагогическая практика все чаще сталкивается с проблемами отчужденности учеников от образования. Учащиеся оказываются за «бортом» учебного процесса и понимания роли образования и значения учения в своей жизни. Как педагогу не вторгаясь в субъективные составляющие личности ученика, направить его сознание на понимание и осмысление своих действий, поступков, мотивов в образовательном процессе.

В теории и практике отечественного образования происходит переход от предметоцентрированной парадигмы к гуманитарной. Основным образовательным ориентиром становится личность, ее собственно «человеческие» качества, целостность образования, основанном на изучении субъективных способов усвоения (освоения) культуры. Но соответственно должен меняться и сам педагог, по отношению к ученику, образовательному процессу, содержанию и подаче учебного материала. Современный педагог не может не быть диалогичным, толерантным, понимающим, имеющим набором гуманитарных компетентностей.

Освоение образовательной среды, являющейся презентацией культуры образуемому субъекту, предполагает его обязательное включение в диалог с носителями (авторами) соответствующих культурных фактов. Благодаря этому происходит понимание и присвоение культуры в индивидуальной форме личностных черт, формирующихся у образуемого субъекта, т.е. образование. Образовательное событие, могущее возникнуть вследствие встречи субъекта с культурным фактом и последующим его обозначением, является следствием коммуникационного акта. Образовательное событие невозможно без взаимодействия, оно коммуникативно по природе и предполагает возникновение изменений в субъекте на уровне личностной регуляции его жизнедеятельности (Шендрик И.Г.).

А как можно осваивать другую культуру? Это можно делать только диалогически. Гуманитарное образование в таком понимании есть образование целостное, собственно-человеческое, индивидуально-личностное, авторское, смыслотворческое, диалогическое. Это в свою очередь запрашивает такие действия как диалог, понимание, поиск смысла.

В основном все предметы в учебном процессе передают знания, мало заботясь не только о развитии внутренних качествах личности, но и о том значимы ли они для субъекта образования. Самое главное для большинства современных педагогов это передача знаний, навыков и тех умений, которые приобретаются во время образовательного процесса, мало заботясь о понимании, и «проживании» личностью полученных знаний. Как поддержать внутренний мир ребенка? Какова роль школьного предмета в его жизни? Какова роль личности педагога в сознании младшего школьника? И способен ли современный педагог «достучаться» и понять внутренний мир ребенка? Все это позволило взглянуть на весь образовательных процесс с гуманитарных позиций, где знания приобретают другое значение.

Основу содержания гуманитарного образования составляет гуманитарное знание, это «живое знание» (В.П. Зинченко), которое рождается «здесь и теперь». Это «становящиеся» знание (М.К. Мамардашвили). Как пишет Ю.В. Сенько, «чтобы знания о другом, будь то человек или безгласная вещь, стало гуманитарным, оно должно обрести – личностный смысл». Любое знание будет считаться «безличным» до тех пор, пока оно не будет включено в систему отношений личности. Размышляя о гуманитарных и «негуманитарных» знаниях Ю.В. Сенько пишет, что теми или иными знания становятся в их отношении к человеку точнее, в отношении человека к знаниям. Чтобы знание о другом, будь то человек или безгласная вещь, стало гуманитарным, оно должно обрести – для меня – личностный смысл. Семенцев В.С. указывает, что гуманитарное знание, содержанием которого является вопрос о ценности и смысле жизни человека, не ограничиваясь совокупностью ценностей, фиксируемых в гуманитрно-научных, художественных и сакральных текстах, бытийствует в в самозамкнутых актах мысли, духовно-душевных движений чувств, настроений и переживаний, проникнуть в которые стороннему наблюдателю невозможно, не воспроизведя в себе личностных качеств носителя невозможно, не воспроизведя в себе личностных качеств носителя этого знания.

Как пишет Л.П. Разбегаева, гуманитарное знание отличается большей степенью замкнутости на человека, оно предполагает анализ мотивов и ценностно-смысловых параметров человеческого бытия. В гуманитарных науках обращение направлено к индивиду, его радости и несчастью, к его привязанностям. Результаты, полученные в этих науках, можно оценить в категориях добра и зла. Предметом гуманитарного знания является человеческий значащий материал. Понятия «смысл» и «ценность» являются предпосылкой для понимания человеческого бытия.

В этом суть гуманитарного образования – в том, что человек образовывает себя.

Таким образом, гуманитарное знание, это знания ценностно-смысловые, пристрастные, осмысленные. Смысл составляет содержательное «ядро» гуманитарного знания.

Категория смысла очень подробно раскрыта в разных исследованиях. В. Франкл называет его, высшей интегрирующей инстанцией личности. К. Левин под смыслом понимал конкретный механизм регуляции различных процессов сознания и поведенческих актов. На эту же регуляторную функцию смысла указывает Д.А. Леонтьев. Смысл – это порождение конечной системы, пытающееся понять бесконечное, – пишет Г.Л. Тульчинский.

Говоря о смысле как специфическом, человеческом механизме регуляции процессов деятельности и сознания, составляющего личностную основу человека, т.е. его смысловую сферу, мы утверждаем, что гуманитарное образование связано с формированием этой личностной сферы. Говоря иначе гуманитарное образование, обязательно должно быть осмысленным. Осмысление – это процесс и результат деятельности – рационально-культурно упорядоченной, когда не только объект познания, но и само знание берутся не сами по себе, а в связи с конкретными целями и задачами.

Итак, осмысленное образование предполагает знание личности о своем отношении к разного рода знаниям.

В структуре понятия смысл исследователи (А.А. Потебня, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев) выделяют: контекстность и интенциональность (направленность на что-то). По В. Дильтею, осмысленность обуславливается местом переживания в контексте жизни как целого. Таким образом, гуманитарное образование будет иметь место там, где исследуется этот самый контекст жизни, как целое и где рассматриваются отношения, как многочисленные связи внутри этого контекста.

Понимая гуманитарное образование, как образование осмысленное, «авторское» (С.В. Белова), мы ставим вопрос об отношении как «предельной единице» гуманитарного знания. Оно является отправной точкой процесса осмысления личностью знаний и собственного образования.

Поэтому на наш взгляд, что бы знания стали значимы для личности, они должны обрести смысл. А смысл они обретут в том случае, если ученик их проживет, прочувствует, поймет и выстроит отношения с предметом, учителем, своей деятельностью. Необходимо учить детей вступать в мир отношений.

Гуманитарные знания включают в себя «гуманитарность» как субъективная составляющая. Основу же самой субъективности как непосредственного самобытия человека составляет его способность «встать в практическое отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Если ученик пришел в школу и включается в работу на уроке, или вообще бездействует, на учителе лежит большая ответственность за его дальнейшее развитие. А поскольку одним из главных «направляющих» на уроке является учитель, как педагог, как старший товарищ, как друг, основная форма работы является – диалог. Диалог между учителем и учеником, диалог между учеником и предметом, темой, работой или не работой на уроке, своим продуктом творчества. Диалог есть единственная форма отношения к человеку – личности, сохраняющаяся его свободу и незавершимость (С.В. Белова).

Все учебные предметы уникальны по своей сути. Так, например, предметы художественно-эстетического цикла, они не могут оцениваться как, например, математика или русский, правильно или не правильно, отлично или удовлетворительно. Эти предметы формируют духовные, личностные, субъективные качества и ценности ученика. Любые его действия на уроке, это способ выразить свой ответ на запрос учителя.

Любая учебная деятельность ученика на уроке, должна быть наполнена смыслами и понимание того, что я делаю. Не важно урок ли это математики или пения, любая деятельность на уроке ученика должна носить личный смысл, мотив, анализ своих поступков и действий на уроке. А формирование такого качества как диалогическое отношение, позволяет наполнять личность с начальной ступени обучения, такими качествами и потребностями как восприятие и анализ своих действий, поиск смысла, избирательность.

Диалогическое отношение является элементом гуманитарного опыта, которое представляет собой направленность на открытое, вопросно-ответное, ценностно-смысловое, сознательное, конструктивное взаимодействие с субъектами познания. Функция диалогического отношения состоит в том, чтобы актуализировать, утверждать, развивать субъективную реальность личности (т.е. систему смыслов). Это можно сделать, лишь вступив в диалог с другой субъективной реальностью. Индивид вступает в этот диалог утвердить свои смыслы, однако в ходе диалога, он обновляет, расширяет, изменяет, некоторые свои смыслы и смотрит на них с новой позиции. Поэтому основное назначение диалога и диалогического отношения развивать субъективную реальность. Диалогическое отношение – активная форма в развитии своей субъективной сферы (система смыслов).

Диалогическое отношение состоит из следующих компонентов: эмоционально-диалогический; когнитивно-диалогический; коммуникативно-диалогический; деятельностно-диалогический; рефлексивно-диалогический.

Что включает в себя субъективная сфера и субъектность вообще? Субъектность – это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность – есть … центральная категория психологии человека (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Субъективность, та категория, которая выражает сущность внутреннего мира человека, это форма бытия человека, личное отношение к чему-либо, свойственное данному лицу (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Как же в образовательном процессе, увидеть эти субъективные составляющие личности (отношения, переживания, смыслы, эмоции, чувства)? Как подчеркивалось выше, мы формируем гуманитарный опыт, а точнее его элемент – диалогическое отношение. Именно диалогическое отношение к учебному предмету включает в себя субъективные составляющие личности, такие как отношения, переживания, мотивы, смыслы, чувства, потребности. Данное диалогическое отношение, учит (направляет) личность ориентироваться в собственной субъективной реальности, осознавать свою образовательную деятельность и искать индивидуальные способы бытия в культуре.

Диалогическое отношение это элемент субъективной реальности. Субъективная реальность же представляет собой внутренний мир человека, то неуловимое и невидимое, что зачастую не осознается человеком. Как же педагогу работать с этим неуловимым, невидимым? С диалогическими отношениями нельзя работать непосредственно, как с предметным материалом. Диалогическое отношение к учебному предмету обнаруживает себя в тексте. Текст – это система знаков. Именно в знаке возможно объективирование субъективной реальности. Знак и знаковые системы подробно описаны в разных исследованиях (Р. Барт, А.А. Брудный, Л.С. Выготский, К. Левистросс, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев, К. Леви-Стросс, Ч. Моррис, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев). Формирование диалогического отношения к изучаемому материалу происходит в процессе работы со знаком – в процессе «кодировки» и «перекодировке» знаков. Знак это объективная сторона текста, а диалог, смысл – субъективная. Чтобы сформировалось диалогическое отношение к учебному предмету необходимо представить ученику такую деятельность, в условиях которой он с одной стороны «субъективирует» учебный материал (делает его своим) и объективирует свои переживания (выражает в знаке). Говоря иначе, общий для всех учебный предмет ученик делает «своим», а свои личные переживания по поводу его изучения фиксирует в объективном, существующем знаке.

Если ученик не проявляет такого отношения к предмету, то данная дисциплина (учебный материал) остается для него безличной информацией. Как только он вступает с этой информацией в «контакт», авторско-адресные отношения, она превращается в текст. Таким образом, именно гуманитарное знание, которое включает в себя смыслы и отношение, способно наполнять личность качествами и потребностями, отражающими субъективное Я. Любая учебная деятельность ученика на уроке, должна быть наполнена смыслами и понимание того, что я делаю.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995 г. – 384с., 88, 173.

Сагатовский В.Н. Ценностные основания гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск, 1992. С. 5.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *