в чем состоит новаторство развития народно сценического танца на сцене

Народно-сценический танец как особый жанр.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Народно-сценический танец как особый жанр.

Происхождение балета уходит своими корнями в существующую издревле народную пляску. В свою очередь, балетное искусство поднимает народную пластику танца на более высокий уровень исполнения, народно-сценический танец становится более технически сложным, виртуозным. В наши дни он имеет полное право существовать, как самостоятельный жанр в современном искусстве, и мы имеем возможность видеть его на профессиональной сцене. Множество самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и развивают дальше народное танцевальное искусство. В 1935 году в марте в Москве был открыт Театр народного творчества, который дал возможность приобщиться к хореографическому искусству и стать танцорами многим представителям широких слоев трудящихся. Осенью 1936 года состоялся первый фестиваль народного танца, показавший все богатство и многообразие танцевального искусства республик страны и способствовавший возникновению профессиональных ансамблей народного танца.

В феврале 1937 года был организован ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева, а в апреле того же года Государственный ансамбль танца УССР, который сейчас носит имя его первого руководителя, замечательного балетмейстера П.П. Вирского. Спустя год в 1938 году была создана танцевальная группа при государственном народном хоре имени М.Е. Пятницкого. Ею более 40 лет руководила прославленный хореограф-фольклорист Т.А. Устинова. В 30-е годы начинают формироваться ансамбли красноармейской песни и пляски. Так в 1935 году был создан Центральный ансамбль песни и пляски Красной Армии. В молодом особом жанре хореографии проявился талант таких замечательных балетмейстеров, настоящих поэтов танцевального искусства, как И.А. Моисеев, Т.А. Устинова, Н.С. Надеждина, П.П. Вирский, Н.Ш. Рамишвили, И.И. Сухашвили.

Игорь Александрович Моисеев (родился 1906 г.), народный артист СССР, бессменный руководитель Ансамбля народного танца. Выпускник Московского хореографического училища, Моисеев начал свой путь танцовщиком, но очень скоро стал заниматься балетмейстерской деятельностью. На сцене Большого и Экспериментального театров им были поставлены совместно с другими балетмейстерами, а затем самостоятельно балеты «Футболист», «Тщетная предосторожность», «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». И. Моисеев ставил и танцы в операх «Кармен», «Демон». Балетмейстерские работы Моисеева отличались особой выразительностью танца, соединяющего в себе классические движения, позы, с элементами народной хореографии и пантомимы. С 1937 года с момента организации Ансамбля народного танца весь свой талант все свои творческие возможности Моисеев отдает работе с этим коллективом. Он обновляет старые танцы, создает новые. Много внимания балетмейстер уделяет изучению хореографического искусства народов страны и народов мира. Более двухсот разнообразных постановок Моисеева были показаны зрителям нашей страны и зарубежом. Балетмейстер ставит не только отдельные танцы, концертные миниатюры, но и фольклорные циклы, танцевальные сюиты, такие как «Партизаны», «Колхозная улица», «Картинки прошлого», «По странам мира». В них своеобразная народная хореография накладывается на академическую основу танца, сливается с ней. Многие композиции Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хореографии.

Павел Павлович Вирский (1905 – 1975 г.г.), организатор, балетмейстер, а затем художественный руководитель Ансамбля народного танца Украины. В своих новаторских поисках и открытиях украинский балетмейстер опирался на традиции национальной танцевальной культуры. Театрализуя украинский танец в своих первых хореографических композициях, которые входили в национальные оперные спектакли «Тарас Бульба», «Золотой обруч», Вирский фактически начинал новую линию создания украинского народно-сценического танца, начинал балетмейстерскую реформу, которая состояла в соединении элементов украинского танцевального фольклора с классическим танцем. В его творчестве народная хореография возвысилась до совершенства классических образов. Новаторство и заслуга Вирского прежде всего в новизне танцевальной формы, изобразительности и обогащении танцевального пластического языка. П. Вирский расширил танцевальные жанры и хореографическую драматургию за счет обращения к народно-песенному материалу, к театру «Вертеп». Так в репертуаре ансамбля появилась навеянная обрядами лирическая картинка «Подоляночка», комедийно-сатирическая хореографическая миниатюра «Ой п iд в i шнею ». Значительным этапом на пути освоения тем украинской классической литературы стала драматическая хореографическая картинка «О чем верба плачет», созданная Павлом Вирским по мотивам поэм Т.Г. Шевченко. Показанная в юбилейные дни 1964 года, эта хореографическая постановка принесла на сцену подлинную глубину поэзии и доказала, что средствами народно-сценического танца можно художественно-полноценно раскрыть идейно-образное содержание большой литературы. Ведущим в творчестве Вирского стал героический жанр. Величественная эпопея национально-освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты отображена в хореографической миниатюре «Запорожцы», созданная балетмейстером в 1957 году. Танцевальная лексика «Мы помним» органично возникла из музыкальных образов В. Мурадели, его песни «Бухенвальдский набат». Современную пластику он насытил народно сценическими красками. Этим он открыл новые возможности для освоения мощной гражданской темы. В творчестве П. Вирского особое место занимали танцы, записанные на народных праздниках в селах. Это «Свадебный танец», записанный на Буковине, украинская кадриль XVIII века «Девятка», шуточный танец «Сапожники». Своеобразие творчества П. Вирского проявилось и в хореографических картинках бытового и комедийного жанров. Таковы композиции «На кукурузном поле», «Ползунец», «Чумаки», «Колхозная полька», «Колхозная свадьба». Работы Вирского стали этапными в развитии народно-сценического танца. П. Вирский создал свой творческий метод подхода к фольклору.

В 1948 году создается ансамбль «Березка». Со дня его основания и до 1979 года бессменным его руководителем и постановщиком всех программ была Надежда Сергеевна Надеждина (1908 – 1979 гг.). Сначала ансамбль состоял из одних девушек, а много лет спустя в него влилась мужская группа. Н.С. Надеждина создала «новый стиль в хореографии, основанный на синтезе танцевального фольклора и школы классического танца», как писала А. Чижова в книге «Танцует «Березка».

Прошло более 40 лет со времени организации первых ансамблей танца. За это время появляются ансамбль танца «Россия», Красноярский ансамбль танца Сибири, ансамбль «Лезгинка» в Грузии, «Алан» в Северной Осетии, «Вайнах» в Чечено-Ингушетии, «Кабардинка», калмыцкий ансамбль «Тюльпан», молдавский «Жок», литовский «Летува», белорусский «Хорошки».

Творчество профессиональных ансамблей народного танца оказывает влияние на развитие классического хореографического искусства, а также обогащает репертуар самодеятельных ансамблей народного танца, которые в своем исполнительстве стремятся к академическому уровню исполнения.

Вопросы сценизации танцевального фольклора.

На сегодняшний день в России функционируют десятки тысяч сценических художественных коллективов разного уровня и направлений, использующих в своей творческой деятельности танцевальный фольклор. Одни в прямом смысле цитируют фольклорные первоисточники, другие, отталкиваясь от них создают свои оригинальные произведения. Г.Ф. Богданов попытался классифицировать все танцевальные коллективы, работающие на русском материале. Подобная схема применительна и к танцевальным коллективам других национальностей. В книге Богданова это выглядит примерно так:

первая группа – этнографические коллективы, представляющие подлинный танцевальный фольклор. Их участники являются непосредственными носителями местных исконных традиций, создателями фольклора;

вторая группа – фольклорные коллективы, участники которых – и пожилые люди и молодежь – могут и не являться непосредственными носителями местных традиций. Однако они исполняют подлинные фольклорные танцы, перенимая их у носителей и создателей фольклора;

третья группа – танцевальные коллективы, опирающиеся в своей творческой работе в основном на реставрационный фольклор, почерпнутый, например, из архивных записей или этнографических воспоминаний старожилов;

четвертая группа – танцевальные коллективы, использующие преимущественно стилизованный фольклор. Их репертуар складывается из разного рода обработок танцев;

пятая группа – коллективы, исполняющие главным образом авторские постановки, создаваемые балетмейстерами в духе и стиле народных танцев.

Радостно видеть в программе многих самодеятельных коллективов танцев, которые исполнялись еще бабушками. Но исполняя их, танцовщику нужно обладать хорошими актерскими способностями, суметь донести образ, существующий в этом танце и сыграть его. Один костюм в этом не поможет. Народное танцевальное творчество сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь хореографии с жизнью с эстетическими требованиями времени общественными идеалами сообщала ей определенные черты.

Существенное место издавна занимала в танце песня. Песня – это летопись народная. Каждое событие в своей жизни народ сопровождал песней; она тесно связана с игрой, хороводом, действием, пляской. На посиделках, на гуляниях, на свадьбах, ярмарках участники были и исполнителями и зрителями. Фольклорный танец исполнялся и исполняется танцующими прежде всего для себя и лишь отчасти – для других, то есть он не предусматривает собственного зрителя. Собираясь на гуляния, отмечая праздники люди исполняли танцы, взявшись за руки (в разных рисунках – в кругу, цепочках и т.д.), а потому они рассчитаны на большинство присутствующих, просты по движениям и рисункам. Танцующие могут выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец.

В танце на сценической площадке надо учитывать возможности восприятия тех, кто смотрит него не принимая непосредственного участия в нем. Он должен подчиняться временным и пространственным законам, диктуемым личностью балетмейстера, музыкальным сопровождением, условиями сценической площадки, обладать многообразием композиционных рисунков, усложнением движений, техники исполнения. Кроме того сценический танец требует определенного перевоплощения участников и воспроизведения на сцене действующих лиц с присущими им индивидуальными характеристиками.

Руководителям любительских и профессиональных коллективов просто необходимо в своих участниках развивать актерские способности, технические возможности. Приступая к сценическим постановкам, учитывать национальные особенности, грамотно пользоваться культурным наследием того или иного края. Движения от ничего или из ничего невозможно. Балетмейстер должен заботиться о сохранении и развитии народных традиций. Большим успехом балетмейстера в этой работе можно считать тот факт, когда обработанный им фольклорный танец возвращается в народ и люди принимают его и считают своим. Примером могут служить «Тимоня» Курской области в обработке Устиновой, «Уральская кадриль» в обработке Князевой, «Бульба», «Лявониха» в постановке Моисеева. Это случается тогда, когда хореограф с точностью уловил манеру, характер, колорит, обогатил умело лексику, добился профессионализма у исполнителей.

«Только народ творит, только он несет и творческую силу, и зерно будущего творения. Грех перед своей жизнью совершает художник, не черпающий этой силы и не ищущий этого зерна. То, что отложилось в народе – непременно бессмертно. Вот сюда художник должен устремить глаза своей души» (Е.Б. Вахтангов).

Бахрушин Ю.А. История русского балета. – М.: «Просвещение», 1977.

Богаткова Л.Н. Танцы разных народов. – М.: «Молодая гвардия», 1958.

Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2001.

Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях. – Киев: «Музыкальная Украина», 1985.

Борзов А.А. Танцы народов СССР, ч.1. – М.: «ГИТИС», 1983.

Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. – М.: «ГИТИС», 1994.

Гусев П.П. Методика преподавания народного танца. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.

Заикин И.И., Заикина И.А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: «Советская Россия», 1986.

Настюков Г. Народный танец на самодеятельной сцене. – М.: «Профиздат», 1976.

Пашкова Т.В. Сочинение комбинации у станка в народно-сценическом танце. – М., 2004.

Пасютинская В. Волшебный мир танца.

Полонский В.В. Методика работы с хореографическим коллективом. – Смоленск, 2002.

Полонский В.В. Искусство балетмейстера. – Смоленск, 2002.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.М. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: «Школа-Пресс», 1998.

Ткаченко Т. Народный танец. – М.: «Искусство», 1967.

Устинова Т. Фольклорные танцы Тверской земли. Тверской областной дом народного творчества. – Тверь, 2002.

Чайковская Е. Узоры русского танца. – М.: «Советская Россия», 1972.

Чижова А. Танцует «Березка». – М.: «Искусство», 1967.

Шульгина А., Томилина Л. Костюмы для танцевальных и хоровых коллективов. – М.: «Профиздат», 1974.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Народно-сценический танец», занимает важное место в воспитании эстетических ценностей учащихся. Но прежде чем «народно-сценический танец», как бриллиант, получил определенную форму, появилась определенная система, сформировалась школа, со своими правилами, структурой, он прошел через многие исторические эпохи. Вышел «народно-сценический танец» из народного творчества.

Народное творчество – это народное искусство, которое зародилось среди народных масс. К нему можно отнести и поэзию, и театр, архитектуру и изобразительное искусство, музыку и танец, фольклор и декаративно-прикладное искусство. Через свое творчество народ показывал свой уклад жизни, общества, его деятельность, природу, культовые обряды и верования, историю и знания жизни. Эти богатейшие образы, формы, мотивы, темы народного творчества отбирались народом на протяжении веков, совершенствовались и обогащались народными мастерами. Благодаря этому творчеству у нас существуют сложившиеся, сформировавшиеся традиции. Народному творчеству присущ так же и импровизационный характер, но при этом не отходящий далеко от традиций, а как бы обновляющий их, привнося усовершенствования.

Народный танец, как никакой другой, взаимосвязан с ритмом. Ритм в народном танце может звучать не только в музыке, но и от самого танцовщика. Разнообразные дроби и притопывания, хлопки, сопровождение пением и свистом, аккомпанементом музыкального инструмента (ложки, бубен, колокольчики, трещетки и т.п.).

Богатство народного танца – результат разнообразия жизненного пути общества. Через танец народ выражал свои чувства, раскрывал свою душу. Каждый человек в народном танце мог превозносить что-то новое, изменять в соответствии с разными ситуациями. Множество различных кадрилей, плясок и хороводов создано народом. Все танцы несли не только воспитательные, но и большей степени эстетическое воспитание. Как правило, большинство народных танцев сопровождались пением, которое в свою очередь несло нравственное влияние содержания, душевную чуткость.

Народный танец во всей своей красе пришел на сценическую площадку. Александр Викторович Ширяев и Альфред Бекефи, танцующие характерные танцы, осознали необходимость тренировочных упражнений, которые бы подготавливали артистов к выступлениям. Таким образом, позаимствовав ряд упражнений из экзерсиса классического танца и переработав их, появился первый тренировочный экзерсис и первый шаг к созданию четко установленных методов, терминологии, единой системы народного танца. После этого начинания, стали выходить и первые печатные издания по методике преподавания народного танца, «Основы характерного танца» авторами которого были А.Ширяев, А.Лопухов, А.Бочаров, «Народный танец» Т. Ткаченко. Эти труды и сегодня являются настольным пособием преподавателей по «народно-сценическому танцу». 3

После долгого застоя России в развитии народного творчества и народного танца в том числе, из-за обширного веяния западной культуры, в народных массах создалась огромная пропасть между ними и культурными, духовными традициями. Благодаря настоящим патриотам удалось сохранить народное творчество. В хореографии это, конечно же, люди национальной гордости такие как, Устинова Татьяна Алексеевна, Надеждина Надежда Сергеевна, Моисеев Игорь Александрович и др.

На данный момент началось то время, когда все больше молодежи интересуется корнями славянской культуры. И не малую роль в этом играет пропаганда славянских традиций. Все больше появляется коллективов народного образца, как среди хореографических, так и среди певческих, и других направлений народного творчества.

Благодаря народному танцу учащиеся получают разностороннее развитие. Так как в народном танце множество различных характеров, темпераментов. Дети развивают координацию, пластичность, артистичность, музыкальность, коммуникабельность. Они учатся не только общаться между собой, но и воспитывают чувство ответственности друг за друга.

Источник

Методическая разработка по хореографии на тему » Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии ДШИ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Областное бюджетное образовательное учреждение

«Пристенская детская школа искусств им. В.Гридина»

Методическая разработка на тему:

на отделении хореографии ДШИ »

автор: Шебалкина Ирина Анатольевна

ОБОУ ДО «Пристенская ДШИ им.В.Гридина»

Данная методическая разработка создана на основе теории и методики преподавания народно-сценического танца с использованием теоретических и практических разработок выдающихся деятелей хореографического искусства, личного опыта работы; адресована преподавателям хореографии в сфере дополнительного образования, работающим с детьми младшего, среднего и старшего школьных возрастов, преподавателям народно-сценического танца.

-Возникновения народно-сценического танца как предмета обучения.

-ДШИ в системе хореографического образования

-Особенности преподавания народно-сценического танца в условиях ДШИ.

-Организация учебного процесса по предмету «Народно-сценический танец» в детской школе искусств.

-Практические рекомендации преподавания народно-сценического танца.

«Танец – это полевой цветок.

Его создавала природа.

Где есть соответствующая почва,

там он и рождается, там он и расцветает»

С давних времён одним из самых любимых видов искусства был народный танец. Не изменилось к нему отношение и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий. Танцы, рождённые народом, сохраняемые в течении веков, продолжают волновать и зрителей, и исполнителей. Они заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, развлекают, завораживают, воспитывают, словом не оставляют равнодушным никого. Рождённые талантом народа, народные танцы передаются из поколения в поколение. Одни из них становятся традиционными на длительное время, другие видоизменяются под воздействием времени и условий жизни, некоторые порой исчезают совсем.

Знакомство с танцевальной культурой разных народов развивает чувство прекрасного, чувство ритма и формы. Занятия народно-сценическим танцем укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, позволяют развить гибкость, координацию движения, воспитывают музыкальность, учат управлять свои телом. Для народно-сценического танца характерно раскрытие прекрасного в природе, человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

Цель данной методической разработки: познакомить с историей возникновения народно-сценического танца как предмета обучения, с особенностями преподавания предмета «Народно-сценический танец» на отделении хореографии в условиях ДШИ, значением народно-сценического танца как предмета обучения хореографии в школах искусств.

танца как предмета обучения.

«Народный танец» как предмет обучения возник в конце XIX в. в Петербургском императорском хореографическом училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские и другие. Среди исполнителей «характерных танцев» были свои знаменитости: Ф.Кшесинский, В.Гельцер, А.Ширяев и др. Давно умы хореографов занимала мысль о создании специальной системы, подобной системе классического танца, для подготовки исполнителей народного танца. Первую попытку создания характерного тренажа по собственной инициативе сделал А.Ширяев в 90-х годах XIX в. Позднее эти уроки ввели в двух старших классах Петербургской балетной школы. На «характерный танец» вначале смотрели как на предмет второстепенный, но с течением времени отношение к нему изменилось, у нововведения появились сторонники. Его стали включать в учебные программы других хореографических училищ, постепенно формируя в учебную дисциплину.

В нашей стране, начиная с 20-х годов XX в., создавалось большое количество любительских танцевальных кружков, ансамблей, студий и даже балетных театров. Проводились смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады художественного творчества. В связи с этим возникла огромная потребность в кадрах руководителей. Значительную роль в решении этой проблемы сыграли мастера старой школы, которые в новых условиях не замкнулись в себе, а активно способствовали развитию творческих способностей детей и молодёжи.

В 1939 году появление книги А.Лопухова, А.Ширяева «Основы характерного танца» стало значительным событием. Возникший в результате накопленного опыта, именно этот труд можно считать первым учебником по преподаванию народно-сценического танца.

После Великой Отечественной войны в стране создавалась большая сеть специальных учебных заведений, в которых готовили руководителей самодеятельных творческих коллективов, в том числе и хореографических. В учебном процессе отводилось достаточно большое место «народному танцу», беря за основу систему преподавания «характерного танца». Сохраняя и развивая традиции народной хореографии, выпускники хореографических отделений училищ культуры возглавили сотни любительских коллективов страны.

Большой вклад в развитие и утверждение на практике системы воспитания исполнителей народно-сценического танца, в подготовку педагогов внесла профессор Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского (ныне РАТИ) Т.С.Ткаченко. В 1954 году вышла её книга «Народный танец» (переиздана в 1967 году), где в разделе «Станок» Т.С.Ткаченко значительно расширила и систематизировала упражнения в уроке народного танца, применила новые названия, что значительно укрепило позиции предмета. Система упражнений народного танца, возникшая на основе классического танца с французской терминологией, окончательно выделилась в самостоятельную дисциплину. Получив к тому времени широкое распространение, предмет «народно-сценический танец» вошёл в образовательные программы различных учебных заведений.

Впоследствии было выпущено достаточно много новых книг по методике преподавания народно-сценического танца, пособий с описанием народных танцев – как традиционных, так и авторских, ведущими педагогами страны разработаны учебные планы, программы, пособия по народно-сценическому танцу с учётом задач, стоящих перед учебными заведениями. В течении века накоплен богатый опыт в теории и практике предмета, но процесс дальнейшего совершенствования системы преподавания народно-сценического танца продолжается и сегодня.

ДШИ в системе хореографического образования.

Одним из направлений функциональной деятельности ставилась задача широкого приобщения детей с раннего возраста к творчеству, к культурно-просветительской деятельности. Поэтому особенностями обучения детей на хореографических отделениях ДШИ, в отличии от образования в профессиональных учебных заведениях, являются: более ранний возраст приёма на обучение ( с 5-7 лет), фактическое отсутствие строго профессионального отбора при приёме, значительно меньшее количество лет и часов, выделяемых учебным планом на изучение танцевальных (специальных) дисциплин.

Главной целью всей системы дополнительного образования является удовлетворение творческих потребностей учащихся, поддержание интереса к искусству, развитие эстетического вкуса и художественной культуры. К настоящему времени в нашей стране сложилась чёткая система хореографического образования: начальное, среднее и высшее образование представлены как в профессиональном, так и в дополнительном образовании.

Дополнительное хореографическое образование направленно, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в разнообразии досуга. Хочет ребёнок танцевать, но не имеет для этого природных данных. Ему общество предлагает удовлетворить свою потребность в общении и познании хореографического искусства обучаясь в школе искусств, балетной студии, танцевальном кружке и т.п. В системе дополнительного образования существует подготовительный этап, который охватывает дошкольников. То есть, с 5-летнего возраста детей готовят к занятиям хореографии, развивая физические данные ребёнка и вовлекая его в учебный процесс, используя игровую форму проведения занятий. С 7 лет ребёнка переводят в первый класс, где ему предлагают изучить предметы хореографического отделения. В младших классах изучаются предметы в соответствии возрасту: ритмика, гимнастика, а начиная с третьего года обучения (в соответствии с программой) изучаются классический танец, народно-сценический.

Хореографическое образование в ДШИ позволяет выявить детей, имеющих ярко выраженные способности к занятиям хореографией, подготовить и направить их для обучения в профессиональные заведения страны. Так же дополнительное хореографическое образование позволяет учащемуся стать педагогам хореографии, но строго в той хореографической системе, в которой он обучался изначально. Учащиеся, получившие дополнительное образование, являются самыми лучшими, самыми подготовленными зрителями для профессионального театра, способными объективно воспринимать и оценивать произведения хореографического искусства. Эстетическое, художественное воспитание средствами хореографии и являются главной целью и смыслом обучения детей в ДШИ на хореографических отделениях.

Особенности преподавания народно-сценического

танца в условиях ДШИ.

В современной системе дополнительного образования народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин и неотъемлемой частью начального хореографического образования.

Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа), даёт учащимся возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счёт обучения только классическому танцу.

Целью обучения народно-сценическому танцу является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умение точно передать стиль и манеру той или иной народности. В условиях школы искусств народно-сценический танец играет большую роль в создании репертуара хореографических отделений, тесно связан со всеми предметами хореографических дисциплин, и, прежде всего, с классическим танцем, основой обучения хореографии.

Организация и методическое осмысление самых разнообразных элементов народных танцев, использование их в формировании исполнителя при обучении являются особенностями предмета «Народно-сценический танец». Этот предмет раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для развития актёрских данных, и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.

Приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актёрский темперамент, органично чувствовать себя на сцене даёт будущим исполнителям изучение народно-сценических танцев с различными по характеру ритмами и манерой исполнения.

Экзерсис народно-сценического танца – это система упражнений и движений в характере народного танца, возникшая на основе классического танца. В настоящее время французские слова, будучи терминами классического балета, изменили своё значение, что привело к необходимости уточнения терминов. К сожалению, в нашей стране нет специального словаря терминов народно-сценического танца, стандартизации в описании определённых положений и движений народно-сценического танца. Изучая материалы по методике преподавания народно-сценического танца, выявляется отсутствие единства в употреблении терминов в работах отечественных авторов. Так, ряд важных и распространённых терминов имеет несколько значений и употребляется для обозначения различных движений.

Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народно-сценического танца является баян или аккордеон, реже – рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Преподаватель и концертмейстер должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащегося не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

Особенности организации учебного процесса

по предмету «Народно-сценический танец»

в детской школе искусств.

Учебный процесс на хореографическом отделении осуществляется согласно учебным программам и учебным планам Министерства культуры РФ. На отделении хореографии ДШИ преподаются следующие дисциплины:

«Музыкальная грамота и слушание музыки»;

«История хореографического искусства»;

Предмет по выбору (современный танец).

Такая организация учебного процесса определяет комплексный подход к обучению, взаимосвязь всех учебных дисциплин, что обеспечивает возможности всестороннего влияния на воспитание учащихся.

В основе цикла хореографических дисциплин лежит классический танец.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов. Чем же особенно полезен урок народно-сценического танца в плане воспитания танцора? В нем сочетается логическая система школы классического танца и многообразие народной пластики. Народно-сценический танец способствует развитию у учащихся дополнительных в сравнении с классикой навыков.

Основные задачи курса:

1) дать учащимся знания основных элементов народных танцев и привить навыки их исполнения;

2) совершенствовать координацию движений, восприимчивость к многообразию координаций;

3) развивать те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа;

4) воспитывать умение точно передать национальный стиль и манеру, характер и общие законы национальной пластики;

5) воспитывать умение передавать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие ее темпов и ритмов;

6) изучать формы академических характерных танцев из спектаклей классического наследия.

Таким образом, изучение народно-сценического танца дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.

Очень важен тот факт, что именно народно-сценический танец открывает возможности профессионального исполнительства для выпускников отделения хореографии ДШИ при дальнейшем их обучении в ВУЗе, т.к. для работы в классической хореографии необходим целый комплекс профессиональных навыков, который обеспечивается учебным процессом хореографических училищ. Исходя из этого, видна актуальность воспитания и поддержания устойчивого интереса и осознанной работы учащихся по освоению народного танца для их дальнейшего профессионального образования.

Изучение народно-сценического танца начинается в 3 классе и продолжается до выпуска учащихся. Знакомство с народной культурой начинается с дошкольного возраста и подчинено цели воспитания интереса и любви к народной хореографии.

Практические рекомендации преподавания

Урок народно-сценического танца у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. В начале обучения экзерсис у станка выстраивается не сразу, постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается, как правило, лицом к станку, исполняется сначала с одной ноги, затем с другой. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определённую нагрузку на мышцы, суставы, связки. Каждый урок может включать 8-9 упражнений, построенных по принципу чередования: плавные, мягкие упражнения чередуются с быстрыми, резкими; упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.п. Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «верёвочке», раскрывание ноги на 90*, большие броски.

Приступая к построению урока, педагогу необходимо поставить перед собой вопросы: что нужно разучить? Какие упражнения надо дополнить или усложнить? Что отработать из ранее пройденного? Разучивать в течении одного занятия весь экзерсис нецелесообразно. Хороший результат можно получить заменяя одну-две комбинации на две новые, дополняя или усложняя ещё три-четыре комбинации и оставляя без изменений, но закрепляя остальные, при этом сохранив интенсивность проведения занятия.

При проведении урока педагог должен суметь донести до учащихся все нюансы изучаемого материала. Здесь особенно важен практический показ упражнения под музыку, чёткая его метрическая раскладка. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, чтобы не произошло переохлаждение физического аппарата учеников, желательно сохранять единый темп урока. Слишком высокий темп проведения занятий, большое число повторений комбинаций недопустимы, так как это может привести к перегрузкам тех или иных групп мышц. Достаточно сменить одно упражнения на другое, чтобы освободить мышцы. Например, после исполнения маленьких бросков с большой нагрузкой на икроножную мышцу опорной ноги нужно предложить упражнение на прямой опорной ноге. А также, для отдыха можно выполнить одно-два танцевальных движения на середине зала. Формирование необходимых навыков – главная цель занятий, а залог успешного проведения урока – разнообразие предлагаемого материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный аппарат.

В процессе исторического развития народный танец прошёл сложный путь от примитивных форм народного существования до вершин профессионального искусства. В ходе исторической эволюции народный танец утратил своё прикладное значение и занял одно из ведущих мест в хореографическом воспитании.

Обучение народно-сценическому танцу занимает важное место в хореографическом обучении в детских школах искусств и имеет свои отличительные черты. Основной целью образовательного процесса в ДШИ в отличии от профессиональных хореографических учреждений является художественно-эстетическое воспитание, направленное на развитие личности подрастающего поколения. Практика работы по раннему приобщению детей к ознакомлению с русской культурой, использование возможностей традиционных и инновационных методов и приемов обучения народно-сценическому танцу в системе обучения на отделении хореографии показывает эффективность выбранной системы работы. Многолетний опыт работы в условиях ДШИ показал необходимость адаптации типовых программ в зависимости от природных данных учащихся, социокультурных условий, этнических традиций народов, проживающих в данной местности.

Особенностями учебно-воспитательного процесса на хореографических отделениях ДШИ на примере народно-сценического танца являются вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, использование опыта профессиональных школ и фольклорных традиций, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми.

В итоге происходит формирование у учащихся профессионального интереса к народному танцу, национальной культуре, что обеспечивает стабильное посещение занятий на отделении хореографии на протяжении всего многолетнего периода обучения, качественное и осознанное освоение учебного материала, собственно профессиональную ориентацию выпускников отделения хореографии. В Детской школе искусств как первоначальном звене образования в сфере искусства и культуры учащийся получает нравственно-эстетическое воспитание, ориентировку на истинные духовные ценности, патриотическое воспитание средствами народной хореографии.

Список используемой литературы:

1. Г.П.Гусев, «Методика преподавания народного танца», Москва, Владос, 2002 г.

2. И.М.Фоменко, «Основы народно-сценического танца», Орел, 2002

3. Н.И.Заикин, Н.А.Заикина, «Областные особенности русского народного танца», Орел, 2004

4. Д.Г.Измайлова, «Народный танец и его особенности преподавания в ДШИ», автореферат, Саратов, 2017

5. Сборник «Русский народный танец. История и современность». Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. Издательство Государственного Российского Дома народного творчества. Москва, 2003.

6. Программа (проект) «Народно-сценический танец» для хореографических отделений ДМШ, ДШИ, составитель А.А. Борзов, Москва, Министерство культуры РСФСР, 1987.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *