в чем состоит назначение чайтьи в индийской культуре
Чайтья
Первые чайтьи относятся к временам правления Ашоки Маурьи (III в. до н. э.) когда в Индии произошёл рассвет буддизма, и появилась необходимость создавать монументальные памятники. [2] Это храм-молельня в виде вырубленного в скальном массиве продолговатого зала с двумя рядами колонн и ступой, помещённой точно напротив входа в закруглённом конце зала. [1] Позднее чайтьи стали делать и как отдельно стоящее здание (однако это уже позднее: в V—VI вв. н. э.). Архитектурные элементы чайтьи восходят ещё к древнеарийской деревянной архитектуре. В камне имитировались древние конструкции. Например, каменные ложные стропила, которые имитировали деревянное покрытие арийских домов. Потолок оформлен гнутыми деревянными ребрами. Выход оформлен часто как «портик» с килевидным завершением, который имитировал подобное же завершение фасадов жилых домов из растительного материала.
Один из древнейших памятников индийской архитектуры этого типа — чайтья в Карли (англ.) русск. I века до н. э. Внутреннее пространство отдаленно напоминает базилику: вырубленное в скале пространство разделено на три «нефа», отделенные друг от друга рядами колонн с горшковидными базами и сложными капителями (соединение мотивов колокола и цветка лотоса) со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур. В Бхадже (II век до н. э.) — внутреннее оформление чайтьи гораздо скромнее: нет скульптурных рельефов, а вместо колонн — простые столбы. Вход в пещеру ничем не закрыт: арка входа равняется высоте её сводов. Среди пещер Аджанты так же сохранились древние буддийские чайтьи: например, Пещера № 9, с колоннами, украшенными полосками орнамента, изящным декоративным фризом и ступой, сплошь покрытой рельефами (на ней же — изображение сидящего между двумя полуколоннами Будды).
Чайтьи
Именно чайтьи считались самыми почитаемыми строениями в Индии. Это маленькие храмы – молельни вблизи ступ, куда приходили верующие. Их можно сравнить с готическими романскими церквами. Чайтьи вырубались прямо в скалах. Некоторые из них с торцевого конца имели апсиду. Самый древний из сохранившихся храмов относится ко 2 в. до Р.Х. Считается, что его строители были вдохновлены искусственными пещерами Малой Азии и Персии. Внутренне пространство строения разделялось на основной неф и боковые. Чайтья и ступа огораживались специальным заборчиком.
↑ Фронтон |
↑ Ступа |