в чем состоит мировоззренческая функция в философии

Философия. Шпаргалки

в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Основные функции философии

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.

5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.

6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Источник

Мировоззренческая функция философии

в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии

в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии

в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя егомировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция философии

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Источник

Реферат на тему: Мировоззренческая функция философии

в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии

Содержание:

Введение

В связи с этим возникает необходимость определить предмет философии и его функции.

Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры

Философия как метод и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но достигла своей классической формы в Древней Греции. Для обозначения особой области знания термин философия впервые употребил Платон. Вначале философия включала в себя все знания о мире.

Растущая потребность в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и разнообразия и привели к дифференциации знаний, выраженной в возникновении различных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся в период античности, не означало исчезновения философии. Напротив, существует потребность в особом разделе знаний, который мог бы действовать как средство интеграции знаний и способ выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразующей деятельности людей. Постепенно философия сосредоточила свое внимание на теоретизировании самых общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и значении существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически специфических условиях жизни, подходящих для всех времен и для всех народов, невозможно дать ответы. Люди, задающие мировоззренческие вопросы, стремились получить на них ответы, соответствующие их потребностям и уровню интеллектуального развития. Более того, в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и трансформируется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики понимания предмета философии и ее содержания.

Следует отметить, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки в целом, а знания, содержащиеся в рамках определенных наук, рассматривались как составные части философии. Такая ситуация сохранялась до 18 века. Однако на переднем плане философствования различные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них предметом первостепенного интереса. Часто отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь несколькими, которые казались им наиболее важными. Другими словами, следует иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем, формируется с развитием научного знания, то есть информация о нем формируется в процессе трансформации самой философии. Например, из истории философии известно, что природный мир был предметом философии для первых древнегреческих философов, а позже для Аристотеля весь мир действовал в этом качестве. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии в основном очерчивается кругом проблем, связанных с человеком в мире. Христианские философы средневековья сводили предмет философии к отношениям между человеком и Богом. В новое время проблемы познания и методологии выдвигаются на первый план в структуре предмета философии. В эпоху Просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всеми его многочисленными взаимоотношениями. В девятнадцатом и двадцатом веках. разнообразие школ и идей в мировой философии соответствует богатству представлений о природе ее предмета. В настоящее время предметом философских размышлений является природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем обилии связей. Философия изучает самые общие аспекты, свойства, тенденции развития мира, раскрывает общие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в Мир. В то же время современная философия основывает свои выводы на обобщении данных отдельных наук.

Предмет философии также включает рассмотрение вопросов о том, как сама философия возникает, развивается и трансформируется, как она взаимодействует с различными формами общественного сознания и практики.

Другими словами, вся совокупность самых общих вопросов, касающихся взаимоотношений человека и мира, рассматривается как предмет философии, ответ на который позволяет человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Основные разделы философии

В рамках собственно философского знания его дифференциация началась уже на ранних этапах его формирования, в результате чего возникли такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие разделы философского знания:

Эти разделы не сводятся друг к другу, но тесно связаны.

Мировоззренческая, методологическая, рефлексивно-критическая и интегративная функции философии

Достижение своей цели философией предполагает выполнение ряда взаимосвязанных функций, посредством которых ее цель реализуется.

Наиболее значимыми из них являются: идеологический, гносеологический, методологический, информационно-коммуникативный, ценностно-ориентированный, критический, интегрирующий, идеологический, образовательный, прогностический, дизайн.

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В нем проявляется способность философии выступать в качестве основы мировоззрения, представляющего собой целостную устойчивую систему представлений о мире и законах его существования, о явлениях и процессах природы и общества, важных для поддержания жизни людей. общество и человек. Мировоззрение человека выступает как совокупность чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, определяющих его отношение к миру, обществу и самому себе.

Часто в современных условиях мировоззрение отдельных людей одновременно сочетает мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают конкретику мировоззрению конкретных людей.

Методологическая функция. Метод в самом общем виде означает такое знание и основанную на нем систему действий, с помощью которой можно получить новое знание. У философии есть свои особые методы и свой язык.

Рефлексивно-критическая функция. С этим направлением реализации одной из целей философии связано проявление другой ее цели, выражающейся в выполнении рефлексивно-критической функции. В рамках оценки осуществляется философия происходящего в мире на основе философии, содержащейся в общих представлениях о здоровье и болезнях, процессах и явлениях действительности, человека. Критическое отношение философии к тому, что негативно оценивается в духовной и материальной жизни, способствует выработке мер, направленных на преодоление того, что человеку не подходит, кажется ему патологическим и потому достойным трансформации. Критическая функция философии может проявляться не только в отношении людей к миру, но и в ходе самооценки специалистами собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии может быть реализована как с точки зрения стимулирования развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и с точки зрения улучшения содержания самой философии.

Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и состояние, в котором находятся общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает устаревшие формы жизни, подготавливает общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на фундаментальные вопросы жизни.

Таким образом, философия обобщает знания, накопленные человечеством, систематизирует и интегрирует их в единую систему, вырабатывает критерии их подчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношению человека к миру, обществу и самому себе. Будучи освоен в процессе воспитания, став собственностью разных людей, эти принципы обеспечивают их формирования позиций, которые похожи по содержанию, что способствует интеграции социального сообщества в единое целое. Это раскрывает другой план реализации интегрирующей функции философии.

Заключение

В философии умственное развитие личности находит свое логическое завершение, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.

Список литературы

в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Смотреть картинку в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Картинка про в чем состоит мировоззренческая функция в философии. Фото в чем состоит мировоззренческая функция в философии

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Основные функции философии

Функции философии определяют её практическое и теоретическое значение. Это направления, в которых применяется философия как наука и посредством которых реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия – особый вид познания и деятельности, с которыми связана общественно-историческая практика людей. Ориентируется на решение социальных задач, стремиться дать целостное представление о материальном и идеальном мире. В ходе взаимодействия с практической деятельностью преобразовывает и познаёт реальность.

Функции философии

Философия как наука выполняет несколько функций:

Рассмотрим каждую более подробно.

Мировоззренческая функция

Основа мировоззренческой функции лежит в системе теоретически аргументированных взглядов на мир и его явления, свойства и взаимоотношения. Именно эти взгляды являются определяющими в направлении деятельности людей, которая базируется на их представлениях об окружающей среде и реальности. В этой связи можно говорить о том, какой характер имеет сама философия, такому направлению взглядов и придерживается человек. Потому как обе философии и научная, и религиозная имеют под собой теоретические обоснования.

Научная философия опирается на достижения, сделанные в разные времена в научной сфере, в свою очередь религиозная, подкреплена знаниями о религии и при этом достаточно яро критикует науку. Исходя из этого, можно говорить, что поведение человека формируют его мировоззренческие установки.

Часто случается, что видение мира вступают в борьбу с содержанием практической деятельности людей.

Некоторые учёные, которые занимались исследованиями природных явлений, были идеалистами. Они заявляли, что все явления мира выступают в качестве комплекса чувств человека, за гранями которого нет никакого объективного мира. Были и подлинные идеалисты, которые к своим научным исследованиям относились как материалисты.

Последних обычно называют стихийными материалистами. Они неосознанно философски относились к миру как к настоящей действительности.

Познавательная функция

Познавательная функция философии сопровождает науку с самого её зарождения. Потому как философия и возникла именно потому, что люди были склонны к познанию, изучению окружающей действительности, а также различных свойств и законов существования. В каждом периоде своего существования философия занималась решением этих задач и следовала по пути решения одних проблем к постижению других.

В начале своего развития познавательная функция реализовывалась в виде догадок древнейших философов, и достигла своего совершенства в создании безупречных философских систем, в которых философская мысль творчески проявляет себя. Несмотря на это многие философы были яркими представителями естественных и социальных наук.

Методологическая функция

Методологическая функция присуща философии ввиду того, что наука вырабатывает принципы отношения человека к миру и хранит знания об этих принципах. Соответственно она может выступать в качестве методологии или в роли учения о методах познания и преобразования реальности.

Методология, если рассматривать её как совокупность убеждений и правил, выступает в качестве проявления мировоззрений в действии. В этом направлении можно утверждать, что методологическая функция философии играет значительную роль в формировании и развитии всех видов наук. Исследователи очень часто используют методологические предписания философии в поиске новых способов и методов изучения.

Ценностно-ориентировочная или аксиологическая функция

Аксиологическая или ценностно-ориентировочная функция представляет собой систему теоретических убеждений относительно мира. А философия, в свою очередь, обуславливает отношение к его явлениям или даёт характеристику их значению для познающего субъекта и/или других людей, кроме этого даже для общества или человечества в целом.

Говоря простыми словами, этой функцией даётся оценка всех явлений, и то, какое значение они имеют в жизнедеятельности людей. Философия призвана порождать в человеке пробуждение определённых нравственных ориентаций, аксиологическая функция прекрасно с этим справляется посредством выявления социальных ценностей. Это, логично предположить, способствует формированию более адекватной приспособительной и творческой деятельности человека.

Мотивационно-побудительная функция.

Мотивационно-побудительная функция философии заключается в том, чтобы подталкивать человека к перманентному развитию и стремлению заниматься полезной для общества деятельностью. Философия как наука формирует у людей определённые взгляды и ценности, а значит, ориентирует в познании мира и понимании сути существования. Исходя из этого, мотивационно-побудительная функция побуждает искать и достигать достойного места в обществе. Кроме этого, философия воспитывает в человеке определённые интересы, идеалы, которые обусловливают мотивы его поведения и достижение поставленных целей.

Давая оценку философии как науке, принимая во внимание основные принципы её функций, можно утверждать, что она достаточно открыто влияет на становление и развитие духовного мира личности, воспитание активной жизненной позиции, а также независимость в избрании собственного жизненного пути. Кроме этого, влияет на формирование чувства ответственности перед обществом и другими людьми.

Источник

Предмет философии и её основной вопрос

Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *