в чем состоит культура защиты в современной медицине
Тесты НМО/Что такое пациентоориентированность
Что такое пациентоориентированность
Содержание
К какому роду философии восходит пациентоориентированность? [ править ]
1) древнегреческая философия;
3) гуманистическая философия;
Должен ли быть пациент доволен оказанием помощи? [ править ]
1) да, если нужно, чтобы он заплатил;
2) да, если нужно оказать помощь на полном биопсихосоциальном уровне;
3) нет, потому что врач лучше знает, как правильно лечить.
Каково устройство человека с точки зрения определения здоровья по ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения)? [ править ]
Чем эмпатия отличается от «отзеркаливания»? [ править ]
1) отзеркаливание – частный случай эмпатии;
3) эмпатия позволяет лучше понять другого человека;
4) эмпатия относится только к отношениям «врач-пациент».
В чём состоит представление об отчуждённости современной медицины? [ править ]
1) отголоски периода Мировых войн;
2) применение плацебо;
3) внимание биологическим процессам вместо работы с личностью;
4) предпочтение вероятности в ущерб индивидуальности;
5) проведение исследований на людях.
Что подразумевает выражение «ни слова обо мне без меня»? [ править ]
1) получение информированного согласия;
2) разъяснение деталей вмешательства;
3) принятие решений совместно с пациентом.
Почему, по ВОЗ, важно вовлечение пациента в процесс оказания помощи? [ править ]
1) этого требует общество постмодернизма и либерализма;
2) пациент может самостоятельно решать многие малые проблемы;
3) пациент лучше врача знает, когда и что делать.
В чём состоит «культура защиты» в современной медицине? [ править ]
1) врачи защищаются, «прикрываются» доказательными данными;
2) пациенты жалуются в вышестоящие инстанции;
3) врачи неохотно разговаривают с пациентами.
Что такое «телесная эмпатия»? [ править ]
1) повторение жестов и походки другого человека;
2) изменение процессов тела под действием коммуникации;
3) стремление быть похожим на другого человека.
Является ли ведение дневника артериального давления частью пациентоориентированного оказания помощи? [ править ]
1) зависит от заболевания пациента;
К какому роду психологии восходит пациентоориентированность? [ править ]
2) когнитивная психология;
3) социальная психология;
4) гуманистическая психология.
Каково значение понятия эмпатии в полном смысле? [ править ]
1) процесс вчувствования и глубинного понимания другого человека;
2) способ нужным образом ответить на высказывания другого человека;
3) состояние комфорта во время общения.
Чем отличается оказание услуги в медицине от сферы услуг (например, в парикмахерской)? [ править ]
1) в медицине услуги более дорогие;
2) учёт переживания, внутренней картины своего состояния;
3) более высокая вероятность отрицательного результата.
Что нужно врачу, чтобы учитывать переживание пациентом своего состояния? [ править ]
1) способность собирать анамнез;
2) коммуникативная компетентность;
3) знание языка пациента, если он иностранец.
Что делать, если врач испытывает неприязнь к пациенту? [ править ]
1) врачу следует разобраться в причинах такого своего отношения;
2) скрывать, она может плохо повлиять на лечение;
3) не скрывать, потому что лучше искренне показывать своё отношение;
4) не скрывать, это неконгруентно.
Выберите три «Р» ориентированной на человека медицины [ править ]
Что такое нисходящие психосоматические связи? [ править ]
1) влияние положения тела на настроение;
2) связь гипогликемии и чувства голода;
3) влияние социальной жизни на процессы биологического тела.
Почему пациентоориентированность важна не только с этической точки зрения? [ править ]
1) она никак не соотносится с этикой;
2) этика потеряла конституирующую социум функцию;
3) пациентоориентированность направлена на зарабатывание денег, а это не есть этичная интенция.
Что такое конгруентность в психологии человекоцентрированного взаимодействия? [ править ]
1) соответствие высказываемого и осознаваемого;
2) соответствие мыслей и чувств;
3) Соответствие переживаемого и выражаемого-это;
4) единство тела и души.
В чём суть разницы между больным, пациентом и клиентом? [ править ]
1) в степени экстренности оказания медицинской услуги;
2) в степени болезненности состояния;
3) в степени стоимости оказания медицинской услуги.
В чём проблема, если врач испытывает негативные чувства к пациенту? [ править ]
1) усталость, неудовлетворённость жизнью, работой, личностные проблемы врача;
2) пациент провоцирует такие чувства;
4) ситуация коммуникации вынуждает испытывать разные чувства, в том числе, негативные.
Что отличает медицинскую помощь от услуги? [ править ]
1) помощь оказывается только в стационаре, а услуга – амбулаторно;
2) услуга оказывается за деньги, а помощь – бесплатно;
3) услуга не является вынужденной для пациента/клиента.
Какую роль играет вероятностное суждение с точки зрения пациентоориентированности? [ править ]
1) важную, это позволяет причислить пациента к группе благоприятного или неблагоприятного течения;
2) не играет никакой роли вообще – простое информирование;
3) небольшую, потому что для отдельного пациента событие или происходит, или не происходит.
В каком году был оформлен концепт ВОЗ о Здравоохранении, ориентированном на людей (People-Centered Healthcare) [ править ]
В чём состоит неконгруентность пациента в соматической медицине? [ править ]
1) пациент не доверяет врачу;
2) недостаточная информированность о своём состоянии порождает страхи;
3) соматизированное психологическое состояние (психосоматическое заболевание);
4) пациент неискренне предъявляет жалобы.
С какой точки зрения, кроме этической, важна пациентоориентированность для современного врача? [ править ]
1) чтобы исключить жалобы и конфликты;
2) чтобы быть эффективным;
3) чтобы успешно манипулировать пациентом.
Что такое восходящие соматопсихические связи? [ править ]
1) связь событий в социуме с настроением;
2) влияние состояния тела на поведение и «социального человека»;
В чем состоит культура защиты в современной медицине
Термин «культура безопасности» был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергетике в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Культура безопасности была определена как квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности объекта … является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к осознанию личной ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность [3].
В мае 2002 года по рекомендации ВОЗ на 55-й Всемирной Ассамблее Здравоохранения была принята резолюция за номером WHA 55.18., призывающая страны-участницы уделять особое внимание проблеме обеспечения безопасности пациентов и качества медицинской помощи [2]. В апреле 2005 г. Европейский союз принял Люксембургскую декларацию, призывающую государства к формированию культуры безопасности для пациентов. В серии публикаций Института медицины США «Преодоление разрыва качества» акцентируется внимание на том, что повышение безопасности медицинской помощи возможно только через изменение культуры профессиональной деятельности, ставящей во главу угла интересы пациента, и открытое обсуждение ошибок с целью их обнаружения и устранения их причин (а не людей, совершивших ошибки).
В 2005 году под эгидой ВОЗ в Москве проведен День Альянса за безопасность пациентов, позволивший руководителям отечественного здравоохранения обратить внимание на эту проблему, так как в России практически отсутствуют научные исследования по культуре безопасной больничной среды в отечественных медицинских организациях [1].
В ходе анализа теоретических источников нами было сформулировано определение культуры безопасной больничной среды как интегрированной структуры индивидуального и организационного поведения, основанной на общих убеждениях и ценностях всех членов коллектива, которые постоянно стремятся к минимизации вреда пациенту в процессе оказания медицинской помощи.
Цель работы: провести анализ и структурировать сильные и слабые показатели условий формирования культуры безопасной больничной среды на примере МУЗ «Зубовская участковая больница» Клинского района Московской области.
Методы исследования. Для исследования выбрана методика, разработанная и апробированная Агентством по исследованиям и качеству в здравоохранении (Agency for Health Care Research and Quality) (AHRQ) в 2004 году в США [4]. Используя разработанную AHRQ методику, можно выявить сильные и слабые стороны в культуре безопасной больничной среды для пациентов, используя субъективное мнение сотрудников медицинской организации.
С момента начала практических исследований, проводимых AHRQ с 2004 году, данная методика апробирована и успешно используется в сотнях больниц по всей территории США и других государств. В 2006 году AHRQ профинансировало формирование сравнительной базы данных результатов исследований в области культуры безопасности. База данных включает в себя добровольно представленные данные из больниц США, проводивших исследования по культуре безопасной больничной среды. Сравнительная база данных отчетов была сформирована на основе исследований, проводимых с 2007 года, в них в разные годы приняли участие от 382 до 1032 больниц, опросу в которых подвергались от 108621 до 472 397 сотрудников. Результаты, представленные в сравнительной базе данных, показывают изменения исследуемых параметров во времени.
Анкета-опросник состоит из 42 основных вопросов, распределенных в девяти разделах. Вопросы имеют положительную и отрицательную формулировку. Отрицательно сформулированные вопросы в анкете-опроснике и при группировке вопросов при анализе отмечены (*).
В анализ культуры безопасной больничной среды, согласно выбранной методике, включены двенадцать характеристик:
1. Работа в команде (4 вопроса).
2. Действия руководителей, в вопросах безопасности пациентов (4 вопроса)
3. Организационное обучение (3 вопроса).
4. Поддержка руководством безопасности пациентов (3 вопроса).
5. В целом восприятие безопасности пациентов (4 вопроса).
6. Обратная связь и сообщение об ошибках (4 вопроса).
7. Открытость общения (4 вопроса).
8. Сообщения о частоте возникновения событий (3 вопроса).
9. Работа в команде в рамках подразделения (4 вопроса).
10. Кадровое обеспечение (3 вопроса).
11. Перемещение внутри больницы (3 вопроса).
12. Реакция на ошибки (4 вопроса).
По каждой характеристике в анкете содержится по 3-4 вопроса, имеющих положительную и отрицательную формулировку (отмечены*). Анализ делается по среднему проценту положительных ответов на вопросы, каждого из двенадцати блоков.
Методика предусматривает самостоятельный выбор исследователем пороговой границы, на основании которой характеристики будут оцениваться как положительные и отрицательные. Нами выбрана граница в 50 %. Надежность и внутреннюю согласованность вопросов в блоках определяет коэффициент альфа Кронбаха. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине.
Результаты и обсуждение. В ходе анализа результатов исследования, было определено, что субъективное мнение медицинских работников о безопасности больничной среды для пациентов находит объективное отражение в формировании критериев, характеризующих культуру безопасной больничной среды в МУЗ «Зубовская участковая больница».
Были проанкетированы сорок два сотрудника МУЗ «Зубовская участковая больница», принимающих участие в лечебном процессе (рис. 1): 8 врачей (19,1 %), 3 фельдшера (7,1 %), 16 медицинских сестер (38,1 %), 1 лаборант (2,4 %), 2 медицинских регистратора (4,8 %), 12 младших медицинских работников (28,6 %).
Оценка сроков работы сотрудников в системе здравоохранения, в данной профессии и данной организации показал, что коллектив организации состоит из опытных квалифицированных сотрудников, более 80 % которых имеют стаж работы в здравоохранении, данной организации и данной должности свыше 5 лет, что свидетельствует о наличии устойчивых традиций и отлаженного стиля работы в организации (табл. 1 и рис. 2).
Рис. 1. Распределение респондентов по занятости в областях медицины, ( % к итогу)
Сроки работы сотрудников в сфере здравоохранения, в данной организации и данной должности
В здравоохранении (абс. число / %)
В данной мед. организации
В нынешней должности
Рис. 2. Распределение респондентов по срокам работы в должности, организации, системе здравоохранения
Распределение результатов анкетирования в блоке «Работа в команде»
Число проголосовавших (абс. числ)
Процент положительных ответов ( %)
Категорически не согласен (абс. числ/ %)
Не согласен (абс. числ/ %)
Полностью согласен (абс. числ/ %)
Средний процент положительных ответов –77,4 %
A1 – Сотрудники больницы поддерживают друг друга
A3 – Когда необходимо сделать большой объем работы быстро, мы работаем вместе, как команда
A4 – В больнице сотрудники относятся друг к другу с уважением
A11 – Когда кто-то из сотрудников очень занят, коллеги всегда готовы помочь
На следующих трех рисунках (рис. 3-5) в качестве примера представлена методика анализа ответов респондентов по вопросам использованной анкеты.
Так, в табл. 2 наглядно представлено, каким образом распределились ответы на вопросы по блоку «Работа в команде» (цветовым индикатором определены ответы, оцениваемые как положительные).
Из табл. 2 наглядно видно, что средний процент положительных ответов составил 77,4 %. Надежность измерения альфа Кронбаха (0,83) – хорошая.
Вывод: Работа в команде – это сильная сторона культуры безопасной больничной среды МУЗ «Зубовская участковая больница». Члены коллектива являются командой, в которой обязанности четко распределены между членами коллектива.
В табл. 3 и на рис. 4 представлена несколько иная картина. Средний процент положительных ответов на вопросы блока «Открытость общения» составил 52,4 % и близок к нижней границе 50 % заданной нами как критерий оценки результатов. Надежность измерения альфа Кронбаха (0,72) – достаточная.
Рис. 3. Распределение ответов в блоке «Работе в команде»
Средний процент положительных ответов – 52,4 %
С2 – Персонал открыто говорит, если видит что-то, что может негативно повлиять на лечение пациентов
С4 – Персонал не стесняется задавать вопросы более опытным сотрудникам о том, как поступить
С6* – Сотрудники боятся задавать вопросы, когда видят ошибки в действиях других
Рис. 4. Распределение ответов в блоке «Открытость общения»
Вывод: Открытость общения можно считать условно положительной характеристикой культуры безопасной больничной среды МУЗ «Зубовская участковая больница». В организации развита система наставничества. Открытость общения о негативных моментах в работе, категория, требующая доработки.
В табл. 4 и на рис. 5 представлен пример, где средний процент положительных ответов по характеристике «Поддержка руководством безопасности пациентов» низкий и равен 31 %. Надежность измерения альфа Кронбаха (0,83) – хорошая.
Вывод: Поддержке руководством безопасности пациентов – это слабая сторона культуры безопасной больничной среды. Руководство организации уделяет недостаточно внимания вопросам безопасности пациентов.
Подобным образом оценивались все 12 характеристик культуры безопасной больничной среды МУЗ «Зубовская участковая больница».
Путем анализа данных по всем характеристикам была выстроена иерархия характеристик культуры безопасной больничной среды МУЗ «Зубовская участковая больница», от наибольшего значения среднего процента положительных ответов к наименьшему (табл. 5, рис. 6).
Поддержка руководством безопасности пациентов
Средний процент положительных ответов – 31 %
F1 – Руководство обеспечивает рабочую атмосферу, которая способствует безопасности пациентов
F8 – Действия руководства показывают, что безопасность пациентов является главным приоритетом.
F9*- Руководство проявляет заинтересованность в безопасности пациентов только после неблагоприятных происшествий.
Рис. 5. Распределение ответов в блоке «Поддержке руководством безопасности пациентов»
Сводная таблица распределение процента положительных ответов по блокам
Средний процент положительных ответов
Работа в команде в рамках подразделения
Перемещение внутри больницы
Обратная связь и сообщение об ошибках
Действия руководителей, в вопросах безопасности пациентов
Поддержка руководством безопасности пациентов
Сообщения о частоте возникновения событий
В целом восприятие безопасности пациентов
Рис. 6. Распределение процента положительных ответов по блокам
Сильными сторонами культуры безопасной больничной среды можно считать шесть характеристик, где средний процент положительных ответов колеблется от 50,8 % до 77,4 %.
Работа в команде как в целом по больнице, так и по структурным подразделениям, а так же кадровое обеспечение – это истинно сильные стороны организации (процент положительных ответов более 60 %).
Организационное обучение, открытость общения и перемещение внутри больницы – условно положительные характеристики культуры ББС (процент положительных ответов близок к нижней границе – 50 %).
Слабые стороны культуры безопасной больничной среды также отражены в шести блоках, где средний процент положительных ответов находится в пределах от 20,2 % до 39,9 %.
Действия и поддержка руководителей в вопросах безопасности пациентов, обратная связь, сообщение о частоте возникновения и реакция на ошибки, а также восприятие безопасности пациентов в целом – характеристики, требующие детального анализа и комплекса мер по улучшению (процент положительных ответов ниже 40 %).
Выводы. В современных условиях стремительного развития медицинских технологий, применяемых для диагностики и лечения различных заболеваний, актуальным является вопрос создания на уровне медицинской организации условий, минимизирующих неблагоприятные последствия медицинских вмешательств.
Проведенное нами исследование показало, что МУЗ «Зубовская участковая больница» является организацией с недостаточно сформированной культурой безопасной больничной среды, так как имеет небольшое количество четко очерченных ценностей в вопросах обеспечения безопасности пациентов.
Условием для формирования модели высокой культуры безопасной больничной среды в МУЗ «Зубовская участковая больница» должно стать стремление соответствовать определенным критериям, т.е. стремление учитывать определенные правила принятия решения, которые будут регулировать оценку на соответствие предъявленным требованиям.
1. На пути создания высокой культуры безопасности необходимо обеспечить приверженность этому делу руководства организации. Подтверждением этого является то, что руководители высшего звена выделяют время и ресурсы на безопасность и выступают в качестве примера для своих сотрудников.
2. Необходимо создать четко отлаженную систему контроля над ведением работ, которые должны быть четко определены, просты и годны к ежедневному применению. Персонал должен быть вовлечен в разработку и совершенствование процедур, четко понимать последствия их несоблюдения. Руководителям подразделений необходимо быть бдительными, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо потворствование выбору кратчайших путей или несоблюдению требований даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность и отрицание могут способствовать формированию низкой культуры, которую впоследствии будет сложно повысить.
3. Культура безопасной больничной среды не может развиваться и совершенствоваться без строгой системы отчетности. Сбои и «почти оплошности» в организациях с хорошей культурой безопасности необходимо рассматривать как уроки, которыми следует пользоваться во избежание более серьезных событий. «Почти оплошности» очень важны, поскольку представляют большее разнообразие и объем информации для изучения, чем сами аварии. Необходимо мотивировать работников к представлению сообщений даже о незначительных проблемах. Таким образом, существует стимул к тому, чтобы расследовать все события, которые могут оказаться поучительными, в целях установления их причин и обеспечения своевременной обратной связи. Руководство организации должно способствовать формированию в организации культуры отчетности «без обвинения», чтобы сотрудники, сообщая о случаях на грани оплошности, были уверены в том, что к этим сообщениям отнесутся с должным вниманием, а они и их коллеги не будут наказаны.
На основании проведенного исследования были разработаны практические рекомендации, призывающие коллектив и руководство организации к разработке и внедрению плана по снижению рисков, протоколов по безопасному применению лекарственных средств, программ управления рисками, правил и процедур идентификации пациентов, алгоритмов безопасной и эффективной передачи информации внутри организации. А также, внедрению в работу организации строгой системы отчетности о безопасности и создание внутриорганизационной базы данных о нежелательных событиях культуры безопасности, для сравнения их в динамике в ходе последующих исследований.
В чем состоит культура защиты в современной медицине
Медицинская культура: понятие и характерные особенности.
В современном обществе эффективная профессиональная деятельность по охране здоровья и оказанию медицинской помощи населению становится труднодостижимой целью без адекватного понимания роли социокультурных факторов, влияющих на эту деятельность.
Медицинская культура возникла в процессе целенаправленной деятельности людей по осознанию и изменению такой грани человеческого бытия, как существование человека в состоянии болезни, в т.ч. потенциальной возможности ее возникновения и после перенесенной болезни, и выработке средств для сохранения здоровья и жизни человека. Глубинной антропологической причиной возникновения врачевания, медицинской деятельности является чувство сострадания человека своему сородичу, испытывающему боль, страдания. Это чувство предшествует рациональной деятельности человека по оказанию помощи больному, оно иррационально, но настолько сильно, глубинно для человеческой природы, что становится стимулом для медицинской деятельности и формирования медицинской культуры на протяжении всей истории человечества.
Многоплановая деятельность человека, результаты которой составили область медицинской культуры, нацелена на сохранение здоровья человека как целостного состояния, проявляющегося в физическом, психическом и духовном аспектах. Такое целостное состояние человека на всех этапах исторической эволюции медицинской культуры понималось как неотъемлемое, атрибутивное свойство полноценного бытия человека в мире, в конкретном обществе.
Наличие противоречий, переходящих в ряде случаев в парадоксы является характерной особенностью медицинской культуры. Это противоречия между нормативностью культуры и свободой, которую она предоставляет человеку; противоречия между традициями медицинской культуры и тенденциями современности; противоречия между потребностями в создании новых продуктов медицинской культуры и реальными возможностями ее субъектов. Эти и другие противоречия, выявляют специфические особенности медицинской культуры и в то же время являются движущей силой ее развития. Каждое из противоречий, присущих медицинской культуре в значительно большей степени, чем в других видах культур, связаны с особенностями субъекта и объекта культурной деятельности, в качестве которых выступает человек.
Медицинская культура является сложным системным образованием духовной, материальной и социальной деятельности людей. Она включает в себя такие тесно взаимосвязанные компоненты, как этико-аксиологический, гносеологический, эстетический, религиозный, философско-антропологический, социальный, экономический, правовой, технологический компоненты.
Духовная сфера медицинской культуры образована, прежде всего, нравственными ценностями и нормами медицинской этики и деонтологии, историей медицины, содержащей факты и примеры не только таких достижений человеческого духа в сфере медицины, как героизм и самопожертвование, но и примеры жестокости, нивелирования ценности человеческой жизни, утилитарного подхода к человеку. Система научных и различных видов вненаучного знания, являясь неотъемлемой составляющей духовной сферы медицинской культуры в настоящее время стала источником множества этических, философских и культурологических проблем.
Толерантность в отношении вненаучных медицинских знаний и практик, различных форм целительства и распространения множества духовных, медико-психологических и прочих оздоровительных практик, основанных на комбинации разрозненных идей из философских, эзотерических, религиозных, парапсихологических, научно-психологических и научно-медицинских теорий, приводит к распространению в социокультурной среде общества массы заблуждений и предрассудков.
Информационная среда современного общества является одним из наиболее значимых факторов, определяющих развитие медицинской культуры во всех ее аспектах и формах. Постинформационное общество представляет собой мир, наполненный избыточной информацией [5]. Избыточность социальной информации является неопределенной, т.к. для ее потребителя остается неизвестным, какая часть информации является избыточной, а какая важной и необходимой. Это своеобразный хаос избыточной социальной информации. Такое состояние очень характерно для массива медицинской информации, хлынувшей в последние десятилетия в информационное пространство общества и в которой приходится ориентироваться как представителям медицинского сообщества, так и остальным гражданам.
Медицинская культура многогранна и многообразна в своих конкретных формах. Это определяется, прежде всего, тем, что субъектом, создающим ее, является не только медицинский работник, но и другие члены общества. В основе медико-культурной деятельности лежит общечеловеческая потребность в сохранении жизни и здоровья. Поэтому в качестве субъекта медицинской культуры правомерно рассматривать всех людей, создающих потенциал знаний о методах и средствах сохранения здоровья, диагностике и лечении различных заболеваний.
Специфика конкретных форм современной медицинской культуры определяется рядом социокультурных особенностей системы организации здравоохранения и развития медицинской науки. Многоукладность системы российского здравоохранения с тенденцией к преобладанию комплекса медицинских услуг, оказываемых на хозрасчетной основе, предопределяет не только специфику процесса взаимодействия медицинских работников и пациентов в ходе лечебно-профилактических мероприятий, но и формирование новых стереотипов общественного сознания, видоизменение представлений пациентов об эталонах качественной медицинской помощи и т.д.
Профессиональная медицинская культура
Профессиональная медицинская культура представляет собой форму медицинской культуры человечества, существующую в рамках профессионального сообщества медицинских работников и синтезирующую в себе медицинские знания, теоретические воззрения, медицинские технологии и социальные практики, традиции и специфическую языковую систему, выработанные человечеством с целью сохранения здоровья и жизни человека, борьбы с различными его заболеваниями.
Этический компонент профессиональной медицинской культуры является ведущим в ее историческом развитии. В последние десятилетия традиционные этические принципы и нормы, определявшие деятельность медиков в течение многих столетий, пересматриваются в связи с усилившимися в обществе процессами либерализации, демократизации и толерантности. Определяются новые принципы и нормы взаимоотношений с больными, новое понимание ценности жизни и здоровья человека, отношение к смерти и процессу лечения. Основополагающий этический принцип «не навреди» приобретает относительный характер в связи с пониманием двойственности всех биомедицинских технологий, конкретных лечебно-диагностических и реабилитационных методов и средств, воплощаясь в принцип выбора преобладания пользы над причиняемым вредом. Такой моральный выбор в условиях конкретной практической деятельности становится часто очень проблематичным.
Отличительными особенностями современной профессиональной медицинской культуры являются компьютеризация и информатизация деятельности медицинских работников. Современные информационные технологии при одновременном использовании аудио- и видео- каналов информации в сочетании с объективными данными лабораторно-диагностических исследований о состоянии пациента позволяют осуществлять медицинскую помощь без непосредственного контакта с больным. Недостатком такого вида взаимодействия с пациентом является эффект «виртуального общения».
Не менее актуальной является проблема объема индивидуальных профессиональных знаний медицинских работников, которая при недостаточном внимании к ней оборачивается профессиональной некомпетентностью, ошибками, неудовлетворенностью пациентов полученной медицинской помощью и превращением ситуации из «медицина бессильна» в «профессиональное бессилие врача».
В индивидуальной профессиональной медицинской культуре в той или иной степени присутствуют и система медицинских знаний, и профессиональные этические представления об основных моральных категориях, и свой жизненный опыт о необходимости и особенностях их применения в реальной жизни.
Массовая медицинская культура
Массовая медицинская культура во все исторические эпохи является формой общественного сознания и практической деятельности людей, отражающей в упрощенной и видоизмененной форме профессиональные медицинские знания о видах и причинах различных заболеваний, методах их лечения и предупреждения, о медицинских работниках, системе здравоохранения и охраны здоровья граждан и т.д. Урбанизация, технизация и информатизация всех сфер жизнедеятельности человека, являясь признаками информационного общества, формируют и своеобразие современной массовой медицинской культуры. В современной массовой культуре отражаются особенности общества, находящегося на очередном этапе своего культурно-исторического развития.
Для массовой культуры характерны стандартизация представлений о медицинской деятельности, видах медицинской помощи и медицинских работниках и активное тиражирование этих представлений в обществе с использованием всех средств массовой коммуникации. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, благодаря ей становятся доступными для широких масс населения знания и ценности профессиональной медицинской культуры, а с другой стороны она вульгаризирует их, подменяет подлинные продукты культуры усредненными, упрощенными представлениями о них. Коммуникативные процессы в качестве неотъемлемого, обязательного компонента содержат процесс искажения содержания информации (по смыслу, объему, форме). В массовой культуре происходит «гомогенизация» разнообразной по достоверности, отражаемым областям реальности, часто противоречивой информации, которая смешивается, упрощается и в таком виде потребляется широкими массами.
В современном обществе информационный поток не позволяет человеку без помощи массовой культуры ориентироваться в достижениях современной медицины и возможностях здравоохранения. «В новом информационном пространстве выживает только то, что массово востребовано, а таким свойством обладают стандартизированные, унифицированные продукты массовой культуры, потребителем которой и является… человек-масса, который ощущает себя таким, как все, и не только не удручен, но доволен этой неотличимостью…»[1]. Влияние информационного потока через печатные издания, ТВ и электронные средства хранения и передачи информации становится главным фактором формирования современной массовой культуры.
Массовая медицинская культура содержит в своем гносеологическом аспекте не только истинные научно-медицинские знания, но и вненаучные знания, различные социокультурные мифы и стереотипы. Научно-медицинские знания при этом упрощаются, схематизируются, приобретают форму, доступную для широких масс населения не принадлежащих к профессиональному медицинскому сообществу.
Правовые, социальные и этические нормы, также видоизмененные в массовом сознании, составляют важные элементы массовой медицинской культуры, определяя формы и виды взаимодействия населения с медицинскими и фармацевтическими работниками и учреждениями различного профиля.
Элементы массовой культуры проникают в обыденную культуру и существуют в ней на уровне индивидуальных представлений, знаний, привычек, стиля жизни. Личность овладевает массовой медицинской культурой с раннего детства, фактически с момента физического рождения человека. Гигиенический уход за новорожденным, первые медицинские манипуляции, кормление и т.д. осуществляются в соответствии с имеющимися в обществе научными знаниями и вненаучными представлениями об этих видах деятельности человека, бытующими в повседневной жизни людей. Детские дошкольные учреждения, медицинские и все виды образовательных учреждений, каналы массовой информации в Интернете и ТВ приобщают человека в процессе социализации к медицинской культуре через ее массовые формы.
Данная форма медицинской культуры является многообразной по содержанию и очень динамично видоизменяющейся под влиянием таких социокультурных феноменов как мода, реклама, пропаганда и ряда социокультурных технологий. При помощи медико-социальных и гуманитарных технологий она формирует общественную концепцию здоровья и влияет на систему ценностей социальных групп и индивидов, определяя место здоровья и самой жизни в системе ценностных ориентаций личности.
При помощи пропаганды и рекламы осуществляется манипулирование массовым сознанием людей. Внедряются эталонные представления о критериях здоровья и здорового образа жизни, распространяется информация о различных, в том числе и вненаучных технологиях лечения и профилактики различных заболеваний, формируется мода на потребление тех или иных медицинских услуг. Особенности информационного канала, в т.ч. субъекта-коммуникатора (ученое звание, должность и т.д.), форма предоставления информации и др. оказывают существенное влияние на степень доверия широких масс людей к предоставляемой медицинской информации. Недостаточное внимание к управлению информационными процессами в массовой культуре проявляется все чаще в стихийно возникающей моде то на одни, то на другие «народные», «восточные», «новые научные» и прочие методики оздоровления и лечения, приносящие в конечном счете вред большому количеству людей.
Обыденная медицинская культура
Обыденная медицинская культура формируется в процессе повседневной жизни человека на основе жизненного опыта. Она включает в себя разрозненные знания из области научной, традиционной и народной медицины, стереотипы и предрассудки, социокультурные мифы и традиции, социальные, правовые, религиозные нормы, регламентирующие жизнедеятельность человека в области сохранения здоровья человека, а также индивидуальный опыт возникновения, течения и лечения различных заболеваний. Этот индивидуальный опыт включает в себя и собственные переживания и ощущения, которые имели место в периоды перенесенных собственных болезней, и опыт взаимодействия и ухода за другими больными людьми, и опыт взаимодействия с представителями различных учреждений медицинского и фармацевтического профиля. Ж.Т. Тощенко отмечает: «…В реальной жизни (а не в теории познания), мы имеем дело с реальным (реально функционирующим, практическим) сознанием, в котором в самой причудливой форме, в самых разнообразных пропорциях переплетены и научные взгляды, и обыденные представления, мифологизированные суждения и заблуждения, политизированные установки и примитивные ориентации, существенно варьирующиеся и видоизменяющиеся у разных социальных групп и слоев» [6]. В социологических исследованиях была подтверждена идея о том, что «люди судят о своем положении… по той реальной ситуации, с которой они столкнулись в своей повседневной жизни» [6].
Большой объем знаний в обыденной медицинской культуре занимает вненаучное медицинское знание, которое столько же многообразно, как и содержание современной научной медицины. В условиях современной медицинской культуры вненаучное медицинское знание оказывается востребованным в качестве дополнения к научно-медицинскому. Это «дополнение» происходит во временном аспекте в трех вариантах. Первый – это одновременное использование научного и вненаучного знания в процессе лечения того или иного заболевания. Второй – это обращение к вненаучным формам медицинского знания после использования всех ресурсов научно-медицинского, что происходит в случаях тяжелых, неизлечимых средствами современной научной медицины заболеваний. Третий – это первоначальное обращение к вненаучному медицинскому знания, а затем в случае ухудшения состояния здоровья или недостаточной эффективности ненаучных методов и средств лечения, обращение к научному знанию. Разновидностью этого варианта могут считаться случаи, в которых обращение к знанию вненаучной медицины приносит желаемый положительный результат и к научной медицине человек уже не обращается.
В обыденной жизни человек усваивает нормы отношения к больному, ухода и заботы о нем как в домашних условиях, так и при госпитализации его в стационар лечебного учреждения. В современной обыденной медицинской культуре сохраняется преобладание таких моральных и социальных норм, как милосердие, сострадание и забота о больных, создание благоприятных условий для сохранения и восстановления здоровья человека, но в ряде случаев при наличии деструктивных и асоциальных тенденций в микросоциуме начинают доминировать безразличие и отчужденность по отношению к больным людям.
Уровень и качество образования, особенности общей культуры, национальные и религиозные традиции, моральные нормы, доминирующие в ближайшем социальном окружении определяют систему жизненных ценностей человека и в соответствии с ней характер деятельности по сохранению и восстановлению своего здоровья, включая и объем материальных средств, затрачиваемых на эту деятельность. Человек всегда осуществляет выбор между жизненными ценностями, достижение и сохранение которых требует от него активных действий и материальных затрат. Здоровье, как это ни парадоксально на первый взгляд выглядит, далеко не всегда стоит на первом месте в системе жизненных ценностей человека.
Индивидуальная медицинская культура
Индивидуальная медицинская культура представляет собой форму существования профессиональной и обыденной культуры общества на уровне личности. Она включает в себя совокупность знаний личности из различных областей медицины о возникновении, лечении и профилактике различных заболеваний, субъективный опыт переживания и лечения болезни, знания и представления о социальных, этических, правовых и других нормах, регулирующих поведение человека в области сохранения и восстановления здоровья. При помощи своих знаний и освоенных медицинских практик человек видоизменяет состояние своего здоровья во всех его аспектах.
Индивидуальная медицинская культура содержит в своей основе индивидуальную концепцию здоровья, которая соотносится с системой жизненных ценностей человека. Система жизненных ценностей личности, составляющая часть индивидуального мировоззрения, является главным фактором, определяющим меру приобщения личности к достижениям медицинской культуры в различных ее формах и степень собственной активности по использованию этих достижений в своей жизнедеятельности. Моральные ценности личности, уровень ее духовно-нравственного развития являются основой и активной стимулирующей силой, направляющей деятельность человека на освоение медицинской культуры человечества, на сохранение как своего здоровья и жизни, так и окружающих людей.
Человек, рассматриваемый в контексте медицинской культуры, оказывается в системе множества противоречивых, а в ряде случаев и парадоксальных взаимоотношений с элементами социокультурной среды и с самим собой. Его собственное бытие многопланово и противоречиво, а мотивы деятельности не всегда осознаваемы, поэтому обращение только к разуму, сознанию человека с целью видоизменения его образа и стиля жизни в соответствии с достижениями профессиональной медицинской культуры оказывается неэффективным. Оказавшись в потоке медицинской информации, он свободен в выборе лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных научных и вненаучных технологий для себя лично. Таким образом, свобода человека в области потребления достижений медицинской культуры оборачивается анархией. «Свободный и ответственный выбор» человек делает в соответствии со своими знаниями и мировоззренческими позициями.
Индивидуальная медицинская культура видоизменяется в ходе жизнедеятельности человека под влиянием его личного опыта переживания различных заболеваний, взаимодействия с медицинскими работниками, получения знаний из различных областей медицинской культуры. Освоение достижений медицинской культуры общества происходит избирательно в соответствии с потребностями личности в коррекции и/или поддержании своего потенциала здоровья. Нет человека, который хотя бы раз в жизни не перенес какое-либо заболевание и не получил опыта состояния болезни. Как это ни парадоксально, но только переживая болезнь человек осознает, что такое состояние здоровья. И только получив такой личный опыт, и в соответствии с его объемом и качественным содержанием, начинает (или не начинает) преобразовывать свою жизнедеятельность по сохранению здоровья, профилактике возможных заболеваний.
Перспективы эволюции медицинской культуры
Одной из особенностей эволюции медицинской культуры является то, что возникновение ее новых форм не исключает существование более ранних. Они сосуществуют во времени, оказывая определенное влияние друг на друга, но не исчезают. Взаимосвязь различных форм медицинской культуры позволяет синтезировать накопленный опыт, критически переосмыслить его и более эффективно использовать во благо людей.
Литература: