в чем состоит инновационность личностно ориентированного подхода в обучении математике
Выступление Личностно – ориентированный подход в обучении математики.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Личностно – ориентированный подход в обучении математики.
«Не запрещать, а направлять.
Не управлять, а соуправлять.
Не принуждать, а убеждать.
Не командовать, а организовывать.
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.»
Очень важно помнить слова педагога Е. Н. Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно».
Учитель учится вместе с детьми жить в этом современном мире и нужен не столько для передачи накопленного предыдущего, зачастую устарелого опыта, а для возникновения нового субъектного современного опыта каждого ребёнка. На этом пути много рисков для личности учителя остаться тем, кем ты можешь и хочешь быть, справиться с профессиональным выгоранием и деформациями личности. Оставаться оптимистом при внешних и внутренних воздействиях, нести позитивное и заражать этим детей из разных социальных групп – это трудная, но такая задача, которая требует решения для нашего общего будущего.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учеников в силу своих психофизиологических особенностей усвоение математики сопряжено со значительными трудностями, а у других явно выражены способности к изучению данного предмета. Слайд домашнего задания. В такой ситуации наиболее перспективной и эффективной технологией обучения математики я считаю личностно ориентированный подход в обучении.
Личностно-ориентированный подход предполагает активное участие учеников в образовательном процессе, основанном на самоорганизации. В результате у школьников происходит становление умения осмысливать и переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним, способность к творчеству. Развиваются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим. Все это помогает ребенку обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.
Личностно-ориентированное содержание в обучении математики, требует для своей реализации адекватных педагогических технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, творчество, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания и способов учения, сотворчества учителя и учащихся.
Моя задача как учителя, в соответствии с новой целью образования: провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и формирование компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и обучая, обеспечивать развитие личности.
Я остановлюсь только на некоторых методах и приемах, используемых на уроках.
Личностно ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно ориентированной системе обучения, ученик
-получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
-вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
-учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
-учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
Организуя, таким образом, изучение нового материала, воздействую на эмоциональную сферу ребенка, заставляя его радоваться, сопереживать сказочному персонажу. Это делает процесс учения личностно-значимым для ребенка, вызывая активную работу, уверенность в правильности выбранного решения. На протяжении всего урока учитель направляет действия учеников, воодушевляет их, вселяет веру в свои силы.
Если при работе над задачей дети удивятся «красоте» её решения, это будет шагом к самостоятельному поиску и творчеству. Поднимать учащихся до нового, более высокого уровня познавательной деятельности позволяет использование проблемности в обучении.
Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. Важной целью обучения математике в школе является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Метапредметная связь слайд
Моя работа как учителя индивидуализируется, ориентируясь на обеспечение активной познавательной деятельности самих обучающихся. Иными словами, не учитель теперь призван обучать математике школьников, а сами ученики в созданных учителем обучающих ситуациях самостоятельно или в сотрудничестве друг с другом (или с учителем) овладевают системой математических знаний, умений и навыков. Тьютеры
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Важно, чтобы на заключительном этапе возникли новые вопросы, дающие толчок к продолжению.
Я уверена, что личностно-ориентированный подход, гуманные отношения между учителем и учеником в соответствии с принципами разноуровневого обучения должны выражаться в ориентации на посильные и доступные результаты обучения, чтобы практически на каждом уроке ученик испытывал удовлетворение от процесса учения.
«Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Доклад «Личностно-ориентированный подход в обучении математике»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГБОУ СПО ПО Пензенский многопрофильный колледж
отделение транспорта и дорожного хозяйства
Доклад «Личностно-ориентированный подход в обучении математике»
Преподаватель: Кузнецова Ю.Л.
«Личностно-ориентированный подход в обучении математике».
Повышение профессиональной компетентности преподавателя как условие перехода к личностно-ориентированной направленности обучения
развитие индивидуальности студентов;
выявление и развитие способностей каждого студента;
формирование положительной мотивации учения у студентов;
повышение своего методического уровня;
получение прочных и глубоких знаний студентами.
— продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
изучить психологические и возрастные особенности студентов.
Основные направления самообразования:
Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
Психолого-педагогическое (ориентированное на студентов и родителей),
Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации
Индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности методического объединения.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества преподавания предмета;
разработка сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
выработка методических рекомендаций на уроках математики;
разработка и проведение открытых уроков,
обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях МО.
Планируемые результаты самореализации:
Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
сборника предметных кроссвордов,
пакета документации методического предметного объединения,
комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы)
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:
— изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого студента.
— учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
— стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Организация уроков предполагает включение моментов. К ним относятся следующие:
— учёт личностных особенностей учащихся;
— применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
— использование разнообразных форм общения;
— создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
— стимулирование студентов к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
— использование учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.
Наиболее продуктивной формой, способствующей формированию математической компетентности и реализующей основные цели математического образования я считаю, личностно-ориентированный урок математики. Актуальность вопроса о формировании математической компетентности учащихся подтверждается целями математического образования, к которым относятся: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
Овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку для применения в практической деятельности для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования и воспитания личности в процессе освоения математической деятельности.
Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности студента и запуск соответствующих возрасту возможностей саморазвития.
Задачи личностно-ориентированного образования: личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие студентов; интеллектуальное развитие студентов; формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.
К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного урока относятся:
— необходимость создания на уроке условий, способствующих заинтересованности ученика в учении, саморазвитии;
— учитель – это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности студентов;
— организация учебного процесса через диалог;
— свобода выбора студентом уровня и темпа обучения.
Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового материала, то можно выделить 5 основных этапов:
1 этап. Актуализация опорных знаний.
Здесь задача: включить в работу каждого студента группы. Здесь студентам уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по парте; провести дидактическую игру «Я знаю, а ты?»
2 этап. Включение студентов в целеполагание.
Здесь рационально использование заданий, вовлекающих студентов в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.
Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.
4 этап. Этап контроля знаний учащихся.
Здесь вместо традиционной оценки знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока
Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять, анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.
Каждый студент по-своему уникален и талантлив, Имеет свои способности, свой уровень развития, Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее изучение личности и учет возможностей, способностей, интересов студентов в процессе обучения.
Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения и является личностно-ориентированное образование. Решением этой проблемы занимаюсь на протяжении нескольких лет.
На начальном этапе я проводила диагностирование по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков, мотивы, характерологические особенности каждого студента, уровень математических способностей. Для определения уровня актуальных знаний провожу контрольно-диагностический срез по предмету. И уже по итогам контрольно-диагностических срезов выявляю пробелы в знаниях студентов, определяю группы учащихся для проведения индивидуальной, групповой дифференцированной работы. С помощью первоначальной диагностики определяю уровень интеллектуального развития в группе. Здесь же определяю какими операциями мышления учащиеся недостаточно владеют: обобщением, логикой, сравнением. Студенты, у которых недостаточно хорошо развиты операции мышления не смогут моделировать задачу в виде схемы, таблицы, поэтому провожу тренинги по формированию мыслительных навыков. Эта информация является базовой для составления индивидуальных занятий. Разные студенты требуют разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить в действие все имеющиеся задатки студента. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.
Для развития мышления использую занимательные задачи. Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для студента благоприятную психологическую атмосферу так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Большое внимание уделяю развитию у студентов способности к самооценке работы, так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с такими студентами опираюсь на правила:
-не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения, давать больше времени на обдумывание.
-не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать постепенно по мере усвоения.
— путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах, знаниях и возможностях учиться. Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и контрольных также.
В своей работе использую идеи доктора психологических наук И.С. Якиманской, с которыми знакомлюсь из научных источников. Также в работе применяю методы, которые адекватны целям личностно-ориентированного обучения. Это:
— технологии развивающего обучения,
— игровые технологии, где совершенствуется свобода выбора, самостоятельность ответственность
— проблемные, поисковые методы и приемы, которые формируют творческие способности студента;
— технологии дифференциации и индивидуализации обеспечивают развитие самостоятельности, индивидуальности.
Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, решение проблемных ситуаций.
-выявление аналогичных ситуаций;
-прослеживание общих закономерностей;
-выделение новых сторон в известном;
-использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями.
Личностно-ориентированное образование есть системное построение. Оно позволяет:
-добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности;
-ввести в систему индивидуальную работу со студентами;
-значительно снизить количество неуспевающих;
— повысить качество знаний студентов;
-ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение успешным для каждого студента.
-значительно четче увидеть пробелы в знаниях студентов и своевременно ликвидировать их;
-повысить уровень учебной мотивации.
-создать психологический комфорт на уроке для студента и преподавателя.
Личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от преподавателя студенту, но и развивать студента как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и преподаватель постоянно находится в поиске эффективных форм методов обучения, ориентированных на результат, совершенствуется в своем педагогическом мастерстве.
Личностно-ориентированный подход во внеурочное время.
Я считаю, что внеурочной деятельности должно быть много и она должна охватывать как можно больше студентов. Эта деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает ценностные качества личности.
Стало традиционным в нашем колледже проведение внеклассного мероприятия по математике “Математическая викторина” на 1 курсе.
Внеклассные мероприятия по математике сопровождаются накоплением интеллектуального опыта. Занимательная математика может принести большую пользу для развития у студентов сообразительности, умения рассуждать самостоятельно и привития интереса к математике.
Внеклассные мероприятия позволяют раскрыться студентам, укрепляют их веру в себя и свои возможности, прибавляют творческих сил, приносят радость и желание познавать.
Я систематизировала диагностическую работу по предмету. Анализирую результаты контрольных работ.
Анализ результатов показал, что качество зависит от уровня владения техникой чтения, письма, счета и от внимания студента.
Поэтому так необходимо проводить коррекцию знаний. Учитывая индивидуальные особенности студента, данное диагностирование помогает спланировать учебную работу, наметить пути коррекции недостатков знаний.
В результате проделанной мною работы достигнуты следующие результаты:
1. Было проведено изучение литературы по данной теме.
2. Выявлены и использованы в практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
3. Повысился % успеваемости (94% до 98%)
4. Повышение качества обучения (с 30% до 40%)
Перспективный план развития.
1. Продолжить накопление и использование приемов организации работы студентов по развитию индивидуальности личности на уроках математики.
2. Увеличение количество участников в различных конференциях, конкурсах.
3. Совершенствовать виды и формы контроля знаний.
4. Усилить личностно-ориентированную направленность обучения через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.
Инновационный проект «Личностно-ориентированное обучение на уроках математики»
Разделы: Математика
Адресация проекта: проект может быть использован учителями математики общеобразовательных школ.
Участники проекта: учитель осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит занятия, организует исследовательскую и практическую деятельность учащихся, консультирует учащихся во время выполнения работы, проводит анализ результатов работы; учащиеся, которые включены в проект; психолог ОУ осуществляет диагностику и психолого-педагогическое сопровождение.
Цель проекта: достижение оптимальных результатов в учебной и внеурочной деятельности с помощью использования методики личностно-ориентированного обучения.
Сущность опыта состоит в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самостоятельной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Новизна опыта состоит в том, что на личностно-ориентированном уроке я принимаю на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
Трудоемкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом личностных возможностей и мотивов учащихся.
Обоснование актуальности проекта
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем.
Но есть вопрос вопросов: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”.
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.
Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.
Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим. У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д.
Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы прежде всего должны иметь ввиду его саморазвитие.
Разрешить поставленную задачу можно с помощью личностно-ориентированной технологии обучения, которая призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.
Главная цель обучения – развитие умственных способностей учащихся. Задача обучения не только в том, чтобы дать определенные знания, но и в том, чтобы поднять уровень развития ученика.
Ещё К.Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребенка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию.
Я заинтересовалась новой темой: “личностно-ориентированное обучение на уроках математики”
Выбрав эту тему, я решила реализовать свой творческий потенциал. В настоящее время имею большой опыт проведения уроков на основе личностно-ориентированного подхода. Подтверждение тому, открытые уроки для учителей нашей школы.
Этапы проектной деятельности
Подготовительный. (2006-2007 уч.год) Изучение литературы, посвящённой современному состоянию исследуемой проблемы. Составление индивидуальной карты учащихся, позволяющее максимально использовать субъективный опыт каждого ученика. Разработка элективного курса.
На уроках используются элементы тренингов для развития внимания, мышления и памяти.
Карта успешности учащегося позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход на уроках математики и является основой для разработки планов уроков и составление дидактического материала.
На практическом этапе я использовала на практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
Принцип целеполагания и мотивации.
а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего?
б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а учащиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие.
2. Принцип открытости. Контрольная диагностика позволяет мне объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.
3. Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках несколько альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.
4. Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания. Учебно-дидактические материалы каждой темы по математике разбиты на три уровня.
5. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
6. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.
В своей работе я использую общеизвестные методы дидактики. Словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.), репродуктивный метод, наглядные (показ, демонстрация и пр.), объяснительно-иллюстративный метод.
Эвристический метод. Этот метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев.
Создаю такую ситуацию, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя углы треугольника, ученики могут открыть теорему: сумма всех углов треугольника равна 180°. Или, измеряя среднюю линию треугольника и стороны, приходим к выводу, что средняя линия равна половине стороны.
Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов. Работаем над проектами, исследовательскими работами.
Так изучая решение квадратных уравнений, мы рассмотрели не только способы, которые находятся в учебники, но и далеко за его пределами. Ученик 8 класса Севба Станислав написал исследовательскую работу по теме “Решение квадратных уравнений”, в которой рассмотрел способы и приёмы устного решения уравнений, а также решение уравнений в комплексных числах.
Чтобы процесс обучения был эффективным, использую различные приёмы.
Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что “… всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета”. На уроках мы знакомимся с именами и жизнью людей, которые создавали науку математику. Чаще всего дети сами готовят доклады, сообщения, рефераты.
Исторические экскурсы на уроках математики прививают интерес к предмету и развивают детей. Рассказ о маленьком Гауссе, который доказал теорему за несколько минут, подталкивают учащихся на активную работу.
В 2010 году мы с учащимися 5а и 9а классов провели во время недели математики интересный экскурс по старинным мерам. Затем составили кроссворды, загадки, ребусы и задачи и собрали свой задачник. Вся наша работа выросла в проект “Старинные меры”.
Математика удивительная наука. Она не может существовать сама по себе. Математические знания нужны и для других дисциплин. Очень часто на своих уроках я использую межпредметные связи.
1. Использую правило в стихах.
Или очень простые стихи: “Если ищем ширину, делим площадь на длину”. “Когда уравнение решаешь дружок, ты должен найти его корешок”.
2. В 5, 6 классах предлагаю задания, выполняя которые учащиеся узнают о животных и растениях, занесенных в красную книгу.
Рассматриваем некоторые вопросы более глубоко. Так с учеником 9 класса Игитовым Матвеем мы исследовали такую тему “Ритмы сердца и мозга”. В этой работе мы исследовали влияние золотого сечения на здоровье человека.
Без математики не может прожить ни один человек. В повседневной жизни человек любой профессии обязательно выполняет вычисления.
Цель школьного курса математики состоит не только в усвоении математических теорий, но и о владении применять знания по математики в повседневной жизни. Поэтому я использую такой приём, как мотивация к учению. В прошлом году учащиеся писали сочинение на тему: “Математика в профессиях моих родителей”. Учащиеся анализировали, делали выводы. В конце мы получили свой сборник задач “Математика в профессиях округа”.
С ученицей 10 класса Соковниковой Анжелой мы написали исследовательскую работу по теме “Такая простая и сложная арифметика ЖКХ”. В которой рассмотрели эффективные способы экономии семейного бюджета при оплате услуг ЖКХ.
С учеником 7 класса Живодеровым Максимом исследовали вопрос, как без инструментов (линейки, циркуля) построить на местности прямую, биссектрису угла и др.
Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что “математика для глаз, а не для ушей”, использую наглядность на уроке. Использование информационных технологий позволяет оформить презентации красочно, кроме иллюстраций я использую видео фрагменты.
Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера. А учитель может привлечь внимание учеников в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить и внести необходимые пояснения.
Кроме этого я использую на уроках компьютерное тестирование. Оно мне позволяет проверить знания учащихся быстро и качественно. Очень часто учащиеся подготавливают презентации, составляют тесты сами.
Каждый год мы работаем над проектами. Так с учеником 9 класса Ильинским Сергеем мы подготовили проект электронный учебник “В помощь к сдаче экзаменов в 9 классе”. В этот учебник вошли теоретический материал и примеры по темам, необходимым для сдачи экзамена.
Формы организации уроков.
В своей педагогической деятельности использую как традиционные, так и нетрадиционные формы ведения уроков.
Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.
Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира.
В использовании нестандартного урока необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного урока в традиционном: составление таблиц, опорных схем, конспектов, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.
Весь этот арсенал я использую для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И ученик проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства и различия событий. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.
Личностно-ориентированный подход во внеурочное время.
Я считаю, что внеурочной деятельности должно быть много и она должна охватывать как можно больше школьников. Эта деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает ценностные качества личности.
Стало традиционным в нашей школе проведение внеклассного мероприятия по математике “Умники и умницы”. Мною разработаны и проведены мероприятия: “Самый умный”, “Умники и умницы”, “Занимательная математика” и другие. Разработка игры “Самый умный” получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе “Образование: взгляд в будущее”.
Внеклассные мероприятия по математике сопровождаются накоплением интеллектуального опыта. Занимательная математика может принести большую пользу для развития у детей сообразительности, умения рассуждать самостоятельно и привития интереса к математике.
Внеклассные мероприятия позволяют раскрыться ученикам, укрепляют их веру в себя и свои возможности, прибавляют творческих сил, приносят радость и желание познавать.
Я систематизировала диагностическую работу по предмету. Анализирую результаты контрольных работ. На графиках отмечаю средний балл по предмету каждого класса и ученика. После этого проводится ликвидация пробелов в математической подготовке учащихся.
Анализ результатов показал, что качество зависит от уровня владения техникой чтения, письма, счета и от внимания ученика.
Поэтому так необходимо проводить коррекцию знаний. Учитывая индивидуальные особенности ученика, данное диагностирование помогает спланировать учебную работу, наметить пути коррекции недостатков знаний.
Составленная на МО учителей математики МСОШ № 30 карта успешности учащегося позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход на уроках математики и является основой для разработки планов уроков и составление дидактического материала.
В результате проделанной мною работы достигнуты следующие результаты:
1. Было проведено изучение литературы по данной теме.
2. Выявлены и использованы в практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
3. Составлены индивидуальные карты учащихся, позволяющие максимально использовать субъектный опыт каждого ученика.
4. Рост мотивации к изучению математики. (От 64% до 90%)
5. Увеличилось количество победителей и призёров в различных творческих конкурсах и олимпиадах.
6. Повышение качества образования. (С 40% до 68%)
7. Стабильно хорошие результаты сдачи ЕГЭ.
Перспективный план развития.
1. Продолжить заполнение индивидуальной карты учащихся, применяя для исследования диагностики, соответствующие возрастным особенностям учеников.
2. Продолжить накопление и использование приемов организации работы учащихся по развитию индивидуальности личности на уроках математики.
3. В 2011-2012 учебном году результаты ЕГЭ: успеваемость – 100%.
4. Увеличение количество участников в различных олимпиадах и конкурсах.