в чем состоит художественное своеобразие поэмы а блока двенадцать
Идейно-художественное своеобразие поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
В поэме «Двенадцать» Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы. Перемену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом, о революционном необходимо новым языком. Поэтому произведение представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее.
Поэма состоит из двенадцати небольших главок — по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел — ведь мистическая «нагруженность» числа «двенадцать» общеизвестна. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа — а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом. «Двенадцать» можно назвать драматической поэмой, так как главным в ней является действие, носителем которого выступают главные герои. Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей. У каждого из них свой язык: у убогой старушки, у барыни, у писателя, у красноармейцев. Поэме свойственно разнообразие художественно-речевых стилей, ее язык включает лексику возвышенно-поэтическую и просторечную, даже вульгарную. Политические лозунги, фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки — автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи. Также разнообразны ритм и размер стиха, от частушечного до маршевого, от четырехстопного хорея до дольника.
Сочетание различных речевых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл «музыкой революции», ее многоголосие, стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы, и его поэма — яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов.
В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал. Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину, Поэму «Двенадцать» можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудавшуюся. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска — идейного ли, формального — ее автора.
Тема России в лирике А. Блока
Школьное сочинение
Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: «. стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».
Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении «Русь» она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.
Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: «Россия, как Катерина в «Страшной мести», находится во власти колдуна».
Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в голых прутьях.
В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. «Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине. Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства», — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге «Шахматово. Семейная хроника».
Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— «дикой вольности сестра», краса ее «разбойная», ей свойственны порыв к мятежу, бунту:
Эй, встань, и загорись, и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот
Был мрак, где не видать ни зги!
Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле «На поле Куликовом» звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта «быть светлым», выбрать мужественную позицию и понять, что «настал твой час».
Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь.
Жена — самый близкий человек, «половина», которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — «жизнь или смерть», «счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок — «. в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».
Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, «песни ветровые», дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.
Художественное своеобразие поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Художественные особенности поэмы «Двенадцать»
Художественные особенности. Поэма «Двенадцать» построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основной контраст — это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: «черный ветер», «белый снег», «черное, черное небо», «черная злоба, святая злоба», «черные ремни», «огни, огни, огни». Язык блоковской поэмы многолик: простонародные выражения (С офицерами блудила — / Поблуди-ка, поблуди!) граничат с лирическими описаниями (Снег воронкой завился, / снег столбушкой поднялся…), сниженной разговорной речью (Что, Катька, рада? — Ни гу-гу… / Лежи ты, падаль, на снегу!), с народной частушкой, песней (Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить — / В красной гвардии служить — / Буйну голову сложить!). От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность «Двенадцати» отметил О. Мандельштам, назвав поэму «монументальной драматической частушкой», которая обречена на бессмертие, как фольклор.
Художественные особенности поэмы «Двенадцать»
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Главные герои и их характеристика
Несмотря на то, что жанр произведения — поэма, в нем не так много героев. Однако образ каждого героя важен для раскрытия смысла произведения «12», для более глубокого понимания авторской позиции.
Система образов в поэме «Двенадцать» опирается на образы-символы: есть представители старого времени (буржуй, шелудивый пес, купчиха и т.д.) и новые люди нового строя (красноармейцы, Иисус). Между ними и происходит основной конфликт: вчера и завтра, прошлого и будущего.
Фонетические средства: звукопись
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.
Лексические средства: тропы
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола — Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония — Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение — Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз — Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха — Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет — «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы — 1) бежать – мчаться. 2) Шум (шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм — очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени:
Многомудрый Литрекон может назвать еще десяток тем, но нужно ли оно Вам? Если да, напишите об этом в комментариях!
Синтаксические средства
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»
Комментированное чтение, аналитическая беседа
Сегодня я – гений!
Александр Блок
Поэма «Двенадцать» явилась откликом на события 1917 года. Отношение к революции определилось через ожидание очистительной бури, сметающей старый, ненавистный поэту мир. Сохранилась «Записка» Блока о поэме: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 и в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией. Поэтому те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой – будь они враги или друзья моей поэмы».
«“Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение и много вопросов.
Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, герои поэмы – двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.
Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей».
«Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющихся одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передает неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
Поэма построена как ряд сменяющих друг друга сцен из жизни ночного Петрограда начала 1918 года. Здесь нет ничего похожего на прославление революции, напротив, – «злоба, грустная злоба», стрельба, грабежи, вымерший черный город. «Безродный пес» – образ, который точнее всего передает состояние обитателей Петрограда, связанных со «старым миром» и вчера еще чувствовавших себя хозяевами жизни. «Барыня в каракуле», «товарищ поп» и «буржуй на перекрестке» робко прячутся от непонятных для них событий и изображены Блоком с нескрываемой иронией.
На фоне разоренного города совершают свое победное шествие двенадцать красногвардейцев «без креста»: «В зубах – цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!». Бубновый туз – лоскут с ромбом – прикрепляли к спине каторжников и бандитов. С появлением отряда в поэме возникает тема революции:
Революционный держите шаг!»
Неугомонный не дремлет враг!
Как проявляет себя автор в этой поэме?
Автор не является героем поэмы. Его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.
Двенадцать бойцов «вдаль идут державным шагом» под развевающимся «кровавым флагом». В их хозяйской поступи Блоку слышится музыка рождающегося нового мира.
Композиция отражает стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», – призывает Блок.
Как передает Блок «музыку революции»?
Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерам, иногда с нерифмованным стихом.
Какие ритмы вы услышали?
В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот – проснется
Лютый враг.
Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Кроме музыки в поэме заметно выделяются лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:
…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
Разноголосица, какофония, треск выстрелов сливаются в единое целое.
Язык поэмы был непривычен для читателей. «В согласии со стихией» – звучали совершенно новые ритмы: частушка («Эх, эх, попляши!/ Больно ножки хороши!»), городской романс («Не слышно шуму городского…»), солдатская песня («Как пошли наши ребята…»), озорная речь улицы («Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!»).
Какая лексика встречается в поэме?
Строй лексики разнообразен. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Как изображает Блок образы героев поэмы?
Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель – / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый – / Сторонкой за сугроб… / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?».
Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!».
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…».
В чем особенность сюжета поэмы?
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати», Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Проследите, где и как меняется мотив ненависти?
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…
И как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Какие мотивы еще увидели в поэме?
Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!». Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11 главе:
… Идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.
Какие образы-символы заметили в поэме?
Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число двенадцать, «пес безродный», Христос.
Каково же значение образа Христа в поэме?
Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого». Возможно, появление Христа означало возможность будущего преображения, а, следовательно, и одобрение революции.
«Христос» в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, – самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л.Долгополов).
Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001
Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005
Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999
Конспект урока литературы по поэме А.А.Блока «Двенадцать» (11 класс)
Вопросы и ответы к поэме «Двенадцать» А. А. Блока
1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»?
Поэма А. Блока «Двенадцать» сочетает символические и реалистические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета — черный вечер — белый снег, образов — старый и новый мир, ритмов. Поэма полифонична, вмещает в себя разные точки зрения, пересекающиеся реплики и суждения. В ней явственна фольклорная основа, реализующаяся в языке, в использовании частушек, городского романса, пословиц.
2. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока «Двенадцать».
Образ вьюги, метели — символ разгулявшейся стихии революции; образ голодного пса — сатирическое изображение старого мира; образ двенадцати красногвардейцев связан с двенадцатью апостолами — учениками Иисуса Христа. Образ Христа «в белом венчике из роз» впереди красногвардейцев — самый неясный и не разгаданный до конца символ А. Блока.
3. Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»?
Образ двенадцати дан в развитии. В начале поэмы это голытьба, которой «на спину б надо бубновый туз» (то есть это бандиты, уголовники, которым в царской России нашивался отличительный знак на тюремную одежду). Затем они превращаются в красногвардейский дозор, а потом теряют реальные очертания, превращаясь в снежной замети в двенадцать апостолов — провозвестников новой эры. Меняется и их походка: вначале они идут лишь бы как, вразвалку, затем — революционным маршевым шагом, переходящим в державную поступь.
4. Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»? Материал с сайта //iEssay.ru
А. Блок писал, что сам не понимает, почему Христос. Это говорит о сложности восприятия революции поэтом. М. Волошин считал, что образ Христа невидимо присутствует во всей поэзии Блока: «Красный флаг в руках Христа? В этом тоже нет никакой кощунственной бессмыслицы. Кровавый флаг — это новый крест Христа, символ его теперешних распятий». Другие исследователи считают, что Христос — символ величия революции и ее святости. Третьи видят в том, что Христос впереди двенадцати, символ начала новой эры. В образе Христа усматривают и воплощение справедливости революционного дела.
5. К какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»?
Отражая романтический пафос революции, поэма «Двенадцать» сочетает в себе черты символизма и реализма, которые дополняются сатирическим и ироническим пафосом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
Конспект урока литературы «А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания»; 11 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЭМЫ
А.А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
. А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания. Авторский опыт осмысления событий революции. Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме.
Показать, как в поэме «Двенадцать» прослеживается отношение Блока к революции, родине, судьбе родины и народа. Развивать навыки анализа литературного произведения.
Оборудование: портреты А.А. Блока, хрестоматии.
А. Блок принял Октябрьскую революцию. Он воспринимал ее как очистительную бурю, торжество стихии, которая призвана разрушить старую, уже омертвевшую цивилизацию и, проведя историю через эпоху нового варварства, вывести ее к рождению новой культуры. 9 января 1918 года, буквально на следующий день после начала работы над поэмой «Двенадцать», Блок пишет знаменитую статью «Интеллигенция и революция», исполненную оптимизма. В ней есть такие строчки:
«Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью… Революция… всегда несет новое и неожиданное… Великие русские художники верили в свет, они знали, что, рано или поздно, все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».
Поэма «Двенадцать» стала памятником торжествующей стихии. Закончив ее, Блок написал в дневнике: «Сегодня я – гений». Гений потому, что смог с невероятной точностью уловить и переложить в образное слово эту ужасающую какофонию (‘лишенное всякого благозвучия сочетание звуков’), поднятую в «мировом оркестре» буйством революционной стихии.
Сравните несколько высказываний о поэме «Двенадцать».
«Варварское разрушение поэзии и культуры, шарж на Христа, возглавляющего шайку грабителей и убийц»
(круг Гиппиус и Мережковского).
«Христос говорит о большевистских симпатиях автора»
«Интеллигентский гимн Октябрьской революции»
(большевик Н. Осинский).
«…самая злая сатира на все, что происходило в те дни»
Кто же прав? К. Чуковский писал: «Поэт чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от его желаний… Написав «Двенадцать», он все эти три с половиной года старался уяснить себе, что же у него написалось…»
Выводы по результатам беседы
Революция у Блока – не частный эпизод русской или мировой истории. Она имеет универсально-космическую природу. Начинаясь в мирах духовной субстанции (в философии: ‘первооснова, сущность всех вещей и явлений’) – «рука музыки», космические «взрывы страстей» отражаются в земных стихиях – природных (буря, ветер, вьюга) и социальных (революционное движение).
Поэтический мир «Двенадцати» контрастен, двуцветен: «Черный вечер. Белый снег». Принцип контраста – ведущий во всей поэме.
1) Случайно ли число красноармейцев и количество глав в поэме? (Блок не отступал от жизненной правды в изображении бытовых деталей и пейзажных зарисовок революционного Петрограда. Красногвардейский патруль обычно состоял из 12 человек. Взяв из действительности число 12, Блок придал ему и символическое значение, сближая своих героев с двенадцатью апостолами Христа, которые, по евангельской легенде, несли людям новую веру).
2) Найдите примеры использования приема контрастного противопоставления в поэме. (новый и старый мир, высокая цель революции и грубая повседневная действительность, у красногвардейцев – постоянная готовность к священной битве и бесшабашность, анархия, несовместимые с военной дисциплиной)
3). Какие настроения соединены в поэме?
4) Каково значение финала поэмы?
Число красноармейцев не случайно (см. выше). Финал поэмы неоднозначен. С одной стороны, сравнение красноармейцев с апостолами можно рассматривать как утверждение высоты и святости революции. С другой стороны, красноармейцы «постреливают» по впереди идущему Христу – и здесь уже усматривается печальное пророчество Блока об антигуманных последствиях революции. М. Волошин утверждал, что красноармейцы преследуют, распинают Христа. Мне кажется, прав Волошин. Судите сами.