что нужно для проявления пленки в домашних условиях
Как проявить черно-белую пленку в домашних условиях
Пленка непредсказуема, но дефекты снимка всегда можно исправить в ФотоМАСТЕРЕ!
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Всё о самостоятельной проявке пленки дома
Черно-белые фото никогда не выйдут из моды. Не только любители, но и профессиональные фотографы продолжают снимать на пленочные камеры из интереса, специфики своей деятельности или ради творческого эксперимента. Обсудим, как проявляют фотографии с пленки в домашних условиях и что для этого потребуется. Также дадим рекомендации, как улучшить получившиеся кадры с помощью программы для редактирования фото.
Проявка фотографий дома — увлекательное и интересное хобби
Что нужно для проявки пленки
У желающих получить фотографии с черно-белой негативной пленки есть два пути — отдать ее в специализированную лабораторию или попытаться обойтись своими силами. Безусловно, первый вариант легче, однако второй — гораздо интереснее. Особенно, если вы относитесь к любителя фотоискусства. Для проявки фотопленки дома потребуется оборудование и аксессуары, которые мы подробно рассмотрим ниже.
Купить его несложная задача, главное, знать точно, что вам нужно. Обычно на выбор бачка для проявки черно-белой пленки в домашних условиях влияют следующие моменты:
Например, бачок для фотопленки 35 мм. Есть и универсальные емкости для проявки — они хороши тем, что допускают возможность одновременной работы с двумя узкими роликами.
Бачок для проявки пленки 35 мм Paterson
Некоторые отдают предпочтение односпиральным бачкам, которые были популярны еще во времена СССР. С ними легко и приятно работать, однако для этого требуется аккуратность. Если вы сторонник современных технологий — обратите внимание на универсальные бачки с двумя спиралями. Например, Paterson. Их прелесть в том, что многие модели позволяют проявить фотопленку разных размеров.
Универсальный бачок AP Classic
Они необходимы для приготовления растворов — проявителя и закрепителя (его часто называют «фиксаж»). Лучше всего подойдут обыкновенные кувшины из пластика. Возьмите несколько штук разного объема — например, один на литр и два на два литра. Этого будет вполне достаточно для работы.
Однако стоит учесть, что готовые растворы в подходящих условиях могут храниться на протяжении длительного времени. В некоторых семьях заветные бутылочки вообще передаются от отца к сыну. Так что вам точно не помешают специальные бачки в виде гармошек, которые можно сжать под нужный объем, когда раствора становится меньше.
Банка-гармошка для хранения готовых растворов
Успех проявки черно-белой пленки в домашних условиях напрямую зависит от качества приготовленных растворов. Обычно производитель пленки рекомендует, какой проявитель следует приобрести, чтобы получить качественные и резкие снимки. Сегодня самым бюджетным и востребованным считается проявитель Д-76.
D-76 — один из самых популярных проявителей
Готовить проявитель легко — однако важно четко следовать инструкции на упаковке с порошком. Он растворяется в воде, перемешивается и ставится в темное помещение или место на 24 часа. Помимо проявителя следует сделать и закрепитель, или фиксаж. Он приготавливается аналогичным образом. Главное, не забывать, что сначала реактивы растворяют в небольшом объеме воды, а потом доливают жидкость до обозначенной в инструкции нормы.
Набор реактивов фотолюбителя советских времен
Чтобы проявить черно-белую пленку, вам также потребуется ряд других вещей:
Приготовьте нужные материалы заранее
Как проявить фото с пленки
Допустим, все необходимые материалы у вас есть. Остается вопрос, как действовать? Алгоритм процесса следующий:
Зачастую качество получившихся фото напрямую зависит от реактивов
Ретушь черно-белых фотографий в графическом редакторе
Проявка фотографий в домашних условиях — это работа, с которой по силам справиться даже начинающим фотолюбителям. Но что делать, если получившиеся снимки не радуют качеством? Например, выглядят слишком темными или нерезкими. Ситуацию можно исправить с помощью хорошего софта. ФотоМАСТЕР поможет обработать фотографии, довести их до идеала и отправить на печать.
Обрабатывайте картинки с помощью специального софта
Скачайте фоторедактор с нашего сайта — процесс загрузки и установки займет всего несколько минут, по прошествии которых вы сможете быстро и красиво отредактировать проявленные и отсканированные черно-белые снимки.
Подводим итоги
Самостоятельная проявка фотопленки — довольно быстро дело, которое занимает всего несколько часов. Материалы и реактивы сегодня доступны абсолютно всем — при желании поэкспериментировать вы можете поработать с проявителями и фиксажами разных производителей. Такие фотографии часто приравнивают к произведениям искусства, поскольку в их создании важен не только факт съемки, но и проявочный процесс.
Как проявить фотоплёнку с помощью телефона
Думаю, у вас, как и у меня, завалялись дома непроявленные фотоплёнки. Проявить их, наверное, всё ещё можно. Но даже просто найти фотоателье, где этим займутся, будет нетривиальной задачей, не говоря уже о цене, которая явно будет не самой низкой, учитывая специфичность предоставляемой услуги. Так бы и лежала плёнка мёртвым грузом где-нибудь в шкафу или на антресолях, если бы не специальное приложение для Android, которое позволяет в считанные секунды оцифровать фотоплёнку телефоном.
Проявить плёнку можно даже с помощью смартфона
Как Google меняет Google Play. Теперь искать лучшие приложения для Android будет легче
Приложение, о котором я говорю, называется FilmBox. По умолчанию оно бесплатное, но есть возможность оформить платную подписку и получить расширенный набор функций. По факту можно и не платить, потому что функция оцифровки фото работает по умолчанию без дополнительных условий. Но есть один или два сценария, когда подписка для вас будет просто обязательной. Об этом расскажу ниже, а заодно подскажу, какой тариф лучше выбрать.
Как оцифровать фотоплёнку
Вот как всё устроено:
Подсветить плёнку нужно обязательно
Сфотографируйте плёнку так, чтобы перфорация по бокам обязательно попала в объектив
За 2 года экспериментов разобрался, как правильно заряжать телефон. Вы не поверите
Несмотря на то что функция сканирования фотоплёнки доступна по умолчанию, возможность сохранять оцифрованные фотографии есть только в платной версии. Обычно я не имею привычки рекомендовать читателям оформлять платный тариф, но в данном случае, если у вас большой объём кадров, которым требуется оцифровка, можете оформить подписку на месяц за 459 рублей, оцифровать всё, что нужно, выгрузить снимки в облако, а потом отписаться.
Качество оцифровки фотоплёнки меня радует. Но учитывайте, что оно напрямую зависит от нескольких факторов:
Проявка пленки с помощью телефона
Вот так выглядят оцифрованные изображения. Скриншоты сделаны на iPhone, потому что Android блокирует снимки экрана без подписки
Вообще, оцифровка старой плёнки приложению даётся на удивление хорошо. Даже светлые снимки получаются как будто чуть более винтажными, чем они есть на самом деле. Таким образом можно оцифровывать вообще любую плёнку – хоть цветную, хоть чёрно-белую. На этот случай в приложении есть функция раскраски изображения. Поэтому, если у вас найдётся старая чб-плёнка, вы сможете получить её цифровую копию, а заодно попробовать раскрасить.
До того, как попробовать отсканировать фотоплёнку, я думал, что приложение будет врать в цветопередаче. Всё-таки для меня было странно, что камера обычного смартфона сможет распознать цвета, зафиксированные плёночным фотоаппаратом. Однако я ошибался. На выходе все цвета на снимках передавались именно в том виде, в котором они и были запечатлены. Я вижу это при прямом сравнении с проявленными фотографиями, так что приложению FilmBox от меня большой плюс.
Мой первый опыт проявки пленки
В данной статье я расскажу как можно проявить черно-белую пленку в домашних условиях. Это мой первый опыт проявки и в рамках данного материала я поделюсь своими впечатлениями и нюансами процесса.
Спустя почти 2 года после моего начала увлечения пленочной фотографией мне все же удалось перейти этот «рубеж». Сначала я переживал, что это довольно сложный и затратный процесс и что намного проще отдавать кадры на проявку и сканирование в какую-нибудь контору. Отчасти это так, но с точки зрения глубины погружения в процесс создания кадров это не совсем правильно. Я испытал очень необычное чувство, когда увидел первую самостоятельно проявленную пленку и ощущение от того, что ты полностью контролируешь создание снимка завораживает.
Оборудование
Первое с чем пришлось столкнуться — это что и где надо купить. В этом мне помогли подобные статьи и банальный поиск в Яндексе. Благодаря второму я нашел магазин Sreda, где можно найти необходимое оборудование и реактивы.
Изучив статьи по домашней проявке, я отправился в данный магазин, чтобы приобрести:
Вот как выглядит данный набор:
Также, дополнительно можно приобрести:
Остановлюсь на некоторых комплектующих поподробнее.
Бачок для проявки
Бачок для проявки в разобранном виде
Наверное, самый дорогой и основной компонент процесса. Это емкость со специальной спиралью внутри, куда наматывается пленка и в последствии заливаются растворы. Он необходим для того, чтобы не засветить пленку на начальном этапе и безопасно произвести все действия.
Для начала необходимо определиться с тем, какой бачок подойдет именно вам, ибо на сегодняшний день есть из чего выбрать. Бачки для проявки бывают односпиральные, двуспиральные и/или универсальные. Универсальные бачки позволяют проявлять разные форматы пленок: 135, 120б 126, 127 и т.д., двуспиральные помимо прочего могут позволить проявлять разом не одну катушку пленки, а две.
Для начала я купил себе обычный односпиральный бачок для проявки 135 пленки. Мне он обошелся в 2 400 рублей, однако, на Авито полно объявлений с продажей подобных бачков за 300-500 рублей. Иногда продают даже целые наборы по проявке за смешные деньги.
Растворы
Растворы можно купить в виде порошка/концентрированные и в таком случае придется разводить их самостоятельно, а можно взять уже готовые. Хранить готовые растворы нужно в темноте и с минимальным контактом с воздухом — держать в плотно закрытой таре.
Для начала я купил уже готовые растворы без необходимости их разведения. Это достаточно дешево и удобно, однако, срок жизни такого раствора около 3-х месяцев. Использовать его можно для проявки 6-8 пленок.
Процесс проявки
В интернете довольно много статей и видео с описанием процесса проявки. Все они довольно похожи, но при этом я заметил, что многие используют разное время выдержки пленки в растворах, разные температуры и прочее. На начальном этапе я решил не вдаваться в подробности и тонкости, воспользовавшись простым и понятным алгоритмом.
Подготовка
Итак, для начала необходимо взять бачок, предварительно вынув спираль на которую будем наматывать пленку, саму катушку с пленкой, ножницы и пройти в темное помещение. В нем не должно быть никаких источников света — даже из под дверной щели. Я делал это в ванной, предварительно подложив к нижней части двери полотенце.
Если при обратной перемотке пленки она полностью ушла в катушку (не осталось язычка с помощью которого можно вытащить ее), то советую ознакомиться со этой статьей, где рассказывается, как с помощью подручных средств безопасно извлечь пленку из кассеты
Как вы могли понять, все действия надо проделывать в темноте, поэтому для начала необходимо потренироваться с накруткой пленки на спираль, ибо сделать это вслепую в первый задача не из простых. Для этого можно пожертвовать одной проявленной пленкой и потренироваться на свету. Сам процесс интуитивно понятный и простой, плюс к бачку прилагается инструкция с описанием алгоритма.
Один момент — наматывать пленку необходимо эмульсией наружу, а не вовнутрь. Определить сторону с эмульсией довольно просто — она более матовая. Это не значит, что если вы намотали пленку эмульсией внутрь, то пленка не проявится — просто правильнее делать эмульсией наружу.
Первым делом, когда мы оказались в темной комнате, необходимо вытащить пленку из катушки. Я делал максимально просто — аккуратно, в перчатках, держа пленку за края, выкручивал ее из кассеты до упора, после чего отрезал у основания ножницами. Обратите внимание, что поскольку пленка долгое время находится в кассете, то после ее «высвобождения» она будет по инерции скручиваться обратно.
Вытащив пленку начинаем накручивать ее на спираль. Накрутив пленку полностью мы начинаем «собирать» наш бачок — вставляем спираль на место, закручиваем крышку. После этого можно спокойно выходить на свет и не бояться, что наша пленка засветится — в бачке она в полной безопасности.
Проявка
Перед заливкой раствора необходимо отмерить необходимое количество миллилитров. Для моего бачка это 300мл. Вылив нужное количество в кувшин, мы измеряем температуру. Она должна составлять 20-22С градуса. Обычно это комнатная температура. Если раствор холоднее, то можно при помощи водяной бани его немного нагреть.
Убедившись, что все приготовления соблюдены, наливаем раствор в наш бачок с пленкой. Вылив все до конца, аккуратно «ударяем» бачок о стол или пол, чтобы не было пузырьков, которые могли образоваться в процессе наполнения бачка.
Начинаем крутить нашу спираль следующим образом:
Общее время проявки — 6 минут 30 секунд.
Выдержав необходимое время, мы сливаем наш проявитель и не открывая крышки, заливаем и сливаем пару раз прохладную воду из под крана в наш бачок — это необходимо для того, чтобы смыть все остатки проявителя с пленки.
Важно! При проявке нельзя использовать очень горячие или очень холодные растворы. Температура растворов и воды для промывки должна быть 20-22С градуса.
Фиксирование
Промыв пленку проточной водой, заливаем в наш бачок фиксаж и начинаем вращать спираль. Тут нет определенного алгоритма во вращении, поэтому просто в течение 5-6 минут аккуратно вращаем спираль.
Убедиться в том, что пленка «зафиксировалась» можно сняв крышку и приподняв спираль — после залития фиксажа пленка уже не боится света и можно таким образом наблюдать за процессом фиксации. Наша цель, чтобы пленка стала прозрачной (если пленка немного белесая, то нужно продолжать выдерживать ее в фиксаже).
Выполнив это действие и убедившись, что пленка окончательно зафиксировалась, мы ставим наш бачок под кран и промываем в течение 10-15 минут под проточной водой. Это нужно для окончательной промывки и освобождения пленки от растворов. Чтобы снизить вероятность налипания пыли или разводов на пленке в процессе сушки, можно после промывки заполнить бачок водой и добавить пару капель смачивателя для пленки. Если специального смачивателя нет, то можно использовать капельку обычного детского мыла (без всяких отдушек), промываете в том же бачке, крутите пару минут, после чего сливаете мыльную воду и промываете до тех пор, пока вода будет выходить из пены.
Сушка пленки
Проделав все эти манипуляции и высушив пленку, мы наконец можем просмотреть кадры — аккуратно, за края (лучше в перчатках) берем наш негатив и направляем к свету.
Определить правильно ли вы проявили пленку можно одним простым способом — на краях пленки нанесена информация с номерами кадров или технической информацией о пленке. Если после проявки данный текст по краям выглядит блекло — вы недопроявили пленку, если наоборот выглядит слишком контрастно и размывается — пленка перепроявлена.
Окончательный результат можно оценить после сканирования наших кадров. Сделать это можно в фотоателье или самостоятельно, если у вас дома есть планшетный сканер (во многих есть отдельная рамка для проявки пленок) или даже специальный сканер для проявки пленки.
Вдаваться в тонкости сканирования в рамках данной статьи не буду, ибо это отдельная тема. Скажу лишь, что я использовал сканер EPSON V370 со специальной рамкой для сканирования пленок.
yuri_pashkovski
yuri_pashkovski
После того как моя запись «Применение парацетамола в фотографии» неожиданно попала в ТОП-25 белорусского рейтинга, мне стало приятно, что мои записи для кого-то представляют интерес. Приятно, что пленка еще не умерла, и, надеюсь, не умрет.
Сам я, по большей части, снимаю на черно-белую пленку. Но сегодня я расскажу и покажу как дома можно самостоятельно проявлять цветные пленки. Конечно, если вы живете в Минске или областном городе, то с самостоятельной проявкой можно не заморачиваться, поскольку стоит она недорого, а проявляют в том же Минске на Чернышевского довольно неплохо. К тому же минчане могут обратиться в Володе Пехтереву, он в своем даркруме вам все проявит в лучшем виде. Но вот для таких бедолаг как я, которые живут вдалеке от цивилизации, проявка цветной пленки становится проблемной, так как каждый раз в Минск не наездишься. Поэтому проявлять будем сами.
Итак, вот моя посылка с химией:
В комплекте с набором идут шприцы, но они нам не пригодятся, так как готовить мы будем литр рабочего раствора и отмерять растворы мы будем мензуркой.
Инструкция довольно понятная, ошибиться невозможно:
Температура воды для приготовления растворов должна быть 49 градусов по Цельсию:
Как я уже сказал, шприцы мне не пригодились, так как на один литр рабочего раствора частей А, В и С цветного проявителя нужно по 100 грамм, а это удобнее делать мензуркой:
Стартера нужно 10 мл, а штатный шприц всего 2 мл. Поэтому и здесь штатный шприц не подошел, воспользовался обычным:
Цветной проявитель готов:
Обратите внимание на цвет стабилизатора. Его состав нигде не пишут, но это раствор красной кровяной соли (калий железосинеродистый) и бромистого калия. Именно ее все производители и используют для отбелки. Вот и рецепт: 70 грамм красной кровяной соли и 15 грамм бромистого калия на литр воды (Д. С. Гурлев указывает несколько иную пропорцию: 50 грамм красной кровяной соли и 10 грамм бромистого калия). Стоят эти химикаты сущие копейки, так что в дальнейшем отбелку можно не покупать, а сделать самим.
Так же разводим фиксаж и стабилизатор. Фиксаж тоже можно вполне использовать обычный черно-белый: 250 грамм тиосульфата натрия на литр воды, но лучше кислый: 250 грамм тиосульфата натрия, 40 грамм сульфита натрия и 2 грамма метабисульфита калия (взято из справочника Гурлева). Стабилизируют многие фотолюбители в литре воды с капелькой фэйри для посуды. Но это для сильно экономных, так как стоит стабилизатор копейки, хватает его надолго.
Ну вот, все растворы готовы:
Еще добавим пару бутылок с водой: будем делать промывку после отбелки перед фиксированием (так наш фиксаж будет дольше храниться) и окончательную промывку. Но если вы не планируете хранить фиксаж, то можно обойтись и одной бутылкой
Помещаем все это в ванную. Многие набирают ванну целиком, бутылки в ней плавают. Но я советую набрать половину, чтобы бутылки стояли на дне. Собственно, я термостатировал и в тазике, но в тазу вода достаточно быстро остывает, нужно шевелиться, поэтому для начала лучше в ванной.
Через пару часов можно сканировать. Вот, собственно, результат:
Электрический блогнот
мои заметки на полях
Проявка фотопленки в домашних условиях
Введение
Все, что дальше будет написано в большей степени относится к маленьким городкам на перефирии от которых до ближайшего областного центра ехать 200км, а до Москвы — ночь на поезде. Не все живут в столицах, а желание снимать на пленку к географическому месту проживания никак не привязано. В этой статье мы рассмотрим такой вопрос, как проявка фотопленки в домашних условиях. Технически это не сложно и под силу любому фотолюбителю.
Фотолабы диктуют свои условия. В век цифровых технологий все больше и больше минифотолабораторий перестают работать с фотопленкой объясняя это тем, что фотолюбители полностью перешли на цифровые фотоаппараты и заниматься проявкой пленки в лабах стало нерентабельно. Покупать фотохимию для удовлетворения потребностей двух-трех фанатов пленки никто не хочет. Поэтому многие лабы полностью перешли на цифру и про пленку даже не вспоминают.
А что же в тех фотолабах, которые продолжают проявлять пленку? Дорогостоящая фотохимия стоит без дела и киснет, выливать ее из проявочной машины жалко. Проявочные машины не моются. И если вам вдруг захочется проявить пленочку, то с большой вероятностью это могут сделать в старых растворах. И стабильность проявки вам уже никто гарантировать не будет. Да, конечно, если вам нужно проверить бэк/фронтфокус на зеркалке или отрегулировать дальномерную камеру, то лабы будет вполне достаточно (да и вообще можно самому на черно-белой попробовать). А вот если вы захотите проявить пленки из отпуска, то подумаешь отдавать или не отдавать в лабу рядом с домом. Ибо получить пленку кое-как проявленную, залапанную пальцам и толком не отмытую от стабилизатора, что-то не очень хочется.
А может отправить на проявку и сканежку в другой город (благо сейчас такие сервисы предоставляются)? Да нет, хочется сразу посмотреть на свои пленки, увидеть ошибки и сделать выводы, чтобы эти самые ошибки впредь не допускать.
Начало
Взвесив все за и против я решил попробовать проявить цветную пленку дома. Удовольствие конечно не из дешевых (фотохимикаты стоят от 1000 рублей), но попробовать-то хочется, тем более, что черно-белую проявку я освоил давно. Решил начать с негативного процесса обработки цветных материалов, а именно, обработка по процессу C-41. Почему решил начать с этого? Не знаю даже. Наверное начитался страшилок в интернет про E-6 процесс. Заказывал цветную химию на fotosale.ru. Набор химикатов для проявки цветных пленок там был сильно ограничен. На то время остались только наборы Rollei Digibase, дающие 500ml, работающего раствора. Для ознакомления с процессом C-41 этого было вполне достаточно (даже для 120-й пленки). Я подробно на этом останавливаться не буду, так как разговор о проявке слайдовых пленок, единственное, что скажу, что переход к проявке по процессу E-6 лучше начинать с C-41. Сам по себе C-41 чуть проще E-6 и не так требователен к поддержанию температуры рабочих растворов. Хотя чего там проще? Всего лишь на одну ванну. Но тем не менее, лучше потренироваться на C-41, прежде чем переходить к E-6. Я этим ролляевским набором (500ml) проявил штук 5 узких пленок и 1-у 120-ю, при разных температурах проявителя, разных режимах агитации. Короче, смотрел, как цвет и плотность негатива реагируют на все эти факторы. Единственное, что понял, что цвет довольно стоек и допускает вариации в температуре +/- 1.5C, а то и больше, а вот плотность негатива ощутимо зависит от этих параметров. Ну и ладно. Сделал пометки карандашом в блокноте. Тут главное прочувствовать, как все это происходит. А дальше уже не так страшно.
Созрел до слайда
После C-41 решил проявлять слайд. В инете начитался про то, что малейшие колебания (+-0.5C) температуры растворов просто испортят пленку. Очень важен режим агитации, буквально настолько важен, что крутани в другую сторону и все испортится. Реактивы слишком нежны, настолько нежны, что открытая бутылка с цветным проявителем своими парами способна уничтожить первый проявитель в рядом стоящей бутылке. Про то что проявленные слайды нужно сушить в спец шкафу, который есть только в дорогих лабах. Ну и так далее. Но тем не менее уперся, как бык и решил проявлять. Если Tetenal выпускает наборы для домашней проявки, то почему бы и не попробовать? Сказано-сделано. На macodirect.de заказал литровый набор Tetenal E-6. Через месяц он пришел. А еще через месяц я созрел для проявки. Первый раз цветную проявку нельзя вот так сразу взять и организовать. До нее нужно именно созреть. То есть провернуть в голове несколько раз «как» и «что» и «после чего» следует. Затем организовать пару репетиций с водой (не с растворами), чтобы подобрать оптимальную температуру водяной бани и выработать очередность действий, вплоть до того, какой рукой пустую бутылку из под реактивов на пол ставить, а какой рукой бачок проявочный держать. И только после этого можно готовить растворы.
Первая проявка слайда
И вот час «X» настал. Заправил пленку в бачок. Нагрел бутылки с реактивами. Подогрел бачок. И понеслась. Заливай-крути-выливай-споласкивай-подливай кипяток в таз с водяной баней-измеряй температуру в водяной бане. И так 3 раза. Время прошло незаметно. А на все-про-все уходит час. И вот кульминация момента, бачок можно открыть и посмотреть чтоже там мы получили. В интернете пишут, что смотреть на только, что проявленный слайд это что-то сродни оргазму, «Wow!» эффект, «Просто фантастика!». Я бы не сказал, что это так. Да присутствует некая эйфория, но не до такой степени, как пишут 🙂 Все, что я увидел открыв бачок, так это слегка мутноватый слайд (еще не высох). Никакого «Wow!» эффекта не было. Можно лишь сразу сказать получилось или не получилось, перепроявил или недопроявил. Все остальное только после высыхания. Первую пленку я слегка перепроявил. Потом понял, что водяная баня была слишком горячей (104F). Остальные пленки проявились более-менее нормально. Технология освоена, дальше ее только оттачивать.
Подробное описание процесса
Далее подробно распишу, что и как делал. Техпроцесс содержит много действий, поэтому хочется это все задокументировать, чтобы в дальнейшем ненакосячить на ровном месте. Но прежде предлагаю посмотреть следующий видеоролик, где я теоретизирую на тему проявки слайда в домашних условиях.
Если видео не открывается, то можно посмотреть его здесь.
На следующей фотографии представлены все предметы необходимые для проявки слайда в домашних условиях. Ничего необычного нет, все можно купить.
Большой таз — таз для водяной бани. В нем будет стоять бачок с пленкой. Наша задача поддерживать в тазу 102-102.5F. Этого будет достаточно, чтобы температура раствора внутри бачка была 100F (+-0.7F). Воды в таз наливается до 2/3 высоты проявочного бачка (там где он на конус переходит).
Маленький тазик — таз для водяной бани, но уже для бутылок с растворами. Те же самые 102F. До начала всего действа в этом тазике подогреваются растворы до 101.5F, посредством залива в тазик горячей воды (110F).
Термометр — имеется только вот такой, спиртовой, с ценой деления 0.5F. Что он показывает, не понятно. Но так как другого нет, то доверяемся этому.
Малый проявочный бачок — нужен для стабилизатора. Обычный советский бачок на 260мл. В него помещается патерсоновская спираль с пленкой.
Мобильный телефон — используется в качестве таймера. только не забудьте убрать его, когда заряжаете пленку в темноте. Вдруг кто позвонит или смска придет 🙂
Клипсы для сушки — обычные канцелярские зажимы. Вполне подходят для сушки пленки.
Жук-агитатор — Lego робот для вращения спирали в бачке. Очень удобна штука. Делается из набора Lego Mindstorm. Можно управлять скоростью агитации, направлением агитации, может даже говорить («одна минута», «две минуты», «три минуты»и так далее). Ничего крутить не надо, робот все сделает за вас. А вы тем временем будете контролировать температуру водяной бани.
Лего помогает агитировать.
Выбор программы для запуска.
Жук-агитатор в действии.
Если видео не отображается, то его можно посмотреть здесь.
Бутылки из под «Nestea» — бутылки для рабочих растворов. Нужно 4 бутылки. FD (First Developer), CD (Color Developer), BF(Blix/Fix), Stab (Stabiliser). «Nestea» удобен из-за своего широкого горлышка. Раствор из Paterson’а наливается без воронки. Очень удобно.
Пустая полторашка — нужная вещь. Является грузом для бачка, чтобы не всплывал. В нее заливается вода при 101F для промежуточной промывки.
Еще нужен пустой пластиковый стаканчик грам на 150-200 (на фото его нет). Нужен он для того, чтобы заливать горячую воду в тазы и выливать остывшую. Без него тоже никак нельзя.
А теперь посмотрим (лучше один раз увидеть, как все это происходит), как все это работает на деле (подготовку растворов я опустил. В инструкции к Tetenal’у все подробно расписано).
Если видео не открывается, то можно посмотреть его здесь.
На всякий случай, текстом продублирую основные тезисы из видео.
1. Тащим все барахло в ванную. Я все это делаю в ванной, чтобы не расплескать ядовитые химикаты по полу. И потом, когда все под рукой не надо будет метаться по квартире в поисках.
2. Подогреваем растворы в бутылках «Nestea». В малый таз (белый) наливаем воды 110F и ставим в нее бутылки. Минут 20 уйдет на прогрев бутылок до 101F.
3. Заряжаем пленку в бачок. Я на всякий случай его еще и крышкой закрываю. Бачок сухой, кроме пленки в нем ничего нет.
4. Как только растворы в бутылках нагреются до 101F, начинаем прогревать бачок. Ставим его в синий таз, сверху полторашку с водой 105F и заливаем воду 105F в синий таз, до конуса на бачке (примерно 2/3). Наша задача нагреть бачок. Пластик Paterson’а очень сильно охлаждает рабочий раствор, поэтому сначала прогреем бачок на сухую. Оставляем его так стоять. Этот момент на видео пропущен. Я отказался от этого. Хотя вещь полезная.
5. Теперь опять к малому тазу с бутылками. Наша задача получить в нем такие параметры: в бутылках 101F, в тазу 102.5F. Измеряю градусником только бутылку с первым проявителем (FD). В остальных подразумевается, что столько же. Как только этого достигли, начинаем контролировать температуру воду в бане этого тазика. Как только
Рабочее место. Вот, в принципе и все, ничего сложного. После двух, трех раз пойдет, как по маслу. А дальше уже можно варьировать время проявления в первом проявителе, режимы агитации, баловаться push/pull 🙂
Финансовая сторона вопроса
Конечно же возникает вопрос, на сколько дорогое это удовольствие. Давайте попробуем посчитать.
Итак, заказываю я на macodirect.de. Вот распечатка накладной. В посылочку входят два товара: 5-и литровый проявитель для E-6 и электронный термометр.
Products
——————————————————
1 x TETENAL Colortec© E-6 3-Bad
Kit für 5 Liter (TCE15K) = 75,85 EUR
1 x Universal thermometer
-104 up to +392 ºF (M125UT) = 16,72 EUR
——————————————————
Sub-Total: 92,57 EUR
Zone International (Shipping to RU (by weight) : 8.1305 lb(s)): 39,20 EUR
Total: 131,77 EUR
Стоимость посылки с доставкой: 131.77 евро (5336 рублей). Посылка идет, примерно, месяц.
В 5-и литрах Tetenal’а можно проявить 60 пленок (по инструкции). Значит стоимость проявки одной пленки в домашних условиях будет 5336/60=89 рублей. В фотолабах проявка стоит, примерно, 130-150 рублей. Здесь же в 89 рублей вошла еще и стоимость электронного термометра. То есть, видно, что проявка дома финансово выгоднее. Мало того, я уверен, что можно проявить не 60 пленок, а 70.
Хотелось бы еще отметить, что при заказе товаров с большим весом (5 кг), просто необходимо набивать посылку легковесом (пленка, сливеры, порошковые проявители для Ч/Б). За доставку возьмут все равно 39,20 EUR. Но это так, к слову.
Заключение
Прежде всего хотелось бы сказать, все, что здесь написано предназначено для фотолюбителя «осмелившегося» проявлять слайдовую пленку по процессу E-6. Почему «осмелившегося»? Да потому что с одной стороны этот процесс очень сложный (нужен жесточайший контроль температуры) и кроме, как в специализированных лабораториях со сложнейшим оборудованием это нельзя сделать. А с другой стороны, фирма Tetenal выпускает 3-х ванновый набор, который буквально «провоцирует» на домашнюю проявку. Почему бы и нет? Проявка фотопленки в домашних условиях с Tetenal’ом делается очень просто.
Эта статья не предназначена для профессионалов и продвинутых пользователей (они и так все знают). Здесь нет никаких кривых, стрипов, 6-и ванновых FujiHunt’ов. Здесь все просто и понятно и одновременно все строго в соответствии с рекомендациями из Tetenal’овской инструкции. Здесь дается базовый уровень, показан процесс проявки с использованием примитивнейшего оборудования, которой есть у каждого в домашнем хозяйстве. Ничего сложного, просто точное следование инструкциям. И все у вас получится. Несомненно этот метод может улучшаться, каждый может добавить, что-то свое, благо для этого ничего дорогого не требуется. Да и многие вещи взаимозаменяемые. Ну нет у вас жука-агитатора, ну и ладно. Попросите, кого-нибудь пусть стоит крутит. Вариаций — миллион. Со временем все притрется и многие вещи будете выполнять чисто автоматически (я частенько бегаю футбольный счет узнать). Ничего сложного, просто аккуратность.
Но в тоже время не забывайте почитывать профильные форумы, чтобы постоянно совершенствовать в этой области. Там зачастую содержится много полезной информации, которая поможет вам оценить результаты проявки. Например, недавно обнаружил на форуме ссылку на материалы Kodak, где даются зависимости отклонения цвета от отклонения температуры второго проявителя (очень интересно). Если вы занимаетесь проявкой, то вам это необходимо знать. А недавно, кто-то выложил формулу зависимости времени проявления от температуры проявителя. Человек проявляет слайд буквально при комнатной температуре, но вместо 7 минут, крутит пленку полчаса. Конечно это ценная информация, но я организовал свой техпроцесс строго по стандарту и рекомендациям Tetenal, сказано при 100F, значит 100F. А про стабилизацию. Можно стабилизировать, а можно и не стабилизировать. Если слайд сканируете сразу после проявки, а дальше он вам не нужен, то стабилизировать не обязательно. А если собираетесь хранить его в архиве, то стабилизация обязательно нужна. А агитация — это же отдельная песня! Я вот, например, до написания этой статьи крутил равномерно (робота так запрограммировал). Оказалось, что это худший вариант агитации, который можно придумать. И ничего, получал нормально проявленные слайды. Агитировать нужно энергично и вращать в разные стороны, вот мои изыскания по этому вопросу. Способов улучшить проявку много. Так что, пробуйте, у вас обязательно все получится.