в чем смысл затворничества лирического героя стихотворения б л пастернака
В чём смысл затворничества лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте? (ЕГЭ по литературе)
В чём смысл затворничества лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака
Затворничество главного героя связано с его занятием литературным творчеством.
Для лирического героя творчество настолько увлекательно, что в процесс вовлечены неодушевлённые предметы – «И дам читать сырым углам. Задекламирует чердак». Занимаясь литературой, персонаж забывает обо всём вокруг, теряет счет времени («Какое, милые, у нас
тысячелетье на дворе?»).
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Ему безразлична и погода за окном, и изменения, произошедшие вокруг. Лирический герой ведёт затворнический образ жизни, он только изредка вспоминает о существовании окружающего мира – «Внезапно вспомню: солнце есть».
Литературное пространство для лирического героя важнее реальной жизни. Он очень удивляется тому, что кто-то хочет войти к нему в дом: «Кто тропку к двери проторил,
к дыре, засыпанной крупой?» Персонажу нравится проводить время не с реальными людьми, а с писателями и поэтами – «Пока я с Байроном курил, пока я пил с Эдгаром По». Автор стихотворения использует сравнение: «я жизнь, как Лермонтова дрожь, как губы в вермут окунал», чтобы сделать акцент на том, что лирический герой погружается в книжный мир «с головой», ориентируясь на творческий путь других творцов литературы.
Итак, затворничество лирического героя связано с тем, что литературный мир для него важнее действительности, его товарищи – не реальные люди, а писатели и поэты.
Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?
В приведённом фрагменте раскрываются такие черты характера Матрёны, как сила духа, стойкость к неприятностям и любовь к физическому труду.
Автор использует антитезу, противопоставляя интересы Матрёны и поведение представителей бюрократической системы. А.И.Солженицын отмечает то, что с героиней «наворочено было много несправедливостей». Постоянные хлопоты и обиды из-за представителей государства разочаровывают Матрёну – «Притесняют меня, Игнатич – Иззаботилась я ». Но даже такие трудности не могут «сломать» героиню – «Лоб её недолго оставался омрачённым».
Героиня проявляет стойкость к обидам и заботам, у неё есть «верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Любимое дело помогает Матрёне сохранить положительные эмоции. И, несмотря на то, что физический труд утомляет героиню («наломавши спину ношей»), она, видя труды деятельности, испытывает искреннюю радость – «в избу возвращалась просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
Итак, трудности, выпавшие на долю героини, не способны «сломать» её. Матрёна отличается силой духа и стойкостью к неприятностям, отвлечься от забот ей помогает физический труд.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id31558
В чем смысл затворничества лирического героя стихотворения б л пастернака
В чём смысл затворничества лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака
Затворничество главного героя связано с его занятием литературным творчеством.
Для лирического героя творчество настолько увлекательно, что в процесс вовлечены неодушевлённые предметы – «И дам читать сырым углам. Задекламирует чердак». Занимаясь литературой, персонаж забывает обо всём вокруг, теряет счет времени («Какое, милые, у нас
тысячелетье на дворе?»).
Ему безразлична и погода за окном, и изменения, произошедшие вокруг. Лирический герой ведёт затворнический образ жизни, он только изредка вспоминает о существовании окружающего мира – «Внезапно вспомню: солнце есть».
Литературное пространство для лирического героя важнее реальной жизни. Он очень удивляется тому, что кто-то хочет войти к нему в дом: «Кто тропку к двери проторил,
к дыре, засыпанной крупой?» Персонажу нравится проводить время не с реальными людьми, а с писателями и поэтами – «Пока я с Байроном курил, пока я пил с Эдгаром По». Автор стихотворения использует сравнение: «я жизнь, как Лермонтова дрожь, как губы в вермут окунал», чтобы сделать акцент на том, что лирический герой погружается в книжный мир «с головой», ориентируясь на творческий путь других творцов литературы.
Итак, затворничество лирического героя связано с тем, что литературный мир для него важнее действительности, его товарищи – не реальные люди, а писатели и поэты. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?
В приведённом фрагменте раскрываются такие черты характера Матрёны, как сила духа, стойкость к неприятностям и любовь к физическому труду.
Автор использует антитезу, противопоставляя интересы Матрёны и поведение представителей бюрократической системы. А.И.Солженицын отмечает то, что с героиней «наворочено было много несправедливостей». Постоянные хлопоты и обиды из-за представителей государства разочаровывают Матрёну – «Притесняют меня, Игнатич – Иззаботилась я ». Но даже такие трудности не могут «сломать» героиню – «Лоб её недолго оставался омрачённым».
Героиня проявляет стойкость к обидам и заботам, у неё есть «верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Любимое дело помогает Матрёне сохранить положительные эмоции. И, несмотря на то, что физический труд утомляет героиню («наломавши спину ношей»), она, видя труды деятельности, испытывает искреннюю радость – «в избу возвращалась просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
Итак, трудности, выпавшие на долю героини, не способны «сломать» её. Матрёна отличается силой духа и стойкостью к неприятностям, отвлечься от забот ей помогает физический труд.
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет», 11 класс
Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»
Этим многоаспектным стихотворением открывается семнадцатая глава романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Его можно назвать ключевым, потому что при правильном прочтении оно дает ключ к пониманию всего произведения.
Стихотворение можно интерпретировать по-разному, но все его интерпретации не только не противоречат между собой, а напротив друг друга дополняют, проясняя авторский замысел. Оно органично вписано в контекст романа, а сам роман занимает значимое место в мировой литературе.
В стихотворении допустимы следующие прочтения:
Само название произведения отсылает нас к шекспировской трагедии и к внутреннему монологу ее главного героя — датского принца. Параллельно сразу вспоминаются другие произведения русской культуры, в которых тоже упоминается Гамлет, например, Блок («Я Гамлет. Холодеет кровь…») или Тургенев («Гамлет Щигровского уезда»).
Произведение представляет собой монолог актера, который играет Гамлета. Шекспировский Гамлет тоже был близок к театру. Аналогия с шекспировскими образами напоминает читателю его всемирно известную формулировку — «Весь мир — театр, и люди в нем актеры». В этом случае ситуация Гамлета понимается как типовая ситуация любого человека.
Гамлет говорит: «Я люблю твой замысел упрямый», и эта фраза относится не только к режиссеру пьесы, она обращена к самому Создателю. Создатель предначертал каждому свой жизненный путь, этот жизненный путь каждый должен пройти достойно, и при самых тяжелых обстоятельствах соответствовать своему предназначению. «Дверной косяк» здесь символизирует начало жизненного пути.
Во второй строфе образ ещё больше усложняется, дополняясь евангельскими мотивами. Слова героя ассоциируются с молитвой Христа в Гефсиманском саду. И Иисус Христос, и Гамлет, и Юрий Живаго, и сам Пастернак, и вся русская интеллигенция колеблются, мечутся, пытаясь понять свое место среди жизненной неопределенности.
Пастернак увидел в Гамлете духовного брата и решился доверить ему свою тревогу за послевоенные годы, за новый век. В следующей, последней строфе пастернаковский герой готов принять все испытания, вынести все жизненные лишения, какими бы тяжелыми они ни оказались.
Концовка стихотворения очень органично и естественно сочетает библейский слог и простую народную мудрость.
Ну, во первых, можно выяснить когда, зачем и при каких жизненных обстоятельствах они оба написали эти стихотворения. Сравнить. Это уже можно сказать треть анализа.
По-моему, два совершенно разных стихотворения.
Блок пишет о любви. У Пастернака любовью и не пахнет.
У Блока — противопоставление Офелии, первой любви и жизни, коварства жизни. Вспоминая замороченность Блока на Прекрасной Даме могу предположить, что Офелия=Прекрасная Дама=всё то, что она олицетворяет. Не помню точно, но что-то там было про Мировую Душу или что-то в этом роде. Такое еретически-религиозное понятие о Душе, которая женского рода.
Блок — он же символист. Значит у него нужно в стихотворении искать именно символы. Он не пишет ни о себе, ни о своей первой любви, ни о первой любви вообще — первая любовь и Офелия тут символы чего-то ещё, ещё более. гм. метафизического.
Пастернак же пишет именно о себе, по-моему, о своей жизни и своей судьбе. Образ Гамлета у Пастернака менее отвлечённый, более конкретный. Присутствует образ сцены, театра. (У Блока этого нет.) Во! Мысль пришла: Гамлет у Блока — это что-то вроде архетипа, это образ из мировой культуры — именно в этой ипостаси использует Гамлета Блок. А у Пастернака всё не так глобально. Тут Гамлет — роль, персонаж. Это не Гамлет из какого-то мирового культурного контекста, а Гамлет из пьесы.
Так вот, вернусь к театру. Пастернак сравнивает свою жизнь. даже не с театром, с актёрством, с игранием роли. Он на сцене — а жизнь в него уставилась биноклями зрителей.
Однако Пастернак (пардон, правильнее говорить — лирический герой Пастернака) не может вырваться из «плена» гамлетообразности (Блок, замечу, и не пытается.) Об этом свидетельствуют строчки «Но продуман распорядок действий/И неотвратим конец пути». И из-за этого вся его жизнь тонет в фарисействе.
И ещё: если надо действительно серьёзный анализ, то можно не изобретать велосипед, а почитать критику по Блоку и Пастернаку. Какого-нить авторитетного автора. Правда придётся порыться, пролистать много ненужного, причём явно не в районной библиотеке, потому что они там таких жутких вещей не держат — по крайней мере у нас (в Риге) только в университетской, Национальной или Академической можно что-то толковое найти.
История создания
Данное произведение Пастернак писал, будучи уже в весьма зрелом возрасте. Полностью завершено оно было после войны, в 1946 году. Произведение открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго».
Пастернак работал над своим творением с огромным увлечением. Первые две главы писатель создал практически на одном дыхании, но после этого он был вынужден «заморозить» процесс написания в силу материальных трудностей. В стихотворении «Гамлет» ярко отразилась лёгкость пера и упоение идей созидания настоящего шедевра, который вошёл в историю мировой литературы.
После окончания написания романа началась настоящая травля Пастернака, как со стороны власти, так и других писателей. В день присуждения премии, 23 октября 1958 года, Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. На Западе его произведение яро критиковал В. В. Набоков. Стихотворение «Гамлет» служит неким отражением отношения Пастернака к окружающему миру, который кишит лжецами и лицемерами, а жизнь преисполнена преградами и трудностями.
Смысл
Смысл произведения заключается в том, что жизнь человека — это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет», где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом «быть или не быть?». На жизненном пути встречается весьма много трудностей, которые могут сломить человека, сбив его с истинного курса. Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции — это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с положительными метаморфозами процесса изменения социума.
Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в этих строках. Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в «другой драме». Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.
Темы и проблемы
Между женщинами
Для глубокого анализа стихотворения обязательно надо прочитать роман, только так можно понять, что хотел передать поэт в стихах Живаго. Напомню в двух словах сюжет романа. Живаго разрывается между нежной любовью к жене и пламенной страстью к другой женщине. Каждая из них дорога по своему, от них он не может отказаться, их он не готов менять. Судьба бросает Живаго на поле гражданской войны, он проходит плен и страдания, возвращаясь в Москву уже избитым человеком и страдая от пустоты и одиночества.
Новая жена, скорее, неизбежность бытия, никакой любви больше нет, есть лишь усталость и воспоминания. Этот момент зеркально показывает «Гамлет»:
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку.
Суета войны осталась позади, там же и страдания от любви к двум женщинам, подмостки – это Москва, в которую Живаго вернулся после долгих странствий, а дверной косяк – это обыденность сегодняшнего дня. Автор спрашивает у судьбы, что ждёт его впереди, закончились ли страдания или ждёт новый виток бед? Живаго устал и не готов к дальнейшей борьбе, что и отражает в строках:
Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.
Это обращение к Богу, которого доктор просит остановить сумрак ночи, пронести мимо чашу страданий, так как его жизнь полна ими и так.
Художественные средства выразительности
Пастернак использует большое количество эпитетов, например: «в далёком отголоске», «замысел упрямый», тем самым подчёркивая шаткость и сложность своего положения.
Так же поэт использует фабульную метафору «сумрак ночи», которая служит олицетворением мирового зла, сгустившегося над лирическим героем, который находится под постоянным тоталитарным контролем. Это отсылка к советской власти.
Пастернак вводит в своё произведение такую старинную пословицу, как «жизнь прожить — не поле перейти», говоря о сложности и неоднозначности бытия.
Автор: Анастасия Некрасова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Жанр, направление, размер
Направление, в котором писал Пастернак — это футуризм, одна из основных черт данного литературного течения нашла своё отражение в стихотворении «Гамлет», а именно — стремление к переменам и жажда увидеть своё будущее. Как известно, он входил в футуристическое литературное объединение «Центрифуга». Свои юные годы писатель посветил занятиям музыкой (с 13 до 18 лет), попав под влияние творчества Скрябина, мечтал стать композитором, но после 6-ти лет обучения это желание растаяло, подобно миражу. Зато музыкальность, привитая ему с детства, нашла себе применение в ри — яркое тому подтверждение.
Жанр произведения — философская лирика, раскрывающая глубину и эстетику творчества. Стихотворение имеет размер пятистопного хорея и перекрёстную рифму мужскую и женскую.
Живаго и Бог
Живаго не противится Богу, он любит его сложный замысел, но в этот момент жизни у Живаго нет ни физических, ни моральных сил испить из чаши. После возвращения в Москву доктор опустошён, идеалы жизни потеряны, новые цели не намечены, плюс проблемы со здоровьем.
В последнем куплете автор понимает, что судьба неотвратима, за всё надо платить и срок его платы пришёл сейчас. Конец пути близок, Живаго остался один и это надо принять как факт. Одиночество в окружении лицемеров (фарисеев)– вот что ждёт Живаго за долгий поиск, за страдания, за желания….
Стихотворение более известное по первым строкам «Гул затих я вышел на подмостки» входит в золотой фонд русской поэзии, стихи легко читаются и без мучений запоминаются.
Образы и символы
Центральным образом стихотворения является новый Человек. Это уникальный, возвышенный, сильный духовно образ, который готов вести борьбу за свою свободу, справедливость и будущее, являясь по-настоящему одиноким. Лирический герой выходит из своей «крепости» лишь ночью, предаваясь философским рассуждениям о будущем, ведь днём он глохнет в страшном гуле бурлящей, жестокой и неидеальной реальности.
В произведении присутствует библейский мотив, вычлененный из Евангелия. Это фраза была произнесена Иисусом, когда он усомнился в своих делах: «Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси». Лирический герой отказывается от привычной ему социальной роли и не желает более жить как все, смерившись с устоями и хаотичностью всего сущего. Он осознаёт, что его судьба будет очень сложной, ведь всё вокруг погрязло во лжи, и лишь только он один является противопоставлением этому: «Я один, все тонет в фарисействе».
Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»
Краткий анализ стиха Пастернака «Снег идет»
Вариант 1
Прекрасное произведение “Снег идёт” от автора Б.Л. Пастернака смело можно назвать одним из лучших, который вошел в его последний сборник но, к сожалению так и не попал в свет при жизни автора. Все стихотворения, включая и этот в которых поэт описывал зиму, неповторимы. Я думаю, Б.Л.Пастернак просто любил именно эту пору года, она хорошо описывала его судьбу и подходила по его характеру. Возможно, благодаря этому прекрасному автору и была вручена Нобелевская премия.
Счастливое чувство автора и лирическое сметание внутри него, передается с падением на землю всех снежинок, от которых утекает неповторимое данное ему время, а истинные мгновения остаются всего лишь ушедшим и уже давно пережитым. Сопрягая, всю идею бытия и его течения автор в этом произведении динамически повторял фразу “Снег идёт”, символически намекая, о том, как время необратимо и быстротечно даже на какое-то мгновение.
Б.Л.Пастернак благодаря своим философским талантам и невероятным образам соразмерно и великолепно объединяет мысль о вечности и её быстротечности, смело перемешивая повседневность и смысл бытия.
Стихотворение имеет в себе восемь строф, в которых находится не одинаковое число строф: пять начальных строф – это четверостишия, шестая и восьмая строфа, наоборот, состоят из трёх строф. Автор таким написанием стиха наталкивает на то, как герой размышляет о бытие и о жизни.
Для написания автор применил и сочетал рифмы различных видов – охватные и перекрестные. Полёт в стихотворении снежинок прослеживается в звуковом подпоре аллитерации (Б, Г, С, Т) Необычной музыкальности и мелодичности стихотворению предают в звуковом ассонансе (Э, А, О)
Поэту удалось полностью передать то чувство уходящего времени, которое незаметно проходит в его жизни. Цените прожитое вами мгновение, так как время скоротечно.
Вариант 2
Стихотворение «Снег идет» было написано в 1957 году. Его условно можно разделить на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, о ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Кроме того, словосочетание «снег идет» выполняет роль динамичного повтора, благодаря которому поэт передает, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги.
Вторая часть стихотворения — размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Жизнь проходит так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Эта мысль акцентирована с помощью риторических вопросов:
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» — это поворот судьбы, то, что ждет завтра. А «убеленный пешеход» — не просто человек, покрытый снежными хлопьями, а седой, проживший жизнь одинокий странник.
Вариант 3
Стихотворение «Снег идет» было написано Пастернаком в 1957 г. К этому времени поэт уже значительно отошел от своих прежних футуристических убеждений и в своем творчестве обращался к реальным жизненным явлениям. Еще одно стихотворение “Февраль” тоже на зимнюю тему, как и знаменитая “Свеча горела”.
Поводом для написания произведения стал обычный обильный снегопад. Однако это природное явление натолкнуло поэта на серьезные философские размышления. Прежде всего Пастернак, наблюдая за снегопадом, обратился к проблеме бренности человеческой жизни. Поэт начинает развивать свою мысль постепенно.
Картина непрерывно падающих с неба белоснежных хлопьев придает всему окружающему фантастический характер. Снежная круговерть приводит к тому, что «все пускается в полет». Постепенно у автора возникает ощущение, что в этом завораживающем падении земля и небо сливаются воедино («сходит наземь небосвод»). Небо становится одушевленным персонажем стихотворения, спускающимся «с верхней лестничной площадки».
В этом нереальном мире начинают действовать особые законы. В первую очередь это касается времени. Его обычное течение значительно ускоряется, подчиняясь темпу снегопада («смотришь, там и новый год»). Становится непонятно, какие промежутки разделяют падающие хлопья. Возможно, это всего лишь секунды, но вдруг мелькает «за годом год»? Главная же идея Пастернака состоит в том, что время, как и снегопад, невозможно остановить.
К финалу стихотворения автор полностью отдает себя на волю снегопада, оказываясь не только вне времени, но и вне пространства. Последнее четверостишие подчеркивает непрерывность цикла: несколько раз повторяется фраза «снег идет». Быстрая смена «пешеход», «растенья», «перекрестка поворот» словно бы сравнивает все перечисленное с падающими снежинками. В этом полном слиянии крупица снега может символизировать человеческую жизнь, которая стремительно промелькнула на фоне вечности. В этом смысле немаловажную роль играет «перекрестка поворот».
Жизнь человека слишком коротка, но содержит в себе множество «перекрестков». От принятия правильного решения для поворота в нужную сторону зависит весь жизненный путь. Совершенную один раз ошибку уже будет невозможно исправить. В конечном счете произведение заставляет читателя задуматься о цели и смысле своей жизни, дающейся всего лишь один раз.
Стихотворение «Снег идет» Пастернака – анализ по плану
Вариант 1
История создания. Произведение “Снег идет” (1957 г.) было создано Б. Пастернаком по поводу необыкновенно раннего снегопада. Взяв за основу странное природное явление, поэт углубился в философское размышление.
Жанр стихотворения — пейзажно-философская лирика.
Основная тема произведения — непрерывное течение времени. К размышлению над этим серьезным философским вопросом автора подталкивает завораживающая картина снегопада. Падающий снег заслоняет собой все пространство. Это создает атмосферу нереальности происходящего: “все пускается в полет”. Снегопад уничтожает границу между двумя мирами: небо принимает человеческие черты “чудака”, который решил спуститься на землю. В этой фантастической картине уже невозможно отличить пространство от времени. Бесконечный снегопад заставляет полностью отрешиться от реальности. Дни промелькнут, подобно снежинкам: “не оглянешься и святки”, “там и новый год”.
У автора исчезает нормальное восприятие времени. Падающие хлопья снега вполне могут быть безвозвратно уходящими годами. В снежной круговерти все сливается воедино, приходя “в смятенье”: “пешеход”, “растенья”, “поворот”. Смешение пространства, времени, человека, всех окружающих предметов подводит к мысли о вечности Вселенной. Человек — всего лишь такая же маленькая снежинка. Его жизнь — стремительное падение на землю, которое не имеет никакого значения для миллионов остальных снежинок.
Композиция стихотворения последовательная. Автор неспешно развивает свою главную мысль, поводя итог в последней строфе.
Размер произведения — четырехстопный хорей с охватной и перекрестной рифмовкой.
Выразительные средства. Центральным средством художественной выразительности, задающим тон всему стихотворению, является рефрен “снег идет”. Эпитетов немного (“заплатанном”, “густой-густой”, “убеленный”); наиболее значимо противопоставление: “белым звездочкам” — “черной лестницы”. В стихотворении кипит жизнь, причем без участия человека (лишь в финале появляется “пешеход”). Этот эффект достигается с помощью олицетворений: “все пускается в полет”, “сходит… небосвод”, “играя в прятки”. Глубокий смысл несут в себе сравнения: “словно с видом чудака”, “как слова в поэме”.
Главная мысль произведения заключается в том, что бег времени невозможно остановить. Человек должен максимально использовать предоставленный ему краткий срок. В стихотворении дважды упоминается “перекрестка поворот”. Этот перекресток — выбор жизненного пути, от которого зависит судьба человека.
Вариант 2
Восприятие, истолкование, оценка.
Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом в поэзии.
Философичность в целом присуща писателям этого неоднозначного столетия, но творчество Пастернака отличается особой глубиной мысли и чувства, тонким и точным анализом человеческой души. Мотивы глобального размышления о смысле бытия и роли человека в нем прослеживаются во многих его произведениях. Особенно же отчетливо они видны в последнем сборнике избранных стихов, так и не увидевшем свет при жизни автора. И одним из важнейших стихотворений в этой книге является «Снег идет».
Читая произведение в первый раз, сразу бросается в глаза тот факт, что оно до странности похоже на детскую считалку:
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Повторы, четкая и отрывистая ритмика стихотворения сперва настраивают нас на несерьезность, легковесность. И первая картина, которую мы наблюдаем, это картина зимы, снега, падающего за окном. Надо сказать, что описание зимы и снегопада достаточно часта в творчестве Пастернака.
Обращаясь к композиции и стихотворному размеру произведения, стоит отметить, что они также создают впечатление детской считалки. Размер рваный, кольцевая рифма чередуется с перекрестной, сама композиция выглядит хаотичной, неопределенной. Но надо заметить, что по ходу произведения строфы становятся длиннее и напряжение, динамика текста возрастает. Такой композиционный выбор неслучаен. Замысел автора раскрывается постепенно. Сперва нам кажется, что речь идет о вещах обыденных – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке… Но читая дальше мы начинаем задумываться, так ли проста задумка поэта?
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Развернутая метафора, в которой небо сравнивается с неким человеком «в заплатанном салопе», навевает нам библейские мотивы, которые нередки с стихах Пастернака. В этом момент начинает ощущаться присутствие чего-то высокого, не вполне земного… Чувствуется предвкушение чего-то мистического. Вот что мы видим далее:
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Сразу бросается в глаза несоответствие великого и повседневного: абстрактное небо, воплощенное в образе «чудака», «играющего в прятки» с самим собой. Налицо ярко выраженный контраст. Надо сказать, что на контрасте построено все произведение. Большое и малое, простое и великое, повседневное и необычное, наконец, даже черное и белое (белый снег и черная лестница) сосуществуют бок о бок в этом удивительном стихотворении.
Цветопись очень красноречива: черное и белое, цвета тревожные и мистические. Невольно создается возвышенно-трагическое настроение. Что же на самом деле хотел сказать нам автор, описывая эту картину? Следующие строки дают нам ключ к пониманию:
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься, и – святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
С годами человеческой жизни сравнивает автор падающий снег и напоминает о мимолетности нашего существования. Далее следует удивительная по силе образа и новизне метафора:
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
В этих строках ясно ощущается фатализм поэта. Он уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи…
Так же, как и снежинки, мы неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию, и не в силах изменить или замедлить свой полет. И жизнь наша подобна черной лестнице, и никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Жизнь наша – смесь простого и великого, нелепого и почти божественного.
И вот уже «убеленный (годами ли, снегом ли) пешеход» приближается к повороту перекрестка. Что дальше? Кто знает. Лишь глядят на нас «удивленные растения». Природа – великий и молчаливый наблюдатель в творчестве Пастернака.
Но как ни странно, фатализм у поэта переходит в тему надежды, тему непрерывности жизни, ведь «снег идет». А это значит, что все продлится, все повторится, будут новые годы, новые люди и снежинки…
Вариант 3
Борис Пастернак написал стихотворение «Снег идёт» в 1957 году, когда над поэтом и писателем сгущались тучи, а в душе назревал снежный ураган. Уже публикуют за границей «Доктора Живаго», уже начинается осуждение в СССР, уже живительная вода готова превратиться в лёд.
Сложность момента дала возможность автору стихов вложить в них основной и скрытый смысл. Основной мотив понятен без анализа – поэт описывает красоту мира во время снегопада, когда:
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Сложнее понять, что спрятал Пастернак между строками, ведь сложно представить, что в этом момент он не испытывает в душе смятенья и не хочет им поделиться. Снег всегда олицетворял мимолётность – только что с неба шёл дождь, и уже сыплются снежинки. Разницы всего пару градусов и вода превращается в снег.
Так и жизнь Пастернака – он отлично понимает художественную силу романа «Доктор Живаго», но не может не понимать, что в Советском Союзе дифирамбов произведению не будет. Это и есть состояние снегопада, когда вода превращается в снег и наоборот.
Вместе с тем автор понимает:
Не оглянешься — и святки.
Работа сделана, ей отдана часть жизни, а вместо признания на Родине автор может увидеть только неприятности. В 1957 году остаётся смотреть на пасмурное небо и ожидать, что пойдёт с него – ливень или снегопад. От того, кто ожидает, не зависит ничего, всё отдано во власть высших сил, остаётся смириться и ждать.
Заканчивается стихотворение строками, что под снегом всё в смятенье:
Возможно, под убелёнными растениями Пастернак понимает себя и своих почитателей, а под удивлёнными растениями недоброжелателей, которые неприятно удивлены успехом автора в Европе в связи с выходом романа. Поворот перекрёстка – это ожидаемый зигзаг судьбы, когда за данный Богом талант и человеческое усердие автор ожидает сегодняшнего порицания, презрения на Родине… и бессмертия в вечности.
Это моё видение стихотворения, каждый сам может заглянуть в глубину его строк и найти там свою истину. В любом случае стихи мелодичны, красивы и вызывают положительные ассоциации, несмотря на то, что они написаны в непростое для поэта время.
Историко-биографический контекст
Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей?
Эти строки Пастернак написал в связи с травлей, которая обрушилась на него в 1958 году после присуждения писателю Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».
Правительство СССР изначально не одобряло кандидатуру Пастернака. Узнав, что рукопись романа находится за границей и готовится ее издание на итальянском языке, власть организовала кампанию против автора. А в октябре 1958 года Шведская академия вручила Пастернаку премию с формулировкой «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы».
23 октября 1958 года, кадры кинохроники Reuters снятые на даче в Переделкино. Борис Пастернак получил известие о присуждении ему Нобелевской премии
В советской печати расценивали престижную награду как плату за предательство, то есть публикацию «Доктора Живаго» за границей. Давлением и угрозами Пастернака заставили отказаться от премии. В «Литературной газете» писали: «Присуждение награды… за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение — это враждебный политический акт, направленный против советского государства, против советского строя…». О Пастернака. Вскоре «предателя» лишили звания советского писателя и исключили из членов Союза писателей СССР.
Борис Пастернак. Переделкино. 23 октября 1958 год
В одном из стихотворений Пастернак пишет:
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.
Все это подорвало писателя и физически, и душевно. Тяжелая болезнь, гонения и унижения — все самое страшное, что случилось с Пастернаком, случилось в 1950-х годах: в мае 1960 года семидесятилетний писатель умрет от рака легких в подмосковном Переделкине.
Однако во всей этой удушающей обстановке испытаний, страданий и боли, в конце 1950-х Пастернак готовит к изданию свой последний и самый яркий поэтический сборник.
Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»
Вариант 1
Борис Пастернак долгое время считал себя футуристом, считая, что в любом произведении первостепенное значение имеет не содержание, а форма и образ подачи своих мыслей. Однако постепенно поэт отказался от этих взглядов, и его более поздние стихи наполнены глубокой жизненной философией, через призму которой он рассматривает различные явления, ища в них некую закономерность.
Тема скоротечности жизни является ключевой в творчестве Пастернака, ее он затрагивает во многих своих произведениях, среди которых – стихотворение «Снег идет», написанное в 1957 году. Ранний московский первый снег вызвал у поэта весьма противоречивые чувства, он сравнивает его с волшебным полетом, в который пускаются не только люди, но и неодушевленные предметы – лестницы, перекрестки, мостовые. «Тянутся цветы герани за оконный переплет» — этой фразой пастернак подчеркивает, что даже комнатные растения, привыкшие к теплу, рады снегопаду, который символизирует очищение земли, которой вскоре предстоит облачиться в роскошное белое одеяние.
Преображение мира для поэта является не обыденным и привычным явлением, а чем-то возвышенным и недоступным для человеческого понимания. Поэтому Пастернак сравнивает снегопад со встречей неба и земли, одушевляя оба эти понятия. Так, небосвод автор представляет в виде чудака, который «в заплатаном солопе сходит наземь». При этом поэт остро чувствует скоротечность времени, о. Несмотря на то, что снегопад дарит ощущение праздника и радости, автор видит в этом явлении и обратную сторону медали, которая свидетельствует о том, что с каждой снежинкой убегают минуты жизни. Поэтому именно зимой Пастернак особо остро чувствует, что настоящее в одно мгновение становится прошлым, и изменить это не под силу никому.
Именно поэтому вместе с чувством радости и свободы снегопад вызывает у поэта ощущение смятения. Передает он его через образы убеленного снегом пешехода, «удивленных растений» и поворота перекрестка, который меняется буквально на глазах. Но пройдет несколько недель, снег растает и мир примет свои привычные очертания, а волшебство зимы останется лишь в памяти, которая является весьма хрупким и ненадежным хранилищем наших чувств и переживаний. И именно это пугает Пастернака, который не готов свыкнуться с мыслью, что очередной снегопад ему уже не доведется увидеть, но мир от этого не измениться, а время не замедлит свой ход.
Вариант 2
Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.
Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.
Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.
Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время.
Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.
Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий», святки, Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.
Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.
Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).
Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).
Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.
Вариант 3
Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» только с первого взгляда кажется рядовым представителем пейзажной лирики, на самом деле в не присутствуют очень глубокие мысли и переживании, относящие произведение скорее к лирике философской. Чтобы эти мотивы и эмоции прочувствовать, необходимо провести анализ стихотворения «Снег идет».
С самого начала, в первых строфах мы видим картину падающего снега. Сильный снегопад подчеркивается тем, что поэт использует большое количество глаголов, которые помогают создать картину движения, бесконечного и упорядоченного – как сильный зимний снегопад. Все в смятении, вся природа тревожится, и, кажется, не хлопья падают, а небосвод. Все вокруг погружается в картину падающего снега: и цветы герани, и ступени лестницы.
Но во второй части стихотворения начинают звучать совсем другие ноты. И начинается это настроения с первого же стиха пятой строфы: «потому что жизнь не ждет». Тут лирический герой уже видит не просто идущий снег, не просто зимнюю вьюгу за окном. Он уже смотрит дальше, сквозь белую пелену, сквозь природу, сквозь все земное. И что же видит поэт в белых снежинках? Что за таинство открывается ему в картине снежной метели? Жизнь. Поэт видит и делится со своим читателем тем, насколько быстротечна и угасающа наша земная жизнь. Как снежинки за окном в своем вечном танце падают на землю, так и жизнь человека быстро проходит от начала до конца своего пути и тает, упав на землю.
Поэт пишет о том, насколько быстро сменяют друг друга разные моменты нашей жизни, вот сегодня «святки», а совсем скоро уж «там и новый год». Не успеваешь оглянуться, как одни события сменяют другие, и тебе остается только бежать вслед за свое жизнью.
В последней строфе поэт повторяет все свои мысли, а в последней картине появляется странник. Кто этот странник? Убелен ли он хлопьями снега, которые кружат вокруг него в зимней метели или же он убелен сединами, потому что вместе с хлопьями снега прошла и вся его жизнь? Он находится рядом с перекрестком – еще одним символом жизни, символом ее поворотов и перемен.
На протяжении всего стихотворения поэт повторяет одни и те же слова: «снег идет». Это создает картину движения, но не только движений природы, таких как снег, но и движений жизни, которая также проходит за окном. Все это помог понять нам анализ стихотворения «Снег идет» Бориса Пастернака.
Средства выразительности
В произведении «Снег идёт» использованы средства художественной выразительности:
Сравнений два – «словно падают не хлопья» и «словно с видом чудака».
Олицетворений три – «удивлённые растенья», «сходит наземь небосвод» и
Всё пускается в полет, — Черной лестницы ступени,
Эпитеты: «заплатанном салопе» и «удивлённый пешеход».