в чем смысл своеобразии ахматова

Клинг О. А.: Своеобразие эпического в лирике А. А. Ахматовой

Своеобразие эпического в лирике А. А. Ахматовой 1

В этих словах содержится определение, а во многом предвосхищение собственного поэтического стиля: свободная, непредсказуемая форма стихотворения, нежесткая, подвижная композиционная его структура, позволяющая запечатлевать отчетливый в своей реальности и конкретности, хотя одновременно предельно обобщенный, всечеловеческий мир.

И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала,

Смотрят в душу строго и упрямо
Те же неизбежные глаза. (1, 22)

В стихотворении «И когда друг друга проклинали. » присутствуют многие мотивы поэзии Ахматовой, ставшие впоследствии центральными: судьбы человека, неслучайности встреч людей и трагической сцепленности их жизненных путей («Как земля для двух людей мала»), тема памяти, суда прошлого («. память яростная мучит. «), наконец, тема восходящего к античности хора, т. е. высшего знания жизни, суда («. хор гремит, ликуя и грозя. «), тема ответственности за судьбы близких, вины («неизбежные глаза»). Строки этого стихотворения, отдельные ключевые слова вкраплены во многие поздние произведения Ахматовой.

Безусловно, когда поэт пишет стихотворение, он меньше всего думает (или вовсе не думает) о синтаксической конструкции. Однако в этом стихотворении, где сцепляются прошлое, настоящее и будущее, хотя и в меньшей степени, необходимо было обратиться к конструкции с ярко выраженным временным (придаточное времени) началом.

«интимных» стихотворениях, таких, как «Сжала руки под темной вуалью. «, «Вечером» («Звенела музыка в саду. «), «Подошла. Я волненья не выдал. «, Ахматова обращается к прошедшему, потому что в ее поле зрения в основном завершенные явления жизни. В этом проявляется влияние эпоса. Даже в тех стихах, в которых формально речь идет о будущем, например, в стихотворении:

Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно, (1, 56)

Безусловно, важен понятный немногим зашифрованный смысл этого стихотворения. Но здесь соотношение будущего и прошлого приобретает эпическое звучание именно потому, что осмысляется ход жизни вообще, осмысляются судьбы, обреченные на трагический исход.

К первой части стихотворения примыкает присоединительная конструкция, повторяющая по своей синтаксической и смысловой организации первое предложение. Но поэтический синтаксис подчинен здесь все той же цели: наиболее полно выразить движение времени, его монументальность, эпическую объективность и неизбежность повторения в судьбах людей.

Чем можно объяснить особое пристрастие к начальным союзам и к союзу «и» в поэзии Ахматовой?

«Библейские стихи», создававшемся с 1921 по 1961 гг. и имевшем в издании 1940 г. «Из шести книг» заглавие «Из книги Бытия», не только все три стихотворения начинаются в соответствии со стилем библейского повествования с союза «и», но и приведен эпиграф из Библии: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».

Но если можно говорить о стилизации под Библию в данном случае, то в других стихах с начальными союзами следует видеть важную примету лирики Ахматовой: эта лирика создана по законам, приближающимся к эпическим. Все лирические произведения Ахматовой составляют книгу, которую правомерно тоже назвать книгой Бытия. И в древней книге и в новой воссоздается общий ход жизни, прошлого, которое излагается с позиций настоящего, когда до конца известны все трагические исходы и ложные надежды на возрождение.

Характерно то, как Ахматова присоединяет к циклу «Полночных стихов» седьмое, последнее стихотворение, оно названо «И последнее».

«высшей реальностью», но у Ахматовой опять же другое. Символисты видели прорыв к незримой высшей действительности в интуиции поэта, в его пророческом сугубо индивидуальном даре. Им для этого прорыва нужна была колоссальная творческая воля, сублимация. У Ахматовой высшая действительность сама нисходит до нее.

Не случайно стихотворение «И когда друг друга проклинали. » она добавляет к «Вечеру». Примечательно, что уже в этом стихотворении намечается отстраненность Ахматовой от ярко выраженного авторства, нет даже обозначения, что поэтическое повествование строится от лица героини, в нем вместо «я» звучит «мы».

С той же целью добавляются в первые сборники другие произведения, долженствующие доказать, что Ахматова 1910-х годов не камерный, а трагический, эпический поэт. («Первое возвращение», «Они летят, они еще в дороге. «).

Нужно оговорить еще одно обстоятельство: и стихотворение «И когда друг друга проклинали. » (1909), и «Первое возвращение» (1910) печатаются по автографам из рабочих тетрадей 1959-1960 гг. Как отмечает в комментарии к двухтомнику Ахматовой В. А. Черных, вероятно, и в более позднее время продолжалась работа над «припомненными» стихотворениями (II, 387). Ахматова собиралась включить их в «Вечер» в раздел «Предвечерие. Из первой (Киевской) тетради». В сборнике «Бег времени» ими открывается «Вечер». Так Ахматова старательно подчеркивала свою изначальную эпичность, связь ранней лирики со зрелой. Ахматова конечно же знала суждение Б. В. Томашевского о Пушкине: в «Монахе» и «К Наталье» Пушкин похож на себя зрелого, но затем чуть притушевывает свой неповторимый голос и становится учеником старших поэтов13. То же можно сказать и об Ахматовой.

В стихотворении «Они летят, они еще в дороге. » «невыносимо щедрый свет» предвосхищает «багряный хлынул свет» из стихотворения 1942 г. «А вы, мои друзья последнего призыва. «.

Речь идет о свете, идущем свыше и единственно дающем покой живым и мертвым.

В тоске предельной поглядим назад.

«Мы» присутствует в написанном в 1916 г. стихотворении «Памяти 19 июля 1914»: «Мы на сто лет состарились и это / Тогда случилось в час один. «.

Ахматова бесстрастно фиксирует изменение всей тональности своей лирики, почти окончательное, фатальное ее перевоплощение в эпику:

Из памяти, как груз отныне лишний,

Характерна концовка другого, более раннего стихотворения «Был блаженной моей колыбелью. «: «И печальная Муза моя / Как слепую, водила меня».

«чужие» голоса, как, например, в цикле «Июль 1914», где вслед за мощными, живописующими эпоху мазками («Пахнет гарью. Четыре недели / Торф сухой по болотам горит. «), вводится в эпическое повествование чужой «голос»:

Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:
«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.

И затменья небесных светил. «. (1, 100)

Кто этот одноногий прохожий. Его можно прочесть в подчеркнуто реальном, историческом контексте событии 1914 г.:

Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.

И осина уже не дрожит.

Чужой «голос» звучит во втором стихотворении цикла «Июль 1914»:

Низко, низко небо пустое,

«Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих». (1, 100)

Что не могу на божий мир глядеть я.
Во мне печаль, которой царь Давид
По-царски одарил тысячелетья. (1, 99)

Характерно, что размышления о ранней гибели, печали даны на тематическом срезе (описание весны), традиционно связанном в лирике с пробуждением силы жизни:

На свежий дерн и незаметно тает.
Жестокая, студеная весна
Налившиеся почки убивает. (1, 98)

Отсвет трагического времени лежит и на цикле любовных стихов «Белой стаи», в основном связанном с Б. Анрепом.

Более того: и к Богу в «Молитве», и к адресату стихотворения «Я не знаю, ты жив или умер. » Ахматова обращается почти с совпадающей по ключевым словам мольбой:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка и друга

Все тебе: и молитва дневная,
И бессоницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,

(«Я не знаю: ты жив или умер. «) (1, 113)

Аккордом к «Белой стае» стало включенное во второе издание книги восьмистишье 1917 г.:

Испить смертельного вина. (1, 89)

Ведь все равно я с вами до конца. (1, 170)

И как безымянный библейский автор, Ахматова хотела «забытой быть»:

Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,

Художественные открытия Ахматовой не могли исчислиться набором известных приемов, и не могли уложиться в традиционное представление о лирике14. Ахматовой вместе с О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, М. Цветаевой и другими поэтами было суждено в корне изменить саму природу поэзии XX в.: лирика оказалась опрокинутой в мир эпического осмысления жизни. Произошло как бы родовое изменение черт лирики.

Примечания

2. Ахматова А. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 257. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте.

4. Шершеневич В. Поэтессы // Современная женщина. Варшава, 1914. № 4. С. 75.

6. Цит. по: Письма А. А. Ахматовой к В. Я. Брюсову. С. 272-273.

7. Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. М., 1975. Т. 6. С. 508.

11. Бродский И. Скорбная муза // Юность. 1989. № 6. С. 67.

14. О некоторых сторонах этой проблемы см.: Тименчик Р. Д. Художественные принципы предреволюционной поэзии Анны Ахматовой. Автореф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1982.

Источник

Акмеизм

Анна Ахматова: основные черты поэзии

Ахматова стала последним голосом своего поколения и связующим звеном между Серебряным веком и его наследниками. Обсудим ее литературный успех.

Поговорим о биографии и периодах творчества Анны Андреевны Ахматовой (1889–1966).

👩🏻 Ахматова — псевдоним Анны Горенко. В 17 лет она взяла татарскую фамилию прабабушки, которую в воображении связывала с легендарным ханом Ахматом, последним правителем Большой Орды. Ей сразу удалось создать узнаваемый и экзотический образ, притягивавший художников и поклонников.

👰🤵 В 1910 году она вышла замуж за Николая Гумилева — это был трудный союз, распавшийся в 1918, но как поэтическая пара они сильно повлияли друг на друга.

✍️ Ахматова не писала акмеистских манифестов и к размышлениям о литературе обратилась намного позже. Зато в поэтической практике она быстро достигла большого успеха. Ее первый сборник, «Вечер» (1912) стал заметным событием в литературной жизни, и многие критики стихи Ахматовой ставили выше, чем ее коллег по «Цеху поэтов».

🌟 Александр Блок, категорически не принявший акмеизм, в своей статье «Без божества, без вдохновенья» только для Ахматовой делал исключение и признавал в ней подлинного поэта. Все 1910-е годы Ахматову окружало всеобщее поклонение, и у нее появилось множество подражательниц.

📕 Все акмеисты избрали основной единицей творчества книгу стихов — для Ахматовой это особенно важно. Ее сборники отличает продуманная композиция, которую она не меняла при переизданиях. Каждая книга — своего рода лирический дневник, фрагменты которого складываются в единую историю. Если Мандельштам предпочитал жесткие «архитектурные» структуры, в эстетике Ахматовой композиция имитирует психологическое развитие, эпизоды внутренней жизни лирической героини.

🗣 Мандельштам заметил, что стихи Ахматовой напоминают русскую психологическую прозу: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа 19 в. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с „Анной Карениной“, Тургенева с „Дворянским гнездом“, всего Достоевского и отчасти Лескова».

✍️ Ранние стихи Ахматовой удивляли и даже шокировали простыми бытовыми деталями и обыденностью ситуаций. Необычно было и введение в поэзию элементов женского быта. Сделав женщину субъектом, а не объектом лирического высказывания, Ахматова одной из первых в русской литературе показала, как много образов и слов до нее оставалось за кадром — и из психологической сферы, и из материальной.

🖋 Другая особенность стиля Ахматовой — минимализм. Все акмеисты стремились к точности, экономности поэтической речи. У Ахматовой это выражается в умолчаниях, пробелах, которые должен заполнить читатель. Корней Чуковский писал: «Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется мельчайшими, почти неприметными, микроскопические малыми образами».

📖 Одна из основных категорий эстетики Ахматовой — «простота». Уже в 1912 году написано стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», которое можно прочитать как программное. Гармонизация обеспечена в нем не бессмертием или откровением, наоборот — героиню окружает домашний мир с лопухами, пушистым котом и вечерними прогулками, и это и есть источник поэзии: «Слагаю я веселые стихи / О жизни тленной, тленной и прекрасной».

в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть фото в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть картинку в чем смысл своеобразии ахматова. Картинка про в чем смысл своеобразии ахматова. Фото в чем смысл своеобразии ахматова в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть фото в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть картинку в чем смысл своеобразии ахматова. Картинка про в чем смысл своеобразии ахматова. Фото в чем смысл своеобразии ахматова

Давайте поговорим про ранние сборники Ахматовой и основные характерные черты ранних стихов.

📕 Ранние сборники Ахматовой — «Вечер» (1912), «Четки»(1914), «Белая стая» (1917) — реализация одной художественной программы. В них выработан ряд новаторских приемов, которые читатели быстро схватили, а подражатели научились воспроизводить. Их легко было и пародировать: самые точные пародии можно почитать здесь.

❇️ Перечислим узнаваемые черты ранней ахматовской лирики.

1️⃣ Диалогичность. Обращения, молитвы, просьбы, в прямом смысле диалоги между условными персонажами — в основе структуры многих текстов. Коммуникация, как правило, осложнена разрывами и недомолвками, много обращений без ответа и ответов на неизвестные читателю реплики.

2️⃣ Театральность. Перед нами словно разыгрываются сцены, обрывки спектакля, который мы застаем в середине действия. Ахматова часто провоцирует читателя отождествлять автора с лирической героиней, что подогревало слухи — по стихам пытались угадать подробности конфликтов с Гумилевым или приписывали Ахматовой влюбленность в Блока. Но если рассматривать сборники в целом, становится ясно, что перед нами ряд персонажей, которыми поэт управляет, как режиссер:

. Хочешь знать, как все это было? —
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!» —
«Да»?!…

3️⃣ Неожиданные сравнения. Как заметил литературовед Виктор Жирмунский, Ахматова предпочитает сравнения, а не метафоры, то есть сопоставляет два образа, а не стягивает их в один (Мандельштам, например, больше склоняется к метафорам). Это способ показать привычные вещи с новой стороны, например: «Высоко в небе облачко серело / Как беличья расстеленная шкурка». «Как соломинкой, пьешь мою душу» — первая строка стихотворения, в котором страшные образы усталости и утраты памяти и души «заземляются» бытовым сравнением.

4️⃣ «Разговорный» стих. Неполные рифмы (пламя — память или лучи — приручить, учтивость — полулениво), диссонансы, ритмические перебои разрушают плавность и мелодичность классического русского стиха. Ахматова делает это тонко, без авангардных приемов, так, что читателю стихи кажутся простыми по форме, но в их звучании есть что-то свежее и непривычное.

✍️ Нарушение автоматизма важно для Ахматовой и на уровне смысла. Мотивы механического движения, автоматы или маски у нее всегда негативны и связаны со страхом потерять собственную личность:

Я живу, как кукушка в часах,
Не завидую птицам в лесах.
Заведут — и кукую.
Знаешь, долю такую
Лишь врагу
Пожелать я могу.

👉 С этим стихотворением рифмуется эпиграмма Мандельштама: «Вы хотите быть игрушечной,/ Но испорчен Ваш завод,/ К Вам никто на выстрел пушечный/ Без стихов не подойдет». Для Ахматовой будет важно преодоление игрушечности, механики, заданной ролью поэтической дивы.

С 1920-х годов Ахматова, как и Мандельштам, не видит смысла в продолжении акмеизма как направления, но развивает некоторые выработанные акмеистами тенденции. Давайте узнаем, какие.

📝 Поэзия как культурная память, осмысление истории — новые для нее темы, которые звучат все сильнее в поздних стихах. Траурные образы, появлявшиеся и в ранних стихах, встречаются все чаще. Предопределенность, судьба, фатальность связаны и с прошлым, и с будущим. Лирический голос поздней Ахматовой говорит за всех, мертвых и живых — поэтому она способна писать об исторических катастрофах, о войне и о личных потерях с одинаковым благородством и сдержанностью. Ее позиция оказалась созвучна гумилевской самодисциплине: главная ценность — мужество, способность спокойно принимать удары судьбы.

✍️ В 1924 году написано стихотворение «Муза», отражающее перелом в самосознании Ахматовой как поэта. В ранних стихах муза появлялась как сестра, подруга, спутница — вдохновение ассоциировалось с интимным миром. Теперь ситуация меняется.

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».

🌀 Сама мысль, что поэт делит музу с другими, близка к мандельштамовской концепции. У Мандельштама «И снова скальд чужую песню сложит / И как свою ее произнесет» — поэзия создается не личностью, а общей памятью, это вечное возвращение. В версии Ахматовой этот процесс осознанный и конкретный, она возвращается к классическому сюжету о призвании поэта.

➡️ Как Данте, она возлагает на себя сверхчеловеческую ответственность: искусство больше не может быть самовыражением. В стихотворении «Творчество» поэзия рождается из «неузнанных и пленных голосов», жалоб, стонов, шепотов, и в конце тоже оказывается, что стихи не сочиняются, а пишутся под диктовку:

Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

🖋 Драматургичность ранних стихов в самых поздних текстах сменяется отстраненной повествовательной интонацией. Во многих текстах преобладает взгляд издалека, охватывающий ушедшие и забытые жизни, включая свою собственную. Эта величественная и трагическая поза легла в основу мифологизированного образа Ахматовой в последние годы ее жизни. Давайте послушаем, например, «Есть три эпохи у воспоминаний. » в исполнении Аллы Демидовой.

📖 Давайте прочитаем стихотворение Анны Ахматовой «Ведь где-то есть простая жизнь и свет».

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, теплый и веселый…
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед.

А мы живем торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налету ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь.

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос Музы еле слышный.

👇 Попробуйте определить, в каком году его написала Ахматова.

Самое сложное и загадочное произведение Ахматовой — «Поэма без героя». Давайте узнаем о том, как оно создавалось и как устроено.

✍️ Работа над произведением началась в 1940 году и шла больше 20 лет, у текста много разных редакций. Ахматова описывала историю текста как необъяснимую манию: «В течение пятнадцати лет эта поэма, как припадок какой-то неожиданной болезни, вновь набегала на меня, и я не могла от нее оторваться, дополняя и исправляя оконченную вещь».

🕯 Поэма посвящена Серебряному веку, жизни всего ахматовского поколения. Ее можно читать как текст «с ключом» — в странных персонажах-масках зашифрованы реальные люди. Но перед нами не стихотворные мемуары, а сгущенная до мифа интерпретация прошлого. Образ написан не ностальгически, наоборот — мы попадаем на некий страшный карнавал, в котором все призрачно, фальшиво и бесчеловечно.

📕 У Ахматовой всегда сильно звучала тема вины и расплаты, источник которой скрыт от читателя. «Ад» Данте для нее естественный прообраз ее собственной картины мира: все обречены на вечное наказание. Петербург 1913 года в «Поэме без героя» — инфернальное место, точка, с которой начинается катастрофа:

И всегда в темноте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул,
Но тогда он был слышен глуше,
Он почти не тревожил души
И в сугробах невских тонул.
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной
Приближался не календарный —
Настоящий Двадцатый Век.

🗣 Поэт Лев Лосев считал, что в названии поэмы зашифрован Петербург — «Пбг», и настоящий герой поэмы — сам город. Ахматова собирает все образы призрачного и опасного Петербурга — из «Медного всадника», повестей Гоголя, «Двенадцати» Блока, как бы завершая традицию, но важно, что она пишет из мира, в котором этот Петербург уже не существует.

🎭 Герои литературной жизни 1910-х появляются в образах масок итальянской комедии (отсылка к «Балаганчику» Блока). Карнавальный любовный треугольник Пьеро-Арлекин-Коломбина намекает на историю самоубийства молодого поэта Всеволода Князева. Его ветреная Коломбина, она же «Путаница-Психея» — Ольга Глебова-Судейкина. Самая демоническая роль отводится Михаилу Кузмину: в поэме он «Калиостро» и «изящнейший сатана». Рядом с масками-тенями знакомых у Ахматовой действуют персонажи Гофмана, Гамсуна, Уайльда, и в каждой строчке комментаторы узнают отсылки к конкретным текстам или к общим мотивам декадентской эпохи. Весь этот игровой мир из цитат и отражений рассыпается, уничтожается историей.

💬 Третья часть поэмы — лирический монолог из другого времени: автор издалека (написано в эвакуации в Ташкенте) смотрит на разрушенный Ленинград в 1942. Сводятся воедино личная и историческая трагедии, судьба поколения и судьба России.

🎵 «Поэма без героя» предполагала и театральное воплощение — «трагический балет», но Ахматова не успела закончить либретто. Попытку реконструкции этого текста можно почитать здесь.

в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть фото в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть картинку в чем смысл своеобразии ахматова. Картинка про в чем смысл своеобразии ахматова. Фото в чем смысл своеобразии ахматова в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть фото в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть картинку в чем смысл своеобразии ахматова. Картинка про в чем смысл своеобразии ахматова. Фото в чем смысл своеобразии ахматова

Немецкая литература: понять и полюбить

Курс лекций об абсурдном и противоречивом мире Манна, Кафки и Гессе. Расскажем об истории создания книг и поймем, почему без немецкой литературы 20 века нельзя представить ни современную прозу, ни современный театр. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Источник

в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть фото в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть картинку в чем смысл своеобразии ахматова. Картинка про в чем смысл своеобразии ахматова. Фото в чем смысл своеобразии ахматова

Лирика Ахматовой, основные темы и мотивы

Когда слышишь имя Анны Ахматовой, сразу представляется любовь, страстная и в то же время трагичная. Чувствуется материнское горе и ощущается преданность стране, которую писательница не пожелала покидать в трудные годы. Она продолжала творить вопреки всему, несмотря на потрясения обрушившиеся на страну в виде революций и войн.

Сегодня читатель имеет возможность познакомиться с лирикой Ахматовой, где чаще всего лирическим героем выступает человек, умеющий тонко чувствовать и переживать. Это отвергнутая или любимая героиня, которая может кого-то вознести на алтарь любви, а кого-то покинуть.

Темы и мотивы лирики Ахматовой

В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа. Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.

в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть фото в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть картинку в чем смысл своеобразии ахматова. Картинка про в чем смысл своеобразии ахматова. Фото в чем смысл своеобразии ахматова

Ранняя лирика

Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью. Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики. Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.

в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть фото в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть картинку в чем смысл своеобразии ахматова. Картинка про в чем смысл своеобразии ахматова. Фото в чем смысл своеобразии ахматова

Любовная лирика

Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты. Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения. При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.

Стоит прочитать несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.

Тема Родины в лирике Ахматовой

После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.

Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.

А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм. Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю. Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.

Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.

Гражданская лирика поэтессы

Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период. Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете. Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.

в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть фото в чем смысл своеобразии ахматова. Смотреть картинку в чем смысл своеобразии ахматова. Картинка про в чем смысл своеобразии ахматова. Фото в чем смысл своеобразии ахматова

После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *