в чем смысл страдания
«Страдания – это лествица духовного восхождения» (+ВИДЕО)
Протоиерей Валериан Кречетов о смысле страданий и скорбей
Как по-христиански относиться к скорбям? Почему святые часто страждут? Может ли болезнь быть наказанием? И что такое наказание с точки зрения веры? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.
– Отец Валериан, что такое скорби и страдания? И как правильно преодолевать скорби?
– Страдание, скорбь, болезнь – это всё следствие греха. В раю этого не было. Но человек, удалившийся от Бога, преступив заповеди Его, навлек и на всё творение последствия греха. «Волчцы и терние произрастит земля». И восстал человек на человека, что теперь, к несчастью, и происходит. Вот это как раз скорбь.
Есть злоба диавольская на любовь человеческую, а страдания и происходят от того, что идет война против любви
Когда-то ребенок 4–5 примерно лет задал мне удивительный вопрос: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Отвечать было очень сложно, но ребенок ждал ответа. Я говорю: «Деточка, папа с мамой любят друг друга, тебя любят, ты любишь папу с мамой, тебя любят все. Вот так хорошо жить в любви». Любви не свойственно жить в себе, любовь должна изливаться во все стороны, вокруг себя, как сказал отец Николай Гурьянов в свое время, когда его спросили: «Что вы пожелаете?» – «Любвеобильности ко всему, что нас окружает». Так вот, есть злоба диавольская на любовь человеческую, и страдания, собственно, и происходят от того, что идет война против любви.
Замечательное «Слово о страдании» есть у отца Иоанна (Крестьянкина). Я не могу удержаться, чтобы не прочитать его полностью:
«“Злостраждет ли кто из вас, пусть молится”. – Послание Иакова апостола. Как только ты почувствуешь себя страдающим, телесно или душевно, – вспомни, что ты не один страдаешь. Всякое страдание имеет некий высший смысл. Ты не один страдаешь, страдает вокруг тебя весь мир.
Все страдает и мучается – то в беззвучной тишине, скрывая свою боль, замалчивая свою скорбь, то в открытых муках, которых никто и ничто не может утолить. Страданий нам не избежать. Естественно желать, чтобы они были не слишком велики. Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни. В этом искусство земного бытия.
Чем утонченнее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его совесть, чем сильнее его творческое воображение, чем впечатлительнее его наблюдательность, чем глубже его дух – тем больше он страдает, тем чаще его посещает в жизни боль, горечь и грусть. Но мы часто не думаем об этом, не постигаем, что лучшие люди страдают больше… И когда на нас изливается поток лишений, муки, скорби и уныния, мы пугаемся, считая это “неожиданным”, “незаслуженным” и “бессмысленным”.
Надо уметь не прислушиваться к своей боли, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность
Но страданию дана великая очистительная и воспитательная сила, ибо страдание пробуждает дух человека. (Не только от теплохладности человека пробуждает.) В нем закаляется стойкость человека, его мужество, самообладание и сила характера. Без страдания нет ни истинной любви, ни подлинного счастья. Тот, кто хочет научиться свободе, должен преодолеть страдания. (Я часто, кстати, размышляя над этим, думаю: «Господи, какие страдания! Нам хотя бы научиться преодолевать дискомфорт – и это уже некоторое совершенствование!) Простой народ знает эту истину и выражает ее словами: “Посещение Божие”. Человек, которому послано страдание (видимо, и болезнь) должен чувствовать себя не обреченным, но взысканным и призванным: ему позволено страдать, дабы очиститься. Поэтому мы не должны уклоняться от нашего страдания, спасаясь от него бегством или обманывая себя. Не следует и бояться страдания, ибо бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину из страха перед страданием. (Кстати, я часто это говорю: нужно избегать двух вещей: не мучить себя тем, что уже прошло, и не мучить себя тем, что еще не наступило.) Не подобает делать человеку и обратное, то есть вдаваться в страдание (то есть самому куда-то лезть). Человек должен нести свои страдания спокойно, уверенно, смотря на них как на путь к совершенствованию, как лестницу духовного очищения. Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать все время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не умеет этого, то пусть молится, чтобы дал Господь на это силы.
Молитвой лечатся и более тяжелые и мучительные страдания. Молитва – это зов о помощи Тому, Кто зовет к Себе через страдания. Совершить это никто не может «за меня» или «вместо меня». Может помочь другой человек своим советом. Помогает Господь Своею силой. Но свое очищение совершить, пользуясь всеми данными, может только сам человек. Помочь ему в этом и призвано страдание».
Кстати, это именно и есть то, что предлагает пословица: у кого что болит, тот о том и говорит. Но особенно-то часто об этом говорить не следует. Да, можно что-то выяснить для того, как поступить. Но жизнь-то идет. И видите: страдание названо участью лучших людей. Как прекрасно сказано: «Тебе позволено страдать, дабы очиститься»!
Это и к болезням относится. Вспоминается и ответ преподобного Нифонта Кипрского (в начале января по новому стилю его память). Он тяжело страдал. В молодости вел жизнь не очень хорошую, и хотя был воспитан как православный, но увлекся новыми друзьями, нехорошие товарищества завел… И вот как-то один из его друзей сказал ему: «У тебя такое лицо темное!» Он ужаснулся, подумал: а какая же тогда моя душа? Начал подвизаться и достиг большой духовной высоты. Но в конце жизни тяжело страдал. Святитель Афанасий Великий спросил его: «Есть ли от страданий какая-то польза человеку?» И преподобный ответил: «Как же! Как золото очищается в огне от всех примесей, так же человек очищается от грехов в болезни».
Поэтому сказано: дабы очиститься. Человек очищается. С этим и притча о блудном сыне тоже связана. И человек, испытавший страдание, потом более другому сочувствует, потому что знает, что это такое.
Конечно же, если бы люди старались не грешить, то не было бы ни болезней, ни страданий. Но, увы, люди сами себя наказывают – сама себя кума бьет, что нечисто жнет. Присутствие в мире страданий и болезней напоминает нам о том, что есть место, где несть болезнь, ни печаль, но жизнь безконечная. Вот туда нужно готовиться, об этом думать. А это всё пройдет, как проходит всё, словно сон.
– Батюшка, часто болезни, к примеру, ставят православным в упрек, говорят такие вот провокационные слова: «Посмотрите-ка, какие у вас святые: они всю жизнь Богу посвятили, а Бог их и наказывает – болезнью и страданиями». Что можно ответить на эти упреки?
– Первое: святые молятся за нас грешных. Если Господь, пострадав за нас, – а Он страдал за нас! – прощает нам грехи, то и молитвами святых Господь нам прощает, а за нас они терпят.
Слово «наказание» означает «научение». Болезнь – учит
И второе: что такое «наказывает»? Тут есть некоторый момент, который часто неправильно трактуют. Слово «наказание» в славянском языке означает «научение». Есть такие слова в Чине отпевания: «Наказав прежде многими чудесы и знаменьми мене, заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен, и, поискав, обрел и спасл еси». «Наказав», то есть научив – всякими примерами, всякими чудесами Своими. Болезнь – учит. Она учит, потому и сказано: «Кого Бог любит, того наказывает». И что ж спрашивать, зачем Бог, кого любит, того и наказывает? Тут и ответ: значит, любит.
– Скажите, пожалуйста, батюшка, а как научиться терпению в скорбях, когда кажется, что скорби уже невыносимы?
– Терпение… У апостола Иакова в том послании, из которого отец Иоанн цитату взял, есть такие слова: «У кого не хватает мудрости, пусть просит мудрости у Бога» (ср.: Иак. 1: 5). Я как-то встретил батюшку Иоанна у отца Сергия Орлова (я тоже тогда к нему приехал), и он спрашивает меня: «Знаешь такую цитату?» Говорю: «Знаю, я с детства в Церкви».
Соломонова мудрость-то что? Это – терпение. И терпение – это то, о чем как раз и сказано: «Радуйтесь, когда попадаете в искушения различные». Искушение соделывает терпение, а терпение – искусство: искусство жить. Это искусство жить и не грешить. Ни самому не раздражаться, ни других не раздражать. И это высшая духовная мудрость, как поступать так, чтобы и самого себя уберечь, свою душу уберечь от греха в этих обстоятельствах, и другого душу тоже отвести от греха.
Есть такое изречение: скорбь или болезнь посылается до тех пор, пока она не принесет пользу. Нужно через терпение этой скорби, этой болезни научиться спокойно жить с ней. Один человек интересную вещь о себе рассказал. У него были камни в почках. А это очень болезненно, когда камень выходит. Когда у него случился первый приступ этой почечно-каменной болезни, ему «Скорую помощь» вызвали. Но прошел приступ – легче стало. В следующий раз он уже думает: потерплю. Приложил что-то, перетерпел. А в третий раз приступ случился, когда он красил крышу: докрасил – и приступ кончился. Так болезнь у него и прошла. «И как будто что-то потерял», – говорит. А потом у него стала болеть спина… Человек очень интересный, очень образованный, духовный. Рассказал такую вот историю из своей жизни. Так что болезнь поначалу воспринимается тяжело, а потом уже легче.
И еще историю расскажу. У Бориса, Царствие ему Небесное, сына диакона Венедикта, была пляска Витта. Он таким родился. И вот он все мучился, хотел понять, почему с ним такое, почему он не может бегать… Потом узнал: когда его отца посадили, мать, в то время беременная им, так переживала, что на нем эти ее переживания так вот отразились. У них было еще восемь человек детей. Все здоровые, а он родился больным. Он ненавидел даже власть. Старался вылечиться, но ничего не помогало. А потом он смирился и годам к 60 (я как раз с ним познакомился в это время, а дожил он до 80 лет) дошел до такого состояния, что говорил: «Если бы мне теперь сказали: “Хочешь быть здоровым?”, я бы ответил: “Не хочу”». Вот свидетельство! А к нему уже и люди стали приходить за советом (он в Апрелевке жил). Царствие ему Небесное.
Конечно, есть болезни очень мучительные, но обычно они долго, годами-то не длятся. Да и передышки все-таки иногда бывают – Господь дает какую-то возможность передохнуть. Хотя это уж как Господь изволит.
– Батюшка, Оптинские старцы напоминали нам о том, что нужно научиться смотреть на скорби сквозь призму вечности…
– Совершенно верно. Это преподобный Амвросий Оптинский говорил, что всё надо видеть взглядом оттуда. Существенная правда! На всё нужно смотреть как на лествицу духовного восхождения. Всё, что здесь нам посылается, это и есть та самая духовная школа, которая ведет нас к экзамену в Царствие Небесное.
– Хотел бы процитировать вам слова петербургского священника протоиерея Василия Ермакова: «Послушаешь иногда человека, и кажется, что перед тобой Иов Многострадальный, а посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый». Как разобраться в себе, надуманная скорбь меня одолевает или реальная? Как понять, действительно ли человек страдает или его «трагедия» кажущаяся?
– Говорят: нет дыма без огня. А вот насколько дым от количества огня зависит, это вопрос сложный. Человек ходит и коптит, дым вокруг, а огня нет – тление одно.
Считать свои скорби какими-то исключительными – это некая мания величия, только наизнанку
Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Иногда бывает такое: ты его пальцем тронь, а он уже кричит: “Кожу дерут!”» Часто человек свои переживания – и это, между прочим, довольно распространенное явление – считает какими-то исключительными. Мол, у него – так, как ни у кого еще не было. Это некая мания величия, только наизнанку. Есть такое выражение: человек как дробь, где числитель – это то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. И чем больше он думает о себе – или о своих достоинствах, или о своих переживаниях, – тем меньше абсолютная величина дроби. В себе-то разобраться нужно. А для этого нужно молиться.
Я недавно стал свидетелем такой истории. Один из моих внуков порвал струну на скрипке. Мама расстроилась, потом говорит младшему: «Вот видишь, что братья натворили! Что с ними делать?» Он и сказал: «Надо разобраться». А ему 3 года. И что первое? «Мама, принеси икону. Нужно молиться». Вот пример, как в себе разобраться. Молиться нужно – и Господь поможет разобраться. А то у нас так: чужую беду руками развожу, а к своей ума не приложу.
А в ком сколько чего, это один Бог знает. Один раб Божий, когда к нему привели бесноватого и просили сказать, кто праведник, а кто грешник, отвечал: «Грешник – это только я, а праведников один Бог знает». Батюшка, думаю, так пошутил. Народ у нас с юмором. Все-таки несчастный пришел, скорбь такая…
Переживания разного характера бывают: бабуська какая-нибудь рада, что у нее денег хватило до пенсии, а у кого-то – переживания, что не тот «мерседес» или угнали «мерседес», а третий потерял виллу в Италии или на Кипре… А иногда человек считает, что все должны ему служить, и вдруг кто-то, как ему кажется, повел себя не так. И он: «Это оскорбление, унижение…» Так что это вопрос сложный.
– Часто вспоминаются слова Спасителя: «В мире скорбни будете» (Ин. 16: 33)…
Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда
– Совершенно верно. Сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Но, как мы уже говорили, скорби и болезни очищают от грехов при безропотном их восприятии. Это общий закон. Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда. А Иов не только не роптал, но еще и говорил: «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно». И еще в этой жизни Господь ему воздал, не говоря уже о будущей.
– В каждой повседневной ситуации желательно произносить эти слова?
– Конечно! И те, о которых написал святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё!» Особых пунктов нет. За всё!
– Хотелось бы, чтобы вы обратились к нашим читателям и зрителям со словами напутствия, связанными с такой серьезной темой, как страдания.
– А совет уже дал один человек – я напомню: мой внук, который сказал: «Икону принеси». Помолиться, а если есть возможность – сходить в храм Божий.
Надо начать ходить в храм Божий, и тогда всё предстанет в ином свете. По крайней мере не в таком мрачном, в каком мы обычно представляем себе мир. Потому что, действительно, как сказал один раб Божий некоему желающему получить поучение: «Лучше я буду в аду с Богом, чем в раю без Бога».
– Спасибо большое, отец Валериан, за ценные наставления, за слова, которыми вы нас сегодня так утешили и укрепили.
Смысл земных страданий
Фото: Public domain
Многим людям приходится преодолевать одно из тяжелейших испытаний в жизни, когда их душа уже готова разлучиться с телом. Дьявол, предпринимая последнюю попытку лишить умирающего вечного блаженства, внушает ему мысли, которые обвиняют Бога и клевещут на Него.
Многострадальный Иов прошел это испытание при жизни. Об этом мы узнаем из Ветхого Завета, одна из частей которого так и называется «Книга Иова». Страдания этого праведника были так велики и многообразны, что даже жена говорила ему: «Похули Бога и умри». То есть соверши самоубийство, ведь в таких муках жить невозможно. Как же праведный Иов смог выстоять и не утратить веру и любовь к Господу? Где он нашел силы сказать о своих потерях самые мудрые слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21)?
О прежней благополучной жизни Иова сказано, что он растил детей и занимался хозяйством, не забывая молиться Богу и блюсти благочестие. На него указывает Бог как на лучший пример непорочного человека, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла (см. Иов 1, 8). Но сатана не верит, что человеческая праведность может быть бескорыстной. Ему не ведомы внутренние расположения человека, однако он знает свою власть над ним и привык, что люди легко ропщут на Бога перед лицом лишений. Сердцеведец Господь попускает сатане испытать верность праведника, и это служит во благо многих поколений верующих с ветхозаветных времен до наших дней, укрепляя веру людей и сокрушая дьявольские козни.
На примере лишений праведного Иова имений, слуг, детей и даже здоровья Господь показывает мимолетность нашего земного благополучия: сегодня оно есть, а завтра нет. Напротив, отношения человека с Богом имеют непреходящую ценность: какими они будут во время краткой земной жизни, такими они останутся в вечности. Святые, которым хотя бы отчасти было дано знать, что ожидает их в вечности, ни во что вменяли богатство и все земные удовольствия. Мы держимся за земное благополучие, потому что не имеем живого опыта богообщения. А тот, кто его имеет, готов всего остального лишиться, лишь бы не разорвать связь с Богом. Об этом сказано в евангельской притче о жемчужине, которую купец нашел и продал все, что у него было, лишь бы обрести ее (см. Мф. 13, 45–46).
Иов богобоязнен, но его мучает вопрос несправедливости его страданий. В чем причина, что он получает так много боли? На его вопросы пытаются ответить друзья. Каждый на свой лад доказывает страдальцу: причина в грехе, за который Иов понес наказание. А Иов видит, что это не так. Он наказан пуще всякой вины. Конечно, он не считает себя безгрешным, но грехи живущих без скорбей не меньше. В речах друзей Иова, казалось бы, много правильного. Например, один из них, Софар, говорит: «Если бы ты видел грехи свои, то понял бы, что вдвое больше должен понести, чем ты понес» (ср. Иов. 11, 5–6). И мы, христиане, мыслим подобно: «Нас Господь еще милует. За наши грехи мы достойны более суровых кар, чем то, что получаем». Почему же они оказались неправы?
Иов имеет реальный опыт богообщения, а его друзья говорят исходя из формального знания о Боге. И у нас, к сожалению, есть такое: мы можем наговорить много правильных слов, привести цитаты из святых отцов, но, если наши слова лишены живого сочувствия, сопереживания, все сказанное не поможет страдающему человеку, а причинит ему дополнительную боль и ожесточит его сердце. Так и праведный Иов отвечал друзьям: «Я жду от вас милости, а не поучений. Просто пожалейте меня. Все, что вы говорите, я знаю. Мне не это нужно от вас. Свои вопросы я хочу решать с Богом, а не с вами».
Ведь вопросы, которые задает Иов, выше человеческого понимания: о страданиях невинных, о том, какой смысл быть праведным, если злой благоденствует и доживает до глубокой старости, а праведный изнемогает от скорбей. Он добивается справедливости в земном бытии. Этим же вопросом задаются многие: «Почему все так несправедливо устроено?». Но либо они не адресуют его Богу, либо неспособны расслышать Его ответ. Преподобный Антоний Великий услышал: «Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии». Человеку следует заниматься тем, что в его силах: трудиться над своим спасением. И праведный Иов услышал подобное.
Скоро в храмах будет читаться евангельский рассказ о слепорожденном, которого исцелил Христос. Ученики спросили Его, почему этот человек родился слепым, кто согрешил — он или родители его? И Господь ответил: «Ни он не согрешил, ни родители, но да явятся дела Божии на нем» (Ин. 9, 3). Внешне тоже получается несправедливость: человек должен страдать, чтобы в его жизни явились дела Божии! Но иногда Господь попускает то, что человеку кажется горьким и мучительным, что нарушает его комфорт, для высших целей. Увидеть смысл в таких страданиях можно только с точки зрения вечности. С земной точки зрения эти Божии действия воспринимаются людьми как несчастье. Что Бог разъяснил Иову? То, что мы не можем здесь в полноте понять логику действий Божиих. Иов не роптал, не обвинял Господа в своих безмерных страданиях и постиг их духовный смысл. Они стали прообразом безвинных крестных страданий Сына Божия, которыми спасен весь человеческий род.
Иов укрепил свою связь с Богом и получил духовное утешение. А потом Господь вернул ему и земные блага: его болезнь прошла, у него родились дети, стада его умножились, годы жизни продлились, а сатана был посрамлен в клевете на праведника. Господь воздал Иову за его веру и стойкость в испытаниях благополучием в его дальнейшей жизни. Мы же, христиане, не ждем от Бога земных вознаграждений, но стремимся к духовному обогащению — к единой жизни с Ним здесь и в вечности. Для людей Ветхого Завета Господь использовал такой поучающий шаг, а для нас, познавших Христа и благодать Святого Духа, это свидетельство того, что Бог помнит все и воздаст сторицей всем любящим Его.
Так и нам в любых несчастьях и злоключениях, какие бы с нами ни происходили, не следует обвинять Господа в отсутствии любви и заботы о нас. Нельзя позволять себе отчаиваться, разочаровываться в Боге, требовать от Него земной справедливости, соблюдения юридических правил: согрешил — будешь наказан, сделал нечто хорошее — получи преимущество. Надо научиться во всех скорбных и тяжелых обстоятельствах искренне молиться: «Господи, ими же веси судьбами, спаси меня». И всеми силами сохранять доверие и любовь к Богу, чтобы не утратить, а, наоборот, установить, сохранить и упрочить живую и спасительную связь с Ним.
Зачем нужны страдания
С традание. Оно сопровождает нас повсюду. Первый вдох ребёнка порывом воздуха с болью раскрывает его лёгкие, и этим первым страданием начинается наш путь в этом мире. Страдание неизбежно, как неизбежна смена времён года. Подобно тому, как холодная осень сменяет тёплое лето, так и страдание сменяет счастье. И согласитесь — если бы не было страдания, разве могли бы мы понять, что такое счастье? Вряд ли. Только смена одного состояния другим позволяет дифференцировать эти два состояния.
Однако смысл страданий не только в том, чтобы мы могли ощущать счастье. Испытание счастья и страдания помогает нам развиваться. Страдание от холода заставило человека научиться добывать огонь, страдание от непогоды заставило научиться строить дома. Страдание от болезней дало начало изучению человеком собственного тела, принципов его функционирования и так далее. И если посмотреть на всю историю человечества, зерном любого великого открытия было страдание, дискомфорт и боль. Итак, попробуем разобраться — почему мы страдаем, зачем нам нужно страдание и как правильно его воспринимать, чтобы это явление пошло нам на пользу.
Эти и другие грани такого явления, как страдание, рассмотрим ниже и постараемся найти универсальную формулу счастья, к которому так или иначе мы все стремимся. И попробуем найти ответ на вопрос: возможно ли счастье без преодоления трудностей?
В чем смысл страданий человека
К сожалению, большинство людей воспринимают страдания как некий дефект этого мира, с которым нужно тщательно бороться. Такие люди создают себе максимально тепличные условия, чтобы не страдать вовсе. Но если спустя годы посмотреть на жизнь этих людей, то чаще всего оказывается, что они застряли в своём развитии. Впрочем, жизнь настолько милосердна по отношению к нам, что чаще всего, если мы закрыли все двери-окна, чтобы не пустить в дом страдание, оно пролезет в нашу жизнь через печную трубу. Потому что жизнь — это всегда развитие. И если человек перестал развиваться, он уже начинает умирать.
Часто разумные родители позволяют своему ребёнку накопить негативный опыт — обжечься, упасть, удариться и так далее. Ведь часто именно через боль и страдания человек познает этот мир. Боль — это лучший аргумент против того, чтобы, например, хвататься за раскалённую сковородку. А словами часто это не объяснить. Потому что пережитое на личном опыте гораздо эффективнее. И тот же принцип действует затем во взрослой жизни.
Поэтому страдание необходимо. Но важно правильно воспринимать это явление. К сожалению, чаще всего проблемы и трудности у большинства людей вызывают лишь негодование и возмущение относительно несправедливости мира. И это — определённый этап развития, который должен пройти каждый. Важно понять самое главное — мы не можем навсегда убрать из нашей жизни проблемы и испытания, ибо это неотъемлемая часть жизни, но мы можем изменить отношение к подобным явлениям, и тогда страдания станут «топливом» на пути нашего развития.
Проблемы и трудности — «топливо» на пути развития
Как же сделать так, чтобы трудности стали нашими самыми главными союзниками? Всё очень просто. Просто для понимания, но сложно для исполнения. Для сравнения можно привести тренировку боксёров перед важными соревнованиями. На базах олимпийского резерва специально делают ринг, который в полтора-два раза меньше стандартного, чтобы тренироваться по суворовскому принципу «тяжело в учении — легко в бою». Помимо этого, потенциального чемпиона часто ставят сразу против двух противников. И уже если он сможет одолеть двоих, то с одним справится легко. И на примере спорта сразу всё становится понятно. Вряд ли кто-то из спортсменов будет пенять на тренера, что тот над ним издевается. Особенно, если спортсмен уже побывал на серьёзных соревнованиях и понимает, какой уровень подготовки должен быть, чтобы добыть победу.
А ведь в жизни всё то же самое. Только какое-то ограничение, какой-то дискомфорт или, как сейчас популярно говорить, «выход из зоны комфорта» позволяет человеку стать «быстрее, выше, сильнее». Словом, всё как в спорте, — кто больше тренировался, тот и победил.
А ведь наша планета — это такой же «тренировочный лагерь» для совершенствования своих навыков, черт характера и так далее.
Проблемы и трудности можно сравнить с бегом по полосе препятствий. Если смотреть на это с той точки зрения, с какой многие люди смотрят на страдания в своей жизни, то можно сказать: «Зачем бежать по полосе препятствий, если рядом есть ровная, красивая дорожка с зелёной травкой по бокам?» Так ведь в этом и есть смысл. Благоприятная среда не способствует развитию. Пройдя по ровной зелёной дорожке, не станешь сильнее и выносливее. А пробежав по полосе препятствий, станешь лучше, чем вчера.
И это касается всех сфер жизни. Общаясь с теми, с кем нам трудно находить общий язык, учимся терпению и состраданию. Ещё Иисус говорил:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, творите добро ненавидящим вас, молитесь за злословящих и преследующих вас… Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая вам польза от того?»
В самом деле, легко проявлять терпение и сострадание в кругу друзей и единомышленников. А вот научиться общаться с теми, кто тебя не понимает, критикует и осуждает, — это высшее мастерство. И этому невозможно научиться, избегая общения с «трудными» людьми.
Первые трудности
Роды — процесс крайне болезненный и для матери, и для ребёнка. Но в этом мире нет ничего лишнего и несовершенного. К примеру, в области эзотерики существует такое мнение, что боль матери необходима для того, чтобы в новорожденное тело не «подселились» какие-либо тёмные сущности. Именно жар этой суровой аскезы отпугивает этих существ, подобно тому, как костёр в тёмном лесу отпугивает диких зверей.
А боль и дискомфорт ребёнка позволяют в его теле вырабатываться эндорфинам и другим гормонам, которые всегда производятся организмом как реакция на боль и стресс. И именно выброс этих гормонов во многом защищает ребёнка в первый период жизни от воздействия агрессивной окружающей среды.
В журнале Pediatrics в своё время были опубликованы результаты любопытного исследования — учёные собрали данные за 35 лет, и статистика показала, что дети, рождённые кесаревым сечением, затем в несколько раз чаще болели различными заболеваниями, чем дети, рождённые естественным образом.
То есть даже на биологическом уровне заложен процесс страданий, который затем позволяет новорожденному стать сильнее и выносливее. И вся наша жизнь — это череда страданий и их преодоления. И чаще всего, счастье — это состояние, которое человек получает в награду после преодоления какой-либо трудности.
Можно привести в пример разбалованных детей. Они пресытились всем, чем только можно, а родители уже не знают, как их развлечь. И тут возникает парадокс избыточного удовольствия, когда слишком большой уровень счастья постепенно переходит в страдание.
Слишком хорошо — тоже нехорошо
Часто можно слышать вопросы о том, почему же, если мир такой идеальный, в нём присутствуют войны, болезни, нищета, голод и так далее? Представьте прямо сейчас, что все ваши мечты, желания и стремления — осознанные и неосознанные — разом сбылись. Что вы будете делать? Быть может, кто-то найдёт себе новые цели, но у большинства людей, скорее всего, начнётся депрессия. Это очень распространённая проблема — внезапная реализация заветной мечты чаще всего повергает человека сначала, разумеется, в эйфорию, а потом — в депрессию.
Это явление часто отмечают чемпионы Олимпийских игр. Часто к этой наивысшей награде в профессиональном спорте идут всю жизнь, и, когда заветная мечта всей жизни сбывается, человек теряет ориентир и не знает, что ему делать дальше. Затяжные депрессии, алкоголизм и прочее — частые последствия головокружительных спортивных успехов, особенно, когда спортсмен понимает, что достиг своего «потолка».
Именно поэтому пел один известный певец о том, что для счастья нужно «место для шага вперёд». Как ни странно прозвучит, но для счастья человеку нужно именно это — цель впереди и некоторый уровень дискомфорта, который нужно преодолевать. Счастье и страдания неразделимы.
О том, к чему приводят идеальные условия жизни, наглядно свидетельствует эксперимент американского учёного Джона Кэлхуа, проведённый в 1972-м году под названием «Вселенная 25». Если коротко — подопытных мышей поместили в идеальные условия жизни: максимально комфортная температура, жизненное пространство, изобилие воды и пищи. О том, к чему привели такие райские условия и что случилось с грызунами, можете поинтересоваться сами.
Таким образом, трудности и проблемы — это «топливо» на пути нашего развития. Лишь преодолевая сопротивление окружающего мира, мы можем развиваться. Вспомните кистевой эспандер. Он достаточно упругий, и сжимать его тяжело. Ничто не мешало сделать его из более мягкого материала, и он был бы более податливым. Но смысл тренировки мышц именно в преодолении упругости эспандера.
И так во всём: лишь встречая сопротивление и преодолевая его, мы можем двигаться вперёд. И самое главное здесь — правильное восприятие того, что происходит в нашей жизни. Если, сталкиваясь с очередным испытанием, мы будем воспринимать его именно как испытание, а не вопить о несправедливости жизни и задавать это самое риторическое «За что?» и «Почему я?», воздевая руки к небу, — тогда трудности будут нашими лучшими друзьями и помощниками. Воспринимать любую, даже самую неприятную ситуацию как жизненный урок, который Вселенная с любовью и заботой срежиссировала для нас — это и есть путь к настоящему счастью, который лежит через преодоление испытаний. Так сказать, Per aspera ad astra, «через тернии — к звёздам».