в чем смысл соединения реалистического и фантастического

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

М. Булгаков называл свой творческий метод “странным реализмом”. Странность, необычность булгаковского реализма состояла в том, что окружающую действительность он представляет как фантастическую несуразицу, как отклонение от нормы, ставшее нормой. А с другой стороны, то, что обыденному сознанию кажется фантастическим, у М. Булгакова оказывается подлинной реальностью.

Так, в романе “Мастер и Маргарита” все, что происходит в Ершалаиме

Читатель представляет себе величие дворца царя Ирода и грязные улочки древнего города. М. Булгаков не сомневается в существовании Христа.

Фантастика в романе связана с образами Боланда, Коровьева, Азазелло, кота Бегемота и Геллы, проделки и выдумки которых вызывают неослабевающий интерес и восхищение читателя. В фантастике московских глав нет ничего страшного, здесь

Можно, конечно, увлечься этой игривой атмосферой, но если вслушаться в рассуждения героев, то можно увидеть, что они не только серьезны, но и правдивы. Их мысли несут в себе мудрость и даже пророчество: “Все будет правильно. На этом построен мир”, “Рукописи не горят”, “Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас.

Сами предложат и сами все дадут”.

Переплетение реального и фантастического проявляется в том, что фантастика в романе становится способом познания окружающей действительности. Воланд задает Коровьеву вполне реальный вопрос: “Изменилось ли московское народонаселение?” И делает вполне реальный вывод: “Люди как люди. Любят деньги… легкомысленны… милосердие иногда стучится в их сердца.

Обыкновенные люди. Квартирный вопрос испортил их”. А приводят к этому выводу чудеса во время сеанса: деньги, сыплющиеся прямо на головы, магазин готовой одежды прямо на сцене.

Кроме того, в самой повседневной реальности оказывается очень много необъяснимого и фантастического. Например: “Как раз в то время, когда сознание покинуло Степу в Ялте, оно вернулось к Ивану Николаевичу Бездомному”. Получается, что одно какое-то общее сознание переходит от одного героя к другому, при том, что герои эти очень разные.

Фантастика в булгаковском романе не является произвольным вымыслом. Как правило, она проясняет глубинные закономерности все той же реальности. Очень характерный пример – замена человека его костюмом. За фантастической ситуацией реальная закономерность: бюрократическая система уничтожает человека, превращает его в функцию.

Очень характерно, что “вернувшись на свое место, в свой полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его краткосрочного отсутствия”.

В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” четко прослеживается гоголевская традиция. Как известно, писатель считал Н. В. Гоголя своим учителем. Подобно Н. В. Гоголю, художественный мир писателя сочетает реальность и фантастику, конкретно-бытовые и философские проблемы.

Related posts:

Источник

в чем смысл соединения реалистического и фантастического. Смотреть фото в чем смысл соединения реалистического и фантастического. Смотреть картинку в чем смысл соединения реалистического и фантастического. Картинка про в чем смысл соединения реалистического и фантастического. Фото в чем смысл соединения реалистического и фантастического

Цели: дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику; рассмотреть содержание глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния»; выяснить, как рисует писатель взаимоотношения народа и его градоначальников; за что корит сатирик народ; какие художественные средства использованы в произведении.

1. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? (Его трудное детство, страшные картины помещичьего произвола, семейного деспотизма. Учеба в Царскосельском лицее, дружба с Петрашевским, поклонение Белинскому, служба в Министерстве внутренних дел, вице-губернаторство, активная работа в «Современнике» и «Отечественных записках».)

3. Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».)

4. Как вы понимаете значение слов: гротеск, гипербола, «эзопов язык»? (Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)

II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).

1. Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.)

2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении?

3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?

4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.)

5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

6. Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?

8. Прокомментируйте финал «Истории одного города».

9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.)

«История одного города» – величайшее сатирическое произведение, «наполненное» подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.

Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй. За городом Глуповым «проступают» контуры Российского государства с его горестями, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом. Последняя сцена смерча и ее гневно-очистительный итог сатирически многозначны. Великий сатирик не решается предсказать, чем может смениться глуповское царство. Может, наступившая катастрофа не принесет с собою ничего положительного? Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее. «Оно пришло… История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают, что Оно – это грядущая революция.

«История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века. : «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества.

Источник

Фантастический реализм в литературе

Автор: Guru · 20.04.2018

Данная статья посвящена одному из самых востребованных направлений в русской литературе, за которым закрепилось данное ему Ф.М. Достоевским название «фантастический реализм».

История создания

Принято считать Федора Михайловича Достоевского основателем фантастического реализма в России. Однако, по мнению исследователя В. Н. Захарова, в 1869 Фридрих Ницше впервые употребил этот термин по отношению к Шекспиру. В 20-е годы ХХ века это выражение использует Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в русском театроведении как определение творческого метода Е. Вахтангова.

В 1948 году возникла носившая мистико-религиозный характер «Венская школа фантастического реализма», ярчайшими представителями которой были Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер. Художники исследовали глубоко спрятанные уголки человеческой души, поднимали вневременные и вечные темы, ориентируясь на традиции немецкого Возрождения. Уже в начале 60-х годов ХХ века Арик Брауэр, Вольфганг Хуттер и Антон Лемден создают новый стиль и новую школу «фантастического реализма». В дальнейшем течение получило продолжение в стиле виженари арт (англ. Visionary art — художественный стиль, в основе которого лежит изображение увиденного в состоянии измененного сознании, медитативного созерцания или «флешбеков»(англ. flash «вспышка, озарение» + back «назад»), возникающих после трипов (психотропные путешествия).

Определение и основные черты

Фантастический реализм — направление, в рамках которого через фантастические образы автор раскрывает действительность, пытаясь её понять и объяснить.

Представители

Достоевский

Суть фантастического реализма Достоевского в отображении истинной природы человека в пограничных ситуациях, а также в изображении заблудших душ, мучимых наваждением (Раскольников в «Преступлении и наказании», Шатов в «Бесах»). Чтобы определить своеобразие творчества писателя, исследователи также вводили такие термины, как “идеал — реализм”, “экспериментальный” или “опытный реализм”. Для автора фантазия реальна, утопия достижима. Фантастичная проповедь его творчества демонстрирует стремление к идеалу по заповеди Христа.

Взгляд Достоевского на действительность часто подвергался критике, его называли жестоким, фантастическим и исключительным. Писатель не соглашался:

Мой идеализм — реальнее ихнего. Господи! Пересказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, — да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм!

Он утверждал, что все его истории не выдуманы, а взяты из газетных хроник, из знакомств и бесед девятилетней каторги и т.д. Например, сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского. Писатель считал, что фантастическое должно соприкасаться с действительностью до такой степени, чтобы читатель почти поверил в реальность написанного.

Гоголь

Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальная и загадочная фигура, мастер слова, внесший в развитие русской литературы особый реализм, в котором переплетается фантастика и реальность, гротеск и детализация, союз трагического и комического. Автор «Мертвых душ» был преемником А. С. Пушкина, продолжил начатую в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике» тему «маленького» человека. Фантастический реализм Гоголя — это отражение реальности через необъяснимые события. Особое место в творчестве Гоголя занимают народные, сказочные мотивы. Ими, если разобраться, пронизано большинство произведений автора. Например, в примечании к «Вию» автор указывает, что «вся эта повесть есть народное придание».

Ярчайшим примером фантастического реализма Гоголя является цикл «Петербургские повести». Например, в произведении «Нос» часть лица отделилась от хозяина и начала путешествовать по городу, устраивая свою личную и служебную жизнь. Через эту метаморфозу автор передал агрессивный характер столицы и ее социальной среды для людей, которые мельчают, опошляются и в буквальном смысле разрушаются на ее фоне. Подробный анализ этого примера вы найдете по ссылке.

Н. В. Гоголь был основателем и ключевой фигурой «натуральной школы»(1840-е годы), в которую входили также И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров и другие. Писатель оказывал своими произведениями большое воздействие на молодые таланты, направляя их идейные и художественные интересы. Натуральная школа внесла в литературу творческий реализм, верность действительности, идейное отрицание изображаемой жизни. Авторы «натуральной школы» закрепили тенденции фантастического реализма, и Николай Васильевич занимал в этом ведущую роль.

Пушкин

У Александра Сергеевича Пушкина основной этап развития фантастического реализма заключен в «Пиковой даме», «Графе Нулине» и цикле «Маленькие трагедии». Писатель впервые вводит в литературу объективное изображение жизни, «ничтожных героев», фантастические повороты сюжета, отклоняясь от классического романтизма.

А.С. Пушкин представляет фантастические образы в виде аллегорий, психологических и философско-исторических обобщений. В «Полтаве», несмотря на стилизацию в духе украинских исторических дум, поставлены и решаются важные политические проблемы. В «Пиковой даме» мистическая составляющая служит для раскрытия метаморфозы игры: Германн сходит с ума, погружаясь в азарт. Можно сделать вывод, что все зрелое творчество Пушкина подчинено реалистической задаче, такой, какая она есть в ее существенных чертах.

Примеры

Критика

Профессор филологических наук В.Г. Одиноков определяет фантастический реализм как соединение двух миров: духовного и материального. Он считал, что Ф.М. Достоевский создает новое эстетическое «качество», которое в плане художественного метода можно назвать «реализмом в высшем смысле» и создающем третью «ненаблюдаемую действительность». Русский критик К.В. Мочульский отмечает:

Нельзя отрицать, что вся великая русская литература из-под «Шинели» Гоголя. В «мистическом реализме» Гоголя — основа его мировоззрения.

Таким образом, мы рассмотрели истоки фантастического реализма, его ярчайших представителей и освещение данной темы в литературной критике.

Источник

I. Беседа по домашнему заданию.

1. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? (Его трудное детство, страшные картины помещичьего произвола, семейного деспотизма. Учеба в Царскосельском лицее, дружба с Петрашевским, поклонение Белинскому, служба в Министерстве внутренних дел, вице-губернаторство, активная работа в «Современнике» и «Отечественных записках».)

2. Каким человеком представляется вам М. Е. Салтыков-Щедрин?
(Это человек необыкновенной работоспособности, с высокой требовательностью к себе, принципиальный и независимый по отношению к начальству, «прокурор общественной жизни», «защитник народных прав», гениальный писатель-сатирик.)

3. Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».)

4. Как вы понимаете значение слов: гротеск, гипербола, «эзопов язык»? (Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)

II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).

1. Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.)

2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении?

3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?

4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.)

5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

6. Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?

8. Прокомментируйте финал «Истории одного города».

9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.)

«История одного города» – величайшее сатирическое произведение, «наполненное» подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.

Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй. За городом Глуповым «проступают» контуры Российского государства с его горестями, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом. Последняя сцена смерча и ее гневно-очистительный итог сатирически многозначны. Великий сатирик не решается предсказать, чем может смениться глуповское царство. Может, наступившая катастрофа не принесет с собою ничего положительного? Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее. «Оно пришло… История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают, что Оно – это грядущая революция.

«История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века. И. С. Тургенев: «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Господа Головлевы». Гл 1–3.

2. Рассказать, как складывается судьба Головлевых: Арины Петровны, ее мужа, сыновей, дочери, племянниц.

3. Найти и зачитать описание природы. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»? Как помогает понять идею произведения?

Урок 100
Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды
из жизни одной семьи» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Цели : рассказать об истории создания романа «Господа Головлевы» и выяснить смысл его заглавия; определить основную тему и идею произведения, своеобразие композиции и ее роль в раскрытии идейного содержания; дать краткий обзор содержания романа; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи и высказывать свое отношение; выявить роль пейзажа в изображении головлевщины – символа распада дворянства.

Ход урока

Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет…

М. Е. Салтыков-Щедрин

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 371 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Тема: «История одного города» как сатирическое произведение

1. Каков, по вашему мнению, жанр «Истории одного города»?

2. Какова главная проблематика произведения?

3. В чем основные особенности композиции произведения?

4. Какие художественные средства использованы в произведении?

5. В чем смысл приема «смешения времен»?

6. Какова роль «Описи градоначальников» в произведении?

7. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

8. Какие сходные черты вы можете отметить в образах градоначальников?

9. Чем заканчивается произведение? Какой смысл заключен в этом финале?

10. В чем, по вашему мнению, истинная причина несчастий глуповцев?

11. Можно ли «Историю одного города» назвать антиутопией?

& Для справки:

Советы по подготовке к семинару

1. Если ваша группа очень хорошо организованна и при этом дружна, то все вопросы семинара можно заранее распределить каждому человеку. И в результате время, затрачиваемое на подготовку, существенно уменьшиться.

2. Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы авторитетных интернет-источников.

3. Напишите краткий конспект или доклад по теме, который займет примерно 5–7 минут. Не забывайте про термины и определения.

Задание 40. «Сказки» ‑ это своеобразный итог художественной деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

Проанализируйте одну из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина по предложенному ниже плану.

Примерный план анализа сказки

1. Основная тема сказки (о чем?).

2. Главная мысль сказки (зачем?).

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

4. Особенности образов сказки:

б) своеобразие животных;

в) близость к народным сказкам.

5. Сатирические приемы, использованные автором.

6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.

7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

& Для справки:

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:

Задание 41. Прочитайте роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Заполните таблицу-характеристику наиболее отличившихся правителей города (Дементий Варламович Брудастов, Семен Константинович Двоекуров, Петр Петрович Фердыщенко, Василий Семенович Бородавкин, Иван Пантелеич Прыщ, Эраст Андреевич Грустилов, Угрюм-Бурчеев) по следующему плану:

План характеристики образов градоначальников:

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратите внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички.

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.

5. Исторические аналогии.

6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.

7. Авторская позиция.

в чем смысл соединения реалистического и фантастического. Смотреть фото в чем смысл соединения реалистического и фантастического. Смотреть картинку в чем смысл соединения реалистического и фантастического. Картинка про в чем смысл соединения реалистического и фантастического. Фото в чем смысл соединения реалистического и фантастическогоДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович (1821 ‑ 1881) ‑ один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики.

Задание 42. Подготовьте сообщение о биографии Ф.М. Достоевского.

Примерный план сообщения

3. Каторга и ссылка.

5. Политические взгляды.

6. Творчество Достоевского.

Прочитайте и проанализируйте эпизод убийства старухи из 7 главы 1 части романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по предложенному плану. Письменно ответьте на воприсы:

1. Убедительны ли его идеи Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»?

2. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?

3. Когда (в какой момент) развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова? (сразу же в момент убийства)

4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?

& Для справки:

План анализа эпизода произведения

1. Дать название эпизоду

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они? Каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания

5. Проанализировать композицию эпизода

6. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

7. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

8. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

9. Определить, если это возможно, роль эпизода в произведении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *