в чем смысл сказки золушка
Самокритика, аскеза, сексапил: скрытые смыслы в сказке «Золушка»
Золушка закалялась духовными практиками и знала толк в флирте. Эти и другие неочевидные выводы мы сделали, применив к старой доброй истории приемы герменевтики — учении о толковании текстов. Что ж, теперь можно смело сказать, что в детстве мы всё поняли не так.
Это продолжение материала о неочевидных смыслах в сказке о Золушке. В первой части мы разбирались с архетипом героини и ее благородным происхождением.
Папирусы Древнего Египта сохранили запись о купающейся прелестнице, чья позолоченная сандалия случайно попала к фараону. Тот заочно влюбился в ее хозяйку, объявил масштабный розыск и, обнаружив девушку, женился на ней. Правда, по сюжету его невеста отличалась пониженной социальной ответственностью. Но браку это не помешало.
Позже у необыкновенной истории в самых разных концах мира нашлись сотни вариантов. Самые известные — в редакции братьев Гримм, Джамбаттисты Базиле и Шарля Перро. Последняя версия считается классической.
Без преувеличения это «женская Библия», на которой выросло не одно поколение девушек, и культовая история о надежде. Но большинство учится у Золушки совсем другому — и это неудивительно, ведь история кишит символами, которые не так легко разгадать.
Чердак и камин
Золушка жила «на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке» (Здесь приводим текст в пересказе Шарля Перро, переведенный Н. Касаткиной. — Прим. авт.). Дом символизирует сознание, а крыша — духовное начало. Тонкая подстилка и весь образ жизни героини указывают на аскезу, инструмент саморазвития и духовной практики.
«Окончив работу, бедняжка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочка прозвала ее Замарашкой».
Камин — это сердце дома. Дж. Купер в «Энциклопедии символов» называет очаг внутренним духовным центром.
Золушка топит печь и выносит золу, а зола — результат борьбы огня, преображение. Получается, что героиня постоянно преображается, взрослеет. Когда она получает начальный опыт, появляются и роскошное платье, и неповторимые туфельки, да и бал затевается так кстати. Пройдя определенный этап развития, девушка готова блистать на нем.
Мачеха (и Фея)
Внутри каждого из нас есть две «внутренние матери»: надежная и деструктивная.
Надежная огорчается, но делает выводы, утешает и ведет дальше. Это развивает уверенность, способность анализировать и предвидеть. На ошибках строится более конструктивная линия поведения.
Деструктивная «внутренняя мать» критикует, часто обращаясь к неудачному опыту прошлого. Это снижает самооценку и буквально выбивает почву из-под ног.
По мере того как героиня совершенствуется, мы наблюдаем, как «деструктивную» мачеху сменяет «надежная» крестная-фея.
Не зря последняя появляется, когда Золушка наполнена собственной внутренней силой и уже готова ехать на бал. На эту «надежную внутреннюю мать» героиня опирается и «разрешает» себе не только собраться на бал, а еще и блистать на нем.
Получается, что мачеха и фея — это два лица одной сущности.
Читайте также
«Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела Золушке приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня».
Мыши выбраны на эти роли неспроста. Они символизируют неорганизованное начало: суетливое, быстрое. После касания волшебной палочки хаотичные эмоциональные силы становятся организованными — такими, которые помогут Золушке достичь цели.
Птицы
Те, кто читал сказку братьев Гримм, помнят, что в самые трудные моменты Золушку выручали птицы (приводим текст в пересказе братьев Гримм, переведенный Г. Петниковым. — Прим. авт.).
«Она стала просить мачеху, чтобы та отпустила ее.
— Эх ты, Золушка, — сказала ей мачеха, — вся ты в грязи да в пыли, куда уж тебе идти на пир? У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты еще танцевать захотела!
Но Золушка все ее просила. Тогда мачеха ей говорит:
— Вот просыпала я миску чечевицы в золу. Коль выберешь ее за два часа, тогда можешь идти вместе с сестрами.
Вышла Золушка черным ходом в сад и кликнула:
— Вы, голубки ручные, вы, горлинки, птички поднебесные, скорей ко мне летите, чечевицу выбрать помогите!
Получше — в горшочек,
похуже — в зобочек.
Зола и чечевица, которые смешала мачеха, символизируют дисгармонию. Птицы помогают отделить полезное от вредного, светлое от грязи. В широком смысле — думать, анализировать, делать выводы и самосовершенствоваться.
Туфелька: стеклянная или меховая?
Известный специалист в области фольклора Поль Альфред Деларю скрупулезно изучал версии «Золушки» в мировом народном творчестве. Он заметил, что в них есть только одна неизменная деталь: туфельки столь миниатюрны, что на них невозможно не обратить внимания. Однако из какого они материала, не уточняется. В версиях, где обувь описана подробно, встречаются и золотые башмачки, и серебряные, но чаще всего — стеклянные.
В XIX веке Оноре де Бальзак предположил, что туфельки были из меха. Во французском языке слово «стекло» (verre) произносится так же, как название меха специальной выделки (vair).
Однако Перро вряд ли ошибся:
Туфелька не одно столетие порождает серию домыслов и дискуссий. У Анатоля Франса в произведении «Книга моего друга» есть глава «Разговор о волшебных сказках», где происходит такой диалог:
Лаура: Ведь неправильно говорят, что у Золушки были хрустальные башмачки. Невозможно представить себе башмачки, сделанные из того же материала, что и графин. Башмачки, подбитые беличьим мехом, более приемлемы, но все же не очень остроумно в такой обуви вывозить девушку на бал.
В меховых башмачках ножки Золушки были бы похожи на мохнатые голубиные лапки. Надо быть без ума от танцев, чтобы плясать в меховых туфельках. Но все девушки таковы: будь у них свинцовые подметки, все равно они станут плясать.
Раймонд: Кузина, я же предупреждал: опасайтесь здравого смысла. Золушка была обута не в меховые, а в хрустальные башмачки, прозрачные, как стекло Сен-Гобена, как воды родника, как горный хрусталь. Вы же знаете, что у нее были волшебные туфельки, а этим сказано все«.
Шарль Перро, с одной стороны, подчеркивает волшебство происходящего. С другой стороны, Золушка не так проста. Она щеголяет в обуви, абсолютно не пригодной для танцев на балу, и улыбается, проявляя редкую выдержку.
У стеклянной туфельки есть еще одно преимущество по сравнению с меховой: в ней нельзя скрыть несоответствие размеру — ни поджать пальцы, ни растянуть колодку. Так что никто не мог выдать себя за Золушку, когда ее разыскивал принц.
Туфелька и секс
«Стекло является распространенным символом девственности. Оно хрупко, и его можно разбить лишь один раз», — пишет Поль Деларю.
Позже этот символ активно использовал в своих произведениях американский писатель-фантаст Джон Норман, автор цикла «Гор». Например, в «Изгое Гора» героиня видит сон, в котором над ней разбивается стеклянный потолок, и ее похищают. Другая девушка в книге «Вождь» готовится к свадьбе. Друг семьи произносит тост за невесту и разбивает бокал, намекая на то, что она потеряет целомудрие в ближайшую ночь.
Именно стеклянные туфельки подчеркивают, что у Золушки была девственна не только физически, но и духовно, то есть у нее была нравственная чистота. Можно предположить, что у ее сестер была только физиологическая.
Наконец, через стеклянную туфельку можно рассмотреть миниатюрную ступню — это так сексуально. Невинность и соблазн одновременно. Вот вам и Золушка-«простушка». Ай да Шарль Перро!
Почему Золушка теряет обувь?
Потеря туфельки — это символ разлуки с любимым или его поиски. Например, в старину обувь бросали за ворота дома, чтобы погадать на суженого.
В потере туфельки есть и работа подсознания. Золушка не хочет покидать дворец и своей «рассеянностью» намекает, что мечтает вернуться. Есть даже такая примета: «забыть» свою вещь в месте, куда хочешь вновь прийти.
А еще это похоже на продуманную стратегию — предоставить принцу возможность проявить инициативу. Очаровала и убежала, но при желании ее можно найти. Не зря же Золушка постоянно носит чудо-туфельку с собой. У братьев Гримм принц опережает девушку и приказывает облить лестницу смолой, а у Шарля Перро он смекалку не проявляет.
Что же символизирует туфелька?
В другой интерпретации обувь символически связана с пережитым опытом и душевной работой. Это нашло отражение и в пословицах разных народов. Индейцы пуэбло говорят: «Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошел хотя бы мили в его мокасинах». Татарская пословица гласит: «Башмак старшей снохи младшей не подходит», английская — «Только владелец знает, где ботинок жмет».
Смену страшных башмаков на прелестные туфельки можно интерпретировать как результат пути, который прошла Золушка. Новая обувь символизирует полученный опыт: его невозможно отнять или присвоить — ведь изящные туфельки Золушки подходят только ей.
Необычный материал, каблук и миниатюрная ступня также подсказывают, что Золушка из благородной семьи. На балу это становится очевидным.
И наконец, изящная туфелька — это ключ, который помогает Золушке вернуть законную силу, принадлежащую ей и по праву рождения, и в результате внутренней работы. Туфелька — признание прав Золушки и повышение ее социального статуса.
Читайте первую часть
Что стало со «злыми» сестрами
Авторы отдельно останавливаются на судьбе сестер Золушки. Братья Гримм незначительно изменили жестокую народную сказку:
Им буквально укорачивают ступни. Одной дальновидная маменька подсказывает отрезать ножом большой палец. Другой — пятку. Все равно будущей королеве предстоит перемещаться в карете. При таком раскладе можно пожертвовать «ненужными» частями ступни.
С одной стороны, укороченные столь кровавым способом ступни можно объяснить жестокостью Средневековья. С другой, герменевтика помогает вложить в это более широкий смысл, например желание сделать блестящую партию любой ценой. А ведь ноги — символ опоры, есть же расхожая фраза — «крепко стоять на ногах». Сейчас столько тренеров по «женскому счастью» советуют подстраиваться: отказаться от любимого хобби, работы и т. д. Если партия не состоялась или люди разошлись, женщина остается без опоры.
Но Золушке туфелька в самый раз — это уверенность в будущем, она в обуви своего размера.
Птицы выклевывают им глаза. В представлении людей, живших во времена братьев Гримм, слепые были беспомощными людьми. Таким образом, зло было обезоружено и не представляло угрозы.
«А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры, хотели к ней подольститься и разделить с ней ее счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них еще по глазу.
Так были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой».
Шарль Перро сделал историю доброй:
«Вот когда сестры увидели, кто была прекрасная принцесса, которая приезжала на бал! Они бросились перед Золушкой на колени и стали просить прощения за то, что так дурно обращались с ней.
Золушка подняла сестер, расцеловала и сказала, что прощает их и только просит, чтобы они всегда любили ее.
Потом Золушку в ее роскошном наряде повезли во дворец к принцу. Она показалась ему еще красивее, чем раньше. И несколько дней спустя он женился на ней.
Золушка была так же добра душой, как и прекрасна лицом. Она взяла сестер к себе во дворец и в тот же день выдала их замуж за двух придворных вельмож».
Это близко современному психотерапевтическому подходу к деструктивным частям психики: не отрицать и бороться с ними, а ассимилировать в сознательном и находить им конструктивное применение.
Золушке повезло не случайно: принц, титул и соответствующие блага достались ей, потому что она усердно работала над собой и в нужный момент проявила решительность, смекалку и обаяние. С этого ракурса сюжет не кажется таким уж устаревшим. Напротив, сейчас об этом говорят как никогда много — в кабинетах психологов и на тренингах личностного роста.
Новые уроки из старой сказки
Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке
«Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII-XIX веках, то есть близко к нашему времени.
Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.
«Золушка» — один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.
Где мать Золушки? Ее съели!
Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut («Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:
Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма (поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.
Нарушение волшебного запрета
В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка «Пепелюга» (Woislav M.Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):
При чем тут жертвоприношение?
Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями (голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.
Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.
Мстительная Золушка из Вьетнама
Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки «Тэм и Кэм» (Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.
Животные-помощники: от коровы до рыбы
С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах «Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей «Крошечка Хаврошечка».
Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке «Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской «Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке «Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи «нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке «Золушка» (Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина (орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.
Секреты Золушки: счастье, которому учит сказка о бедной падчерице
Анна Веселко
Казалось бы, все в сказке «Золушка» ясно: чтобы выбраться из грязи в князи, нужно быть доброй и трудолюбивой, плохо быть мачехой-абьюзером, которая третирует юную падчерицу, нужно иметь много друзей, и тогда мышки и голуби помогут разобрать крупы, хорошо быть везучей, иметь фею-крестную и жить по принципу «Главное — попасть на бал, а там разберемся». Но если бы сказка «Золушка» была всего лишь банальным бесхитростным рассказом, вряд ли она дожила бы до наших дней. Публикуем сокращенный конспект вебинара «Сказки с философами: Золушка», организованного просветительским проектом ScienceMe, в котором кандидат философских наук Елена Брызгалина рассматривала сказку о бедной падчерице в ее культурном контексте.
Елена Брызгалина
Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Единой точки зрения на вопрос, с какого момента мы можем отсчитывать сюжет «Золушки», нет. По-видимому, самая древняя версия имеет египетско-греческое происхождение: Родопис, египетско-греческая богиня, которую в детстве похитили пираты, однажды купалась в речке и потеряла башмачки, которые утащил сокол. Сокол оказался богом Гором, он отнес сандалии самому фараону, который приказал найти владелицу туфелек. Есть и другая версия, в которой Родопис была египетской проституткой, но в остальном история мало чем отличается — в обоих случаях все закончилось свадьбой.
Есть версия китайская: там есть и мачеха, и башмачки, и в награду. Как и в классической версии, в китайском варианте у героини миниатюрная ножка — один из канонов женской красоты в Китае.
В корейской версии Золушка — 14-летняя девочка. Бедная падчерица целыми днями перебирает просо и рис, рыхлит деревянной палкой каменистое поле. Однажды небожительница помогает ей управиться с делами и отправляет на свадьбу. По дороге девочка роняет в воду туфельку, ее находит начальник провинции и объявляет, что женится на владелице.
Версия сказки, ставшая классической, принадлежит Шарлю Перро — он как будто спустил в один рукав грубый народный сюжет, а из другого рукава выпустил легкую сверкающую Золушку.
Сегодня о Перро сказали бы так: инноватор
Интересно, что у педантичных немцев значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица у них пугается не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Но в любом случае после Перро и братьев Гримм возникла хрестоматийная версия сказки — Золушка стала одним из образов мировой литературы.
Образ Золушки можно отнести к мифемам: в ее имени сконцентрирован миф, который несет информацию об основе жизни в символической форме ❓ Так определял мифему антрополог Клод Леви-Стросс.
В вариантах разных народов имя главной героини образовано от слов «зола» или «пепел». Попелюшка — на украинском, Пепелка — на словенском, Пепеляшка — на болгарском. Даже на английском имя Cinderella звучит схоже с французским вариантом — оно пришло из итальянского и тоже означает «пепел».
Источник: McGill Library / unsplash.com
Давайте отвлечемся от повседневного смысла сказки и порассуждаем, что такое красота.
Мы воспринимаем золотое сечение как канон красоты не случайно : у наших предков пропорциональность, гармоничность, симметрия тела были связаны со здоровьем. Например, даже сегодня, когда в спорт отбирают бегунов, обращают внимание на симметричность их ушей. И не потому, что аэродинамика нарушается и им тяжело бегать, а потому, что симметричные уши означают симметричный толчок правой и левой ногой, что очень важно для качественного бега. Так вот, биоэстетика показывает, что самой природой в нас зафиксированы некоторые закономерности того, что мы считаем красивым.
В сказке все не случайно — даже то, как мультипликатор воссоздает визуальный образ
О возможности такого развития событий свидетельствует то, что в некоторых русских переводах использовалась «туфелька, отороченная мехом», но французские исследователи склоняются к тому, что ошибки не было. Дело в том, что ко времени жизни Перро французская орфография вполне устоялась, а сам он был членом Французской академии и, конечно, не мог допустить ошибку сам — и заметил бы, если бы ошибку допустил кто-то другой.
В пользу того, что башмачок все-таки хрустальный, говорит то, что во многих других сказках герои носят алмазные и золотые башмачки. Скорее всего, Перро сознательно выбрал хрусталь: во-первых, потому что при производстве пантуфель (туфель на жесткой подошве без задника, но на каблуке) для каблука действительно использовалось стекло (каблук был прочным и звенел при ходьбе, что считалось особым шиком). К тому же хрустальные туфельки можно трактовать как бальные туфельки, которые были сшиты из ткани, но расшиты хрустальными стразами.
Еще один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, это примерка туфельки. Туфелька — женский символ, а узнавание по туфельке — это ритуал наделения правами, например восхождение на престол. У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» заносчивая сельская красавица Оксана требует у влюбленного кузнеца Вакулы черевички, те самые, которые носит царица. Считается, что только при наличии царских туфелек может состояться венчание или свадьба.
Второй аргумент — образ Золушки формирует пассивный тип поведения, фиксируя подчиненное положение женщины в патриархальном мире, поэтому девочка, которая читает «Золушку» или смотрит фильм, настраивает себя на реализацию жизненного сценария неполноценной личности, которая подчиняется любому объекту, хоть в малой степени обладающему атрибутами власти.
В сказке также можно найти сценарий ожидания — психотерапевты даже выделяют специальное психическое расстройство, которое называется «комплекс Золушки». Заключается оно в том, что женщины отказываются от реального восприятия мужчин в своей жизни и ждут «принца», не обращая внимания на обычных мужчин. Но установка, что «принц» обязательно явится только после лишений и ограничений и надо просто терпеливо ждать, неверная. Сказка учит совсем не этой стратегии пассивного ожидания. Но чему тогда?
Как избавиться от «комплекса Золушки» или как не сформировать его?
Создайте образ того мужчины, который желаем. Вероятно, в этот желаемый образ попадает не тот, кто оценит платье и прическу, а тот, для кого важны внутренние качества.
«Переберите» свою «крупу». Золушка выполнила это задание, которое заключается в ответе на вопрос «Что делать?». Нужно очищать себя от лишнего, отделять зерна от плевел. В конечном итоге количество работы над собой перейдет в качество и собственными усилиями будет выработано терпение и смирение, которые помогут выдержать какие-то испытания судьбы, которые вовсе не обязательны, но могут появиться.
Переключайтесь с процесса на процесс. Очень важно научиться ценить каждое мгновение: и бал, и копание в золе, и ожидание, и минуты триумфа. Иногда в своих поступках или в мечтах мы возвышаемся над обыденностью, но это состояние очень быстро проходит. Если мы понимаем, что жизненные трудности, которые нам уготованы, делают нашу поступь по земле более легкой, то когда жизнь заставляет нас менять меховые башмачки на хрустальные, а потом обратно, это помогает нам встать на пуанты.
Не считайте, что мир настроен враждебно, не страдайте от базового недоверия миру. История Золушки с точки зрения психиатрии — это история женской фрустрации. Золушка — это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины, и даже отец фактически бросает родную дочь. Золушка боится разочаровать принца, поэтому убегает с бала. Ей кажется, что ее настоящую он не полюбит. Она страдает от заниженной самооценки, базового недоверия к миру, и поэтому принцу приходится доказывать свою любовь, организуя общенациональный розыск. Если женщина попадает под влияние «комплекса Золушки», хочет быть слабой и беззащитной, она провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Она показывает: смотри, какая я слабая, стань единственным и неповторимым, защитником, спасителем, стань великим мужчиной. Но не каждый мужчина это выдержит.
Используйте счастливый шанс, нарушайте правила. Золушка получила и принца, и платье, и карету, когда сделала то, что ей не разрешают. Фея не сотворила ничего сверхъестественного: она не вшила Золушке доброе сердце, не сделала ее сразу принцессой. Она дала Золушке шанс, возможность проявить себя. Счастье возможно, оно рядом, но надо перестать бояться и начать слушать себя.
Сказка «Золушка» имеет все необходимое для того, чтобы помочь нам стать счастливыми. Смысл «Золушки» — это переход, превращение себя в саму себя, из Золушки — в принцессу.