в чем смысл сказки о золотом петушке пушкина
Смысл сказки Пушкина о золотом петушке
Коротко
Смысл сказки Александра Сергеевича Пушкина о золотом петушке заключается в том, что за все нужно платить. Так или иначе.
Более подробно
Если рассматривать сказку более подробно, можно понять, что мысль «за все нужно платить» основывается на справедливости.
Пушкин написал эту сказку не просто так.
Он состоял в конфликтных отношениях с императором и властями. Его произведения не пропускались царской цензурой, император не отпускал семью Пушкина от двора из-за его прелестной жены, а самому Пушкину дал унизительную должность при дворе.
Поэт был в ловушке: он не мог писать что хотел, не мог покинуть Петербург, а его денежные долги росли с каждым месяцем.
В 1834 году поэт прибывает в село Болдино, чтобы настроиться на творческий лад и написать несколько новых произведений. Но работа не идет: угнетенное настроение не дает Пушкину писать.
Тогда он решил написать сказку — сказку о золотом петушке.
Нужно ли говорить, что в ней он представил пародию на власть и самого императора. Так Пушкин выразил протест против той ловушки, в которую он попал.
Смысл заключается в следующем.
Царь Дадон, пользуясь своим положением и безнаказанностью, забывает об услуге и нарушает клятву, данную звездочету.
За это он получает наказание, а золотой петушок выступает в качестве правосудия.
Именно он является символом справедливости, и наказывает царя за его нечестное поведение.
Критики не распознали символы в произведении Пушкина и опубликовали его сказку с небольшими поправками.
Смысл сказки о Золотом Петушке
О чём Пушкин написал сказку про Золотого Петушка? Об интуиции, отказе от изменений и однозначности человеческого ума.
Пока царь Додон вёл активную жизнь, он адекватно воспринимал Реальность, принимал удачные решения, поддерживая в царстве и в себе равновесие между внешним и внутренним.
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
С годами стареющий царь становился всё более консервативным. Ситуация менялась, и старые методы управления становились неэффективными.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Царь спросил совета у Здравого Смысла в лице Мудреца, который помог Дадону обратиться к своему Уму. Мудрец подарил ему Золотого Петушка, который предупреждал о любой опасности и показывал её направление. Петушок заменил царю утраченную Интуицию, и Дадон окончательно расслабился. Переложил на Петушка вопросы, которые не хотел решать сам.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой
Царь на радостях обещал Мудрецу исполнить любую его просьбу. Дадон решил, что от Мудреца получиться легко и быстро откупиться.
Волю первую твою
Я исполню, как мою
Однажды Петушок повёл себя особенным образом. Царь не почувствовал, что идут качественно другие изменения. Пришло время решительно действовать. Но Дадон опять самоустранился и послал разобраться своих сыновей, которые неожиданно пропали.
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь сам отправился на розыски, и обнаружил перед шатром тела обоих сыновей, которые погибли, сражаясь друг с другом. Царь с криком бросился к ним, как из шатра вышла Шамаханская царица, и Дадон забыл обо всём на свете, покорённый её чарами.
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Расплата не заставила себя ждать, Мудрец попросил подарить ему девицу. Судьба дала Дадону второй шанс, чтобы избавиться от Иллюзии и вернуться в Реальность. Но он с гневом набросился на мудреца, и тот свалился замертво.
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.
Здравый Смысл покинул Дадона, который ради Иллюзии отказался от всего. Больше ничего не связывало его не только с Реальностью, но и с Жизнью. Ум сыграл с Дадоном злую шутку. Петушок клюнул его в темечко, и царь испустил дух. А девица-Иллюзия исчезла, словно её никогда не было. Иллюзия – это ловушка ума. Нет ума – нет Иллюзии.
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Не введитесь на ловушки Ума. Доверяйте Здравому Смыслу, пользуйтесь Интуицией. Не теряйте с возрастом связь с Реальностью. Это может стоить Жизни.
Cмысл Cказки о золотом петушке А. С. Пушкина
Урок добрым молодцам.
Многие исследователи творчества Пушкина обращаясь к данной сказке почему-то в первую очередь ищут источник данного сюжета в творчестве других авторов. Собственно, они этим и ограничиваются, как будто это имеет какое-то важное значение. В то время, как действительно важное значение имеет только «урок», извлеченный «добрыми молодцами» из иносказания. Чтобы этот урок извлечь, декодируем послание, опираясь на смысловые коды, которые нам подсказывают сами слова сказки и на конкретные исторические события, которые возникают перед мысленным взором в силу естественных ассоциаций.
Итак, царь Додон (нескладный, несуразный человек по словарю Даля) был в молодости успешным правителем. Для того, чтобы предвидеть участившиеся набеги врагов ему с помощью специальных жреческих техник (образ мудреца и скопца) был «встроен» дар ясновидения. Но с этой жреческой кастой он был связан определенным договором, который нарушать он не имел права, что было условием «дара».
Беды начались, когда на царство пришла Шамаханская царица. И пришла она с востока. Слово «шамахан» означает «бог». Источник — хазарско-русский словарь. Даже чисто логически слово «шамахан» означает «бог», потому что шаман — это человек-дух, шамбала — страна духов. Шама+хан и означает верховный дух, т. е. Бог. Или другими словами говоря, религия, конкретнее восточная религия. Т.е. в царство Додона была с Востока внедрена чуждая религия. Просто поразительно и непонятно, почему мимо этого простого и надежного факта прошли мимо другие исследователи. Ну что же, пройдем по хазарскому следу.
Вот что можно прочитать, например в энциклопедии Кругосвет на сайте
(начало цитирования)
Усиление центробежных тенденций вызвало в 8 в. потребность в едином культе. Первоначально общегосударственный характер попытались придать древнему языческому культу Тенгри-хана, но он не мог конкурировать с монотеистическими религиями, активно проникавшими в каганат, – христианством, иудаизмом и исламом. Однако в условиях ожесточенной конфронтации с арабами ислам воспринимался правящими кругами сугубо враждебно. Попытки Византии вытеснить хазар из Крыма и Боспора, при содействии местного христианского населения, ухудшили отношения каганата с христианской церковью, особенно после антихазарского восстания 787–791 в Крыму, возглавленного епископом Иоанном Готским.
В такой ситуации выбор был сделан в пользу иудаизма: в начале 9 в. каган Обадия и его окружение приняли иудейскую веру; началась интенсивная иммиграция иудеев, особенно в приморские города; раввины стали влиятельной силой при дворе.
Во главе Каганата стоял каган – верховный правитель. Это звание было наследственным в роде Ашина и передавалось по мужской линии от отца к сыну. В случае отсутствия прямых наследников оно переходило к братьям покойного и их потомству. В языческий период (7–8 вв.) каган был сакральной фигурой и считался носителем сверхъестественной силы. Перед возведением в сан он проходил особый обряд: его душили шелковым шнуром, доводили до полубессознательного состояния и заставляли ответить на вопрос, сколько лет ему суждено царствовать – ответ рассматривался как «глас богов». Согласно верованиям хазар, сверхъестественная сила кагана являлась залогом могущества их государства, однако она не пребывала с ним постоянно; поэтому когда каган старел или если на страну обрушивались беды (засуха, военные поражения, эпидемии), его убивали и заменяли новым. Действия кагана и связанные с ним предметы табуировались; налагаемые на него многочисленные запреты максимально ограничивали его политические возможности и контакты с подданными. Это делало власть кагана сугубо представительской.
Обращаю внимание читателя, что в приведенных отрывках четко указано:
1) каган правил исключительно потому, что обладал сакральной силой ясновидения и эта способность ему внедрялась и закреплялась через особую технику удушения
2) Он сам и его окружение приняли иудаизм, а народ нет, что привело к раздорам и гражданской войне
3) На войне погибли оба его сына, что подкрепляет данную версию.
4) Погиб он сам, как и в сказке.
Осталось объяснить, почему мудрец в сказке был скопцом. Ну это просто, жреческий культ был бесплоден, т. е. не мог посеять в народе духовное семя единого сильного мировоззрения, которое только и является надежной опорой и духовной скрепой народа, именно как народа, а не толпы.
И последнее, почему Додона убивает петушок? Сам собой напрашивается вывод, который приведен в цитируемых текстах, что царь потерявший способность к ясному видению подлежал смерти, и приговор этот был приведен в исполнение.
1) Даже техническое ясновидение или интуиция без ясного понимания, которое дает правильное мировоззрение не является надежным инструментом управления.
2) «Не может устоять царство, разделившееся в себе»
3) Попытка привить народу Хазарии чуждое религиозное мировоззрение привело к гибели государства и поэтому не было действием разумным. Вот почему в «Песне о вещем Олеге» сказано «отмстить неразумным хазарам». Только смысловые ключи из «Сказки о Золотом Петушке» дают нам понимание такого определения А.С. Пушкиным хазар.
4) Посмотрите на свою страну. Не наступает ли она, причем не первый раз,на грабли, на которых крупно написано «Проект «Хазария»?
(с) Разрешается копирование данного материала с указанием источника.
Тайна «Золотого Петушка» А.С.Пушкина
На сказках А.С.Пушкина выросло не одно поколение.
И сегодня, перечитывая в очередной раз творения великого поэта своему чаду, вновь окунаешься в волшебную ауру витиеватых переплетений словесных кружев, но таких понятных на первый взгляд, и в то же время иногда таких загадочных и значащих.
Из всех произведений Пушкина в этом жанре наиболее известны пять:
«Сказка о Попе и его работнике Балде»(1830),
«Сказка о царе Салтане…»(1831),
«Сказка о рыбаке и Рыбке»(1833),
«Сказка о Царевне и семи богатырях»(1833),
«Сказке о Золотом Петушке»(1834)
Но только в «Сказке о Золотом Петушке» он почему-то акцентировал внимание читателей, что сказка это не просто интересное, развлекательное повествование. Последней фразой автор подводит универсальный итог своей истории: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Плюс к этому возникает вопрос: а почему урок только добрым молодцам, а красным девицам можно не читать?
Я не зря указал годы написания всех пяти сказок. Написаны они в сравнительно короткий промежуток времени, образуя таким образом настоящую сказочную серию, закрывающуюся в «Сказке о Золотом Петушке» крылатой фразой.
Вроде бы все понятно, к чему же было лишний раз напоминать читателю о морали этой сказки? Пушкин был умным и весьма образованным человеком. Он прекрасно понимал, что сказки детям почти всегда читают взрослые, и послание в двух последних строчках адресовал именно им. И речь идет не о том, что нельзя голову терять от любви.
Ошибки Царя Дадона
В образной форме в сказке излагаются грубые ошибки в государственном управлении.
Во-вторых, все люди должны быть управленчески грамотными. И начинать давать эти знания человеку необходимо с детства через систему образования. Если даже ребенок и не вырастет президентом или директором, то он будет понимать причины и следствия происходящих событий и принимаемых решений в государстве, а значит, его будет очень трудно обмануть на любом уровне управления и заставить развалить страну его же собственными руками.
Связь между уровнем образования и качеством государственного управления прямая. Понаблюдайте сами, горячие точки возникают чаще в тех странах, где была разрушена национальная система образования и под благовидным предлогом внедрена чужеродная. И наоборот.
В-третьих, Пушкин в шутливой форме обрисовал схему управления государственными деятелями через сторонних лиц. Такая схема известна очень давно. В одной из пещер Алжира археологи обнаружили доисторический наскальный рисунок, древнего человека, который в простой и доходчивой форме это проиллюстрировал. Сегодня такое явление получило название «Вагинократия». И женщины здесь совершенно не причем. Мужчины, демонстрируя животный тип психики, сами попадают в эту зависимость.
Вспомните, сколько кровопролитных войн возникало из-за споров за женщину! Знаменитый сериал «Игры престолов» это показывает очень доступно. Но картина будет не полной, если не назвать такие нам известные имена современников как Б.Клинтон, М.С.Горбачев, В.А.Ющенко, М.Н.Саакашвили, и т.д. Управление в своих интересах Руководителем государства через его жену (или другого близкого человека) использовалось еще древнеегипетскими жрецами (к/ф «Фараон», Польша, 1966г. реж. Е.Кавалерович, по одноименному роману Б.Пруса), и продолжает успешно применяться сегодня не только в надгосударственной политике.
Вот где Александр Сергеевич «зарыл собаку». По результатам наблюдений за современными руководителями разных уровней, и на себе ощущая их ошибки в управлении, создается впечатление, что «Сказка о Золотом Петушке» написана в наше время. Или Пушкин, еще два века тому назад предвидя такое падение качества управления, ненавязчиво пытался сформулировать характерные ошибки в стихотворной форме сказки, в каждую рифму вкладывая предупреждения и поучения. Жаль, что современные наши политики не читают сказок, а могли бы извлечь не малую пользу для себя, и как следствие для нас.
Почему «Сказку о Золотом Петушке» можно рассматривать как практические рекомендации по организации структуры управления в государстве с примерами и иллюстрациями. И освоить этот урок было бы полезно не только добрым молодцам, а еще и мужицам, и старцам!
Но вернемся к «Золотому Петушку». Все мы помним сюжет этой сказки, а кто не читал, очень рекомендую прочитать, так как мультфильм, который точно смотрели все, несколько искажает первоисточник. Нарушает последовательность стихов, кое-где стихи естественно заменены рисованными образами, а в нескольких местах вообще дополнены стихами, которых нет в оригинале. Хотя, если они написаны другим поэтом, то довольно мастерски скопирован стиль Пушкина. Но нам нужно разобраться, что думал и о чем хотел сказать сам Александр Сергеевич. Почитаем же сказку вдумчиво…
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
В тридевятом царстве мы наблюдаем стиль правления – абсолютная монархия, это в чем-то сродни диктатуре. Беда всех диктаторов, когда с возрастом они становятся слабы, те, кто был ими обижен, начинают мстить. Поэтому диктаторы, как правило, своей смертью не умирают. Дадон же, вроде как опытный руководитель государства, дабы решить проблему с соседями…
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Весьма примечательная личность этот звездочет, но о нем позже. А сейчас все внимание Дадона занято Петушком, которого Мудрец подарил царю и пообещал, что тот предупредит, если появится опасность. Довольно серьезная проблема решилась весьма быстро и просто. На радостях царь обещает мудрецу:
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Очень щедро и достаточно легкомысленно для управленца такого уровня как царь, не правда ли? Да и Мудрец не просит вознаграждения сразу – что кажется еще более подозрительным. Тем не менее, сделка заключена. После нескольких удачных оборонительных операций соседи поняли, что им здесь уже ничего «не светит» и два года в государстве Дадона царила тишь да благодать. Но…
Изучайте инструкцию пользователя!
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
…………………………………
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Очень знаковое место в сказке. Проанализируем внутреннюю политическую ситуацию, сложившуюся в государстве. Во-первых, царь Дадон пробужден, то есть спит на «работе», что понятно даже из крика петушка: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!». Во-вторых, воевода, как бы мы сейчас сказали «силовое ведомство», не знает, что делать в сложившейся ситуации и бежит за указаниями к Царю, хотя оборона государства его прямая обязанность. Получается Царь (диктатор) мало того, что сам не занимается управлением страны, он еще и не организовал государственную систему таким образом, чтобы она самоуправлялась, на случай его кратковременного отсутствия. Страна живет без управления – смертельно для любой системы. Вся ответственность оказывается на петушке, но петушок – структура не государственная, а механизмы его деятельности неизвестны. Как-то это все нам знакомо.
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Оказывается, у царя есть сыновья, но к управлению государством не приспособлены и не допущены, так как в иерархии управления находятся на уровне воеводы. Этот вывод можно сделать из того, что персонажи сыновей появляются не в начале сказки вместе с Царем, а только сейчас и только возглавляя войско. Третья ошибка царя в управлении. Но первая по значимости, потому что управленческие кадры готовятся долго, за пять лет в ВУЗе этому не обучишься. Необходимо формировать соответствующее мировоззрение с детства, иметь глобальное мышление и понимание процессов управления. Короче говоря, система образования в Дадоновом царстве тоже «ни к черту».
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
И ситуация повторяется: петушок снова сигнализирует об опасности с востока и царь посылает вторую рать на «врага».
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Но есть ли «враг»? Вернемся немного назад, когда Мудрец дает петушка Царю и инструктирует Дадона как им пользоваться.
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
«…иль другой беды незваной!» – эту фразу Царь как раз и пропустил мимо ушей. Не разобравшись в источнике опасности, он принимает решение исходя из своего понимания ситуации, то есть опасность для него может заключаться только в военном нападении. Да еще не получив донесения от старшего сына и не зная чем закончился его поход, то есть не имея всей информации по делу, он естественно повторяет ту же ошибку. А Петушок – только датчик, аварийный сигнал передан – реакция управляющего органа есть, и он снова умолкает в режиме ожидания.
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать.
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
И люди понимают, что все бестолку, и Дадон осознает свои управленческие ошибки, но признать это публично в существующей иерархии может оказаться губительно для имиджа власти. Проблема замалчивается. Не правда ль, это нам знакомо?
Шамаханский тур Царя
Осознавая неправильность своих решений, Царь пытается часть ответственности переложить на подчиненных, напоминая, что сыновья, лежащие возле шатра – сокола «наши», то есть общие. Царь оказался слаб не только физически, но и морально, пытаясь «перевести стрелки». Что ж, у плохих руководителей всегда виноват «Пушкин». Все это нам очень знакомо!
А сам Пушкин тут же нам открывает причину смерти сыновей.
…………… Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
…………………………………
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Говоря языком современных спец. служб, Царь угодил в «медовую ловушку». Забыл про свои обязанности руководителя государства, забыл о смерти наследников, все его мысли занимает Шамаханская царица! И Дадон не просто развлекается, а «…покорясь ей безусловно». Понятное дело, в свое царство он везет ее не как наложницу или как посла – Царь женился! Как и положено, в столице Царя встречают его подданные…
За все приходится платить
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
………………………………
«Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу».
……………………………
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
А и вправду, зачем? На первый взгляд, что тут непонятного, мудрец захотел красавицу себе в жены. И Дадон думает также…
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
…называя Мудреца грешником, за якобы его мысли. Но так ли это на самом деле? Помните, мы отметили, что Мудрец личность примечательная – он ведь скопец, то есть оскопленный, проще говоря, кастрат.
Скопцы (самоназвания «агнцы Божьи», «белые голуби») — последователи мистической секты «духовных христиан», возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела. Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления.
Мог ли такой человек желать плотских утех, конечно нет. Тогда зачем же ему Шамаханская царица? Чтобы разобраться дочитаем эту сцену, а вместе с ней и сказку до конца.
Царь, реально осознавая последствия неосторожно данного слова, по сути, забирает его назад, банально пытаясь откупится. Проявив настойчивость, мудрец провоцирует Царя на гневную реакцию, а в гневе многие аргументы не принимаются во внимание. Как говорил один киногерой: «Гнев, ненависть… ведет на Темную сторону Силы». Прямой причины убивать Мудреца у Дадона не было. Стража могла просто оттащить старика, как было велено, а после тихо с ним разобраться. Тем не менее, Царь был спровоцирован, по сути, на публичное преступление – убийство.
…………… Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Обратите внимание, Пушкин уже не называет ее царицей, хотя в стих это слово ложится как нельзя лучше и по рифме и по смыслу.
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Не все то золото, что блестит…
Вероятнее всего царица фальшивая, а усомниться в ее происхождении можно было еще, когда она «…с поклоном его за руку взяла и в шатер свой увела» – уж никак не поведение царицы. Она была внедрена в царство Дадона с вполне определенными целями именно Мудрецом. Связь между ними Пушкин показывает в конце сказки, обращая наше внимание на одежду Мудреца: «В сарачинской шапке белой…» – Сараци́ны (греч. Σαρακηνός) – восточные люди. Как вы помните, и Петушок предвещал беду с Востока. Сначала псевдоцарица поссорила двух братьев – наследников престола. Принцип «Разделяй и властвуй» работает безотказно.
А далее, не без ее же помощи, воспользовавшись управленческой безграмотностью Царя, который к тому же не сумел подавить в себе животные инстинкты, последнего в стране управленца делают преступником. И в понимании толпы, он получает заслуженное наказание. Национальная управленческая элита (Царь с сыновьями) уничтожена, народ самоуправляться не умеет, остается только сесть на трон и надеть на себя скатившуюся с чужой головы корону. Таким образом, Некто, закулисный управленец буквально парой «инструментов» захватывает власть в огромной стране. Ах, как же это все знакомо!
Интересно, что сюжет «Сказки о Золотом Петушке» Пушкин позаимствовал у американского писателя В.Ирвинга, из его «Легенды об арабском звездочете»(1832). И хотя сказка получилась проще, понятнее и короче, ее смысл несомненно глубже. В этом вы можете убедиться, прочитав оба произведения.
Нужно заметить, что Пушкин не первый раз пользуется таким приемом. В основу «Сказки о царе Салтане», на пример, положен древнегреческий Миф о Данае, дочери Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Той самой Данае, которая изображена на бессмертном полотне Рембрандта (1636-1647) из коллекции Эрмитажа, что было облито кислотой и порезано ножом 15 июля 1985 года 48-летним жителем Литвы, неким Бронюсом Майгусом, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Хотя по показаниям работников музея, зайдя в зал, он спросил у смотрителя: «Какая картина тут наиболее ценная?» (и при чем тут политика?).
Пушкин переписал эту историю с более счастливым концом. И в комментарий к этому можно привести его же цитату: «Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного мгновенного орудия Провидения.» Проведением правит Творец. Если ты что-то делаешь против замысла Творца, Проведение внесет свои коррективы, как-бы говорит Пушкин.
Ну что ж, мы поняли тебя, Александр Сергеевич!