выставка адвайзер что это
Выставка-адвайзер «Книги которые. «
Вашему вниманию представлена электронная выставка-адвайзер «Книги, которые сделают тебя лучше».
После прочтения этих книг у вас будет намного больше представления о своих возможностях, потенциале, о том, где вы можете применить все свои таланты, которые у вас есть. А некоторые из этих книг помогут вам развиваться, становиться сильнее и осознаннее.
«Спорт – древнейшее занятие человечества. Сыновья царей состязались в беге за трон. Тираны отправляли на ристалища своих чемпионов. Толпа ревела: «Хлеба и зрелищ!» Поэты, художники и философы творили миф о спорте, который жил своей жизнью, питаясь страстями, бурлившими на аренах и ристалищах, за тавлейной доской и в букмекерских конторах, на трибунах и улицах…»
А. Соловьев.
Вашему вниманию представлена выставка-адвайзер «Книги, которые познакомят с миром спорта». На ней представлена литература о разных популярных видах спорта. Прочитав данные книги, вы познакомитесь с особенностями и традициями спорта в России и других странах, методиками спортивной подготовки. Узнаете о жизни выдающихся спортсменов. Эти и многие другие книги вы можете найти в нашей библиотеке.
Вашему вниманию представлена электронная выставка-адвайзер «Книги, которые поднимают настроение».
Мы собрали самые забавные и веселые книги, которые обязательно зарядят вас позитивом. Читайте и наслаждайтесь!
Профориентация в библиотеке. поиск новых форм.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Профориентация в библиотеке: поиск новых форм.
Берись за то к чему ты склонен, коль хочешь,
чтоб в делах успешный был конец»
И.А. Крылов
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или поздно каждый молодой человек. Профессиональное самоопределение – важнейший этап в жизни школьников.
В современном обществе существует около 50 тыс. различных специальностей. Получить информацию о многообразии профессий, сориентироваться и выбрать своё дело самостоятельно молодым людям непросто. И существенную помощь в этом могут оказать библиотеки, обслуживающие детей, подростков, юношество.
Анализ современного состояния профориентационной работы выявил ряд ее недостатков, результатом которых является приоритетный выбор выпускниками школ экономических и юридических профессий, а среди рабочих профессий – профессий сферы услуг. При этом ограниченность перечня рабочих и инженерно-технических профессий объясняется их непрестижностью с точки зрения учеников и их родителей, низкой мотивацией в овладении навыками специальностей производственных технологий, недостаточной материально-технической базой учреждений образования.
Подготовка молодежи к труду, ориентация ее на выбор рабочей профессии – одна из актуальных задач по обеспечению рынка труда Донецкой Народной Республики. Профессиональная ориентация школьников выполняет важную роль для рынка труда – осуществляет превентивное формирование предложения рабочей силы и влияет на формирование рынка образовательных услуг, способствует снижению роста безработицы среди молодежи. Оказание помощи y чащимся общеобразовательных учебных заведений в выборе профессии, выявлении профессиональных склонностей, формировании правильного понимания социально-трудовой роли и статуса работающего гражданина в обществе являются приоритетными задачами учебных заведений при активном содействии государственной службы занятости населения.
Сегодняшнее время характеризуется новым взлетом интереса и новыми требованиями к профориентационной деятельности библиотек, что заставляет библиотеки активно искать инновационные формы работы в этом направлении.
Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова?
Безусловно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Этапы и содержание профориентационной работы:
1-4 классы – расширение полученных в дошкольном учреждении знаний о мире профессий (экскурсии, презентации профессий родителей, ролевые игры);
5-6 классы – предоставление необходимых знаний о профессиях вообще и
конкретно о востребованных профессиях для региона (беседы, встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия и т.д.);
7-9 классы – развитие профессиональных интересов и склонностей
(участие в кружках технического творчества, художественной самодеятельности, спортивных секциях, агитбригадах и тому подобное);
Профориентационная работа в библиотеках – это система трех основных взаимосвязанных подсистем:
Профориентация является эффективной в том случае, если она ведется постоянно. Формы её разнообразны: инновационные и традиционные.
Рассмотрим инновационные формы профориентационной работы. Так, среди них можно выделить следующие:
Безусловно, представляют интерес использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий) как средство профориентации школьников. Среди современных средств можно выделить виртуальные экскурсии, видеоматериалы, посещение официальных сайтов предприятий и профильных вузов колледжей.
Следует отметить, что инновационные формы профориентации способствуют большей вовлеченности ребят в процесс происходящего, уровень заинтересованности при использовании интерактивных методов обучения выше, нежели при использовании традиционных.
1. Хотели бы вы стать мастером своего дела, профессионалом? Что вы будете делать для этого?
2. Мудрецы рекомендуют при выборе профессии применять формулу: «Нужно, смогу, хочу». В чем суть этой формулы?
Дни абитуриента. На встречу с выпускниками можно пригласить представителей востребованных профессий.
Можно провести акции, ярмарки по профессиям: День профессий, Фестиваль профессий, реализовать программы:
Игра. Характерное отличие игры — условность действий, что делает занятие оживленным и захватывающим. Такие игры создают ситуации, которые развивают у школьников следующие качества: умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию.
Участие в профориентационном квесте дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, на практике отработать навыки профессий, приобрести коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Мозговой штурм — один из самых простых, и в то же время весьма эффективных методов работы с группой. Перед группой ставится конкретное задание. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на вопрос.
Тематический вечер — может быть посвящен одной профессии или целой отрасли. В ходе вечеров могут проводиться конкурсы, игры, включаться номера художественной самодеятельности, музыкальное сопровождение.
К традиционным формам можно отнести анкетирование, тестирование, профессиограммы, консультации, встречи с представителями профессий и успешными выпускниками, экскурсии на производство, книжные выставки и др.
Устный журнал — представляет собой выступления с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала. Примерная тематика устных журналов:
«Мир строительных профессий»,
«Профессия на все времена»
Также наиболее активно можно использовать беседы и уроки по профориентации:
· «Профессия на всю жизнь»
· «Найти свое призвание»
· «Призвание – что это такое»
· «Задумайся о выборе профессии»
· «Наша профессия – постоянное творчество»
· «Моя профессия любимое дело»
По профориентации можно использовать наглядную форму работы – книжные выставки:
· «Мир интересных профессий»
· «Найти профессию для себя»
Выставка- адвайзер (выставка-консультация)
В переводе с английского – adviser – советник, консультант.
Пример выставки-адвайзер: «Как выбрать профессию?», « На пути к профессии » и др. Выставка-адвайзер выполнит функцию консультанта, помогая молодежи сориентироваться в мире профессий, как уже давно существующих и занявших стабильное место на рынке труда, так и появившихся совсем недавно, но уже ставших популярными и востребованными. На такого рода выставках обязательно должен быть представлен методический материал: консультации, рекомендации, памятки по теме выставки. Обзор этой выставки перед аудиторией тоже проводится в форме консультации.
Помимо книг и периодических изданий можно представить тесты, помогающие определить возможности и профессиональные склонности; справочники учебных заведений, рекламная продукция (буклеты, листовки) учебных заведений, а также можно порекомендовать электронные варианты изданий.
Стоит сказать и о библиографических пособиях. Можно выпустить рекомендательный список литературы «Мир профессий».
· «Познай себя и выбери профессию»
· «Гороскоп, профессия и ты»
· «На пути в большую жизнь»
В помощь выбору профессии библиотеки издают библиографические пособия: дайджесты, библиографические указатели, буклеты, памятки: «Путеводитель по образовательным сайтам»; «Азбука профессии»; «Молодёжи в помощь выбору профессии»; «Полезные советы будущему абитуриенту». В библиотеках оформляются информационные стенды, уголки профориентации: «Новости образования», «Я выбираю профессию»; «Самоопределение»; «Найди свой путь сквозь пространство»; «В мире мнений»; «Личность и общество», «Сделай свой выбор»; «Профессия и Я». В помощь молодежи в выборе профессии библиотеки ведут картотеки, создают тематические папки-досье: «Проблемы средней школы», «Выбор профессии», «Экзамены. Проблемы ЕГЭ», «Учебные заведения района (области)», «Календарь профессиональных праздников», «Абитуриент, на старт, внимание. », «Мир профессий», «Советы психолога», «Как выбрать ВУЗ?».
Таким образом, целенаправленная профориентационная работа библиотек среди молодого поколения даёт им возможность определиться в выборе профессии, а значит сориентироваться в жизни, сделать первые шаги по достижению главной цели жизни.
Выставка адвайзер что это
2. СТРУКТУРА ВЫСТАВКИ
Выставка-адвайзер состоит из 4-х разделов: «Библиотеки на пути перемен: инновационный аспект», «Информационные технологии в библиотеке», «Библиография – новый этап осмысления», «В помощь организаторам досуга: Сценарии на все случаи жизни».
Список литературы к выставке
(с цитатами)
ОБЩИЕ ЦИТАТЫ:
Цитата: Стать хорошим библиотекарем и профессионалом, не читая специальной литературы, книг и периодики, нельзя!»
(Э. Р. Сукиасян).
Цитата: Из кризиса всегда выходит первым тот, кто умеет генерировать свежие идеи… осваивает новые проекты.
(Е. С. Савченко)
1-ый раздел выставки
1-ый раздел : Библиотеки на пути перемен: инновационный аспект
Цитата: Сейчас наступил критический момент, когда необходимо по-новому взглянуть на библиотеки, определить функции, задачи, приоритет, в том числе приоритет в обслуживании читателей, а самое главное – постоянно доказывать обществу и налогоплательщикам важность для них библиотек, потенциал которых до сего дня использован далеко не полностью. Нужна новая философия, новое мышление в области библиотечного дела. (В. К. Степанов. Применение Интернета в библиотечных процессах. – Москва, 2013. – С.8-9.)
Цитата: Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии. (Качанова Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек. – Санкт-Петербург, 2007. – С.5)
Формы работы выставок
Муниципальное бюджетное учреждение
муниципального района Приволжский
Самарской области
«Централизованная библиотечная система»
Центральная межпоселенческая библиотека
Методико-библиографический отдел
Выставки, как средства доведения информации до читателей по форме бывают достаточно многообразны. В последние годы активизировался творческий потенциал библиотечных специалистов, и появились на свет новые виды и формы библиотечных выставок, в специальной печати приводятся многочисленные примеры творческого подхода к организации выставок.
Выставка – вернисаж (видеоряд, художественной школы, живописного жанра, репродукций) предполагает демонстрацию картин или репродукций.
Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках – авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве, большие площади для экспонирования работ, использование света, цитат, антуража.
Сложность данной выставки – в разнообразии иллюстративного материала, способности библиотекаря используя различные вспомогательные материалы сохранить индивидуальность каждой иллюстрации.
Выставка – конкурс – цель не только стимулирование интереса к чтению, но и воспитание культуры чтения. Конкурс, как правило, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых читателям предлагается выполнить разные задания. Вначале задания сравнительно просты: прочитать книгу с выставки, ответить на вопросы. На следующих этапах задания усложняются, приобретают творческий характер – нарисовать иллюстрацию, написать отзыв, сочинение, рассказ, реферат по теме выставки, изготовить поделку, самодельную книгу. Вся информация о конкурсе должна быть представлена на выставке.
Выставка – диалог: диалог двух точек зрения, двух авторов. Представляется литература авторов с диаметрально-противоположными точками зрения по данной теме, вопросу, проблеме. Читатели могут выразить свое мнение по данному вопросу с помощью карандаша и бумаги, которые располагаются рядом с выставкой.
Еще один вариант – это заочное разговор, заочное общение читателя и библиотекаря. Читатели задают вопросы, библиотекари отвечают на них с помощью книг. Организации выставки предшествует большая подготовительная работа. Примерно за месяц до ее оформления радом с кафедрой выдачи можно поставить склеенный из бумаги тетраэдр (треугольную пирамиду). На двух гранях написать обращение к читателям, а на третьей грани прорезать щель, куда читатели будут опускать записки с вопросами. Рядом с пирамидой положить бумагу и карандаш. Все вопросы библиотекари читают, объединяют похожие, затем подбирают литературу, в которой содержатся ответы на них. Отобранные источники располагаются на выставке по разделам, названиями которых становятся вопросы, заданные читателями.
Выставка – диалог наиболее эффективна в работе с читателями – подростками и юношеством, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы устно.
Выставка – декорация. Является основной и естественной декорацией массового мероприятия в библиотеке. На ее фоне мероприятие проводят, с нее берут в ходе действия книги и предметы, к ним обращаются; она может жить и после массового мероприятия, как самостоятельная выставка.
Выставка – словарь. Цель этой выставки – объяснить значение каких – либо терминов и понятий, а также представить дополнительную информацию о них. Для выставки – словаря могут быть выбраны самые разные понятия и термины – экономические, политические, искусствоведческие, литературоведческие.
Названиями разделов выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги также как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях.
Выставка одной книги (журнала, публикации). Цель – заинтересовать читателей какой – то определенной книгой. Достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию. Это может быть следующая информация:
– об авторе книги, его жизни и творчестве;
– об истории создания книги;
– о прототипах героев произведения, их судьбе;
– литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и писателей;
– рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги в их жизни;
– об экранизации произведения; рассказы режиссера и актеров о работе над фильмом и др.
Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика – прошлых веков и современная литература, или краеведческая книга.
Выставка одного журнала – цель заинтересовать читателей каким-то журналом, побудить его к чтению. Это может быть новый журнал, который только начал издаваться, или впервые выписанный библиотекой, или незаслуженно забытый читателями. Заголовком выставки может стать название журнала, написанное тем же шрифтом и цветом, что и на обложке. Можно назвать разделы выставки также как основные рубрики журнала, и представить в них самые интересные статьи из этих рубрик.
Выставка – приманка. Выставка в окнах библиотеки. Например выставка новых книг. Широко используется на Западе как дополнительный способ «заманить» читателя в библиотеку.
Выставка – развал. Это выставка – замена книжного развала у кафедры выдачи, в котором так любят копаться читатели. («Читатель советует», «Бестселлеры наших читателей»)
Выставка – сюрприз. С маленьким, недорогим, но приятным презентом, который посетитель выставки уносит с собой. Например, выставка ко Дню Св. Валентина сопровождалась вырезанными из цветной бумаги сердечками с пожеланиями на обороте.
Формы книжных выставок
Выставка – газетной полосы
Выставка – дилемма (выбор из двух возможностей)
Книжная выставка – визитная карточка библиотеки
Составитель: заведующий МБО
Бюджетное учреждение культуры
В ряду различных форм рекламы книги, популяризации книжного фонда, выставки занимают особое место. Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.
При подготовке книжной выставки необходимо определить ее целевое назначение, просто хорошенько подумать – зачем ее оформлять и для кого. Выставка, даже самая маленькая, должна быть праздником для посетителей библиотеки и должна приносить удовлетворение от проделанной работы. Читателя привлекают краткие, броские заглавия, тексты, обращения, яркие иллюстрации, нестандартные решения в оформлении.
Выбор названия – очень важный момент, ибо в нем, должна быть заключена идея всей выставки. Есть несколько требований к названию. Это – наличие в нем не более 4-5 слов, способность отразить целевое и читательское назначение (например: замените заголовок «Новые поступления» на «Все новое – для Вас!»). Обратите внимание на нетревиальность (неординарность, оригинальность), формулировки, избегайте штампов. Название должно иметь социальную направленность, и в то же время играть роль приманки для читателей (например, «Брось все и читай», «Когда хочется отдохнуть»). Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь то цитата или оригинальное высказывание: в данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъясняющий смысл общего названия.
Знаменитый исследователь рекламы Альфред Политу на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».
Воплощение замысла в зримых формах можно достичь с помощью разнообразных аксессуаров – предметов, деталей, содержательно связанных с концепцией выставки и дополняющих ее композицию в качестве фона. Знаковые аксессуары – это применение цитат, аннотаций, текстовых рубрик, заголовков. Среди художественных аксессуаров можно назвать картины, коллажи, иллюстрации, фотографии, которые по назначению сходны с предметами. Декоративные элементы экспозиции призваны облегчать последовательность смены впечатлений посетителей. Композиционное решение выставки должно учитывать особенности распределения внимания человека. Доказано, что левый верхний угол привлекает больше внимания, чем вся остальная площадь, поэтому, чтобы привлечь внимание читателей к экспозиции, акцент лучше сделайте на него. При группировке материала следует соблюдать симметрию – она предполагает наличие центра, в котором сходятся все связи. Необходимо помнить и о насыщенности выставки, учитывать психолого-педагогические законы восприятия материала. Не должно быть перенасыщения информацией.
Даже хорошо организованный показ малоэффективен, если он длится очень долго. Через некоторое время даже прекрасная выставка становится привычной частью библиотечного интерьера. Поэтому выставки должны периодически обновляться. При определении оптимального срока экспонирования выставки следует иметь в виду возбуждение и угасание внимания посетителей. Практика показывает, что уже через неделю интерес к выставке начинает снижаться, а через 12 – 15 дней резко ослабевает и пропадает вообще. Для удержания внимания следует постоянно обновлять выставку, заменяя статьи из газет и журналов отдельными изданиями, помещая на витрину новые книги по теме.
формы выставочной деятельности
Формы современной выставки очень разнообразны. Познакомимся с наиболее интересными из них:
Выставка-вопрос : для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы. Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подростков.
Выставка-викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Вопросы должны быть разной категории сложности, учитывающие категорию читателей на которую рассчитана выставка. Должно присутствовать обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине.
Закончить викторину можно примерным текстом: «Если Вы ответили на все вопросы викторины, то Вы – кладезь познаний, на 10 – 15 вопросов – знаток литературы, на 5 –9 вопросов – запишитесь на абонемент, на 1-4 вопроса – срочно запишитесь в библиотеку, не ответили ни на один вопрос – все равно Вы молодец, потому, что не прошли мимо нашей викторины!»
Озвученная выставка : предполагается музыкальное оформление, наличие аудио— или видеосопровождения. Такую выставку можно оформить для любого возраста.
Выставка-ситуация : читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров. », «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие. », «Эту книгу я возьму с собой в поход. » и т. д.
Выставка-отзыв : организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.
Выставка-тест : на подобной выставке для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.
Выставка одного портрета : на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.
Выставка-диспут: предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем социального развития подростков, оказание помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь ровеснику».
Выставка-бенефис читателя : например. «Лучший читатель года». Цель такой выставки — привлечение внимания к книгам через близкие интересы сверстников. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по различным отраслям знаний), обращение к ребятам. Выставка может быть организована и для младших школьников, и для подростков.
Выставка-ребус : сопровождается плакатом с ребусом «Попробуй, отгадай. ». Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старших.
Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Подобные выставки приемлемы для читателей-младших школьников и читателей-подростков.
Выставка-кроссворд : обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Кроссворд можно ксерокопировать и раздать эти листочки детям. Такую выставку лучше организовывать для младших школьников и подростков.
Выставка одной книги . Здесь возможны варианты: выставка собственно одной книги — для дошкольников и младших школьников. Ее обязательно надо сопроводить ярким плакатом с рекомендательной аннотацией. В аннотацию можно включить вопросы, заставляющие более внимательно читать, размышлять, сравнивать героев, их характеры, поступки, побуждающие к целостному восприятию произведения. А когда книга предстает в разных аспектах — переиздания; иллюстрации разных художников; история создания; прототипы; первые читатели; судьба книги и автора; экранизации, театральные постановки; продолжения, дописанные другими авторами; критика, отзывы — то такую выставку лучше адресовать подросткам.
Выставка-игра . Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов. Разве только игры меняются, усиливается их интеллектуальная сторона. Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке составной частью являются элементы какой-либо игры, тематически обусловленной рекомендуемой литературой. Уровень сложности игровых материалов выставки предопределяется ее целевым и читательским назначением. Для дошкольников подходит игра с литературными сказочными героями «Угадай, из каких мы книг», для младших школьников темы могут быть самые разные: основы безопасности жизни, школа, наша планета и др. Для подростков подойдут рыцарские турниры или «морское путешествие».
Выставка-диалог . Она наилучшим образом реализует так необходимый сегодня взаимоуважительный и взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем. Интересующие детей вопросы, которые иногда они стесняются задавать взрослым, можно предугадать: любовь, мои права и др. Она должна нацеливать на более глубокое восприятие литературы, обмен мнениями, предлагать творческие задания читателям, созвучные темам, интересующим детей. На ней необходимо оставить места для отзывов читателей, новых вопросов, что позволит представить разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, возможность высказаться, слушать и услышать. Выставка-диалог больше всего подходит старшим подросткам и по своему изначальному замыслу должна быть сориентирована на эту возрастную группу.
Выставка-рекомендация и выставка-совет . Между ними тоже больших различий нет. Даются советы специалистов по какой-либо интересующей подростков проблеме. Фактографическая информация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для самообразования по данному вопросу.
Выставка-словарь : организуется для младших школьников и подростков с целью объяснения новых терминов, понятий.
Выставка-хобби : рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Она может создаваться для детей разных возрастных групп, но наиболее интересной будет младшим подросткам. Главное, чтобы все было сделано руками читателей.
Живая выставка . Здесь экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, иллюстративные материалы, но и предполагается присутствие живых существ — это могут быть рыбки в аквариуме, морская свинка, хомячок и т. д. Эта выставка вызывает искренний интерес у дошкольников и младших школьников.
Выставка-знакомство . Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным человеком (местный деятель, известный человек и т. д.). Поиски авторитета, образца для подражания начинают себя ярко проявлять в подростковом возрасте. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей этого возраста.
Выставка-презентация (реклама, премьера). Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности.
Выставка-откровение относится к разряду психологических выставок и предполагает откровенные мысли читателей-подростков по каким-либо вопросам.
Выставка, подготовленная читателем : выставку готовит читатель-подросток по интересующей его теме. И, конечно, на ней могут быть не только книги. Читатель может предложить конверты дисков, ксерокопии статей, сочинения школьных друзей, портреты кумиров, фото коллекций марок, различные знаковые аксессуары: значки, модели-символы, изготовленные из различных материалов, и многое другое.
Выставка-настроение : читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело. », «Я читаю эту книгу, когда мне грустно. » и т. д. Привлечет внимание детей и тема: «Как верно сказано. не мною. обо мне», эту выставку может организовать библиотекарь по произведениям русских классиков. Разделы выставки: «Герои грустят», «Герои счастливы» и т. п.
Выставка одного жанра . Представляя книги одного жанра — детектив, фэнтэзи, авантюрный роман, исторический роман и т. д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны подросткам, а вот стихи, сказки, сказочные повести — учащимся начальных классов.
Выставка одного автора , как правило, организуется к юбилеям писателей, но может быть и постоянно действующей, если библиотеке присвоено имя писателя. Конечно, на ней должны быть представлены не только книги, но и материалы о писателе. Читательский адрес выставки может быть разнообразным, в зависимости от того, какие книги, какого автора и с какой целью демонстрируются: первичное знакомство с творчеством или углубление знаний о творчестве писателя.
Выставка «Литературный герой»: выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Шерлок Холмс» и т. д. Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение истории о герое, игры с героем и многое другое.
Выставка-полемика . Она оформляется для подростков с целью помощи читателю в формировании мировоззрения, донесения до него интересного, актуального дискуссионного материала. Обязательно наличие полемичного материала, отзывов на него, отражающих различные точки зрения. Например: «Откуда берутся преступления и подростки-преступники?».
Выставка-исследование читательских предпочтений : можно провести голосование для читателей-подростков на тему: «Какие книги мы возьмем с собой в будущее».
Выставка-досье : создание выставки предполагает сбор фактических данных о чем-либо. Данная форма выставки приемлема для подростков.
Выставка-экспозиция, например: «Да, были люди в наше время». На выставке располагаются репродукции батальных сражений, биографические справки, исторические повести, рассказы и поэтические произведения об участниках Отечественной войны 1812 г.
Выставка-конфликт . В библиотеках детских и школьных она оформляется для подростков с целью помощи читателю в разрешении какой-то конфликтной ситуации, помогает вести поиск возможных путей выхода из нее.
Выставка книжных иллюстраций . На выставке располагаются раскрытые иллюстрированные книги на какую-то тему, но акцент делается на иллюстрациях. Для младших школьников и подростков будет интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, например: «Мороз и солнце» (зимние пейзажи). Выставка развивает у детей представление о книге как художественной ценности, где синтез текста и иллюстраций придают каждой неповторимый вид.
Выставка-почта : выставка с элементами почты, помогающей установить обратную связь с ребенком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.
Выставка-календарь : можно оформить календарь народных примет, календарь профессиональных праздников, календарь литературных дат, детских праздников в мире и т. п. Читательский адрес будет зависеть от темы выставки и ее материалов.
Выставка-осуждение или антивыставка . На такой выставке могут быть представлены книги испорченные и не возвращенные читателями (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем). Может быть организованной для малышей и для подростков.
Выставка-вернисаж : на выставке располагаются книги и репродукции картин по определенной тематике, но акцент делается на репродукции. Оформляется с целью развития эстетического вкуса у подростков.
Выставка-сказка : выставка готовится вместе с читателями — младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Все это с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.
Выставка-адвайзер (выставка-консультация). В переводе с английского – adviser – советник, консультант. Пример выставки-адвайзер: «Что читать современной молодежи?», «Как выбрать профессию?» (по профориентации) и др. На такого рода выставках обязательно должен быть представлен методический материал: консультации, рекомендации, памятки по теме выставки.
Экспресс – выставка . Это внеплановая оперативная выставка, связанная с возникновением актуальной темы, книги, статьи, интересной публикации. По форме может быть любой, главное привлечение внимания. Заголовки могут быть такими: « Обратите внимание!», « Пресса бьет тревогу!», « Горячая тема!».
Выставка – импульс – должна побуждать к действию. Начинаться словами «Остановись», « Берегись…», «Не навреди …» и т. д. Материалы, представленные на выставке, должны также носить эмоциональный, яркий, неординарный характер.
Выставка – диорама – выделяющая часть из целого, в названии и оформлении это должно отражаться. Например: «Сталинградская битва на фоне Великой Отечественной войны», «Импрессионизм как направление искусства ХХ века», « Наркомания – одна из трагедий ХХ1 века». В оформлении выставки должны соблюдаться следующие тенденции: либо сначала вы обозначаете в целом проблему, а затем берете узкую тему, обозначенную в названии, и раскрываете ее, либо это может быть оформлено в обратном порядке.
Другими видами выставок могут быть: адресная, витрина, гороскоп, декорация, информация, коллизия, макет, минимузей, память, плакат, праздник, предмет, предупреждение, приветствие, призыв, просмотр, протест, путешествие, размышление, реквием, стенд, творческий проект, указатель, фантазия, фотоконкурс, фоторепортаж, хронология.
ВИРТУАЛЬНЫЕ КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
Уже сегодня для библиотек являются привычными новые услуги, которые предоставляются читателю виртуально, без физического контакта с ним. Это такие услуги, как: электронная доставка документов (ЭДД), виртуальные справочные службы, виртуальные путеводители по ресурсам Интернет, он-лайн доступ к базам данных и электронным каталогам, тематические веб-проекты. На очереди – создание электронных библиотек, виртуальное обслуживание. Одной из традиционных форм библиотечной деятельности, переживающих эпоху модернизации и адаптации к удалённому способу обслуживания, можно назвать виртуальные книжные выставки. Какими они должны быть? Насколько могут быть необходимы нашему пользователю?
В отличие от традиционной, виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности:
1. Использование информационных технологий. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной.
2. Использование интернета даёт возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения.
3. Массовость. На обозрение может быть представлено бо́льшее количество книг.
4. Вариативность. В любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму, или общий дизайн.
5. Автономность. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.
6. Мобильность. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
7. Экономичность. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.
Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве, и может содержать следующие разновидности информации:
Данные об изданиях
— визуальные (изображение обложи, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т. п.)
— аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т. п.)
— оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки и прочее)
— ссылки ни полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или в сети Интернет
Дополнительные материалы по теме выставки, существующие в сети
— ссылки на Интернет-ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты)
— сведения о наличии книг в других библиотеках, Интер-нет-магазинах и пр.
— изображения: портреты, иллюстрации, фотографии те-матического характера
Дополнительная информация, представленная создателями выставки, и сведения о дополнительном сервисе
— биографические, библиографические, энциклопедические сведения по теме выставки (биографии авторов и других персон, библиографические списки, исторические сведения и пр.)
— указание о возможности заказать книгу по МБА, ЭДД.
Мультимедийность выставок позволит более эффективно решать содержательные задачи, а интерактивность, помогает привлечь и вовлечь читателя в мир книги, создать обратную связь. Интерактивный режим – диалоговый режим, при котором человек и компьютер обмениваются данными. Познакомившись с предложенной информацией, пользователь имеет возможность: высказать своё мнение, добавить свой материал, поучаствовать в обсуждении в режиме «он лайн».
Немаловажный аспект: сама структура, навигация и использование выставки должно быть доступно, понятно и удобно пользователю. Не стоит перегружать выставку большими по объему изображениями, движущимися картинками. Не приветствуется также «многослойность» в представлении информации. С одной стороны, пользователь не должен много раз кликать и переключаться из одного окна в другое, чтобы добраться до конечной информации. С другой стороны – веб-страница, с информацией о выставке не должна быть слишком длинной и объемной.
Исходя из вышесказанного, можем сформулировать определение:
Виртуальная книжная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.
Выставка предполагает виртуальную презентацию изданий, раскрывающую их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет
С примерами виртуальных выставок можно ознакомиться на сайтах библиотек:
Виртуальные выставки Российской государственной библиотеки
Государственная библиотека Югры
Библиотека ВГМХА им.
ЛГ МКУ «Библиотечно-информационный центр» г. Лангепас
Камчатская краевая научная библиотека им.
Белгородская государственная универсальная научная библиотека
Национальная библиотека Чувашской Республики