в чем смысл шрека

«Шрек»: шок
и глубина

Две тысячи первый год. Всем уже давно осточертели и надоели диснеевские принцессы, а эти клишированные истории о поиске принца и вечной любви давно потеряли свою актуальность, существование которой в принципе сомнительно. Безусловно, свой вклад в развитие анимационной индустрии они внесли, но время показало их безличие и пустоту. Неужели это… конец? А. Что? Вы слышите это? Какие знакомые слова: «Somebody once told me…» Господа, никуда не расходимся! Нам есть о чем поговорить, и сегодня это «Шрек» (Shrek).

И пока вы вновь и вновь проигрываете эту песню в голове, обращу ваше внимание, что эта первая открывающая сцена стала огромным сломом для мультфильмов того времени. Было просто немыслимо представить себе, как на большом экране главное действующее лицо встречает зрителя у туалета. А ведь как все сказочно начиналось. Классическая история о девушке в беде, прекрасном принце, что стремится покорить любовь всей своей жизни… Приторно и сладко, подумали создатели этого мультфильма и сломали ожидания зрителей всего одной сценой. Эффект хороший. И подобного в мультфильме много. Он ломает устоявшиеся шаблоны и показывает, что история может идти совершенно по-другому и способов ее изображения множество.

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

Однако есть ли в этом мультфильме что-то помимо слома ожиданий, или единственная привлекательная черта в нем — это игра с канонами? Любое хорошее произведение отличает глубина самой истории и персонажей, вписанных в нее, их слои, вспоминая слова огра. Давайте разберем для начала их.

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

Как было замечено выше, каждый персонаж как лук — обладает своими слоями, и в ходе произведения мы ближе и ближе подбираемся к их сердцевине.

В начале мультфильма Шрек предстает перед зрителями как вполне удовлетворенная жизнью личность. Его все устраивает и малейшее изменение привычного хода вещей ввергает его в ярость. Но обычно все идет как надо: все его боятся и близко не подходят к дому огра, а даже, если им и «посчастливиться» встретить его — убегают так далеко и быстро, как только могут. Все, кроме одного маленького, болтливого и надоедливого Осла. Он, как и Шрек, изгой и видел в нем не монстра, а личность. Тут то мы и начинаем понимать проблему главного героя — на самом деле он очень одинок.

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

Одиночество Осла отчасти схоже с проблемами Шрека, только наш разговорчивый друг не может свыкнуться с этим чувством. Он пытается найти родную душу и по этой причине невероятно терпелив к эмоциональным выбросам нового товарища и прощает его. Осел удивительным образом видит души окружающих и на самом деле понимает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Как мы помним, все главные герои здесь многослойны как лук, и внешняя легкость и веселость на деле оказываются способом пережить собственное одиночество. Мультфильм отлично демонстрирует, что смех зачастую скрывает под собой не самое жизнерадостное состояние.

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

После встречи с Ослом Шрек все больше и больше начинает проникаться к нему симпатией, и все больше его слоев мы видим. А встреча с Фионой окончательно раскрывает его как чуткую натуру, которая под гнетом социальной дискриминации замкнулась в себе и долго никого не впускала в свое сердце.

Наша принцесса тоже отличается обостренным чувством одиночества, хоть ее причина и несколько иная: если Шрека люди избегают, то Фиона сама от них закрылась, так как прекрасно понимала, что ее настоящую (в обличии огра) никто не примет. И хотя некоторые удивлены нежеланием девушки признаваться герою в своих ночных метаморфозах, на мой взгляд это прекрасно отражает ее загнанность и нежелание принимать себя. Вспомните, как много людей гонятся за стандартами, принятыми в обществе, как пытаются сломать себя и все лишь для одобрения окружающих. А открыться кому-то, показать свое истинное Я, значит быть непонятым и отвергнутым. По крайней мере многие придерживаются именно такого взгляда.

И несмотря на то, что Фиону высвобождают из башни в первой половине мультфильма, она заточена в ней до самого финала. В той башне, которую она сама себе воздвигла.

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

Всех трех героев связывает их желание и страх открыться кому-нибудь, каждый по-своему переживает одиночество и только вместе они наконец переступают через внутренние барьеры и обретают свое счастье.

Таким образом мультфильм говорит зрителю, что неважно как ты выглядишь, тебе не нужно соответствовать чьим-то глупым стереотипам и гнаться за мнимыми идеалами. Ведь в конце концов мнение окружающих совершенно не важно. Самое ценное — это наши близкие. «Но я ничего не понимаю… Я должна была стать красивой», — сказала Фиона, ожидая, что заклятие развеется и она навсегда станет человеком, а Шрек ей ответил: «Но ты и так красива».

Принятие себя и любимого человека, нахождение верных друзей и гармония с самим собой — разве это не настоящее волшебство?

Вот так «Шрек» обладает поистине важным для мультфильма качеством: глубокой историей и персонажами. Ведь никакие заигрывания с поп-культурой и шутки не останутся со зрителем после сеанса, а такая история обязательно оставит свой след в душе каждого.

Источник

Когда семейный психолог — Осел: о чем на самом мультфильм «Шрек»

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

© Кадр из мультфильма «Шрек-2», DreamWorks Animation 2004

Глубокий разбор культовой истории

Журналистка Ира Щербакова запустила тред в Твиттере о том, что мультики про огров не то, чем кажутся.

Всем нравится находить в любимых в детстве историях «второе дно»: так появляются треды о том, что сказки скрывают в себе нечто более глубокое, чем «добрым молодцам урок», шуточные разборы историй о Простоквашино, где предполагается, что Дядя Федор — это психически нестабильный взрослый, и фанатские теории о том, что на самом деле «Мой сосед Тоторо» — это более мрачная история, чем кажется на первый взгляд.

Ира Щербакова заново пересмотрела «Шрека» и обнаружила, что эта история глубже, чем она думала раньше. «В семь лет мне казалось: Шрек — про то, что „внешность не имеет значения, главное душа“. В двадцать семь я считаю: Шрек куда глубже. И он в том числе про близость и страх отвергнутости», — пишет она.

Неуверенные в себе огры

Ира пишет, что в начале истории Шрек кажется нам вполне довольным собой и своим одиночеством. У него уютный дом и размеренный, налаженный быт. Но когда в его жизни появляется Осел, Шрек нервно реагирует на его попытки подружиться. Это происходит потому, что герой уверен, что он «плохой», и если другой видит в нем что-то хорошее, значит, с другим определенно что-то не так.

Примерно то же самое переживает принцесса Фиона, которая по ночам превращается в огриху. Она считает себя чудовищем, и думает, что ее нельзя любить, пока она не избавится от своего проклятия. Главные герои настолько свыклись с тем, что они «плохие», что, влюбившись друг в друга, оказываются в ужасе.

«Шрек боится действовать — потому что он чудовище, и Фиона его отвергнет. Фиона тоже боится — ровно по той же причине. Она чудовище, нафиг она Шреку», — пишет автор треда.

Когда Фиона жалуется Ослу на то, что ее нельзя любить, потому что она чудовище, Шрек это слышит и принимает на свой счет.

«Боль, с которой и Шрек, и Фиона живут годами, мешает им видеть реальность — реальность, в которой их любят», — считает Ира.

Никакой истории любви бы не произошло, если бы Осел не рассказал Шреку, о чем на самом деле переживала Фиона.

«Чему нас учит Шрек? Тому, как важно учиться видеть дальше своего страха — страха, что ты недостоин любви, и сейчас тебя пошлют на. Чтобы построить счастливые отношения с другим, надо сделать шаг ему навстречу — а не замыкаться в своей боли. И в этом — огромная сила», — резюмирует автор.

Тред набрал 17 тысяч лайков и разошелся по другим социальным сетям.

«Шрек как лук — многослоен»

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрекаЭтот тред заставил меня прослезиться и принять верное решение, начать действовать! Спасибо!

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрекаБлин, я сейчас прочел, думаю, что многое в моей самооценке и в целом восприятии меня как-то поменяется, не видел данный мультик с такой стороны раньше и не задумывался над всем сказанным, спасибо большое!

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрекаКак итог: осел стал семейным психологом. Прекрасный тред!

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрекаШрек как лук — многослоен.

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрекаОчень хороший и познавательный тред! Не знаю, писали тут или нет, но в одной из частей Шрек еще говорил, что его несколько раз пытался съесть собственный отец. Думаю этот фактор также мог повлиять на личность и восприятие самого себя, что вписывается в тред.

У каких еще историй можно найти второе дно? Да у всех, если поискать. Здесь мы писали про проблемы в семье Дяди Федора. А вот тут скрытый смысл нашелся в стихах Агнии Барто!

Источник

МУЛЬТФИЛЬМ «ШРЕК»: Чему учит детей Голливуд?

Содержание:

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

С начала 90-х и по сей день отечественное детское кино и мультипликация переживают серьёзный кризис. Основная причина – отсутствие финансирования, что не позволило своевременно перейти на использование новых инновационных технологий. А это значит, мы начинаем терять своего юного зрителя. Речь идёт не о кассовых сборах, а о сфере сознания, о традиционном советско-русском ценностно-моральном поле. Подрастающее поколение не воспринимает чёрно-белое кино и уже с трудом воспринимает изображение в формате 2D. Оно воспитывается в пришедшей из Голливуда 3D-системе информационного воздействия и предпочитает старым советским мультфильмам современные, красочные, компьютерные. И это постмодернистский выбор – выбор формы передачи информации более реалистичной и, как шутили юмористы, «легко усвояемой»! Но самое главное – это то ценностное содержание детских сказок, которые преподносит нам голливудская и диснеевская кино- и мультипликационная поточно-конвейерная индустрия. Рассмотрим один из таких популярных американских мультфильмов.

↑ Рыночная сделка вместо подвига

История зелённого огра Шрека, экранизированная Голливудом в виде полнометражного мультфильма, на протяжении почти 10 лет приковывает к себе внимание детей и многих взрослых всего мира. Фильм снят по мотивам детской сказки «Шрек» американского писателя У. Стейга, изданной в 1990 г. Надо отметить, что голливудское прочтение книги, как это часто бывает, весьма отличается от оригинала. Поэтому в данной статье речь пойдёт именно о голливудской интерпретации «Шрека».

Главной функцией, предназначением любой сказки, фольклорной или авторской, является воспитание и социализация подрастающего поколения. Она была придумана нашими предками, чтобы в доступной форме донести до ребёнка правила и ценности жизни общества, выработанные в процессе исторического развития народов.

Тысячелетней историей сказок в культурном опыте человечества закреплено представление о добре, зле и их персонификациях. Традиционно в сказках народов мира силы добра – это, во-первых, жертвы какого-либо рода несправедливости: наиболее беззащитные и уязвимые, хрупкие и нежные создания – небольшие зверьки (как правило, травоядные), дети или девушки и т. д., которые попадают в беду по чьему-то злому умыслу; во-вторых, их защитники – отважные благородные богатыри, рыцари, принцы и т. д.; в-третьих, помощники жертв несправедливости, униженных и угнетённых – звери, птицы, добрые феи, волшебники.

Зло – это, во-первых, всякого рода нечисть, имеющая мало сходства с человеком. Самым ярким представителем этого рода негативных персонажей является дракон (Тугарин-змей, Змей-Горыныч). Во-вторых, асоциальные элементы – разбойники, пираты. В-третьих, представители сильных мира сего – короли/цари и королевы/царицы (последние, как правило, злые мачехи). Вспомним также, что и Кощей Бессмертный тоже относился к этой категории, нося царский титул. И наконец, злые волшебники и волшебницы, которые могут выступать в сказке в качестве главной отрицательной силы или быть чьим-то помощниками.

В «Шреке» присутствуют все эти традиционные сказочные персонажи, но их функции прямо противоположны мировой сказочной традиции. Как в известной песне «стало чёрное – белым, белое – чёрным». Добрая фея оказывается коварной интриганкой, которая стремится из корыстных побуждений женить своего сына на принцессе; её сын – красивый принц – глупым и алчным. Кот в сапогах до знакомства с главным героем Шреком вообще работает. киллером! Зато злой дракон оказывается драконихой, к тому же весьма симпатичной и очень любвеобильной!

↑ Когда птичку не жалко

Главный герой фильма Шрек – злой и грубый великан-огр, мизантроп, ненавидящий также животных, живущий на болоте. Мотивацией его подвигов становится не зов сердца, не благородные побуждения – нет, а типичная рыночная проблема – земельный вопрос, возникший в связи с притязаниями короля на его участок.

Нельзя не сказать несколько слов и о самом монархе – карлике-садисте. Желая жениться на прекрасной принцессе, он заключает сделку с огром – последний спасает девушку из лап дракона, а в обмен получает своё болото. Всё чётко – рыночная сделка вместо подвига! И король, и Шрек считают такую систему отношений приемлемой и естественной. Таковы правила сказок эпохи современного капитализма!

Теперь о принцессе Фионе. Голливуд предложил свою версию царевны-лягушки. Сделав принцессу дочерью царя-жабы, У. Стейг наложил на героиню своей книги классическое сказочное заклятие «Днём царевна, ночью – урод», то есть огр! Далее предлагается традиционный сюжет – принцесса томится в пещере дракона, её должен спасти храбрый принц (в данном случае, король), поцеловать и снять тем самым заклятие. Но в «Шреке» всё происходит диаметрально противоположно! Принцессу спасает наёмный огр, которому она впоследствии и отдаёт своё сердце.

↑ За что Фиона полюбила Шрека?

Но за какие же качества принцесса Фиона полюбила Шрека? Не за освобождение из лап дракона, поскольку принцесса была намеренно заточена в пещеру, чтобы появился принц-герой, который пробудил бы своим подвигом в ней чувства и снял бы с несчастной злые чары. Шрек объяснил принцессе, что она – условие сделки с королём. Не за силу и доблесть. Когда на Шрека, Фиону и их спутников, Осла и Кота в Сапогах нападают в лесу разбойники, именно принцесса, прекрасно владеющая приёмами восточных единоборств, спасает всю свою мужскую компанию. Не за хорошие манеры – Шрек груб с принцессой и невоспитан.

За что же? Судя по всему, за то, что он родственная раса, он – огр! Огровские порядки гораздо ближе принцессе – она любит, как и Шрек, похрустеть запеченной крысой, надувать жаб и змей по образу воздушных шариков. Поэтому когда решается мировоззренческий выбор принцессы – быть человеком и выйти замуж за короля или остаться с грубым, неотёсанным огром – она предпочтёт последнее.

Зрители аплодируют! Уточним, огры – это страшные существа, которые наводят ужас на всё живое и не брезгуют человеческим мясом. Вспомним: излюбленный коктейль Шрека украшает в качестве вишенки человеческий глаз! Вообще, настораживает то обстоятельство, что немногочисленные человеческие персонажи в этом многосерийном мультфильме (за исключением, пожалуй, матери Фионы) даже не просто отрицательные – они – главные злодеи, угрожающие жизни всего сказочного сообщества (король, принц, Румпельштильцхен)!

Так какие же ценности воспитывает в ребёнке эта сказка? Какой жизненный выбор он должен сделать? Быть огром или человеком?

↑ Аморальное «воспитание»

В первых трёх сериях, увы, в действиях и поступках главного героя мало чего гуманистического и созидательно-поучительного. Но в вышедшей недавно в прокат четвёртой части «Шрек навсегда» прослеживаются некоторые изменения в идейной концепции фильма. На сей раз главный герой Шрек становится перед выбором – кем быть – злым огром, которого все боятся или же принять правила человеческого общежития. После сложных испытаний, Шрек делает выбор в пользу второго. Причём этот мировоозренческий выбор не ограничивается принятием человеческих семейных ценностей и дружеских отношений, у Шрека появляется гражданская позиция! Он предстаёт в совершенно не свойственном ему ранее качестве – в роли революционера, борца за права не только своего народа – огров, но и всего сказочного сообщества, попавшего под гнёт тирана Румпельштильцхена. Причём здесь перед Шреком будет стоять ещё один выбор – личное счастье и спасение собственной жизни или же победа в борьбе с монархом-поработителем! И опять наш герой принимает благородное решение – умереть во имя спасения общего дела! Прекрасное превращение свершилось: огр стал человеком – любящим отцом и мужем, другом, гражданином своей сказочной страны!

Но всё же трудно сказать, что последний фильм анимационной эпопеи «Шрек», в корне меняет всю идейную концепцию фильма. Смысловая инверсия сказочных персонажей, а значит и традиционных ценностей, которые они выражают, так и осталась. На дне рождения детей Шрека праздничный торт готовят сказочный мужчина-трансвестит и волк в чепчике съеденной им бабушки. А главного героя выводят из состояния душевного равновесия вполне безобидные в нашем, повторюсь, традиционном представлении персонажи – три поросёнка, которые съели абсолютно всё угощение для гостей и один очень наглый мальчик, который просил своего отца заставить Шрека издать рычание огра. Причём этот ребёнок совершенно не подвергается в мультфильме никакому осуждению за своё весьма неучтивое поведение по отношению к взрослым. Отец мальчика готов любым путём удовлетворить его каприз. Такое поведение Голливуд, вероятно, считает образцовым. Может быть, это чувство толерантности к ребёнку, но если говорить с точки зрения здравого смысла, это воспевание аморальности. Ведь этот фильм предназначен для детей!

Интересен и финал фильма. Злодей Румпельштильцхен пойман и томится в клетке, а на его глазах был убит его любимец и единственный друг – гусь, который никому ничего плохого, в отличие от своего хозяина, не сделал! Казнь совершила главная положительная героиня принцесса Фиона, взяв ноту запредельной частоты, от чего несчастную птицу разорвало! Маленькие огрята, дети Фионы и Шрека, были в восторге! После чего все сказочные существа стали прыгать, валяться на радостях в грязи. Словом, «хэппи энд»!

Как же не хочется, чтобы наши дети прошли через систему воспитательных уроков Голливуда. Не хочется, чтобы и наши русские поучительные добрые сказки проходили через голливудско-диснеевский конвейер, а этот процесс, увы, начался. Но рынок выдвигает жёсткие правила конкуренции, а нашему детскому кино и мультипликации, увы, нечего противопоставить. Хочется грустно констатировать «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Источник

«Огры не так просты, как кажется»: скрытые смыслы «Шрека»

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

в чем смысл шрека. Смотреть фото в чем смысл шрека. Смотреть картинку в чем смысл шрека. Картинка про в чем смысл шрека. Фото в чем смысл шрека

Сказки-перевёртыши: новый жанр массовой культуры

Родители уже успели заметить, что последние лет 15 в массовой культуре появился новый сказочный жанр — инверсированная сказка, или сказка перевёртыш. Речь идёт о сказке со знакомым всем сюжетом, но рассказанной с неожиданного ракурса — от лица отрицательного персонажа. К таким сказкам относятся «Белоснежка и месть гномов» (режиссёр Т. Сингх, 2012) и недавно вышедшая «Малефисента» (режиссёр Р. Стромберг, 2014). Это направление даже проникло в школьные учебники. Например, учебник по обществознанию «Наш мир и наши права» (М, КомпасГид, 2011) предлагает оправдать Волка из сказки о Красной шапочке.

Многие не видят ничего плохого в том, чтобы показывать «Шрека» своим детям: действительно, что такого в забавном мультфильме? Ведь, мол, время не стоит на месте, мы больше не боимся драконов и троллей, почему же не сочинять сказки по-новому?

Такое легкомысленное отношение к сказке очень выгодно создателям «Шрека» и подобных мультфильмов, а также владельцам всей сопутствующей детской индустрии. Ведь если бы родители всерьёз думали о воздействии на своих детей этой продукции, кассовые сборы были бы на порядок ниже.

Но позволим себе серьёзный подход к «Шреку».

Главный герой — огр по имени Шрек. В русских переводах фильма Шрек назван великаном. На самом деле, никакой это не великан, а огр.

В русском фольклоре таких персонажей нет, однако огры весьма распространены в германском фольклоре.

Огры представляют собой сниженный образ человека: они тупы, иногда не владеют речью, нечистоплотны, вооружены большими дубинами, обладают выдающейся силой и прожорливостью. Хотя огры живут семьями и у них могут рождаться дети, зачастую они проявляют сексуальный интерес к человеческим женщинам, т.е. отличаются похотливостью.

В отличие от людей, которым огры противопоставлены, эти существа никогда не имеют собственного имени: даже у циклопа из «Одиссеи», аналога огра, не было имени. Полифем означает по-гречески «всем известный». Герою мультфильма имя, однако, даётся, при этом весьма зловещее: Шрек происходит от немецкого der Schreck «страх, ужас, отвращение».

Его «волшебный помощник» — Осёл

Обязательным персонажем классической сказки является волшебный помощник — животное (конь, птица) или мифическое существо (Морозко, фея). С исторической точки зрения, волшебный помощник — это то существо, в которое после пребывания в загробном мире символически перевоплощался инициируемый, что давало ему свойственную данному животному или духу силу. С точки зрения психологии, волшебного помощника можно рассматривать как персонифицированную способность героя, которую тот использует для прохождения испытаний.

В «Шреке» роль волшебного помощника играет Осел. Символика осла прозрачна. Со времён античности осел в европейской культуре олицетворял материально-телесный низ, то есть всё самое плохое, что есть в человеке: глупость, невежество, упрямство, отсутствие чести, похоть (вспомним «Метаморфозы» Апулея, басни Эзопа).

Эта символика не может интуитивно не считываться даже самыми маленькими зрителями «Шрека». И если в огре мы находим сниженный образ человека, то в осле мы находим сниженный образ волшебного помощника, персонификацию отрицательных черт героя, а не положительных.

Принцесса Фиона — принцесса-огр

Принцесса Фиона, женская половинка Шрека, тоже не совсем человек: она заколдована и каждую ночь превращается в огра. Кроме того, Фиона находится в башне, которую охраняет дракон. Мотивы колдовства и заточения чрезвычайно важны для понимания образа принцессы, ведь в «Шреке» принцесса заколдована и заточена в башню нехарактерным для классической сказки образом.

Заколдованный персонаж в классической волшебной сказке олицетворяет структурное нарушение целостности психики — некоторое повреждение, в результате которого человек вынужден вести себя гораздо хуже, чем мог бы. Немецкая исследовательница Мария-Луиза фон Франц сравнивает состояние колдовских чар в сказке с состоянием невроза: «люди, оказавшиеся во власти невроза, обычно страдают от постоянного внутреннего конфликта и имеют пагубные склонности и по отношению к самим себе, и по отношению к окружающим» (М. Л. фон Франц, «Избавление от колдовства в волшебных сказках», из-во Класс, 2007.). Таким образом, снятие с персонажа заклятия есть преодоление его поврежденности, возвращение герою утерянного человеческого облика.

Но в «Шреке» всё совсем не так. Снятие заклятия с Фионы ведёт не к преображению, а к её окончательному падению. Поскольку в классической сказке вид животного, в которое оборачивается человек, указывает на обуявшие им инстинкты: превращение в осла говорит о необузданной похоти, в птицу — о склонности человека к излишней мечтательности, в медведя или тигра — о неконтролируемой агрессии, разрушительном гневе. В «Шреке» мы находим превращение Принцессы в огриху, что говорит о её регрессе к низшим, примитивным формам существования — о её добровольном отказе быть человеком.

Образ зла — привлекательная Дракониха

Заслуживает внимания и фигура дракона. Мотив похищения девушки драконом широко распространен в мифологии и восходит к древнейшему обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод, обычно реке, от разливов которой зависело выживание людей (Нил, Хуанхэ), — позднее этот дух стал персонифицироваться в образе дракона. В какой-то момент человечество отказывается от человеческих жертвоприношений, но память об обычае — а вернее, о его преодолении — сохранилась в фольклоре.

Героем становится уже не дух-похититель (Змей Горыныч), а тот, кто освобождает похищенную девушку (Иван-царевич). Дух-похититель, наоборот, демонизируется — отсюда отождествление Дьявола с драконом, которое в христианской традиции восходит к «Апокалипсису» Иоанна Богослова.

В «Шреке» же мы, неожиданно для себя, обнаруживаем привлекательный образ дракона. Дракон оказывается прекрасной девушкой. И здесь важна не только лесбийская подоплёка (ведь в классической сказке дракон похищает девушку для того, чтобы жениться на ней), важно объявление дракона привлекательным персонажем.

Отныне кровавое, демоническое, лишающее жизни начало, с которым человечество боролось и в муках побеждало, становится интересным и заманчивым. И если огр Шрек — это сниженный образ человека, то привлекательная дракониха — это возвышенный образ сатаны.

Сюжет Шрека строится на классическом для сказок мотиве путешествия и змееборства. Однако, и борьба с драконом, и путешествие оказываются лишены того глубокого смысла, которым наделяет их волшебная сказка. Шрек покидает дом не потому, что он хочет чего-то достичь, а потому, что он не хочет, чтобы у него на болоте жил кто-то еще.

В «Шреке» побудительным мотивом к действию становится желание отгородиться от мира, чтобы его «оставили в покое» и не беспокоили те существа, которые приходят к нему на болото. Идеалом объявляется не активное, творческое начало, а наоборот — инертное, пассивное.

Выворачивается наизнанку и мотив борьбы с драконом. Как уже отмечалось, в историческом смысле победа человечества над драконом — это память о важнейшей ступени развития человечества. В сказке победа над драконом означает обуздание сил хаоса, торжество героя над смертью.

Сражение с драконом требует от героя не только сразиться со злом и остаться при этом человеком, но и вывести за собой то слабое человеческое существо (принцессу), что томится у зла в плену. Не будет преувеличением сказать, что сказочная победа над драконом в народной культуре имеет тот же смысл, что в христианстве имеет представление о сошествии Христа во Ад.

Однако в «Шреке» дракон не побежден! Вместо сражения с драконом, нам предлагают малоубедительный «экшн», из которого мы узнаём, что Шрек не желает сражаться с Драконихой, а Дракониха — это положительный персонаж.

Нежелание главного героя бороться свидетельствует о нежелании бороться со своими страстями, об отказе от внутреннего роста и бегстве от самого себя. Не герой побеждает зло, а зло оказывается помощником героя.

Вскоре мы встречаем Дракониху в слезах: оказывается, она тоскует по Ослу. Получается, что она не только не злая, но еще и способна любить! Это окончательно переворачивает всё с ног на голову: утверждается, что самая злая, самая низменная сторона человеческой души, препятствующая духовному восхождению человека, не только не должна быть уничтожена, но должна получать сочувствие, уважение и всяческие почести.

Итак, что мы имеем в сухом остатке?

— В основе «Шрека» лежит идея не развития, а регресса. Если классическая сказка даёт модель преодоления заклятия (оно же — одержимость человека страстью), то Шрек даёт обратную модель — подчинение человека своей собственной страсти, т.е. модель разложения личности.

— В качестве главных героев, т.е. тех героев, с которым будет себя ассоциировать юные зрители, выступают пассивные, безвольные персонажи. Их прототипами являются огры — сказочные существа, олицетворяющие добровольный отказ человека от развития.

— В «Шреке» перевёрнута полоролевая структура психики, то есть детям даны модели поведения героев, несвойственные их полу. Фиона не только отличается отсутствием женских качеств — скромности и мягкости, но проявляет абсолютно мужское поведение (вспомним сцену с разбойниками). А дракон вообще оказывается женщиной. Кстати, если рассматривать классическую сказку с позиции психоанализа, дракон олицетворяет отрицательную часть мужской души — чрезмерную маскулинность, которую мужчине необходимо побороть в себе, чтобы достичь гармонии. О чем же говорит дракон женского пола? Видимо, о том, что Шрек сам не знает — мужчина он или женщина (очень актуальная проблема в связи с «открытием» на Западе в последние 15 лет сразу нескольких гендеров).

— Мультфильм предлагает взглянуть на зло с положительной стороны как на нечто привлекательное, интересное и глубокое. «К твоему сведению, — говорит Шрек Ослу, — огры не так просты как кажется… огры — многослойны».

Всё это постмодернистское варево только на первый взгляд кажется безобидным. В «Шреке» есть одна тема, которая хотя и отодвинута на второй план, но твёрдо проводится авторами. Речь идёт о ненависти ко всему живому: мультфильм начинается с того, что от утренних гигиенических процедур Шрека гибнут рыбы в водоеме; Шрек и Фиона по очереди ловят лягушку и змею и надувают их; Фиона жутким образом расправляется с птичкой, а затем жарит яичницу из яиц, которые та высиживала. Такие сцены не только травмируют детскую психику, но и учат маленького человека насилию и жестокости.

«В моем распоряжении есть картотека преступлений: биографии (с раннего возраста) подростков, которые совершили в годы отрочества преступления, проявив жестокость, бессердечие, садизм, — писал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. — Почти во всех случаях первичным и главнейшим источником преступления было безжалостное уничтожение живых существ в детстве».

Для маленького ребенка все предметы вокруг одушевлены, и для него нет разницы между человеком и животным, между животным и игрушкой. Но если по отношению к взрослым ребенок чувствует себя слабым и беспомощным, но по сравнению с бабочкой, щенком или птенчиком — он большой и сильный. Из этого чувства власти над беспомощным, но живым существом в ребёнке должно вырастать желание заботиться, помогать, беречь и ценить, то есть быть по-настоящему мужественным и сильным.

Уничтожение же живых существ в детстве, а тем более смакование таких сцен на экране, не может не привести к развитию садистских наклонностей, желанию мучить других людей и ненависти к ним.

Духовная лаборатория ребёнка, или почему нужно беречь сказки

Сказка — это не просто один из многочисленных жанров художественной литературы. Сказка адресует нас к древнейшим пластам человеческого опыта. Слушая сказку, ребёнок не только приобщается к образцам высокой словесности, но и получает совокупный опыт его далёких предков, самостоятельно переживает всю историю человечества. Как это происходит?

Ещё в первой половине прошлого века наш соотечественник В.Я. Пропп в своих книгах «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» убедительно показал, что сказка восходит к обряду инициации на древнейшем этапе родоплеменного строя. Смысл обряда инициации заключался в том, что человек умирал в своем статусе неполноценного члена общины (ребенка) и рождался заново — уже полноценным членом общины (взрослым). При этом в момент символической смерти инициируемый получал сакральные знания, отражающие представления об устройстве и его происхождении, об отношениях между человеком и духами, о власти охотника над животными (такой обряд проводился в охотничьей избушке — она же «избушка на курьих ножках»).

При переходе от родоплеменного строя к государственности необходимость в обряде инициации отпала, однако память о нём сохранилась в форме сказки: отсюда путешествия к Бабе-Яге, на край света и т.д. На сюжетный стержень сказки стали наслаиваются явления более поздней действительности, поэтому первобытные представления о мире (магические способности) соседствуют в сказке с феодальной структурой общества (царь, крестьянин). Для чего же ребёнку сакральные тексты столь далёкой эпохи? Как известно, онтогенез повторяет филогенез: индивид повторяет в своем развитии развитие всего вида homo sapiens. Как зародыш в теле матери постепенно превращается из «головастика» в человека, так и в своём духовном развитии ребёнок переживает все стадии становления человечества — от первобытной до современной. И сказка — это первая ступень на этом нелегком пути.

Не случайно, что в XX веке к исследованию сказки подключилась психология, включая такое её направление, как психоанализ. Один из отцов этого метода, Карл Густав Юнг, в своих работах (например, в статье «Душа и миф. Шесть архетипов») показал, что сказку можно понимать как повествование о внутрипсихической жизни человека. Испытания, которым подвергается герой, метафорически рассказывают о трудностях на пути становления личности, а венчающий сказку брак говорит о благополучном преодолении этих трудностей и достижении человеком целостности. Злых персонажей юнгианская школа трактует как отрицательные черты характера, борясь с которыми, человек становится духовно зрелым. Любую сказку можно расшифровать, проанализировав содержащиеся в ней метафоры, которые считываются ребёнком интуитивно, однако вполне доступны и сознательному, взрослому, восприятию.

Гуманитарные исследования в области сказки подтвердили необходимость её широкого использования в обучении и воспитании. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, — писал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. — Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

«Красавица и Чудовище»: сказка о преобразующей силе любви

«Шрек» базируется на классической европейской сказке «Красавица и чудовище». Современный ребёнок обычно знакомится с этой сказкой по сборнику Ш. Перро, а также диснеевскому мультфильму. В русской культуре сказка с аналогичным сюжетом называется «Аленький цветочек» и известна в обработке С.Т. Аксакова или по одноимённому мультфильму.

«Красавицу и чудовище» можно назвать краеугольной сказкой всей европейской культуры, поскольку она имеет глубоко христианский смысл. Сказка посвящена преобразующей силе любви: познав доброту Чудовища, Красавица не только перестаёт обращать внимание на его уродливую внешность, но и находит в себе силы полю бить его прекрасную душу. Подлинная любовь Красавицы (не к внешней форме, а к содержанию) превращает уродца в прекрасного принца. Что же нужно, для того, чтобы любовь стала преобразующей силой? Сказка даёт нам ключ к знанию об этом.«Красавица и чудовища» начинается с просьбы девушки привезти ей розу. Роза символизирует не только желание любви, но и чистоту самой девушки: не случайно этот цветок был атрибутом Иисуса Христа, Богородицы, многих святых и самой като-лической церкви. Таким образом, сказка обозначает необходимые условия для возникновенияпреобразующей любви: человек должен не только сам очень этого захотеть, но и быть чистым, то есть внутренне готовым к преображению. Что происходит дальше? Дальше в сказке описано путешествие купца за розой. Это путешествие тоже имеет глубокий смысл. Почему Красавицу не устраивала роза из собственного сада? Почему ей нужна неабы какая роза, а такая, «краше которой нет на всём белом свете»? Речь идёт, конечно, не о капризности девушки: необходимость пуститься в испытания ради розы на языке сказки означает то, что для достижения счастья, гармоничных любовных отношений необходимо приложить немалый труд. Недостаточно просто воспользоваться тем, что есть, надо всему обучиться самому, пройдя через испытания — как внешние, так и внутренние. Об испытаниях рассказывает история пребывания девушки в плену у Чудовища: она должна остаться одна в безлюдном замке, должна встретить его страшного хозяина с доброжелательностью и приветливостью, не должна жаловаться. Страх, одиночество и неопределенность — это те чувства, которые должен преодолеть человек в момент выбора жизненного пути. Но есть ещё одно испытание. Получив возможность уйти из страшного замка, Красавица должна по собственной воле туда вернуться — из чувства ответственности перед Чудовищем, которое без нее бы погибло. Благодаря тому, что Красавица не испугалась испытаний и смогла почувствовать ответственность за ближнего (каким бы неприятным он для неё ни был), она стала королевой богатого королевства, женой прекрасного короля, что в переводе с языка символов означает обретение духовной зрелости, становление личности.

Сказку «Красавице и Чудовище» также можно интерпретировать на уровне индивидуальной психической жизни. Перед нами картина женской души, имеющей глубокую привязанность к отцу при отсутствии связи с матерью (во всех версиях этой сказки Красавицу воспитывает отец). Такая привязанность может обернуться утратой женственности, превращением женщины в мужеподобное существо. В этом смысле, Чудовище в сказке — это комплекс маскулинности, который женщине необходимо в себе преодолеть. Преградой к преодолению этого комплекса является связь Красавицы с отцом: уже живя в замке у Чудовища и подружившись с ним, Красавица всё же продолжает тосковать по дому.

Лишь вновь побывав в родном доме и как бы попрощавшись с отцом, Красавица преодолевает тяготящую её связь. И именно в этот момент Чудовище прекращается в принца: комплекс маскулинности теперь не угрожает личности девушки, а наоборот становится её органической частью. Женское и мужское начало уравновешивают друг друга, а брак в конце сказки говорит о благополучном исходе внутренней борьбы. И вот, мы снова видим отца: обретая собственную личность, человек получает возможность понять и заново полюбить своих родителей, интегрировать опыт предыдущих поколений — в свой собственный. Таков глубинный смысл сказки, которую «выворачивает» «Шрек».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *