Я подросток и мне плохо что делать
Симптомы депрессии у подростков 13, 14, 15 лет: признаки, советы психолога
Переходный возраст – один из первых сложных периодов в жизни каждого ребенка. Именно тогда происходит гормональная перестройка организма. Из-за физиологических процессов случаются некоторые изменения психики. К сожалению, при неблагоприятных условиях и других осложнениях на этом фоне может произойти развитие психического заболевания. Причем в разном возрасте проявления, как и причины, бывают различными. В статье я расскажу о первых симптомах и признаках депрессии у подростков (девочек и мальчиков) в 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 лет.
Определение понятия
Данное угнетенное депрессивное состояние считается психологическим заболеванием. Оно может проявляться в разных стадиях. На начальном этапе возможно самолечение – поддержание настроения и психоэмоционального здоровья с помощью устранения проблем. Но наиболее эффективный и оперативный вариант – обращение к психологу. Специалист имеет деликатный подход к ребенку, поэтому он поможет справиться с расстройством и не создаст последствий.
Как и у взрослых, у подростков это состояние характеризуется угнетением, упадком сил, равнодушием. Пассивная общественная позиция дополняется протестом, который естественен для данного возраста. Обычно это отказ от прилежной учебы, конфликты с родителями и сверстниками, которые проходят в скрытой форме.
Так как это психическое заболевание – оно нуждается в терапии. У большинства ребят данный период проходит самостоятельно из-за поддержки близких, родителей, друзей, из-за понимания учителей и общей благополучной обстановки. Но если симптоматика не проходит и даже усиливается, необходимо оперативно обратиться к профессионалу.
Сложные взаимоотношения между ребенком и матерью могут не только влиять на самочувствие младшего члена конфликта, но и женщины. Если вы чувствуете, что находитесь на пределе, готовы сорваться и уже не можете оказать достаточную поддержку дочери или сыну, рекомендую записаться на мою консультацию.
Причины депрессии у подростков
Никогда подобное расстройство не бывает случайным. Оно возникает на почве домашних семейных и школьных проблем, разногласий со сверстниками, ошибок первой любви, а также по физиологическим обстоятельствам. Немаловажным поводом к началу депрессивного состояния является социальный аспект, то есть то, насколько семья благополучна, какие условия жизни имеются у ребенка.
Перечислим основные причины заболевания:
Подростковая депрессия: симптомы и признаки у девочек и мальчиков
В целом все проявления можно поделить на три группы. Это изменение настроения, поведения и физиологические перемены. Перечислим симптоматику:
Чем опасна подростковая депрессия и как её предотвратить
Депрессия – это опасное психологическое заболевание, которое может возникнуть у ребенка в период взросления. В этот момент очень важно заметить первые признаки: если вовремя не начать лечение, заболевание может перерасти в хроническую форму и проявиться уже во взрослом возрасте с более тяжёлыми последствиями. Почему родителям стоит внимательнее относиться к психологическому состоянию ребёнка и как предотвратить подростковую депрессию, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала психолог и консультативный член Профессиональной психотерапевтической лиги Елена Павлова.
– По каким признакам можно понять, что у ребёнка депрессия?
– Первый признак проявления депрессии у подростков – вялость, апатия, отказ от каких-либо развлечений и снижение успеваемости в школе. Часто в ответ на потерю интереса у ребёнка к школе родители начинают на него давить и критиковать, пытаясь заставить учиться. Это неверно, так как здесь нужно попытаться выяснить причину, почему так происходит. Бывает и обратный эффект: некоторые дети используют учёбу как способ «бегства» от себя и своих проблем, наоборот повышается успеваемость, и родители не берут это во внимание, радуясь успехам ребёнка.
При возникновении каких-либо проблем человек всегда начинает вести себя не так как раньше. Соответственно, при депрессии, например, хочется лежать целыми днями, ничего не делать. Взрослые трактуют это как признак расслабленности и начинают ругаться. Также одним из признаков депрессии является бессонница, у подростков она чаще всего принимает определённые формы: ребёнок не спит, всю ночь проводит за компьютером или в смартфоне. Такой сбитый режим воспринимается родителями как саботаж.
Следующий признак – нарушение аппетита и пищевых привычек. На это стоит тоже обращать внимание. Еще один маркер – потеря интереса к привычным занятиям, к общению со сверстниками. И, конечно, самые незаметные симптомы, которые чувствует только сам ребёнок, – это депрессивные мысли, ощущение тоски, постоянное состояние тревоги и страха, негативное восприятие себя и окружающих. Родители это могут заметить только тогда, когда подросток начинает задавать какие-то непривычные для него вопросы, например, о жизни и смерти. Здесь не нужно отмахиваться и называть это «ерундой», нужно попытаться узнать, почему ребёнок заинтересовался этой темой, почему у него возникли такие мысли и с чем они связаны.
– Почему подростки заболевают депрессией? Какие дети в группе риска?
– По статистике ВОЗ, в России около 11% юношей и девушек в возрасте до 18 лет страдают депрессией. То есть это каждый десятый подросток, однако в статистику входят только те случаи, которые были зарегистрированы, соответственно, эта цифра может быть гораздо больше. К сожалению, чаще всего депрессия в период пубертата остается без внимания окружающих: очевидные для специалистов симптомы родители зачастую игнорируют, либо принимают их за капризы или возрастные изменения характера, поэтому единственное, к чему они прибегают для борьбы с таким состоянием подростка – нравоучения или даже наказания.
Кроме того, заболевание депрессией может быть и наследственным. Но чаще причиной становится среда, в которой находится подросток: какие у него взаимоотношения с родителями, насколько его принимают и любят, насколько он комфортно себя чувствует в семье, насколько успешен в той или иной деятельности.
– Современная молодёжь чаще страдает от депрессии, чем прошлые поколения. Верно ли это? Почему сложилась такая тенденция?
– Современные подростки страдают от депрессии гораздо чаще, чем их предшественники. Это обусловлено тем, что сейчас на детей направлен неограниченный поток информации, они получают её из огромного количества источников, и далеко не всегда она положительная. Подростки в период взросления очень мнительные, и часто готовы верить всему, что пишут и говорят в социальных сетях. Кроме того, подростковая неуверенность в себе рождает желание сравнивать свою жизнь с той «красивой» жизнью, которую диктуют соцсети. Дополнением является постоянное общение в интернете, которое заставляет детей чувствовать себя одинокими в реальной жизни. Именно поэтому современная молодёжь больше подвержена развитию тяжёлых психологических состояний. И родителям нужно учить ребенка взаимодействовать с миром с самого детства, стараться выстраивать с ним доверительные взаимоотношения, чтобы он не боялся рассказать маме и папе о своих проблемах и переживаниях.
– Как помочь подростку избавиться от депрессии? Какие последствия могут быть, если вовремя не начать терапию?
– Подростку в депрессии изначально хуже, чем взрослому, потому что он еще не выработал привычных способов защиты своей психики и не в состоянии игнорировать происходящее с ним, у него еще отсутствуют навыки эмоциональной саморегуляции. Очень часто подростки ощущают стыд и вину за своё состояние, это может проявляться через агрессию. Им больно, но стыдно плакать и жаловаться, и они выражают это, как умеют. Поэтому чаще всего агрессивный подросток – несчастный подросток. Таким детям нужна в первую очередь помощь, а не воспитание. И если вовремя её не оказать, в пубертатный период, со временем депрессия проявится в более тяжелой форме. Поэтому раннее вмешательство напрямую влияет на течение заболевания в будущем.
– Как убедить подростка посетить психотерапевта или психолога?
– Если родители обнаружили у ребенка симптомы депрессии, не нужно спешить, нужно вести аккуратную работу и начинать с малого. В первую очередь, постараться восстановить утраченное доверие, проявить поддержку, заинтересованность, предложить помощь. В этот момент нужно быть полностью на стороне ребёнка. Если же депрессия уже приняла клиническую форму, то здесь нужно обращаться за помощью к специалистам. И как показывает опыт, самым эффективным средством в борьбе с подростковой депрессией является разговорная практика в сочетании с правильно подобранными препаратами.
Сразу скажу, что родителю лучше всего идти на приём вместе с подростком. Только так психолог сможет хорошо рассмотреть сложившуюся ситуацию. Когда вы озвучиваете ребёнку идею пойти к психологу на консультацию, чтобы убедить его в необходимости такого визита, нужно действовать по определенному алгоритму. Первое – ни в коем случае не занимать позицию «надо», говорить с ребёнком на равных, как со взрослым. Попытаться объяснить ему, что сейчас, возможно, вы друг друга не понимаете, но несмотря ни на что вы любите его и хотите помочь. Второе – донести до подростка, что в разрешении сложившейся ситуации нужен кто-то третий и предложить выбрать специалиста вместе. Третье – родитель может попробовать сказать, что он сам хочет пойти к психологу, чтобы разобраться в сложившихся проблемах между им и ребёнком, однако объяснить, что, если он пойдет один, у психолога не будет возможности услышать две точки зрения.
Если в итоге эти способы не помогли убедить подростка, можно предложить просто сходить на первый приём и сказать, что, если не понравится, вы больше не будете возвращаться к этой теме. Но ни в коем случае не нужно давить, заставлять, шантажировать, угрожать или давать какие-то чрезмерные обещания. Это табу.
– Какую роль играют соцсети и интернет в формировании депрессивных состояний?
– Как утверждают исследователи Монреальского университета, социальные сети и телепередачи стали причиной снижения самооценки у подростков и как следствие – триггером депрессии. По их мнению, телевидение и социальные сети включают в себя контент, который представляет жизнь других молодых людей в очень позитивном ключе, формирует представление об идеальной жизни. Подростки невольно начинают сравнивать себя с теми, кого видят в социальных сетях, оказываются неудовлетворёнными результатом, и эта неудовлетворённость становится причиной развития депрессивного состояния. Таким образом, чем больше ребёнок проводит времени в социальных сетях, тем выше риск развития у него депрессии.
Как правильно реагировать на нервные срывы и истерики подростка
В этой статье:
Почему подростки часто плачут и срываются?
Однако иногда истерики и нервные срывы причиняют боль окружающим и вызывают стыд у самого подростка, поэтому имеет смысл реагировать так, чтобы они причиняли как можно меньше вреда ему и миру.
Что может спровоцировать подростковую истерику?
Истерики как защитный механизм всегда имеют под собой, помимо возрастных особенностей, еще и психологическую подоплеку. Как бы ни был возбудим подросток в целом, что-то является триггером, который запускает эмоциональную реакцию.
Чувство несправедливости
Чувство одиночества
Подросткам правда кажется, что их никто не понимает. Просто пока что многие из них не научились различать “понимать” и “соглашаться”. Если вы не разделяете взгляды подростка, для него это признак непонимания, поскольку в подростковой среде дети чаще всего объединяются по принципу солидарности: слушают одну и ту же музыку, придерживаются моды, говорят о темах, которые интересны.
Переутомление
Вне зависимости от того, что случилось во внешнем мире, человек, который недосыпает и сидит на жесткой диете, чтобы похудеть или спасти всех животных мира, обычно эмоционально неустойчив и теряет контроль даже без внешнего триггера.
Как реагировать на истерику подростка в моменте?
Если подросток начал вести себя слишком возбудимо, нужно помочь ему выплеснуть эмоции максимально цивилизованно.
Подросток на грани нервного срыва
У него уже глаза на мокром месте, он с трудом сдерживается, чтобы не зарыдать. В этой ситуации, если ребенок в целом не склонен к разрушительным действиям, имеет смысл дать ему прорыдаться. Плач и бурная истерика помогает избавиться от стрессовых гормонов.
Не упрекайте ребенка и не пытайтесь запретить ему плакать. Лучше сделайте акцент на том, что вы не осуждаете его и понимаете, что чувства иногда надо выплеснуть.
Нужно помнить, что, когда у подростка дошло до внешней агрессии, это значит, что он внутри уже сто раз посчитал себя самым плохим и ничтожным человеком на свете и пытается избавиться от этого чувства.
Подросток слетел с катушек
Помните о том, что в таком состоянии человек эмоционально близок к маленькому ребенку и утешать его нужно так же. Не объяснять что-то умное, не читать нотации, а обнимать молча или говорить глупые нежности. Попытки воззвать к разуму причиняют в этом состоянии эмоциональную боль и ощущение, что тебя не понимают.
Если вы не можете быть с подростком в этот момент, лучше оставьте его одного. Очень важно самому не срываться, а быть максимально спокойным.
Как разговаривать после срыва?
Не нужно торопить события и стремиться обсудить нервный срыв подростка и его истерику по горячим следам. В идеальном раскладе после истерики человек засыпает и успокаивается.
В процессе разговора помогайте ему назвать своими именами чувства и эмоции, которые он испытывал и испытывает и избегайте оценок.
Если он сожалеет о случившемся, поговорите о том, как помочь ему стать более устойчивым.
Как помочь подростку быть более эмоционально устойчивым?
Заходить на тренировку нервной системы можно и со стороны сознания, и со стороны тела, а лучше все это совмещать.
Способы для тревожных и хрупких
Выплеснуть эмоции и проработать их можно не только участвуя в драме, но и наблюдая ее со стороны. Хорошие короткометражки помогут подростку выразить себя в обсуждении героя, а не в лобовом разговоре. Качественные документальные фильмы тоже могут быть фильмотерапией, если попадут в точку по теме и сюжету.
Если поводом для срывов является школьная неуспешность, необходимо дать понять ребенку, что он справится. Конечно, делать серьезные вложения в нестабильного подростка рискованно, но можно попробовать бесплатные занятия или пробу курса за символическую плату. Возможно, ему понравится учитель или обстановка в коллективе, и он почувствует себя более уверенно.
Способы для активных и агрессивных детей
Способы для всех
Аутогенная тренировка подходит и детям и взрослым, которые хотят не подавлять свои эмоции, а именно справляться с ними.
Предложите ребенку поучиться аутотренингу вместе. Это может стать началом доверительных отношений, если сейчас у вас типичный конфликт поколений. Признайте, что вы тоже не справляетесь, но готовы работать над собой.
За обучением нужно обратиться к врачу-психиатру, который является психотерапевтом, то есть имеет подтвержденное образованием и практикой право применять немедикаментозные методы коррекции психоэмоциональных сотояний.
Сейчас нам доступны биохимические анализы крови на витамины и микроэлементы. Вполне может быть, что в осенний период нужно попринимать витамины, которые мы недополучаем из-за отсутствия солнца и свежих овощей и фруктов.
Гулять перед сном, а точней, активно двигаться, очень полезно для сна и избавления от стресса.
Я подросток и мне плохо что делать
Иногда подросткам так и хочется крикнуть: «Да отстаньте вы от меня со своими профессиями, кружками, тренировками. Не хочу я ничего! Мне все одинаково неинтересно. Оставьте меня в покое». Если у ребенка пропал аппетит, он не хочет никого видеть и по утрам встает с кровати совсем без сил — это повод обратиться за помощью к специалисту. Если же это разовый протест, волноваться особо не о чем, но можно попробовать помочь.
Доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская и детский социолог Александра Чканикова подскажут, как это лучше сделать.
Задайте правильные вопросы
Первый вопрос: давно ли тебе ничего не хочется?
В какой момент ребенок понял, что его ничто не вдохновляет? Может, в памяти всплывет какое-то событие, слово или даже период в жизни. Если ему удастся вспомнить момент, когда он впервые встретился со своим «ничего не хочу», будет очень хорошо.
«Ничего не хочу» появляется вдруг, а не находится с нами всегда. Все маленькие дети от природы любопытны и азартны, могут часами бросать камешки в пруд, бегать, ломать, строить, снова ломать и наслаждаться этими занятиями. Просто рано или поздно мы сталкиваемся с ситуациями, когда нашу жажду деятельности слегка охлаждают: сломал что-то — родители отругали, набегался в детском саду — воспитательница велела сидеть тихо до конца прогулки… Пара таких ситуаций — и азарт угасает. А если за свою активность ребенок получает только негативную оценку, вполне вероятно, что скоро он вообще расхочет бегать и что-то предпринимать.
Второй вопрос: из чего сейчас состоит твоя жизнь? Что ты делаешь каждый день, на что находишь силы?
Если утром ваш подросток встает с кровати, ест, не забывает мыться и чистить зубы — все не так плохо. Его «ничего» не такое уж абсолютное. Если он к тому же не против посмотреть телевизор, поиграть в приставку, посидеть в соцсети и погрызть конфет — все вообще отлично. Просто ему не хочется напрягаться. Это вполне нормальное состояние, особенно для человека, который сильно устал.
А вот если ребенку ничего не хочется в течение длительного времени — нужно срочно что-то делать. Возможно, нужен психолог или хороший терапевт, который поймет, каких витаминов и ферментов не хватает организму и почему появилась такая слабость.
Главное — понять, чего именно не хочется
Прилагать усилия
Подросток, может, и не против научиться танцевать хип-хоп или поступить на журфак, но вот бы оно как-то само собой получилось… Чаще всего человек не хочет напрягаться, если он сильно устал. А устаем мы от самых разных вещей:
А еще бывает так. У ребенка с самого начала все очень легко получалось. Например, он быстрее всех в классе научился читать, без особых усилий побеждал на олимпиадах, как-то с наскока, ярко и блестяще справлялся со всеми задачами. А потом вдруг обо что-то споткнулся. Например, с первого раза не получилось разобраться в новой теме по физике. Или никак не удается сочинение. И после каждой такой неудачи он не может заставить себя попробовать еще раз, постараться, подготовиться. Оказалось, что он не умеет прилагать усилия.
Делать то, что предлагают родители
Возможно, ваш подросток только и слышит: «Пойди займись делом, учись, стремись к совершенству, ну что ты все лежишь и время тратишь». И чем больше ему так говорят, тем крепче он прирастает к дивану. Мало кому нравится, когда за него решают, что делать и чем заниматься. Представьте: перед вами на столе миска черешни. Вы уже готовы ее попробовать, но тут вам говорят: ну угощайся же, чего ты ждешь? А ну ешь давай, кому говорю! И черешни уже совсем не хочется…
Источник
Если это ваш случай, очень важно перестать давить и осторожно подсказать, как можно поступить:
Делать то, что делал раньше
Зеленый пояс по айкидо у него уже есть, и он больше не может видеть этот спорткомплекс. И в школу больше не хочет. И кружок по авиамоделированию совершенно не интересует.
Скорее всего, ему просто надоело. Он уже вдоль и поперек изучил эту сторону жизни, и ему хочется попробовать что-то еще.
На самом деле это здорово: ужасно интересно, освоив одно занятие, переходить к другому. Дети растут, а вместе с ними растут их цели и потребности.
Теперь, когда вы разобрались, что происходит с подростком, какие вопросы ему нужно задать и как помочь понять, чего ему хочется, пора переходить к практике. Взрослым, кстати, тоже будет полезно.
Чек-лист: как придумать новую цель
ШАГ 1. Составить список всего, что интересно
Предложите ребенку записать все, приходит в голову и что вызывает положительные эмоции. Полеты, крутые ботинки, кофе, блоги, путешествия, Новый год, пение.
Пока без «примерки» на себя. Все это сейчас не важно. Мы просто составляем длинный-длинный список того, ради чего можно поднять свою пятую точку и начать что-то делать.
ШАГ 2. Выбрать из списка один пункт и составить «карту приятных занятий»
Например, кофе. Подростку нравится его вкус, запах. Может быть он задумывался сделать линию парфюмерии с кофейными ароматами? Кофейные чашки тоже очень интересные. Может, стоит заняться дизайном посуды? А может, вообще через пару лет выучиться на бариста? Они так красиво оформляют напитки в кофейнях.
Источник
У одного понятия — кофе — есть несколько ветвей: запах, чашки, дизайн, работа. Из каждой такой ветви могут выходить разные занятия и хобби, которые делают жизнь увлекательнее. Получается логическое дерево, которое и называется картой приятных занятий.
Пусть поначалу сами идеи кажутся не очень интересными — польза уже в том, что мы о них думаем и фантазируем. Наш мозг начинает работать и выстраивать нейронные связи: от темы — к удовольствиям, от удовольствий — к определенным занятиям. Это полезно.
ШАГ 3. Составить шорт-лист «кофейных» целей
1 — поехать на Коста-Рику и увидеть своими глазами кофейные плантации.
2 — расписать кофейные чашки.
3 — выучиться на бариста.
А дальше превращаем все эти цели в планы. Как расписать чашки? Где этому научиться? Найти курсы росписи по керамике? Найти и рассмотреть самые крутые дизайны чашек?
ШАГ 4. Не останавливаться
На этом этапе подросток может немного «забуксовать»: «Я же никогда не расписывал чашки, получится какая-то фигня…». Эти мысли — следы той самой причины, из-за которой он ничего не хочет. Может быть, он мало в себя верит или просто раньше цели были не его, а нашими. Теперь пришла пора понять, чего хочет он сам, и начать что-то делать, чтобы достичь цели.
Упражнение «Подогрей хотелку!»
Любая цель в жизни, даже самая маленькая, начинается с «хочу». Хочу чаю, поэтому пойду на кухню и поставлю чайник. Хотеть можно по-разному. По десятибалльной шкале — на девять: «Ой-ой-ой, как чаю хочется, скорее чайник ставить!» На пять: «Да, немного посижу, потом пойду и чайку попью». А на два балла будет примерно так: «Ну дава-аай, только если ты сам заваришь». И вполне понятно, что с двухбалльной хотелкой чаю попьешь не скоро, если вообще попьешь. Поэтому сейчас мы попробуем слегка повысить градус желания.
Источник
Можно нарисовать такой «термометр», где ноль — это «совсем не хочу», а десять — «ужасно хочу». Выбрать любое свое любое желание: пойти на фехтование, записаться на танцы, найти вузы с факультетом дизайна. Отметить на термометре, на сколько баллов сейчас хочется этим заниматься. Потом постараться представить все приятное, что связано с этим желанием: мечты, планы, вдохновляющие идеи. После этого нужно отметить на термометре, на сколько баллов теперь мы оцениваем свое «хочу». Попробуйте поднять градус хотя бы на пару делений, и, если поймете, что готовы действовать, — вперед!
Упражнение «А это точно моя цель?»
Иногда мы, близкие подростка, уверены, что очень хорошо его знаем. Замечаем его математические способности, помним, как в три года он виртуозно сортировал камешки или решал логические задачки. Мы им гордимся и хотим, чтобы он реализовал все свои таланты. Но ему, возможно, хочется другого!
Предложите ребенку следующее упражнение: нужно начертить на листе круг. Все пространство внутри круга — это какое-то важное дело или решение, которое касается его жизни. Спросите, какая часть этого дела сейчас принадлежит ему, а какая — окружающим: родителям, друзьям, учителям?
Источник
Например, если он сам нашел в интернете бесплатные курсы программирования, будет готовиться, поступать и учиться — это уверенные сто процентов. А если сходить на курсы его уговорил учитель информатики, а потом еще и мы настояли? Тут придется задуматься, какой кусок «пирога» в этом случае принадлежит родителям, какой — учителю, а какой — ему самому. Может быть, каким-то важным делом увлечены в большей степени друзья и родители, и цель вовсе не его?
Упражнение «Почему я ленюсь?»
Часто бывает, что желаний у человека море, а вот взять что-то и сделать — до этого руки не доходят. Лень.
На самом деле лень — это не дурная черта характера, а способность психики сохранять ресурс. Другими словами, нам лень делать то, в чем мы не видим смысла или на что у нас не хватает сил. Поэтому, когда вы замечаете, что ребенок начинает лениться, предложите ему такое упражнение:
Быть подростком — та еще задачка. Это примерно как полететь в космос без подготовки. Как устроен корабль, на котором ты отправляешься в путешествие? Как им управлять? На какие кнопки нажимать? Что делать-то вообще?!
В книге «33 важных «почему» Виктория Шиманская и Александра Чканикова помогают с этим разобраться, а еще отвечают и на другие вопросы ребят 12–16 лет о чувствах и эмоциях.