в чем смысл рассказа вий
Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя «Вий»
Год написания и публикации — Повесть написана в 1833 году, а опубликована в 1835 году.
История создания — Вий – это страшный мифологический славянский персонаж, убивающий взглядом. Со слов самого автора этот образ взят из мифологии и народных преданий.
Жанр — Повесть.
Направление — Мистический реализм.
Основная идея — Борьба сил добра и зла. Человек подвергается нападкам сил зла. Он призывает к себе силы добра, чтобы спастись, но не выдерживает и погибает. Силы зла побеждают, но временно. Вся нечисть, во главе с Вием, не может вернуться в свой мистический мир, они навеки остаются в заброшенной церкви. Такое чувство, что схватка этих сил бессмысленна и трагична для обеих сторон.
Тема — Взаимодействие сил добра и зла.
Проблема — Добро не может ужиться со злом. Обе силы противостоят друг другу, принося несчастья и беды.
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Противостояние добра и зла.
Проблема – В противоборстве этих двух сил нет победителей и побежденных. Эта схватка заканчивается только временной победой. Вначале силы зла в образе старухи атакуют философа, а после он одержал над ведьмою вверх. Панночка-ведьма платит за свой поступок большую цену – отдает жизнь. И после смерти она имеет силу, хочет отомстить своему убийце. Панночке удается расправиться с ним. Однако Вий и полчища чудовищ, пришедшие к ней на помощь, погибают в стенах церкви. В этой повести Гоголь показывает только временную победу одной силы над другой.
Возникает чувство, что это противоборство бессмысленно. Возможно, оно учит жизни, например, для Хомы – это урок, что не стоит бояться нечисти, что важно слушать себя, верить в свою победу. Важно не хлестать поленом даже ведьму, если в этом нет крайней необходимости.
2.
Тема – Взаимодействие с силами зла.
Проблема – Зло – сильный соперник. Если не уметь правильно обходиться со злом, то силы тьмы могут одержать победу.
Произведение учит взаимодействию с силами зла, подсказывает слабые места сил тьмы. Человеку стоит прислушиваться к своим чувствам, ощущениям, к своей внутренней мудрости. Хома игнорирует внутреннее сообщение – не смотреть на Вия. Гоголь описывает мифологическое существо, убивающее взглядом. Я считаю, что, если бы философ не глядел на него, что остался бы жив.
Человеку важно воспитать в себе веру в Бога, который сумеет его защитить в любой ситуации. В начале повести вера помогает философу, под силой молитвы ведьма ослабевает. Потом его захватывает страх, что сразу усиливает силу служителей тьмы.
3.
Тема – Описание персонажей народных преданий.
Проблема – В народных преданиях выражена человеческая жизнь с ее радостями и горестями. Так в повести «Вий» показано социальное неравенство, сильное давление на человека, существовавшее во времена Гоголя.
Автор знакомит нас с интереснейшим пластом человеческого наследия – с народными преданиями. Их всегда интересно читать, от народных поверий, персонажей веет загадкой, тайной, стариной. В наследии людей есть и очень страшные истории, характеризующие их жизнь в те далекие времена.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Образы Хомы Брута и Панночки находятся в противоборстве, они противопоставлены друг другу. Их сражение продолжается на протяжении всей повести, только в начале панночка живая, а потом – мертвая. Образ философа поддерживают образы его друзей, а образ панночки – образы ее отца, Вия и нечисти.
п.4. Литературные приёмы
Любое произведение в своем повествовании имеет значимые символы. Я думаю, что силы тьмы «Вия» – это символы того общества, в котором жил Гоголь. Возможно, именно социальное неравенство и зло, которое терпели люди, побуждает автора написать эту страшную историю.
Ведьма взбирается на Хому насильственным путем, подчиняет его себе, заставляя служить. Она унижает его, превращая в жеребца. Сотник силой заставляет философа нести заупокойную службу о его дочери, он распоряжается парнем, как своею собственностью, не беря в расчет его нежелание совершать обряд над усопшей.
С первых строк я читаю о тяжелой необустроенной жизни молодых семинаристов. Они идут пешком домой с самого Киева, зарабатывают песнопением на хлеб, ночуют в овечьем хлеву.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – вечная борьба добра со злом. Хома Брут – центральный персонаж, вокруг которого идет эта схватка. Героя одолевают силы тьмы.
«Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
Увлекшись историей Малороссии, Николай Васильевич Гоголь издал в 1835 году сборник под названием «Миргород». В него вошли четыре знаковых произведения: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и одно из самых загадочных и захватывающих сочинений Гоголя – «Вий». Эта повесть при жизни Николая Васильевича издавалась дважды. Последний раз в 1842 году.
В примечании к книге Гоголь писал, что повесть является народным преданием, а он изложил события в точности так, как слышал их, ничего не изменив. Однако специалисты до сих пор не нашли ни одного фольклорного произведения, которое бы максимально было похоже на повесть «Вий». А имя самого ужасного персонажа сложилось, скорее всего, от украинских слов «вія» (ресница) и «повіко» (веко). Ведь у гоголевского предводителя нечистой силы были очень длинные веки.
В отличие от мистического и даже фантастического содержания, сюжет повести «Вий» достаточно прост и логичен. Три студента киевской бурсы решили на каникулах заняться репетиторством. Они сбились с пути и забрели на какой-то хутор, хозяйка которого оказалась ведьмой. Один из семинаристов по имени Хома Брут приглянулся представительнице темного царства. С этого момента и начались все несчастья философа, приведшие его к смерти.
Уже в первую ночь знакомства ведьма оседлала Хому и заставила его носиться по полям и лесам. Только молитва и наступление утра помогли семинаристу освободиться из этого плена. Хома был так напуган и растерян, что решил не заниматься репетиторством, а вернулся в Киев, чтобы провести каникулы в общежитии бурсы.
Но через несколько дней Брут получил приказ от самого ректора ехать к богатому сотнику и читать молитвы над его умирающей красавицей-дочкой. Такова была последняя воля панночки. Философ сильно испугался этого поручения. А когда увидел лицо усопшей, то сразу признал знакомую ведьму, которая из старухи умела превращаться в молодую девушку.
Три ночи Хома Брут отпевал в церкви покойницу. И каждая служба была ужаснее предыдущей. Ведьма вставала из гроба, летала в нем под куполом храма, но никак не могла найти философа, который обезопасил себя защитным кругом.
Третья ночь оказалась самой страшной и фатальной. На подмогу ведьме в церковь пришло много нечисти, а затем привели начальника гномов по прозвищу Вий. Он и увидел Хому, отчего семинарист умер от страха до первых петухов.
Обсуждая трагическую кончину философа, его друзья пришли к выводу: если бы Брут не посмотрел в глаза Вию, то остался бы жив.
Литературные критики сходятся во мнении, что Хома – типичный представитель Малороссии. Он флегматичен и ленив, а любой стресс снимает чаркой горилки и хорошей закуской. После первого приключения с ведьмой философ отправился «лечиться» в корчму, а после первой страшной ночи в церкви быстро пришел в себя, сытно пообедав.
Сцены обычной жизни причудливо переплетены в повести с элементами мистики и фантастики. Гоголь делает это мастерски. Картины мирного быта и красивой природы органично сменяются фрагментами, полными ужаса и тревоги.
Романтический элемент повести особенно ярко проявлен в описании народных традиций и веры в потусторонний мир. Между его представителями и людьми существует постоянная связь. Так, красавица-панночка превращается в старуху и катается на спине понравившегося парня, забирая у него последние силы.
Реализм Гоголя особенно поражает при описании киевской бурсы. Образование в ней получали избранные, а остальные ученики закаляли там характер. Впрочем, это было не лишним, поскольку выжить в то суровое время могли лишь крепкие натуры. Учеников в бурсе жестоко били и почти не кормили, поэтому юноши были постоянно заняты поиском пропитания. Многие выпускники бурсы держали путь в Запорожскую Сечь, чтоб жить там по законам воли.
Что касается мистики, то Гоголь всегда был известным знатоком сверхъестественных сил. В повести «Вий» такие сцены написаны блестяще. Несмотря на тонкую иронию, эпизоды с нечистой силой леденят сердца читателей не хуже современных триллеров. В основном потому, что характерной особенностью мистических сцен Гоголя является их мажорный тон. Вий, ведьма и прочая нечисть – существа очень мстительные и злобные.
У Гоголя потусторонняя образность реализуется с помощью фантастических приемов. Автор придумывает существа и явления, о которых нет никаких сведений. Чаще всего эта форма фантастики основана на гиперболе. Сам Вий – персонаж из мифического мира, существующий лишь в легендах. У Гоголя это действующее лицо появляется лишь в конце повести и держит читателя в напряжении всю финальную сцену.
Добро и Зло ведут за душу человека постоянную борьбу. Но, если сам человек не хочет совершенствоваться, а просто плывет по течению, то рано или поздно он становится уязвимым. Поэтому будущие духовные пастыри, которые постоянно пьют горилку и заботятся лишь о том, чтобы сытно поесть и хорошо поспать, уже впустили нечисть в свои души. От такого равнодушия Гоголь всячески стремился уберечь современников и потомков.
«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм
Повесть «Вий» Н.В. Гоголя. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Кратчайшее изложение и подробный пересказ произведения. Советский фильм «Вий».
«Вий» — повесть Н.В. Гоголя, впервые опубликованная в 1835 году в сборнике «Миргород». Это мистическое произведение рассказывает о столкновении киевского семинариста Хомы Брута с нечистой силой.
Содержание
Кратчайшее содержание
Киевский семинарист Хома Брут, на которого ночью нападает ведьма и катается на нём верхом, до смерти избивает её поленом. Умирая, ведьма превращается в красивую девушку, а парень сбегает.
Вскоре семинариста вызывает к себе богатый пан — сотник, который велит Хоме три ночи подряд читать молитвы над своей умершей дочерью. Покойная девушка оказывается той самой ведьмой. По словам пана, это была её последняя воля.
В первую же ночь мёртвая ведьма встаёт из гроба, но не может увидеть Хому, который очертил подле себя защитный круг и читает молитвы. Во вторую она призывает на помощь нечистую силу. Хома вновь спасается.
На третью ночь чудовища приводят Вия — страшное существо с веками до земли. Вию поднимают веки. Хома не выдерживает и смотрит на монстра. Тогда Вий указывает нечистой силе на семинариста. Утром юношу находят в церкви мёртвым.
Полный текст и аудиокнига
В формате аудиокниги произведение можно бесплатно послушать на YouTube.
Подробное изложение с цитатами
Повесть начинается с описания жизни в киевской семинарии. В июне бурсаки-семинаристы расходятся на каникулы по домам или давать уроки детям из богатых семей.
Философ Хома Брут — круглый сирота, он отправляется на каникулы с двумя товарищами. Ночь застает путешественников в поле, но им удается в темноте отыскать одинокий хутор. Хозяйка-старуха нехотя впускает незваных гостей, Брут ложится спать в хлеву.
Ночью к нему приходит старуха. Брут решает, что та добивается от него любви, и пытается отказать. На самом деле хозяйка хутора оказывается ведьмой. Она вскакивает на спину семинаристу, бьёт его метлой, и вот тот несёт её по полям, словно конь.
Кадр из фильма «Вий»
Измученный гонкой Хома припоминает всевозможные молитвы, сбрасывает с себя старуху и сам влезает ей на спину.
Он схватил лежавшее на дороге полено и начал им со всех сил колотить старуху. Дикие вопли издала она; сначала были они сердиты и угрожающи, потом становились слабее, приятнее, чаще, и потом уже тихо, едва звенели, как тонкие серебряные колокольчики, и заронялись ему в душу; и невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? «Ох, не могу больше!» — произнесла она в изнеможении и упала на землю.
Умирающая ведьма превращается в прекрасную молодую девушку. Хома Брут бросается бежать. Он возвращается в семинарию.
Кадр из фильма «Вий»
Спустя некоторое время незнакомый сотник присылает к ректору бурсы своих людей, требуя срочно прислать философа Брута. Выясняется, что его дочь умирает и хочет, чтобы молитвы над ней читал именно Хома Брут.
Хома отказывается ехать, но его заставляют. По дороге он крепко выпивает с сопровождающими казаками и едва не уговаривает отпустить его. Тем не менее, его привозят на хутор сотника. Там выясняется, что панночка — дочь пана сотника — умерла.
Сотник велит Бруту три ночи читать молитвы над гробом покойной дочери, потому что так просила перед кончиной она сама:
«Уж как ты себе хочешь, только я всё, что завещала мне моя голубка, исполню, ничего не пожалея. И когда ты с сего дня три ночи совершишь, как следует, над нею молитвы, то я награжу тебя; а не то — и самому черту не советую рассердить меня».
Хоме страшно, но делать нечего. Он утешает себя тем, что получит награду: «Три ночи как-нибудь отработаю, — подумал философ, — зато пан набьёт мне оба кармана чистыми червонцами».
Кадр из фильма «Вий»
Хома Брут идет к покойнице. Он расставляет свечи по всей церкви и успокаивает себя словами, что молитвы защитят его от нечистой силы. Но всё же в голове у него крутится мысль: а вдруг панночка сейчас встанет из гроба? И она встает.
Она приподняла голову…
Он дико взглянул и протёр глаза. Но она точно уже не лежит, а сидит в своём гробе. Он отвёл глаза свои и опять с ужасом обратил на гроб. Она встала… идёт по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь.
Хома Брут очерчивает подле себя круг, читает молитвы и заклинания, которым его однажды научил знающий монах. Ведьма подходит к самому кругу, но не может переступить черту, не может увидеть семинариста. Разозлённая, она ложится обратно в гроб. На заре Брут покидает церковь.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
После обеда Хома приходит в хорошее расположение духа, но к вечеру вновь становится мрачен. Пора возвращаться в церковь на вторую ночь.
Брут вновь очерчивает круг и читает молитвы. Когда он поднимает глаза, то видит: «Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мёртвые, позеленевшие глаза».
Ведьма начинает произносить заклятия, к церкви слетается нечистая сила и ломится внутрь. Хома Брут, зажмурив глаза, читает молитвы до первых криков петуха. На рассвете его находят едва живым от страха. Волосы на голове парня за ночь поседели.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Брут идет к пану и рассказывает, что покойница «пустила к себе сатану», отказывается читать молитвы дальше. Но непреклонный сотник велит читать и в третью ночь, грозя страшным наказанием и суля большие деньги. Тогда Хома Брут пытается бежать, но его догоняет и возвращает на хутор один из казаков.
Вернувшись на панский хутор, Брут требует музыкантов и долго пляшет, а затем, обессилев, засыпает.
Наступает третья ночь. Хома снова в церкви, он очерчивает круг и читает молитвы. Сорвав железную крышку, из гроба поднимается покойница-ведьма. Церковь наполняется нечистой силой:
Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Всё летало и носилось, ища повсюду философа.
Но никто из чудовищ не может обнаружить Хому, защищённого молитвами и волшебным кругом. Тогда ведьма велит: «Приведите Вия! ступайте за Вием!»
В церковь входит главный из монстров с железным лицом и веками до самой земли — Вий. «Подымите мне веки: не вижу!» — требует он. Внутренний голос велит Хоме Бруту: «Не гляди!». Но он не выдерживает и смотрит. В этот миг Вий железным пальцем указывает чудовищам на семинариста: «Вот он!».
Нечистая сила кидается на Брута, и он умирает от страха.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Чудовища пропускают второй крик петуха и не успевают покинуть церковь до рассвета. Они пытаются бежать, но застревают в дверях и окнах навсегда. Священник не решается более служить в посрамлённом храме. Церковь так навеки и остаётся брошенной, заросшей лесом и бурьяном; «и никто не найдёт теперь к ней дороги».
— Славный был человек Хома! Знатный был человек! А пропал ни за что.
— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Фильм «Вий» 1967 года
В 1967 году по повести Гоголя был снят фильм «Вий» (режиссеры — Константин Ершов и Георгий Кропачёв). Картина стала одним из популярнейших фильмов 1968 года: в советских кинотеатрах её посмотрели 32,6 миллиона раз.
Роль Хомы Брута исполнил Леонид Куравлёв, роль ведьмы-панночки — Наталья Варлей.
Анализ повести Н.В. Гоголя «Вий».
Предисловие
Анализ повести «Вий» представляет собой непрерывное доказательство гениальности Гоголя. Во — первых это произведение, где как и в других предыдущих произведениях Гоголя романтизм перемешан с реализмом, где детальное и колоритное бытописание соседствует с ярчайшими фантасмагориями, где обычные люди взаимодействуют с невероятными сущностями и где мистический ужас разбавляется лукавым прищуром народной иронии. Ну и, конечно же, гоголевские великолепные природные пасторали перемежающиеся с пейзажами, достойными гравюр Дюрера и полотен Босха.
Коротко о содержании повести «Вий»:
«Вий»—третья повесть из гоголевского сборника «Миргород» (первая—«Старосветские помещики», вторая-«Тарас Бульба», четвёртая-«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Хома Брут, ученик киевской духовной семинарии (бурсы), будучи на каникулах, по пути домой остановился на постой на хуторе. Ночью старуха, хозяйка хутора пришла к Хоме поразив его демоническими глазами, запрыгнула ему на плечи и погнала. Здесь то Брут и понял, кто она такая.
Словно конь Хома галопом нёсся по просторам с ведьмой за спиной. Затем, придя в себя и произнося молитвы, сумел сбросить её с себя. Придавив её и взяв лежавшее на дороге полено стал колотить ведьму. Старуха вначале хрипло ревевшая диким голосом, постепенно стала трансформироваться из безобразной и уродливой в красивую девушку. В страхе Хома бросил ведьму, побежал к городу, находившемуся неподалёку. Через короткое время он и вовсе забыл о произошедшем.
Но вскоре же стало известно, что дочь одного из сотников была найдена вся избитая и перед смертью пожелала, чтобы после смерти три дня отходную по ней читал семинарист Хома Брут. Ректор академии вызвал Хому к себе и велел ехать к сотнику в сопровождении присланных им козаков.
Всё понял Хома, но деваться было некуда. Он подчинился, надеясь бежать при первой же возможности. Но козаки не дали ему этого шанса. В разговоре с Хомой сотник всё удивлялся, почему дочь пожелала именно его в качестве чтеца отходных молитв, но волю дочери был намерен исполнить. Он привёл Хому к гробу и тот с ужасом узнал в ней ведьму, убитую им.
Перед заходом солнца гроб отнесли в церковь на окраине. Во время ужина Хомы с казаками, те говорили ему вполголоса, что знают, что панночка была ведьма, что она пила кровь, что заездила до смерти влюблённого в неё псаря Микиту.
Затем четверо казаков сопроводили Хому в церковь и заперли там.
Первая ночь.
Хому трясёт, хотя он и успел за ужином подкрепить себя доброй чаркой горилки. Во время чтения молитвы он всё время оглядывался на гроб. И вот ужасный момент настал — панночка поднялась, встала из гроба и направилась искать его.
В ужасе Хома чертит вокруг себя круг и читает громче. И ведьма не может переступить его останавливаясь на самой черте. Ведьма возвращается в гроби начинает парить в церкви, но так и не видит Хомы. Звучит первый крик петуха и ведьма снова замирает неподвижно.
Козаки отпирают двери и измученный Хома получает передышку. Но приходит вечер и его опять под конвоем ведут в ночной кошмар…
Вторая ночь.
Брут во второй раз чертит круг и начинает читать. Мёртвая вновь встаёт из гроба и не может преодолеть меловой круг, скрипя и лязгая зубами, бормоча при этом свои заклятья. В церкви свищет ветер, в окна бьются какие-то мерзкие сущности. Но весь адский цирк кончается при первом крике петуха. Козаки утром отворяющие двери видят перед собой поседевшего Хому…
Он пытается отказаться читать молитвы по сотниковой дочери. Но сотник настаивает на своём, угрожая плетьми. Хома пробует бежать, но козаки сотника догоняют и возвращают его обратно.
Ночь третья.
И вновь Хому заперли с гробом, теперь уже в последний, третий раз. Неясная, робкая надежда теснится в его душе и душе сопереживающего ему читателя. Опять панночка встаёт, скалясь перекошенным лицом, вся трясясь в бешеных конвульсиях. Напряжение нарастает. Тучи нечисти, налетевшей в выбитые окна и двери церкви, неистовым смерчем вращаются вокруг философа. Но он недосягаем для них и надежда на благополучный исход начинает крепнуть в измученной душе Хомы, но ведьма визгливо приказывает нечисти привести Вия.
Чудовище( Вий), покрытое могильной землёй больше похоже на громадный обрубок дерева с длинными корнеподобными руками и ногами, а самой ужасающей деталью были были длинные свисавшие до земли веки. Вызывающим дрожь полурёвом Вий требует: «Поднимите мне веки!» поднять себе веки. Внутренний голос шепчет Хоме: «Не гляди!», но какое-то гибельное противоречие вперемешку с убийственным любопытством заставляет его не послушаться и поднять глаза на монстра. Всё!
«Вот он!» – ревёт Вий, указывая на Хому и разрушая, тем самым, его магическую защиту. Упыри наваливаются на хлопца и сердце его останавливается.
Бешено визжащие упыри заглушают первый крик петуха. Лишь второй слышат они, когда становится уже поздно. Нечисть в ужасе ломится из церкви, но вязнет в дверях и окнах. А поутру селяне видят жуткую картину. Церковь становится запретным местом, а затем зарастает и поглощается лесом.
Романтико-«фэнтэзийная» составляющая «Вия»
Сказочно — мистическая составляющая повести проявляется и развивается в народных суевериях о реальности сущностей потусторонних: ведьм, оборотней и, конечно, Вия. Ведьма- дочь сотника, может трансформироваться то в собаку, то — в уродливую старуху, пьющую кровь, преимущественно — у беззащитных детей.
Панна своя среди нечисти: чертей, демонов и упырей и почти на короткой ноге с Вием, «начальником гномов»(1) по словам Гоголя. Она скачет на плечах парубков, рискнувших заигрывать с ней и загоняет их, словно лошадей, насмерть. Причём слуги её отца почти наверняка знают, кто она, в самом деле.
Гоголь виртуозно владеет сказочно-мистической палитрой. Фантазия его слова легка и волшебна. Тонкая натура и впечатлительность Гоголя постоянно прибегает к помощи элементов мистицизма.(2)
А шабаш вурдалаков в церкви во главе с парящей во гробе ведьмой, описан Гоголем с такой мощью и сочностью красок, что полотна Босха и Брейгеля, с их галлюциногенным воздействием, слегка блекнут перед кошмаром Гоголевской фантазии… Ни до, ни после Гоголя, никто не смог превзойти ужас сцены с Вием и она так и остаётся непревзойдённым коктейлем из почти больной фантазии с гениальностью художника слова.
«Тысяча и одна ночь…» — бледнеют и стыдливо скрываются в тени истинного шедевра, что уж там говорить о жалких попытках писателей до Гоголя описать что-то страшное или потустороннее…
Реализм в повести «Вий»
Мастерство Гоголя проявлено и при описании вещей обыденных и, казалось бы, малоинтересных. Но в изображении Гоголя они также приобретают неповторимую перчинку и колорит: речь идёт о повседневности киевской бурсы и жизни находящихся там «бурсаков». Их характеры и особенности выписаны Гоголем с присущим ему изяществом и глубиной. Впрочем все второстепенные, казалось бы, персонажи выведены Писателем столь же ёмко, полнокровно и своеобразно.
Студенческая жизнь в Европе средне- и поздневековой, всегда была достаточно суровой и полной лишений. Жизнь впроголодь, суровая дисциплина (часто — с поркой), зубрёжка всё это приводило у иных студиозусов к появлению фаталистически-философского отношения к жизни, что в полной мере отражено в характере главного героя.
Хома Брут — как яркий носитель украинского национального характера
Итак, «философ»(5) Хома Брут. Анализируя характер Хомы видишь перед собой хлопчика, достаточно равнодушного, почти флегматичного, преизрядно ленивого, но склонного к юмору.
«Чому быть, того не миновать» – вот его девиз и, где то, жизненное кредо. И из этого эмоционального статуса вывести его почти невозможно, что доказывают все последовавшие с ним злоключения.
Забив поленом ведьму, Хома Брут отобедал в корчме и придя в полное душевное равновесие, «глядел на приходивших и уходивших хладнокровно, довольными глазами и вовсе уже не думал о своем необыкновенном происшествии».
Глядя же в церкви на ведьму, он шепчет себе «ничего!». В минуты подступающего ужаса – гонит его напоминанием себе, что он – «казак», что ему стыдно «бояться».
После жути первой ночи в церкви Хома достаточно быстро возвращается к душевному спокойствию:»Философ был из числа тех людей, которых, если накормят, то у них пробуждается необыкновенная филантропия. Он, лежа со своей трубкой в зубах, глядел на всех необыкновенно сладкими глазами и беспрерывно поплевывал в сторону».
После второй ночи, поседевший Брут, на вопросы, что же там такое творится по ночам в церкви, лишь замечает, что: «много на свете всякой дряни водится! А страхи такие случаются… Ну…» – и всё…
И хотя Гоголь показывает некоторое нарастание страха в душе бурсака, перед последней ночью предчувствуя, как истинный фаталист, неизбежное, Хома, повергая присутствующих в изумление, предаётся веселью и с упоением пляшет гопака.
Вообще, образ казака-философа, фаталиста и флегматика — любимый типаж Гоголя. Старые, бывалые казаки-рассказчики всех этих «страховинных казочек», друзья Хомы Брута (тоже «философы»)все обладают этим же хладнокровием.
Тиберий Горобец, например, делает вывод: «Я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся; а если бы не побоялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то ничего и не будет! Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, все ведьмы».
«Экая невидальщина! Кто на своем веку не знался с нечистым!», – говорит один из них.
«Так ему Бог дал! – поддерживает его бурсак Халява. – Пойдем в шинок, да помянем его душу!»
Уверенность в своей правоте, невозмутимое спокойствие и неспешность, черта национальная, украинская. Реалисты по жизни украинцы могут описать реалистически любую сказочную ситуацию. Реалистически, а значит — обыденно и именно это позволяет им смеяться даже там, где смеяться, казалось бы, невозможно.
Примечания
(1) В подстрочнике к повести Гоголь пишет: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в той же простоте, как слышал».
(2) Об этом свидетельствует хотя бы, его собственное признание, что страшные сказки в детстве его очень занимали и волновали. В повести «Старосветские помещики» Гоголь в одном месте вспоминает, как часто в детстве он слышал таинственный голос, звавший его по имени. «Признаюсь, – говорит он, – мне всегда был страшен этот таинственный зов. Я помню, в детстве я часто его слышал. Иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносит мое имя. Я, обыкновенно, тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада…»
(3) «Леса, луга, небо, долины – всё, казалось, как будто спало с открытыми глазами; ветер хоть бы раз вспорхнул где-нибудь; в ночной свежести было что-то влажно-теплое; тени от дерев и кустов, как кометы, острыми клинами падали на отлогую равнину; такая была ночь, когда философ Хома Брут скакал с непонятным всадником на спине…». Что за божественные строки.
(4) «…Он чувствовал какое-то томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его сердцу. Он опустил голову вниз и видел, что трава, бывшая почти под ногами его, казалось, росла глубоко и далеко, и что сверх её находилась прозрачная, как горный ключ, вода, и трава казалась дном какого-то светлого, прозрачного до самой глубины, моря; по крайней мере, он видел ясно, как он отражался в ней вместе с сидевшею на спине старухою. Он видел, как, вместо месяца, светило там какое-то солнце; он слышал, как голубые колокольчики, наклоняя свои головки, звенели; он видел, как из-за осоки выплывала русалка… Видит ли он это, или не видит? Наяву ли его, или снится? Но там что? ветер, или музыка? звенит, звенит и вьется, и подступает, и вонзается в душу какою-то нестерпимою трелью.
«Что это?» – думал философ Хома Брут, глядя вниз, несясь во всю прыть… Он чувствовал бесовски-сладкое чувство, он чувствовал какое-то томительно-страшное наслаждение…».
(5) «Философом» он назван потому, что был в предпоследнем классе бурсы.
В последнем классе преподавалось только «богословие», и ученики носили название «богословов»; в предпоследнем классе преподавалась «философия» – и ученики назывались «философами».