в чем смысл рассказа носова живое пламя
Носов «Живое пламя», кто главные герои, какой смысл рассказа?
В рассказе Носова «Живое пламя» можно выделить только двух главных героев.
Какой главный смысл рассказа Н.Носова «Живое пламя», можно понять, следуя по содержанию произведения.
Писателю хорошо работается в тишине дома. Приходит тётя Оля и зовет постояльца размяться и вскопать клумбу. Автор с удовольствием копает землю, а тётя Оля готовит семена цветов для посева. Писателя заинтересовало, почему хозяйка не сажает маки. На что тётя Оля говорит, что маки очень быстро отцветают, и тогда торчит сухой стебель все лето, портя вид клумбы. Но автор все же тайком бросил семена маков на самую середину клумбы. Она быстро зазеленела, и тетя Оля обнаружила шалость автора.
Она выполола маки, но несколько цветов оставила. Писателю пришлось уехать на пару недель. А когда он вернулся, тетя Оля сказала ему, что маки уже выбросили бутоны. А затем они зацвели.
Автор говорит, что рядом с ними померкли все садовые цветы.
А через два дня маки отцвели. Тетя Оля, посмотрев на упавшие ярко-красные лепестки, как капельки крови, говорит:
В этих словах героини, на мой взгляд, содержится главная мысль рассказа Н. Носова «Живое пламя».
Тетя Оля погрустнела и ушла в дом. Она вспомнила своего сына Алешу, погибшего на войне, который спикировал на своем маленьком ястребке прямо на вражеский бомбардировщик. Вот так ярко и мгновенно сгорел он, как пламя маков.
С тех пор на клумбе у тёти Оли всегда цветут огненные маки как память о сыне.
Сначала скажу, что не стоит путать Н. Носова и Е. Носова который написал этот трогательный и «берущий за душу» рассказ под названием «Живое пламя». Однажды рассказчик, который кстати является одним из главных героев, поселился у добродушной женщины по имени Оля, или тетя Оля как ее многие называли. От нее квартирант узнал о погибшем в ВОВ сыне Алексее, который был пилотом и сгорел в самолете. Однажды тетя Оля попросила рассказчика помочь ей перекопать клумбу. Квартирант предложил посадить там маки, но женщина отказалась сказав что они быстро отцветают. Тогда рассказчик тайком высыпал семена в землю, которые у него были с собой. Вскоре взошли цветы и тете Оле они напомнили пламя, смотря на них женщина вспоминала своего погибшего сына Алексея. С тех пор она сажала только маки. Вторым главным гером можно выделить тетю Олю, а ее сын уже второстепенный персонаж. Главная мысль в том, что не стоит забывать о ВОВ, надо всегда помнить о тех людях, кто погиб во благо того чтобы у нас был мир.
В рассказе Носова «Живое пламя» речь идет об алых маках, которые главная героиня повествования сначала не желала высаживать на клумбе. Тетя Оля считала эти цветы не очень подходящими, поскольку они быстро отцветали, поэтому высаживала красивые садовые цветы.
Через год рассказчик навестил тетю Олю и ему в глаза бросилась клумба, горевшая множеством факелов-маков. Теперь женщина высаживала только эти цветы, и клумба постоянно горела, поскольку одни цветы заменялись другими.
Главная мысль рассказа заключается в том, что человеческая жизнь так же быстротечна, как и жизнь маков, поэтому она должна быть ради людей. Мы должны успеть совершить добрые поступки и полезные дела, а за это нас будут помнить люди.
Главные герои рассказа Носова «Живое пламя»:
Главная мысль рассказа Носова «Живое пламя»:
Не смотря на то, что люди могут прожить недолгую жизнь, они оставляют за собой значимый след. И их благородные и смелые поступки достойны внимания. В рассказе символом недолгой и героической жизни стали маки, которые красиво и ярко цветут, но быстро отцветают. Они напомнили Ольге Петровне ее сына, который погиб на войне.
Главные герои, которые присутствуют в рассказе «Живое пламя»:
2 Хозяйка Ольга Петровна или тётя Оля, как называет её ласково автор. Она любила выращивать цветы. Красные маки ей напомнили её героически погибшего сына.
Главные герои рассказа «Живое пламя» Носова:
Основная мысль рассказа: Жить надо для людей, приносить пользу, сгорать без остатка, служить своему отечеству.
В рассказе Евгения Носова «Живое пламя» всего два действующих лица, они же являются и главными героями этого произведения.
Рассказчик, как я поняла, по роду занятий писатель, квартирует у тети Оли.
Ольга Петровна ( тетя Оля ) хозяйка дома, которая однажды просит своего квартиранта помочь ей в саду сделать клумбу, а то засиделся он за столом.
Тетя Оля не любит маки: ярко загораются, да только за два дня отцветают, остается один засохший стебель торчать.
Писатель маки любит и потихонечку их сеет на клумбе. Когда в следующий раз он появляется у Ольги Петровны, она показывает ему маки с бутонами в середине клумбы. Вскоре маки распускаются:
Они пламенели два дня, а потом осыпались. Тетя Оля сказала:
Ольга Петровна имела ввиду своего сына Алексея, который погиб во время Великой отечественной войны, протаранив на своем небольшом самолете тяжелый немецкий бомбардировщик.
В произведении поднимается извечный вопрос: что лучше, сгореть быстро, но помочь другим, или тлеть медленно, жить долго только для себя.
Думаю что к этому рассказу вполне подходят слова Николая Островского из его произведения «Как закалялась сталь»
Этот рассказ о смысле жизни, скоротечной по своей сути, но предполагавшей что человек за отведенный ему жизненный период сумеет совершить то самое главное, для чего он и предназначен.
Сюжет рассказа повествует о том, как рассказчик снял комнату в доме у женщины, у которой сын погиб во время войны. Весной, при засевании клумбы рассказчик, украдкой, наперекор хозяйки, посадил красные маки.
Хозяйка не садила маки на клумбе, считая, что эти растения не годятся –
Но она изменила свое мнение об маках
И стала всю клумбу засевать именно маками, вспоминая и о той полной жизни, которую прожил её погибший сын.
В этом рассказе главными персонажами конечно же являются:
И конечно яркая, полная, н скоротечная жизнь, олицетворением которой являются цветущие маки.
Смысл этого рассказа заключается именно в словах тети Оли о короткой и полной жизни этих цветов. Именно так нужно нам жить, чтобы не было мучительно горько…
Рассказ Носова «Живое пламя» не имеет много героев, главными героями рассказа являются всего два человека.
Главная мысль заключается в том, что важно каким именно ты являешься человеком. Хороший человек за короткую жизнь может сделать то, чего не осилит за длинную жизнь человек, который живёт бесцельно для себя. Автор сравнивает маки с сыном Ольги Петровны, который является героем, его жизнь короткая, но яркая, он герой. Вот и маки, хоть растут не долго, но способны подарить миру всю свою красоту без остатка.
В рассказе Носова «Приключения Толи Клюквина» описываются похождения мальчика Толи, который испугался кошки, которая перешла ему дорогу. Толя Клюквин является главным героем повествования, а в этот день он должен был идти в гости к приятелю Огонькову Славе, но кошка спутала его планы.
Мальчик вернулся и не застал Славу дома, зато мы знакомимся с его мамой, которая является героиней рассказа. Мама Славы сказала Толе, что сын ушел к Жене Зайцеву, но с этим персонажем нам встретиться не пришлось.
Толя решает тоже заглянуть к Жене, но целая вереница событий не позволила ему это сделать. Мальчик сваливается с велосипеда и попадает в мусорный бак, затем играет в мяч и разбивает стекло, а после этого старушка Дарья Семеновна тащит его в домоуправление. Группа детей и Дарья Семеновна тоже герои повествования, а кроме того, мы встречаемся с медсестрой и врачом, которые занимаются мальчиком в больнице.
Сумбурный день завершается тем, что Толю сбивает машина и он оказывается в больнице. Затем его провожает домой мама Славы, которая и поясняет суеверному мальчику, что неприятностей можно было избежать, если бы Толя не обращал внимание на кошку.
В рассказе Евгения Носова «Живое пламя» читатель знакомится с писателем, от лица которого ведется повествование. Он помогает хозяйке Ольге Петровне, у которой живет, сделать клумбу и предлагает посадить маки. Но тетя Оля против, считает маки бесполезными, отцветают за два дня, один стебель остается.
Писатель потихоньку сеет маки. Через какое-то время он приезжает, а маки в центре клумбы вот-вот расцветут. А на следующий день на клумбе полыхает пламя:
Из этого яркого описания автора, понятно, откуда такое название у рассказа.
Но пламенеющие маки для Ольги Петровны не просто цветы. Они напомнили ей о сыне Алексее, героически погибшем во время Великой отечественной войны. Алексей спикировал на своем небольшом самолете на тяжелый вражеский бомбардировщик.
Писатель переезжает, но не забывает навещать тетю Олю. Они пьют чай, а рядом
Автор произведения этими словами говорит о том, что пока мы помним о подвигах героев, отдавших жизнь за наше мирное будущее, эти люди живы.
Анализ рассказа Е. И. Носова “Живое пламя”
1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова “Живое пламя” относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объема, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.
2) Тематика и проблематика рассказа. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя “Живое пламя” повествуется о слишком быстром цветении маков и
А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли”. Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тети Оли с судьбой собственного сына Алексея, который “погиб, спикировав на своем крошечном “ястребке” на спину тяжелого фашистского бомбардировщика”. В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка.
В названии заключен основной смысл рассказа Е. И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
– Как вы поняли смысл названия рассказа Е. И. Носова “Живое пламя”? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)
4) Художественные особенности рассказа.
– На что были похожи распустившиеся маки? (“на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени”)
– Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: “полупрозрачные алые лепестки”, “вспыхивали трепетно-ярким огнем”, “наливались густым багрянцем”, “слепили своей озорной, обжигающей яркостью” и др.)
Related posts:
Урок литературы в 7 классе. Анализ рассказа Евгения Носова Живое пламя с применением технологии критического мышления: чтение с остановками
Книга заставляет по-новому посмотреть на всё, даже на свою жизнь. Может быть, и у нас, как у героини, есть что-то, что мы считаем «лишним», такое живое и яркое, нарушающее наш уклад. И вот когда оно входит в жизнь, немотря на наше мнение, мы вдруг понимаем, что это и есть самое главное.
Это сразу наталкивает на мысль в поэтах и художниках, путешественниках… Часто они проживают очень яркую и короткую жизнь. Но за неё они успевают столько создать! Каждый, наверное, задаёт себе вопрос: лучше «прожигать» жизнь или жить долго и скучно? Рисковать или жить тихо-незаметно?
Думаю, тут нужен средний вариант. Специально рисковать не нужно, но и бояться всего, не проявлять себя, тоже плохо. Наверное, у героини сын не сомневался – идти ли ему защищать Родину. Или можно было отказаться? Поработать даже в тылу… Если у него не были таких сомнений, то у матери могло быть. На то она и мама! Тем более, что она осталась совсем одна – без поддержки.
Ещё мысль возникает о любви, например. Часто, я слышал, у людей всё хорошо, но тут наваливается любовь. И всё не так уже важно. Люди могут всё бросить… И ещё мысль о детях. Та же ситуация. Люди живут, всё дома на местах, график соблюдается… И тут рождается ребенок, который требует заботы. Ради него многие отказываются от карьеры, от всего. И ещё ребенок подросший ни во что не ставит наши правила, порядок. Он всё нарушает и разрушает. Но всё это дети, любовь, смелость создаёт самое главное – жизнь настоящую. Яркую. Нельзя отсидеться, прикрыться «приличными» цветами, чувствами… Думаю, что оно того стоит!
Сочинение отзыв по рассказу Живое пламя
Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну. Он всем сердцем и душей почувствовал тяжесть военный лет, ужасные события, которые унесли миллионы жизней в то время. Для автора тема войны очень близка, так как он прожил ее. Поэтому большинство его произведений посвящённые именно военной тематике.
«Живое пламя» — это произведение, в котором мы познаем природу. Здесь автор рассказывает и описывает, как быстро распускаются маки и как молниеносно они отцветают. В произведение появляется герой, это тетя Оля, которая с нежностью и заботой смотрит на эти прекрасные цветы. Ей очень жаль эти растения, потому что их никто не ценит, а ведь они так прекрасны. Не зря спустя столько лет маки считаются символом Победы над фашизмом.
Почему же автор дал такое название этому произведению как «Живое пламя»? А все потому что, глядя на маковое поле, можно и вправду подумать, что это пламя. Особенно красиво, когда легкий ветерок покачивает цветки мака. В тот момент действительно кажется пламя живым и наполненным энергии. Автор обращает внимание очень важный момент в рассказе.
Когда он описывал данный цветок, автор не пожалел слов и эпитетов. Он использовал множество словосочетаний и различный художественный приемов, что бы донести читателю всю ту красоту, которую он смог лично наблюдать.
Так же героиня рассказа тетя Оля сравнивает жизнь мака с жизнью своего единственного сына Алексея. Парень был очень юн, но был вынужден идти и защищать свою Родину. К большому сожалению, парень разбился, его самолет подстрелили фашисты. Самолет падал как последний лист мака на землю. Героиня сравнивает своего сына с этим цветком.
Другие сочинения: ← По книге Красное вино победы↑ НосовАнализ рассказа Носова Кукла →
Смысл рассказа Носова «Живое пламя»
(1 вариант)
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей двадцатого века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь этих цветов.
Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через
название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа.
Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться – сразу опалят»), емкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы
и прочая цветочная аристократия»). Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли».
Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тети Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика».
В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
Таким образом, в названии заключен основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина.
(2 вариант)
Рядом с домиком тети Оли клумба. Много здесь цветов: «маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили», «желто-фиолетовых анютиных глазок», «много и других знакомых и незнакомых цветов». А посередине клумбы герой-рассказчик без разрешения хозяйки посеял маки. Не хотела тетя Оля их сеять: «овощ», «на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «цветом он всего два дня бывает», «пыхнул и сразу сгорел», потом «торчит эта самая колотушка и только вид портит». Автор напомнил хозяйке старинную песню: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. // А щеки горят, будто маков цвет». Не зря в старину песню сложили, есть что-то завораживающее в этом «маковом цвете». Чтобы не обижать постояльца, три цветка тетя Оля все-таки оставила. Маки дали бутоны и расцвели: «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!». Действительно, всего два дня «буйно пламенели маки», только без них «на пышной клумбе… стало пусто».
– Вот и все, – сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
– Да, сгорел… – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…
Оказывается, сын тети Оли погиб на фронте, спикировав на крошечном самолете на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…
Тетя Оля изменила свое мнение о маках, и теперь на клумбе «полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем.
Урок словесности по рассказу Е. Носова «Живое пламя»
Урок словесности по рассказу Е. Носова «Живое пламя»
Тема: «Такая короткая, долгая жизнь…»
Цели: знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста; показать многоцветность языка и лиризм мироощущений автора.
Дать знания о том, что Е. Носов продолжает и развивает традиции И. Тургенева, И. Бунина и других русских классиков.
Ход урока.
I. Рассказ учащегося о писателе.
II. Анализ рассказа «Живое пламя»:
— От чьего лица ведется повествование?
— Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?
(Повествование с элементами описания и рассуждения.)
— О чем рассказ? Как можно определить его тему?
(Отражение в образе цветения мака короткой, но яркой жизни человека.)
— Как развивается тема в структуре рассказа? На какие части в соответствии с развитием темы можно разделить текст?
(Тема развивается на основе простого сюжета. В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части
1.Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.
2. От слов «Неожиданно я уехал…» до реплики «А маки твои поднялись» — развитие действия.
3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация.
4. Маки погасли – спад действия.
5. «Я теперь живу в другом конце города…» — развязка.
— Какую роль играют эти части в композиции повествования?
(Повествование развертывается в поступательной временной последовательности: посадили цветы, повествователь уезжает; возвратившись, видит, как маки набрали бутоны; затем они распустились, «два дня пламенели, потом осыпались.»
В последнем абзаце временной план обобщается и приближается к времени повествования – «теперь».)
— В чем особенности отражения событий рассказа во времени?
(В четкой временной последовательности есть два фрагмента, когда повествователь углубляется в план давно прошедшего времени:
2ч. – разговор с хозяйкой о ее сыне;
4ч. – рассказ о судьбе сына тети Оли.
Так в тексте создается необходимая временная перспектива.)
— В каком времени дан образ сына тети Оли?
(В композиции он отнесен к давно прошедшему (военному) времени; в том времени, о котором ведется повествование, он соотносится с цветущими маками.)
— Почему образ маков является в рассказе ключевым?
(Он проходит через все повествование, актуализируется в описании и приобретает в художественно-образном строе рассказа особый смысл, который отражается в названии.)
— Как развивается этот образ в каждой из частей рассказа?
Во 2 части упоминание о маках появляется в самом конце. Но вся эта часть пронизана ощущением жизни: это передается и описанием приятной прохлады в домике тети Оли «после жаркой, утомительной дороги», и через образ разросшегося под окном жасминового куста, и через воспоминания хозяйки о сыне Алексее, который «любил квас» и жил в комнате, где сейчас висит его портрет, и в словах Ольги Петровны, обращенных к герою-повествователю: «Живи на здоровье».
Завершающий эту часть образ маков воплощает в себе жизненную энергию: «а маки твои поднялись, уже бутоны выбросили». В ситуации диалога эта фраза хозяйки, кроме того, непосредственно следует за упоминанием о сыне Алексее. Таким образом, маки выступают звеном в единой смысловой цепи: «сын Алексей» — «комната была его» — «располагайся, живи на здоровье» — «маки твои поднялись».)
— Какова микротема 3 части?
— Красота цветущей клумбы.
— Какими средствами представляет повествователь цветущую клумбу и как акцентирует при этом образ маков?
(Описание строится на сопоставлении цветения всей клумбы и маков в центре ее. Сопоставление основано на том, что пестрое великолепие клумбы описывается подробно, живописно, перечисляются разные цветы и передается их особый характер – за счет цветовых определений и образных характеристик…Описание достаточно динамично за счет глаголов: расстилался, опоясывала, пестрели, раскачивались. Маки сразу выделяются положением в центре и над остальными цветами.)
— Как показаны маки на фоне окружающего многоцветья?
(Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона».)
— Цветение маков – это кульминация рассказа. Какие образы выступают доминантой описания?
(Образы, связанные с семантикой огня. Соотношение маков с огнем задается уподоблением: «Издали маки походили на зажженные факелы». В состав этого уподобления входит метафора, которая придает образу олицетворенный характер и актуализирует семантику жизни: «…с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени».
Получить полный текст
Метафорически представлено цветение маков как горение, причем особая живость, динамизм образа создается за счет соотношения с ветром, солнцем. Очень важны здесь эпитеты со значением различных оттенков красного цвета: алый, трепетно-яркий, густой багрянец.
Образ огня лежит в основе завершающей абзац метафоры: «стоит прикоснуться – сразу опалят!»
Интенсивность жизни-горения, которую являет цветение маков, и впечатление повествователя подчеркивается в тексте восклицательным знаком, динамичностью самой конструкции, эмоционально-смысловым тире.)
— Как завершается описание маков в этой части?
(Метафорой: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью». Прямое соотношение с окружающими цветами завершает это кульминационное представление ключевого образа: «И рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». Оценка пестрого окружения маков меняется на ироническую.
Метафорический характер образа огненных, горящих маков проявляется и в начале следующей части: «Два дня буйно пламенели маки» (значение интенсивности выражено и глаголом пламенели
, и эпитетом
буйно).
Прекращение цветения представлено контрастно как развитие той же метафоры: «…вдруг осыпались и погасли». Мгновенность, внезапность подчеркивается наречиями
вдруг, сразу:
«И сразу на пышной клумбе без них стало пусто».)
— Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?
— Какова микротема этой части?
(Соотношение жизни маков и человека. Метафора сгорел
при этом развивает значение «отцвел» по отношению к цветку и «интенсивно, ярко прожил жизнь» по отношению к человеку. В рассуждении тети Оли о маках говорится как о живом существе: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита», — и прямо сопоставляется этот образ с жизнью человека: «И у людей так бывает…»)
Слово учителя:
— Представление короткой, но яркой жизни в образе маков не просто наглядно, выразительно передает такую жизнь. Оно формирует в рассказе мотив памяти
Образ огня как проявления жизни и жизни как огня фокусируется в итоговой метафоре «живой огонь». Здесь представление негасимого огня через сменяющие друг друга маки («чтобы не дать погаснуть живому огню») создает еще образ вечного огня – символ благодарной памяти и самой жизни – в преемственности, в вечном воплощении.
— Каков смысл названия рассказа?
(Оно содержит в себе весь объем художественно-образного смысла, созданного в тексте: это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь,- и сущность самой жизни, с ее силой, энергией и вечным возрождением, вечной устремленностью к солнцу в непрерывном движении.)
III Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: «Каким вы себе представляете Алексея? »
Анализ рассказа“ ЖИВОЕ ПЛАМЯ ”: Композиция рассказа
Когда мы читаем «Белый пожар», нас охватывает грустное настроение, хотя трудно сразу понять, почему это происходит — ведь перед нами мастерски нарисованная картина морского берега, на который набегают волны. Однако уже последняя строка первой строфы («В напряженье предсмертном домчалась ко мне») навевает печаль, задает тон всему стихотворению. Именно эта строка открывает философскую тему быстротечности жизни и неизбежности смерти.
Волны прибоя автор сравнивает с бегом «загнанных лошадей». Сначала одна волна, а за нею другие,
…как белые кони, Разметав свои гривы, несутся, бегут, Замирают от ужаса дикой погони, И себя торопливостью жадною жгут.
В сознании лирического героя, стоящего «на прибрежье, в пожаре прибоя», совмещаются картины бешеной лошадиной скачки и плавного набегания волн на песок. Возникает контраст между реальным тихим морским пейзажем (и речи не идет о том, что море неспокойно) и тем, как воспринимает его лирический герой. Стоя в одиночестве на берегу, он в неспешном прибое почему-то видит «дикую» погоню. Красавцы-кони взлетают птицей на берег и там, став на миг еще прекрасней, рассыпаются в брызгах:
Опрокинулись, вспыхнули вправо и влево, — И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,
На песке умирают в дрожании гнева Языки обессиленных белых огней.
Удивительно, но у Бальмонта волны сравниваются также и с белым пожаром. Это тем более необычно, что автор отождествляет противоположные стихии — огонь и воду. Волны дрожат, словно свеча на ветру, вспыхивают как пламя и жадно «жгут» себя, а их гребни — «языки обессиленных белых огней».
Используя многозначный символ, Бальмонт соединяет созерцание лирическим героем картины природы и его раздумья об устройстве жизни, в которой, по его мысли, все стремится к смерти, «замирая от ужаса дикой погони», и сгорая.
Грустным мыслям способствует и слышимый в стихотворении шум воды, моря. Поэт достигает это посредством использования звукоряда с-ш: «проблистав», «распаленный, «блеснувши», «обессиленный». Тихий шум прибоя настраивает на философский лад, заставляет задуматься о вечном, о смысле жизни. В то же время повторение звука «ж» («в напряженье», «в пожаре», «от ужаса», «жадною» ассоциируется с огнем, а порой, быть может, и с шипением воды, попадающей на раскаленную поверхность. С помощью такой своеобразной мелодии автор опять-таки соединяет образы-символы воды и огня.
Считается, что символисты непонятны. И все же это не вполне так. Константин Бальмонт предупреждал, что любое явление можно довести до абсурда и что не нужно «судить о символизме по бездарностям». «Если мы будем брать истинные таланты, мы увидим, что символизм — могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок и звуков и нередко угадывающая их с неотразимой убедительностью», — утверждал поэт, и эти слова можно с полным правом отнести к нему самому и его творчеству.
Да, в стихотворениях Константина Бальмонта практически не звучали гражданственные темы. Он был погружен в мир звуков и чувств, в мир философских раздумий о смысле жизни. Однако Бальмонт был и остается в русской лирике одним из самых музыкальных поэтов, умеющих также создавать и яркие зрительные образы. Для искусства XX века вообще характерна синкретичность, то есть соединение поэзии, музыки, живописи. Мы видим удачный пример такого слияния в стихотворениях Бальмонта.