в чем смысл рассказа чехова палата номер 6
Анализ «Палата номер 6» Чехов
Всего получено оценок: 149.
Всего получено оценок: 149.
Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.
Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.
Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
История создания
Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.
Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».
Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.
В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.
Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.
Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.
Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.
Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.
Композиция
Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Палаты номер 6».
«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объёмом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.
Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.
Почему с точки зрения Чехова рагин оказался в палате. «Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…» (Палата №6 А.П. Чехова)
Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла свое отражение и с реалиями России времен правления Александра III.
Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.
Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и ее обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Громов и рагин сравнение таблица. Спор громова и рагина
История создания
Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жесткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.
Большое влияние на Антона Павловича оказала и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».
Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.
Посмотрите, что еще у нас есть:
«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объемом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.
Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.
Сочинения«Сашка» анализ произведения Кондратьева – проблематика, жанр, история создания, тема рассказа
Сочинения«Война и мир» анализ романа Толстого – история создания, жанр, смысл названия, проблематика произведения
В своем произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.
Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоем кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.
Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчемной.
Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.
Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.
Тематика произведения
Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:
Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.
Композиция
Проводя в повести «Палата номер 6» анализ произведения, необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:
Проблематика повести
В повести автор рассматривает множество различных проблем. Он говорит о невежестве, жестокости и безразличии человека к окружающему миру. В произведении врачи наплевательски относятся к больным, судьи к подсудимым и пр. Даже Михаилу Аверьяновичу нет дела до товарища Андрея.
Писатель раскрывает зло человеческого равнодушия — это главная проблема книги. Злоба правит везде и в итоге убивает главного персонажа. Никто не пришел к нему на помощь, ведь за всю жизнь мужчина сам никому не помог, выстраивая теорию оправданий.
Социальная проблема также имеется в повести. Читателям демонстрируется флигель лечебницы, в котором постоянно не хватает лекарственных препаратов. Кроме того, само здание требует срочного ремонта — все это результат халатности местных чиновников. У пациентов нет выбора, поэтому они вынуждены обращаться к безразличным медикам.
Философские темы самоопределения и сути человеческой жизни часто поднимаются в спорах Андрея и Ивана. Один утверждает, что люди должны равнодушно относиться ко всему, что происходит вокруг, якобы в этом и состоит истинная гармония.
Второй считает, что человек создан для свободы и радости, его назначение заключается в саморазвитии. Кто из героев прав, может решить только читатель.
17-18 главы. Новый больной
Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова продолжается тем, что к Рагину приходит Никита, приносит ему больничный халат и указывает на его кровать. Андрей Ефимыч садится и начинает убеждать себя в том, что это место не отличается от комнат Беловой. Просыпается Громов и злорадно комментирует положение бывшего доктора.
Отчаяние овладевает Рагиным. Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова описывает, как Андрей Ефимыч признается Громову, что окончательно пал духом. Теперь он понял правоту сумасшедшего – философствовать за решеткой не так прекрасно, как на воле. Рагин решает выйти из палаты и начинает стучать в дверь. Но появляется Никита и сильно избивает бывшего доктора. Лежа на своей кровати, герой осознает, что все пациенты палаты № 6 терпели подобное многие годы, а он не хотел даже замечать этого.
10-11 главы. Философские беседы
С этих пор влечет Рагина палата № 6. Чехов находит для своего главного героя достойного собеседника – им оказывается Громов. Доктор часто ходит к умалишенному. Они ведут долгие и оживленные беседы и с увлечением спорят. Рагин получает от этих встреч огромное удовольствие.
О посещении Рагиным палаты № 6 узнает Хоботов. Он подслушивает философскую беседу начальника с сумасшедшим. Никита пребывает в том же недоумении, что и молодой врач. Тогда на следующий день Хоботов приводит Сергея Сергеевича. Слушая разговоры Рагина, они приходят к выводу, что доктор сошел с ума.
Действующие лица
В повести Антона Павловича «Палата номер 6» было несколько главных героев. Краткая характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:
Повесть Чехова «Палата № 6» затрагивает ряд важных проблем в обществе. Автор повествует о жизни душевнобольных и здоровых героев в психиатрической больнице, поднимает вопросы насилия над людской волей и угнетения разума человека.
Это произведение наглядно демонстрирует пороки общества, которые актуальны по сей день.
15-16 главы. Жизнь на пенсии
Рагин нанял комнаты в небольшом домишке, принадлежащем мещанке Беловой. Здесь он много читал. Иногда ходил в больницу, но оттуда его выгоняли. Пенсии бывшему главврачу не назначили. Изредка к нему приходили Хоботов и Михаил Аверьяныч. Рагин все больше предавался философским размышлениям.
История о мыслящих людях и недалеких обывателях – вот что лежит в основе произведения «Палата № 6». Чехов (краткое содержание это подтверждает) избирает героя-философа и помещает его в уездный город, населенный мещанами, озабоченными только низменными проблемами.
Так, когда к Рагину пришли Хоботов и Михаил Аверьяныч, болтающие о всяких глупостях, бывший доктор, уставший от их разговоров, началах кричать на них и в конце концов выгнал. Однако на утро Рагин, промучившись всю ночь, отправился извиняться перед почтмейстером.
А затем бывший доктор оказывается в палате № 6.
Проблематика повести А.П.Чехова «Палата №6»
Повесть А.П.Чехова «Палата №6» затрагивает острые общественные и философские проблемы. В этом произведении автор пытается решить вопрос о насилии над человеческой личностью, праве и бесправии, смирении и борьбе за справедливость.
Мысль о насилии все больше овладевает сознанием впечатлительного героя. А жизнь на каждом шагу дает ему новую пищу для худших опасений. Он видит вооруженных конвойных, которые ведут закованных в цепи арестантов. Перед Громовым постоянно мелькают полицейские надзиратели, исправники, городовые. При этом герой трагически чувствует полную беззащитность: «А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна, и ничего в ней нет мудреного».
В больнице работает скромный доктор Рагин. Когда он прибыл в город осмотреть больницу, то сразу понял, что это «учреждение высшей степени безнравственное и вредное для здоровья жителей». По его мнению, «самое лучшее, что можно было сделать это – выпустить больных на волю, а больницу закрыть». Это были здравые мысли, но вслед за ними возникли другие, которые позволили молодому врачу оставить в больнице все, как было. Коллеги помогли Рагину увидеть в этом решении «истинную мудрость».
У доктора своя жизненная философия. Он считает, что все в мире – «суета сует». Он привык лишь созерцать. Если нет условий для положительных изменений, то незачем и бороться. Рагин утверждает, что на этом свете все незначительно и неинтересно, «кроме высших духовных проявлений человеческого ума». Жизнь – это досадная ловушка. Но это общее несчастье объединяет людей. Они чувствуют себя лучше, когда «сходятся вместе и проводят время в обмене гордых, свободных идей. В этом смысле ум есть наслаждение незаменимое».
Каждый день Рагин выписывает много газет, журналов. Он словно закрывается ими от реальной жизни. Философия Рагина заключена в смирении и терпении. Андрей Ефимович понимает, что жизнь неизбежно состоит из потерь, страданий, несправедливости, приводит человека к смерти. Какой смысл тогда с этим бороться? Философия Рагина подчинена главной задаче – оправдать, обосновать его жизненную ничтожную практику. Рисуя образ Рагина, А.П.Чехов думал не столько о тех философах, на имена которых ссылается Рагин, о другом вопросе. Если вдуматься в позицию этого героя, то можно прийти к выводу, что она порождена атмосферой насилия и деспотизма в обществе.
Один из исследователей творчества Чехова высказал интересную мысль. Для того чтобы на самом деле презирать страдания, ничему не удивляться, быть всем довольным (как утверждает о себе Рагин), надо довести себя до животного состояния. В таком состоянии находился один из самых мрачных обитателей палаты – заплывший жиром мужик.
Жизнь сталкивает доктора Рагина и пациента Громова. Происходит конфликт их жизненных позиций. Громов не любит высокопарных слов. Он защищает естественные человеческие порывы. Когда человеку плохо, он кричит, протестует, реагирует. Человеку не все равно, что происходит с ним. Рано или поздно любому терпению приходит конец. Никакая философия не может остановить естественные чувства, желания. Учения, проповедующие равнодушие к богатству, удобствам жизни, страданиям и смерти, непонятны «для громадного большинства, так как это большинство никогда не знало ни богатства, ни удобств жизни. А презирать страдания значило бы для него презирать самую жизнь».
Философия доктора Рагина для Громова – это философия «российского лежебока»: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».
Эти слова Громова заставили Рагина о многом задуматься. Его философия оказалась не жизнеспособна. После увольнения со службы Рагин отправился в путешествие вместе с развязным Михаилом Аверьянычем. Во время поездки доктор очень быстро стал утрачивать философский взгляд на мир. Его коллеге, хитрому Хоботову, удается упрятать Рагина в палату №6. А сам он занял место Андрея Ефимыча.
Только тогда Рагин почувствовал всю губительность своей философии. Никита жестко ударил своего бывшего начальника. Рагин закричал, стиснул подушку и впервые осознал, что такую же невыносимую боль должны были испытывать изо дня в день эти люди: «Как могло случиться, что в продолжение больше, чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого?». Так сама жизнь разрушает все философские иллюзии доктора, совершает трагическое возмездие.
Авторские симпатии принадлежат больному Громову за его ненависть к пассивности и насилию. Чехов подчеркивает его отзывчивость, порядочность, нравственную чистоту. В искренних словах Громова автору «слышится что-то чрезвычайно хорошее». Вся его несчастная судьба, облик внушали повествователю «хорошее, теплое, грустное чувство».
Название повести символично. Палата №6 – это образ патологии общества, его реальное, неприглядное лицо. Это мрак, на который закрывают глаза одни и в котором беспомощно страдают другие. Думаю, Чехов хотел подчеркнуть, что серьезные общественные проблемы касаются каждого человека. Если их не решать, не бороться с ними, то никто из нас не может ручаться за то, что рано или поздно ему не грозит попасть в палату №6.
Краткое содержание рассказа «Палата №6» А. П. Чехова
История создания
Во времена царствования Александра III в стране наблюдалось жесткое подавление индивидуального мнения интеллигенции. В 1890 г. Антон Николаевич совершил поездку на о. Сахалин, куда ссылали неугодных правительству граждан России. Жизнь каторжан до глубины души тронула писателя, что послужило поводом к написанию целого цикла повестей, который называется «Остров Сахалин» и критикует государственную политику.
Одним из ярких произведений этого цикла стала повесть «Палата № 6». Поскольку по основной профессии Чехов был врачом, он и выбрал место действия психиатрическую лечебницу, символизирующую болезнь общества и безысходность находящихся в нем мыслящих людей.
Впервые повесть была напечатана в журнале «Русская мысль» в 1892 г., редактором которой в то время был Виктор Александрович Гольцев. Именно он опубликовал произведение с минимальными цензурными поправками со стороны государственных критиков.
Действующие лица
Автор «Палаты номер 6» представляет читателю на рецензию не слишком много действующих лиц. Главными участниками событий, описанных в повести, являются:
Все герои имеют свои характерные особенности и смотрят на мир через призму собственного мнения.
Краткий пересказ
Автор повествует о повседневной жизни небольшого больничного флигеля, в котором расположена палата № 6, где обитают пациенты с серьезными психическими расстройствами. Главный герой, коим является врач Андрей Ефимович Рагин, недоволен бардаком, царящим в медицинском учреждении, наплевательским отношением к больным и тем, что персонал грешит стяжательством. Будучи человеком слабохарактерным и лишенным воли, он закрывает на это глаза и смиряется с тотальной несправедливостью.
Однажды он посещает палату № 6. Между врачом и неординарным пациентом Громовым завязывается увлекательная беседа. Острота ума и трезвость мыслей больного настолько поражают Андрея Ефимовича, что он начинает регулярно наведывать интересного собеседника, поскольку других людей, способных размышлять о высоком, в его окружении нет.
Вскоре по больнице начинают ползти слухи о якобы невменяемом состоянии главного врача, который слишком много времени проводит с Громовым. Об этом докладывают молодому доктору Хоботову, явно претендующему на место Рагина и завидующему его положению. Через некоторое время Андрея Ефимовича вынуждают сложить свои полномочия, а еще немногим позже признают опасным для окружающих и упекают на больничную койку палаты № 6, после чего он скоропостижно умирает во многом по вине бывших подчиненных.
Проводя анализ «Палаты № 6» Чехова, следует отметить, что композиции произведения присуще традиционное построение. В ней присутствуют все основные элементы:
Краткое содержание
В мрачном здании больницы, похожем на тюремное помещение, грязно и тоскливо. Шестая палата клиники предназначена для содержания пациентов с психическими расстройствами. Автор знакомит читателя со всеми персонажами, обитающими в этом помещении. Особенно подробно он останавливается на Громове, который очень эмоционален и обладает собственным мнением, нехарактерным для сумасшедшего.
После описания места действия повести и краткой характеристики сумасшедших, Чехов раскрывает перед нами образ главного действующего лица — доктора Рагина. По приезде в больницу по назначению земской управы врач сталкивается с запущенностью и безразличием властей к проблемам пациентов. Он отлично понимает всю сложность положения, но в силу своего характера не пытается что-то изменить.
Вначале своей трудовой деятельности он усердно работает, внимательно относится к больным, морально поддерживает их. Но со временем рутина поглощает Рагина и он окунается в безразличие (даже не каждый день посещает больницу). Основным времяпровождением вне лечебного учреждения он выбирает чтение. Книги настолько захватывают его сознание, что он тратит более половины своего жалованья на их приобретение.
Иногда к Рагину по вечерам заходит почтмейстер Михаил Аверьянович. Это крайне ограниченный в знаниях человек. Они подолгу беседуют на обыденные темы и выпивают.
Так происходит каждый день. Все скучно, однообразно и до смерти надоело.
Но однажды в серый осенний день у Рагина состоялся диалог с пациентом шестой палаты Громовым. Увлекшись беседой, они не заметили как перешли на обсуждение острых общественных проблем. С этого вечера посещения доктором Рагиным психиатрического отделения стали продолжительными и регулярными. Доктор призывает не обращать внимания на моральные и физические страдания, а Громов пропагандирует борьбу за свои интересы.
Эту взаимную заинтересованность между главврачом и умалишенным не мог не заметить молодой специалист Хоботов. С начала работы в больнице он мечтал сместить Рагина и занять должность заведующего. Нужен был только повод. И вот об этих встречах становится известно городскому начальству, которое ставит под сомнение его психологическое здоровье.
Узнав о неприятностях Рагина, почтмейстер предлагает врачу срочно покинуть город. Отъезд ускоряет решение городской управы об освобождении Рагина от должности заведующего больницей. Рагин и почтмейстер отправляются в Москву, затем в Петербург и Варшаву. Во время поездки Михаил Аверьянович много пьет и играет в азартные игры. В итоге он занимает у Рагина большую сумму, чтобы рассчитаться с карточным долгом. С тем и возвращаются они домой.
А в городе доктора ожидают неприятности: отчуждение людей и финансовые затруднения. Не выдержав психологической нагрузки, Рагин в один из вечеров вспылил и прогнал из дома своих гостей: Хоботова и почтмейстера. Утром, остыв от вчерашней стычки, он решил пойти извиниться. Выслушав доктора, Михаил Аверьянович настоятельно советует ему обратиться за помощью в больницу.
На следующий день доктор Рагин умирает. На похоронах присутствуют лишь кухарка Дарьюшка и пьяница-почтмейстер.
Проблематика повести А.П.Чехова «Палата №6»
Проблематика повести
Анализ «Палаты № 6» Чехова позволяет понять смысл произведения, осознать, почему такой образованный человек, как доктор Рагин, оказался никому не нужным, раскрывает перед читателем суть проблем, существующих в обществе при правлении Александра III. Основными острыми вопросами в повести являются:
Несколько интересных сочинений
Отзывы читателей
С удовольствием прочла повесть «Палата № 6». Считаю, что Чехов — один из самых доступных пониманию подростков писатель, который открывает нам все подробности чудовищного положения интеллигенции в царское время.
Марина, 56 лет, г. Москва
Изучая биографию и творчество Чехова, наткнулся в Википедии на рассказ «Палата номер 6». Будучи подростком, читал его и даже писал в школе сочинение. Сейчас, в зрелом возрасте, решил перечитать. Совсем другие впечатления. Более глубоко и проникновенно прочувствовал проблемы общества.
Сергей, 32 года, г. Красноярск
Сюжет рассказа «Палата номер 6» Чехов
«Палата номер 6» Чехов краткое содержание произведения:
В старом, полуразрушенном флигеле, расположенном неподалеку от больницы, находится просторная комната с кроватями, привинченными к полу. Это – палата №6 – место, где содержат умалишенных.
Присматривает за сумасшедшими старый сторож Никита, в прошлом солдат. Он считает, что для поддержания порядка необходимо регулярно колотить своих подопечных.
«Всех их здесь пять человек», из которых только один пациент «благородного звания», все остальные – мещане. Каждый из них имеет свою трагедию жизни, приведшую в этот унылый флигель.
Отец Ивана Дмитриевича Громова, «человек солидный и зажиточный», по решению суда был отправлен в тюрьму, где скончался от тифа. Все его имущество было продано с молотка, и «Иван Дмитрич с матерью остались без всяких средств».
Чтобы как-то сводить концы с концами, Громов стал «давать грошовые уроки, заниматься перепиской и все-таки голодать», поскольку почти все деньги отдавал матери.
Однажды Иван Дмитриевич увидел, как по улице конвойные вели двух арестантов в кандалах. Эта встреча произвела на него «какое-то особенное, странное впечатление» – он уверил себя, что его точно так же могут заковать в кандалы и поместить в тюрьму.
Тревога Громова усиливалась с каждым днем, и в ожидании возможного ареста он перестал спать по ночам. Когда же к хозяйке, у которой Иван Дмитриевич снимал комнату, пришли печники переложить печь, он решил, что это полицейские отыскали его. В ужасе Громов выбежал на улицу, где его поймали и определили в палату №6.
Соседи Ивана Дмитриевича по палате – весьма разношерстная публика. Одним из них был «оплывший жиром» мужик, давно утративший «способность мыслить и чувствовать», другой – «высокий, худощавый мещанин с рыжими, блестящими усами и с заплаканными глазами», который практически не участвовал в разговорах.
Особый интерес представлял «жид Мойсейка, дурачок», который помешался двадцать лет назад после пожара в собственной шапочной мастерской. Он был единственным пациентом, кому разрешалось «выходить из флигеля и даже из больничного двора на улицу».
Пятым обитателем палаты №6 был мещанин, служивший когда-то на почте. У него постоянно было лукавое выражение лица, словно он имел «какую-то очень важную и приятную тайну».
Доктор Андрей Ефимович Рагин имел тяжелую, мужицкую наружность, которая только усугублялась его небрежным отношением к одежде. Когда он только приехал в город, ««богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии». Он попытался было улучшить положение дел в больнице, но из-за слабого характера ему это не удалось в полной мере.
Помощником Рагина был фельдшер Сергей Сергеевич. Будучи самонадеянным и не слишком умным человеком, он, все же выполнял всю грязную работу и считал «себя более сведущим, чем доктор».
Андрей Ефимович всегда с удовольствием принимал у себя почтмейстера Михаила Аверьяновича. Это был единственный человек в городе, общество которого не тяготило умного и начитанного доктора.
Два года назад «земство расщедрилось» и увеличило сумму на содержание больницы. Благодаря этому появилась возможность нанять еще одного врача. Им оказался молодой еще человек – Евгений Федорович Хоботов. Компетенция его была сомнительной, и при приеме больных он пользовался медицинским справочником. Хоботов завидовал Андрею Ефимовичу и мечтал занять его место.
Как-то раз Рагин заметил Моисейку, который босиком возвращался после сбора милостыни. Он попросил Никиту выдать несчастному сапоги. В этот момент Громов заметил доктора, и начал гневно обвинять его в том, что тот держит взаперти здоровых людей, в то время как «десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе».
Между Громовым и Рагиным завязалась горячая дискуссия, и доктор решил как-нибудь еще зайти побеседовать с занятным пациентом.
С тех пор Рагин стал регулярно наведываться в палату №6. В общении с Громовым он нашел ту духовную и интеллектуальную отдушину, в которой так долго нуждался. Их беседы на философские темы и увлеченные споры приносили доктору ни с чем не сравнимое удовольствие.
Вскоре в больнице узнали о частых посещениях Рагины палаты №6, однако никто из медперсонала не мог «понять, зачем он ходил туда, зачем просиживал там по целым часам, о чем разговаривал и почему не прописывал рецептов».
Однажды Хоботов и фельдшер, послушав философскую беседу Рагина с умалишенным, пришли к выводу, что их начальник также лишился рассудка.
После этого Андрей Ефимович начал замечать, что окружающие «вопросительно взглядывали на него и потом шептались». Однажды его пригласили к городскому голове, где в числе присутствующих были и другие доктора, в том числе и Хоботов. Рагин быстро смекнул, что это комиссия, собранная специально для подтверждения его вменяемости.
Между тем Михаил Аверьянович настоятельно просит Рагина отправиться с ним в небольшое путешествие, чтобы «отдохнуть и развлечься». Поначалу эта идея показалась Андрею Ефимовичу дикой, но, поразмыслив, он согласился. Перед отъездом Рагин подал в отставку, и после с чистой совестью отправился с почтмейстером в Москву.
Осмотрев все достопримечательности в Москве, приятели отправились в Петербург, а затем – в Варшаву. По возвращении домой Андрей Ефимович узнал, что его место занял Хоботов. Рагину пришлось искать новую квартиру, поскольку его жилище занял новый глава больницы.
Андрей Ефимович нанял новые комнаты, и все время проводил за чтением книг. Его жизнь текла однообразно и очень спокойно, что вполне устраивало доктора. Рагин дважды навещал Ивана Дмитриевича, но тот пребывал в раздраженном настроении и «просил оставить его в покое».
Доктора угнетала мысль, что за «его больше чем двадцатилетнюю службу ему не дали ни пенсии, ни единовременного пособия». Он уже многим задолжал и не представлял, как жить дальше. Изредка его навещали Хоботов и Михаил Аверьянович, но эти визиты утомляли и раздражали Рагина.
Однажды Иван Дмитриевич, не сумев сдержаться, накричал на Хоботова и Михаила Аверьяновича. На следующее утро он, терзаемый угрызениями совести, попросил прощения у почтмейстера, на что тот принялся уговаривать его заняться своим здоровьем и лечь в больницу.
Под предлогом участия в консилиуме Хоботову удалось заманить Рагина в больницу и оставить его в палате №6.
Когда по прошествии получаса Хоботов так и не вернулся, а Никита предложил надеть больничный халат, «Андрей Ефимыч все понял». Он безропотно прошел к своей кровати и принялся убеждать себя в том, что нет никакой разницы между палатой и комнатами, которые он снимал.
Когда же бывший доктор решил покинуть палату для умалишенных, Никита сильно избил его. Так Рагин понял, насколько тяжелой была жизнь пациентов, а он даже не пытался изменить ее к лучшему в свое время.
На следующий день Рагин «умер от апоплексического удара». На похоронах бывшего доктора присутствовали только его кухарка Дарьюшка и верный Михаил Аверьянович…
Заключение
Это интересно: Рассказ «Ионыч» Чехова повествует о жизни сельского врача, Дмитрия Ионыча Старцева, приехавшего в Дялиже для лечебной практики. Для быстрого ознакомления вы можете на нашем сайте прочитать краткое содержание «Ионыч» по главам. Рассказ входит в учебную программу по литературе и изучается в 10 классе. В городе С., которая находится в нескольких верстах от села, доктор знакомится с семьёй Туркиных, умных, образованных людей, и влюбляется в их дочь.