в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»

Автор: Guru · Опубликовано 03.08.2017 · Обновлено 24.02.2018

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

Основные проблемы

Главная мысль

Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

Источник

«Человек в футляре» Чехова: жизнь не прощает тех, кто прячется от нее

Антон Павлович Чехов – автор множества известных произведений, которые отличаются удивительной точностью сатирического описания человеческих пороков. Так, один из рассказов писателя «Человек в футляре», смысл которого показать ограниченность общества, в 1889 году был включен автором в сборник «Маленькая трилогия». Сейчас же по теме «Человек в футляре — смысл жизни» в школах пишут сочинения.

Человек в футляре: смысл и краткое содержание

Рассказ повествует о жизни учителя в местной гимназии — Беликова. Смысл названия рассказа «Человек в футляре» заключен в образе главного героя. Ведь он даже в солнечную теплую погоду носит галоши и пальто с высоко поднятым воротником. Они для него словно «футляр», этакий способ спрятаться от того, что происходит вокруг.

При этом герой имеет и внутренние барьеры. Он все время переживает, как бы чего не случилось. Этот страх у него настолько силен, что он заражает им окружающих. Беликов старается быть полноценным членом общества. Он регулярно совершает дружеские визиты к коллегам. Однако в гостях не разговаривает, а просто сидит, молчит.

Мрачную жизнь города, наполненную страхом и фразой «как бы чего не вышло», нарушают новые преподаватели: Михаил и Варенька. Они брат с сестрой. Варвара – жизнерадостная, позитивная, яркая, привлекательная дама. Она очаровала всех с первого взгляда.

Местные женщины сразу же задумали женить учителя греческого на ней. На многочисленных встречах, вечерах Беликова и Вареньку старались подтолкнуть друг к другу. Варвара же была и не против выйти замуж за учителя древнего языка. Он также испытывал к ней симпатию.

Но в один момент он увидел Варвару и брата катающимися на велосипеде. Это, по его мнению, совершенно неприемлемое поведение шокировало его до глубины души. Он попытался поговорить на эту тему с Михаилом. Однако суровый брат Варвары грубо прервал его и вытолкнул из квартиры. В результате этого события герой начал чахнуть. А после продолжительной болезни он скончался.

Интересно! Коллеги же, во время похоронной церемонии, отметили изменение выражения его лица. Оно словно стало счастливым, умиротворенным. В рассказе Чехова «Человек в футляре» смысл, в том, что и после смерти герой попал в тот же самый футляр.

Объяснение сюжета

В рассказе «Человек в футляре» смысл заключается в том, что столь ограниченные люди, тянут общество на дно. Они тормозят перемены к лучшему и не способны радоваться простым вещам. Ведь он был в ужасе даже от того факта, что Варвара ездит на велосипеде. Событие шокировало его до онемения от ужаса.

Несмотря на профессию, Беликов не жалует книги. Его интересуют только газеты. Тот факт, что он преподает фактически мертвый, греческий язык дополнительно акцентирует внимание на том, что он стоит на месте.

Беликов хотел бы ни с кем не общаться. Но он понимает, что человек должен иметь друзей. Потому он систематически навещает коллег. Ему кажется, что так он поддерживает дружеские отношения.

Важно! В рассказе «Человек в футляре» смысл в основном заключен в том, что главный герой живет, прячась от жизни. Его «футляр» призван защищать его, но именно он убивает его. Постоянное ощущение страха, повышенная тревожность преследует его постоянно.

В чем суть концовки

«Беликовщина» – проблема общества в целом. Чехов несколько утрированно изобразил патологическое влияние подобных людей на общество. Фразеологизм «Футлярщина» применяется для описания членов общества, которые ведут асоциальную жизнь, ограждая себя от всего нового и непривычного. При этом они «заражают» своим страхом всех вокруг.

Читатели, задумываясь, в чем смысл рассказа «Человек в футляре» Чехова, анализируют собственное окружение. Зачастую они находят таких людей около себя. «Беликовы» ведут никчемную жизнь, от них нет пользы, они не имеют никаких целей и желаний.

В рассказе «Человек в футляре» смысл выражения «как бы чего не вышло» выступает девизом главного героя. Такие люди как Беликов не просто избегают изменений в жизни, они не впускают в нее даже чувства. Ведь любовь может повлечь за собой перемены, а это страшно. Молодые люди должны осознавать бедность и бессмысленность такого существования. Важно искоренить «футлярщину», в противном случае она заразит всех и доведет до еще одного футляра. Деревянного.

Источник

«Человек в футляре» (А. Чехов)

Цитата: «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло».

История создания

Рассказ «Человек в футляре» открывает «Маленькую трилогию», в которую также вошли рассказы «Крыжовник» и «О любви». Образ Беликова — собирательный, конкретного прототипа у него нет.

Проблематика: страх перед подлинной жизнью.

Смысл названия: главный герой прочно сидит в «футляре» собственных предубеждений. И никто из нас не застрахован от опасности оказаться в «футляре» — пусть не в таком, а в каком-нибудь другом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: к особенностям данного рассказа можно отнести оригинальную композицию: это рассказ в рассказе. Историю о Беликове учитель Буркин рассказывает ветеринару Ивану Ивановичу Чимше-Гималайскому.

Время и место действия: поскольку это рассказ в рассказе, то имеет смысл говорить о времени и месте действия каждого рассказа в отдельности. Беседа Буркина и Чимши-Гималайского происходит в селе Мироносицком; Буркин рассказывает о современных по отношению к автору событиях, происходивших в его родном городе.

Действующие лица

Краткое содержание

Ветеринар Чимша-Гималайский и учитель Буркин целый день охотились, устали. Они находят ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает другу историю.

Был в их гимназии учитель древнегреческого языка Беликов. Даже в солнечный день Беликов ходил в калошах и с зонтом. Дом запирал на все возможные замки. Обожал циркуляры с запретами. И случилась однажды с этим Беликовым такая история: он влюбился.

В гимназию прибыл новый учитель Михаил Коваленко, а с ним — сестра Варя. Весёлая, живая, девушка — и танцевала, и пела. Все учителя стали сводить её с Беликовым. Варя была расположена к учителю древнегреческого, несмотря на отношение к нему брата (Михаил Беликова не любил и называл «глитай, або ж павук» (имея в виду украинское название драмы Марка Кропивницкого «Мироед, или Паук»). Беликов водил Варю гулять и всё повторял, что «брак — вещь серьёзная».

Дело шло к свадьбе, но кто-то нарисовал карикатуру, на которой Беликов с зонтом гулял с дамой. А тут ещё и выяснилось, что Варя ездит на велосипеде! Беликов был страшно возмущён: женщине это неприлично! Он пошёл к брату Вари, чтобы поучить того приличиям, но Михаил не вынес и спустил Беликова с лестницы. Тут мимо проходила Варя, и она весело засмеялась. Беликов счёл, что он опозорен. Он пошёл домой, лёг в постель и через месяц умер.

В гробу он лежал со счастливым выражением лица — его положили в футляр навсегда.

Когда Буркин окончил свой рассказ, Чимша-Гималайский соотнёс с футляром привычную жизнь каждого (служба, бумаги, обычные развлечения).

Экранизация

«Человек в футляре» (СССР, 1939).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какое занятие Беликов считал очень неприличным, особенно для женщины?

Ответ. Беликов считал возмутительной езду на велосипеде.

Охарактеризуйте «футлярность» как свойство Беликова.

Ответ. Беликов всю жизнь прожил по принципу «как бы чего не вышло». Он закрывался от внешнего мира зонтиком, калошами и пальто. В духовном отношении его «футляр» определяли разнообразные указы и циркуляры, которыми Беликов буквально запугивал окружающих. «Футлярность» Беликова — его бездуховность, стремление свести всё многообразие жизни к глупым формальностям.

Источник

Анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»

в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть картинку в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Картинка про в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

Анализ произведения

Несмотря на свой небольшой размер, произведение таит в себе глубокий смысл. Чтобы понять идею, которую хотел донести автор до читателя, следует провести краткий анализ «Человека в футляре» Чехова, затрагивающим основные моменты написания произведения и его литературоведческую часть:

в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть картинку в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Картинка про в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

Тема и проблема

«Человек в футляре» направлен на то, чтобы читатель в первую очередь задумался с жизни, о её светлой и тёмной стороне; здесь как раз прослеживается талант и манера автора — небольшой рассказ с, казалось бы, ясной и понятной проблематикой, на деле, оказывается куда глубже и серьёзнее, чем виделось сначала. Чехов показывает внутренний мир Беликова, который живёт внутри своего небольшого мирка, желающего быть в стороне ото всех, потому что он не может жить в обществе.

в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть картинку в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Картинка про в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

Обособленный человек, отгородившийся от происходящего в мире, влечёт своё существование будучи абсолютно одиноким — его жизнь ничего собой не представляет, и герой сам это понимает, но подсознательно и, скорее всего, отказывается это принять. Герой противоречив, он полностью апатичен и равнодушен к жизни, но при этом боится всего, чего только можно. Его психологический мир сложный и запутанный, возможно, как раз от того, что он всегда наедине с собой.

Содержание рассказа в целом можно достаточно коротко пересказать, ведь сам текст произведения небольшой. Главный герой, учитель, не уживающийся в принятом всеми обществе, к которому в город прибывает семья Коваленко — другой учитель вместе с сестрой. Эта девушка стремится помочь герою, но в итоге её брат, вываливший всю правду Беликову в лицо о жизни героя, можно сказать, убивает его, ведь Беликов, в итоге ложится и умирает с неожиданной для всех улыбкой на лице.

Знающий психологию личности автор своим рассказом говорит людям, что жизнь стоит большего, чем существование в четырёх стенах, что жизнь — это вообще самое ценное, что может быть. Примером Беликова Чехов наглядно демонстрирует пагубность отшельнического образа жизни, он хочет, чтобы люди не были такими, как его персонаж.

Образ главного героя

О происхождении Беликова не так уж и много говорится. Что представляет собой главный герой? Это полностью ушедший в себя средних лет мужчина, которому чуждо любое общение с людьми. Когда он встречается со своими «друзьями», например, у них дома, он просто молчит и слушает какое-то время, а потом поспешно уходит. Он вроде и осознаёт, что жить, как он, неправильно, но ничего не может с этим поделать. Он уже мертвый изнутри, пусть и не полностью.

Многое в этом персонаже говорит о его «мёртвом» состоянии внутри. Например, даже преподаваемый им язык в школе — греческий, язык, который давно уже мёртв и никому, по сути, не нужен. Чехов, показывает, что подобное отношение к жизни тождественно смерти, ведь человек без общества — не человек, а Беликов как раз без общества и жил.

в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть картинку в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Картинка про в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

Любовь в жизни героя тоже не находит нужного места. Несмотря на все старания Вареньки, Беликов так и не может оказаться счастливым — таким же счастливым, как и все. Он прячется от чувств, они для него — что-то чужое, даже из другого мира — мира, где все живут в социуме.

Жизнь Беликова заканчивается спонтанно, случайно и нелепо. Он, испытав состояние сильного ступора от ситуации с Варенькой и её братом, Коваленко, просто ложится в постель и умирает. Такое, стоит заметить, нередко встречается у Чехова; возможно, такой смертью автор говорит о том, что персонаж и так мёртв, только душой и разумом, просто ему нужно теперь умереть ещё и телом.

Смерть для Беликова становится единственным способом полностью и навсегда уйти от того, что мешало ему жить, от общения, людей и социума.

Второстепенные персонажи

Беликов — главный герой рассказа, которому посвящено произведение. Однако его трагедия была бы раскрыта не так ярко, если бы не другие персонажи рассказа:

в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть картинку в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Картинка про в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

Второстепенные герои, важные для рассказа, в основном помогают автору довести до полной картины образ Беликова и донести до читателя личные мысли об асоциальности и одиночества.

Значение рассказа

Значение «Человека в футляре» сложно переоценить, рассказ Чехова не теряет актуальности до сих пор. В наше время проблема «футлярности» так или иначе продолжает развиваться в произведениях современных авторов. Например, писатель В. А. Пьецух, автор многих известных рассказов и повестей, написал небольшое произведение, прямо отсылающее читателя к Чехову, — «Наш человек в футляре». Его герой, Серпеев, в целом очень похож на Беликова. Пьецух фактически «обновил» то, что рассказал Чехов, показал разновидность Беликова конца ХХ века, в которой отразилось всё общество.

в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть картинку в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Картинка про в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

В своем сочинении А. П. Чехов написал некоего вида рецензию на человеческую психологию, которая, бывает, подводит и приводит к состоянию, близкое к состоянию Беликова. И выводом этой рецензии является завуалированный совет автора жить и уживаться с людьми, потому что человек без людей (каков был Беликов) не сможет быть человеком.

Источник

Анализ «Человек в футляре» Чехов

в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть картинку в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Картинка про в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

Всего получено оценок: 1290.

Всего получено оценок: 1290.

Рассказ Чехова «Человек в футляре» входит в сборник его сочинений «Маленькая трилогия». Краткое содержание рассказа таково: человек всю жизнь прятался от жизни и, лишь умерев, нашел свое достойное место, «футляр», в котором его уже ничто не сможет потревожить. Предлагаем ознакомиться с литературоведческим анализом произведения «Человек в футляре» по плану. Данный материал может быть использован для подготовки к уроку литературы в 10 классе.

в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Смотреть картинку в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Картинка про в чем смысл рассказа чехова человек в футляре. Фото в чем смысл рассказа чехова человек в футляре

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Человек в футляре.

Год написания – 1898 г.

История создания – Рассказ явился завершением трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него был обнаружен туберкулез, что привело к увяданию творчества.

Тема – Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственной скорлупе. Отсюда выходит тема одиночества и апатии к жизни. Имеет место и тема любви.

Композиция – Рассказ написан доступным для понимания языком, он разделён на небольшие фрагменты, в которых ярко выражена основная мысль.

Жанр – Рассказ, являющийся одной из составляющих трилогии.

Направление – Реализм.

История создания

В год написания рассказа, в 1898г., Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулёзом и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал всё меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включал в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году рассказ был опубликован в журнале.

Произведение автора производит огромное впечатление, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.

Чтобы произвести анализ произведения «Человек в футляре», необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол или футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего-либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему-то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время и уходит.

В отношении любви он ведет себя так же. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находящаяся при своём брате и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хотя бы какие-то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными: Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношениях, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошёл к брату Вари, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель и через месяц умер.

Так закончилась никчёмная жизнь, смысл которой герой рассказа так и не нашёл и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряжённые мышцы лица расслабились и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что наконец-то он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.

Чётко и точно даётся описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств.

В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко даёт решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Человека в футляре».

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящего в «Маленькую трилогию» и продолжающего общую идею этих сочинений.

Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно даёт понять анализ произведения «Человек в футляре».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *