в чем смысл противостояния луки и сатина
Русская литература. 11 класс
НА ДНЕ
Замысел пьесы.
Театр для Горького стал площадкой, с которой художник мог напрямую общаться со зрителем и публично выразить свою позицию по самым злободневным вопросам современности
Пьеса «На дне» — живой отклик на острые вызовы времени. В конце ХIХ — начале ХХ века в мировой культуре и философии активно обсуждается вопрос о человеке. Популярнейшая теория Ф. Ницше предсказывала рождение сверхчеловека, уравнивающего себя с Творцом. Ницшеанство увлекает и Горького, он даже гордится внешним сходством с немецким философом.
Остро реагирует Горький на идеологию Л. Толстого. Теория всепрощения и смирения претит бунтарскому духу автора «Песни о Буревестнике». Он неоднократно высказывает несогласие со взглядами великого писателя. Литературоведы утверждают, что образ Луки написан под влиянием встреч Горького с Толстым.
Во второй половине ХIХ века в мировой культуре появляется новый вид драматического искусства — «новая драма». Её основоположники — Г. Ибсен, М. Метерлинк, Г. Гауптман — ставят вопрос 15 о необходимости глобальной «переплавки» современного человека. Горький вступает в общелитературную полемику о смысле жизни, совершенствовании и «переделке» Человека.
Премьера «На дне» состоялась в Московском Художественном театре (МХТ). Молодые режиссёры К. Станиславский и В. НемировичДанченко нашли верное творческое решение для сценического воплощения смысла драмы. Зритель живо откликался на реплики персонажей, унося в памяти будоражащие сознание афористические изречения: «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо»; «Человек рождается для лучшего»; «Всё — в человеке, всё для человека»; «Надо жить иначе. Лучше надо жить!».
Ключ к пониманию пьесы подсказан жанром произведения. «На дне» — это социально-философская драма, в которой объединились социально-бытовой и философский планы. Первый формируется на сюжетном уровне и представлен сценами из жизни обитателей ночлежки. Философский смысл раскрывается в спорах героев, содержится в подтексте, многозначность образов осознаётся и благодаря приёму «недосказанности».
Сочинение: Спор Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Автор: Guru · Опубликовано 10.05.2020 · Обновлено 11.05.2020
Социально-психологическая драма Максима Горького “На дне” в основе своего главного конфликта ставит столкновение мечты и действительности. Сюжет пьесы построен вокруг нескольких незатухающих споров вокруг одной темы, но на нескольких уровнях: между людьми из ночлежек и хозяевами Костылёвыми, личные конфликты героев, любовные конфликты, а также конфликт человека и среды. И именно конфликт человека со средой становится основным, вокруг него строится сюжет, в ходе которого мы можем наблюдать за спором между двумя идейными людьми — Сатиным и странником Лукой.
Главный вопрос, который обсуждают герои — что лучше для человека: жалость или истина? Жалость порождает ложные надежды и иллюзии, которые со временем тускнеют и опускают человека ещё глубже в уныние. Истина же, хоть и жестоко, но твердо даёт надежду всё исправить и даёт шанс пойти новой дорогой. Среди действующих лиц пьесы нашлось много людей, которые поддерживали одну или другую сторону, все словно разделяются на два противоборствующих лагеря «скептиков» и «мечтателей», спор обсуждается всеми героями в разных обстоятельствах и ситуациях.
К “скептикам” или людям, которые считают, что истина дороже всего относится Сатин и Бубнов. Они неоднократно говорят, что человеку нужно знать всю горькую правду, понимать ситуацию и осознавать трагичность своего существования. Только это поможет бороться с ситуацией и оценивать реальную картину происходящего, понимать свою ценность. «Человек- это звучит гордо!» — вот девиз “ячейки” Сатина и Бубнова.
С другой стороны стоит Лука, который уверяет, что «ложь во спасение» и сострадание к любому человеческому существу — вот что делает нас настоящими людьми. Он говорит: «ни одна блоха — не плоха», имея в виду то, что все мы рождаемся одинаковыми и изначально ни один из нас ни плох, ни хорош. Только социальные обстоятельства вынуждают нас быть теми, кто мы есть. Кого-то опускают “на дно”, а кого-то поднимают до небес. Другими словами, “ячейка” Луки считает, что если человек вор, то он совсем неплох, вором его сделала нужда, а сам он ни при чём.
Следуя своей логике, странник Лука утешает обитателей ночлежки, рассказывает им о лучшей, светлой и сытой жизни. Актёр, который там находится, даже начинает чувствовать себя гораздо лучше благодаря вере в лечебницу, он визуализирует свои мечты о ней, и она становится для него почти реальностью, он даже описывает это светлое, чистое место с мраморной плиткой на полу.
Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что в поэме Горького “На дне” идёт спор между двумя философскими воззрениями, которые имеют право на существование до сих пор. И свою борьбу две эти точки зрения всё ещё не закончили и мы не можем с точной уверенностью сказать, кто победит: скорее всего, правда где-то посередине. Однако, каждая из этих точек зрения так или иначе примиряет человека с действительностью. Лука и его сторонники делали это при помощи лжи. Сатин предлагает нам полное осознание своего положения и борьбу за лучшую жизнь. Выбор для себя каждый делает сам.
Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
Спор Луки и Сатина о правде (по пьесе М. Горького «На дне»)
Сочинение на тему «Спор Луки и Сатина о правде (по пьесе М. Горького «На дне»)» раскрывает особенности идейного содержания драматического произведения.
В пьесе «На дне» М. Горький выводит на сцену людей, которые оказались на дне жизни. Они сломлены, потеряли свое дело, веру в людей и в себя. Каждый из них своим путем приходит в ночлежку Костылевых. У каждого из них своя жизненная правда.
Основную идейную нагрузку несут образы Сатина и Луки. Они не спорят о правде напрямую. Каждый из них высказывает свою точку зрения. В этом заключается центральная идея пьесы: что человеку нужнее – бескомпромиссная правда или утешительная ложь.
Лука – странствующий философ преклонного возраста. Он – гость в ночлежке, чем сильно отличается от других действующих лиц. Мы ничего не знаем о его прошлом и настоящем, но он не лишен надежды на будущее. Его роль в драме очень велика, с его появлением люди начинают задумываться о своей жизни.
Для каждого жителя ночлежки Лука нашел утешительные слова. Умирающей Анне рассказал, что после смерти нет страданий. Актеру он поведал о лечебнице для алкоголиков. Насте сказал, что если она верит в любовь, то она есть. Когда он ушел, его многие обвиняли во лжи. Только Лука пытался подарить людям надежду на лучшее. Старик хотел, чтобы они поверили в себя и пошли по жизни дальше. Старик считал, что как бы низко не пал человек, он всегда может подняться. Его слова должны были стать опорой для людей, чтобы они могли легче принимать правду жизни. «Не всегда правдой душу вылечишь», – говорит Лука.
Позиция Луки состоит в сострадании к людям, к их несчастьям. Старик, действительно, любит и жалеет людей. Он считает, что люди живут для лучшего. Никто не живет для себя. Те, кто так думает, ошибаются. «Всяк человек своей цены стоит», – утверждает странник. Это значит, что нет на свете лишних людей. У каждого человека свое предназначение, которое он выполняет в течение жизни. Люди подобны винтикам в машине мироздания, каждый из которых важен и нужен для того, чтобы машина функционировала правильно. Удалив один из них, нарушишь ход жизни, все пойдет по ложному пути.
Особенное уважение старик испытывал к детям. В детстве предназначение человека неизвестно, поэтому у Луки к детям отношение особенное. Может быть, кто-то из них совершит важное открытие, кто-то станет великим ученым, писателем. В этом – правда Луки.
Сатин – мужчина лет сорока. Когда-то он был образованным человеком, служил на телеграфе. С тех времен у него осталась любовь к разным интересным, малоизвестным словам, смысл которых он давно забыл. Он с удовольствием произносит их. Может быть, это напоминает ему о лучших днях его жизни. После этого он сменил много мест работы, в итоге оказался в ночлежке.
Мировоззрение Сатина можно характеризовать как бунтарское. Он не намерен смиренно ждать милостей от жизни, протестует против несправедливости. Герой не смирился с жизнью в ночлежке, но она и не угнетает его, как Клеща, который не теряет надежды выбраться отсюда. Сатин – жулик, он живет за счет того, что обманывает других людей. В то же время он не строит воздушных замков и другим людям не обещает райских кущей. Он разоблачает ложь Луки, но не позволяет оскорблять его.
Сатин считает воров лучшими людьми на свете. Сам он так же не отягощен моральными нормами. Он играет в карты, ведет нечестную игру, за что нередко бывает бит. К деньгам относится равнодушно, не стремится к заработкам. Сатин ценит в человеке духовность, он считает, что «человек – выше сытости!».
Интересны мысли героя о труде, работе. Нужно трудиться не ради денег. Труд, по мнению Сатина, должен приносить удовольствие. Он согласен работать, но работа должна быть ему приятна.
Сатин один из тех героев, которого не утешал Лука. По мнению старика, Сатин легко переносит жизнь. Такие, как он, не нуждаются в утешении. Сатина часто называют антиподом Луки, но он не спорит со стариком. Наоборот, он оправдывает его за то, что Лука уважительно относился ко всем людям, утешал несчастных. Он лгал им, но делал это из жалости. Герой говорит, что никто, кроме него, не понял старика.
Сатин рассуждает о правде и лжи. Он утверждает, что ложь нужна богатым людям, чтобы управлять бедными, ставить их в зависимость. Бедным людям ложь ни к чему. «Правда – бог свободного человека!» – провозглашает он. Человек нуждается не в жалости, а в уважении. Люди должны сами решать, как им жить, у них должен быть выбор.
Я думаю, что каждый из героев по-своему прав: и Сатин, говорящий, что не нужно жалеть людей, и Лука, который лгал во спасение. Мнение героев сходится в том, что людей следует уважать, нужно верить в них, давать им шанс стать лучше.
К спору Луки и Сатина присоединяется еще один персонаж – Бубнов. Он отвергает спасительную ложь Луки, однозначно выступая за горькую правду. Герой не признает полутонов, для него существует только черное или белое. Он говорит, что не умеет врать, но сквозь эту честность сквозит равнодушие к людям. В силу этого герой не вызывает симпатий.
Особенность пьесы М. Горького, на мой взгляд, заключается еще и в том, что ни один персонаж в конце пьесы не приходит к счастливому итогу. Они становятся еще более несчастными. Клещ, похоронив жену, лишается надежды на лучшее. Наталья ушла от родственников, потеряла веру в людей, разочаровалась в любви. Убит Костылев, в тюрьме оказывается Васька Пепел. Идеология Луки терпит крах. С его уходом у обнадеженных им людей почва уходит из-под ног. Лучше всех сказал о нем Клещ: «Поманил их куда-то… А сам дорогу не сказал».
Ложь Луки произвела парадоксальный эффект. Она не принесла добра никому, кроме Сатина. Карточный шулер после общения со странником стал чище, честнее. Старик произвел на него действие, подобное тому, которое производит кислота на старую монету. В Сатине проявились лучшие черты его личности. В уста Сатина автор вкладывает слова, отражающие его мнение. Правда оказывается на его стороне.
Спор, начатый в пьесе Горького, остается неразрешенным. Я думаю, что и точка зрения Луки, и правда Сатина имеют право на существование. Кто-то сам твердо стоит на ногах и может справиться с любыми трудностями, кому-то нужна опора, чтобы не оказаться на дне. Каждый человек сам делает выбор.
Сочинение на тему чья правда лучше луки или сатина
Сравнение луки и сатина. Кто прав в споре о правде — Лука или Сатин? (по пьесе М. Горького «На дне»). Интернет — ресурсы
Сочинение: Спор Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Социально-психологическая драма Максима Горького “На дне” в основе своего главного конфликта ставит столкновение мечты и действительности. Сюжет пьесы построен вокруг нескольких незатухающих споров вокруг одной темы, но на нескольких уровнях: между людьми из ночлежек и хозяевами Костылёвыми, личные конфликты героев, любовные конфликты, а также конфликт человека и среды. И именно конфликт человека со средой становится основным, вокруг него строится сюжет, в ходе которого мы можем наблюдать за спором между двумя идейными людьми — Сатиным и странником Лукой.
Главный вопрос, который обсуждают герои — что лучше для человека: жалость или истина? Жалость порождает ложные надежды и иллюзии, которые со временем тускнеют и опускают человека ещё глубже в уныние. Истина же, хоть и жестоко, но твердо даёт надежду всё исправить и даёт шанс пойти новой дорогой. Среди действующих лиц пьесы нашлось много людей, которые поддерживали одну или другую сторону, все словно разделяются на два противоборствующих лагеря «скептиков» и «мечтателей», спор обсуждается всеми героями в разных обстоятельствах и ситуациях.
К “скептикам” или людям, которые считают, что истина дороже всего относится Сатин и Бубнов. Они неоднократно говорят, что человеку нужно знать всю горькую правду, понимать ситуацию и осознавать трагичность своего существования. Только это поможет бороться с ситуацией и оценивать реальную картину происходящего, понимать свою ценность. «Человек- это звучит гордо!» — вот девиз “ячейки” Сатина и Бубнова.
С другой стороны стоит Лука, который уверяет, что «ложь во спасение» и сострадание к любому человеческому существу — вот что делает нас настоящими людьми. Он говорит: «ни одна блоха — не плоха», имея в виду то, что все мы рождаемся одинаковыми и изначально ни один из нас ни плох, ни хорош. Только социальные обстоятельства вынуждают нас быть теми, кто мы есть. Кого-то опускают “на дно”, а кого-то поднимают до небес. Другими словами, “ячейка” Луки считает, что если человек вор, то он совсем неплох, вором его сделала нужда, а сам он ни при чём.
Следуя своей логике, странник Лука утешает обитателей ночлежки, рассказывает им о лучшей, светлой и сытой жизни. Актёр, который там находится, даже начинает чувствовать себя гораздо лучше благодаря вере в лечебницу, он визуализирует свои мечты о ней, и она становится для него почти реальностью, он даже описывает это светлое, чистое место с мраморной плиткой на полу.
Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что в поэме Горького “На дне” идёт спор между двумя философскими воззрениями, которые имеют право на существование до сих пор. И свою борьбу две эти точки зрения всё ещё не закончили и мы не можем с точной уверенностью сказать, кто победит: скорее всего, правда где-то посередине. Однако, каждая из этих точек зрения так или иначе примиряет человека с действительностью. Лука и его сторонники делали это при помощи лжи. Сатин предлагает нам полное осознание своего положения и борьбу за лучшую жизнь. Выбор для себя каждый делает сам.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Суть спора Луки и Сатина»
1. История появления пьесы М. Горького «На дне». 2. Новаторство пьесы. 3. Общая характеристика жильцов ночлежки. 4. Позиция Луки. 5. Противопоставление идей двух героев — Луки и Сатина. Человек — свободен… он за все платит сам:за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек — за все платит сам и потому он — свободен. М. Горький
Пьеса «На дне» М. Горького является одним из самых ярких и драматических произведений писателя. Пьеса впервые была показана на сцене Московского Художественного театра в 1902 году. Пьеса имела крупнейший успех в театральной жизни того времени. Со временем она была поставлена уже и в других театрах России и Западной Европы. Главные проблемы творчества М. Горького в начале 1900-х годов показаны в пьесе «На дне». Здесь писатель вновь, как и в ранних произведениях, обращается к миру отверженных, хотя уже и рассматривает их немного по-другому.
В чем же заключается новаторство пьесы М. Горького «На дне»? Сама по себе тема человеческого «дна» не является новой в литературе и новизна этой пьесы заключается не в самой теме, а в новом ее решении. М. Горький изображая страдания людей «дна» обличает буржуазно-собственнический мир и показывает все общество в миниатюре. Так же изменилась и позиция писателя к босякам, он уже пытается заглянуть в их судьбы и понять суть существования, раскрыть социальную психологию. Описывая страшные картины жизни обитателей ночлежки, М. Горький одновременно показывает мощную силу этих людей, которая способна противостоять социальным условиям, влияющим на человека и уродующим его. Герои пьесы «На дне», пытаются разобраться и понять — каковы же причины и смысл той судьбы, которая предписана им. Они спорят о правде, о простом человеческом счастье и главное о самой личности, о ее месте в этом мире. У каждого героя пьесы свое мнение и свой ответ на эти вопросы.
Живущие в ночлежке люди с абсолютно разными характерами, различного происхождения и возраста, но все они сведены вместе одной судьбой. И столь же по-разному они воспринимают свое положение. Смертельно больная Анна и Татарин смерились со своим положением. Единственное, что может сделать Барон — это никчемная насмешка над такими же, как и он, людьми «дна». Настя злобствует, бунтует вор Васька Пепел, Лука пытается утешить всех обитателей ночлежки, а Сатин много философствует, но абсолютно ничего не делает, чтобы хоть как-то осуществить свои идеалы в жизни. Клещ больше всех переживает за свою судьбу, он постоянно мечтает когда-нибудь вырваться из плена ночлежки и начать жить честным трудом.
Но один из важнейших споров в пьесе «На дне» ведется между двумя жителями ночлежки — между Лукой и Сатиным.
Для самого Луки все люди эгоистичны, жалки, никчемны, и они в своей жизни нуждаются лишь только в утешении. Роль Луки как раз и есть роль утешителя для всех обитателей ночлежки. Для самого Луки существует огромное количество истин, столько, сколько людей на свете. Жителям ночлежки он рассказывает различные истории: о необычайной любви, о праведной земле «в той, дескать земле — особые люди населяют… хорошие люди! Друг дружку они уважают… — помогают», Анне он говорит о прекрасной жизни на том свете «…и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет и бояться — ничего! Тишина…». Актеру старец сообщает о бесплатной лечебницы, где вылечивают алкоголиков: «…от пьянства нынче лечат,… Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена… чтобы, значит, даром их лечить…». Но такая ложь Луки не помогла жителям ночлежки, а наоборот, только навредила. Так, Актер, на мгновение поверивший в сказку Луки о необычайной лечебнице, очень скоро понял, чего стоят его выдуманные истории. И не зря Актер цитирует П. Ж. Беранже:
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!
Эти стихи Беранже из уст Актера звучат как насмешка над иллюзиями. Он не желает жить в вымышленном мире и как итог заканчивает жизнь самоубийством. В результате получается, что все проповеди Луки не улучшают жизнь человека, а наоборот, только подталкивают его к краю. Постепенно сама жизнь и суровая действительность обличает всю утешительную ложь Луки. В пьесе М. Горького позиции Луки противопоставлен монолог Сатина. Он призывает к тому, чтобы каждый человек раскрыл глаза на жизненные проблемы и увидел настоящую реальность, а не вымышленную, которую предлагает Лука. По мнению Сатина, «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!». Но все герои, этой пьесы абсолютно не похожи на свободных людей. Эти люди-неудачники, они глупы, они те, «кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого, зачем тому ложь. ». Но постепенно становиться понятно, что пьесе нет никого, кто бы смог стать самому себе хозяином.
Сатин выступает против Луки, против его проповедей — терпения и утешения: «У меня из головы не идет… этот старик. Не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…». Сатин утверждает, что не стоит унижать человека жалостью к нему, его нужно просто уважать. Для Сатина человек «это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Этот — огромно!… Чело-век!… Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью. уважать надо!».
Такой монолог Сатина не делает его положительным героем пьесы. Да этот герой в определенных отношениях находиться намного выше всех остальных жителей ночлежки. Он действительно протестует против вымысла и неправды жизни, он умен, и яснее видит реальное положение многих вещей. Ему свойственно чувство человеческого достоинства. Но одновременно с этим Сатин еще и скептик и индивидуалист. Он не способен к труду, и его протест против паразитов не заходит дальше простого бунтарства в словах. Главный призыв Сатина сводиться к ничегонеделанию. Одному из героев пьесы слесарю Клещу, который мечтает найти работу и купить себе наконец-то слесарный инструмент, Сатин советует: «…ничего не делай! Просто — обременяй землю!».
В пьесе «На дне» М. Горький попытался показать, как различные социальные условия жизни, несовместимые противоречия действительности могут толкнуть каждого человека «на дно». Выход из сложившейся ситуации М. Горький видит только в решительной и беспощадной борьбе против всех этих жизненных условий.
Сочинение на тему «Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне)»
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.
Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? по пьесе На дне (Горький Максим)
В драме «На дне» М. Горький пытается разобраться в важном общечеловеческом вопросе: горькая правда или ложь во спасение? Чтобы раскрыть эту проблему, автор вводит образы Луки и Сатина, людей с противоположными взглядами на жизнь.
Лука – странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Его жизненная позиция заключается в том, что человек – существо, которое нуждается в жалости и обмане, которые не вредят, а смягчают боль человека. Правда, по его мнению, не способна вылечить истерзанную душу человека, зато ложь может придать надежды и сил. Конечно, этот человек полон любви к людям, он мягок и не желает иметь врагов. Его приход приносит свет в ночлежку, атмосфера в ней будто бы становится доброжелательнее. Почти в каждого из ночлежников Лука вселяет иллюзии о лучшей жизни.
Однако они осчастливливают их только на первое время, а потом лишь огорчают. Актер, которого он уверял, что существует бесплатная лечебница для пьяниц, не найдя ее, вешается. Настя, понимая, что не найдет своего книжного идеала в реальной жизни и впадает в тяжелое состояние. Анна, которую Лука убеждал, что в ином мире жизнь лучше, перед смертью все равно думает о том, как она хочет пожить хоть еще чуть-чуть. Неосуществимой становится и мечта Пепла попасть в «золотую сторону», когда он оказывается в тюрьме.
Носителем другой правды является Сатин. В его понимании «человек – это звучит гордо», поэтому он не должен нуждаться в жалости. Он считает, что ничто не поднимает человека так, как правда, и ничто не калечит так, как ложь.
Он считает, что сладкая ложь унижает человека. Ее применение означает, что человек слишком слаб, чтобы бороться с трудностями, и поэтому нуждается в сладком слове, в утешении. Но стоит сказать, что автор также не идеализирует образ Сатина. Как и остальные ночлежники, он не способен к труду, он пьяница и картежник, порой жесток и циничен.
Жизненные позиции Луки и Сатина – две противоположности. Однако обе они объединены одним: осознанием человека самой важной ценностью. Оба героя верят, что человек рожден для лучшего и заслуживает жить в гармонии с собой. Эти герои верят в то, что предназначенье человека – жить достойно, во благе. Это благо может нести как утешительная ложь, так и гордая правда.