в чем смысл произведения метель
Анализ повести «Метель» Пушкина
Повесть «Метель» написано в период творческого подъема Пушкина. Перед свадьбой с Натальей Гончаровой он находился в имении Болдино, где и написал данное произведение. В помощь учащимся и студентам мы разработали краткий и полный анализ повести Пушкина «Метель».
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Неотвратимость рока, судьбы.
Проблема: Человек не в состоянии полностью контролировать ситуацию. Большую роль в жизни играет случай.
Пушкин считает, что судьба и рок неотвратимы для человека. Я не думаю, что это так. Если люди не готовы к какому-либо событию, то у них ничего и не получится. Такое «невезение» можно назвать судьбой. Если бы Владимир умел заботиться о себе, то не поехал бы на такое серьезное мероприятие один. Если бы он не был так импульсивен, то смог бы ответить на родительское письмо. Пушкин пишет о том, что Маша долго хранила предметы, напоминающие ей о Владимире. Это означает, что он был очень дорог ей. Возможно, если бы Владимир ответил на письмо родителей и приехал, то влюбленные разобрались в том, что произошло. И смогли бы венчаться еще раз. Глупо же быть верной своему мужу, обвенчавшись по ошибке.
2. Тема: Преодоление препятствий, появляющихся на жизненном пути.
Проблема: Люди преодолевают препятствия по-разному. Кто-то справляется с трудностями, а кто-то – нет.
Маша, Владимир и Бурмин – все трое попадают в метель, но на каждого из них стихия сказывается по-разному. Маша не теряет дороги, рядом с ней кучер Терешка, управляющий тройкой коней. Владимир позаботился о Маше, но не о себе. Отправляясь в такой серьезный путь, он не берет кучера и довольствуется одной-единственной лошаденкой. Маша, после пережитого, заболевает, но оправляется. Владимир не выдерживает пережитого, он ищет смерти и погибает в бою. Бурмин, как и Маша, не борется с метелью, его довозит кучер до ближайшего огонька. Он с легкостью справляется со стихией, и героем возвращается с войны. Бурмин сетует на судьбу, что обвенчался, но это событие не ломает его. Для Маши и Бурмина метель, как препятствие, преходящее, временное, в отличии от Владимира, для которого метель оказывается роковой, сломавшей его жизнь.
3. Тема: Люди романтического склада.
Проблема: Вымышленный мир людей-романтиков приводит к разочарованиям и потерям.
Люди-романтики живут в вымышленном мире, позаимствованном из книг. Их мысли, действия отношение к миру часто нереалистичны, что сбивает их с намеченного пути. Таковы Маша и Владимир – они восторженны, чувствительны, охваченные одной любовью.
Юная Маша и Владимир хотят пожениться любой ценой, но их венчание не состоялось. Что-то было не до конца продумано, и вмешалась роковая случайность. Создается впечатление, что к браку они не готовы. Дальнейшая судьба Владимира и тяжелая болезнь Маши подтверждает этот факт.
Владимир и Маша пытаются соединить свои судьбы путем тайного венчания. Эта затея, взятая из прочитанных книг, своей романтикой вдохновляет только свидетелей. Думаю, что с родителями для начала можно было бы просто поговорить. Они не звери, возможно, Маша бы достучалась до их сердца. Они же во время болезни дочери решили одобрить ее брак с Владимиром.
Конечно, пусть романтика присутствует в жизни каждого человека. Здесь важна мера, не стоит с головой уходить в иллюзии и мечты. Хорошо, когда веришь в себя и знаешь, что в жизни можно преодолеть даже очень серьезные проблемы.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Пафос произведения состоит в том, что человек не способен выбирать свою судьбу. Его жизнь зависит от многих факторов, которые невозможно предусмотреть. Непредвиденные события с легкостью разрушат то, что строилось не один день. В данном случае, венчанию двух молодых людей помешала метель, замела их дорогу к счастью. Обвенчавшись со случайным человеком, героиня, как оказалось, нашла свою судьбу.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образы Маши и Владимира находятся в единстве друг с другом до самого момента венчания. После события, произошедшего в церкви, их образы не ощущаются в единении. Между влюбленными происходит разрыв.
Образы родителей Маши конфликтуют с образами влюбленных. Лишь тяжелая болезнь их дочери позволяет примириться отцу и матери с выбором дочери. Образы родителей пытаются слиться с образами Маши и Владимира, но влюбленные уже порознь. Образ незадачливого жениха теперь в сильной конфронтации с образами родителей. Владимир конфликтует не только с людьми, но и с жизнью в целом.
Образ Бурмина, ставшем женихом незнакомки, конфликтует с образом невесты. Это происходит до тех пор, пока он и Маша не встретились, спустя несколько лет. После этого их образы ощущаются в полном единстве.
п.4. Литературные приёмы
Символы произведений служат дополнительным ресурсом, помогающим раскрыть тему. Метель в повести – это символика жизненной стихии, в момент которой не просто отыскать свой путь. Если человек хорошо подготовлен и твердо идет намеченным курсом, то никакая метель ему не страшна. Если же – нет, то человеку не так уж просто отыскать свою дорогу. Здесь речь идет не так о природной стихии, как об определенном жизненном кризисе. Герои подвергаются серьезному испытанию, которое все расставит по своим местам.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведение – борьба человека и природной стихии. События повести разворачиваются на фоне разбушевавшейся метели, которая роковым образом влияет на дальнейший ход событий в жизни героев повести.
«Метель» Пушкина: по воле рока так случилось…
В своей повести А.С. Пушкин показывает жизнь самых обыкновенных людей. У них нет примечательной внешности, острого ума, набора талантов, каких-либо нетипичных склонностей. Центральная проблема повести – взаимоотношение человека и судьбы. Пушкин задается вопросом, как по воле Рока меняются жизни людей, их стремления и мысли. В повести Метель смысл заключается в осознании того, что в руках Судьбы человек превращается в тряпичную куклу, никак не способную повлиять на происходящее с ней.
Краткое содержание
Маша – «стройная, бледная» девушка 17 лет, влюблённая в прапорщика Владимира. Окружающие отмечали красоту Маши, многие хотели взять ее замуж.
На заметку! Метель вошла в цикл новелл «Повести Белкина» наряду с такими произведениями, как Выстрел, Станционный смотреть, Гробовщик и Барышня-крестьянка.
Родители девушки не дали своего согласия на отношения с Владимиром. Именно поэтому молодые люди решили сбежать из дому и тайно жениться в церкви. Маша прибыла на место встречи первой. Затем в церковь зашел молодой мужчина и их обвенчали.
Как только Маша увидела лицо жениха, оказалось, что это не Владимир. Ее возлюбленный попал в метель и не смог доехать до церкви. Маша подумала, что Владимир решил отказался от идеи жениться на ней. Девушка отправилась домой, венчание молодых людей не состоялось.
До Владимира дошли новости, что его невеста вышла замуж за незнакомца. И он решает уехать в армию. Спустя какое-то время он погибает на войне.
Когда Маша становится уже взрослой женщиной, то случайно встречается с полковником Бурминым. Он рассказывает, что обвенчался с девушкой в зимнюю снежную ночь и даже не видел ее лица. Маша тут же понимает, с кем свела ее судьба. Стоит отметить, что Пушкин оставил открытый финал. Дал возможность читателям самим сделать вывод о будущей судьбе Маши и полковника: будет она счастливой или нет.
Интересно! У Александра Сергеевича всегда вызывала интерес роль случая в жизни человека. Пушкин верил в судьбу. Писатель утверждал, что все события для каждого уже давно предрешены. Свою веру он вложил в смысл произведения Метель.
Объяснение сюжета
В центре повести – женитьба Маши и Владимира. Сюжет можно условно разделить на:
Повествование начинается с рассказа о поместье, действующих лицах в произведении. Кульминацией можно считать момент, когда Маша узнает в полковнике Бурмине своего мужа. Символ, который буквально пронизывает всю повесть – это метель. Стихия такой силы – это также символ переменчивости, накала страстей, чувств.
Непогода помешала планам возлюбленных о тайном венчании ночью. Роковая метель, не давшая двум возлюбленным познать счастье друг с другом. Зато, словно насмехаясь, привела к церкви полковника Бурмина. И это вмешательство Рока изменило судьбы всех героев произведения.
Смысл названия «Метели» Пушкина
Судьба – это образ метели. Стихия столкнула двух людей. Разлучила их на некоторое время, чтобы они вновь нашли друг друга. Метель в произведении Пушкина превращается в тайные силы, руководящие людскими жизнями. Силы эти могут принести как радость и удачу, так и зло посмеяться.
Интересно! В повесть Метель Пушкин вкладывает мистический смысл. Рок – это будто отдельный герой в произведении, руководящий судьбами персонажей.
Маша и полковник Бурмин достойно приняли произошедшее с ними. Поэтому судьба смилостивилась и свела их вместе второй раз, дала им возможность обрести счастье. В повести Метель смысл Пушкин придает стихии, как главной движущей силе произведения.
Метель: смысл концовки
Повесть кончается на том моменте, когда полковник понял, что Маша – и есть его тайная жена по воле Судьбы. Как написал Пушкин, Бурмин побледнел и бросился к ногам Маши. Как такового счастливого финала не наблюдается: читатель не знает, как складывается дальше жизнь у главных героев.
В тягость ли им друг с другом или нет? Писатель не дает конкретного ответа. Однако, оставляет надежду на лучшее. После прочтения нет чувства недосказанности или плохого финала. Почему-то читатель уверен, что у полковника и Марии все сложится хорошо.
В произведении Пушкина Метель смысл сводится к пониманию того, что шутки Судьбы или госпожи Фортуны – это не всегда плохо. У случайностей можно найти положительную сторону. В мире существует множество случаев, происшествий, когда вмешательство свыше только помогло людям обрести счастье. История Бурмина и Маши – тому подтверждение.
Критика о повести «Метель» Пушкина («Повести Белкина»): анализ, идея и смысл
После венчания. Художник Д. Шмаринов |
Повесть «Метель» является одной из пяти «Повестей Белкина», созданных А. С. Пушкиным.
В этой статье представлена критика о повести «Метель» Пушкина из цикла «Повести Белкина»: анализ, идея и смысл произведения.
Критика о повести «Метель» Пушкина («Повести Белкина»): анализ, идея и смысл произведения
В. С. Узин:
«. В повести „Метель» все кончается ко всеобщему благополучию. Два человека, некогда, благодаря шаловливой метели, обручившиеся в церкви, в конце концов вновь обретают друг друга. Вывод: хоть и слепа, как любят говорить, судьба, но она же ведет не к беде, а к благополучию; казалось бы, она набедокурила, но вот она сама же поторопилась исправить причиненное ею зло.
Основной стержень трех повестей Белкина: „Метели», „Станционного смотрителя», „Барышни-крестьянки» представляет банальнейшая тема о конфликте воли родительской с желанием детей. Эта тема варьируется в трех повестях в зависимости от того, какая из обеих сторон проявляет в конфликте наибольшую активность: дети или родители. Эту банальную тему фактически проделал сам Пушкин, и если бы мы отвлеклись от его могучей индивидуальности, история его борьбы с семьей Гончаровых так и осталась бы банальной; и если бы поэт в своих трех повестях остался на том же уровне, эти повести не могли бы возбудить в нас ни одной плодотворной мысли и чувства.
. всегда в повестях Белкина внешние, независящие от людей обстоятельства приходят им на подмогу, когда они сами своими собственными силами не в состоянии решить свою судьбу.
В основе трагического исхода борьбы Владимира („Метель») и Вырина („Станционный смотритель») лежит следующий непреложный закон: тот, кто полагает себя сведущим и могущим, способным действовать и творить, должен терпеть поражение, ибо поистине он и несведущ и немощен, и его усилия делать разумное и целесообразное прямо противоположны достигнутым результатам.
Спаянные внутренно, повести „Метель» и „Станционный смотритель» отличаются одна от другой внешними фактами; в первой активными являются дети (Владимир), во второй—родители (Вырин), но характер действия остается в обоих один и тот же. Создав свое представление о жизни и счастье, каждый из них навязывает это свое представление другим людям, тем, которые кажутся им судьбою призванными быть их соучастниками в осуществлении намеченной цели. «
(В. С. Узин, «О повестях Белкина. Из комментариев читателя», 1924 г.)
А. Искозь:
«. Он [Пушкин] пробует упростить Татьяну, делает ее менее трагической, чтобы можно было без тени кощунства над нею посмеяться и тем освободиться от нее. И в результате является Марья Гавриловна, героиня «Метели», имеющая с Татьяной почти столько же общего, сколько гробовщик Прохоров с Дон Жуаном.
И она, по-видимому, чувствительная, настроенная на романтический лад барышня. Выросшая в той же деревенской тиши, она тоже живет мечтательной жизнью. И она, по-видимому, остается верной своему возлюбленному, сетуя о нем в течение долгих лет.
Пушкин ставит ее в самые комические положения, и, преследуя ее по пятам, придумывает целый ряд смешных каверз сплошь до объяснения в любви того, что с ней таинственно обвенчался.
Бурмин требует минуты внимания. В знак согласия закрывается книга и опускаются глаза.
«Так это были вы? и вы не узнаете меня? Бурмин побледнел и бросился к ее ногам». Так шутливо кончается мнимая драма мнимой героини, простенькой девочки, разыгравшей роль романической страдалицы.
Если отнять у Ольги [из «Евгения Онегина»] ее веселье, искренность. то перед вами готов образ Марьи Гавриловны. Вот почему герой ее романа должен быть похож на вялого и туманного Ленского. Недаром он носит его имя. Он такой же мечтательный романтик, с такой же дряблой душой и слабой волей.
Смешон он в своих мечтах, жалок, но не трагичен в своем несчастии и его преждевременная гибель ничуть не омрачает светлого и шуточного фона, на котором создан весь рассказ.
Таким образом, Владимир представляется нам пародией даже на Ленского, к которому Пушкин всегда относился несколько насмешливо.
Если действительно от трагического до комического один шаг, то это блестяще было доказано Пушкиным. Те же сюжеты, которые вдохновили его на создание великих трагических сцен и дивных глав «Евгения Онегина», при известной вариации, перевоплотились в грациозные шутки-пародии, полные настоящего юмора и детского веселья.
(А. Искозь, статья «Метель» в «Собрании сочинений А. С. Пушкина», 1910 г.)
Что скрывается за краткими репликами и скупыми жестами концовки «Метели»? Пережитая драма женщины, обреченной на одиночество, виновник ее несчастья, случаем вернувшийся и случаем влюбившийся, добившийся ответного чувства – и в решительный момент ожидаемого узнавания не узнавший в возлюбленной жертву своей «преступной проказы»… В противоположность всем канонам повесть оканчивается не мотивом любовного соединения, а мотивом вины; концовка сводит в один фокус все драматические сюжетные линии, развернутые в повести.
Эта концовка занимает двадцать шесть слов, и доминирует в ней жест и интонация. Стиль такой насыщенности и лаконизма не мог принадлежать Белкину.
. концовка «Метели» подчеркнуто и намеренно «серьезна», — и это в том месте, где мы вправе были ожидать как раз иронического обыгрывания «штампа». Если угодно, мы имеем здесь дело с «антииронией» — еще более сильным и парадоксальным средством авторского осмысления ситуации. «
(В.Э. Вацуро, статья «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
Это была избранная критика о повести «Метель» Пушкина («Повести Белкина»): анализ произведения, его идея и смысл.
Александр Пушкин, «Метель»: краткое содержание и анализ повести
Особенности прозы Пушкина
Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.
Уже в 1822 году Пушкин отмечает большой вклад Карамзина в становление русской прозы, однако отмечает, что, в отличие от стихотворных форм, язык прозы беден и не развит должным образом. Пушкин хочет добиться простоты и естественности в повествовании. Восполнить этот пробел были призваны «Повести Белкина», где писатель блестяще справляется с поставленными задачами.
Повести Белкина
«Повести Белкина» сыграли основополагающую роль в становлении реалистической прозы как в творчестве самого Пушкина, так и во всей русской литературе. Книга состоит из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Образцом подлинной прозы считал «Повести Белкина» Лев Толстой, он советовал их перечитывать постоянно. Пушкин написал произведение, которое отличала широта взгляда на жизнь и на человека. Он смог показать жизнь в целом, с ее конфликтами и противоречиями, счастьем и трагизмом.
Основные принципы пушкинского стиля – драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты – они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное – оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.
Еще одна особенность «Повестей Белкина» и всей прозы Пушкина – отказ писателя от деления героев на резко положительных и отрицательных. Пушкин показывает характер героя со всех сторон, отмечает его неоднозначность и многогранность.
Пушкин приписал авторство «Повестей» условному автору – Ивану Петровичу Белкину. Писатель характеризует его как добродушного человека, который описал события, «слышанные от разных особ». Но эти простые рассказы уже Пушкин наделяет глубоким смыслом, наблюдательностью и жизненной правдой.
Краткое содержание повести «Метель»
Повесть, которую второй поместил в «Повести Белкина» Пушкин – «Метель». Начинается она с описания семьи поместных дворян, проживающих в поместье Ненарадове: «доброго» Гаврилы Гавриловича Р*, его супруги и дочери Маши, 17 лет. Маша – завидная невеста для многих соседей. Воспитанная на любовных романах, она влюблена в заезжего армейского прапорщика, Владимира. Конечно, родители Марии Гавриловны против этих отношений.
Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.
В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.
В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.
После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.
Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин.
Мария Гавриловна: характеристика героини
Мария Гавриловна – это основной женский образ, который описывает повесть Пушкина «Метель». Девушка сентиментальна, она воспитана на французских романах. Любовь ее к Владимиру – следствие этой увлеченности. Отношения Марии и Владимира строятся также на традициях романов о любви: тайные встречи, переписка, неодобрение родителей и решение скрытно обвенчаться.
Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот. Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате – она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает. Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.
За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.
Честность, открытость, романтичность Марии делает ее продолжательницей традиций Пушкина в описании русских девушек-дворянок, например, Татьяны Лариной. Только последняя была запечатлена в стихах, а Марию Гавриловну гений писателя изобразил в прозе. Далее эти традиции переймет Маша Миронова в «Капитанской дочке».
Владимир: нераскаявшийся эгоист
Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.
Первый – Владимир, прапорщик, в которого влюблена Маша. Пушкин всячески намекает читателю, что вряд ли Владимиром движет любовь к Маше: «разумеется, молодой человек питал равные чувства», «разумеется, … счастливая мысль (о свадьбе – прим.) пришла в голову молодому человеку», «умолял в каждом письме … венчаться тайно». Владимир – эгоист, думающий только о своей выгоде. В отличие от Маши, он не испытывает сожаления по поводу того, что родители будут обмануты, нет у него чувства вины, что забирает у них дочь. Все приготовления к венчанию молодой человек откладывает на последний день, что говорит читателю о том, что свадьба для него не сакральный момент – она нужна как факт.
В отличие от Маши, «соучастницы» преступления, Владимир не испытывает никаких чувств раскаяния и сожаления. Единственное – отчаяние от того, что свадьба не состоялась. Интересно появление Владимира во сне Маши: раненый, окровавленный, он просит ее поскорее обвенчаться. Опять писателем делается упор на его эгоизм: обвенчаться несмотря на чувства девушки – во что бы то ни стало нужно выполнить задачу.
Судьба наказывает Владимира – он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.
Бурмин: переосмысление поступков
Совершенно иной полковник Бурмин. С ним Маше «просто и свободно». В прошлом повеса, он искренне влюбляется в Марию Гавриловну и открывается ей в своем проступке. Бурмин не хочет обманывать возлюбленную: со скорбью рассказывает он ей о своем проступке в прошлом, который наложил печать на его жизнь. Бурмин тоже несет наказание: невозможность жениться на любимой. Его отличие от Владимира – раскаяние. Это видно по комментариям, которыми он сопровождает рассказ Маше о той ночи: «Непонятная, непростительная ветреность», «преступная проказа», «жестоко подшутил».
Конфликт в повести
Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.
Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.
В итоге все герои наказаны судьбой. Причем, Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье – эти заканчивается повесть.
Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.
Место природной стихии в сюжете
Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.
Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.
Интересно, что отношения со стихией и ее восприятие у героев разное. Что касается Марии Гавриловны, то метель просто пытается не выпустить ее на улицу, буран кажется дурным знаком. Владимира же, напротив, метель сбивает с пути. Именно его восприятие снежной бури, плутания по заснеженному лесу занимают весомую часть повести. Владимир больше всех заинтересован в браке с Машей, он действует в пылу своего эгоизма, поэтому метели необходимо больше времени, чтобы отвести его в сторону, не дать осуществиться планам. Примечательно, что Пушкин, описывая восприятие Владимиром метели, использует слова, обозначающие время: «В одну минуту дорогу занесло», «поминутно был по пояс в снегу», «не прошло и минуты». Это показывает нам, как герой спешит. Он не думает о Маше, как там она, не переживает ли – ему важно успеть заключить брак.
Если Владимира метель отводит от церкви, то Бурмина, наоборот, приводит туда. Он говорит Маше: «казалось, кто-то меня так и толкал». Бурмин признает, что им двигала какая-то неведомая сила.
И хоть восприятие метели у всех трех героев разное – их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.
Особенности композиции
Повесть Пушкина «Метель» имеет линейную композицию. Однако, отличается рядом особенностей:
Композиционно произведение Пушкина «Метель» сопоставляет две стороны человеческой жизни: романтическую и реальную. К первой писатель относится иронически, даже высмеивает ее. Романтическая – это «любовь» Маши и Владимира, которая подпитывается тягой девушки к любовным романам. Вторая, реальная, – это быт, обстоятельства, которые окружают героев.
Художественное своеобразие «Метели»
Пушкин поставил себе целью создать такую прозу, которая, по его словам, будет «не петь, а говорить». Отсюда и предельная экономия художественных средств в повествовании. Знакомство читателя с героями происходит с первых же строк, отсутствуют портретные характеристики. Например, про Марию Гавриловну сказано только, что она была «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица».
Все же в повести можно встретить эпитеты, особенно при описании метели: «мутная мгла» и метафоры: «равнина, устланная белым волнистым ковром». Но эти тропы использованы писателем очень скупо. Чаще даже в описании стихии встречаются глаголы: так событиям придается динамика. Пушкину не важно описать стихию, главное – какую роль она сыграет в судьбе героев.
«Метель» в музыке
Повесть легла в основу фильма, композитором на который был приглашен известный русский композитор Георгий Свиридов. К повести Пушкина «Метель» он написал такое музыкальное сопровождение, которое предельно точно раскрывает психологическое состояние героев: отчаяние, тревогу, надежду на счастье. Свиридов вводит формы, которые не употреблял Пушкин. Например, «Романс», который придает колорит произведению, показывает романтичные настроения Маши и Владимира.
Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.